Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика структуры самосознания раскрывается в соответствии со структурными звеньями самосознания в понимании B.C.Мухиной
Развитие Я как члена семьи. Развитие взрослого человека предполагает наличие у него нескольких аспектов его Я: личного как члена семьи и профессионального, взаимосвязанных между собой, способствует развитию остальных. Возможные нарушения в структуре Я в зрелом возрасте ü потеря личного Я и гипертрофированное развитие Я как члена семьи через слияние человека с ролью родителя или супруги, утрата которой может привести к переживанию кризиса идентичности; ü гипертрофированное развитие профессионального Я, при котором наблюдается не всегда осознанное стремление перенести в семью специфику профессионального общения и поведения; ü ситуация угрозы стабильности личному Я, которая может быть обусловлена тяжелой болезнью или смертью родителей, что может восприниматься как прообраз собственной утраты самостоятельности, контроля, актуализировать старые конфликты, связанные с детской зависимостью или другие проблемы семейных отношений между родителями и ребенком или между сиблингами [41]. Существенные изменения в развитии Я как члена семьи происходят при рождении первых внуков: событие становится символом собственного старения либо воспринимается как личностное достижение, наполняя чувством радости и гордости, позволяя реализовать возможность другой, более зрелой и осознанной любви к внукам, поскольку в молодости не всегда осознанно воспринималось собственное родительство. Развитие Я как профессионала Зрелый возраст – это этап стабилизации карьеры, когда человек занимает прочное положение в выбранной сфере деятельности. В середине жизни многие люди проходят через период серьезной переоценки профессиональной карьеры, что может быть связано с переживанием несоответствия своих ожиданий от нее, желаемых темпов продвижения и реальной ситуации. В ситуации резких изменений ценностных ориентации, возвращения стремлений, идеалов молодости, стремления к самоактуализации человек может сменить профессиональную деятельность. Основные проблемы этого периода, связанные с профессиональной самореализацией: ü Потеря работы, безработица, влияющие на нарушение социальной идентичности, создающие угрозу самооценке личности, усиливающие семейные конфликты. ü Профессиональная деформация - изменения личности, возникающие в процессе профессиональной деятельности, нарушающие ее целостность, снижающие адаптивные возможности, а также эффективность профессионального функционирования. Профессиональная деформация приводит к профессиональному выгоранию — эмоциональному истощению людей, следствием которого могут быть депрессии, психосоматические заболевания, алкоголизм. Профессиональному сгоранию наиболее подвержены люди с низкими показателями силы Я, сниженным самоуважением, чувством социальной незащищенности, неуверенностью в социально-экономической стабильности, испытывающие недостаток социальной поддержки. Для профилактики и коррекции профессионального выгорания полезно: выстроить границы между личным и профессиональным Я, т.е. отделения личной жизни от профессиональной; формирование интересов, не связанных с работой. ü Полное или частичное слияние профессиональной и личностной идентичности, когда профессиональная деятельность является единственным объектом приложения активности человека, источником получения удовольствия, занимает все его свободное время, практически не развивается личное и семейное Я человека. ü Профессиональный стресс, негативно влияющий на здоровье людей. В зрелости развитие Я как профессионала взаимосвязано с развитием личности человека в целом, когда профессиональное Я может содействовать укреплению личностной идентичности или же полностью заменять ее. В этом случае возможен серьезный личностный кризис при уходе человека на пенсию и лишении его профессионального Я. Имя. В период взрослости происходит окончательное закрепление «узкого» (каким обычно называют человека близкие родственники и друзья) и «широкого» имени (используемого в его профессиональной деятельности). Притязание на признание. Для большинства людей важным является: признание на социальный успех; притязания на самопризнание, т.е. наличие самопринятия - положительного оценивания своих способностей, энергии, самостоятельности, возможности контролировать свою жизнь, вера в свои силы. При угрозе снижения самоуважения некоторые люди используют следующие защитные механизмы, описанные Е.Т.Соколовой: ü самоукрашивание и образование «слепых» пятен восприятия, проявляющиеся в приписывании себе привлекательных качеств, переводе недостатков в добродетели, или же в том, что какую-то часть реальности человек не видит вообще; ü привлечение рациональных аргументов в свою пользу, т.е. склонность к чрезмерной аргументации, сверхдетализированности, навязчивой пунктуальности; ü использование другого человека в качестве эмоционального донора, приписывание ему ответственности за собственное благополучие и счастье. Длительное пребывание в ситуации угрозы сохранению положительного самоотношения может привести к появлению у человека депрессивных переживаний, психосоматических заболеваний. Поэтому важно, особенно во второй половине зрелости, когда станут заметными телесные изменения и может снизиться эффективность деятельности, обеспечить стабилизацию самоотношения и «сохранение позитивной установки в адрес Я» [20]. Время. Важно достижение гармонии - одновременно жить настоящим, опираться на богатство своего прошлого и устремляться в будущее. Проблемы отношений со временем: сохранение у многих людей и в зрелости подростковой устремленности в будущее, т. е. установка на то, что происходит еще не жизнь, а подготовка к жизни, а сама жизнь еще впереди и время не ценится. Последствиями этого являются: неиспользование возможностей настоящего; появление ощущения законченности жизни, сожаление о несделанном; слишком определенное представление о будущем, в котором человек не видит ничего нового, интересного. Необходимо: ретроспективно взглянуть на прошлое, увидеть его ошибки и ценности, определить желаемые цели на будущее и, встретиться со своим настоящим, научиться жить «здесь и сейчас». Права и обязанности. Представление человека о своих правах и обязанностях в зрелом возрасте во многом определяется ценностными ориентациями, обычно представленными через семейные или социальные роли либо через общественные нормативы жизнедеятельности. Половая идентификация. С возрастом происходят изменения в половой активности мужчин и женщин: у мужчин могут снижаться интенсивность и настоятельность полового инстинкта, затрудняться эрекция, ослабевать уверенность в ее наступлении; у некоторых женщин интерес к половой жизни может повышаться, в особенности у тех, для которых он компенсирует острое переживание снижения своей внешней привлекательности [50]. Существует зависимость между успешностью самореализации и удовлетворенностью телом: человек, достигший успешной самореализации, более высоко оценивает свое тело, чем человек, имеющий трудности в самореализации. 7. Межличностное общение Особенности межличностного общения в период взрослости: сужение круга общения, поскольку много времени и энергии тратится на воспитание детей, упрочение карьеры;снижение интереса к общению с друзьями юности, если пути развития людей слишком различны; появление новых друзей при способности человека к близости, установление более зрелых и глубоких отношений, чем в юности. Основные функции дружеского общения: - терапевтическая – удовлетворение потребности в поддержке, выслушивании, отреагировании негативных чувств, вызванных семейными или профессиональными конфликтами; - компенсирующая - компенсация неудовлетворенных в браке несексуальных потребностей, удовлетворение потребности в признании, симпатии, уважении, которых нет в браке. - структурирование времени - совместные развлечения, праздники; - развивающая - взаимный обмен чувствами, опытом, информацией, общение как источник развития пары. Функции дружеских отношений на работе: повышение смысла в работе; дополнительная эмоциональная поддержка. Особенности внутрисемейного общения: качество общения родителей с детьми и друг с другом определяется способностями устанавливать близкие отношения. Динамика общения родителей и детей в зависимости от возраста последних: - поступление ребенка в школу: общение во многом опосредуется школой, основные конфликты концентрируются вокруг школьных неуспехов ученика и они могут усугубляться при стремлении родителей компенсировать через ребенка собственное чувство неполноценности; - период препубертата (младший подростковый возраст): возрастает конфликтность в общении между родителями и подростком по причинам эмоциональной неуравновешенности подростка и непонимания родителями изменений, происходящих с ним, стремлении сохранить жесткий контроль над ним; - эмоциональное отделение подростка от семьи проявляется в оппозиции родителям, отстаивании своих прав, увеличении трудностей взаимоотношений между родителями в ситуации отсутствия между ними эмоциональной близости; - период реального перехода взрослых детей к самостоятельной жизни: страх родителей отпустить от себя ребенка, в особенности у одиноких женщин; у некоторых супругов обновление отношений, желание пожить для себя, получить радость от довольно свободной жизни. 8. Кризисы взрослости Хронологические сроки нормативных кризисов в период взрослости: около 20 лет, около 30 лет (28-34), 40-45, 55-60, в позднем возрасте. Возникновение, продолжительность, острота прохождения кризисов взрослости зависит от личных обстоятельств. Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов: - постоянство основных видов деятельности в отличие от детства, когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей; - изменения происходят внутри самих основных деятельностей, в их соотношении между собой; - большие временные разрывы (7-10 лет) между кризисами, их зависимость в большей степени не от хронологического возраста, а от социальной ситуации, личных обстоятельств жизни; - развитие в период между кризисами происходит не столь экстенсивно; - большая осознанность кризиса и более скрытное протекание для окружающих; - важная роль активной внутриличностной работы в преодолении кризиса, усилий самого человека. Date: 2016-02-19; view: 437; Нарушение авторских прав |