Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самосознание





Развитию самосознания личности отводится центральная роль в юношеском возрасте (по мнению Л.С. Выготского). Происходитоткрытие Я, собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся уникальными самому субъекту.

Я-концепция: Я - концепция становитсяболее реалистичной, независимой от мнения окружающих. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция, (особенно заниженная самооценка и самоуважение), влияют на формирование социальной пассивности, одиночества, конформизма, агрессивности, преступности и т.д.

Отношение к будущему: изменение отношения к будущему (подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, юноша смотрит на настоящее с позиции будущего).

Основная специфика возраста – ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь.

Идентичность личности

В юношеском возрасте продолжается процесс формирования идентичности и разрешение кризиса идентичности, которые в западной психологии обозначаются как процесс самоопределения.Основной фактор, оказывающий влияние на формирование идентичности: социальные референтные группы.

Виды формирования идентичности (или состояния), которые выделил Дж.Марсиа, развивая теорию Э.Эриксона, по основанию прохождения периода принятия решения (кризиса идентичности) и принятия на себя обязательств по отношению к ряду выборов (система ценностей, будущий профессиональный путь):

 

статус процесс принятия решения принятия на себя обязательств Особенности прохождения, последствия
предрешенности Не прошли, выбор определен другими людьми или самими ранее приняли ровно, с незначительными конфликтами, без активного экспериментированиянет тревоги; ценности авторитарные; сильная позитивная привязанность к значимым другим
диффузный не прошли, не выбрали проф. роль, моральный кодекс, избегают выбора не приняли отсутствует направленность, сосредоточенность на сиюминутных желаниях, либо экспериментирование без конкретных планов и целей (в ситуации отвержения или пренебрежения со стороны равнодушных родителей)
моратория находятся в середине находятся в середине тревога; борьба с конфликтующими ценностями и предпочтениями; амбивалентные отношения с родителями
достижение идентичности приняли приняли пытаются жить по самостоятельно сформированному моральному кодексу; чувства по отношению к семье уравновешены

 

Достижение идентичности - наиболее желаемый и зрелый статус.

Жизненные планы, мир и жизненный путь личности в юношеском возрасте

Жизненный путь

Основные варианты жизненного пути в юношеском возрасте после окончания школы: обучение, поиски работы, для юношей – служба в армии.

Обучение. Образование в России снова становится важной ценностью. Преимущества продолжения образования с точки зрения молодых людей: приобретение квалификации; подготовка к взрослой жизни; продвижение вверх; «дверь в относительно обеспеченную жизнь при возможности заниматься любимым делом»; отсрочка окончательного выбора, возможность еще немного побыть ребенком. Недостатки: зависимость от родителей; не приобретается практический опыт.

Продуктивность обучения в системе профессионального образования во многом зависит от стиля студенческой жизни, связанной с особой субкультурой. Ф. Райс выделяет 4 типа субкультуры колледжей:

ü студенческая: основное содержание жизни - отдых, развлечения, обучение второстепенно;

ü профессиональная: направленность на профподготовку;

ü академическая: ценность – не диплом, а знания и идеи, углубленное изучение предметов;

ü нонконформистская: отличает инакомыслие, составляют студенты - социальные мятежники, ведущие богемный образ жизни, яркие личности.

Работа в юношеском возрасте

Преимущества работы: материальная независимость, самостоятельность, удовлетворение потребности «ощутить себя по настоящему взрослым»; практические навыки, жизненный опыт.

Недостатки работы: высокая ответственность; невозможность найти интересную работу при отсутствии квалификации; низкая зарплата.

Еще один жизненный путь, имеющий проблемный характер: бегство от общества в психоактивные вещества, религиозные секты, суицид и т.д. Если это становится преобладающим, то человек бросает учебу, работу.

Основные причины негативного жизненного пути: нерешенные проблемы самоопределения; неудачи; ощущения вакуума (детство кончилось, взрослым человек себя не чувствует, что делать не знает); скука; нежелание трудиться; желание получить новые впечатления, забыть о «серой жизни».

Date: 2016-02-19; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию