Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для студентов-заочников педагогическогоСтр 1 из 23Следующая ⇒
Учебное пособие факультета
Преподаватель: кандидат филологических наук, доцент Старых Л.В. Предисловие. Раздел I. Искусство выразительного чтения. Вопросы для повторения. Раздел II. Техника речи. Дыхание. Голос. Дикция. Вопросы для повторения. Раздел III. Средства речевой выразительности. Интонация. Логическое ударение. Паузы. Темп. Сила голоса. Высота голоса. Манера держаться во время чтения. Вопросы для повторения. Раздел IV. Подготовка к выразительному чтению и формирование критерия оценки качества чтения. Подготовка к выразительному чтению. Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Формирование критерия оценки качества чтения. Вопросы для повторения. Раздел V. Чтение рассказов. Особенности чтения рассказов. Примерный анализ рассказа Л.Толстого «Косточка». Примерный план подготовки к выразительному чтению рассказа Л. Толстого «Косточка». Вопросы для повторения. Раздел VI. Чтение сказок. Особенности чтения сказок. Примерный анализ сказки «Морозно». Примерный план подготовки к выразительному чтению сказки «Морозко». Вопросы для повторения. Раздел VII. Чтение стихотворений. Особенности чтения стихотворений. Примерный анализ стихотворного отрывка «Не ветер бушует над бором» из поэмы Н. Некрасова «Мороз, Красный нос». Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворного отрывка «Не ветер бушует над бором» из поэмы «Мороз, Красный нос». Примерный анализ стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Вопросы для повторения. Раздел VIII. Чтение басен. Особенности чтения басен. Примерный анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Примерный план подготовки к выразительному чтению басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Вопросы для повторения. Библиография. ПРЕДИСЛОВИЕ Данное пособие предназначается для студентов очной и заочной форм обучения педагогического факультета. Цель пособия — оказать помощь студентам в их самостоятельной работе над курсом. Пособие состоит из следующих разделов. 1. Искусство выразительного чтения. 2. Техника речи. 3. Средства речевой выразительности. 4. Подготовка к выразительному чтению и формирование критерия оценки качества чтения. 5. Чтение.рассказов. 6. Чтение сказок. 7. Чтение стихотворений. 8. Чтение басен. В каждом разделе кратко излагаются основные положения теории выразительного чтения, прилагаются вопросы повторения пройденной темы и даются тренировочные задания. В разделах, где рассматриваются особенности чтения произведений различных литературных жанров, дается примерный анализ текста и план подготовки его к чтению. Этот анализ и план могут служить образцом при работе студентов на практических занятиях и для самостоятельной работы над произведением. При составлении тренировочных упражнений предусмотрено, что студенты могут проводить их самостоятельно в межсессионный период и на замятиях во время сессии, что дает возможность работать не только индивидуально, но и коллективно. Коллективные упражнения помогут студентам развить навыки общения с аудиторией, научиться оценивать качество чтения товарищей, а в связи с этим и своих учеников, критически подходить к выразительности своего чтения. Выполнение предложенных упражнений послужит хорошей школой в подготовке студентов к педагогической практике ик самостоятельной учебно-воспитательной работе. Задания, расположенные после каждого раздела, выполняются коллективно на занятиях в аудитории. Заочниками они должны быть выполнены самостоятельно. В конце пособия прилагается библиография. Рекомендуемые в ней работы позволят студентам углубить свои знания по вопросам теории и практики выразительного чтений. Раздел 1 ИСКУССТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ Выразительное чтение является неотъемлемой частью знакомства с произведениями художественной литературы, так как именно в живом, звучащем слове наиболее полно проявляются как грамматические законы языка, так и его идейно-образная сторона. Выразительное чтение оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, на их идейное, нравственное и эстетическое воспитание, способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства. Поэтому овладение навыками выразительного чтения — профессиональная задача каждого педагога. Выразительное чтение — это искусство, суть которого состоит в творческой передаче литературного – произведения в действенном, звучащем слове. В связи с этим оно должно отвечать следующим требованиям: 1) глубокое понимание читающим мыслей автора; 2) четкое представление — видение — того, что изображается в произведении; 3)определение цели (задачи), с которой произведение передается слушателю; 4) выявление собственного отношения к тому, о чем рассказывается в тексте; 5) стремление убедительно раскрыть слушателю идейно-образное содержание произведения и вызвать у него переживания и оценки, аналогичные переживаниям и оценкам чтеца; 6) соблюдение орфоэпических норм, ясности и четкости произношения. Выразительное чтение строится на тех же принципах, что и профессиональное искусство художественного слова (чтения), в основе которого лежит система К. С. Станиславского. Различие между выразительным и профессиональным художественным чтением состоит в степени мастерства, в глубине, полноте и яркости передачи произведения. Педагогические учебные заведения готовят не чтецов профессионалов, а педагогов, которые должны уметь осознанно, эмоционально и орфоэпически грамотно прочитать любой текст, поэтому здесь целесообразно употреблять термин «выразительное чтение», обозначающий как бы первую ступень мастерства художественного слова. Выразительное чтение сегодня занимает большое место в учебно-воспитательной работе. Прогрессивная русская педагогика всегда придавала большое значение этой дисциплине. Начиная с 30-х годов прошлого столетия вы разительное чтение стало преподаваться в учебных заведениях России. Под воздействием мощного роста прогрессивной русской литературы и в связи с необходимостью ознакомления детей с произведениями этой литературы, а также под влиянием развития искусства художественного слова выразительное чтение с 50—60-х годов прошлого века прочно внедрилось в учебных заведениях. Передовые русские педагоги (В.П. Острогорский, В.П. Шереметевский, Ю.Э. Озаровский и др.) смотрели на выразительное чтение как на действенное средство познавания идейно-художественного смысла произведения:и как на могучее орудие воспитания подрастающего поколения. Продолжая традиции лучших педагогов прошлого, наши советские педагоги-методисты (М.А. Рыбникова, В.В, Голубков, Т.Ф. Завадская, Н.О. Корст, Е.В.Язовицкий и др.) признают огромную ценность выразительного чтения для обучения и воспитания детей. «Выразительное чтение — это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе, которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка. Мы не отрицаем наглядности зрительной, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание — метод его выразительного произнесения»,— писала педагог-методист М. А. Рыбникова. В курсе выразительного чтения перед студентом ставятся две задачи: научиться самостоятельно готовиться к чтению художественного произведения, с тем чтобы выразительно прочитать его детям, и овладеть методикой обучения детей выразительному чтению. Обучение выразительному чтению в начальной школе должно идти главным образом по трем направлениям: по линии уроков русского языка, объяснительного и внеклассного чтения. Помимо этого, работу по выразительному чтению следует вести на всех уроках (не исключая и математики), а также во время внеклассной работы и в процессе повседневного общения с детьми. Читая, рассказывая или разговаривая с детьми, педагог обязан постоянно следить за своей речью, помня, что для ребенка его речь — пример для подражания. Одновременно с этим ему необходимо внимательно наблюдать за речью детей: добиваться, чтобы она была содержательной, яркой, эмоционально богатой, литературно грамотной, четкой, понятной окружающим, без излишней торопливости, захлебываний и проглатывания звуков, не слишком тихой, но и не крикливой. Учителю надо научить детей выявлять наиболее существенное в содержании прочитанного и на этой основе правильно передавать основные мысли и чувства автора. Чтобы выполнить поставленные задачи, помимо навыков выразительного чтения, нужда общая культура: учитель нашего подрастающего поколения должен быть человеком образованным, обладающим эстетическим вкусом, грамотной выразительной речью, ему нужно много читать, быть в курсе литературных новинок, посещать концерты художественного чтения, прослушивать магнитофонные записи с выступлениями мастеров художественного слова. Только в этом случае он сумеет привить детям любовь к литературе, научить их выразительно читать художественное произведение.
Вопросы для повторения 1. Что понимают под искусством выразительного чтения? 2. Какова его роль в учебно-воспитательной работе? 3. Каким требованиям должно отвечать выразительное чтение? 4. Есть ли принципиальная разница между выразительным чтением и художественным словом? 5. Каких вы знаете современных мастеров художественного слова? 6. Когда выразительное чтение начало вводиться в учебных заведениях России? 7. Какие задачи стоят перед педагогом в работе над выразительным чтением?
Раздел II ТЕХНИКА РЕЧИ
Date: 2016-02-19; view: 3746; Нарушение авторских прав |