Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Правовая система Испании 2 page





В-четвертых, в последние годы сильно увеличивается региональный уровень законодательства, в том числе и за счет расширения законодательных прав автономий. В сочетании с экспансией Евросоюза весомое региональное правотворчество усиливает давление на национальный уровень законодательства.

В-пятых, все возрастающую роль в правовой системе играют решения Конституционного трибунала Испании и Европейского суда по правам человека в Страсбурге, без учета которых уже не мыслится трактовка основных прав и свобод человека и гражданина, принятие новых актов и изменение действующих.

 

§ 4. Источники права

 

Понятие источника права используется в испанской правовой науке в различных значениях: 1) источник основ права (при поиске сущности права в философии, истории и социологии); 2) источник создания права (форма его выражения); 3) источник познания права <1>. Существуют многочисленные классификации источников права: по форме выражения (писаные и неписаные); обновляющей и отменяющей юридической силе; хронологическому критерию; критерию конституционной функции, выполняемой издавшими их органами; компетенции государственных органов; нормативной иерархии. Ниже система источников будет описана на основе последней классификации.

--------------------------------

<1> См.: Rodriguez Zapata J. Teoria y practica del derecho consitucional. Madrid: Tecnos, 1996. P. 97, 98.

 

В Испании в доктрине и судебных решениях используется понятие "конституционный блок", заимствованное из конституционного права Франции, однако в отличие от Франции в него включают чаще всего Конституцию 1978 г. и уставы автономий <1>.

--------------------------------

<1> См.: Rubio Llorente F. El bloque de constitucionalidad // Revista Espanola de Derecho Constituciona. Madrid, 1989. A. 9. N 27. P. 9 - 37; Carpio Marcos E. Bloque de constitucionalidad y proceso de inconstitucionalidad de las leyes // Revista Iberoamericana de Derecho Procesal Constitutional. Mexico, 2005. Vol. 5. P. 89 - 95.

 

На вершине иерархии национальных источников права в Испании находится Конституция 1978 г., которая имеет демократический характер, гарантируя права и свободы граждан, автономию и разделение властей. Конституция нормативна, т.е. является непосредственно действующим правом, как это отмечает в своем решении Конституционный суд Испании, характеризуя ее как "высшую норму, а не программную декларацию" (решение от 20 сентября 1982 г. 80/1982). Характеристика Конституции как "высшей нормы" означает, что ее принятие и пересмотр осуществляются только в порядке, предусмотренном в ней самой, а акты, противоречащие Конституции, признаются неконституционными. Решения об этом находятся в компетенции специального органа, предусмотренного Конституцией, - Конституционного суда Испании.

Под законами понимаются акты, принятые Кортесами после обсуждения и голосования и санкционированные и промульгированные Королем. В преамбуле Конституции применительно к закону используется выражение "верховенство закона" ("el imperio de la ley"), за которым в испанском праве стоит вполне определенная юридическая конструкция, которая, по сути, ставит закон в центр правовой системы. Однако в силу присутствия в правовой системе актов ЕС адекватность этой юридической конструкции уже не столь очевидна, как в момент принятия Конституции.

Законы в Испании делятся на органические и обычные законы.

Органические законы по своей сути - это законы, развивающие основополагающие нормы Конституции, касающиеся организации Испанского государства и прав граждан. Данная категория законов появилась под влиянием ст. 46 Конституции Франции 1958 г. и очевидной потребности в сложной дифференциации законов в силу того, что по ряду положений было сложно в момент разработки Конституции достичь согласия в достаточно конкретной и приемлемой для участников форме, кроме того, они смогли таким образом "подстраховаться" по наиболее значимым вопросам.

Согласно ст. 81 Конституции "органическими законами являются законы, относящиеся к развитию фундаментальных прав и публичных свобод, законы, одобряющие уставы автономий, законы, относящиеся к порядку всеобщих выборов, и все иные законы, предусмотренные Конституцией". Согласно ст. 150 Конституции принятие органического закона требуется при необходимости передачи или делегирования автономиям тех государственных полномочий, которые "в силу своей природы могут подлежать такой передаче или делегированию" (п. 2). При толковании указанных положений Конституционный суд придерживается узкого толкования. Так, когда возник вопрос о том, что именно считать "развитием" фундаментальных прав и публичных свобод, он в своих решениях разъяснил, что речь идет только об отделе I главы II (ст. 15 - 29 Конституции) и не о любом развитии содержащихся в них положений, а только о прямом развитии, т.е. связанном с самой сущностью урегулированных в Конституции прав (SCTC 6/1982, 160/1987, 101/1991).


В отличие от обычных законов органические законы могут быть приняты только на пленарном заседании палат (т.е. исключена возможность делегации их принятия законодательным комиссиям и Правительству), при этом требуется абсолютное большинство голосов Конгресса (в отличие от простого большинства голосов присутствующих в палате для обычного закона). Повышенные требования к принятию органического закона соответствуют его высокому положению в системе источников права (ниже Конституции, но выше остальных актов). Внесение обычным законом изменений в органический закон ведет к признанию обычного закона неконституционным. Органические законы публикуются в Официальном бюллетене государства под наименованием "Органический закон", имеют собственную нумерацию с соответствующим указанием о санкционировании и промульгировании Королем.

Уставы автономий в формальном смысле являются органическими законами, но в силу того, что для их появления должна быть выражена воля как государства, так и автономий, доктринально их часто выделяют в особую группу.

Обычные законы в Испании делятся по порядку принятия на две группы: законы, принимаемые на пленарных заседаниях палат Конгресса, и законы, принимаемые законодательными комиссиями по поручению Конгресса в силу п. 2 ст. 75 Конституции, который в любой момент может отозвать проект для принятия на пленарном заседании <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 2 ст. 75 гласит: "Палаты могут уполномочивать постоянные законодательные комиссии принимать законопроекты и законодательные предложения. Однако палаты могут в любой момент потребовать обсуждения и голосования на пленарном заседании любого законопроекта или предложения, которые явились предметом делегации".

 

Особую подгруппу по порядку принятия среди обычных законов составляют "законы о гармонизации", принимаемые согласно п. 3 ст. 150 Конституции в общих интересах "для гармонизации нормативных установлений автономных сообществ, даже если речь идет о предмете регулирования, отнесенном к их ведению". Этот вид законов требует предварительного решения вопроса о необходимости их принятия абсолютным большинством голосов каждой палаты.

По конституционным требованиям к содержанию акта выделяется группа "базовых законов", однако их выделение из числа обычных законов происходит только в случае, если возникает необходимость делегирования законодательных полномочий правительству (см. далее законодательные декреты).

Принятые в указанном порядке (палатами простым большинством голосов присутствующих или постоянными законодательными комиссиями палат) обычные законы санкционируются и промульгируются Королем и публикуются в Официальном бюллетене государства под собственной нумерацией.


Обычные законы автономий являются результатом правотворческой деятельности их законодательных органов. Они не нуждаются в санкционировании со стороны государства, но промульгируются председателем автономного сообщества от имени Короля, что означает их аутентичность и соблюдение порядка, установленного для принятия этих законов, аналогичного порядку принятия законов государства.

Помимо собственно законов в Испании действуют акты, имеющие ранг закона: декреты-законы и законодательные декреты. Под ними понимаются акты, "изданные в порядке исключения органом, не обладающим законодательной властью, а именно правительством" <1>.

--------------------------------

<1> Gracia de Enterria E., Fernandez Rodrigues T.R. Curso de derecho administrativo. 6 ed. Vol. I. Madrid, 1993. P. 133.

 

Декреты-законы имеют характер временных законодательных актов. Согласно ст. 86 Конституции они издаются в чрезвычайных и неотложных обстоятельствах и ставятся незамедлительно на обсуждение и голосование Конгресса депутатов в полном составе, который должен быть созван, если у него нет сессии, в 30-дневный срок со дня промульгации декрета-закона. В течение указанного срока он должен высказаться об утверждении или отмене декрета-закона, с этой целью регламентом предусмотрена специальная краткая процедура. Конституция устанавливает ограничения по предмету регулирования для декретов-законов: они "не могут затрагивать порядок деятельности основных институтов государства, права, обязанности и свободы граждан, перечисленные в разделе I, режим автономных сообществ, а также всеобщее избирательное право" (п. 1 ст. 86). Издание таких актов рассматривается как исключительное по своей природе явление <1>; соответственно, они подлежат обязательному контролю со стороны Парламента.

--------------------------------

<1> См.: Tur Ausina R. El control parlamentario de los decretos-leyes. Madrid, 2002. P. 42 - 50.

 

Законодательные декреты представляют собой акты в ранге закона, принимаемые правительством в силу делегации ему законодательных полномочий Кортесами. Законодательные декреты в зависимости от характера передаваемых законодательных полномочий и целей их делегирования делятся на две группы: законодательные декреты, издаваемые в силу делегации для разработки статей (п. 4 ст. 82 Конституции), - в этом случае делегация происходит в форме базового закона; законодательные декреты, издаваемые в силу делегирования полномочий для объединения текстов различных законов в единый текст (п. 2 ст. 82 Конституции). К базовым законам в Конституции содержатся специальные требования, направленные на ограничение передаваемых правительству полномочий: согласно п. 3 ст. 82 "делегация должна предоставляться Правительству в конкретной области и с указанием срока ее осуществления. Делегация исчерпывается, когда Правительство ее использует, опубликовав соответствующую норму. Делегация не может быть предоставлена в неопределенной форме или на неопределенный срок". Кроме того, в отношении делегирования законодательных полномочий Правительству существует еще ряд дополнительных ограничений: делегация не может касаться предмета регулирования органическими законами (п. 1 ст. 82 Конституции) и не может осуществляться субделегация иным органам (п. 3 ст. 82); могут быть установлены дополнительные формы контроля, кроме судебного и парламентского контроля (п. 4 ст. 82); отмена закона о делегировании в установленных в ст. 84 Конституции случаях возможна и по инициативе Правительства.


Источниками права в Испании являются также многочисленные подзаконные акты регламентарного характера: на государственном уровне - это королевские декреты, декреты правительства, министерские акты; на уровне автономных сообществ - акты правительственного совета автономного сообщества; на уровне местного самоуправления - акты органов местного самоуправления.

Обычай как источник права относится к неписаному праву. Признание обычая в качестве источника права в Испании осуществлено на конституционном уровне. В Конституции Испании содержатся положения об обычаях, относящихся: к органам власти (титулы монарха и наследного принца, сохраняемые в силу традиции, - п. 2 ст. 56 и п. 2 ст. 57); историческим правам территорий (фуэрос - Первое дополнительное положение); судебным органам, действующим на основе обычаев и традиций (ст. 125). Обычай в разной степени является источником разных отраслей права. В отношении конституционного права вопрос о роли обычая является по многим параметрам дискуссионным. Для гражданского права, наоборот, обычай безоговорочно является одним из важнейших источников права. В этом качестве он назван в ст. 1 ГК Испании наряду с законом и общими правовыми принципами.

Общие правовые принципы рассматриваются в качестве важнейшего источника права как доктринально, так и согласно некоторым законам (как в приведенном выше примере - ГК). Они не обязательно "артикулированы" в законах, но их знание и соблюдение являются частью правовой культуры, необходимой для участия в разрешении дел и осуществления юридической деятельности.

Решения Конституционного суда Испании как источник права обладают значительной спецификой и в силу этого нередко подвергается критике в данном качестве, в том числе и потому, что, хотя его деятельность в принципе направлена на укрепление, развитие конституционных начал и разрешение конфликтов, наиболее резонансными являются дела, порождающие конституционные конфликты между властями, как, например, решение о неконституционности ряда положений согласованного с центром и принятого в установленном порядке (в том числе референдумом) Устава Каталонии 2006 г. Тем не менее благодаря активности Конституционного суда в вопросах защиты прав граждан и большому количеству рассмотренных им дел трактовка большинства положений Конституции уже невозможна без учета его позиции.

Акты международного права также являются источником права в Испании, особую группу составляют акты ЕС, их характеристика дана в § 7 "Влияние международного права и права региональных международных объединений" данной работы.

Решения Европейского суда по правам человека также обязательны для Испании.

 

§ 5. Отрасли права

 

Деление на отрасли права в Испании сложилось исторически и отражает своеобразное сочетание отражения приверженности испанцев к традициям, с одной стороны, и гибкости правовой системы, весьма активно откликающейся на вызовы современности.

В основе деления на отрасли права лежит восходящее к идеям Древнего Рима деление на отрасли публичного и частного права. Поскольку современные отрасли права нередко содержат элементы одновременно публично-правового и частноправового регулирования, поэтому в зависимости от того, насколько автор акцентирует внимание на этом, существуют разные варианты отнесения отдельных отраслей к публичному или частному праву.

Можно выделить некое наиболее распространенное "ядро" классификации. Чаще всего к публичному праву относят конституционное, административное, уголовное и международное публичное право, процессуальное, трудовое и налоговое право, а к частному - гражданское и коммерческое право.

Однако данная классификация в испанской правовой науке не рассматривается ни как абсолютная, т.е. как обязательное и общепризнанное отнесение отраслей права, ни как всеобъемлющая, в смысле полного и обязательного отнесения к тому или иному виду всех имеющихся отраслей права.

Так, конституционное право основная часть исследователей относит к публичному праву, некоторые авторы считают его "мостиком" между публичным и частным правом, разрабатывается также и юридическая конструкция конституционного права как повышенной силы в связи с концепцией присутствия в Конституции "мегаправа" <1>.

--------------------------------

<1> Gonzales Alvarez R. El derecho a la tutela jurisdictional efectiva: El mito de una serendipia procesal // Revista Iberoamericana de derecho procesal garantista. 2008. P. 14, 15, 22. <http://egacal.e-ducativa.com/upload/2008_GonzalezRoberto.pdf>; Lopez Guerra L. Introduction al derecho constitutional. Valencia, 1994. P. 23.

 

§ 6. Соотношение правовых и неправовых

(религиозных, этических, иных) механизмов

в регулировании общественных отношений

 

Для Испании характерно в целом достаточно гармоничное сочетание правовых и неправовых механизмов регулирования общественных отношений и отсутствие ярко выраженных противоречий между ними. Этика деловых отношений, корпоративная этика, местные локальные социальные регуляторы, религиозные нормы направлены не на то, чтобы отойти от установок государства, содержащихся в правовых актах, или противопоставляться им, а на сохранение, развитие и саморегулирование в тех областях, где государство не считает нужным вмешиваться и само создает простор для дополнительного регулирования. В случае становящегося все более очевидным различия в регулировании с помощью правовых и неправовых механизмов последнее слово остается за государством. Здесь, надо отметить, тоже доминирует взвешенный подход и решения принимаются в результате детального обсуждения, длительных дискуссий в обществе и в Парламенте. Окончательное решение проблемы бывает разным в зависимости от контекста даже в отношении вроде бы аналогичных явлений.

Так, принцип равноправия, уважения человеческого достоинства независимо от его происхождения - явление, относительно недавно появившееся в Испании, - налагается в стране на общественные структуры и регулирование более традиционного характера. Например, на местном уровне традиционным является доминирование во многих случаях коллективных прав жителей (в виде derechos communes) над правами индивида. Согласно положению, содержащемуся в п. 1 ст. 132 Конституции Испании, они защищены наравне с государственной публичной собственностью.

В Испании сохраняется и такая локальная социальная группа со своими групповыми традициями, писаными и неписаными правилами, как аристократия, по-прежнему оказывающая значительное влияние на политическую жизнь страны. Титулы наследуются либо присуждаются за заслуги Королем. В современной Испании титулы не дают дополнительных прав, за ними нередко не стоят ни земельные владения, ни какие-либо доходы, а их носители часто трудятся, как и остальные граждане, зарабатывая на жизнь. Однако принадлежность к аристократии расширяет возможности носителя в плане вхождения в высшие слои общества, использования титула для рекламы продукции и т.д. Традиционно в Испании существовала система наследования титулов преимущественно по мужской линии, что, как известно, находится в противоречии с положениями современного гражданского законодательства, базирующегося на равноправии, в связи с чем в испанском обществе периодически возникали дискуссии, имели место обращения аристократок в Конституционный суд Испании и Европейский суд по правам человека с требованием отмены традиционного порядка наследования титулов (с отрицательным результатом <1>). Однако в 2006 г. Кортесы приняли Закон от 30 октября 2006 г. 33/2006 о равенстве мужчины и женщины в отношении порядка наследования аристократических титулов <2>. С одной стороны, это свидетельствовало о стремлении законодателя последовательно реализовывать принцип равноправия в стране. С другой стороны, данный акт вызвал неоднозначную реакцию в стране: Конституционный суд счел его бессмысленным, а со стороны левых поступили предложения об упразднении аристократии. В Испании сохраняется специальный орган, оказывающий помощь главе государства в вопросах соблюдения порядка наследования титулов и их восстановления, а также ведущий архивы по этим вопросам, - Депутация грантов <3>. Он был создан еще в 1815 г., реформирован в 1915 и 1999 гг. Его существование также порождает юридические проблемы, для решения которых необходима значительная гибкость и нестандартные подходы. Так, в 1999 г. при реформировании Устава этого органа Государственным советом был решен вопрос, который являлся предметом доктринальных дискуссий вокруг юридической природы Депутации грантов как публичной корпорации (на момент ее появления и из-за ее функций). Государственный совет 22 апреля 1999 г. высказался в том смысле, что Депутация грантов как корпорация является не публичной и не частной, а "смешанной корпорацией", и создал тем самым новую категорию.

--------------------------------

<1> В своем решении от 3 июля 1997 г. (STC 126/1997) Конституционный суд сослался на историческую символику передачи титулов, в то время как истцы подчеркивали экономическую составляющую обладания титулом.

<2> <http://www.boe.es/boe/dias/2006/10/31/pdfs/A37742-37743.pdf>

<3> <http://www.diputaciondelagrandeza.es/aboutmore.htm>

 

Идея тщательного соблюдения прав человека уже является достаточно укорененной в Испании, тем не менее в ее контексте периодически возникает вопрос о допустимости сохранения тех или иных традиционных способов регулирования общественных отношений, урегулирования конфликтов и т.д. В частности, периодически ставится вопрос о совместимости с современной защитой прав человека такой испанской традиции взыскания долгов, как использование "сборщика во фраке" ("el cobrador del frac") <1> или обращение в "монастырь взимания" ("El Monasterio del Cobro") <2>. Хотя эти организации зарегистрированы как юридические лица и должны соблюдать законы в своей деятельности, что отмечают и они сами (например, организация "сборщиков во фраке" на своем сайте подчеркивает, что осуществляет взыскание долгов "строго с уважением действующего законодательства и фундаментальных прав" <3>), некоторые из применяемых ими методов вызывают дискуссии с точки зрения совместимости с фундаментальными правами (опубликование списка должников в газетах; раздача визиток соседям, чтобы они знали, что рядом живет должник, и т.д.). Кроме того, наряду с высокопрофессиональными сборщиками встречаются и не вполне добросовестно осуществляющие свои полномочия (например, не выяснившие предварительно природу долгов и достоверность информации о них). В связи с этим в Кортесах был поставлен вопрос о необходимости разработки и принятия закона, регулирующего деятельность предприятий, занимающихся взиманием неоплаченных долгов <4>. Своеобразное внутреннее регулирование нередко существует в различного рода культурных объединениях. Например, в Стране Басков распространены чоко - закрытые общества, некоторые из которых возникли еще в XIX в. и сохраняют традиции басков в области гастрономии. Они имеют целый ряд особенностей как в отборе потенциальных претендентов на членство (во многие не принимают женщин, эта традиция связана в основном с опасностью участия в любого рода объединениях в прошлом; там, где их принимают, женщины не участвуют в приготовлении блюд, так как это изменило бы суть чоко), так и в порядке деятельности. По существу это форма досуга, но в силу запрета публичного пользования языком в годы правления Франко чоко превратились в оригинальный способ сохранения баскской культуры (не только гастрономической, но и песенной, традиций общения и т.д.). В современной Испании как форма культурного объединения чоко очень популярны и существуют очереди желающих вступить в них.

--------------------------------

<1> "Сборщик во фраке" - лицо, занимающееся взысканием долгов достаточно необычным способом - путем следования везде за должником. Он не приближается к должнику и ничего от него не требует, однако, поскольку окружающие знают, что означает присутствие человека во фраке, общественный интерес и сильное психологическое давление должнику гарантированы. Обычно должник долго его не выдерживает и оплачивает долг.

<2> Это появившаяся недавно современная форма взыскания долгов, но при этом сборщики одеты в старинное монашеское одеяние.

<3> <http://www.elcobradordelfrac.com/codigo_deontologico/es-codigo-deontologico>

<4> BOCG. 2008. Serie D, N 72, de 26 de Septiembre.

 

Вопрос о применении религиозных норм в Испании урегулирован в договорной форме, в соответствии с соглашениями, заключенными государством со Святым престолом и иными религиозными организациями (Федерацией евангелических религиозных организаций Испании, Федерацией сообществ израэлитов Испании и Исламской комиссией Испании). Религиозные нормы применяются при заключении брака <1>, в стране признается как гражданский, так и религиозный брак. Например, мусульманский брак осуществляется по канонам ислама, для его заключения достаточно выразить желание вступить в брак в присутствии двух совершеннолетних свидетелей. Однако заключение брака в религиозной форме по любой конфессии предполагает предварительное получение сертификата о брачной правоспособности супругов в органах загса <2> и обязательное последующее уведомление государственных органов о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания с внесением сведений об этом в соответствующий реестр органов загса. При этом стороны при заключении религиозного брака должны соответствовать требованиям ГК Испании <3>.

--------------------------------

<1> См.: Molina Melia A. Sistema matrimonial Espanol // Juridica. Anuario del Departamento de Derecho de la Universidad Iberoamericana. Mexico, 1999. N 29. P. 313 - 334.

<2> Если предварительно не был получен сертификат, то это затягивает последующее внесение в реестр органов загса, поскольку дополнительно осуществляется проверка вступивших в брак на предмет соответствия требованиям ГК.

<3> См. об этом подробнее: Blazquez Rodriguez I. Pluralidad de formas de celebration y matrimonio musulman. Una perspectiva desde el derecho international privado espanol // Boletin Mexicano de Derecho Comparado, Mexico, 2004. N 110, Section de Articulos, 2004. P. 425 - 477.

 

Сфера действия корпоративных норм в сфере бизнеса несколько сужается по мере более детального его регулирования в законодательстве, подзаконных актах и, главное, правом ЕС, в отношении объема правомочий органов руководства и контроля акционерных обществ, порядка их функционирования и т.д.

 

§ 7. Влияние международного права и права региональных

международных объединений

 

Регулирование отношений Испании в международной сфере осуществляется прежде всего Конституцией Испании 1978 г. В преамбуле Конституции закреплено, что "испанская нация заявляет о своем стремлении взаимодействовать в укреплении мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами Земли". В Конституции говорится о правовом положении иностранцев, об экстрадиции и праве убежища (ст. 13). Отдельная ее глава посвящена международным договорам, которая регулирует процедуру их заключения, устанавливает правило о соотношении норм международного и внутригосударственного права (ст. 93 - 96).

Заключенные в соответствии с законом и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, указанном в самих договорах, или в соответствии с общими нормами международного права (ст. 96).

Конституция Испании, следуя французскому примеру, установила, что заключению международного договора, содержащего положения, противоречащие Конституции, должен предшествовать ее предварительный пересмотр (ст. 95). Другими словами, установлен примат Конституции по отношению к международным договорам. Правительство или любая из палат Генеральных кортесов может обратиться в Конституционный суд с запросом о том, имеется ли такое противоречие. В этом случае Конституционный суд в порядке предварительного конституционного контроля (т.е. в отношении не вступившего в силу для Испании международного договора) дает заключение о наличии или отсутствии расхождений между договором и Конституцией.

Право выражать согласие государства на принятие международных договорных обязательств принадлежит Королю, который является главой государства и осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях (ч. 2 ст. 63 Конституции). Такое право осуществляется Королем в соответствии с Конституцией и законами. Все акты Короля, в том числе по вопросам заключения международных договоров, скрепляются подписью Председателя Правительства и в случае необходимости соответствующих министров, которые и несут за эти акты ответственность (ст. 64 Конституции). Участие Короля во внутригосударственных процедурах заключения международных договоров сводится к подписанию подготовленных Правительством решений. Предварительное согласие Парламента - Генеральных кортесов (Конгресса депутатов и Сената) необходимо для заключения ряда международных договоров <1>.

--------------------------------

<1> Во-первых, в соответствии со ст. 93 Конституции право на заключение международных договоров, предусматривающих передачу международным организациям или учреждениям осуществления полномочий, которые вытекают из Конституции, предоставляется не обычным, а органическим законом. Такой закон должен быть принят в целом при окончательном голосовании в нижней палате Парламента абсолютным большинством голосов депутатов и передан на рассмотрение в Сенат.

Во-вторых, предварительное согласие Парламента требуется для заключения политических договоров; договоров или соглашений военного характера; договоров или соглашений, затрагивающих территориальную целостность государства или основные права и обязанности человека и гражданина, предусмотренные в разделе I Конституции; договоров или соглашений, налагающих финансовые обязательства на государство; договоров или соглашений, влекущих изменение или отмену закона или требующих для реализации мер законодательного характера (ч. 1 ст. 94 Конституции). Что касается иных международных договоров, то единственной обязанностью Правительства является немедленное информирование палат Парламента об их заключении (ч. 2 ст. 94 Конституции).







Date: 2016-02-19; view: 3472; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию