Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Правовая система Нидерландов 4 page





Устройство политической власти провинций и муниципалитетов во многом воспроизводит общую национальную модель организации публичной власти.

Главой провинции является Уполномоченный Короля (Королевский комиссар), представляющий центр в провинции. Он назначается указом Короля сроком на шесть лет (по вопросу о назначении королевских комиссаров к Нидерландам выдвигается много претензий со стороны международных организаций, в частности Совета Европы, который считает такой порядок недемократичным и призывает голландцев перейти к выборной системе). Королевский комиссар является председателем Провинциального совета и Провинциального правительства; ведет заседания соответствующих органов; обладает рядом специальных полномочий, особенно при объявлении чрезвычайного положения.

Функции общего руководства делами провинции осуществляет Провинциальный совет, численность депутатов которого зависит от числа жителей в провинции. Депутаты советов провинций избираются непосредственно гражданами Нидерландов, которые постоянно проживают в провинциях и отвечают избирательным цензам, установленным для выборов Второй палаты Генеральных штатов. Избрание происходит в соответствии с системой пропорционального представительства в порядке, установленном актом Парламента. Срок полномочий составляет четыре года. Провинциальный совет избирает из своего состава Провинциальное правительство (Исполнительный комитет) на четыре года и контролирует его деятельность. Провинциальное правительство отражает политическое представительство в Провинциальном совете. Совместно с Королевским комиссаром Провинциальное правительство осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность в провинции.

В свою очередь, система управления на муниципальном уровне организована следующим образом. Главой муниципалитета является мэр (бургомистр). Бургомистр назначается указом Короля сроком на шесть лет и является представителем центра в муниципалитете. Нередко в муниципалитетах бургомистр занимает доминирующее положение благодаря своей компетентности в вопросах управления, а также потому, что является единственным служащим в муниципалитете, работающим полный рабочий день. Он обладает единоличными полномочиями в сфере поддержания публичного порядка и несет за это ответственность перед Муниципальным советом, осуществляет надзор за публичными собраниями. Бургомистр является главой местной полиции и в случаях бунта, серьезных беспорядков или бедствия отдает приказы, необходимые для поддержания публичного порядка или ограничения опасности. В ряде случаев бургомистр выполняет административные функции: он обязан информировать провинциальные исполнительные органы о решениях, принятых муниципальными органами, если, по его мнению, они противоречат законам или публичному интересу.

Муниципальный совет является представительным органом муниципалитета. Депутаты совета избираются на четыре года гражданами Нидерландов, которые постоянно проживают в муниципалитетах и отвечают избирательным цензам, установленным для выборов Второй палаты Генеральных штатов. Избрание происходит в соответствии с системой пропорционального представительства в порядке, установленном актом Парламента.

Бургомистр совместно с несколькими советниками (олдерменами) образуют коллегию, являющуюся Муниципальным правительством (Магистратом). Олдермены назначаются Муниципальным советом из числа своих членов. Магистрат ответственен перед Муниципальным советом за свои действия.

Источниками доходов для провинций и муниципалитетов являются собственные доходы (в частности, в виде налогов на недвижимость, сборов и пошлин) и специальные выплаты со стороны государства с предписанием об их целевом расходовании. Кроме того, провинции и муниципалитеты получают общие средства из провинциального и муниципального фондов.

Органы управления водными ресурсами изначально отвечали: за сохранность воды, дамб; осушение земель, их защиту от стихийных бедствий; транспортные коммуникации. Соответствующие органы имеются не во всех провинциях и муниципалитетах, а расположены, как правило, по течению больших рек. Специфика функций органов управления водными ресурсами предопределяется особенностями их географического расположения; они формировались независимо друг от друга, и их полномочия не являются одинаковыми. Органы управления водными ресурсами учреждаются и упраздняются на основании актов Провинциальных советов (в последние десятилетия их число значительно сократилось). Исполнительный комитет органа управления водными ресурсами состоит из избираемых представителей владельцев земель и расположенных на них крупных зданий, которые заинтересованы в функционировании этих органов. Председатель назначается указом Короля на основе рекомендации Исполнительного комитета на шесть лет.


Органы управления водными ресурсами могут наделяться правом принимать подзаконные акты, взимать налоги с собственников, пользоваться недвижимым имуществом и налагать штрафы за загрязнение воды. В отличие от провинций и муниципалитетов эти органы не получают денежных средств из центра и функционируют благодаря финансированию заинтересованных групп.

Королевство Нидерландов имеет два заморских владения: Нидерландские Антильские острова и остров Аруба.

Нидерландские Антильские острова расположены в Карибском море, имеют протяженность 800 кв. км и состоят из островов: Бонайре, Кюрасао, Саба, Синт-Эстатиус и части острова Сен-Мартен. Остров Аруба также расположен в Карибском море, в группе Малых Антильских островов, его территория составляет 193 кв. км. С 1986 г. остров Аруба вышел из федерации Антильских островов и получил статус территории Королевства Нидерландов с правами внутренней автономии. Примечательно, что остров Сен-Мартен, ссылаясь на право самоопределения, в 1988 г. объявил о необходимости поставить вопрос о его будущем конституционном статусе в Королевстве, поскольку система управления Нидерландских Антильских островов не отвечает интересам различных островов.

Согласно Хартии Королевства 1954 г. Нидерландские Антильские острова и остров Аруба являются частью Королевства Нидерландов и пользуются автономией во внутренних делах (имеют статус самоуправляющихся территорий). При этом независимость островов ограничена принципом поддержания единства Королевства и обеспечением интересов другой страны Королевства (например, внешние сношения и оборона находятся в компетенции Королевства; Антильские острова и остров Аруба вправе решать вопрос о том, должен ли международный договор Королевства применяться на ее территории, а также участвовать в заключении международных договоров, затрагивающих их интересы).

Король Нидерландов является главой Королевства и каждой из двух заморских территорий. Правительство Королевства расширено за счет включения министров, представляющих Нидерландские Антильские острова и остров Арубу. Парламентские органы последних информируют Парламент Нидерландов о своем мнении по законопроектам, касающимся всего Королевства. Верховный Суд Нидерландов выступает также в качестве кассационного суда соответствующих владений. В отличие от Государственного совета, в состав которого входят представители Антильских островов и острова Арубы, судьи этих заморских территорий не представлены в Верховном суде.

Король и Правительство Королевства представлены в Нидерландских Антильских островах и Арубе губернаторами.

Нидерландские Антильские острова и Аруба имеют собственные правовые системы и, соответственно, Конституции.

Конституция Нидерландских Антильских островов 1955 г. провозгласила независимость островных территорий в управлении своими делами. Она устанавливает, что Парламент Антильских островов представляет всю нацию (такая нация в действительности отсутствует). В вопросах внутреннего управления законодательная власть принадлежит однопалатному Законодательному собранию, которое избирается путем всеобщих выборов на четыре года и состоит из 22 членов. Законы, принятые Законодательным собранием и Правительством Нидерландских Антильских островов, подлежат одобрению Губернатором. Исполнительная власть осуществляется Губернатором с помощью Консультативного совета и Совета министров. Совет министров и Консультативный совет выполняют функции, аналогичные тем, которые осуществляются Советом министров Королевства и Государственным советом Королевства. Суд Нидерландских Антильских островов рассматривает дела по первой инстанции, а также действует в качестве апелляционного суда; соответствующее владение имеет собственную Службу публичного обвинения.


При выходе в 1986 г. из Федерации Нидерландских Антильских островов Арубы была принята новая Конституция, которая моделировалась на основе Конституции Нидерландов 1983 г. Проект был подготовлен Советом министров острова Арубы и получил одобрение Правительства Королевства. Однако в отличие от Конституции Королевства Конституция Арубы при перечислении фундаментальных прав содержит детализированные статьи о правах на свободу и безопасность, на обладание собственностью, основанные на тексте Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах (включая Протоколы к ней); Конституцией предусмотрен судебный контроль законодательства на предмет конституционности. Конституция Арубы содержит главы о Правительстве, Парламенте, Консультативном совете, Генеральной счетной палате, законодательстве и управлении, правовой системе и судебной власти, процедуре внесения поправок в Конституцию. Структура государственного управления на острове Арубе аналогична соответствующей структуре на Нидерландских Антильских островах.

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Правовой системой Нидерландов воспринят французский вариант классификации отраслей права на публично-правовые и частноправовые отрасли. К публично-правовым традиционно принято относить такие отрасли, как конституционное и административное право. В число частноправовых отраслей входят, в частности, гражданское право, гражданское процессуальное право, семейное право. Некоторые отрасли права комбинируют в себе элементы частного и публичного права, например трудовое и экологическое право.

На развитие отраслей права Нидерландов оказали значительное влияние прежде всего французская, немецкая, а также англосаксонская правовые системы.

 

§ 5. Отрасли публичного права

 

Конституционное право. Появление современного конституционного права Нидерландов связано с принятием Конституции от 17 февраля 1983 г., что было вызвано необходимостью модернизации текста Конституции 1887 г. после Второй мировой войны с целью приспособления ее к новым социально-политическим условиям, изменившимся обстоятельствами и воззрениями.


Однако пересмотр Конституции не преследовал цели революционного разрыва с существующим конституционным правом, хотя этот вопрос длительное время обсуждался. Основная структура голландской конституционной системы, которая сформировалась в общих чертах в течение первой половины XIX в. на основании пересмотра Конституции 1848 г., серьезно не оспаривалась. Перемены, имевшие место в XIX в., привели к созданию следующей модели: Королевство Нидерланды - монархия; с 1814 г. Корона принадлежит Оранско-Нассаускому Дому, однако монарх не обладает политической властью; взаимоотношения между Правительством (состоящим из Короля и министров) и Парламентом строятся в соответствии с парламентской системой правления (политическая власть министров зависит от доверия большинства Нижней палаты Парламента); Нидерланды - децентрализованное унитарное государство.

Прежняя Конституция 1887 г. состояла из 13 глав, некоторые из которых содержали разделы. Ее положения, форма и структура являлись отражением взглядов на государственную структуру, характерных для XIX в., и выражали существовавшую социально-политическую действительность.

За краткой первой главой, содержащей несколько общих норм и положений о гражданских правах, следовала длинная глава о Короле, которая включала положения о наследовании, финансовом содержании Короля и членов королевской семьи, опеке и регентстве в случае несовершеннолетия Короля, о полномочиях Короля. Конституционными положениями утверждался принцип полной ответственности министров перед Парламентом. Третья, такая же длинная, глава была посвящена Генеральным штатам и предусматривала порядок образования палат, их основные полномочия. Также она содержала положение об официальной законодательной процедуре и национальном бюджете.

Затем следовала глава о провинциях и муниципалитетах, которая содержала детализированные статьи, регулировавшие элементы административной структуры, полномочия, осуществляемые этими территориальными органами, включая их контрольно-надзорные функции. Непропорционально большой объем этой главы объяснялся историческими причинами: создание в 1814 г. унитарного государства обусловило необходимость в точном определении статуса провинций и муниципалитетов в целях предотвращения возврата к федеративной структуре.

Пятая глава содержала положения о профессиональных и промышленных корпорациях и представляла собой попытку организации сотрудничества между "капиталом" и "трудом", основанного на публичном праве. Отдельная глава Конституции посвящалась религии, при этом ее содержание отражало исторический конфликт - антагонистические отношения между протестантами и римскими католиками в Нидерландах.

Пересмотр Конституции 1887 г. (вся процедура заняла 18 лет) привел к тому, что ее текст был основательно модернизирован и системно упрощен. При этом впервые Конституция была пересмотрена с участием многочисленных политических и социальных организаций, благодаря чему в ней были реализованы современные требования демократии.

Новая Конституция 1983 г. при сохранении фундаментальных основ прежнего Основного Закона отличается значительной новизной.

Прежде всего при сопоставлении классификации Конституции 1983 г., содержащей восемь глав, со структурой прежней Конституции, описанной выше, обращает на себя внимание попытка к созданию более компактной системы.

Классификация ныне действующей Конституции начинается с главы об основных правах, которые рассматриваются в качестве определенных основ, доминирующих во всей государственной системе. За ними следуют положения о двух наиболее важных органах государства - Правительстве и Парламенте, а затем - глава об основных органах, которые консультируют Правительство и Парламент. Следующая глава посвящена наиболее важным функциям Правительства и Парламента - законотворчеству и управлению. После нее идет глава об отправлении правосудия. Далее включена глава, отражающая характер Нидерландов как децентрализованного унитарного государства; в ней содержатся нормы, положенные в основу деятельности децентрализованных органов. В завершение имеется глава о процедуре пересмотра Конституции.

Многие главы Конституции 1983 г. эффективно соединили в себе положения, которые были "рассеяны" в разных главах предыдущей Конституции. Например, идет речь о четвертой главе, соединившей в себе положения о Государственном совете, Генеральной счетной палате и постоянных консультативных органах; новые статьи главы седьмой о провинциях и муниципалитетах более компактны по сравнению с прежней Конституцией. Пятая глава включила в себя многочисленные вопросы организации законодательной и управленческой деятельности, в частности в ней содержатся: положения о принятии актов Парламента, о международных отношениях, об обороне, о чрезвычайных обстоятельствах; вопросы налогообложения, бюджетной и денежной системы.

Некоторые главы и отдельные положения конституционного текста претерпели значительные содержательные новации.

В частности, в первой главе Конституцией четко определены случаи ограничения различных основных прав; внесены важные дополнения в части расширения круга прав и свобод (запрещена дискриминация; свобода собраний расширена до признания права на демонстрацию; право на неприкосновенность почтовых сообщений включает в себя телефонные и телеграфные сообщения). Гражданские права, определяемые в первой главе прежней Конституции и главе о религии, объединены вместе в современном варианте; обоснованно сокращено число положений, относящихся к религии. Важной новеллой является включение в первую главу положений о социальных правах, обусловливающих ответственность Правительства за предоставление определенных социальных услуг (прежняя Конституция не закрепляла положений о социальных правах).

Конституция 1983 г. предусматривает определенные изменения в сфере организации и деятельности органов публичной власти. Так, Конституция наделила законодателя полномочием устанавливать, какие специальные суды входят в состав общей судебной системы (согласно прежней Конституции только суды по гражданским и уголовным делам могли принадлежать к системе судов общей юрисдикции). Конституцией был сокращен срок полномочий для Верхней палаты с шести до четырех лет. Кроме того, в конституционном тексте установлена возможность для законодателей предоставлять право участия в выборах муниципальных советов жителям, не являющимся гражданами Нидерландов (раньше действовал принцип голосования только голландских граждан), однако до сих пор подобной практики не сложилось.

Голландское конституционное право имеет следующие особенности.

Во-первых, конституционное право не окрашено какой-либо идеологией и не имеет доктринального характера: Конституцией предусмотрены разнообразные ценности, ни одна (один) из которых не имеет приоритета; прямо не предусмотрены положения о принципах, являющихся традиционными ценностями конституционных демократий. Этому косвенным подтверждением служит отсутствие в Конституции преамбулы с изложением некой правовой доктрины, а также отдельных положений об основах конституционного строя, хотя из ее положений следуют определенные базовые начала, на которых основывается государство.

Во-вторых, в конституционном праве первостепенное внимание уделяется правовому положению личности и заметно стремление учитывать все права и законные интересы на равных основаниях. Первая глава Конституции регламентирует основные права и свободы личности, при этом делая акцент на политических и социальных правах. В числе конституционно закрепленных политических прав, в частности, предусмотрены права: на равный доступ к государственной службе; избирать и быть избранным; подавать петиции компетентным органам власти; на свободу печати, объединений, митингов и демонстраций; на тайну переписки, иные права. Кроме того, Конституция провозглашает социальные права и обязывает государство способствовать их реализации. Согласно Конституции для реализации социальной политики государственные органы обязаны: содействовать достаточной занятости населения; заботиться об обеспечении средств к существованию и справедливом распределении богатства; обеспечивать достаточный жизненный уровень населения; предпринимать меры по защите здоровья населения; содействовать социальному и культурному развитию общества; заботиться о защите и улучшении окружающей среды; уделять постоянное внимание образованию; оказывать поддержку гражданам, проживающим на территории Нидерландов, не имеющим средств к существованию.

Примечательно, что Конституцией прямо не формулируются нормы о том, что основные права являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, не предусмотрены нормы о праве человека на жизнь, свободу, достоинство, однако соответствующие положения следуют из конституционного текста. Отсутствие указанных формулировок объяснимо господствующим пониманием того, что естественные права возникают вместе с рождением человека, принадлежат ему всю жизнь и не нуждаются в дополнительном государственном закреплении.

В-третьих, конституционные положения об организации органов государственной власти отличаются своеобразием. Идея строгого разделения властей не сформулирована определенно в Конституции и конституционном праве. Конституция избегает ограничения свободы усмотрения политических институтов с помощью иерархического подчинения их друг другу; ни один орган не может получать инструкции от других властей; институт главы государства в действительности отсутствует.

Разделение законодательной и исполнительной властей недостаточно четко: Правительство разрабатывает законы вместе с Парламентом и даже может ограничивать права граждан. В Нидерландах имеется ряд контрольных механизмов (например, право роспуска Парламента), институты примирения и посредничества (между различными органами власти и в рамках самих органов). Законы издаются Генеральными штатами совместно с Правительством. Правительство доминирует в законодательном процессе; верховенство Парламента во многом ограничено его властью; способ формирования Правительства не вписывается в жесткую схему разделения властей.

Роль судьи как уравновешивающей власти ограничена: в отличие от большинства современных государств Европы Конституция Нидерландов устанавливает запрет на возможность оспаривания конституционности законов и отмены неконституционных актов судом. При этом господствует мнение о том, что предоставление судам контрольной функции вовлечет их в политику и уменьшит юридическую определенность законодательства.

При этом конституционному праву неизвестна концепция источника государственной власти: в Конституции нет положений о народном суверенитете или суверенитете Парламента, демократическом режиме и социальном государстве.

В-четвертых, конституционное право отличается гибким характером, что обеспечивается благодаря неписаному праву, основанному на судебной практике, конституционном обычае и доктрине. Известно, что язык Конституции Нидерландов не очень выразителен; в ней излагаются известные вопросы, которые более полно рассматриваются в других авторитетных источниках права (например, вопросы назначения и смещения министров, отношения между Правительством и Парламентом).

В-пятых, голландское конституционное право предоставляет особое почетное место нормам международного права, которые имеют верховенство не только над законодательными актами, но и над Конституцией Нидерландов. Под влиянием международного права в сфере прав человека Верховный суд Нидерландов стал выполнять функции, приближающиеся к задачам органа конституционного контроля, определяя соответствие национальных законов международным нормам.

Отдельного внимания в рамках конституционного права заслуживает рассмотрение института гражданства в Нидерландах.

Гражданство в Нидерландах регулируется Законом Королевства "О гражданстве Нидерландов" 1984 г., который распространяется в том числе на Нидерландские Антильские острова и остров Арубу.

Голландское гражданство приобретает ребенок, отец или мать которого имеют это гражданство, независимо от места его рождения (принцип "права крови"). Ребенок, чьи мать или отец являлись постоянными жителями Нидерландов, Нидерландских Антильских островов или острова Арубы на момент его рождения и который был рожден матерью, проживающей в Нидерландах, также приобретает гражданство Нидерландов ("право почвы"). В случае, если ребенок был оставлен в Нидерландах, на Нидерландских Антильских островах или острове Арубе, он получает голландское гражданство (независимо от того, являются ли мать или отец гражданами другой страны) через пять лет. Ребенок, усыновленный супругами на обозначенной территории, получает нидерландское гражданство, если его имеет один из супругов-усыновителей.

Прием в гражданство (натурализация) происходит на основании королевского декрета. Для приобретения гражданства обычно необходимо постоянно проживать в Нидерландах в течение пяти лет. Несовершеннолетние натурализуются одновременно с матерью или отцом, но могут заявить о голландском гражданстве по достижении возраста совершеннолетия, за исключением случаев, когда они являются апатридами. С 1992 г. в Нидерландах разрешено двойное гражданство; при этом лицо, имеющее нидерландское гражданство, не подлежит высылке.

Закон "Об иностранцах" 1965 г. регулирует правовое положение иностранцев в Нидерландах. Иностранные граждане не имеют права занимать публичные должности и участвовать во всеобщих выборах; Конституция ограничивает право соответствующих лиц на социальное обеспечение.

Административное право. Правовой основой организации и функционирования публичной администрации в Нидерландах являются Конституция, Закон "Об общем административном праве", Закон "О гражданских служащих", Закон "Об административной юрисдикции", Закон "О Государственном совете" и другие правовые акты.

В Нидерландах публичная власть организуется на трех уровнях: государственная администрация, администрация провинций, администрация муниципалитетов. В связи с этим к административным органам относятся министры, их заместители, полиция, королевские комиссары в провинциях и бургомистры (мэры) в муниципалитетах; гражданские служащие, временные гражданские служащие, военные служащие и персонал, нанятый министрами (акты этих лиц считаются актами административного органа, которые их наняли на службу).

Важно подчеркнуть, что гражданские служащие в Нидерландах традиционно обладали привилегированным статусом. Согласно Закону "О гражданских служащих" 1929 г. для них была создана специальная система судов. Впоследствии сокращение государственных расходов привело к уменьшению привилегий, условия гражданской службы стали односторонне устанавливаться министром внутренних дел. С 1983 г. гражданские служащие обладают всеми конституционными правами. С 1984 г. для согласования условий гражданской службы между министром внутренних дел и профсоюзами служащих проводятся консультации при помощи независимого Комитета консультаций и Арбитража. Единый акт, регулирующий правовой статус гражданских служащих, до сих пор не принят в Нидерландах, при этом Закон "О гражданских служащих" практически не содержит материальных норм. Правовые положения о гражданской службе содержатся в приказах в Совете, адресованных гражданским служащим центрального Правительства, и в подзаконных актах, относящихся к служащим других публичных органов. Современная правительственная политика направлена на устранение различий регулирования труда этих лиц и других работников.

В 1992 г. был принят Закон "Об общем административном праве", которым регулируются отношения между органами публичной власти и гражданами, определяются положения о разрешении административных дел, подробно регламентируются многие процедурные вопросы.

При этом Законом устанавливаются принципы деятельности органов публичной власти, которыми административный орган всегда обязан руководствоваться при принятии решений и подготовке актов. Так, Законом предписывается следующее: административные органы должны беспристрастно выполнять свои обязанности; должны почитать оправданные надежды лица, утверждение которого они оценивают; интересы сторон всегда должны сопоставляться с социальными интересами, которые отвечают закону.

Голландское административное право уделяет большое внимание способам защиты от неправомерных действий (бездействия) органов публичной администрации.

По общему правилу пересмотр актов административных органов должен осуществляться в рамках самой администрации, в связи с чем первоочередным способом защиты прав является обращение к вышестоящему административному органу с жалобой, в которой оспариваются законность и правомерность решения, вынесенного нижестоящим органом публичной администрации. Так, до обращения в суд заинтересованные стороны (лица, к которым адресован такой акт, и лица, интересы которых были им затронуты) должны подать протест в административные органы. При этом с момента издания соответствующего акта протест по общему правилу подается в течение шести недель. При рассмотрении протеста административный орган должен выслушать заинтересованную сторону, при этом все аргументы должны быть приняты во внимание.

В случае, если протест не удовлетворен, заинтересованная сторона правомочна подать апелляцию в суд в течение шести недель после того, как было издано решение соответствующего административного органа (если итог не был обжалован, то он остается постоянным).

Законодательством Нидерландов устанавливается несколько способов судебной защиты прав от неправомерных актов (действий или бездействия) органов публичной администрации.

Во-первых, идет речь о предъявлении исков в Государственный совет и в административные суды, которые дают оценку законности решения, основываясь на законодательстве и общих юридических принципах, а также принципах "надлежащего управления".

Во-вторых, возможна подача исков в общие суды, наделенные соответствующей юрисдикцией, поскольку административные суды в Нидерландах неправомочны в решении всех дел, в частности при оспаривании актов, нарушающих законы гражданского права; общие суды вправе разрешать иски к органам публичной администрации о возмещении государством ущерба в связи с незаконными действиями. Критерии оценки акта судами общей юрисдикции совпадают с теми критериями, которые применяются административными судами.

Важно отметить, что на протяжении более 100 лет существовала дискуссия о пересмотре административных решений специальным независимым судом. Изначально администрация настороженно относится к судебному контролю: считалось, что осуществление контроля общими судами основывается на неправильном предположении о противоречиях между административной властью и гражданами. В понимании голландских юристов контроль судов за административной властью слишком ограничен, поскольку опирается исключительно на стандарт законности. Вместе с тем публичная администрация должна отвечать в соответствии с менее строгим, но в то же время более претензионным стандартом, который трудно перевести: публичное право требует, чтобы администрация действовала "прилично". В связи с этим гражданская служба долгое время успешно препятствовала судебному вмешательству в свой beleid.







Date: 2016-02-19; view: 2781; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию