Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 5. Исламский мир права 5 page





--------------------------------

<1> Schacht Joseph. An introduction to Islamic Law. Oxford, 1964. P. 5.

 

Основные правовые положения, разработанные в рамках исламской правовой доктрины, содержат в себе две категории норм: 1) алибадат - определяющие отношения мусульман с Аллахом - правил культа и исполнения религиозных обязанностей; 2) ал-муамалат - регулирующие на практике отношения между людьми, а также внутренние и внешние отношения исламского государства с мусульманами, лицами других конфессий и иностранными государствами, т.е. в первой категории рассматриваются сугубо отношения человека и Бога - религиозно-духовная составляющая, а во второй - правоотношения между людьми, в частности финансовые правоотношения. По мнению Л.В.С. Ван ден Берга, ал-ибадат необходимо было рассматривать как религиозное право, а ал-муамалат автор определяет как имущественное право <1>. Таким образом, ал-муамалат содержит в себе основные принципы реализации норм правового регулирования общественных отношений, имеющие в большей части рациональное основание, чем связанные с божественными откровениями. При этом необходимо учитывать взаимозависимость "рациональное в обязательном порядке отвечает божественному" <2>, так как основополагающие источники права - Коран, сунны пророка Мухаммада неоспоримо занимают главенствующую роль.

--------------------------------

<1> Ван ден Берг Л.В.С. Указ. соч. С. 53.

<2> Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 34.

 

Нормы ал-муамалата были в меньшей степени ориентированы на религиозно-нравственные предписания ислама, а по большей части содержали положения, регулирующие финансовые отношения, которые в первую очередь были отражением воли экономически заинтересованной господствовавшей политической элиты, что проявлялось при их практической реализации. Многие наместники пытались установить дополнительные виды налогов, сборов, пошлин, которые не содержались в основополагающих источниках исламского права. В связи с этим возникла необходимость унифицировать принципы установления, введения и изъятия финансовых средств населения в казну Арабского халифата повсеместно. Это привело к тому, что исламские правоведы выносили решения по поводу нововведений в вопросах регулировки финансовых отношений на предмет их соответствия положениям Корана и сунны пророка Мухаммада.

Исторически первым возник ханифитский мазхаб. Его основателями были великий исламский правовед Абу Ханифа (699 - 767 гг.) и его ученики Абу Юсуф и Мухаммад Аш-Шайбани.

Объясняя свой метод познания исламского права, Абу Ханифа писал: "Я даю предписания на основании Книги Аллаха. Если я чего-то не обнаруживаю, то обращаюсь к Сунне пророка. Делая это, я не выхожу за пределы того, что ими сказано. Причем я не ставлю между ними (сподвижниками) различий" <1>.

--------------------------------

<1> Хашматулла Бехруз. Исламские традиции права. Одесса, 2006. С. 63.

 

К источникам права ханифитский мазхаб относит, помимо Корана и сунны, иджма (согласное мнение) сподвижников пророка, индивидуальные мнения сподвижников пророка, кияс (умозаключение по аналогии), истихсан (предпочтительное использование тех доказательств, которые более соответствуют обстоятельствам того или иного дела), урф (местный обычай).

В целом, как отмечает украинский компаративист Хашматулла Бехруз, ханифитскую школу от других мазхабов отличает то, что она является наиболее умозрительной и толерантной, построенной на логических и рациональных рассуждениях <1>. Главным был смысл, а не буква Священных писаний <2>. Абу Ханифа широко использовал принцип шуры - коллективного обсуждения различных правовых проблем.

--------------------------------

<1> Там же. С. 62.

<2> См.: Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. М., 2009. С. 21.

 

Эти качества позволили существенно расширить возможности исламского права. Все это объясняет, почему она имела столь широкое распространение в исламском мире. В Османской империи ханифитская школа имела статус официального вероучения. Большая часть мусульман России являются последователями этой школы. Она широко распространена в Турции, Пакистане, Сирии, Афганистане, Казахстане, многих других странах. По некоторым оценкам, кханифитской школе относятся примерно половина всего мусульманского населения Земли <1>.

--------------------------------

<1> См.: Хашматулла Бехруз. Указ. соч. С. 62, 63.


 

Основателем маликитской школы был Малик Ибн Анас (715 - 795 гг.). В отличие от ханифитского мазхаба, маликитский мазхаб допускает очень ограниченное применение логических и рациональных рассуждений, поскольку они таят в себе опасность произвольного толкования и применения исламского права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Керимов Г.М. Указ. соч. С. 22.

 

Вместе с тем она создавалась как рационалистическая школа, в рамках которой применялись принципы истислаха (независимого суждения ради общественной пользы) и кияса (суждений по аналогии). Как отмечает Хашматулла Бехруз, с точки зрения маликитов, "все, что приводит к запретному, должно быть запрещено, а то, что приводит к дозволенному, - разрешено"; они также считают, что "любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений" <1>.

--------------------------------

<1> Хашматулла Бехруз. Указ. соч. С. 64.

 

Маликитская школа наибольшее распространение получила на западе исламского мира. Одним из наиболее ярких ее представителей был Ибн Рушд (Аверроэс), великий арабский философ. В настоящее время маликитская школа распространена в Египте, Судане, многих других государствах Африки.

Шафиитский мазхаб был создан Аш-Шафии (767 - 820 гг.), который в своем учении пытался развить лучшие традиции ханифитской и маликитской школ и вместе с тем, как отмечал А.Х. Саидов, устранить опасность распада исламского права из-за изобилия частных мнений. Чтобы избежать этого риска, Аш-Шафии создал учение о четырех корнях - источниках исламского права, к которым он относил Коран, сунну, иджму и кияс <1>.

--------------------------------

<1> См.: Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2007. С. 393.

 

Шафиитская школа в настоящее время широко распространена в Восточной Африке, Индонезии и Малайзии.

Ханбалитский мазхаб был основан Ахмадом ибн Ханбалом (778 - 855 гг.). Это была консервативная школа, которая отрицала возможность применения кияса и рационалистических суждений. Все должно было основываться на буквальном толковании норм Корана и сунны. Ханбилитская школа отличалась большей требовательностью к соблюдению всех обрядов и норм и суровостью наказаний к тем, кто их не исполнял.

Долгое время ханбалитская школа была одной из крупнейших. Но после монгольского нашествия утратила былую силу. В настоящее время она имеет последователей в Саудовской Аравии, Ираке, некоторых других исламских странах.

При всех различиях указанных четырех суннитских школ они признают учения друг друга. Обращаясь к этой теме, Х. Бехруз отмечал, что они "возникали и развивались не как изолированные друг от друга группировки, а как сообщества, взаимосвязанные и дополняющие друг друга, взаимопроникаемые и не имеющие четко установленных границ. Свидетельством этого служит тот факт, что все богословы - основатели и крупные деятели мазхабов являлись учениками друг друга" <1>.

--------------------------------

<1> Хашматулла Бехруз. Указ. соч. С. 68.

 

С середины IX в. в исламском мире утвердился принцип таклида (буквально - подражания), согласно которому мусульмане должны были четко следовать учению своих школ. К этому времени исламская правовая система сложилась как целостное явление с едиными источниками, ценностями, нормами и правовой техникой. В этом заслуга целиком принадлежала мазхабам, утвердившим не только доктринальные основы исламского права, но и во многом предопределивших его развитие. Обращаясь к этой теме, Л.Р. Сюкияйнен писал: "Особое значение доктрины для развития мусульманского права объяснялось не только пробельностью и противоречивостью Корана и сунны, но и тем обстоятельством, что большинство содержащихся в них норм считались имеющими божественное происхождение, а значит, вечными и неизменными. Поэтому теоретически они не могли быть просто отброшены и заменены нормативными правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы, исходя из предположения, что в основополагающих источниках имеются ответы абсолютно на все вопросы и задача сводится лишь к тому, чтобы их найти, разработали разнообразные приемы извлечения новых норм для решения вопросов, не урегулированных прямо Кораном и сунной. Мусульманское право потому и смогло выполнить свою историческую роль, что не сводилось к немногочисленным предписаниям Корана и противоречивым хадисам, а опиралось на них в самых общих чертах как на свою идейно-теоретическую базу" <1>.


--------------------------------

<1> Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 68.

 

Учения мазхабов становились каноническими в силу не только всеобщего признания, но и закрепления в качестве государственных. Так, турецкий султан Селим I издал указ о применении в судах только предписаний ханифитской школы <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 71.

 

В первое время мусульманское право развивалось казуальным путем - путем разрешения конкретных судебных дел и юридических казусов. Начиная с XII в. начинается новый этап - кодификации права.

Кодификации исламского права. Кодификация исламского права была вызвана многими причинами, прежде всего необходимостью систематизации огромного свода юридических норм, накопленных за несколько столетий его развития.

Кодификации осуществлялись в двух формах: доктринальной и властной. Первая была представлена сборниками норм, составленными известными правоведами и богословами (факихами). Вторая выступала как акт носителей высшей власти.

Одним из самых ярких примеров доктринальной кодификации может служить "Хидая. Комментарии мусульманского права", составленная блистательным представителем ханифитской школы, уроженцем Мавераннахра Бурхануддином Маргинани (1152 - 1197 гг.).

Она охватывала очень широкий круг вопросов, разделенных на 54 книги: закят; брак; молочное родство; развод; отпущение рабов на волю; клятвы; религиозные преступления; кража; постановления во время войн и заключении мира (сияр); брошенные дети; находки; беглые рабы; без вести пропавшие; товарищества; посвящение имущества религиозным целям (вакуф); купля-продажа; размен денег; поручительство; перевод долга; обязанности судей (казиев); свидетельские показания; отречение от свидетельских показаний; доверенности; иски; признание права; законное получение прибыли (музарабат); хранение; ссуды; дарение; наем; рабы, отпущенные временно на волю при условии последующего выкупа (мукатабы); патронат (виля); принуждение к совершению сделок и действий; опека; привилегированные рабы; незаконный захват; преимущественное право при общем или смежном владении (шафи); раздел имущества; договоры об обработке земли; договоры о садоводстве; убой животных для мяса (забх); жертвоприношения; оскверняющие действия; обработка пустынных земель; запрещенные напитки; охота; заклады; преступления против личности; штрафы; взимание штрафов; завещание; гермафродиты <1>.


--------------------------------

<1> См.: Хидая: Комментарии мусульманского права / Под ред. Н.И. Гродекова. Ташкент, 1893. Т. 1 - 4.

 

На первый взгляд такое построение материала кажется бессистемным. Однако в нем есть и единство цели - комплексное закрепление статуса личности по мусульманскому праву, и определенная логика в последовательности изложения материала. Сперва "Хидая" излагает личные имущественные и неимущественные права и обязанности, в том числе правителей мусульман (книги 1 - 13). Затем закрепляет формы и правила торговли и ведения хозяйственных дел, а также разрешения споров (книги 14 - 41). Последние книги "Хидаи" посвящены религиозным, нравственным и обрядовым нормам, направленным на укрепление общественных устоев и сохранение общинного мира (книги 42 - 53).

К достоинствам "Хидаи" следует отнести также совершенство многих юридических формулировок. Эта особенность, как отмечает А.Х. Саидов, позволила ей оставаться в течение многих столетий настольной книгой для всех факихов и широко использоваться в судебной практике <1>.

--------------------------------

<1> См.: Саидов А.Х. Важнейший памятник шариата мусульманского мира // Хидая. Комментарии мусульманского права. Т. 1. С. 42.

 

В подтверждение можно привести много примеров. Но мы остановимся только на некоторых из них.

Так, обращаясь к вопросу о найденышах - брошенных родителями детьми, Бурхануддин Маргинани писал:

"Найденыш свободен, так как свобода присуща человеку, а мусульманская территория, на которой ребенок найден, есть страна свободных людей, поэтому и найденыш свободен" <1>.

--------------------------------

<1> Хидая. Комментарии мусульманского права. Т. 2. С. 66.

 

Примечателен следующий текст, посвященный свидетелям в судах казиев:

"Кажущаяся честность свидетелей достаточна, за исключением дел, влекущих наказание или возмездие... В делах, влекущих наказание или возмездие, одной вероятности недостаточно, и посему следует произвести очищение свидетелей; ибо следует искать всевозможные основания к устранению наказания и возмездия... Сомнение предупреждает наказание и возмездие" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 418.

 

Достойны внимания следующие нормы и суждения, касающиеся назначения и принятия должности судей: "Государь обязан избирать на должность казия лицо, способное исполнять эту обязанность и постановлять решения и которое также в высшей степени справедливо и добродетельно... Принятие должности казия с намерением поддерживать правосудие одобряется, хотя более похвально отклонять назначение... если только имеются другие лица, способные исполнять обязанности казия. В противном случае принятие должности составляет обязанность, так как этим охраняются права людей и мир очищается от несправедливости" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 374, 375.

 

Такие достоинства "Хидаи" обеспечили ей долгую жизнь и широкое распространение во всех регионах суннитского ислама.

На ее основе создавались другие кодификации права. Так, в середине XVI в. в Стамбуле был издан классический труд Ибрахима Хадеби (умер в 1549 г.) - полный свод мусульманских законов под названием "Мултака аль-Ахбар". Несколько позже появился другая кодификация - сокращенное законодательство "Мухтасар альвикайат, подготовленное Закарийе-эфенди Байрам-заде <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шабанов Ф.Ш., Алиев Р.Я. Некоторые положения ханифитской юриспруденции // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985. С. 161.

