Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый этап — выявление проблемы исследования на основе изучения литературы и практической работы учителей





При изучении литературных источников должно быть выявлено:

· основная идея автора работы, его позиция по исследуемой проб­леме;

· чем отличается его позиция от традиционной, что нового внес он в изучение этой проблемы;

· какие основные вопросы темы не нашля отражения & его pa- -боте;

· какие задачи встают по дальнейшему исследованию проблемы.

· При ознакомлении с опытом работы учителей необходимо вы­явить:

· какие затруднения испытывает учитель;

· причины затруднений и недостатков.

Второй этап — построение гипотезы. Гипотеза — это предпо­ложение, например, того, что если в основу методики изучения учащимися темы “Разрезы” положить поэтапный подход с учетом разделения учебных задач на предваряющие и основные, то это бу­дет способствовать преодолению трудностей при использовании разрезов на чертежах и обеспечит более глубокое понимание уча­щимися сущности этого вида изображения.

В процессе исследования гипотеза не остается неизменной. По мере накопления фактов, их сопоставления исследователь уточняет гипотезу, переходит к более обоснованной.

Третий этап — проверка гипотезы и построение теории. Такая проверка осуществляется с помощью эксперимента с использова­нием различных методов научного исследования (см. ниже).

Четвертый этап — оформление и внедрение результатов исследо­вания.

В практике исследования перечисленные этапы часто не распо­лагаются в строгой, последовательности. Исследователь может возвращаться в процессе работы к начальным этапам, иногда могут следовать несколько этапов одновременно.

Методы исследования. В методике обучения черчению приме­няются как общенаучные, так и специальные методы исследования. К общенаучным относятся метод теоретического исследования, наблюдение, беседа, эксперимент и др.

Теоретический метод состоит в основном в изучении литературы, анализе, и обобщении педагогического опыта.

Работа над литературой начинается с составления списка под­лежащих изучению произведений (библиография), включающего книги, журналы, статьи в сборниках, реферативные обзоры. При этом приходится обращаться к справочно-библиографическимука-зателям, библиотечным каталогам, информациям о выходящей ли­тературе.

Наблюдение основано на длительном восприятии, осуществля­емом без вмешательства в педагогический процесс. Наблюдение может быть прямым (осуществляемом непосредственно на уроках) и косвенным (путем ознакомления с графическими работами, со школьной документацией). Наблюдение должно вестись по плану, иметь ясную цель и задачи. Например, если исследователю необ­ходимо провести наблюдение за выполнением учащимися эскизов, идя на урок, можно наметить следующие вопросы: как учитель руководит восприятием предметов учащимися? Как учащиеся осуществляют наблюдение предметов? Тщательно ли рассматривают предметы до выполнения эскизов или сразу приступают к работе и в процессе ее рассматривают предмет? Как влияет характер наблю­дения предметов на скорость и качество выполнения эскиза? Какими приемами наблюдения предметов пользуются учащиеся, с раз­ной скоростью выполняющие эскизы? Какие ошибки допускают уча­щиеся в своих работах в связи с различными приемами восприятия предметов? Какие затруднения возникают у учащихся при выполне­нии эскизов в результате неправильного восприятия предметов или неумения выявить их характерные элементы?

Наблюдение дает возможность увидеть происходящее только в данный момент. О работе, которую проводил учитель на предыду­щих уроках, готовя учащихся к восприятию материала, наблюдения не дают представления. Ответы на вопросы, которые возникают при наблюдении, можно получить во время беседы.

Беседы могут проводиться как с учащимися, так и с учителями. С учащимися беседы проводят тогда; когда необходимо понять ход мысли ученика. Например, при выполнении вышеописанной работы по снятию эскизов в ходе беседы учащимся могут быть заданы сле­дующие вопросы: что рассматривал в детали на отдельных стадиях выполнения эскиза? Для чего деталь брал в руки? Зачем поворачи­вал? Чем вызвана остановка в работе? Какие трудности возникли в процессе работы? И т. д.

Результаты бесед тщательно фиксируются в виде протокола, сте­нографической или магнитофонной записи, а затем подвергаются анализу.

Анкетный опрос. В соответствии с поставленными целями иссле­дователь формулирует вопросы, на которые учащиеся должны дать письменные ответы. Каждый из вопросов должен быть конкретным и понятным для опрашиваемых.


