Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6: Основы обучения детей двигательным действиям
Формирование двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения 1. Определение основных понятий “двигательные умения”, “двигательный навык”, “умение высшего порядка”. 2. Многоуровневая система управления двигательными действиями. 3. Закономерности формирования двигательных навыков. 4. Условия формирования двигательных навыков у детей. 5. Задачи формирования двигательных навыков на различных возрастных этапах. 6. Диагностика двигательных навыков детей 2 - 7 лет.
Литература
а) основная 1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М., 1990. 2. Грядкина Т.С. Тесты для оценки физической подготовленности старших дошкольников. //Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии, медицине - Межвуз сб. науч. трудов. - СПб.: Образование, 1993.
б) дополнительная 1. Бадалян Л., Миронов А. Двигательные функции ребенка //Дошкольное воспитание, 1975, № 9. 2. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений //Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1994, Т.2.
Формы отчетности 1. Оценить уровень развития навыков у ребенка старшего дошкольного возраста в одном из видов основных движений.
При изучении данной темы необходимо уяснить сущность понятий “двигательные умения”, “двигательный навык”, “умения высшего порядка”, разобраться в физиологических основах двигательных действий (роли различных отделов нервной системы в управлении движениями, основными положениями теории функциональных систем П.К. Анохина), освоить учение Н.А. Бернштейна об уровнях управления движениями, понять специфику овладения движениями детьми дошкольного возраста.
Развитие двигательных (физических) качеств у детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения 1. Понятия “двигательные качества”, “физические способности”, “врожденные задатки”, “психофизические качества”. 2. Закономерности развития двигательных способностей (гетерохронность, этапность, фазность, перенос). 3. Быстрота, ее характеристика. Особенности развития у детей. Условия и средства развития быстроты у дошкольников. 4. Сила, ее характеристика. Особенности развития силы у детей. Условия и средства развития силы у дошкольников. 5. Выносливость, ее характеристика. Особенности развития выносливости у дошкольников. 6. Ловкость, ее характеристика. Особенности развития ловкости у детей. Условия и средства развития ловкости у дошкольников. 7. Гибкость, ее характеристика. Особенности развития гибкости у детей. Условия и средства развития гибкости у дошкольников. 8. Ведущие двигательные качества на различных этапах (3 - 7 лет). 9. Взаимосвязь и взаимообусловленность развития двигательных качеств и формирование двигательных навыков. 10. Методика оценки двигательных качеств у дошкольников. Шкала оценки темпов прироста двигательных качеств у детей дошкольного возраста.
Литература а) основная 1. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников /Сост. Ноткина Н.А.. - СПб.: Образование, 1993. 2. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста /Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. - СПб.: Акцидент, 1999. 3. Развитие двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения /Автор составитель Н.А. Ноткина. - СПб.: ЛОИУУ, 1995. 4. Тренажеры для дошкольников. Метод.рек. /Сост Т.С. Грядкина. - СПб.: Образование, 1992.
б) дополнительная 1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей. – Ярославль:Гринго, 1996. 2. Грядкина Т.С. Подвижные игры как средство коррекции замедленной сенсомоторной реакции у детей пятого и шестого года жизни //Герц.чтения. Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. - СПб.: Образование, 2000, с. 90-93. 3. Грядкина Т.С. Спортивно-компьютерные тренажеры как средство формирования культуры движения и развития психики дошкольников //Общество и детство: права ребенка Тез.докл.и сообщ. 5 межд.конф. “Ребенок в современном мире”. - СПб.: Омега, 1998, с. 195- 197. 4. Назарова Н. Игровой стретинг /Оздоровление детей в организованных коллективах: Практическое руководство. /Под ред. С.Д. Соловей. - Ривьера, 1995, с. 50 - 55. 5. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. /Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Б. Быкова. - СПб.: Акцидент, 1999. 6. Парамонов Р.В., Седов К.М. Влияние упражнений развивающей направленности на физическое развитие физическую подготовленность девочек 4-5 лет.//Теория и практика физической культуры, 1995, № 11, с. 43-45. 7. Шлык Н.И., Загуменова В.М., Выдрин З.В. Влияние различных двигательных режимов на уровень физической работоспособности и сомато-вегетативных сдвигов у дошкольников с дефектами осанки.//Теория и практика физической культуры., 1984, № 11, с. 34-36.
Формы отчетности Составить портрет одного ребенка, характеризующий уровень развития у него двигательных качеств.
При работе над литературой по данной теме следует обратить внимание на характеристики каждого двигательного качества, его специфику, физиологические механизмы развития, взаимосвязь развития двигательных качеств и формирование двигательных навыков. Это позволит понять специфику создания условий для развития отдельных двигательных качеств и методики их развития у детей дошкольного возраста. Особое внимание необходимо обратить на динамику двигательных качеств как основу для построения программ индивидуального развития движений каждого ребенка.
Принципы и методы обучения детей движениям
Вопросы для обсуждения 1. Принципы обучения детей движениям, их специфика. 2. Этапы процесса обучения движениям, своеобразие их применения в разных возрастных группах (в раннем возраста, младшем, среднем, старшем дошкольном). 3. Специфика освоения сложных физических упражнений дошкольниками.
Литература
а) основная 1. Организация и содержание подготовительного периода к обучению детей основным движениям: Метод.рек. /Сост. Грядкина Т.С. - СПб.: ЛОИУУ, 1993. 2. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.В. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. - М.: Академия, 1999.
б) дополнительная 1. Глумунушина Н., Финадеева Л. Сделаем спорт наглядным /Обруч, 1998., №4. 2. Дербицкая С. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей //Дошкольное воспитание, 1996, № 8. 3. Формы отчетности На основе литературы заполнить таблицу, показывающую специфику использования методов обучения в разных возрастных группах.
При изучении данной темы необходимо понять специфику применения общедидактических принципов при обучении детей физическим упражнениям, изменение методов и приемов обучения двигательным действиям в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей конкретной группы, осознать задачи, содержание каждого этапа обучения: подготовительного, основного, заключительного.
Контрольно-диагностическое задание
1. Без каких методов обучения нельзя обойтись на этапах ознакомления, разучивания и закрепления двигательного действия? Объясните целесообразность применения отдельных методов. 2. Перечислите основные приемы, которые Вы будете использовать на этапе ознакомления детей с прыжками в длину с разбега, метанием «из-за спины через плечо». 3. На примере любого физического упражнения разъясните, как оно будет выполняться на уровне умения и навыка. 4. Приведите наиболее типичные упражнения для развития разных двигательных качеств у детей в младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада.
Date: 2015-12-12; view: 1729; Нарушение авторских прав |