Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Правовая система Испании 1 page





 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

§ 1. История формирования правовой системы Испании

 

С момента появления человека на Пиренейском полуострове до настоящего времени на территории, которую занимает Испания, проживало множество народов, обладавших собственными правовыми системами. Кельты, римляне, древние германцы, арабы и другие народы оставили современным испанцам богатое правовое наследие, которое частично и в модернизированном виде присутствует и в современной правовой системе страны. Это свидетельствует о преемственности культуры и высокой способности населения к восприятию и сохранению достижений предшествующих поколений в области права.

На территории Пиренейского полуострова найдены многочисленные свидетельства присутствия человека (дольмены, менгиры, стоянки и поселения древнего человека) с глубокой древности - около 100 000 лет назад <1>, причем новейшие исследования имеют тенденцию отодвигать эти сроки в глубь веков.

--------------------------------

<1> См.: Fernandez de Bujan y Fernandez A. Derecho publico romano y reception del derecho romano en Espanf, Europa e Iberoamerica. 6 ed. Madrid, 2002. P. 263.

 

К концу бронзового и началу железного века (примерно к 1100 г. до н.э.) на данной территории проживали различные народы (иберы, васконы (предки современных басков), предки кельтов и др.). Большую часть территории занимали иберы (греч. Iberes, лат. Hiberes, Hiberi), по одной из основных версий, происходившие из Африки и родственные берберам <1>, но существуют и другие версии <2>; иберы и дали название данной территории - Иберия. Об их праве можно судить в основном на основании реконструкций по результатам археологических исследований: считается, что у них существовало первобытное обычное племенное право. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что это право и в дальнейшем использовалось проживавшими на данной территории народами, однако с научной точки зрения трудно отделить привнесенные элементы обычного права (например, присутствовавшие в праве древних германцев) и воспринятые из местного права <3>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 264.

<2> См.: Бабилашвили А.Г. Исторические культурные и литературные взаимосвязи Грузии и Испании (Обзор). Тбилиси, 1981. С. 43; Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973. С. 302; Очерки общей этнографии. Зарубежная Европа. М., 1966. С. 410, 411.

<3> В испанской литературе существует мнение, что в Испании судебная система вестготов укрепила существовавшие в скрытом состоянии дороманские институты обычного права, "германизировав" их. См.: Sanchez Albornoz C. Tradition y derecho visigodos en Leon y Castilla // Investigaciones y documentos sobre las instituciones hispanas. Santiago de Chile, 1970. P. 115 - 129.

 

Примерно в VI в. до н.э. на этой территории появились колонии греков и финикийцев. В начале первого тысячелетия до н.э. некоторые финикийские колонии превратились в крупные городские центры (например, Гадес в Испании), со временем большая часть территории полуострова попала под власть Карфагена. Как известно, культура Карфагена имела синкретический характер и впитала культуры таких стран, как Египет, Хеттское царство, Вавилония, Ассирия и др. Вероятно, это относится и к его праву, о котором известно немногое и из более поздних источников - работ Полибия, Страбона, Тита Ливия, Плиния и др. В отношении колоний карфагенян, проживавших на полуострове, и в военных вопросах применялось право метрополии, а другие жители полуострова в обычной жизни руководствовались своим обычным правом, т.е. нормы права действовали не столько территориально, сколько применительно к носителям и их коллективам. Наиболее развитым было финикийское торговое право в городах, оно имело индивидуалистический характер и способствовало развитию торговли в семейно-клановой форме по образцу права семитских народов, при этом женщины имели возможность активно участвовать в политической и экономической жизни колоний. В целом же оно имело глубоко традиционный характер, т.е. было построено не на идеалах правосудия и справедливости, а на идеалах древности: ссылка на древний обычай являлась основой легитимности. Вероятно, имело место и взаимное влияние права народов полуострова и метрополии.

Противостояние Карфагена и Рима, закончившееся победой последнего в 206 г. до н.э., привело к превращению территории Пиренейского полуострова в римскую провинцию и романизации права проживавших там народов. Внедрение римского права происходило по-разному в зависимости от статуса племен, подпавших под власть Рима, а сам статус определялся изначально вкладом этих племен в борьбу с Карфагеном. Наиболее активно сотрудничавшие с Римом племена сохраняли свое право и привилегии, судьба менее активных сторонников Рима была различной, судьба же сторонников Карфагена была плачевной. Поскольку Рим имел обыкновение держать в провинциях части регулярной армии, населявшие Пиренейский полуостров народы сначала только сосуществовали рядом с римлянами и наблюдали "со стороны" их право в действии.

Кризис сельского хозяйства Рима, произошедший во II в. до н.э., привел к массовой миграции переселенцев в колонии, которые стали расти и все чаще организовываться по образцу римских муниципий. Это привело к упорядочению политической, административной, фискальной и судебной сфер в целом на территории полуострова; кроме того, в случае вмешательства в местные отношения правители делали это на основе римского права, в результате к 27 г. до н.э. основная часть полуострова была включена в сферу влияния Рима и действия его права. С 212 г. н.э. управление данной территорией осуществлялось уже на основе только римского права. Вместе с тем это было не совсем то же самое право, что действовало в Риме, поскольку на полуострове оно взаимодействовало с правом населявших его народов, теряло "чистоту" и приобретало оригинальность.

Римское право оказало наиболее глубокое воздействие на право народов Пиренейского полуострова, его влияние современные испанские исследователи прослеживают в праве вестготов и позднее в течение всех Средних веков вплоть до нашего времени. Оно прослеживается и в современном праве, в его терминологии, юридических конструкциях, классификациях (в том числе в наиболее крупном делении права на публичное и частное), а также в содержании конкретных правовых источников, в частности в Гражданском кодексе Испании <1>.

--------------------------------

<1> Fernandez de Bujan y Fernandez A. Op. cit. P. 283 - 310.

 

С крушением Римской империи на территории полуострова появляются германские народы, и с начала V до начала VIII в. на полуострове обосновываются вестготы, привнося свою правовую систему. Для вестготского права было характерно оригинальное сочетание основ римского права с германским (особенно в области прав собственности <1>) и каноническим правом, причем влияние последнего благодаря оказанию монастырями помощи вестготским королям в плане законотворчества начинает расти. Особо активным было участие церкви в законотворчестве в Таррагоне, Хероне, Толедо, Барселоне и Севилье. Вместе с тем вестготское право переживало и периоды усиленной германизации (выражением этого был, например, такой акт, принятый между 572 и 586 гг., как Кодекс Леувигильда <2>). В Вестготском королевстве осуществлялись крупные кодификации права: Кодекс Эйрика 475 г. <3>, затем Бревиарий Аларика II, изданный через 30 лет после Кодекса Эйрика и "исправлявший то, что в римских законах казалось несправедливым и неясным" <4>, и Либер Юдисиорум.

--------------------------------

<1> Так, из германского права был воспринят запрет на передачу недвижимости женщинам, брак напоминал договор купли-продажи, даже дары, приносимые женихом невесте, назывались ценой и т.д. См.: Медведев С.Н. Феодальное право Испании V - VII веков: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Ставрополь, 1995. С. 18, 20.

<2> См.: Медведев С.Н. Указ. соч. С. 4. Кроме того, этот акт известен тем, что допустил смешанные браки между испано-римлянами и готами, запрещенные со времен императора Валентиниана III. Эти запреты существовали и в Кодексе Эйрика, и в Кодексе Аларика II. Там же. С. 12. В конечном счете это разрешение способствовало ускорению объединения двух народов.

<3> См.: Urena R. La legislation gotico-espanol. Madrid, 1905. P. 296.

<4> Медведев С.Н. Указ. соч. С. 11.

 

Готы и испано-римляне в Вестготском королевстве со временем стали восприниматься как единый народ - испанцы-католики. Около 625 г. завершается объединение Испании под властью вестготских королей. В вестготский период зарождаются начала законности в том смысле, что судья должен был основывать свои решения всегда на законе, а при отсутствии нормы спор разрешал король. С точки зрения влияния вестготского права на современную правовую систему Испании юристы обращают особое внимание на институт монархии, в котором они усматривают романо-вестготские корни и влияние <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом: Llorca C. Parlamentarismo y constituciones en Espania. Madrid: ISTMO, 1988. P. 21.

 

Начиная с 711 г. арабские племена и берберы из Сирии и Марокко завоевывают и занимают почти всю территорию Пиренейского полуострова. Христианские государства уцелели только на севере Пиренейского полуострова, а Вестготское королевство прекратило свое существование.

С этого момента начинается период применения мусульманского права. В первые десятилетия Халифата арабы проявляли веротерпимость, позднее начинается процесс арабизации и исламизации захваченных стран. В Испании (в отличие от почти полностью арабизированных и исламизированных Сирии, Палестины, Египта и других стран) лишь часть населения приняла арабские обычаи и ислам. Их называли мосарабы и ренегадос (от исп. renegados - отступники). Значительная часть испанского населения сохранила верность католической религии. Вместе с тем не все принявшие ислам овладевали арабским языком (подобно тому, как произошла исламизация Средней Азии), поэтому для новых мусульман готовились переводы различных текстов по исламскому праву, а также специальные пособия для судей на кастильском языке. Мосарабы, приняв ислам и исполняя публичную часть его права, в обычной жизни руководствовались Либер Юдисиорум. О применении немусульманского права свидетельствуют переводы местных нормативных актов на арабский язык, наиболее известный документ - манускрипт (Ms10.064), содержащий перевод на арабский Фуэро Хусго (Fuero Juzgo), в Национальной библиотеке (г. Мадрид).

Мусульманское право обладает значительным своеобразием по сравнению в предшествующим правом Пиренейского полуострова. Это право базируется на религиозных ценностях и источниках (но иначе, чем каноническое право): Коране, сунне, фикхе и др. Применявшееся в Испании мусульманское право относится к мазхабу (школе) Маликитов <1>. Мусульманское право в созданных на территории Испании халифатах пережило несколько периодов бурного расцвета, особенно в Кордовском халифате (912 - 961 гг.) и государстве Альморавидов (1086 - 1147 гг.), а также халифате Альмохадов (1147 - 1213 гг.). В периоды расцвета испанской ортодоксии были созданы многочисленные труды выдающихся ученых, раскрывавшие тонкости мусульманского права, в том числе: пространное собрание хадисов, которое собрал и прокомментировал Мохамад Эль Утби (Mohamad El Utbi, ум. 898 г.); анализ различных школ ислама, осуществленный знаменитым Аверроэсом, родившимся в Кордове и достигшим высших почетных должностей (араб. имя Абуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд, ум. 1198 г.); трактат по наследственному праву Абен Халафа (Aben Halaf, ум. в 1292 г.) и многие другие. Таким образом, с одной стороны, осуществлялась адаптация мусульманского права к условиям Пиренейского полуострова, с другой - внесен вклад в развитие мусульманского права в целом.

--------------------------------

<1> Название мазхаб получил по имени его основателя - имама Малика, который нормы исламского права устанавливал в том числе и из такого источника, как практика жителей Медины. Он рассуждал следующим образом: поскольку многие из жителей Медины являются потомками пророка Мохаммеда, а Медина - это то место, где он провел последние 10 лет жизни, бытовавшие среди жителей Медины обычаи хотя и не могли поощряться им лично, но обязательно должны были получить статус разрешенных. Поэтому "имам Малик считал традиции Медины одним из видов очень достоверной Сунны, повествуемой делами, а не словами". Абу Амина Биляль Филипс. Эволюция Фикха // Исламский закон и Мазхабы. Киев, 2001. С. 213.

 

После победы над халифатом католические короли некоторое время гарантировали остававшимся на территории Испании мусульманам сохранение их прав и обычаев, но после восстания мусульман 11 февраля 1502 г. вышла королевская прагматика, заставлявшая их отказаться от ислама и ношения традиционной одежды. В настоящее время некоторые нормы исламского права (в основном семейного) действуют в объеме, предусмотренном соглашением между государством и Исламской комиссией Испании <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом: § 6 настоящей главы.

 

В отношении проживавших на территории Пиренейского полуострова сообществ иудеев длительное время действовало иудейское право, как при христианском правлении, так и при мусульманском, хотя при Альморавидах и Альмохадах синагоги закрывались и иудеи бежали в христианские государства и наоборот.

Источники иудейского права имеют религиозный характер (Тора, Мишна, Талмуд), вместе с тем большое значение имеют толкования выдающихся юристов. Иудейское сообщество было организовано вокруг синагоги, где хранились священные книги и другие источники законодательства), а роль юрисконсультов и судей выполняли священники - раввины. В их числе были выдающиеся комментаторы иудейского права, но наиболее выдающийся вклад в его развитие внес автор многочисленных комментариев к положениям Талмуда Моше бен Маймон (1135 - 1204 гг.) <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее о его трудах: Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права: В 2 т. Т. 2. М., 2011. С. 50 - 54.

 

В истории Испании были разные периоды отношения к иудейскому праву, были периоды относительной свободы и, наоборот, сужения их прав, так уже в III Собрании Толедо 589 г. содержались положения, запрещающие иудеям вступать в брак с христианами, обладать рабами-христианами и находиться на государственных должностях (канон XVI). Христианские короли периода Реконкисты пользовались услугами иудеев для взимания налогов, что привело в конечном счете к враждебному отношению населения к ним, которое выразилось в массовых погромах и убийствах иудеев в 1391 г. в Кордове, Валенсии, Толедо, Барселоне, Лериде и других городах. В 1492 г. был принят королевский указ об изгнании иудеев, не принявших крещения, и 152 тысячи иудеев покинули Испанию, на чем и закончилось широкое действие иудейского права на ее территории. В настоящее время оно действует в том же объеме, что и у других религиозных организаций, т.е. в рамках соглашения между государством и Федерацией сообществ израэлитов Испании <1>.

--------------------------------

<1> См.: § 6 настоящей главы.

 

В Средние века в Испании сформировалось право, построенное на привилегиях, признанных королевскими указами. Многочисленные привилегии давались и различным местностям. Они получили название фуэрос.

Наиболее известный памятник средневекового испанского права - Семь Партид XIII в. (Siete Partidas, т.е. "семь частей", по количеству частей в данном акте) - представляет собой осуществленную в Кастилии весьма совершенную кодификацию законодательства, сочетающую черты римского и канонического права и заложившую основы общенационального испанского права (церковное право, законодательство о деятельности органов государства, судопроизводство, семейное право, уголовное право и др.). Семь Партид долгое время применялись как источник права не только в Испании, но и в Латинской Америке <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Марей А.В. Язык права средневековой Испании: от Законов XII таблиц до Семи Партид. М., 2008.

 

Приобщение Испании к современным конституционным процессам началось с принятием первых конституционных актов - Байонского статута 1806 г. и Кадисской конституции 1812 г., которая провозгласила принципы национального суверенитета и равенства испанцев перед законом, отменила феодальные привилегии и инквизицию, а также уравняла колонии с метрополией. Это стало началом процесса трансформации государственных институтов в новом качестве - в рамках системы разделения властей. Однако данный процесс происходил с многочисленными отступлениями, поскольку в стране с начала XIX в. произошло пять не получивших завершения революций. Правовая система также подверглась разнообразным изменениям, но эти изменения носили противоречивый характер: конституция то принимались, то отменялась (в частности, королем Фердинандом VII Конституция 1812 г. была отменена для реставрации прежней формы монархии). Во время третьей испанской революции (1834 - 1843 гг.) пришедшие к власти либералы приняли ряд важных законов, в частности о национализации и продаже с аукциона церковных земель, национализации земель крестьянских общин и муниципалитетов, а революция 1854 - 1856 гг. завершилась разгоном Кортесов и отменой этих и других либеральных законов.

Во второй половине XIX в. бурные политические события также не способствовали совершенствованию законодательства на конституционной основе: революционное движение, начавшееся в 1868 г., две карлистских (между сторонниками разных наследников престола) войны, свержение монархии и установление первой республики (1873 - 1874 гг.), на смену которой, в свою очередь, пришла монархия. Тем не менее именно на XIX в. приходится период новых кодификаций, которые, в отличие от предшествующих кодификаций, охватывавших все отрасли права сразу, имеют отраслевой характер. В их числе - кодификация гражданского права в Гражданском кодексе 1889 г. <1> и несколько Уголовных кодексов: 1822, 1848, 1850, 1870 гг., Торговые кодексы 1829 г. и 1885 г. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Медведев С.Н. Гражданский кодекс Испании 1889 г. // Сравнительные опыты кафедры гражданского права и процесса Ставропольского государственного университета. Вып. 2. Ставрополь, 2003. С. 87 - 93.

<2> Причем между принятием этих двух Кодексов было рассмотрено и отклонено еще несколько проектов. См.: Bernal Llorens M. Cambio en la regulacieon contable: El Codigo de comercio de 1885 a traves de sus proyectos // Revista espanola de financiacion y contabilidad. Madrid, 2000. Vol. 29. N 103. P. 173 - 201.

 

В XX в. развитие испанской правовой системы было в целом поступательным, было предпринято еще несколько кодификаций уголовного права (УК 1928, 1932, 1944, 1995 гг.). Новым опытом правового регулирования в плане смягчения социальных противоречий стало усиление корпоративных начал в период диктатуры Франко, впоследствии он был переосмыслен и трансформирован в рамках концепции государства благосостояния. Процессы демократизации, начавшиеся с принятием действующей Конституции 1978 г., привели к появлению новых актов, расширивших политические права граждан. Была создана правовая основа для функционирования ряда государственных органов (в частности, Конституционного суда, института Защитника народа). Вступление в Европейский союз открыло путь для влияния европейского права и соответствующей трансформации национального права.

 

§ 2. Государственное устройство

 

Государственное устройство современной Испании отличается значительным своеобразием благодаря сочетанию современных конституционно-правовых институтов и подходов к конституционно-правовому регулированию с сохранением ряда традиций таких насчитывающих многовековую историю институтов, как Король, Кортесы, Счетный суд и др. Согласно ст. 1 Конституции 1978 г. "политической формой Испанского государства является парламентарная монархия". Таким образом, конституционный законодатель не определяет в Конституции монархию как форму правления и предпочел формулировку о политической форме государства. Это связано с дискуссией во время обсуждения проекта Конституции по поводу различий между понятиями "форма государства" и "форма правления". Сложившаяся к тому моменту в Испании либеральная трактовка понятия монархии как формы правления связывала монархию в большей мере с сущностью государства <1>, чем понятие "форма государства". Термин "политическая форма государства" является результатом достигнутого в процессе дискуссии консенсуса.

--------------------------------

<1> Derecho constitutional. 8 ed. Vol. II. Madrid, 2010. P. 15.

 

В Испании имеются как сторонники, так и противники монархии. Негативно к ней относятся сепаратистские движения и организации в Каталонии, выступающие за независимость под антимонархическими лозунгами. Коммунистическая партия Испании, исходя из марксистской концепции государства, неоднократно пыталась инициировать референдум по вопросу о монархии, предполагает добиваться его в рамках планируемой конституционной реформы и даже организовала проведение символического референдума на улицах Барселоны по вопросу о замене монархии республикой.

Организация государства по Конституции Испании 1978 г. была задумана как воплощение принципа народного суверенитета и рациональной организации публичных властей на основе их разделения.

Принцип разделения властей в испанской науке рассматривается в нескольких аспектах. В материальном плане разделение властей состоит в том, что законодательная функция вверена Генеральным кортесам (ст. 66 Конституции), исполнительная - Правительству (ст. 97 Конституции) и судебная - судьям и судам, определенным законом (п. 3 ст. 147 Конституции). При этом судебная власть осуществляется исключительно указанными судебными органами, что же касается законодательной и исполнительной власти, то здесь такой исключительности не наблюдается, поскольку парламентарная форма предполагает различные конституционные инструменты, обеспечивающие возможность воздействия одной власти на другую (вотум доверия - п. 3 ст. 99 Конституции, роспуск палат - п. 5 ст. 99 Конституции, отставка Правительства - ст. 101 Конституции, резолюция порицания - п. 2 ст. 144). В автономных сообществах также создаются три ветви власти (ст. 152). Это горизонтальное разделение властей.

Помимо горизонтального существует и "вертикальное разделение властей" <1> между государством и автономными сообществами, поскольку по испанской доктрине Испания является унитарным государством в процессе федерализации. В научной литературе и испанской судебной практике для характеристики формы государственного устройства Испании используется введенное Конституционным судом Испании понятие "государство автономий", которое отражает своеобразие испанской формы государственного устройства как унитарного децентрализованного государства с особой формой территориальной организации: согласно ст. 2 Конституции Испания признает и гарантирует право на автономию для национальностей и регионов, ее составляющих, и солидарность между ними. Статья 137 Конституции устанавливает, что территориальное устройство государства включает в себя муниципии, провинции и автономные сообщества. Все эти территориальные образования пользуются автономией при ведении своих дел. Как правило, автономные сообщества охватывают несколько провинций, имеющих общие границы, а также исторические, культурные и экономические особенности. "Однопровинциальные" автономные сообщества являются исключением, возможность образования автономного сообщества одной провинцией включена в Конституцию для провинций, представляющих собой единую историческую область (например, Риоха или Кантабрия).

--------------------------------

<1> Понятие "вертикальное разделение властей" было воспринято испанской наукой из немецкой доктрины и использовано уже в одном из первых решений Конституционного трибунала Испании STC 4/1981 от 2 февраля 1981 г.

 

Территориальная модель организации государства в Испании базируется на ряде концепций, в разработку которых большой вклад внес Государственный совет (прежде всего своими решениями, касающимися деколонизации последних испанских колоний, от 20 июня 1968 г. N 36.017 и от 7 ноября 1968 г. N 36.227). В прошлом Испания являлась метрополией с многочисленными колониями, поэтому территориальное устройство базируется на концепции территории, которая определяет статус и некоторых современных политико-территориальных единиц (Сеуты, Мелильи, островов). По смыслу доктрины Государственного совета территорией Испании является только та территория, где живет общность испанских граждан, наделенных в полной мере правами граждан Испании, образующая административную единицу или ее часть, относящуюся к испанской системе управления. Принадлежность к испанской системе управления означает, что данная административная единица или ее часть не относится к другому юридическому лицу международного права и не является самоопределяющейся. По испанской версии с деколонизацией неавтономных территорий в Сахаре в 1975 г. Испания выполнила все международные обязательства, относящиеся к колониальным территориям. На города Сеута и Мелилья, расположенные на Африканском континенте, и Иберийские острова эти обязательства не распространяются, хотя они и расположены отдельно от материковой части территории Испании. Это обосновывается тем, что их режим всегда был идентичен режиму остальной национальной территории, поэтому с испанской точки зрения само по себе их расположение на Африканском континенте не может быть основанием для легитимации их возвращения Королевству Марокко <1>. В Конституции содержатся косвенные указания на идентичность статуса данных городов и островных территорий с остальными испанскими политико-территориальными единицами в виде положений об их участии в формировании Конгресса и Сената и осуществлении автономии на тех же самых условиях, что и остальные автономные сообщества (п. 2 ст. 68, п. 3, 4 ст. 69 и Переходное положение 5).

--------------------------------

<1> См.: Rodriguez Zapata J. Teoria y practica del derecho consitucional. Madrid: Tecnos, 1996. P. 66.

 

§ 3. Общая характеристика современного состояния

правовой системы

 

Испанская правовая система находится в стадии активной трансформации, связанной с приспособлением национальных институтов к новым условиям, возникшим в результате влияния нескольких одновременно действующих (в некоторых аспектах разнонаправленно) факторов.

Во-первых, происходит приспособление национальных институтов к условиям европейской интеграции под влиянием права ЕС. С одной стороны, происходит трансформация порядка деятельности государственных институтов (например, в сторону большей транспарентности, применения современных технических средств для обеспечения связи с гражданами, поиск мобильных форм работы, приближающих государственные органы к населению, как, например, мобильные полицейские комиссии по приему жалоб и заявлений граждан). С другой стороны, происходит изменение текущего законодательства в целях гармонизации с действующими на территории страны актами ЕС.

Во-вторых, испанское право меняется в силу необходимости ответа на такие вызовы современности, как формирование информационного общества; глобализация; нарастающие экономические проблемы, углубившиеся в условиях кризиса; уменьшение численности населения Испании; миграционные процессы и т.д. В частности, в Испании предпринимаются активные меры по созданию современной системы информирования о деятельности публичных властей, обеспечения принципа транспарентности в их деятельности. С этой целью был разработан и принят специальный акт - Закон от 27 июня 2007 г. 11/2007 об электронном доступе граждан к публичным службам (Ley de Acceso Electronico de los Ciudadanos a los Servicios Publicos), который хотя и подвергся критике в том числе со стороны органов ЕС за недостаточную гарантированность прав граждан, тем не менее явился определенным этапом в формировании испанского "электронного правительства".

В-третьих, под давлением претензий автономий в последние годы предпринимаются попытки, в том числе успешные, серьезного пересмотра уставов автономий в плане расширения возможностей регионального правотворчества, что изменяет соотношение правового регулирования разных уровней - национального и регионального. Хотя уставы автономий являются актами с усложненным порядком принятия, автономии в них периодически вносят изменения: Арагон - в 1994, 1996, 2007 гг.; Канарские острова - в 1996 г.; Кантабрия - в 1991, 1994, 1997, 1998, 2002 гг.; Кастилия и Леон - в 1988, 1994, 1999 гг.; Балеарские острова - в 1994, 1996, 1999, 2007 гг.; Мурсия - в 1991, 1992, 1998 гг.; Ла Риоха - в 1994, 1999 гг.; Валенсия - в 2006 г.; Эстремадура - в 1991, 1994, 1999, 2011 гг. Наиболее серьезные, охватывающие большое число норм и влекущие глубокие изменения текстов реформы статутов были предприняты в Галисии, Каталонии, Андалусии и Стране Басков, статуты которых с момента принятия не изменялись. В Галисии и Каталонии Уставы 1979 г. были заменены на новые в 2006 г. В Андалусии на смену Уставу 1981 г. был принят Устав 2007 г. В Стране Басков продолжает действовать Устав 1979 г., относительно конкретных аспектов расширения прав этой автономии ведутся переговоры с центральным правительством.

Date: 2016-02-19; view: 1529; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию