Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 5. Исламский мир права 2 page
Законы создавались в виде откровений, ниспосланных Мухаммаду от Бога, либо поучений, решений и распоряжений, высказанных пророком по определенному поводу. И те и другие долгое время передавались в устной форме. И только после смерти Мухаммада была осуществлена их кодификация. Откровения составили текст Корана, а поучения, решения и распоряжения пророка вошли в многочисленные своды хадисов <1>. -------------------------------- <1> Хадис в переводе с арабск. означает "изречение (кауль)", "одобрение (такрир)", "образ (васфи)" или "действие (филь)".
Безусловной правовой силой обладали коранические нормы, ниспосланные Богом. Как правило, они соединялись с иными требованиями, в основном исполнения религиозных обрядов. Так, норма о взыскании закята в Коране была облечена в следующую форму: "Возьми с имущества их милостыню, которой ты очистишь и оправдаешь их. И молись над ними, ведь твоя молитва - успокоение для них, а Аллах - слышащий, знающий!" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 8. Аят 103.
Нередко коранические нормы облекались в краткие формулы, которые могли применяться и при разрешении судебных споров, и в повседневной жизни мусульман: "Не облекайте истину ложью, чтобы скрыть истину" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 2. Аят 39.
"Уничтожает Аллах рост и выращивает милостыню" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Аят 277.
"Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 4. Аят 134.
"О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 5. Аят 1.
"Оставь тех, которые свою религию обращают в игру и забаву" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 6. Аят 69.
"Скажи: "О народ мой, творите по вашей возможности!" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 39. Аят 40.
При необходимости нормы Корана формулировались предельно четко и ясно. Так, в одном из аятов Корана сказано: "О вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это. И пусть записывает между вами писец по справедливости. И пусть не отказывается писец написать так, как научил его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на ком обязательство. И пусть он боится Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости. И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то - мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется одна, то напоминала бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда их зовут" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 2. Аят 282.
Меньшей силой обладали поучения, решения и распоряжения пророка. Наибольший авторитет имели те из них, в которых пророк передавал слова Бога. Впоследствии они составили свод хадисов кудси. В одном из них пророк так передал слова, услышанные им от Бога: "Есть три категории людей, чьим Обвинителем Я буду в День Воскресения (на Суд): те, кто поклялся Моим именем и нарушил эту клятву; тот, кто сделал свободного человека рабом, продал его и потратил выручку; и тот, кто нанял себя работника, полностью использовал его рабочую силу и не заплатил ему за его труд" <1>. -------------------------------- <1> Аль-Ахадис аль-Кудсийа // Хадисы пророка / Пер. и коммент. Иман Валерий Пороховой. М., 2009. Хадис 21. С. 60.
Пророк разрешал множество споров, улаживал конфликты, и его решения служили в дальнейшем образцом при рассмотрении аналогичных судебных дел. Так, в одном из хадисов рассказано о том, как один из сподвижников пророка привел к пророку человека, который читал Коран по-другому. Но пророк не стал разбираться, кто из них был прав, сказав только: "Каждый из вас читает правильно. Не впадайте в разногласия, ибо, поистине, жившие до вас стали расходиться во мнениях и погибли из-за этого" <1>. -------------------------------- <1> Сахих Аль-Бухари. Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада. М., 2007. С. 407.
В этом хадисе хорошо показано стремление пророка к примирению сторон и сохранению внутриобщинного мира. Той же цели служило требование справедливости. В частности, в одном из хадисов сказано, что при разрешении споров "посланник Аллаха предоставлял преимущественное право покупки любого неделимого имущества совладельцу, однако если границы и пути были размечены, то преимущественным правом покупки совладелец имущества воспользоваться не мог" <1>. -------------------------------- <1> Сахих Аль-Бухари. Указ. соч. С. 377.
Нередко пророк учил других тому, как решать споры либо вести себя в спорных ситуациях. Об этом, например, повествует хадис о том, как Мухаммад объяснял, что делать с найденным имуществом: Как-то раз один человек спросил пророка о том, что следует делать с найденным. Посланник Аллаха сказал: "Сначала узнай, кому принадлежит веревка, которой связано найденное, или сосуд, в котором находится найденное, а потом объявляй о находке людям в течение года, после чего можешь пользоваться этим; однако если к тебе придет хозяин найденного, тебе следует отдать находку ему". Этот человек спросил: "А что делать с заблудившимися верблюдами?" И тогда пророк разгневался так, что щеки его покраснели, и он сказал: "А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта. Они же сами приходят к воде и объедают листья с деревьев, так что не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!" Затем этот человек спросил: "А что делать с заблудившимися овцами?" Пророк ответил: "Они достанутся тебе, или твоему брату, или волку" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 57.
Но чаще пророк формулировал правовые и этические нормы в проповедях либо в назидательных беседах. Приведем лишь некоторые из них: "Не разрешается человеку разлучать двух людей иначе, чем по их обоюдному согласию" <1>. -------------------------------- <1> Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 461.
"Тот, кто придает форму какому-либо образу, заставят вдохнуть в него жизнь, и он будет наказан, потому что не сможет вдохнуть в него жизнь. Всякого, утверждающего ложно, что ему было видение во сне, заставят связать два ячменных зерна, и он будет наказан, потому что не сможет связать их. Всякому, кто слушает беседу людей, когда они отходят от него, в уши будет залито расплавленное олово" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 462.
"Заводите детей домой, пока окончательно не стемнело. Ибо это время, когда на улицу выходят шайтаны" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 490.
"Остерегайтесь предположений. Предположение - самая лживая форма речи. Не шпионьте. Не боритесь друг против друга. Не пытайтесь провести друг друга в торговле. Не питайте зависти друг к другу. Будьте праведными рабами Аллаха и братьями" <1>. -------------------------------- <1> Сахих Аль-Бухари. Указ. соч. С. 509.
Законодательная и судебная деятельность пророка сочеталась с постоянными военными набегами в целях распространения ислама и добывания необходимых для мусульманской общины средств. Нередко в них участвовали и сам Мухаммад, убеждавший, что это - долг каждого правоверного мусульманина: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине, Аллах, не любит преступающих! И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас... И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху... Предписано вам сражение..." <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 2. Аяты 186, 189, 212.
В этих аятах главным врагом провозглашались жители Мекки. Но это была война не из мести. Главной причиной было стремление освободить от неверующих главную святыню арабского мира - черный камень Каабы в Запретной мечети Мекки. Первую победу над мекканцами мусульмане одержали при Бедре, несмотря на то что противник превышал их по численности более чем в три раза. Весть об этом сражении широко распространилась среди арабов. И многие из них решили вступить под знамя пророка. В дальнейшем было много сражений, но перелом наступил после неудачной осады Медины, когда большое войско мекканцев так и не смогло преодолеть значительно уступавшие им силы пророка. Войско Мухаммада перешло в наступление, распространяя власть пророка на многие арабские племена. Вскоре перед ним склонилась и Мекка, сперва признав его право вместе с последователями совершать в ней хадж, а позже, в 630 г., сдавшись ему без боя. Первым делом Мухаммад отправился к Каабе, где приказал уничтожить всех стоявших там идолов. Затем глашатай обошел весь город, зачитывая законы ислама, которые отныне должны были неукоснительно исполняться в Мекке. Жители Мекки, в том числе женщины, принесли присягу пророку на верность. О том, какой была присяга женщин, можно судить по следующему аяту Корана: "О пророк! Когда придут к тебе верующие женщины, присягая тебе в том, что они ничего не будут придавать Аллаху в сотоварищи и не будут красть, прелюбодействовать или убивать своих детей, и не будут приводить лжи, измышляя ее пред своими руками и ногами, и не будут ослушиваться тебя в одобряемом, то прими их присягу и проси для них прощения у Аллаха, - ведь Аллах - прощающий, милосердный" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 60. Аят 12.
После этого пророк вернулся в Медину, ставшую, по сути, столицей нового государства. Арабские племена Аравии были обязаны выплачивать закят и другие подати. Отряды пророка уничтожали капища языческих богов, предавая смерти либо обращая в рабство тех, кто отказывался принять ислам. Было несколько восстаний, но противостоять хорошо организованной армии пророка разрозненные бедуинские отряды не могли. Затем настал черед иудеев и христиан - "людей Писания", которые, как и мусульмане, верили в единого Бога. Пророк призывал: "Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. Э.Р. Кулиева. Сура 9. Стих 20. В переводе И.Ю. Крачковского эти стихи звучат так: "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными".
Подчиниться новой вере должны были не только жители Аравийского полуострова, большая часть которого перешла под власть пророка, но и соседние царства. Согласно преданию еще до завоевания Мекки пророк разослал многим правителям письма с призывом принять ислам. Одно из них было адресовано Хосрову, повелителю Ирана: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! От Мухаммада, посланника Аллаха, Хосрову, государю ('азим) Фарса. Мир тому, кто следует правильным путем и верует в Аллаха и его посланника и свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха, единственного, не имеющего сотоварищей, и что Мухаммад - раб его и посланник. Призываю тебя молиться Аллаху, ведь я посланник Аллаха ко всем людям, чтобы я увещевал тех, кто жив, и доказывал правоту этих слов неверующим. Прими ислам и будешь спасен, а если откажешься, то, воистину, будет на тебе грех веры магов" <1>. -------------------------------- <1> Большаков О.Г. Указ. соч. С. 153, 154.
Укрепив власть над Аравией, пророк, несомненно, планировал расширить земли ислама. С этой целью он направлял в соседние царства не только лазутчиков, которые под видом купцов собирали необходимые для будущих войн сведения, но и достаточно крупные воинские отряды, которые должны были проверить на прочность воинский дух противника. В начале 632 г. пророк совершил последний хадж в Мекку, где выступил с проповедью, в которой изложил многие начала нового правопорядка. В кратком изложении она звучала так: "Все мусульмане - братья. Жизнь и имущество каждого из них должны быть священны для всех остальных. Запрещается мщение за кровь, пролитую во времена язычества. Брак нерасторжим, семейное имущество, во всяком случае, переходит к законным наследникам. Женам приличествует целомудрие и послушание, а взамен следует обходиться с ними кротко и заботиться о благоденствии их. Надо щадить рабов, не убивать их за прегрешения, и в крайнем лишь случае допускается продажа их" <1>. -------------------------------- <1> Мюллер А. Указ. соч. С. 245, 246.
Раскрывая содержание этой проповеди, А. Мюллер писал: "При всей краткости известий сразу бросается в глаза, какой великий шаг вперед делал ислам во всех отношениях по сравнению с обычаями древнеарабской жизни. На место прежней войны каждого против всех устанавливается прочный государственный порядок; имущество ограждается от расхищений и произвола; регулируются, хотя и не в совершенстве, брак и правонаследие; рабы ограждаются от жестокости господ. Каждому мусульманину даруется равноправие перед законом" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 246.
Вскоре после хаджа в Мекку в июне 632 г. пророк умер. Он не оставил указаний о том, кто должен стать главой мусульман после его смерти. После смерти пророка Мухаммада закончился этап идеального правления исламской общиной и государством. Основополагающие идеи, заложенные в Коране и сунне пророка Мухаммада, не были в состоянии отвечать на все возникающие вопросы жизнедеятельности исламской уммы в условиях отсутствия лидера. В связи с этим необходимо было определить религиозного и политического преемника, который должен был не только возглавить исламскую умму и продолжить распространение правовых установок ислама в традициях пророка Мухаммада, но и разрешать вопросы, возникающие в внутри исламского общества. Необходимо также отметить, что все откровения, ниспосланные Мухаммаду при его жизни, передавались в устной форме, и только после смерти пророка было принято решение кодифицировать данные откровения в основополагающий источник религии и права - Коран. В то же время решения и распоряжения, высказанные пророком Мухаммадом, стали представлять собой сборники хадисов. Преемник пророка был избран общим собранием его ближайших сподвижников, оказавшихся в день его смерти в Медине. Им стал Абу Бакр, ближайший друг пророка, который принял титул халифа, или заместителя посланника Аллаха (халифа расули-л-лах). Как и пророк, он объединил в своих руках духовную и светскую власть. Так был создан халифат, который вскоре подчинил исламу многие земли Азии, Северной Африки и Европы.
§ 2. Вершины исламского правотворчества
Наследие праведного халифа Абу Бакра. Избрание Абу Бакра не встретило возражений среди большей части мусульман. Ведь он считался побратимом пророка <1> и нередко замещал его при чтении молитв и исполнении некоторых других обязанностей. Многие помнили о том, как высоко ценил его пророк: "Поистине, - говорил он, - из всех людей наибольшее количество благодеяний оказал мне Абу Бакр, который дружил со мной и не жалел для меня своего имущества, и если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга из числа членов моей общины, я непременно выбрал бы Абу Бакра" <2>. -------------------------------- <1> Об этом свидетельствует, в частности, хадис о сватовстве Мухаммада к дочери Абу Бакра Айше. Услышав просьбу пророка, Абу Бакр удивленно воскликнул: "Но я ведь твой брат!" На что тот ответил: "Ты - мой брат по религии Аллаха и Его Книге, что же касается Ашли, то женитьба на ней мне дозволена". См.: Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 711, 712. <2> Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 130.
Перед смертью, не в силах рассмотреть жалобу одной женщины, он сказал: "Если не найдешь меня, ступай к Абу Бакру" <1>. Эти слова многие восприняли как свидетельство передачи Абу Бакру не только духовной, но и светской власти. -------------------------------- <1> Там же. С. 566.
Отметим также, что еще при жизни пророк возвестил всем, что Абу Бакру уготован рай, что было несомненным признанием его святости <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 568.
В первой проповеди, которую Абу Бакр прочитал, став главой халифата, было сказано: "То, что я стал вашим руководителем, не говорит о том, что не было никого достойнее меня. Я придерживаюсь только пути Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). У меня нет желания действовать, опираясь на свой разум и настроение. Поэтому, если я поступлю правильно - помогите мне. Если же сойду с правильного пути - призовите и поправьте меня. Говоря это, прошу у Всевышнего прощения для себя и для вас" <1>. -------------------------------- <1> Сайт "Ислам.Ру" // http://www.islam.ru/lib/douknow/abu_bakr.
Абу Бакр сознавал всю тяжесть возложенной на него ответственности. В наследство ему досталось слабое государство, основу которого составлял союз враждующих между собой племен. Не было органов управления и судов. Функции управления и правосудия сохраняли традиционные органы племенной власти. Казна была пуста, поскольку все, что было захвачено в бою, сразу же делилось между воинами либо раздавалось как милостыня. С течением времени Абу Бакру удалось разработать механизмы упорядоченной фискальной системы, обеспечивающей экономическую устойчивость исламской государственности и ставшей основой для последующего развития исламских финансовых отношений. Единственной опорой было небольшое, но закаленное в боях войско и вера в Коран. Но и эти опоры стремительно разрушалась по мере гибели воинов в постоянных битвах и неизбежного искажения и забвения Корана в отсутствие письменно закрепленного текста. Первой задачей стало укрепление войска, которому предстояло подавить начавшееся восстание некоторых арабских племен, недовольных подчинением Медине, строгостью новых религиозных и правовых правил, налоговыми повинностями. С этой задачей Абу Бакр справился блестяще. Были собраны новые отряды воинов, укреплена воинская дисциплина. Восстание огнем и мечем было подавлено, что позволило пополнить казну за счет конфискованного имущества мятежников и собранных в их землях налогов. Предложения об отмене либо сокращении налогов, в том числе закята, Абу Бакр решительно отвергал, заявляя, что без налогов нет ислама <1>. Один из хадисов так передает его слова: "Клянусь Аллахом, я непременно стану сражаться с теми, кто отделяет молитву от закята, весь закят с имущества брать обязательно! И, клянусь Аллахом, если они откажутся отдать мне хотя бы козочку, которую отдавали посланнику Аллаха, я стану сражаться с ними из-за этого" <2>. -------------------------------- <1> См.: Большаков О.Г. Указ. соч. <2> Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 266.
Во вновь покоренные земли были направлены сборщики налогов - первые представители централизованной власти. Они руководствовались нормами, которые были детально проработаны Абу Бакром применительно к разным видам имущества. Так, если в стаде было менее 25 верблюдов, то в виде налога за каждые пять верблюдов изымали по одной овце, если в стаде было от 25 до 35 верблюдов, в оплату налога брали одну годовалую верблюдицу. По мере увеличения поголовья увеличивался и размер налога. Вместе с тем от налога освобождались те, кто имел менее четырех верблюдов, если только он сам не изъявлял желания добровольно отдать налог <1>. -------------------------------- <1> См.: Имам Ал-Бухари. Указ. соч. С. 276, 277.
И никто не смел утаить хотя бы малую часть своего имущества. Решительные меры по сбору налогов не только укрепили власть Абу Бакра, но и позволили рассчитаться с долгами, которые были сделаны при жизни пророка <1>, решить многие социальные, а вслед за ними и другие задачи, в том числе по расширению владений халифата. Почти сразу же после замирения Аравии Абу Бакр направил отборные воинские отряды под началом Халида ибн ал-Валида в земли Ирака. После нескольких блестящих побед они покорились власти халифа. -------------------------------- <1> Там же. С. 387.
Затем настал черед Сирии, находившейся под властью Византии. Отправляя арабские отряды в поход в эти земли, Абу Бакр наставлял: "Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй тела врагов, не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребенка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигайте пальм и не обдирайте с них кору, не срубайте деревья и не режьте скота больше чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что они посвятили себя Аллаху, оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах которых рылся шайтан, так что стали их макушки как гнездо куропатки. Ударяйте их мечом по этим местам, чтобы обращались в ислам или платили собственными руками, унижаясь" <1>. -------------------------------- <1> Большаков О.Г. Указ. соч.
Второй основной задачей первого халифа стало сохранение Корана. Откровения посещали пророка в течение 23 лет. Многие из них передавались из уст в уста. Некоторые записывались на пергаменте, на пальмовых листьях и даже на камнях, хранившихся не только у пророка, но и у многих его последователей. Необходимо было собрать их в единую книгу. Согласно преданию эту работу Абу Бакр возложил на писца Заида ибн Сабита аль-Ансари. Менее чем за год работа была завершена, и Абу Бакр приступил к тщательной проверке письменного текста Корана с целью исключить малейшее его искажение. В этом ему помогали ближайшие сподвижники Мухаммада. Но только Абу Бакр, замещавший как халиф пророка, мог вносить в него необходимые поправки и уточнения. Судя по всему, этот текст <1> и был положен в основу канонического свода Корана, составленного примерно 20 лет спустя в правление халифа Усмана. -------------------------------- <1> Согласно шиитской традиции первая запись коранических текстов была осуществлена Али, приемным сыном Мухаммада и четвертым праведным халифом.
Согласно преданию Абу Бакр записал более 500 хадисов, но потом сжег их из опасения, что его обвинят не только в искажении слов и деяний пророка, но и в пристрастном ведении судебных дел. Дело в том, что Абу Бакр осуществлял высшую судебную власть. Свои решения он основывал на тексте Корана, а когда не находил в нем ответа, то искал его в словах и поступках пророка. Ссылаться при этом на собственные воспоминания он не мог. Именно этот факт объясняет, почему после Абу Бакра осталось так мало хадисов. В военных походах первый халиф не участвовал, оставаясь в Медине и продолжая укреплять государство. Как отмечалось выше, он соединял в своих руках две власти: духовную и светскую. Духовная власть принадлежала ему как имаму, читавшему для мусульман молитвы и проповеди, следившему за соблюдением религиозных церемоний и правил, разрешавшему религиозные споры. Светскую власть он осуществлял как амир (повелитель, вождь), которому мусульмане должны были беспрекословно повиноваться. Как и пророк, халиф мог действовать единолично. Однако Абу Бакр с первых же дней правления учредил совет, в который вошли ближайшие сподвижники пророка и который содействовал ему в управлении государством. Многие вопросы правления решались на общем собрании мусульман, которые в основном проводились после общих молитв. В правлении он старался следовать заветам пророка. Как и пророк, он нес ответственность за каждого: "Каждый из вас, - говорил Мухаммад, - является защитником и блюстителем тех непосредственных обязанностей, которые его положение в семье и обществе накладывает на него, и несет ответственность за действие тех, кто находится в его подчинении или на его попечении. Любой правитель является также распорядителем дел и ответственным за тех, кто находится под его опекой" <1>. -------------------------------- <1> Хадисы пророка / Пер. и коммент. Иман Валерий Пороховой. С. 114.
Вместе с тем Абу Бакр утверждал, что он лишь первый среди равных. В истинности этих слов мало кто сомневался. Ведь они подтверждались образом жизни халифа: он жил в скромном домике на окраине Медины, все работы по дому выполнял сам и общался на равных со всеми. Все средства, которые появлялись у него, он отдавал в общественную казну либо раздавал как милостыню. Но он неуклонно требовал исполнения своих приказов, приводя слова пророка: "Для каждого мусульманина строго необходимо слушать и повиноваться велениям мусульманского правителя, но только если эти веления не принуждают мусульманина ослушаться Господних заповедей; а потому, если указ правителя вступает в противоречие с Господним вероуставом, к нему не следует ни прислушиваться, ни повиноваться" <1>. -------------------------------- <1> Хадисы пророка / Пер. и комментарии Иман Валерии Пороховой. С. 166, 167.
Сам Абу Бакр не только неукоснительно следил за соответствием своих приказов и действий словам пророка, но и требовал от своих последователей соблюдения религиозно-нравственных норм, полагая, что сильным может быть только непорочное общество. Часто в своих проповедях он призывал думать о служении Богу, а не о приобретении материальных благ. Неслучайно столетия спустя многие суфии признавали Абу Бакра своим духовным отцом. В подтверждение они приводили многие истории его жизни и немногие дошедшие до наших дней слова, в том числе его молитвы: "О, Аллах, Ты знаешь меня лучше, чем я знаю себя сам. А я знаю себя лучше, чем меня знает народ. О, Аллах, сделай меня лучше, чем обо мне думает народ, и прости меня за те грехи, которые не знает народ, и не призови меня к ответу за то, что говорит обо мне народ" <1>. -------------------------------- <1> Khalif Abu Bakr // http://www.witness-pioneer.org/vil/Articles/companion/00/abu_bakr_htm.
Абу Бакр ушел из жизни в 634 г., через два с небольшим года после смерти пророка Мухаммада, оставив после себя лишь одного раба, водовозного верблюда, поношенную одежду ценой в пять дирхемов и... мощное государство, которое вскоре благодаря его усилиям стало мировой державой. В 635 г. под натиском исламских войск пал Дамаск. Потом настал черед Вавилонии (637 г.), Египта (641 г.), Карфагена (648 г.), Кипра (649 г.), Персии (650 г.) и многих других земель. Но, вопреки мечтам Абу Бакра, внутренне единым халифат так и не стал. Каждый из трех следующих халифов - Умар, Усман и Али - был убит. Государство раздирали гражданские войны, которые не были остановлены ни династией Омейядов (651 г.), ни пришедшей ей на смену династией Аббасидов (750 г.). Впрочем, в первое время халифат продолжал расширять свои владения. Во времена Омейядов под его контроль перешли Северная Африка, Средняя Азия, Кавказ, Иберийский полуостров, значительная часть Индостана. Но вскоре после воцарения Аббасидов халифат стал распадаться на множество воюющих друг с другом государств. И первым из них стал Кордовский эмират, основанный на Иберийском полуострове в 755 г. одним из последних представителей династии Омейядов - Абдурахманом (Абд ар Рахманом). Политика правления омейядской династии привела к частичной рецепции концепций и институтов других правовых систем, что в конечном счете позволило адаптировать в некоторой степени иностранные правовые принципы и механизмы к собственной правовой среде. Речь идет не о замене существующей правовой системы, а о начале заимствовании некоторых правовых конструкций. В частности, при правлении династии Омейядов государство стало принимать некоторые очертания светского, так как административная система управления халифатом приобрела некое подобие византийской модели. Date: 2016-02-19; view: 647; Нарушение авторских прав |