Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 5. Исламский мир права 1 page
Введение
Начиная с момента своего зарождения и по современный период ислам является идеологическим и политическим базисом социально-политического, государственного, а также экономического устройства исламского общества. Кроме того, ислам представляет собой религиозную систему, предписания которой генетически связаны с нормативно-правовыми системами современных исламских государств. Ислам во многом воспринял догматику авраамических религий иудаизма и христианства, выступая при этом своего рода составной частью трилогии монотеических вероисповеданий. Ислам является системообразующим и наднациональным фактором, предписания которого легли в основу формирования политической, экономической и правовой систем исламского государственного устройства. Ислам - вторая по значению после христианства религия мира. Его исповедуют около полутора миллиарда человек. Более чем в 40 странах мусульмане составляют большинство населения. И в большей части из них, в том числе в таких крупных, как Индонезия, Пакистан, Иран, Ирак, ислам является государственной религией. В официальном наименовании некоторых исламских государств подчеркивается преобладание религиозных начал (Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан и т.д.). Некоторые конституционные принципы данных государств прямо вытекают из основополагающих источников религии и права - Корана и сунны пророка Мухаммада. Значительна доля исламского населения и в других странах, в том числе в России (от 10 до 15%). В частности, в Российской Федерации проживают от 20 до 25 млн. мусульман <1>, причем число мусульман ежегодно возрастает. В Поволжье и на Кавказе отмечается повышенный интерес к религиозно-правовым установкам ислама, который на современном этапе предстает в качестве исторического наследия народов России. -------------------------------- <1> Не удается привести точные статистические данные о количестве мусульман, постоянно проживающих в России, так как при проведении последней переписи населения ответы на вопрос о религиозной принадлежности граждан имели добровольный характер.
Ислам неразрывно связан с учением пророка Мухаммада. Поэтому этот раздел начнем с истории его жизни. Но прежде сделаем несколько предварительных замечаний, которые введут читателя в мир исламского права. В его основе лежат соответствующие религиозные предписания Корана и сунны (свода преданий о пророке Мухаммаде и его сподвижниках). Это первый уровень источников исламского права. Второй его уровень составляют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной. Третий уровень - кодифицированные своды норм традиционного исламского права. Четвертый уровень - светское законодательство мусульманских государств, отражающее, хотя и в разной мере, исламские начала права. Каждому из этих уровней соответствует свой этап в развитии исламского права. В исламском праве различают два понятия: шариат и фикх. Шариат - это свод предписаний Корана и сунны. В свою очередь, они положены в основу фикха - собрания норм, разработанных при разрешении конкретных дел. Обращаясь к этой теме, крупнейший отечественный исследователь исламского права Л.Р. Сюкияйнен отмечал, что шариат включает в себя предписания Корана и сунны в качестве божественного откровения, устанавливая общие рамки образа мыслей и действий правоверного, в то время как фикх содержит конкретные правила поведения, разработанные на их основе <1>. Нормы фикха являются продуктом единогласного мнения сподвижников пророка и наиболее авторитетных исламских правоведов (иджма) либо теоретических конструкций, сформулированных по аналогии (кийяс) <2>. Умозаключения и выводы ведущих правовых школ по всем вопросам жизнедеятельности исламской общины построены на правовых максимах Корана и сунны пророка Мухаммада, без установок которых невозможно было вообще применить право. Данные выводы следует воспринимать как определенного рода итоговую стадию правового базиса основных источников права. -------------------------------- <1> См.: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 55, 56. <2> Там же. С. 65.
По мнению А.Х. Саидова, "исламские правоведы занимались систематизацией интеллектуальных методов, легитимацией, поиском решений новых ситуаций, которые не противоречили бы общим принципам, содержащимся или вытекающим из Корана и сунны" <1>. Таким образом, Коран и предания о словах и действиях пророка Мухаммада выступали своего рода нормативным уложением, а разъяснения правоведов представляли собой детальную реализацию данных установок на практике. В частности, существовавший институт судей - кадиев, не имея единого свода законов, единого судебного сборника, сталкивался с проблемой отсутствия разъяснений по поводу разрешения, к примеру, финансовых споров и назначения мер ответственности за правонарушения в финансовой сфере. -------------------------------- <1> Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988. С. 122.
§ 1. Жизнь и заветы Пророка Мухаммада
Зарождение ислама. Пророк Мухаммад родился в Мекке в 570 г. в небогатой купеческой семье. Он рано осиротел, что оставило в его душе глубокую и долго не заживавшую рану. Сперва его воспитанием занимался дед, а после его смерти - родной дядя Абу Талиб. Он был, как и отец Мухаммада, купцом и часто брал его с собой в долгие путешествия в Сирию, Палестину, отдаленные места Аравии. Эти странствия дали ему много знаний. Но богатства они не принесли. Мухаммад жил в бедности, едва зарабатывая на жизнь и нередко сталкиваясь не только с упреками своей родни, но и с унижениями со стороны многих жителей Мекки. Именно это объясняет, почему он оставил свой дом и устроился на службу к одной богатой купеческой вдове. Ее звали Хадиджа, и вскоре она стала его женой. В то время Мухаммаду было 25 лет, и он мог больше не заботиться о куске хлеба. Он искусно вел торговые дела своей семьи, нередко сам отправлялся с караванами в дальние страны. Но счастья эти занятия не принесли. Напротив, его все чаще охватывало ощущение какой-то странной, неведомой прежде тоски. Чтобы избавиться от нее, он уходил из дома и бродил по безлюдным окрестностям Мекки. Больше всего его манила гора Хира. Там перед ним открывались причудливые лабиринты скал и тонувшие в знойном воздухе очертания Мекки, распростертой у подножия горы. Там останавливалось время. Там далекое становилось близким. Наверное, тогда он получил прозвище Маджнун, что означало "одержимый". Впрочем, так звали не только людей, отличавшихся странным поведением, но и поэтов <1>. А к поэтам отношение у арабов было особым. Обращаясь к этой теме, один из самых глубоких исследователей Востока А. Мюллер писал: "Нет другого на свете народа, кроме арабов, который бы придавал такое несоразмерно высокое значение чистоте и изяществу выражений, даже в обыденном применении к жизни. Поэтому нигде, за исключением разве, может быть, времени высшего процветания Афин, не находилась поэзия даже в приблизительно в таком почете у целого народа, возбуждая всеобщий интерес, составляя главное дело. Каждое событие, хотя бы некоторого значения, отражается, как в зеркале, в этой поэзии... Песнь служит не только украшением, но в некотором роде прямым содержанием народной жизни" <2>. -------------------------------- <1> См.: Грюнебаум Г.Э. Классический ислам (600 - 1258). М., 1988. С. 32. <2> Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. М., 2006. С. 63, 64.
Именно это обстоятельство объясняет, почему ни Хадиджа, ни другие близкие люди не препятствовали Мухаммаду в стремлении укрываться в горах. Ведь там рождались его стихи, напоенные пряными запахами горных трав и цветов. Время стерло их из памяти людей. Остались лишь отдельные строки, которые увековечил Коран: "Клянусь солнцем, и его сиянием, И месяцем, когда он за ним следует, И днем, когда он его обнаруживает, И ночью, когда она его покрывает, И небом, и тем, что его построило, И землей, и тем, что ее распростерло, И всякой душой, и тем, что ее устроило" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 91. Солнце. Аяты 1 - 7.
Но чаще он слагал песни не о природных красотах, а о страданиях обездоленных людей. "Видал ли ты того, к то ложью считает религию? Это ведь тот, кто отгоняет сироту И не побуждает накормить бедного. Горе же молящимся, Которые о молитве своей небрегут, Которые лицемерят И отказывают в подаянии" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 107. Подаяние.
Мир людей был несовершенным. В нем было слишком много зла. И Мухаммад все чаще обращается к другому миру, в котором не было несправедливости и в котором каждому воздавалось по его делам. Как писал Г.Э. Грюнебаум, Мухаммад рано "входит в контакт с потусторонним миром" <1>. Но только в 40 лет он впервые услышал зов Бога, обращенный к нему: -------------------------------- <1> Грюнебаум Г.Э. Указ. соч. С. 59.
"Читай, Во имя Господа твоего, который сотворил - Сотворил человека из сгустка, Читай! И Господь твой щедрейший, Который научил каламом <1>, -------------------------------- <1> То есть тростью для письма.
Научил человека тому, чего он не знал" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 96. Аяты 1 - 5.
В течение последующих 20 лет его неоднократно посещали видения. Внимая откровениям Бога, он передавал их в стихах, которые в дальнейшем составили свод религиозных, этических и правовых норм Корана. Основной их идеей была вера в единого Бога - Аллаха. В ее основе лежали Священные писания: иудейская Тора и христианское Евангелие, а также те откровения, которые Мухаммад получал от Бога либо от ангелов. С этими свидетельствами веры и выступил Мухаммад перед соплеменниками, поклонявшимися идолам и погрязшим в многочисленных пороках и страстях. В его сознании все громче звучал голос, услышанный в одном из его видений: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды твои очисть! И скверны беги! И не оказывай милость, стремясь к большему! И ради Господа твоего терпи..." <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 74. Аяты 1 - 7.
Ради Господа он должен был вытерпеть многое. С первых же проповедей он столкнулся с непониманием, которое перерастало в озлобление. Его осыпали насмешками, угрозами. Но он стоял на своем, продолжая проповедовать веру в единого Бога: "Клянусь звездой, когда она закатывается! Не сбился с пути ваш товарищ и не заблудился И говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое ниспосылается. Научил его сильный мощью, Обладатель могущества; вот Он стал прямо На высшем горизонте, Потом приблизился и опустился И был на расстоянии двух луков или ближе. И открыл Своему рабу то, что открыл. Сердце ему не солгало в том, что он видел. Разве вы станете спорить с ним о том, что он видит? И видел он Его при другом нисхождении У лотоса крайнего предела У Него - сад прибежища. Когда покрывало лотос то, что покрывало. Не уклонилось его зрение и не зашло далеко. Он действительно видел из знамений своего Господа величайшее..." <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 53. Аяты 1 - 18.
Продолжая, Мухаммад убеждал своих соплеменников: "Аллаху принадлежит то, что на небесах и что на земле, дабы Он воздал тем, которые сделали дурно, за их поступки и воздал тем, которые совершили добро, благом..." <1>. -------------------------------- <1> Там же. Аяты 32, 33.
Так появляется вторая основная тема Корана - призыв к праведной жизни согласно тем заповедям, которые Мухаммад получил от Бога. В одной из сур он призывал: "Счастливы верующие, Которые в своих молитвах смиренны, Которые уклоняются от пустословия, Которые творят очищение, Которые хранят свои члены, Кроме как от своих жен... Которые соблюдают доверенности и договоры, Которые соблюдают свои молитвы, Это они наследники, Которые наследуют рай, они в нем пребудут вечно" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 23. Аяты 1 - 11.
С момента первого откровения поэтический дар Мухаммада стал служить только этим двум целям: вере в единого Бога и призывам к праведной жизни. Все остальное было второстепенным и часто порочным. Неслучайно Мухаммад, обличая лжецов и грешников, утверждал: "И поэты - за ними следуют заблудшие. Разве ты не видишь, что они по всем долинам бродят И что они говорят то, чего не делают, Кроме тех, которые уверовали, и творили добро, и поминали Аллаха много. И получили они помощь после того, как были угнетены, и узнают угнетатели, каким поворотом они обернутся" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 26. Аяты 224 - 228.
В этих словах, несомненно, отражен не только опыт самого Мухаммада, чей поэтический дар был обращен на служение Богу, но и предвидение того, каким станет поворот судеб для тех, кто угнетал и кто был угнетен. Первые проповеди Мухаммада были наполнены удивительной поэтической силой, оказывавшей мощное воздействие на слушателей. В подтверждение приведем одну из самых ярких проповедей, в которой пророк извещал о Судном дне: "Клянусь посылаемыми поочередно, И веющими сильно, И распространяющимися бурно, И различающими твердо, И передающими напоминание, Извинение или внушение! Ведь то, что вам обещано - готово случиться. И когда звезды померкнут, И когда небо расколется, И когда посланникам будет дан срок, - До какого дня будет отложено? До дня различения! Горе в тот день обвиняющим во лжи! Разве Мы не погубили первых? Потом отправим Мы за ними позднейших, Так поступаем Мы с грешниками. Горе в тот день обвиняющим во лжи!" <1>. -------------------------------- <1> Там же. Сура 77. Аяты 1 - 19.
Первыми в призвание Мухаммада поверили его жена, дочери, приемные сыновья и самый близкий друг Абу Бакр. Долгое время только они да небольшая группа его последователей (в основном нищих и рабов) <1> составляли первую общину правоверных. Днем каждый из них занимался своими делами. А вечером они собирались вместе, чтобы послушать рассказы Мухаммада о своих видениях и новых откровениях. "Все, что случалось с ним в течение дня, - писал А. Мюллер, - составляло естественное содержание ночных его размышлений. Ревностно выстаивая на молитве и усердно бодрствуя, он быстро переходил от полной истомы и упадка сил к наивысшей степени возбуждения, воспринимая попутно одно за другим все впечатления пережитого и борьбы. То чудятся ему небесные звуки, несущие ему утешение в испытанных им неудачах и поражениях, вознаграждающие его сторицей за те насмешки и ругательства, коими осыпали его постоянно курейшиты <2>, то начинает он цитировать, разнообразя все новыми и новыми оборотами... содержание истинного учения, то грозит своим противникам гибелью мира и Страшным судом и тут же умоляет верующих держаться стойко, чтобы со временем обрести высокую награду за свою верность, то снова настойчиво советует им благодарить за те дары, которыми ежедневно оделяется человечество свыше" <3>. -------------------------------- <1> По определению одного из первых историков ислама Ибн Са'да, молодежи и слабых. См.: Большаков О.Г. История халифата: В 4 т. М., 1989. Т. 1. <2> Курейшиты - правившее в Мекке племя, к которому принадлежал и Мухаммад. <3> Мюллер А. Указ. соч. С. 63, 64.
В подтверждение истинности полученных откровений Мухаммад приводил, хотя и в сильно искаженном виде, многие библейские истории о Нухе (Ное), Ибрахиме (Аврааме), Мусе (Моисее), Илйасе (Илии), Луте (Лоте), Йунусу (Ионе), Аййубе (Иове), а также об Исе (Иисусе) и Марйам (деве Марии). К ним он присоединял героев арабских легенд - Худа, Салиха, Шу'айба. Так формировался свод Корана - Священной книги ислама <1>. В окончательном виде основной текст Корана был установлен между 650 и 655 гг., во времена правления третьего халифа Османа. Коран состоит из 114 сур ("наиважнейшее" - своего рода "главы Корана"), где каждая сура состоит из аятов (ая - "знамение, чудо"), отдельных пронумерованных стихов. Многие авторы, в частности Г.М. Керимов, называют Коран Конституцией всех мусульманских стран <2>, и, как отмечает А.Х. Саидов, Коран выступает под различными названиями: "Китаб, мубин, карим, калам, нур, худа и др., всего отмечено 55 наименований" <3>. Основные положения Корана, освещавшие вопросы жизнедеятельности и веры мусульман, передавались в устной форме, причем на повествователей накладывалась особая ответственность. В общем объеме в Коране содержится около 500 аятов. В частности, правовым отношениям особое внимание уделяется в сурах 2, 4, 5, 8, где сконцентрированы основополагающие нормы и принципы правового регулирования общественных отношений мусульман. Пророку Мухаммаду откровения Бога являлись в разное время (откровения ниспосылались пророку приблизительно на протяжении 15 лет), следовательно, нормы, касающиеся должного поведения мусульман, не имеют определенной системности и содержатся в разных сурах Корана. -------------------------------- <1> Слово "Коран" от арабск. "куран", т.е. чтение. <2> См.: Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2010. С. 331. <3> Саидов А.Х. "Хидоя" Бурхануддина Маргинани - уникальный юридический памятник ислама. Вступ. ст. к Маргинани Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права: В 2 ч. М., 2008. Ч. 1. Т. I - II. С. 20.
Постепенно круг последователей Мухаммада, принявших имя мусульман <1>, становился все большим. Но чем более широко распространялась новая вера - ислам (что означало "преданность", "покорность"), тем сильнее становились притеснения со стороны жителей Мекки, напуганных проповедями, призывавшими к ниспровержению веры их отцов и к социальному равенству. -------------------------------- <1> То есть преданных или предавших себя Богу.
Однажды пророка едва не убили. Когда он молился у Каабы, один из курейшитов подобрался к нему сзади и, набросив свою одежду ему на шею, стал душить. Его спас Абу Бакр, который отбросил нападавшего и встал над ним с криком: "Неужели вы убьете человека только за то, что он говорит: "Мой Господь - Аллах" <1>. Эти слова отрезвили нападавших, но ненадолго. -------------------------------- <1> Имам Ал-Бухари. Ал-Адаб Ал-Муфрад. Хадисы пророка о достойном поведении. М.; СПб., 2009. С. 585.
Постоянные нападки и стали причиной первого исхода мусульман. В 615 г. небольшая группа последователей Мухаммада уехала из Мекки в христианскую Эфиопию. Но укорениться там они не смогли. И вскоре многие из них вернулись домой. Противостояние между последователями и противниками Мухаммада становилось все более ожесточенным. В 617 г. жители Мекки, отвергавшие ислам, торжественно поклялись прервать всякие отношения не только с мусульманами, но и с теми, кто их поддерживал, прежде всего с семьями Хашим и Мутталиб <1>. -------------------------------- <1> См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 113.
В 619 г. Мухаммад потерял двух самых близких людей - Хадиджу и Абу Талиба. А вскоре сам едва не лишился жизни, когда разъяренная толпа забросала его камнями в городе Таиф, в котором он решил продолжить проповедническую деятельность. Иным образом восприняли проповеди Мухаммада жители оазиса Иасриба, расположенного в нескольких днях пути к северу от Мекки и впоследствии названного городом пророка - Мединой. Многие из них не только приняли ислам, но и принесли клятву предоставить приют и защиту его последователям. Летом 622 г. практически все мусульмане покинули Мекку. Одними из последних ее оставили Мухаммад и Абу Бакр. Становление исламского государства. Переселение мусульман в Иасриб - хиджра - стало переломным этапом в развитии ислама. Неслучайно именно с этого момента начинается летоисчисление исламского мира. Вскоре после переселения был составлен первый исламский правовой акт - соглашение мусульман с жителями Иасриба. Этот документ занимает особое место в истории исламского права, поэтому приведем значительные фрагменты его текста: "Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Это - письменное соглашение (китаб) Мухаммада пророка между верующими и мусульманами курайшитами и жителями Иасриба и теми, кто следует за ними, присоединяется к ним, и живет вместе с ними, и сражается вместе с ними за веру, о том, что: (I) Они - одна община (умма), отдельная от других людей... (II) и что верующие не оставляют безродного среди них без того, чтобы дать ему, сколько подобает, для выкупа или виры... (13) и что благочестивые верующие выступают против того из них, кто оскорбит или совершит большую несправедливость или преступление, или нападение, или расстройство дел верующих: все они будут против него, даже если он будет сыном одного из них; (14) и что не убьет верующий верующего из-за неверующего и не будет помогать неверующему против верующих; (15) и что покровительство Аллаха - едино, он оказывает покровительство и ничтожнейшему из них; поистине, верующие - покровители друг другу от остальных людей; (16) и что тем из иудеев, кто следует за нами, - помощь и равенство, их не притеснят и не будут помогать против них; (17) и что мир для верующих един; не замиряется один верующий без другого во время войны на пути Аллаха - мир должен быть для всех равным и справедливым; (18) и что каждый из отрядов, выступающих вместе в поход, сменяет друг друга в бою; (19) и что верующие мстят друг за друга за ту кровь, что прольется на пути Аллаха; (20) и что благочестивые верующие находятся на самом лучшем и прямом пути; ни один неверующий не должен оказывать защиты ни имуществу курайшита, ни ему самому и выступать ради него против верующего; (21) и что, кто преднамеренно убьет верующего и вина его очевидна, тот подлежит смерти в отмщение, разве только обязанный мстить согласится на виру, - и что все верующие будут против него и не дозволено им иного, как стоять против него; (22) Не дозволяется верующему, признающему то, что содержится в этой грамоте, и кто верует в Аллаха и Последний день, помогать нарушителю и давать ему приют, а кто поможет ему или приютит, тому - проклятье Аллаха и не будут приняты от него раскаяние и исправление; (23) А если вы разойдетесь в чем-то, то обращайтесь с этим к Аллаху и Мухаммаду, да будет над ним мир" <1>. -------------------------------- <1> Цит. с небольшими изменениями по: Большаков О.Г. Указ. соч. С. 92, 93.
Арабский халифат на начальном этапе своего существования представлял собой федерацию, где город-государство Медина был объединен с близлежащими суверенными селениями, а позднее стал значительным государственным образованием, включающим юг Ирака, юг Палестины и весь Аравийский полуостров. Создание Пророком Мухаммадом нового по форме и типу правления государства, со своими устоями, где неотделимой составляющей выступали религиозно-правовые установки ислама, послужило основанием к созданию нового типа административного управления государством. Соответственно, это привело к образованию слаженной по новым принципам административной и финансовой системы, а также военной и судебной системы, сочетавших в себе как новшества, так и наследие обычаев и традиций, существовавших в доисламский период. Кроме того, на территории дар - уль - ислам <1> проживали люди других конфессий, которые жили по своим религиозно-правовым установкам. Соответственно, на формирование религиозно-правовой системы оказали влияние религиозные догмы, получившие свое распространение на Аравийском полуострове, в частности иудаизм, а также некоторые нормы других религиозно-правовых систем, к примеру правовые установки сасанидов. Следовательно, исламская правовая доктрина неизбежно заимствовала принципы других религиозно-правовых систем, но только те, которые были допустимы с позиций исламского вероучения, претерпевая трансформацию. Несколько позже был заключен еще один договор - между мусульманской общиной и иудеями, жившими в Иасрибе. Согласно этому документу иудеи входили в общину верующих, сохраняя при этом свою веру и разделяя вместе с мусульманами расходы на ведение войн. -------------------------------- <1> Территория распространения ислама.
Анализируя тексты этих актов, один из крупнейших отечественных историков ислама О.Г. Большаков писал: "Эти договоры - хорошо продуманные документы, составленные практически мыслящим политическим деятелем. Возможно, что в них отразились также мнения и формулировки противоположной стороны, но общий характер, несомненно, зависел в первую очередь от Мухаммада. Он подошел к организации новой общины очень осторожно: все прежние связи и обязательства отдельных родов были сохранены, авторитет местных вождей не ущемлялся, за собой Мухаммад закрепил лишь решение спорных вопросов. Вместе с тем утверждались принципиально новые основы политической организации: солидарное выступление против внешних врагов и защита всех членов общины; индивидуализация ответственности преступника, лишавшая его защиты рода, ставила преграду межродовой борьбе, долго терзавшей оазис" <1>. -------------------------------- <1> Большаков О.Г. Указ. соч. С. 94.
К этой оценке необходимо добавить, что договоры впервые определили понятие уммы - единой общности мусульман, которая не только обособила ее от иноверцев, но и стала колыбелью зарождавшейся исламской государственности. Подтверждением тому служит введение не только воинской повинности, но и других обязанностей, в том числе по исполнению законов, установленных пророком, уплате налогов и т.д. Одним из первых стал закон о разделе имущества врагов веры. Поводом к его принятию стало изгнание из Медины иудеев племени бану надир. В Коране он отражен в следующих строках: "Что дал Аллах в добычу посланнику Своему от обитателей селений - то принадлежит Аллаху, и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику, чтобы не оказалось это распределением между богатыми у вас. И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь. И бойтесь Аллаха, ведь Аллах силен наказанием!" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 59. Аят 7.
Впоследствии на основе этой нормы был выведен следующий принцип мусульманского права. В мире все принадлежит Аллаху. Люди только временно владеют тем, что Он даровал им. Если Он желает, Он отнимает имущество у недостойных, чтобы оно перешло в общее владение к тем, кто его достоин. Распоряжаться общим имуществом должен был по своему усмотрению пророк, а после его смерти - его преемники. Вскоре пророк провозгласил законы о религиозных обрядах и нравственных нормах, о порядке наследования и разрешении связанных с ним имущественных споров, о брачно-семейных отношениях, о введении специального налога - закята, который ежегодно взыскивался в пользу бедных, а также на выполнение работ, необходимых для общества в целом. Исполнение законов было священным долгом каждого мусульманина. Именно этого требовал пророк, а не показного благочестия: "Не в том благочестие, - сказано в Коране, - чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - к то уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные" <1>. -------------------------------- <1> Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Сура 2. Аят 172. Комментируя этот аят, один из крупнейших исламских правоведов Абд ар-Рахман ас-Саади, живший в XIV в., отмечал: "Упомянутые в этом аяте деяния охватывают абсолютно все праведные поступки. Достаточно сказать, что выполнение этих обязательств включает в себя все предписания религии, и если человек исправно исполняет их, то все его деяния можно считать правильными". См.: Абд ар-Рахман Ас-Саади. Толкование Священного Корана: В 3 т. М., 2007. Т. 1. С. 199. Date: 2016-02-19; view: 543; Нарушение авторских прав |