Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личностные новообразования возраста
Возрастные границы периода: ранняя юность – 16-17 лет; поздняя 18-23 года. 1. Социальная ситуация развития Юность как стадия жизненного пути человека является третьим миром между детством и взрослостью, когда человек оказывается на пороге реальной взрослой самостоятельной жизни. Специфическая особенность юности – самостоятельность встречи с «изменяющимся миром». В отечественной психологии юность рассматривается как период перехода к самостоятельности, период самоопределения (социального, личностного, профессионального, духовно-практического). Все это является основой выбора будущей сферы деятельности, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Главной задачей развития, с точки зрения Э. Эриксона, является формирование идентичности, означающее создание непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов, гармонично соединяющее различные элементы данной личности, включающее четкое представление о том, кем они являются, о способах приспособления к обществу. Э. Эриксон видел в этом основное препятствие, которое необходимо преодолеть для успешного перехода во взрослость. Основные задачи развития в юношеском возрасте (Р. Хавигхерст): ü принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать; ü усвоение гендерной роли (формирование индивидуальной структуры гендерного поведения, «образа» гендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины); ü установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; ü завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; ü подготовка к профессиональной карьере, обучение, нацеленное на получение профессии; ü подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей; ü формирование социально ответственного поведения, гражданской активности; ü построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения. При переходе от ранней юности к поздней происходит смена акцентов развития - от предварительного самоопределения к самореализации. 2. Ведущая деятельность Существуют различные представления о ведущей деятельности в юношеском возрасте: 1. Учебно-профессиональная (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин): учебная деятельность реализует профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. 2. Труд и учение (Д.И. Фельдштейн). 3. Профессиональное самоопределение. В современном понимании профессиональное самоопределение - это не только конкретный выбор профессии, но непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, означающая определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности в настоящем и будущем. Содержание психологической готовности к самоопределению: ü высокий уровень сформированности психологических структур (теоретического мышления, основ мировоззрения, самосознания и рефлексии); ü развитость потребностей, обеспечивающих содержательную направленность личности (в общении, в труде, в формировании внутренней позиции взрослого человека); ü становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним. Центром профессионального самоопределения, с точки зрения Н.С.Пряжникова, являются: ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания (рефлексии, самопознания), потребность в профессиональной компетентности. Стадии принятия решения о выборе профессии: ü фантастического выбора (до 11 лет): малодифференцированные представления о профессиях; отсутствие выраженных интересов и склонностей; нет связи целей и средств; ü пробного выбора (16-19 лет): учет реальных условий при неуверенности в своих способностях; ü реалистического выбора (после 19 лет): обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира. 3. Познавательное развитие Память: совершенствование; увеличение объемов; закрепление приемов рационального запоминания. Мышление: формально-логическое, формально-операциональное – абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное; повышение уровня системности и критичности мышления; овладение операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования; установление причинно-следственных связей; тенденция к обобщенному пониманию мира, к целостной и абсолютной оценке явлений действительности; развитие творческого мышления. Сложное строение и индивидуальное своеобразие когнитивных структур, являющихся предпосылкой возникновения способности к интроспекции, рефлексии (анализу собственных мыслей, чувств, различению противоречий межу мыслями, словами и поступками). Умственные способности: совершенствуются; формируется индивидуальный стиль умственной деятельности (Е.А.Климов); развитие специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью. Познавательная деятельность: повышается интерес к школе, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим; усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний; познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый и действенный характер; сознательное отношение к труду и учению. 4. Развитие личности Варианты развития человека в период юности: ü «бурное» развитие: напряжённый поиск смысла жизни, своего места в этом мире; ü «плавное» развитие: непрерывное продвижение к переломному моменту жизни, относительно легкое включение в новую систему отношений; интерес к общепринятым ценностям, ориентация на оценку окружающих, авторитет взрослых. ü «резкие, скачкообразные» изменения: благодаря высокому уровню развития саморегуляции не вызывают сложностей в развитии. Эмоционально-волевая сфера Особенности развития эмоционально-волевой сферы в юношеском возрасте: ü эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию и «тоньше» по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию; ü положительное самочувствие, повышенный жизненный тонус, связанный с направленностью на будущее, ощущением расцвета физических и интеллектуальных возможностей; ü эмоциональное состояние: более спокойное по сравнению с подростковым возрастом, но могут быть противоречивые переживания, недовольство, тревожность, аффективные вспышки (в ситуациях расхождения максималистских суждений с взглядами собеседника); ü формируются самоконтроль и саморегуляция. Мотивационная сфера личности Жизненные планы личности. Формирование жизненных плановявляется характерным приобретением ранней юности. Жизненные планы- совокупность намерений, постепенно становящихся жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Особенности и противоречия в содержании жизненных планов современных юношей и девушек, отмечаемые И.С. Коном: ü Ожидания, связанные с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены при невысоком уровне профессиональных устремлений и психологической готовности к более интенсивному и квалифицированному труду. ü Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. ü Девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши, что является проявлением их недостаточной готовности к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. ü Недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей - главное противоречие жизненной перспективы. ü Цели, непроверенные на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью", что приводит впоследствии к разочарованию в намеченных планах, и в самом себе. ü Намеченная перспектива может быть или очень конкретной (и тогда не достаточно гибкой для того, чтобы её реализация завершилась успехом), или слишком общей (и тогда неопределённость затрудняет успешную реализацию). Date: 2016-02-19; view: 518; Нарушение авторских прав |