Учащимся необходимо разъяснить цели опроса и порядок оформления ответов. Для большей объектив­ности ответа фамилии ученики могут не указывать.

Для рассмотренных выше методов исследования характерно то, что исследователь не вторгается активно в учебный процесс. Он лишь наблюдает его, анализирует, делает выводы по содержанию учебного материала, о целесообразности применения тех или иных методов, организационных форм и т. д. Чтобы сделать обоснованные выводы по исследуемому вопросу, необходимо применение методов, которые позволяют исследователю активно влиять на учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим некоторые из них.

Эксперимент это один из самых сложных и важных методов исследования, дающий возможность наблюдать педагогическое явление изолированно от побочных, несущественных факторов, в условиях, поддающихся контролю и учету.

Эксперимент подразделяется на естественный и лабораторный. Естественным называют эксперимент, который проводится со всем классом на уроке. В зависимости от длительности его проведения различают экспериментальное обучение и экспериментальные уро­ки. Экспериментальное обучение проводится при проверке программ, учебников, формировании графических понятий. Это требует дли­тельного времени и системы взаимосвязанных уроков. Эксперимен­тальные уроки необходимы при проверке отдельных разделов учеб­ника, метода или приема обучения, эффективности использования учебных таблиц, моделей.

Лабораторный эксперимент проводится обычно индивидуально или с небольшим числом учащихся и позволяет более тщательно проследить за работой учащихся. Он может быть применен, на­пример, при определении последовательности построения третьей проекции детали по двум заданным, аксонометрической проекции и т. д.

Наиболее распространенной формой подведения итогов экспе­римента является сравнение результатов. Организация и выяснение эффективности эксперимента осуществляется следующим образом. В одном из классов (или нескольких) в учебный процесс вводится экспериментальный фактор, а в другом классе (или нескольких) он отсутствует. Так, например, в VIII классе предлагается новая систе­ма задач при изучении темы “Сечения”. Эта система используется только в экспериментальном классе; по остальным параметрам, в том числе и графической подготовке, данный класс не должен отли­чаться от остальных (контрольных).

Через определенное время в обоих классах проводят контроль­ные работы, позволяющие определить эффективность предложенной системы задач.

В методике обучения наряду с общенаучными применяются и специальные методы исследования. Их применение вызвано тем, что выполнение графических работ связано с точностью движения рук исполнителя, целесообразностью этих движений, формированием рациональных двигательных навыков при выполнении изображе­ний. К специальным методам относятся циклография — регистрация кинематики движений,

тензометрия и пьезометрия регистрация величины усилий, окулография регистрация движений глаз,

хро­нометраж регистрация времени,

мультиплицирование ре­гистрация последовательности выполнения графических изображе­ний и др.

Наиболее доступны для использования в практике работы хро­нометраж и мультиплицирование. Метод хронометража состоит в том, что с помощью хронометра (секундомера) производится ре­гистрация времени, затрачиваемого на выполнение графической ра боты в целом или ее. отдельной части. _


Метод мультиплицирования состоит в том < что последователь­ность выполнения изображения фиксируется через определенные промежутки времени. Фиксация может производиться путем выпол­нения изображений на заранее подготовленной стопке тонкой бу­маги, состоящей из 8—10 листов, переложенных копиркой. Через установленный промежуток времени лист бумаги, лежащий над пер­вым листом, вместе с копиркой снимается. По истечении следующего отрезка времени снимается третий лист, а на первом продолжается построение до полного завершения и т. д.

Анализ такого поэтапного выполнения изображений позволяет получить данные, характеризующие знания, умения и навыки уча­щихся. По ним можно легко проследить за ходом мысли ученика, выявить рациональную последовательность выполнения различных изображений и особенности их построения, проанализировать ти­повые ошибки и этапы, на которых они начинают допускаться. Фик­сирование хода выполнения изображений может производиться и при помощи фотосъемки, киносъемки.

Все рассмотренные методы исследования используются в ос­новном на этапе построения и проверки выдвинутой гипотезы.

Результаты исследований могут быть оформлены в виде докла­дов, статей, курсовых и дипломных работ, брошюр, учебных пособий, диафильмов, таблиц и других наглядных пособий.








Date: 2016-02-19; view: 1915; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию