Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов-заочников педагогического





Учебное пособие

факультета

 

Преподаватель: кандидат филологических наук, доцент Старых Л.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.

Раздел I. Искусство выразительного чтения.

Вопросы для повторения.

Раздел II. Техника речи.

Дыхание. Голос. Дикция. Вопросы для повторения.

Раздел III. Средства речевой выразительности.

Интонация. Логическое ударение. Паузы. Темп. Сила голоса. Высота голоса. Манера держаться во время чтения. Вопросы для повторения.

Раздел IV. Подготовка к выразительному чтению и формирование критерия оценки качества чтения.

Подготовка к выразительному чтению. Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Формирование критерия оценки качества чтения. Вопросы для повторения.

Раздел V. Чтение рассказов.

Особенности чтения рассказов. Примерный анализ рассказа Л.Толстого «Косточка». Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа Л. Тол­стого «Косточка». Вопросы для повторения.

Раздел VI. Чтение сказок.

Особенности чтения сказок. Примерный анализ сказ­ки «Морозно» . Примерный план подготовки к выра­зительному чтению сказки «Морозко». Вопросы для повторения.

Раздел VII. Чтение стихотворений.

Особенности чтения стихотворений. Примерный ана­лиз стихотворного отрывка «Не ветер бушует над бором» из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос». Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворного отрывка «Не ветер бушует над бором» из поэмы «Мороз, Красный нос». Примерный ана­лиз стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Вопросы для повторения.

Раздел VIII. Чтение басен.

Особенности чтения басен. Примерный анализ бас­ни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Примерный план подготовки к выразительному чтению басни И. Кры­лова «Стрекоза и Муравей». Вопросы для повторения.

Библиография.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное пособие предназначается для студентов очной и за­очной форм обучения педагогического факультета. Цель пособия — оказать помощь студентам в их самостоятельной работе над курсом.



Пособие состоит из следующих разделов.

1. Искусство выразительного чтения.

2. Техника речи.

3. Средства речевой выразительности.

4. Подготовка к выразительному чтению и формирование критерия оценки качества чтения.

5. Чтение .рассказов.

6. Чтение сказок.

7. Чтение стихотворений.

8. Чтение басен.

В каждом разделе кратко излагаются основные по­ложения теории выразительного чтения, прилагаются вопросы повторения пройденной темы и даются тренировочные задания.

В разделах, где рассматриваются особенности чтения произведений различных литературных жанров, дается примерный анализ текста и план подготовки его к чте­нию. Этот анализ и план могут служить образцом при работе студентов на практических занятиях и для самостоятельной работы над произведением.

При составлении тренировочных упражнений преду­смотрено, что студенты могут проводить их самостоя­тельно в межсессионный период и на замятиях во время сессии, что дает возможность работать не только индивидуально, но и коллективно. Коллективные упражне­ния помогут студентам развить навыки общения с ауди­торией, научиться оценивать качество чтения товари­щей, а в связи с этим и своих учеников, критически подходить к выразительности своего чтения. Выполнение предложенных упражнений послужит хорошей школой в подготовке студентов к педагогической практике ик са­мостоятельной учебно-воспитательной работе.

Задания, расположенные после каждого раздела, выполняются коллективно на занятиях в аудитории. Заочниками они должны быть выполнены самостоятельно.

В конце пособия прилагается библиография. Реко­мендуемые в ней работы позволят студентам углубить свои знания по вопросам теории и практики выразитель­ного чтений.


Раздел 1

ИСКУССТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Выразительное чтение является неотъемлемой частью знакомства с произведениями художественной литературы, так как именно в живом, звучащем слове наиболее полно проявляются как грамматические законы языка, так и его идейно-об­разная сторона.

Выразительное чтение оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, на их идейное, нравствен­ное и эстетическое воспитание, способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведе­ние как произведение искусства. Поэтому овладение на­выками выразительного чтения — профессиональная за­дача каждого педагога.

Выразительное чтение — это искусство, суть которого состоит в творческой передаче литературного – произве­дения в действенном, звучащем слове. В связи с этим оно должно отвечать следующим требованиям:

1) глубокое понимание читающим мыслей автора;

2) четкое представление — видение — того, что изображается в произведении;

3)определение цели (задачи), с которой произведе­ние передается слушателю;



4) выявление собственного отношения к тому, о чем рассказывается в тексте;

5) стремление убедительно раскрыть слушателю идейно-образное содержание произведения и вызвать у него переживания и оценки, аналогичные переживаниям и оценкам чтеца;

6) соблюдение орфоэпических норм, ясности и чет­кости произношения.

Выразительное чтение строится на тех же принци­пах, что и профессиональное искусство художественно­го слова (чтения), в основе которого лежит система К. С. Станиславского.

Различие между выразительным и профессиональным художественным чтением состоит в степени мастерства, в глубине, полноте и яркости передачи произве­дения.

Педагогические учебные заведения готовят не чте­цов профессионалов, а педагогов, которые должны уметь осознанно, эмоционально и орфоэпически грамотно прочитать любой текст, поэтому здесь целесообразно употреблять термин «выразительное чтение», обозна­чающий как бы первую ступень мастерства художест­венного слова.

Выразительное чтение сегодня занимает большое место в учебно-воспитательной работе. Про­грессивная русская педагогика всегда придавала боль­шое значение этой дисциплине. Начиная с 30-х годов прошлого столетия вы разительное чтение стало препо­даваться в учебных заведениях России. Под воздействи­ем мощного роста прогрессивной русской литературы и в связи с необходимостью ознакомления детей с произведениями этой литературы, а также под влиянием раз­вития искусства художественного слова выразительное чтение с 50—60-х годов прошлого века прочно внедрилось в учебных заведениях.

Передовые русские педагоги (В.П. Острогорский, В.П. Шереметевский, Ю.Э. Озаровский и др.) смотрели на выразительное чтение как на действенное средство познавания идейно-художественного смысла произведе­ния :и как на могучее орудие воспитания подрастающего поколения.

Продолжая традиции лучших педагогов прошлого, наши советские педагоги-методисты (М.А. Рыбникова, В.В, Голубков, Т.Ф. Завадская, Н.О. Корст, Е.В.Язовицкий и др.) признают огромную ценность выразитель­ного чтения для обучения и воспитания детей.

«Выразительное чтение — это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание — метод его вы­разительного произнесения»,— писала педагог-методист М. А. Рыбникова.

В курсе выразительного чтения перед студентом ставятся две задачи: научиться самостоятель­но готовиться к чтению художественного произведения, с тем чтобы выразительно прочитать его детям, и овла­деть методикой обучения детей выразительному чтению.

Обучение выразительному чтению в начальной школе должно идти главным образом по трем направлениям: по линии уроков русского языка, объяснительного и вне­классного чтения. Помимо этого, работу по выразитель­ному чтению следует вести на всех уроках (не исключая и математики), а также во время внеклассной работы и в процессе повседневного общения с детьми.

Читая, рассказывая или разговаривая с детьми, педа­гог обязан постоянно следить за своей речью, помня, что для ребенка его речь — пример для подражания. Одно­временно с этим ему необходимо внимательно наблю­дать за речью детей: добиваться, чтобы она была содер­жательной, яркой, эмоционально богатой, литературно грамотной, четкой, понятной окружающим, без излиш­ней торопливости, захлебываний и проглатывания зву­ков, не слишком тихой, но и не крикливой. Учителю надо научить детей выявлять наиболее существенное в содер­жании прочитанного и на этой основе правильно пере­давать основные мысли и чувства автора.

Чтобы выполнить поставленные задачи, помимо на­выков выразительного чтения, нужда общая культура: учитель нашего подрастающего поколения должен быть человеком образованным, обладающим эстетическим вкусом, грамотной выразительной речью, ему нужно много читать, быть в курсе литературных новинок, посе­щать концерты художественного чтения, прослушивать магнитофонные записи с выступлениями мастеров худо­жественного слова. Только в этом случае он сумеет привить детям любовь к литературе, научить их вырази­тельно читать художественное произведение.

 

Вопросы для повторения

1. Что понимают под искусством выразительного чтения?

2. Какова его роль в учебно-воспитательной работе?

3. Каким требованиям должно отвечать выразительное чтение?

4. Есть ли принципиальная разница между выразительным чте­нием и художественным словом?

5. Каких вы знаете современных мастеров художественного слова?

6. Когда выразительное чтение начало вводиться в учебных заведениях России?

7. Какие задачи стоят перед педагогом в работе над вырази­тельным чтением?

 

Раздел II

ТЕХНИКА РЕЧИ

 






Date: 2016-02-19; view: 1138; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию