Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рост и развитие
Термины «рост» и «развитие» наиболее употребимы именно в педиатрической практике. Организм ребенка, в отличие от взрослого, в каждый отрезок времени претерпевает значительные морфологи- ческие, функциональные, психологические и социальные изменения, предопределенные природой. Скорость этих количественных и качественных изменений просто поразительна, поэтому знание анатомо-функциональных особенностей строения детского организма на каждом этапе онтогенеза служит принципиальным критерием подготовленности врача-педиатра. Под термином «рост» понимают количественное изменение размеров всего тела или его частей. Рост происходит благодаря двум биологическим феноменам: клеточное размножение (гиперплазия) и увеличение клеток, главным образом их цитоплазмы (гипертрофия). Большинство органов и систем (дыхательная и пищеварительная системы, почки, селезенка, мышцы, скелет и другие) растут по так называемому общему типу - чередуя периоды «ускоренного» и «замедленного» роста и в конечном итоге достигая показателей взрослого человека. Вместе с тем выделяют еще несколько типов роста. «Невральный» тип - свойствен головному мозгу, спинному мозгу, зрительному аппарату и так далее - характеризуется достаточно быстрым ростом. «Генитальный» тип - свойствен половым органам (семенники, яичники, матка, предстательная железа и так далее) - характеризуется длительным периодом замедленного роста со значительным ускорением в период полового созревания. «Лимфоидный» тип - свойствен лимфоидным органам (вилочковая железа, лимфатические узлы, лимфоидные массы кишечника и так далее) - характеризуется ускоренным ростом, быстрым достижением, а затем и превалированием показателей над показателями взрослого человека. В последующем эти органы подвергаются обратному развитию (инволюции). Особый тип кривой роста характерен для подкожной жировой ткани. Очень высокая скорость роста в первые месяцы жизни приводит к относительно максимальной жировой прослойке у годовалого ребенка. Затем подкожный жировой слой уменьшается, а после 6-8 лет вновь увеличивается. Особенность кривой роста для подкожной жировой ткани обусловлена изменением ее функциональной значимости в постнатальный период. Развитие - качественная функциональная специализация и мор- фологическая дифференцировка органов и систем. Онтогенетическое развитие сочетает периоды постепенного (эволюционного) и скачкообразного (революционного) морфофункционального созревания, связанные со степенью влияния эндогенных и экзогенных факторов. Термин «развитие» не однозначен. Физическое развитие - динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности; психомоторное развитие - период формирования и становления основных психомоторных функций; половое развитие - созревание полового аппарата и достижение репродуктивной зрелости; биологическое развитие - морфологическое и функциональное созревание органов и систем; социальное развитие - период становления «социальных» функций и т. д. Однократно проведенное обследование дает представление о «статусе» ребенка на конкретный промежуток времени. Физическое состояние - статическая оценка антропометрических данных на момент обследования; психомоторный статус - одномоментная оценка психомоторных навыков и умений ребенка; статус полового развития - оценка показателей полового созревания на момент обследования; биологический возраст - «теоретический» возраст ребенка, отражающий уровень его морфологической и функциональной зрелости. Объективная оценка роста и развития ребенка может быть достигнута только при условии динамического наблюдения за ним в установленные декретированные сроки, определяемые возрастными интервалами. Возрастные интервалы - минимальные временные промежутки, за которые в растущем организме происходят значимые качественные изменения. На первом году жизни возрастной интервал составляет 1 мес, от одного года до трех лет - 3 мес, от трех до шести лет - 6 мес, старше шести лет - один год. Исходя из возрастных интервалов формируют возрастные группы - группирование по возрасту для сравнительной оценки индивидуальных показателей роста и развития со средневозрастными стандартами. В других странах приняты более широкие возрастные интервалы при наблюдении за ребенком что продиктовано в основном экономическими соображениями. Date: 2016-02-19; view: 514; Нарушение авторских прав |