Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первый этап — выявление проблемы исследования на основе изучения литературы и практической работы учителей
При изучении литературных источников должно быть выявлено: · основная идея автора работы, его позиция по исследуемой проблеме; · чем отличается его позиция от традиционной, что нового внес он в изучение этой проблемы; · какие основные вопросы темы не нашля отражения & его pa- -боте; · какие задачи встают по дальнейшему исследованию проблемы. · При ознакомлении с опытом работы учителей необходимо выявить: · какие затруднения испытывает учитель; · причины затруднений и недостатков. Второй этап — построение гипотезы. Гипотеза — это предположение, например, того, что если в основу методики изучения учащимися темы “Разрезы” положить поэтапный подход с учетом разделения учебных задач на предваряющие и основные, то это будет способствовать преодолению трудностей при использовании разрезов на чертежах и обеспечит более глубокое понимание учащимися сущности этого вида изображения. В процессе исследования гипотеза не остается неизменной. По мере накопления фактов, их сопоставления исследователь уточняет гипотезу, переходит к более обоснованной. Третий этап — проверка гипотезы и построение теории. Такая проверка осуществляется с помощью эксперимента с использованием различных методов научного исследования (см. ниже). Четвертый этап — оформление и внедрение результатов исследования. В практике исследования перечисленные этапы часто не располагаются в строгой, последовательности. Исследователь может возвращаться в процессе работы к начальным этапам, иногда могут следовать несколько этапов одновременно. Методы исследования. В методике обучения черчению применяются как общенаучные, так и специальные методы исследования. К общенаучным относятся метод теоретического исследования, наблюдение, беседа, эксперимент и др. Теоретический метод состоит в основном в изучении литературы, анализе, и обобщении педагогического опыта. Работа над литературой начинается с составления списка подлежащих изучению произведений (библиография), включающего книги, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры. При этом приходится обращаться к справочно-библиографическимука-зателям, библиотечным каталогам, информациям о выходящей литературе. Наблюдение основано на длительном восприятии, осуществляемом без вмешательства в педагогический процесс. Наблюдение может быть прямым (осуществляемом непосредственно на уроках) и косвенным (путем ознакомления с графическими работами, со школьной документацией). Наблюдение должно вестись по плану, иметь ясную цель и задачи. Например, если исследователю необходимо провести наблюдение за выполнением учащимися эскизов, идя на урок, можно наметить следующие вопросы: как учитель руководит восприятием предметов учащимися? Как учащиеся осуществляют наблюдение предметов? Тщательно ли рассматривают предметы до выполнения эскизов или сразу приступают к работе и в процессе ее рассматривают предмет? Как влияет характер наблюдения предметов на скорость и качество выполнения эскиза? Какими приемами наблюдения предметов пользуются учащиеся, с разной скоростью выполняющие эскизы? Какие ошибки допускают учащиеся в своих работах в связи с различными приемами восприятия предметов? Какие затруднения возникают у учащихся при выполнении эскизов в результате неправильного восприятия предметов или неумения выявить их характерные элементы? Наблюдение дает возможность увидеть происходящее только в данный момент. О работе, которую проводил учитель на предыдущих уроках, готовя учащихся к восприятию материала, наблюдения не дают представления. Ответы на вопросы, которые возникают при наблюдении, можно получить во время беседы. Беседы могут проводиться как с учащимися, так и с учителями. С учащимися беседы проводят тогда; когда необходимо понять ход мысли ученика. Например, при выполнении вышеописанной работы по снятию эскизов в ходе беседы учащимся могут быть заданы следующие вопросы: что рассматривал в детали на отдельных стадиях выполнения эскиза? Для чего деталь брал в руки? Зачем поворачивал? Чем вызвана остановка в работе? Какие трудности возникли в процессе работы? И т. д. Результаты бесед тщательно фиксируются в виде протокола, стенографической или магнитофонной записи, а затем подвергаются анализу. Анкетный опрос. В соответствии с поставленными целями исследователь формулирует вопросы, на которые учащиеся должны дать письменные ответы. Каждый из вопросов должен быть конкретным и понятным для опрашиваемых. Учащимся необходимо разъяснить цели опроса и порядок оформления ответов. Для большей объективности ответа фамилии ученики могут не указывать. Для рассмотренных выше методов исследования характерно то, что исследователь не вторгается активно в учебный процесс. Он лишь наблюдает его, анализирует, делает выводы по содержанию учебного материала, о целесообразности применения тех или иных методов, организационных форм и т. д. Чтобы сделать обоснованные выводы по исследуемому вопросу, необходимо применение методов, которые позволяют исследователю активно влиять на учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим некоторые из них. Эксперимент — это один из самых сложных и важных методов исследования, дающий возможность наблюдать педагогическое явление изолированно от побочных, несущественных факторов, в условиях, поддающихся контролю и учету. Эксперимент подразделяется на естественный и лабораторный. Естественным называют эксперимент, который проводится со всем классом на уроке. В зависимости от длительности его проведения различают экспериментальное обучение и экспериментальные уроки. Экспериментальное обучение проводится при проверке программ, учебников, формировании графических понятий. Это требует длительного времени и системы взаимосвязанных уроков. Экспериментальные уроки необходимы при проверке отдельных разделов учебника, метода или приема обучения, эффективности использования учебных таблиц, моделей. Лабораторный эксперимент проводится обычно индивидуально или с небольшим числом учащихся и позволяет более тщательно проследить за работой учащихся. Он может быть применен, например, при определении последовательности построения третьей проекции детали по двум заданным, аксонометрической проекции и т. д. Наиболее распространенной формой подведения итогов эксперимента является сравнение результатов. Организация и выяснение эффективности эксперимента осуществляется следующим образом. В одном из классов (или нескольких) в учебный процесс вводится экспериментальный фактор, а в другом классе (или нескольких) он отсутствует. Так, например, в VIII классе предлагается новая система задач при изучении темы “Сечения”. Эта система используется только в экспериментальном классе; по остальным параметрам, в том числе и графической подготовке, данный класс не должен отличаться от остальных (контрольных). Через определенное время в обоих классах проводят контрольные работы, позволяющие определить эффективность предложенной системы задач. В методике обучения наряду с общенаучными применяются и специальные методы исследования. Их применение вызвано тем, что выполнение графических работ связано с точностью движения рук исполнителя, целесообразностью этих движений, формированием рациональных двигательных навыков при выполнении изображений. К специальным методам относятся циклография — регистрация кинематики движений, тензометрия и пьезометрия — регистрация величины усилий, окулография — регистрация движений глаз, хронометраж — регистрация времени, мультиплицирование — регистрация последовательности выполнения графических изображений и др. Наиболее доступны для использования в практике работы хронометраж и мультиплицирование. Метод хронометража состоит в том, что с помощью хронометра (секундомера) производится регистрация времени, затрачиваемого на выполнение графической ра боты в целом или ее. отдельной части. _ Метод мультиплицирования состоит в том < что последовательность выполнения изображения фиксируется через определенные промежутки времени. Фиксация может производиться путем выполнения изображений на заранее подготовленной стопке тонкой бумаги, состоящей из 8—10 листов, переложенных копиркой. Через установленный промежуток времени лист бумаги, лежащий над первым листом, вместе с копиркой снимается. По истечении следующего отрезка времени снимается третий лист, а на первом продолжается построение до полного завершения и т. д. Анализ такого поэтапного выполнения изображений позволяет получить данные, характеризующие знания, умения и навыки учащихся. По ним можно легко проследить за ходом мысли ученика, выявить рациональную последовательность выполнения различных изображений и особенности их построения, проанализировать типовые ошибки и этапы, на которых они начинают допускаться. Фиксирование хода выполнения изображений может производиться и при помощи фотосъемки, киносъемки. Все рассмотренные методы исследования используются в основном на этапе построения и проверки выдвинутой гипотезы. Результаты исследований могут быть оформлены в виде докладов, статей, курсовых и дипломных работ, брошюр, учебных пособий, диафильмов, таблиц и других наглядных пособий. Date: 2016-02-19; view: 1915; Нарушение авторских прав |