Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие школы как социального института, становление высшего образования, развитие педагогической мысли в условиях западноевропейского Средневековья и Возрождения
Вопросы для изложения и обсуждения: - Какими были воспитание, школьное дело и педагогическая мысль в условиях западноевропейского Средневековья? - Что представляли собой первые университеты? - Каковы черты образования и педагогической мысли в эпоху Возрождения? Развитие школы как социального института, становление высшего образования, развитие педагогической мысли в условиях западноевропейского Средневековья В IV-V веках Римская империя переживала глубокий социально-экономический и культурный кризис: использование труда рабов становилось невыгодным, интенсивное рабовладельческое хозяйство приходит в упадок; сокращается торговля; центр хозяйственной жизни переносится из городов в огромные поместья знати; верхние и средние слои городского населения постепенно теряют свое социально-политическое влияние, а вместе с ним и интерес к ценностям античной культуры. В начале IV века христианство становится государственной религией. В сфере образования начинают господствовать духовные феодалы – «князья церкви». Основными типами школ становятся: приходские, монастырские, соборные школы. Содержание образование отличается ярко выраженной религиозной направленностью. Уровень образования в варварских государствах Западной Европы в VП-Х веках был чрезвычайно низок. Почти повсеместно господствовала элементарная неграмотность. Но в ХI веке в социально-экономической и культурной жизни Западной Европы происходят существенные изменения: начинается отделение ремесла от сельского хозяйства, отмечается рост городов. У городского населения стали появляться элементы нового отношения к миру и человеку, оно становилось более самостоятельным, склонным мыслить рационалистически. Это не могло не отражаться на школьной практике. В ХП - ХШ вв. возникают и получают развитие светские школы для горожан – городские начальные школы, школы счета, школы для девочек и др. В ХШ - ХIV вв. из системы ученичества рождались особые учебные заведения - цеховые и гильдейские школы. С середины ХП века начинается разграничение научного исследования и обучения. Научное исследование постепенно выделяется в самостоятельную профессию. В конце ХП - начале ХШ вв. происходит выделение высшего образования. На основе городских школ возникают университеты. Средневековая Западная Европа существовала и развивалась в одно время с другими крупнейшими средневековыми цивилизациями: византийской, древнерусской, индийской и др. В каждой цивилизации существовала своя педагогическая практика, соответствующая своим педагогическим идеалам. Но средневековые мыслители, в отличие от античных философов, не ставили основного для античной педагогики вопроса о том, какого человека надо воспитывать. Средневековое общество было разделено многочисленными феодально-сословными и корпоративными перегородками. Тип человека в средние века был в большой степени задан сословными традициями. Отсюда, важнейшим для средневековья вопросом всегда оставался вопрос о том, как нужно учить и воспитывать. Средневековая педагогика носила преимущественно прикладной характер. Ее внимание было обращено на методику воспитания и обучения. Церковные школы (С V века известные такие типы школ, как соборные, монастырские, приходские) - преемники античной традиции. Язык образования – латынь. В школах учились мальчики и юноши. Городские школы содержались на средства магистрата и подразделялись на школы счета, дававшие элементарное образование и латинские (городские) – школы повышенного типа, где обучение велось на латинском и родных языках, включало арифметику, географию, естественные науки, технику, элементы делопроизводства. Одна из форм обучения – ученичество – состояла в том, что мастер брал на обучение за определенную плату 1-2 учеников. Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие получила Рыцарская система воспитания, обслуживающая интересы феодалов. Мальчики 10-12 лет в доме знатного феодала или при дворе короля – роль пажа. В 14-16 лет- оруженосец. В 18-21 год – посвящение в рыцари. Идеал воспитания – юноша, овладевший различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой нравственностью (впоследствии стал эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения). Содержание образования – семь рыцарских добродетелей (верховая езда на лошади; владение копьем, мечом, щитом; фехтование; охота; игра в шахматы; умение слагать стихи, петь; плавание). Педагоги – лица из служивой дворовой челяди, музыканты, поэты (менестрели, трубадуры, мейстерзингеры). Обряд посвящения в рыцари включал испытания на физическую, воинскую и нравственную зрелость в турнирах. Девочки воспитывались в семье. Дети знатных родителей в женских монастырях обучались грамоте, основам ведения хозяйства, иностранным языкам, музыке, чтению религиозных книг. Возникновение университетов. В конце XI - начале XII вв. кафедральные и монастырские школы становятся крупными учебными центрами – первыми университетами: в Италии (Болонский), Франции (Парижский), Англии (Оксфордский и Кембриджский) – добровольными объединениями ученых разных специальностей и школяров, пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной и светской власти. Организационная структура классического университета состояла из 4-х факультетов: трех основных (богословский, медицинский и юридический) и одного подготовительного (артистический или искусств). На подготовительном факультете в течение 6-7 лет изучались «семь свободных искусств», после чего его выпускникам присваивалась степень «магистра искусств» и предоставлялась возможность продолжить образование на одном из трех основных факультетов. Там обучение длилось 5-6 лет, а по окончании присваивалась степень доктора наук. Основными видами занятий в университетах были лекции и диспуты. Ученые-богословы старались примирить науку и религию, подчинив светские знания вере путем их логической подгонки под авторитет священного писания. На первый взгляд бессмысленные схоластические споры имели и положительное значение. Они развивали абстрактное мышление, умение отбирать нужные аргументы и выстраивать на их основе цепочку доказательств, что безусловно дало толчок развитию науки в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) В 13 веке в Европе насчитывалось 19 университетов, в 14 веке – добавилось еще 25 университетов. Важной чертой европейских университетов являлся их демократизм (принимались люди всех возрастов из разных стран). Студент занимался у профессора от 3 до 7 лет и, если обучение было успешным, получал степень бакалавриата (первая ученая степень).
Развитие школы как социального института, становление высшего образования, развитие педагогической мысли в условиях западноевропейского Возрождения Эпоха Возрождения вошла в историю развития европейской культуры как гимн человеку, его величию, красоте, неограниченным творческим возможностям. Эпоха Возрождения – это эпоха новой идеологии – идеологии гуманизма. В ХIV веке развитие производительных сил в Европе привело к разложению феодального строя и зарождению в его недрах буржуазных общественных отношений. Именно с этим связано появление нового мировоззрения, в центре внимания которого стояла активная личность, способная самостоятельно осваивать мир. В противовес феодально-церковному аскетизму новая гуманистическая этика провозглашала право человека на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой, активной, творческой личности. Гуманизм Возрождения оказал огромное влияние на развитие педагогической теории и практики. Воспитание, как утверждал Эразм Роттердамский, один из ярких идеологов гуманизма, должно развивать человека умственно и физически, приучать к самостоятельности мышления, формировать высокие нравственные качества. Именно педагогика Возрождения разработала и провела на практике новый тип школы («Дом радости» Витторино де Фельтре, частная школа в Феррари талантливого педагога Гуарино Гуарини), приближающийся к реализации гуманистического идеала гармонического развития человека. Философия педагогики гуманистов эпохи Возрождения предвосхитила многое из того, что получило полное развитие только у просветителей ХVШ века. XIV – XVI вв. – прогресс науки и культуры, рост интереса к знаниям, возрождение интереса к античному наследию, становление гуманистической идеологии. Две педагогические концепции: 1) церковно-христианская (человек рожден во грехе, цель воспитания – подготовка к искуплению этого греха во имя загробной жизни). Цель воспитания – аскетизм, покорность, фатализм; 2) гуманистическая («Самая великая вещь в мире – умение быть человеком» - М. Монтень). Цель воспитания – всестороннее развитие и совершенствование. Витторино да Фельтре (1378-1446гг) – школьный учитель нового типа – гуманист, выдающийся математик. Реализовал на практике педагогические идеи гуманизма, создав школу в поместье герцога Мантуанского. В этой школе обучались как дети знатных родителей, так и неимущие ученики, как мальчики, так и девочки. Школа давала гуманитарное образование. Обстановка школы – доброе отношение учителей к воспитанникам, уважение к ним, поощрение самостоятельности; гармоническое развитие воспитанника – его тела, ума, характера. Школа в Мантуе (Италия), по определению ее автора «Дом радости» - школа на природе, изобилие света и воздуха; отсутствие физических наказаний; игры и прогулки на лоне природы. Витторино жил со своими воспитанниками как отец со своими детьми, не имея других интересов кроме детей. Цель: заложить у воспитанников фундамент общей культуры. Школьная программа: «семь свободных искусств», классические языки и литература, музыка, пение, танцы и физическое развитие. Франсуа Рабле (1483-1553гг) – французский писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - сатира на средневековую ученость и создание системы нового воспитания. Для педагогических взглядов Ф. Рабле характерен энтузиазм возврата античности и отрицание средневековой системы воспитания: методы обучения, зубрежка, пренебрежение к изучению природы крайне не произвольная трата времени, наполнение голов не нужным знанием; дурное часто жестокое обращение с детьми. Преподавание предметов: латынь, математика, астрономия, музыка и др.,– велось в живой, игровой форме, на лоне природы (экскурсии). Пантагрюэль – учитель нового типа, учитель-гуманист; его принцип: чем больше человек трудится, тем реальнее у него возможности раскрыть свои способности найти себя; сначала он изучает воспитанника, отыскивает его естественное призвание, помогая попутно избавиться от недостатков. Играя, Гаргантюа постигает начала арифметики, геометрии, астрономии, музыки; своими руками делает модели и инструменты для измерений; посещает с учителем мастерские, типографии, аптеки и т.п. Система домашнего воспитания Ф. Рабле переживет второе рождение в трудах Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо и других мыслителей. Мишель де Монтень (1533-1592гг) – французский философ. Сочинение: «Опыты» - Вера в неисчерпаемые возможности человека; - Необходимость образования с раннего возраста; - Ребенок – самостоятельное, индивидуальное природное существо. Цель обучения – помочь детям научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Девиз: «Ценны те знания, которые получены опытным путем». Школа должна воспитывать не ум, не тело, а всего человека, т.е. всестороннее развитие детей и воспитание потребности к самопознанию и самосовершенствованию. Девиз: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал – то твое» Женское образование может повредить естественным прелестям женщины. Эразм Роттердамский (1469-1536 гг) –голландский философ-гуманист, писатель, педагог. Сочинения: «Похвальное слово глупости»; «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529г); «О методе обучения» (1511); «О приличии детских нравов». Выступал против средневекового догматизма и схоластики, показал их отупляющее влияние на человека. Выдвинул принцип активности воспитанника – «врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд». «Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию». Требования к учителю: нельзя доверять детей грубым учителям; нельзя наказывать детей физически; нельзя слишком обременять учащихся – у них пропадает желание учиться. Ребенок готов к обучению с семилетнего возраста независимо от пола. Программа женского и мужского образования должна быть одинаковой. Однако женское образование должно быть по преимуществу – классическое языковое и в очень малом объеме естественно-научное. Общая характеристика педагогики гуманизма эпохи Возрождения: 1. Интерес к личности ребенка, его индивидуальности; прорыв средневекового нивелирования наклонностей ребенка (школа радости В. да Фельтре, педагогические идеи Т.Мора, Т.Кампанеллы). 2. Забота не только об умственном и нравственном развитии детей, но и об эстетическом и физическом воспитании в противоположность средневековой боязни плотской красоты. 3. Новое отношение к женщине, к ее образованию; вовлечение ее в общую систему общественных требований (Т.Мор, Т. Кампанелла). 4. Изменение отношения к проступкам, поведению детей: отмена телесных наказаний, что считается унизительным для личности ребенка. 5. Утверждение тезиса об эмансипации личности от духовной опеки католической церкви; в связи с этим появление светской школы, в содержании которой изучение гуманитарных и естественных дисциплин, проникнутых духом античности. Педагогическая мысль эпохи Возрождения значительно опережает занимающую основное образовательное пространство реальную школьную практику того периода, сохранявшую, как правило, традиционную для средневековья форму. Накопленный в то время гуманистический педагогический опыт, теоретическое наследие педагогов и философов оставляет заметный след в истории, служит хорошим толчком для дальнейшего содержательного наполнения гуманистических традиций образования педагогами последующих эпох и остается важным культурным источником для инновационного гуманистического поиска в наши дни. Date: 2016-02-19; view: 1182; Нарушение авторских прав |