Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в эпохи первобытного общества и ДревностиСтр 1 из 16Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 2. Вопросы для изложения и обсуждения: - Когда и как зародилось воспитание? - Каковы источники получения историко-педагогической информации о первобытном обществе? - Какие стадии прошло в своём развитии первобытное общество? - Каковы основные достижения первобытного общества? - Каковы особенности Афинской и Спартанской систем воспитания? - Каковы основные достижения античной педагогики? - Какое развитие получил опыт афинской и спартанской систем в истории образования? - Какое отражение в трудах древнегреческих философов нашли гуманные педагогические и деи?
Воспитание возникло на заре человеческой истории. Новейшие археологические открытия позволяют предположить, что воспитание возникло 2-3 млн. лет назад. Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу наиболее распространенных концепций относятся эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая теория (П. Монро). Представители первой теории сближали воспитательную деятельность людей с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве, представители второй теории объясняли происхождение воспитания проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. Большинство современных ученых, делают акцент на качественных социальных характеристиках, которые отличали воспитание в человеческом сообществе при его зарождении. Источниками получения историко-педагогической информации о первобытном обществе выступают: орудия труда, быта, украшения (по ним можно судить об умениях людей, т.е. о результате воспитания и обучения); исследования историков и этнографов, общающихся с первобытными племенами. Несмотря на то, что первобытное общество отождествляется с примитивным, человек уже тогда стремился обьяснить мир, упорядочить его, как-то организовать первобытный хаос. У разных народностей и племён, которые жили далеко друг от друга, в определённой мере сходные представления о воспитании детей. Можно выделить наиболее типичные черты воспитания в первобытном обществе, тесным образом связанные со стадиями развития данного общества. Первобытное общество прошло в своём развитии определённые ступени: 1. Орда (термин, встречающийся в работах Ч. Дарвина, З. Фрейда) – воспитание неотделимо от жизни, образование – общее дело, все взрослые общины – педагоги. Цель воспитания – выживание. Процесс воспитания проходил естественно и непринужденно, по мере участия детей в жизни общины; воспитание являлось неотъемлемой частью их жизни и не рассматривалось как подготовка к будущему; руководство физическим, умственным, нравственным, трудовым воспитанием сливалось в единый поток, тоже можно сказать о воспитании и обучении. 2. Родовое общество. Воспитание и обучение выделяется из трудовых процессов, появляются специальные люди (старейшие) и учреждения – прообраз школы (Дома Молодёжи); выделяется игра, появляются игрушки (гарпуны, луки, стрелы); выделяется физическое, нравственное и трудовое воспитание. 3. Разложение рода – появляется разделение труда, появляются различные профессии, возникает неравенство людей, как следствие, диффиренцируется воспитание. Возникла частная собственность, выделилась семья из экономической общности людей – семейное воспитание. Педагоги–родители. Цель – воспитание хорошего хозяина, члена семьи, рода. С разделением труда связан переход воспитания из всеобщего равного, контролируемого общиной, - в семейно-сословное. Возникает фольклор как исторически первая форма накопления педагогических знаний. Основные достижения этого периода: зарождение воспитания, возникновение игры и игрушки, выделение физического, нравственного и трудового воспитания, появление Домов Молодёжи (прообраза школы), возникновение семейного и сословного воспитания, возникновение фольклора и народной педагогики.
Всё, что мы считаем сегодня базой нашей культуры, происходит из маленького местечка в центре средиземноморья – Греции. Древние греки подарили нам философию, медицину, математику (основы всех наук), спорт, театр, архитектуру и даже демократию. Греция считается маленькой, не очень плодородной территорией. По месторасположению Греция представляла собой мост между Европой и Азией. Основной чертой, отличающей рабовладельческое общество от первобытнообщинного, была частная собственность на средства производства и на рабов, являвшихся главной производительной силой. Это определило главную особенность образования в данную эпоху: ярко выраженный классовый характер. Начиная с рабовладельческого периода развития общества, происходит разрыв между физическим и умственным трудом, что определило еще одну яркую особенность образования: отделение умственного воспитания от трудового. В рабовладельческую эпоху возникают первые города, появляются первые государства, отличающиеся в силу разных исторических условий культурой, социально-экономическим, политическим развитием. По-разному складывалось и развивалось в них и образование: по своим целям, задачам, содержанию, методам и организационным формам оно отвечало конкретным культурно-историческим условиям. Например, образование в государствах древнего Востока и в государствах древней Греции, образование в Афинах и в Спарте. Накопившийся за века и тысячелетия трудовой опыт людей, их наблюдения за явлениями природы послужили основой зарождения элементов более или менее систематизированных знаний природоведческого и математического характера, которые оказались достоянием свободной от физического труда верхушки рабовладельческого общества. Необходимость сохранения и передачи знаний, а также потребность их практического использования привели к тому, что еще за несколько тысячелетий до нашей эры в различных государствах древнего Востока начали появляться школы, чему в значительной степени способствовало появление письменности. Семейно-сословное воспитание уже не могло обеспечить потребности общества в образованных людях, умеющих читать, писать, владеющих основами математики и астрономии, сведущих в законодательстве. Образованные люди были необходимы для четкой организации работы громоздкого государственного аппарата, для управления храмовым и царским хозяйством. В (6-4 вв. до н.э.) в государствах-полисах Древней Греции – Лаконии (гл. г. Спарта) и Аттике (гл. г. Афины) возникли первые системы воспитания – спартанская и афинская, отличия которых обусловлены особенностями экономического, политического и культурного развития этих рабовладельческих государств. Республиканские Афины и авторитарная Спарта, в каждом из них существовали свои принципы воспитания и обучения. Спартанское воспитание требовало формирования стойких воинов. Афинское воспитание предполагало, что человек должен быть прекрасен в духовном и физическом отношении, развитый интеллект и культура тела должны сочетаться. Главная особенность воспитания – ярко выраженный классовый характер. Целью спартанского воспитания являлась подготовка мужественных и преданных государству людей – социально-ориентированная цель, представленная как совокупность социально-значимых качеств человека. В соответствии с целью строился педагогический процесс, проектируемый как формирование заданных качеств в деятельности, в общении, во взаимодействии воспитанника со средой, результат как «социально-заданный» тип личности, с одной стороны. До семи лет спартиаты воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем полис брал воспитание и обучение детей на себя. Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая регламентация со стороны государства. Образование мальчиков находилось в ведении государственного чиновника пайдонома, к которому дети поступали в 7 лет. Дети вместе жили, учились, приобретали начальные навыки чтения и письма, внимание уделялось физической подготовке, закаливанию. В любое время года верхней одеждой воспитанникам служил тонкий плащ, они ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Их приучали к немногословию. Распространенными были телесные наказания. В четырнадцать лет мальчиков посвящали в эйрены – члены общины, имевшие определенные гражданские права. В 13 лет – обряд инициации – агоны – состязание на выносливость, публичная порка. Некоторых подростков в присутствии родителей засекал до смерти. Приемы воспитания от года к году были все суровее. Подростки должны были сами добывать пищу. К обучению грамоте добавляли музыку и пение. К двадцати годам эйрен получал полное вооружение воина, а затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей воина. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, ее истории, религии и обрядах. Воспитание девочек мало отличалось от мужского. Оно состояло из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. Общеобразовательная подготовка давалась в небольшом объеме. Воспитательная система Спарты в итоге оказалась скудной. Усиленная военная подготовка, фактическое невежество молодежи – таким был результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. Иначе, чем в Спарте, строшось воспитание и обучение в Афинах. Идеал пайдейи (воспитанности) сводился к совокупности добродетелей. Практически в Афинах была провозглашена идея всестороннего формирования личности с развитым интеллектом и культурой тела. Личностно-ориентированная цель афинского образования – удовлетворение индивидуальных запросов, развитие природных сил в процессе «приобщения к культурным ценностям». В соответствии с целью, педагогический процесс, проектировался как создание благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности в деятельности и общении, во взаимодействии с духовно богатой средой. Результат воспитания – культурная и социальная личность, индивидуальность. Государственное обучение и воспитание основывалось на принципе соревнования (агонистика). Дети, подростки, юноши постоянно соревновались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. До семи лет все афиняне получали домашнее воспитание. После семи лет мальчики, дети свободных граждан, могли учиться в частных учебных заведениях. Начальное образование давали мусические школы и палестры (гимнастические школы). Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа учебных заведений. Мусическая школа (дети 7-16 лет) давала литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Основой программы служили поэмы Гомера. В гимнастических школах (дети 12-16 лет) занимались развитием культуры тела. Далее следовала ступень образования – гимнасия (академия, ликей). В гимнасиях воспитывались юноши 16-18 лет и акцент делался на физическом и умственном воспитании. Вершиной воспитания и образования считалось пребывание юношей 18-20-лет в эфебии – школе, где учили военному делу. Афинская традиция предусматривала для девочек исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма. Обращение к этим достаточно известным страницам истории древнегреческого образования оправдано тем, что выявляет истоки педагогического гуманизма, обнаруживает закономерности педагогического процесса, воспитательно-образовательной деятельности. Идея всестороннего развития человека зародилась в Древней Греции. «Калокагатия» – от греч. «прекрасный в духовном и физическом отношении. Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить. Идеал калокагатии повлиял на идеал гармонически развитой личности, существующий в культуре Нового времени. Гармоничность развития личности – это согласованность развития всех основных компонентов личности, соответствие её потребностей и возможностей. Всестороннее развитие – это оптимальное развитие всех сторон личности, её способностей, интересов, волевых качеств. А. Ф. Лосев разъясняет термин «калокагатия» следующим образом: Это составное этически-эстетическое понятие – своего рода кентавр. И так же как представление о коне-человеке могло существовать во времена мифологической древности, точно так же и понятие «прекрасно-доброго» могло иметь значение только для эпохи, в которой этическое и эстетическое сознание было, по сути дела, синкретичным, единым». Какое развитие получил опыт афинской и спартанской систем в истории образования? Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость, авторитарность -- будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов. В свою очередь, черты афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника -- в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира. Современная педагогика переняла и развивает идеи и направления античного воспитания: идея закаливания, идея соревновательности, физическое воспитание и нравственно-патриотическое воспитание, любовь к знанию, поиску истины. С рабовладельческой эпохой связано зарождение и развитие особой культуры – античной, богатейшей по своему содержанию, жанрам, видам (архитектура, музыка, живопись, поэзия, театр). Это также обусловило необходимость внимания к образованию. Богатая практика воспитания и обучения у народов древнего Востока, древней Греции, древнего Рима сопровождалась развивающейся педагогической мыслью. В произведениях древневосточных, древнегреческих, древнеримских философов содержатся интересные размышления о назначении, содержании, методах воспитания и обучения. Важно отметить, что именно в период рабовладения за рубежом возникли зародыши педагогики как особой отрасли знания, занимающейся вопросами воспитания и обучения. Можно говорить о том, что при ярко выраженном классовом характере образования именно в античной педагогике, обращенной к воспитанию свободных граждан, закладывалась гуманная педагогическая мысль с идеями гармонического развития личности, развивающего обучения, природосообразности воспитания, веры в ребенка, уважения личности. Особое место в истории образования занимают труды древнегреческих философов, в которых зарождаются гуманные идеи о гармоническом развитии личности, развивающем обучении, природосообразном воспитании, вере в ребенка, уважении его личности. Пифагор оставил свод правил образования: воспитание и обучение молодежи должно представлять собой систему, где день начинается с прогулки, чтобы «упорядочить и гармонизировать сознание»; затем в храме ведется «преподавание, учение и исправление нравов»; после обеда проводятся совместные чтения с комментариями. Демокрит особое значение придавал среде, примеру взрослых («Благомыслие отца – лучшее наставление детям»), словесному воздействию, воспитанию «убеждением» и «доводами», приучению к труду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни способности стыдиться». Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Вклад Сократа в педагогику состоит в разработке следующих идей: знания приобретаются в беседах, при рефлексии и классификации опыта; знания имеют моральное и, следовательно, всеобщее значение; целью же образования является не столько передача знаний, сколько развитие умственных способностей. Ученик Сократа – философ Платон - основал собственную школу, в которой главная идея состояла в том, что познание должно приносить радость. И само слово «Школа» в переводе с латинского означает «досуг», поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях. От педагогической теории Платона отличалась теория его блистательного ученика Аристотеля (384-322гг. до н. э.), который создал свою школу (ликей). Он упорядочил возрастную периодизацию предложенную пифагорейцами и выделил 3 этапа развития ребенка и молодого человека. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начало. Соответственно трем сторонам души Аристотель выделил 3 стороны воспитания – физическое, нравственное и умственное, составляющее одно целое. Он разделил время воспитания, определив его в 21 год, и указал особенности каждого периода. Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких – питание, движение, закаливание. В семь лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал Аристотель, не следует давать такое же образование, как мужчинам). Философ подчеркивал, что школы должны быть государственные. С 14 до 21 года происходит эстетическое и нравственное воспитание. Юноши изучают литературу, историю, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного. Таким образом, практически все древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования, внесли заметный вклад в педагогическую теорию, которая в то время развивалась в рамках философской науки. Обращение к идеям античных философов наиболее ярко прослеживается в эпоху Возрождения, которая вошла в историю образования как гимн Человеку, его величию, красоте и неограниченным творческим возможностям. Я.А. Коменский написал свою «Великую дидактику, будучи вдохновлённым идеями античных философов. Обращаясь к классической педагогической мысли, наш современник талантливый педагог – гуманист Шалва Амонашвили говорит: «Вне времени находится и великий римлянин Марк Фабий Квинтилиан, который стоит у истоков гуманного педагогического мышления и такого же направления педагогической практики. Много ли времени отделяет нас от него, если жил он в 42 - 118 годах нашей эпохи?.. Земной поклон Вам, высокочтимый Учитель Марк Фабий Квинтилиан, за то, что заложили основу гуманной педагогики и гуманной педагогической практики. Хвала свечению Вашей мудрости!». Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что все люди без исключения, независимо от пола и социального положения имеют «добрую природу», которую необходимо раскрывать и развивать посредством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформулирован гуманистический принцип общедоступности образования и были предприняты конкретные шаги для его реализации. Date: 2016-02-19; view: 2441; Нарушение авторских прав |