Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 5. Исламский мир права 4 page





Извращают основы твои, блудословы.

Несогласных клянут и поносят они.

Свою ложь до небес превозносят они.

На кого нам надеяться ныне, скажи?

Как нам веру очистить от злобы и лжи?" <1>.

--------------------------------

<1> Арабская поэзия средних веков. С. 281.

 

Социальная несправедливость не только раскалывала общество, но и лишала его жизненных сил. Обращаясь к этой теме, Абу-ЛьАтахия писал:

"Сколько дней я повсюду собрата искал,

Человека с утра до заката искал!

Вместо дружбы нашел я одно вероломство

Вместо доброй улыбки - звериный оскал.

О моих недостатках крича и трубя,

Себялюбцы безгрешными числят себя.

Лицемеры в глаза улыбаются сладко,

Отвернешься, - как змея, ужалят, шипя.

Полон мир нечестивых, спесивых людей.

Не ищи, не найдешь справедливых людей.

Только истину должно искать в этом мире,

Только правде будь верен, склонись перед ней" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 297, 298.

 

Нередко в поэзии аравийского Востока проявлялись порывы народного возмущения и гнева, предвещавшие новые социальные бури. В стихах Ибн Аль-Мутгазза (869 - 908 гг.) они звучали так:

"О богатые люди, о гордая, мощная знать,

Вам дано измываться, приказывать, жечь и карать.

Вы, наверное, черти, принявшие облик людской,

Вы рабы своей похоти, полные скверны мирской.

Погодите - на небе восторжествует закон.

Мир уже подготовлен: отмщеньем беременен он" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 346.

 

Эту тему подхватил другой аравийский поэт - Аль-Мутанабби (915 - 965 гг.):

"Абу Саид, упреки оставь, - ведь ты не из тех глупцов,

Кто заблужденья и ложь принять за истинное готов.

Правители сами закрылись от нас, их нрав уж давно таков,

Поставили стражу, чтоб нас не пускать за полог своих шатров.

Но бешеный бег арабских коней, разящая сталь клинков

И копий каленые острия сорвут перед нами покров" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 385.

 

Но наиболее ярко тема социального протеста зазвучит в стихах другого поэта - слепого гения Абу-Ль-Ала Аль-Маарри (973 - 1057 гг.):

"Надоела мне жизнь, истомил мою душу народ,

Чей правитель нещедрый лишил его добрых забот.

Говорят, что правитель - народу слуга и защита,

А у нас попеченье о благе народа забыто.

Убедился я в том, что не вдосталь еды у людей,

Что подлейших из подлых писатели наших подлей.

То и дело хадисы твердят наизусть грамотеи,

А богатство их сделало крыс ненасытных жаднее.

Преступи хоть на палец предел установленных прав,

Отвернется твой друг, отщепенцем тебя обозвав.

Так размеренный стих, измени в нем единое слово,

Даже букву одну, - от себя отвращает любого" <1>.

--------------------------------

<1> Арабская поэзия средних веков. С. 464, 465.

 

Приведу строки еще одного стихотворения Аль-Маарри:

"Жизнь порождает страх, и люди, как во сне,

Летят во весь опор у страха на спине.

Проснитесь, наконец, обманутые дети!

Вы слепо верите лжецам былых столетий,

Корыстолюбие, не знавшее препон,

В могилу их свело, и умер их закон..." <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 470.

 

Родники исламской поэзии Средней Азии. Вместе с Кораном исламские завоеватели принесли в новые земли и арабскую поэзию.

И вскоре новые ее родники появились на равнинах и в горах Северной Африки и Иберийского полуострова, Передней и Средней Азии. Она обретала разные формы: песни, стихи и эпические поэмы, народные сказки и притчи, наполняя их удивительными звуками и красками.

Достаточно вспомнить сборник сказок "Тысяча и одна ночь". Созданный в X в. в Багдадском халифате, он впоследствии вбирал в себя сказочные истории народов, живших в разных частях исламского мира. В этих сказках высмеивались злобные и недалекие правители и прославлялись мудрые и добрые к простым людям цари, такие как халиф Харун Ар-Рашид, правивший в Багдаде в 786 - 809 гг.

Вспомним ни с чем не сравнимый образ Ходжи Насреддина, воспетого в сказках по меньшей мере 24 разных народов <1>. В них он высмеивал глупых правителей, злобных чиновников, продажных судей, жадных и завистливых людей. Приведу лишь одну из них:

--------------------------------

<1> См.: Двадцать четыре Насреддина. М., 1984. С. 5 - 10.

 

"Назначая Насреддина Афанди на должность казня сам казикалан бухарский (главный судья. - В.Л.) произнес назидательную речь... Под конец воскликнул:


- Хотел бы я посмотреть, как ты будешь отправлять правосудие! Достаточно ли ты знаешь закон?

- Очень просто, господин, убедиться в этом, - заметил Афанди. - Позвольте вызвать вас в суд и призвать вас к ответу за ваши дела, и вы быстренько окажетесь в самом глубоком зиндане" <1>.

--------------------------------

<1> Узбекская сказка // Двадцать четыре Насреддина. С. 416.

 

Темы социальной справедливости, обличения царившего в мире зла с особой силой зазвучат в стихах великих среднеазиатских поэтов.

Особое место в их ряду занимает персидско-таджикский поэт Абулькасим Фирдоуси (940 - 1020 гг.), создатель бессмертной поэмы "Шахнаме". В ней описывалась многовековая история Ирана. Многие ее страницы наполнены глубоким философским смыслом, раскрывающим превратности судьбы и тайны бытия.

"Когда палящий вихрь пески взметает

И плод незрелый на землю собьет, -

Он прав или не прав в своем деянье?

Зло или добро - его наименованье?

Ты правый суд зовешь, но где же он?

Что беззаконье, если смерть - закон?" <1>.

--------------------------------

<1> Фирдоуси. Шахнаме // Родник жемчужин. М., 1982. С. 34.

 

Перед Богом все равны, утверждал Фирдоуси. Поэтому так часто он воспевал простых людей, которые не только обеспечивали благоденствие страны, но и могли, как Кова-кузнец, усмирить тиранию:

"Кузнец между тем у дворца, разъяренный,

Базарною шумной толпой окруженный.

Взывал к правосудью, народ поднимал,

И каждый горячим реченьям внимал.

Он кожаный фартук сорвал непокорно

(Тем фартуком он прикрывался у горна),

На пику надел и подъял его вверх,

Чем всех предстоящих в смятенье поверг,

Подъял точно стяг и пошел, восклицая:

"Эй, люди, как вы почитаю Творца я!

Внемлите же: к то Фаридуну не враг,

Кто хочет повергнуть насилье во прах,

Тот пусть, не страшась, поспешает за мною

Туда, где нет места палящему зною.

Бегите! Зачем вам дракон Ахриман?

Создателю мира враждебен тиран" <1>.

--------------------------------

<1> Фирдоуси. Шахнаме // Родник жемчужин. М., 1982. С. 33.

 

О социальной справедливости и равенстве всех людей писал и замечательный персидский поэт Насир Хосров (1004 - 1088 гг.):

"Все люди драгоценны на земле,

Священный отблеск - на любом челе.

В нас сочетал Создатель всеблагой

Алмаз духовный с глиною земной.

Бессмертный дух, сознанье, чувство, плоть -

Четыре дара нам вручил Господь.

Да, плоть темна, но мысль в твоем уме -

Как чистый луч, блистающий во тьме!" <1>.

--------------------------------

<1> Великое древо. Поэты Востока / Пер. С. Северцева. М., 1984. С. 288.

 

Однако, убеждал другой великий философ и поэт Омар Хайам (1047 - 1123 гг.), эти дары не всегда приносят человеку счастье.

"Добро и зло враждуют: мир в огне,

А что же небо? Небо - в стороне,

Проклятия и яростные гимны

Не долетают к синей вышине" <1>.

--------------------------------

<1> Омар Хайам. Рубайат. М., 2010. С. 18.

 

И ничто не могло людям помочь. Они оставались глухи к справедливым и мудрым наставлениям:

"Нас вразумить? Да проще море сжечь!


Везде, где счастье - трещины и течь!

Кувшин наполнен? Тронешь - и прольется,

Бери пустой! Спокойнее беречь" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 74.

 

Бурные потоки исламской поэзии, науки, народных преданий и сказок начиная с X - XI вв. нередко соединялись, как это было в учениях суфиев, тесно переплетавших возвышенные поэтические строки, философские размышления и прозаические слова народных притч.

Целью суфиев было совершенствование природы человека, форм общественного устройства и правления. Об одном из них - Ал-Газали - было рассказано в первом томе. Продолжим этот рассказ.

Последователь Ал-Газали Абул-Маджд Синайи (1080 - 1140 гг.) свое учение излагал в притчах, стихах и кратких афоризмах.

Так, в одной из притч, героем которой стал праведный халиф Абу Бакр, Санайи вложил в его уста следующую формулу истинного братства людей:

"Вы лишь тогда сможете считать себя близкими в сердце, когда будете без всяких недоразумений пользоваться золотом и серебром друг друга так, чтобы и заботы и деньги не были у вас врозь, чтобы не было у одного из вас огромных богатств, а другой в это же время нуждался в теплой одежде. Все у вас должны быть равны - и богач, и бедняк, и чтобы не было у одного золота и серебра больше, а у другого меньше. Вот тогда вы станете истинным братством людей" <1>.

--------------------------------

<1> Суфии. Восхождение к истине. М., 2007. С. 56, 57.

 

Санайи яростно обличал произвол и несправедливость правителей, безнаказанность их слуг, нарушавших закон. Примечательно следующее стихотворение, в котором описана история одной нищей женщины, ограбленной средь белого дня воинами султана:

"Была целый месяц работать я рада

В саду богатея за горсть винограда.

Вчера, в день расплаты, с веселой душой

Взяла виноград заработанный свой.

Вдруг вижу - пять воинов ждут у дороги.

"Эй, стой!" - подкосились усталые ноги.

Один забирает весь мой виноград,

Рыдая, тяну я корзину назад.

Другой угрожая расправой короткой,

Чтоб я не кричала, стегнул меня плеткой,

Сказал: "Я султана Махмуда слуга!

Смирись и молчи, коли жизнь дорога.

Попробуй султана слезами растрогай!

Ступай побирушка, своею дорогой!".

Пришлось ради жизни мне губы замкнуть.

Охоты твоей разузнала я путь.

Тебя здесь полдня ожидала я, стоя -

И гневное сердце не знало покоя.

Теперь, когда знаешь про злобных людей,

Ты бойся горячей молитвы моей!

Коль мне беззащитной, не дашь ты управы, -

Пожалуюсь Господу силы и славы!

Ведь стон угнетенного в утренний час

И стрел и кинжала острее для вас.

В час утра молитва и плач угнетенных,

Стенанья печальные крова лишенных

И тысяче воинов сломят хребты!

О, бойся насилья, слуга правоты!

Коль с бедной старухой поступишь неправо,


Тебе опостылит твоя же держава.

Другому ты царство отдашь под конец,

Другому наденут твой царский венец!

Пусть воин, о царь, мой злодей и грабитель, -

В день судный ответишь и ты, повелитель".

Махмуд, потрясенный, поник недвижим,

И молча старуха стояла пред ним.

И молвил султан величавый, рыдая:

"На что нам и жизнь и держава такая,

Коль женщине днем, на проезжем пути,

Домой виноград не дают донести?

День судный придет - за деяния эти,

Как всякий на свете, я буду в ответе.

Старуха окажется шаху врагом, -

Как встану из мертвых при грузе таком?

Отвергнув ее, обрету ли спасенье?

Не буду ль печален я в день воскресенья?"

Старухе сказал: "Подойти ко мне ближе!

Всего, что захочешь, проси! Говори же!"

Старуха в ответ: "Подари мне хоть клад, -

Обиды моей не возьмешь ты назад!

Правитель живет для закона и права,

Иначе на что нам такая держава?" <1>.

--------------------------------

<1> Санайи // Родник жемчужин. С. 246, 247.

 

Конечно, в учении суфиев главным было не обличение тиранов, а совершенствование человека. Обращаясь к этой теме, великий суфийский поэт Джалал Ад-Дин Мухаммад Руми (1207 - 1273 гг.) писал:

"Основная цель рода человеческого заключается в том, чтобы очиститься и отполироваться, стать чистым зеркалом, дабы яснее отразить субстанцию солнца. Поэтому человек должен совершенствовать себя, а не развивать свои отрицательные стороны. Он словно сосуд, сделанный из стекла или глины. Необходимо вымыть его снаружи, но еще усерднее следует промыть его изнутри, так как Божьим вином наполняются лишь чистые сосуды" <1>.

--------------------------------

<1> Суфии. Восхождение к истине. С. 198.

 

Удивительно мощно суфийское учение было раскрыто великим поэтом Абд ар-Рахманом Джами (1414 - 1492 гг.). Он был последователем Баха ад-Дина, основателя братства Накшбандийя, проповедовавшего идеалы социального единства <1>. Развивая эти идеи, Джами в одной из притч так описывал идеальное государство. В нем "не было ни царя, ни князей, ни богачей, ни бедных. Все в нем были равны, как братья, труд их был легок, потому что их земля щедро одаряла их своими плодами. Страна эта не ведала о том, что в мире бывают войны. У каждого ее жителя, у каждой семьи были дом и сад, и никто из них не знал, что такое замки и запоры" <2>.

--------------------------------

<1> Баха ад-Дин (1318 - 1389 гг.) родился и умер недалеко от Бухары. Возведенный вокруг его могилы храмовый комплекс остается и сейчас одним из самых почитаемых в Средней Азии священных мест.

<2> Суфии. Восхождение к истине. М., 2007. С. 216, 217.

 

В произведениях Джами одной из наиболее частых была тема справедливых правителей. Он писал:

"Мир будет благоустроен только справедливостью, гнет разрушает его. Справедливость разливает свет на тысячу фарсангов вокруг себя, а гнет погружает в темноту все на тысячу фарсангов от себя. Ты справедливость возлюби! Заря ее займется -

На тысячу фарсангов свет желанный льет она.

Но тирании черной тьма едва лишь зародится -

Вся мраком, горечью, нуждой Вселенная полна" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 320.

 

Продолжая эту тему, он отмечал: "Мудрость монархов проявляется в правосудии и справедливости, а не в величии и блеске" <1>. Праведными могли быть не только исламские правители.

--------------------------------

<1> Там же. С. 321.

 

"Присмотрись получше к разным странам.

Суть не вера. Ныне, как и встарь,

Верующий может быть тираном,

Праведным - неверующий царь" <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Суфийскую традицию Джами продолжил его ученик, блистательный Навои (1441 - 1501 гг.). Он писал:

"В мире стоят стоны от притеснения вероломных людей, всюду слышатся вопли от гнета бессовестных мужей. Со времени основания этого мира никого этот огонь так, как меня, не жжет; со времени появления вероломства никто не испытал подобный гнет. От вероломства людей нашего времени в мою грудь шипы вонзаются, от бесстыдства людей в моей груди раны появляются. Терпения Иова не хватит о них рассказать, и жизни Ноя не хватит, чтобы все это описать. Пусть Господь поставить притеснителей на путь совести и милосердия или же пусть даст мне, угнетенному, силу и терпение.

Иль милосердием надели того, кто угнетать привык,

Иль мне терпенья больше дай, чтоб мне не плакать каждый миг" <1>.

--------------------------------

<1> Суфии. Восхождение к истине. С. 415.

 

Впрочем, Навои обращался не только к Богу с молитвами, но и с назиданиями к царям, правителям и судьям. Приведу лишь некоторые из его наставлений:

"Помогай угнетенным и будешь в безопасности от угнетающих; приноси подвластным пользу, и тебе не будет вреда от властвующих" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 416.

 

"Благоустроенность и неблагоустроенность царства зависят от справедливости и несправедливости царя. Царь - душа государственного тела; душа - царь телесного государства" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 417, 418.

 

"Судья в здании правоверия является столпом, он определяет различия между добром и злом. Его сердце должно быть очищено духовными знаниями, его разум должен быть просвещен точными науками, его сердце должно быть освобождено от личных склонностей, он должен далеко отбросить от себя лицемерие. Суд его должен быть сокровищницей духовных наук; он должен справедливо судить каждого, не взирая на то, недруг он или друг... Его ум не должен быть запачкан грязью юридических ухищрений, его разум не должен быть затемнен уловками законоведов... Судья-взяточник, который закон нарушает, стену крепости правоверия ломает" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 364, 365.

 

§ 4. Исламское право в истории и современности

 

Основные течения и школы исламского права. Ислам никогда не было однородным. Еще при праведном халифе Али появилась секта хариджитов ("покинувших"), защищавших идеалы социального равенства.

Еще более глубокий раскол наступил после его смерти, когда ислам раскололся на два основных течения: суннизм и шиизм. Приверженцы Али считали, что власть должна передаваться только его потомкам, поскольку только в них текла кровь пророка Мухаммада <1>. Они считали неправомерным приход к власти трех первых халифов (Абу Бакра, Умара и Усмана) и не признавали правителей династии Омейядов, захвативших власть после смерти Али. Столь же решительно они отвергали власть Аббасидов, сменивших Омейядов, а также других правителей исламского мира, не связанных с потомками Али.

--------------------------------

<1> Али - двоюродный брат пророка Мухаммада, и был женат на его дочери.

 

В отличие от суннитов, шииты признают в основном те хадисы, автором которых является сам Али либо в которых рассказывается о его жизни. В их учении много мистических черт, что связано не только с особенностями его становления, но и со многими трагическими страницами его истории. Халиф Али был убит, многие его преемники лишились жизни насильственно. По учению шиитов, двенадцатый преемник Али живым был вознесен на небо. Они верят, что он вернется на землю как Мессия - Махди. До его возвращения шиитами должны править замещающие его выборные аятоллы и имамы. В настоящее время к шиитам относятся около 10% мусульман <1>.

--------------------------------

<1> Шиитское учение является господствующим в Иране и Азербайджане. Крупные шиитские общины существуют в Ираке, Йемене, Бахрейне, некоторых других странах исламского мира.

 

В рамках шиитского движения рождались новые течения. Некоторые из них, такие как исмаилиты <1>, отличались особой непримиримостью к представителям не только иных конфессий, но и других направлений ислама.

--------------------------------

<1> Названы так по имени старшего сына Али, лишенного им наследства.

 

Основным течением ислама был и остается суннизм <1>. Его название отражает приверженность сунне, стремление жить в соответствии с сохраненными в ней преданиями о поступках и словах пророка Мухаммада. Сунниты признают всех четырех праведных халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Они считают, что халифы должны избираться всей общиной правоверных из наиболее достойных людей. Сунниты не признают право священнослужителей (улемов) осуществлять функции верховной власти. В отличие от шиитских аятолл, они не могут выносить собственные обязательные к исполнению решения по наиболее важным вопросам общественной и религиозной жизни. В основном их функции сводятся к толкованию священных текстов.

--------------------------------

<1> В настоящее время суннитского учения придерживаются около 90% всех мусульман.

 

В первые два столетия ислама сформировались несколько мазхабов (школ) толкования священных писаний. Наиболее крупными были четыре мазхаба - ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский, названные по именам создавших их духовных наставников, "начертавших правила для внешних обрядов ислама и для решения некоторых гражданских дел" <1>. Это был век иджтихада - свободного толкования предписаний Корана и сунны.

--------------------------------

<1> Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. С. 20.

 

Умозаключения и выводы ведущих правовых школ по всем вопросам жизнедеятельности исламской общины построены на правовых максимах Корана и сунны пророка Мухаммада, без установок которых невозможно было вообще применить право. Данные выводы следует воспринимать как определенного рода итоговую стадию правового базиса основных источников права. По мнению А.Х. Саидова, "исламские правоведы занимались систематизацией интеллектуальных методов, легитимацией, поиском решений новых ситуаций, которые не противоречили бы общим принципам, содержащимся или вытекающим из Корана и сунны" <1>. Таким образом, Коран и предания о словах и действиях пророка Мухаммада выступали своего рода нормативным уложением, а разъяснения правоведов представляли собой детальную реализацию данных установок на практике. В частности, существовавший институт судей - кадиев, не имея единого свода законов, единого судебного сборника, сталкивался с проблемой отсутствия разъяснений по поводу разрешения, к примеру финансовых споров и назначения мер ответственности за правонарушения в финансовой сфере.

--------------------------------

<1> Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988. С. 122.

 

Основные положения Корана и сунны пророка Мухаммада были едиными для всех мусульман и имели неопровержимый характер, в силу чего представители теолого-правовых школ придавали им особое правовое значение и были единодушны по многим позициям в трактовке данных положений. Принятие единого решения правоведами в отношении правоприменительной практики на основе Корана и сунны пророка, а также консенсус в отношении правовых ситуаций незатронутых главными источниками религии и права, но с обязательным им соответствием представляют собой третий источник исламского права - иджму. К примеру, обязанность уплаты налогов, закрепленная в Коране, является обязательством каждого мусульманина, в свою очередь, основополагающие источники права подробно не рассматривают меры ответственности за совершение правонарушений в финансовой сфере, относящиеся к категории "тазир" <1> (несвоевременная выплата налогов, растрата государственных средств, лишение финансовых средств сироты и т.д.).

--------------------------------

<1> Мера пресечения за преступления в финансовой сфере Арабского халифата назначалась судом либо мухтасибами (полицейскими), а также амилями (сборщиками налогов) в зависимости от степени тяжести совершенного действия либо бездействия лицами, нарушивших отношения в сфере формирования, (пере-) распределения и использования финансовых ресурсов государства. Основной целью применения наказания за данный вид преступлений является исправление лица, совершившего противоправное деяние, и наставление на праведный путь. К преступлениям в финансовой сфере не может быть применена смертная казнь как мера ответственности. Хотя с моральных позиций невыплата закята - основного вида налога - приравнена к 70-кратному зина (совершению прелюбодеяния), за которое предусмотрено побивание камнями.

 

Кроме того, правонарушение в финансовой сфере могло быть сопряженным с правонарушениями в других сферах действия исламского права, и в данном случае необходимо было применить справедливые меры наказания за финансовые проступки. Для справедливого разрешения таких ситуаций авторитетные правоведы прибегали к единогласному фиксированному мнению - к иджме, которое со временем стало представлять собой источник права, восполняющего пробелы в реализации положений, касающихся всех сфер деятельности населения халифата. Возникали такие ситуации, когда мнения исламских правоведов расходились в трактовке единых для всей исламской общины принципов правового регулирования общественных отношений и невозможно было сразу достичь консенсуса по различным вопросам жизнедеятельности членов исламской уммы.

Юристы придерживались собственного мнения. "Мнение каждого из них обозначалось термином ар-раи (личное мнение)" <1>. К примеру, в основополагающих источниках исламского права закреплено, что выплата основного налога - закята с золота и серебра, которые человек приобрел в течение года, где минимальный необлагаемый налоговый порог составляет стоимость золота в 20 динаров и стоимость серебра в 200 дирхамов, налогооблагаемая ставка равна 1/40-й части стоимости металлов, подлежащих налогообложению.

--------------------------------

<1> Филипс А.А.Б. Эволюция фикха (исламский закон и мазхабы) / Пер. с англ. Т.В. Гончаровой. К., 2001. С. 27.

 

Критерии налогообложения являются неоспоримыми и признаются всеми правовыми школами. В то же время, как указывает Л.В.С. Ван ден Берг, "с количества же, превышающего 200 диргемов, Абу Ханифа полагает взимать по одному диргему с каждых 40 диргемов, а другие законоведы - сообразно с количеством имущества" <1>. Кроме того, согласно ханифитской школе 1 золотой динар приравнен к 10 серебряным дирхамам, а шафииты полагают, что динар приравнен к 12 дирхамам, т.е. сходя из единых источников права представители разных школ имели собственное представление о реализации принципов, регулирующих общественные отношения, которое обосновывалось высказыванием пророка Мухаммада: "1. Моя умма никогда не объединяется на заблуждении. 2. То, что находят хорошим мусульмане, является хорошим и возле Аллаха" <2>.

--------------------------------

<1> Ван ден Берг Л.В.С. Указ. соч. 54.

<2> Основы исламского вероучения / Под ред. М.М. Мутаилова. Махачкала, 2009. С. 274.

 

В свою очередь, умозаключительный процесс выведения новых правовых суждений правоведами представляет собой иджтихад, означающий "усилие" или "старание", направленное на то, чтобы составить собственное суждение <1>. По сути, исламские правоведы создали "теорию о соотношении откровения Корана и сунны и человеческого разума" <2>. В силу того что стало появляться множество плюралистических суждений и мнений правоведов, порой доходящих до абсурда, необходимо было прекратить применение разночтений в правовой практике и вывести единые принципы и правила по адаптации правовых положений ислама к современным условиям. В связи с этим исламские правоведы перестали прибегать к использованию иджтихада и с течением времени продолжали выводить судебные решения из уже сложившейся правовой практики с основной опорой на Коран и сунну пророка Мухаммада. Соответственно, это породило появление четвертого источника исламского права - кияса, ставшего самостоятельным источником в X в. По мнению Н.В. Жданова, кияс представляет собой "вывод, основанный на аналогии, суть которого заключается в выработке нормы по делу, которое не было отражено ранее в письменных нормах юридической системы, на основе ранее принятого правила (решения) по аналогичному делу" <3>. Соответственно, многие судебные решения по разрешению споров в финансовой сфере выносились на основе ранее принятого решения. Необходимо при этом подчеркнуть, что решение судьи не становилось обязательным для других судей, главным основанием в принятии решения судьей выступает совокупность положений Корана, сунны пророка Мухаммада и иджмы.

--------------------------------

<1> См.: Ислам. Краткий справочник / Под ред. Л.В. Негря. М., 1983. С. 91.

<2> Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. С. 122.

<3> Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 36.

 

Таким образом, были сформированы дополнительные источники исламского права (производные от основополагающих источников), регулирующие все сферы жизнедеятельности, включая финансовую сферу, признанные всей исламской общиной: иджма, кияс. Это означало, что исламские правоведы перешли от буквального толкования источников исламского права к расширительному, рациональному - применению правовой аналогии. Применение правовой аналогии представляет собой второй этап в общей периодизации развития исламского права, заключающийся в формировании доктринальной разработки права исламскими правоведами, его систематизации - фикх-доктрину или этап доктринального развития исламского права, который оказал влияние на исламское общество и государство. Данный этап в первую очередь характеризуется подражанием и соответствием предписаниям пророка Мухаммада, адаптацией прежних правовых установок всех сфер жизнедеятельности исламской уммы к требованиям нового времени, что означало в некотором роде новый виток в развитии исламского права. Фикх-доктрина постепенно стала представлять собой великолепный пример права юристов <1>.







Date: 2016-02-19; view: 467; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.05 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию