Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные новообразования возраста





Возрастные границы периода: ранняя юность – 16-17 лет; поздняя 18-23 года.

1. Социальная ситуация развития

Юность как стадия жизненного пути человека является третьим миром между детством и взрослостью, когда человек оказывается на пороге реальной взрослой самостоятельной жизни. Специфическая особенность юности – самостоятельность встречи с «изменяющимся миром».

В отечественной психологии юность рассматривается как период перехода к самостоятельности, период самоопределения (социального, личностного, профессионального, духовно-практического). Все это является основой выбора будущей сферы деятельности, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Главной задачей развития, с точки зрения Э. Эриксона, является формирование идентичности, означающее создание непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов, гармонично соединяющее различные элементы данной личности, включающее четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к обществу. Э. Эриксон видел в этом основное препятствие, которое необходимо преодолеть для успешного перехода во взрослость.

Основные задачи развития в юношеском возрасте (Р. Хавигхерст):

ü принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать;

ü усвоение гендерной роли (формирование индивидуальной структуры гендерного поведения, «образа» гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины);

ü установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;

ü завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

ü подготовка к профессиональной карьере, обучение, нацеленное на получение профессии;

ü подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;

ü формирование социально ответственного поведения, гражданской активности;

ü построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения.

При переходе от ранней юности к поздней происходит смена акцентов развития - от предварительного самоопределения к самореализации.

2. Ведущая деятельность

Существуют различные представления о ведущей деятельности в юношеском возрасте:

1. Учебно-профессиональная (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин): учебная деятельность реализует профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений.

2. Труд и учение (Д.И. Фельдштейн).

3. Профессиональное самоопределение. В современном понимании профессиональное самоопределение - это не только конкретный выбор профессии, но непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, означающая определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности в настоящем и будущем.

Содержание психологической готовности к самоопределению:

ü высокий уровень сформированности психологических структур (теоретического мышления, основ мировоззрения, самосознания и рефлексии);

ü развитость потребностей, обеспечивающих содержательную направленность личности (в общении, в труде, в формировании внутренней позиции взрослого человека);

ü становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Центром профессионального самоопределения, с точки зрения Н.С.Пряжникова, являются: ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (рефлексии, самопознания), потребность в профессиональной компетентности.

Стадии принятия решения о выборе профессии:

ü фантастического выбора (до 11 лет): малодифференцированные представления о профессиях; отсутствие выраженных интересов и склонностей; нет связи целей и средств;


ü пробного выбора (16-19 лет): учет реальных условий при неуверенности в своих способностях;

ü реалистического выбора (после 19 лет): обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

3. Познавательное развитие

Память: совершенствование; увеличение объемов; закрепление приемов рационального запоминания.

Мышление: формально-логическое, формально-операциональное – абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное; повышение уровня системности и критичности мышления; овладение операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования; установление причинно-следственных связей; тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке явлений действительности; развитие творческого мышления. Сложное строение и индивидуальное своеобразие когнитивных структур, являющихся предпосылкой возникновения способности к интроспекции, рефлексии (анализу собственных мыслей, чувств, различению противоречий межу мыслями, словами и поступками).

Умственные способности: совершенствуются; формируется индивидуальный стиль умственной деятельности (Е.А.Климов); развитие специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью.

Познавательная деятельность: повышается интерес к школе, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим; усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний; познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер; сознательное отношение к труду и учению.

4. Развитие личности

Варианты развития человека в период юности:

ü «бурное» развитие: напряжённый поиск смысла жизни, своего места в этом мире;

ü «плавное» развитие: непрерывное продвижение к переломному моменту жизни, относительно легкое включение в новую систему отношений; интерес к общепринятым ценностям, ориентация на оценку окружающих, авторитет взрослых.

ü «резкие, скачкообразные» изменения: благодаря высокому уровню развития саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

Эмоционально-волевая сфера

Особенности развития эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте:

ü эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию и «тоньше» по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию;

ü положительное самочувствие, повышенный жизненный тонус, связанный с направленностью на будущее, ощущением расцвета физических и интеллектуальных возможностей;

ü эмоциональное состояние: более спокойное по сравнению с подростковым возрастом, но могут быть противоречивые переживания, недовольство, тревожность, аффективные вспышки (в ситуациях расхождения максималистских суждений с взглядами собеседника);

ü формируются самоконтроль и саморегуляция.

Мотивационная сфера личности

Жизненные планы личности. Формирование жизненных плановявляется характерным приобретением ранней юности. Жизненные планы- совокупность намерений, постепенно становящихся жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения.


Особенности и противоречия в содержании жизненных планов современных юношей и девушек, отмечаемые И.С. Коном:

ü Ожидания, связанные с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены при невысоком уровне профессиональных устремлений и психологической готовности к более интенсивному и квалифицированному труду.

ü Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления.

ü Девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, что является проявлением их недостаточной готовности к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни.

ü Недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей - главное противоречие жизненной перспективы.

ü Цели, непроверенные на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью", что приводит впоследствии к разочарованию в намеченных планах, и в самом себе.

ü Намеченная перспектива может быть или очень конкретной (и тогда не достаточно гибкой для того, чтобы её реализация завершилась успехом), или слишком общей (и тогда неопределённость затрудняет успешную реализацию).







Date: 2016-02-19; view: 518; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию