Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Правовая система Нидерландов 6 page
Экологическое право. Экологическое право Нидерландов имеет богатую историю. До XIX в. единственной мерой, предпринимаемой органами власти Нидерландов, направленной на защиту окружающей среды, было взимание налогов за торфяные плотины, строительство дамб и польдеров для защиты от наводнений и на поощрение регулирования использования водных ресурсов, создания советов по воде. С 1810 г. действовал имперский декрет (заменен королевским декретом в 1824 г.), предусматривавший необходимость получения разрешений на строительство определенных видов фабрик, ведение торговли и иных видов деятельности. Первый комплексный природоохранный акт - Закон "О соблюдении чистоты" - принят в Нидерландах в 1875 г. (впоследствии стал известен как "Фабричный акт"), согласно которому был расширен перечень видов деятельности, требующих лицензирования, и вводилась в действие система зональных нормативов. Внедрение и применение законов в области охраны окружающей среды относилось к компетенции муниципалитетов. Экологическое право в этот период характеризуется: раздельным подходом к проблемам отдельных компонентов природной среды (воздух, почва, воды и др.); ограниченной ролью целевых групп (женщины, молодежь); оптимизмом и претенциозностью без количественного определения целей; прямым регулированием (особенно в разрешительных документах) в качестве доминирующего инструмента политики. В 1970-х гг. принимается ряд новых законов, регулирующих различные виды воздействия окружающей среды (шум, загрязняющие вещества) и охрану сред (почва, вода и воздух). В частности, Закон "О снижении шума" 1979 г. предусматривает положения о мерах по уменьшению шумов высокого уровня путем контроля шума у его источника и защиты людей, находящихся в пределах слышимости. Закон "О загрязнении воздуха" 1970 г. устанавливает стандарты, касающиеся загрязнения воздуха и порядок взыскания штрафов в борьбе с загрязнением воздуха. В 1967 г. Законом "Об охране природы" установлен порядок образования особо охраняемых природных территорий на частных и государственных землях. В 1979 г. вступил в действие Закон "Об охране окружающей среды (общие положения)", содержащий нормы о процедурах лицензирования и их координации; позднее в этот Закон были включены следующие части: оценка воздействия на окружающую среду (1986 г.) и финансовое обеспечение и исполнение обязательств (1990 г.). В 1990-е гг. стратегией решения экологических проблем в Нидерландах стало проведение консультаций, саморегулирование и сотрудничество между целевыми группами. В 1993 г. принимается Закон "О природопользовании", который развивался наиболее интенсивно среди других законов. В 1993 г. в Закон были инкорпорированы положения восьми законодательных актов, первым из которых был Закон "О горном деле". В 1994 г. в Закон "О природопользовании" были инкорпорированы Законы "О снижении шума" и "О загрязнении воздуха". Таким образом, благодаря проведенным преобразованиям положения Закона "О природопользовании" охватили практически весь спектр экологических вопросов, повысив уровень правового регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования. Соответствующий Закон содержит 22 главы, которыми регламентируются следующие вопросы: - обязанность разрабатывать план национальной политики в области охраны окружающей среды и провинциальные планы (не реже чем раз в четыре года); - обязанность ежегодно разрабатывать национальную программу действий в области охраны окружающей среды; - процедура обязательного экологического лицензирования; - общие правила по выдаче лицензий и процедуры освобождения от получения лицензии; - консультативные органы в сфере природопользования; - требования по качеству окружающей среды; - институт оценки воздействия на окружающую среду; - порядок финансового обеспечения; - положения о применении экологического законодательства; - процедура обжалования решений в области природопользования. Характерной чертой экологического законодательства Нидерландов является принятие законодательных актов, действие которых ограничено строго определенным кругом отношений. Так, в 1994 г. был принят Закон "Об охране почвы", содержащий нормы по охране почвы и очистке загрязненных территорий. Кроме того, в Нидерландах имеются Законы "Об охране птиц", "Об экзотических животных, находящихся под угрозой исчезновения", "Об импорте и экспорте животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения". Положения о порядке обжалования решений органов публичной власти, о полномочиях должностных лиц контрольных органов, инспекторов по охране окружающей среды, строительных инспекторов предусмотрены Законом "Об общем административном праве". В процессе формирования законодательства в области охраны окружающей среды существенное значение в Нидерландах имеют политические установки, в том числе связанные с участием этой страны в межгосударственных объединениях. Так, в 1997 г. Нидерланды председательствовали в Евросоюзе; в этот период особое внимание в области природной охраны было обращено на вопросы предотвращения изменения климата, учета автомашин, обращения с отходами, устойчивого энергопотребления и природопользования.
§ 6. Отрасли частного права
Гражданское и гражданско-процессуальное право. Вступивший в силу в 1838 г. Гражданский кодекс Нидерландов был составлен под значительным воздействием Французского гражданского кодекса 1804 г. (Кодекс Наполеона). Так, некоторые его разделы представляют собой, по существу, перевод на голландский язык соответствующих положений Кодекса Наполеона. Вместе с тем Гражданский кодекс Нидерландов отличался самостоятельной удачной системой расположения материала в рамках четырех книг (лица, вещи, обязательства и доказательства), а также оригинальной трактовкой отдельных правовых институтов, например собственности супругов, наследования, развода. Структура Кодекса и содержание основных его положений оставались неизменными на протяжении более столетия. Работа над новым Гражданским кодексом, официально вступившим в силу в 1992 г., началась в 1947 г. При этом в связи с необходимостью обстоятельного обсуждения нового Гражданского кодекса в Парламенте было решено принимать его не в целом, а по отдельным книгам. Этот процесс, начавшийся в 1950-х гг., растянулся на продолжительное время. Примечательно, что парламентские отчеты об обсуждениях проекта стали важным источником толкования действующего права. Правоприменители, коммерческие компании, фирмы, студенты непосредственно обращались к проекту Гражданского кодекса задолго до вступления его в силу. Верховный суд толковал нормы и заполнял пробелы в праве в соответствии с положениями проекта. Тексты первых двух книг Кодекса после длительного обсуждения были одобрены Парламентом в 1970 и 1976 гг., а спустя еще несколько лет вступили в силу. Книги 3, 5 и 6 и части книги 7 вступили в силу в 1992 г. Работа над книгой 4 и над некоторыми положениями книги 7 продолжается. Книга 8 вступила в силу в 1991 г., однако некоторые вопросы в сфере транспортного права предполагается урегулировать позднее. Книга 9 составлялась с учетом унификации патентного права в рамках Европейского союза, вступления в силу соглашения стран Бенилюкса об унификации права, регулирующего торговые марки и товарные знаки. Итак, по структуре Гражданский кодекс Нидерландов 1992 г. состоит из девяти книг: 1. Право лиц и семейное право; 2. Право юридических лиц (общая часть, ассоциации, корпорации с ограниченной ответственностью, фонды); 3. Общая часть наследственного права (правила относительно собственности и регулирования имущественных отношений, например сделки с имуществом, их ничтожность по причине нарушения добрых нравов, законов; правила представительства и отношения доверительной собственности); 4. Право наследования (правовое положение супруга-вдовца); 5. Вещное право (права, которые могут быть установлены только в отношении материальных вещей); 6. Общие положения об обязательствах (невыполнение обязательств; переуступка обязательств; перевод долга; принятие на себя договорных обязательств; деликтное право); 7. Отдельные виды договоров (договор купли-продажи; договоры о передаче вещей в пользование; договоры о деятельности в пользу третьих лиц; трудовые и коллективные договоры); 8. Право транспортировки (договоры перевозки); 9. Право интеллектуальной собственности (авторское, патентное, изобретательское право, право торговых марок). Кроме того, предполагается включение в Гражданский кодекс книги 10 "Международное частное право". Обращает на себя внимание то, что Голландский гражданский кодекс не распространялся на территории Нидерландских Антильских островов и острова Арубы, где продолжает действовать прежнее гражданское законодательство. При этом роль Верховного суда Нидерландов в качестве высшего суда для Нидерландских Антильских островов и Арубы ограничена: он не обладает компетенцией по делам о налогах и банкротстве. Гражданский кодекс 1992 г. - новейший из гражданских кодексов стран Западной Европы, отражающий наиболее важные тенденции в развитии современного гражданского и торгового права. При этом если бы Кодекс не был введен в действие, то до сих пор оставалась бы проблема поиска нужных норм в различных отраслях голландского права. Принятый Гражданский кодекс инкорпорировал многие законы, регулирующие различные сферы гражданских правоотношений. В Кодексе проявилось единство гражданского и торгового права, выраженное в инкорпорации в него положений Торгового кодекса 1838 г. (книги 2, 7 и 8). При этом Кодексом была обобщена судебная практика в области гражданского и торгового права, а также устранены многие неопределенности прежнего законодательства, оно приведено в соответствие со стандартами Европейского союза. Так, Гражданский кодекс объединил материальное частное право, в то время как процессуальное все еще регулировалось Гражданско-процессуальным кодексом. Это событие завершает движение, получившее импульс в конце XIX в. и нацеленное на нивелирование различий между частным гражданским и коммерческим правом. Гражданский кодекс 1992 г. стал первым европейским кодексом, в котором воплощена концепция права потребителей, являющаяся отражением различий между гражданским и торговым правом: в Кодексе содержатся многочисленные нормы, регулирующие право потребителей, специальный раздел о строгой ответственности работодателей-коммерсантов в связи с наймом работников. Достоинством Кодекса является его соответствие современным стандартам и потребностям, а также доступность; терминология и система нового Гражданского кодекса стали более легкими для понимания по сравнению с текстом предыдущего Кодекса. Кроме того, Кодекс не устанавливает видимых границ для дальнейшего развития гражданского права и оставляет в значительной степени свободу усмотрения для сторон в установлении собственных правил, а также обеспечивает широкую свободу усмотрения судам при применении его норм. Кодекс разработан на основе римско-голландского, французского и немецкого права с доминированием последнего, а также при заимствовании некоторых институтов из англосаксонской правовой традиции. Немецкий системный подход проявляется в абстрактном юридическом языке, обилии технических деталей, в разделе об общих условиях обязательственных правоотношений, в положениях о роли добросовестности в контрактном праве. Французское влияние заметно в переходе к ответственности без вины в деликтном праве. Воздействие англосаксонского права проявилось в статьях об ошибке, недолжном влиянии, досрочном прекращении контракта, ответственности за независимых контрактеров. Важно отметить, что многие юридические термины, используемые в новом Кодексе, остаются неизменными со времен принятия Кодекса 1838 г., однако во многом были изменены концепция и подходы к распределению материала по различным книгам. Гражданский кодекс отличается "многослойной" структурой. Во-первых, в некоторых книгах Кодекса содержатся сначала общие правила (основные положения; Общая часть), а потом - более детализированные положения и, соответственно, организационным принципом выступает движение от общего к частному. Например, книга 2 "Право юридических лиц" имеет соответствующую структуру, в то время как ряд книг, например книга 1 о праве физических лиц, соответствующих положений не предусматривает. Во-вторых, Кодекс содержит "связующие положения" и материал систематизируется исходя из его предмета, в связи с этим нормы разделов распространяются по аналогии на юридические отношения, к которым они непосредственно неприменимы. Книги 1 и 2 Гражданского кодекса посвящены лицам, при этом Общая часть наследственного права содержится в книге 3. Однако книги 1 и 2 включают некоторые элементы Общей части наследственного права. Вместе с тем в книге 3 содержатся положения, касающиеся практически всех институтов гражданского права, которые конкретизируются другими книгами. В связи с этим первые три книги не могут рассматриваться раздельно. "Многослойная" структура характерна также и для обязательственного права, которое включает в себя три отдельных книги: книга 6 содержит общую часть обязательственного права; книга 7 посвящена отдельным видам договоров; книга 8 - транспортному праву. "Многослойная" структура свойственна и книге 6: ее первая глава регулирует обязательства в целом независимо от источника их возникновения; основания возникновения обязательств рассматриваются отдельно в главах 3 (обязательства из деликтов), 4 (другие, предусмотренные законом обязательства) и 5 (обязательства из договоров). Вместе с тем новый Гражданский кодекс нередко вызывает критику по следующим причинам: - изменения Кодекса не имеют принципиального значения, поскольку чаще всего касаются лишь нумерации статей либо изменения последовательности глав, что является излишним и вызывает ненужную дезориентацию; - новый Кодекс сложен для понимания по причине своей теоретизированности; - вызывает определенное недовольство предлагаемая Кодексом систематизация норм (например, недостаточно ясно, по какому принципу происходит разделение норм между первыми двумя книгами, касающимися лиц, и книгой, посвященной праву наследования); - Кодекс содержит в себе много "открытых" норм, в связи с чем наделяет суды большим объемом прав в области правотворчества, а также делает судебные тяжбы более привлекательными; - Гражданский кодекс породил некоторую юридическую нестабильность, поскольку повлек за собой непредвиденные последствия; большинство положений нуждаются в толковании; - Кодекс во многих своих положениях чрезмерно детализирован (например, в части положений, касающихся Общей части или права общей собственности). Обращаем внимание на то, что некоторые положения прежнего Гражданского кодекса не нашли отражения в новом Кодексе. Это прежде всего касается ряда категорий вещных прав (так, в новом Кодексе не оговариваются вопросы аренды земли, права пожизненного владения, права, связанные с использованием пастбищ). Кроме того, в Кодексе не дается подробного описания таких юридических понятий, как "юридический акт", "право на действие", "обязательство" и "договор". Следует также отметить, что многие центральные институты права остались не урегулированными в договорном праве. Например, в области обязательств из деликтов не предусмотрены правонарушения, совершаемые публичными органами, юридическими лицами, обязательства из случаев недобросовестной конкуренции; Кодексом не предусмотрены соглашения, заключаемые между сторонами до совершения договора, не упомянуты отдельные виды часто встречающихся договоров, в частности банковский договор, договор лизинга. Между тем Гражданский кодекс содержит много правовых новелл. В частности, идет речь об Общей части наследственного права; значительно усилена защита третьей стороны, которая приобретает имущество от продавца, не наделенного правом на его отчуждение; предусмотрена концепция вещей, при которой материальные и нематериальные вещи рассматриваются как эквивалентные. В области обязательственного права сделан акцент на принципе добросовестности, в частности судья может модифицировать или даже игнорировать условия и последствия контракта в случае наступления таких непредвиденных обстоятельств, при которых сторона контракта в соответствии с критерием разумности и справедливости не может ожидать его сохранения в неизменной форме. В деликтном праве место "ответственности, основанной на вине" занимает "ответственность, основанная на риске" (положения Кодекса предусматривают "строгую ответственность" владельца вещей). В Гражданском кодексе предусмотрены меры защиты малых предприятий от монополистов, расширена защита наиболее социально уязвимых категорий лиц: женщин, детей, потребителей, несовершеннолетних, жертв незаконных актов; сокращен возраст совершеннолетия до 18 лет; расширены права замужней женщины. Также Гражданский кодекс впервые содержит некоторые положения о гражданском процессе, в том числе нормы о специальном исполнении судебных решений и средствах принуждения. Гражданский процессуальный кодекс Нидерландов 1838 г. с последующими изменениями сохраняет действие. В судебной процедуре важное место занимает обмен сторон письменными документами; устные выступления представителей сторон играют второстепенную роль. К настоящему времени в области гражданского процесса в Нидерландах сложились определенные тенденции. Во-первых, имеет место рационализация гражданского судопроизводства и введение упрощенных процедур разбирательств по гражданским делам. В частности, распространенной практикой стало использование упрощенных процедур запросов о разводах. В Нидерландах развод осуществляется по решению суда. При этом допускается производство в упрощенном порядке. Если не возражает ни одна из сторон или Совет по защите детей заявляет, что дети не пострадают, решение суда может быть принято на основании письменных документов. Кроме того, в Нидерландах упразднено суммарное принудительное взыскание долга по суду (с 1992 г.). Иски на небольшие суммы в настоящее время рассматриваются бейлифами, которые являются основными субъектами взыскания долга. Бейлифы могут совмещать деятельность в качестве частных сборщиков долгов с публичной функцией вызова должника в суд и в конечном счете приводят в исполнение судебное решение. При этом они обращаются к судебной процедуре как к "последнему прибежищу". Примечательно, что угроза судебного процесса выступает эффективным средством согласования условий оплаты непосредственно с должниками. Во-вторых, активно развиваются институты урегулирования конфликтов, альтернативные официальной судебной процедуре, что предупреждает поступление дела в суд. Известно, что многие учреждения, предоставляющие услуги (туристические агентства, службы уборки мусора, текстильная промышленность или магазины по ремонту автомобилей), учредили собственные органы для рассмотрения большого количества жалоб; распространены согласительные процедуры (в них участвуют представители промышленности, организаций потребителей; председательствует нейтральное лицо). Примером неформального урегулирования конфликта может являться спор между арендатором и землевладельцем. До обращения в суд с жалобой на повышение арендной платы голландский арендатор должен направить свой протест в комитет "землевладельца-арендатора". Решение комитета становится обязательным через два месяца. В этот период обе стороны вправе представить дело в суд, однако это случается очень редко. Внесудебная процедура предусмотрена по делам о защите наемного труда. Работодатели в Нидерландах обязаны получить разрешение от местной службы занятости в случае, если они желают отказаться от стандартного контракта найма. В-третьих, в судебных разбирательствах отвергается обычный стереотип тяжбы как состязательного конфликта, в которой результат является неопределенным. Многие дела не предполагают какую-либо конфронтацию, они завершаются заключением соглашения, которому способствует посредничество суда: балансируя между своими судебными и посредническими функциями, судьи часто активно используют угрозу вынесения решения при переговорах о возможном урегулировании. Соответствующая процедура делает итог спора предсказуемым для сторон. Семейное право. Правовой основой развития сферы брачно-семейных отношений являются Гражданский кодекс, Закон "Об общности имущества" 1970 г., Закон "О разводе" 1993 г., иные правовые акты. Среди международных документов особое значение имеют положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, под влиянием которой находится судебная практика и развивается национальное законодательство (в частности, это касалось института высылки иностранцев, защиты семейной жизни и родительских прав). Регулирование брачно-семейных отношений в Нидерландах отличается либеральным характером. Нидерланды - первая страна в Европе, разрешившая заключать однополые браки, причем такая семья может воспитывать ребенка. Кроме того, признаются юридические последствия внебрачного сожительства: в некоторых муниципалитетах ведется "регистр сожительства без брака", в котором соответствующие сожители вправе официально зарегистрировать контракт о сожительстве. В Нидерландах распространена практика заключения брачных контрактов (около 23% брачных союзов), при этом различия между брачным контрактом и другими гражданско-правовыми контрактами не проводятся; допускаются брачные контракты "с полным исключением общности имущества"; "с ограниченной общностью имущества"; "с ограниченной общностью имущества и положением об урегулировании претензий". Законодательством предусмотрена совместная обязанность супругов нести расходы по домашнему хозяйству и ответственность, вытекающая из этой обязанности по отношению к третьим лицам. В установленных законом случаях супруг нуждается в разрешении другого супруга при заключении рискованных юридических сделок (продажа или заклад супружеского дома, дорогой подарок, соглашение о покупке в рассрочку). Сделка, совершенная в нарушение данного требования, может быть аннулирована другим супругом. По общему правилу личная собственность обоих супругов подчиняется (с момента заключения брака) юридическому режиму совместной супружеской собственности. При этом общность является полной: распространяется на все наличные и будущие вещи супругов. В отношении общих вещей может быть предъявлено в суд требование к одному из супругов в случае наличия у любого из них долгов. Общность в отношении обязанностей распространяется на все долги супругов, и супруги совместно обязаны оплачивать долг из общего имущества. При этом имеются исключения из правила общности имущества, например завещатель или даритель может оговорить, что то, что он передает или дарит, не является общей собственностью супругов. Вместе с тем супружеская собственность прекращается при разводе, раздельном проживании, вынесении судебного решения о распаде общности, заключении нового брачного договора, предусматривающего прекращение совместного имущества. В этом случае каждый супруг имеет право на половину общего имущества. В бракоразводном процессе принцип вины утратил значение; разрешен развод по обоюдному согласию супругов в случае "необратимого распада брака". Для упрощения процедуры развода сторонам предоставлено право самостоятельного разрешения конфликта вне суда - судья в данном случае выполняет лишь функцию удостоверения этого факта. Брак считается расторгнутым с момента регистрации судебного решения в гражданском регистре. Обе стороны или один из супругов могут на том же основании и аналогичным образом решить вопрос о раздельном проживании. В случае примирения супругов брак восстанавливается. Гражданский кодекс подробно регламентирует алиментарные обязательства супругов, не имеющих достаточных средств. Суд при вынесении решения о назначении соответствующих выплат основывается на следующих факторах: потребности истца, финансовые средства ответчика, моральное поведение. Согласно Гражданскому кодексу расторжение брака не прерывает семейных отношений. Правовое положение внебрачных детей было уравнено с положением детей, появившихся у законных супругов. Ребенок имеет право на имя, названное лицом, пришедшим регистрировать рождение, и указанное в свидетельстве о рождении. Отец ребенка, родившегося вне брака, может быть обязан судом выплачивать денежное содержание ребенку, которого он отказался усыновить, до достижения им совершеннолетия. Для целей защиты ребенка (если его недостаточно материально обеспечивают, воспитывают в ненадлежащей моральной атмосфере) судья по делам несовершеннолетних может издать приказ о наблюдении за семьей и назначить семейного инспектора, представляющего агентство по наблюдению за семьей, в целях оказания помощи в воспитании ребенка. Примечательно, что нидерландским законодательством уделяется особое внимание правовому положению лиц, изменивших половую принадлежность. В частности, голландские граждане, считающие, что их пол отличен от пола, указанного в свидетельстве о рождении, и подвергшиеся операции по изменению пола, могут подать запрос в суд о корректировке записи в свидетельстве. Запрос удовлетворяется при соблюдении следующих условий: а) лицо не состоит в браке; б) лицо, согласно свидетельству, является мужчиной, но не способно зачать ребенка или лицо, согласно свидетельству, является женщиной, но не способно выносить ребенка; в) имеются официальные заключения экспертов. Трудовое право. Голландское законодательство, регулирующее отношения между нанимателями и работниками, а также между их организациями, является одним из старейших и наиболее разработанных в Европе. Источниками регламентации трудовых отношений в Нидерландах являются Гражданский кодекс, Чрезвычайный декрет о трудовых отношениях 1945 г., Законы "О коллективных трудовых соглашениях" 1927 г., "О заработной плате", "О службах занятости" 1990 г., "О рабочих советах" 1971 г., а также международные акты, в частности Европейская социальная хартия и директивы Европейского союза. Трудовое право представляет собой комбинацию законодательства и коллективных соглашений. Особое значение в развитии регулирования трудовых отношений имеет прецедентное право Верховного суда. Центральная идея трудового права - общая ответственность нанимателя, работника и Правительства за политику рынка труда. При этом распространено участие представителей работников и нанимателей в различных органах социального партнерства и достаточно популярна практика консультаций. Важную роль в этом процессе играют Фонд труда и Социально-экономический совет, в состав которых входят ведущие предприниматели и представители организаций рабочих, которые осуществляют функции консультирования и регулирования в сфере трудовых отношений (например, Фонд принимал участие при выработке политики заработной платы, предлагал условия коллективных соглашений до их одобрения). Соответствующая политика корпоративизма во многом способствует росту управляемости, падению забастовочной активности, сбалансированности бюджета, снижению инфляции, сокращению безработицы, обеспечению равенства доступа к принятию решений, повышению эффективности финансовой системы и концентрации внимания на нуждах социальных групп. Законом "О рабочих советах" регламентируется порядок организации и деятельности рабочих советов, избираемых работниками, на которых могут обсуждаться вопросы, относящиеся к предпринимательству, включая условия труда. Соответствующие структуры вправе давать консультации по вопросам, связанным с главными экономическими решениями нанимателя. Наниматель нуждается в согласии совета при решении ряда социальных вопросов (например, рабочее время, схемы вознаграждения, правила работы), за исключением тех, которые уже определены коллективным соглашением. В Нидерландах активно развивается профсоюзная деятельность, при этом имеется семь центральных профсоюзных объединений - ассоциаций, объединяющих несколько профсоюзов на уровне центра, сотрудничающих с государством. Профсоюзы не имеют специального правового статуса и не опираются в своей деятельности на прочную юридическую базу. В трудовом праве используется терминология, характеризующая участие или неучастие работников в профсоюзах, - "организованные работники" или "неорганизованные работники". Законодательство Нидерландов содержит много гарантий трудовой деятельности. Во-первых, ограничены полномочия Правительства по централизованному определению размера заработной платы, в частности, Правительство вправе ежегодно определять рамки оплаты труда для работников некоммерческого сектора, в пределах которых наниматели и профсоюзы могут действовать по своему усмотрению. Во-вторых, в стране установлены единые требования к количеству рабочего времени (40-часовая рабочая неделя) и продолжительности отпуска (общее количество отпускных дней - 23). В-третьих, является распространенным институт гибкости рабочего времени (работникам предоставляется возможность самостоятельно решать вопрос о начале и конце рабочего дня, продолжительности рабочей недели), а также жестко регулируется суммированный учет рабочего времени. В Нидерландах сложилась гармонизированная практика коллективных трудовых соглашений, при этом поощряется стратегия избегания конфликтов. Коллективное трудовое соглашение рассматривается в качестве гражданского контракта, однако его статус выше, чем статус индивидуального трудового контракта. Считается, что работники делегируют профсоюзу часть своей индивидуальной свободы по заключению договора. Date: 2016-02-19; view: 3237; Нарушение авторских прав |