 

Указанные кодификации осуществлялись учеными. Светские правители в эту сферу, как правило, не вмешивались. Форма же властной кодификации исламского права применялась в основном для систематизации норм публичного права. Примером может служить "Уложение" великого Тамерлана, которое стало предметом анализа выше. Такое положение дел изменила "Маджалла" - один из наиболее ярких памятников мусульманского права.

"Маджалла" была издана актами султана Оттоманской империи в 1869 - 1877 гг. и введена в действие на всей ее территории, за исключением Египта. Ее принятию предшествовал ряд других актов: Торговый кодекс 1856 г. и Торговый морской кодекс 1864 г. Первый был составлен в основном по образцу французского Торгового кодекса, второй - по модели итальянского морского Торгового кодекса <1>.

--------------------------------

<1> См.: Хашматулла Бехруз. Исламские традиции права. С. 73.

 

"Маджалла" должна была охватить все иные сферы частного права, за исключением брачно-семейных и наследственных отношений, а также некоторых вопросов, связанных с недвижимым имуществом. Они оставались в рамках традиционных источников исламского права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Tuncay A. The Three Most Important Features of Turkey's Legal System That Others Should Know // http://www.ialsnet.org/meetings/tuncay.pdf.

 

"Маджала", включавшая в себя 1851 статью, кодифицировала частноправовые нормы ханифитской школы, имевшей в империи статус государственной. Они были разделены по следующим 16 книгам: о продаже и купле; о найме; о поручительстве; о переводе долга; о залоге; о доверенных на хранение вещах; о даре; о захвате и об уничтожении принадлежащей другому вещи; о запрещении, принуждении и преимущественном праве; о товариществах; о поручении; о мировой сделке (применении) и об освобождении обязательства; о признании права; о тяжбе (процессе или иске); о доказательствах и присяге; о суде <1>.

--------------------------------

<1> Шариат и суд (вещное и обязательное право). Пер. с тур., применяемого в Оттоманской Империи Гражданского Свода (Мэджеллэ) / Пер. и коммент. П. Цветкова. Ташкент, 1911. Т. 1.

 

Кодекс открывали положения вводной главы, в которой были изложены 100 основных начал права. Приведу лишь некоторые из них, отражающие особенности исламской кодификации законодательства:

"Статья 1. Наука мусульманского права есть знание правил Божественного закона в применении их к человеческим деяниям. Положения Божественного закона или относятся к будущей жизни заключают в себе догматы веры, или же касаются здешней временной жизни и разделяются на три категории, а именно: 1) брак, 2) акты вообще, обязательства и условия и 3) наказания...

Статья 2. Решение должно соответствовать цели. То есть, чтобы оценить какое-нибудь действие, надо исследовать намерение.

Статья 3. В договорах следует принимать во внимание цель и намерение договаривающихся, а не буквальный смысл употребленных ими выражений и слов...

Статья 4. Доказательство не уничтожается сомнением...

Статья 6. То, что существует издревле, должно уважаться.

Статья 7. Древность не освещает вреда.

Статья 8. Свобода от обязательств есть естественное состояние...

Статья 19. Нанесение вреда запрещается, равно как и отплата нанесением вреда.

Статья 20. Вред должен быть устраняем.

Статья 21. Крайняя необходимость (или чрезвычайные обстоятельства) делает запрещенное дозволенным...

Статья 26. Частный вред должен быть предпочтен общественному...

Статья 27. Значительный вред может быть устранен при помощи меньшего...

Статья 30. Устранение зла следует предпочесть извлечению выгоды...

Статья 36. Обычай имеет силу закона...

Статья 39. Неоспоримо, что с переменой (течением) времени изменяется и применение закона.

Статья 40. Буквальный смысл слов может быть изменен обычаем...

Статья 44. То, что освещено обычаем, считается как бы освещенным Божественным законом...

Статья 54. То, что не разрешается прямо, может быть разрешено косвенно...

Статья 58. Сила всякой власти основана на общественной пользе...

Статья 88. Труд пропорционален извлекаемой выгоде, и выгода пропорциональна затрачиваемому труду...

Статья 100. Недопустимо разрушение того, что самим сделано" <1>.

--------------------------------

<1> Шариат и суд (вещное и обязательное право). Перевод с турецкого, применяемого в Оттоманской империи Гражданского свода (Мэджеллэ). Т. 1. С. 13, 44.

 

Многие институты были тщательно проработаны, что свидетельствовало о высоком уровне исламской законодательной техники. Достаточно привести структуру книги первой, посвященной вопросам продажи и купли.

" Введение. Юридические термины, относящиеся до продажи.







Date: 2016-02-19; view: 775; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию