Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая часть. § 1. Особенности становления правовой системы Израиля





 

§ 1. Особенности становления правовой системы Израиля

 

Цели воссоздания Еврейского государства, закрепленные в Декларации независимости, полностью не были осуществлены в силу ряда причин. В частности, не был решен вопрос о разделении территории Палестины на два государства: еврейское и арабское. Продолжались постоянные столкновения между евреями и арабами, которые нередко перерастали в кровавые войны. Нарастали политические, социальные и религиозные противоречия, вызванные в основном ограниченностью ресурсов, необходимых для развития государства.

Тем не менее основные контуры Израиля были сформированы достаточно быстро.

25 января 1949 г. состоялись выборы в Учредительное собрание. В его состав были избраны 120 членов - столько же, сколько входило в Великий собор, созванный после Вавилонского пленения.

Конституцию Учредительное собрание принять не смогло, несмотря на прямые указания Декларации независимости и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. Против ее принятия резко выступили не только ортодоксальные иудеи, но и многие политики, утверждавшие, что в Израиле задачи Конституции выполняет Тора. Поэтому Учредительное собрание, преобразовавшее себя в Кнессет (законодательное собрание), приняло решение о поэтапном принятии отдельных основных законов, которые будут соответствовать главам будущей Конституции Израиля (так называемый компромисс Харари), и ограничилось принятием Закона о переходном периоде, в котором были определены полномочия законодательной власти, порядок избрания и полномочия президента, процедура формирования Правительства.

Эта особенность государственного устройства была сохранена и в дальнейшем. В Израиле нет единой писаной конституции. Вместо нее стали приниматься основные законы, закреплявшие отдельные принципы организации политической и экономической системы страны.

В настоящее время действуют 11 основных законов: Основной закон о Кнессете (1958 г.), Основной закон о земельных владениях (1960 г.), Основной закон о Президенте Государства (1964 г.), Основной закон о государственном хозяйстве (1975 г.), Основной закон о вооруженных силах (1976 г.), Основной закон о столице Израиля - Иерусалиме (1980 г.), Основной закон о порядке судопроизводства (1984 г.), Основной закон о Государственном контролере (1988 г.), Основной закон о достоинстве и свободе человека (1992 г.), Основной закон о свободе предпринимательства (1994 г.) <1>, Основной закон о Правительстве (2001 г.) <2>.

--------------------------------

<1> До этого действовал Основной закон о предпринимательстве (1992 г.).

<2> До этого действовали Основные законы о правительстве 1968 и 1992 гг.

 

Основные законы определяют каркас конституционной системы Израиля. Вместе с тем отметим, что такую же функцию выполняют многие другие законы, не обозначенные как основные. В их числе: Закон о возвращении (1950 г.) <1>, Закон о равноправии женщин (1951 г.), многие иные законодательные акты.

--------------------------------

<1> Закон провозгласил право каждого еврея репатриироваться в Израиль. В соответствии с поправкой 1970 г. евреем, в соответствии с принципом Галахи, признавалось лицо, рожденное от матери-еврейки и не перешедшее в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм. Поправка 1971 г. предоставило право на возвращение каждому еврею, находящемуся за пределами Израиля.

 

Влияние иудаизма на правовую систему Израиля не ограничилось только отрицанием Конституции как единого документа. Оно проявилось в возрождении традиционных и создании новых институтов иудейского права.

Еще в 1921 г., до образования Израиля, был сформирован Главный раввинат Земли Израиля - высший ее галахический орган. Обосновывая цели его создания, первый главный раввин Израиля писал: "В новой жизни нашего народа в Земле Израиля непременно будет возникать потребность издавать важные постановления. Если большинство галахических авторитетов Израиля, признанных обществом, постановит их издать, и впоследствии эти постановления будут приняты народом, их сила будет такая же, как у законов Торы" <1>.

--------------------------------

<1> Менахем Элон. Указ. соч. С. 536.

 

Главный раввинат принял много важных решений, вошедших в правовую систему Израиля (об усыновлении, об обеспечении равных наследственных прав сыновей и дочерей, жен и мужей, о запрете брать в жены девушек моложе 16 лет и т.д.). Но с начала 1950-х гг. его законодательная деятельность практически сходит на нет.

В правовой системе Израиля в настоящее время более заметна роль раввинских судов и религиозных судей (даянов), образующих достаточно стройную систему. Она включает в себя местные суды и раввинский апелляционный суд (образован в 1921 г.).

В ведении этих судов остались вопросы личного статуса граждан, в частности брачно-семейных отношений. В последние десятилетия наблюдалась тенденция к расширению их компетенции за счет придания им функций третейских судов. В этом качестве они рассматривали многие споры, связанные с трудовыми отношениями, поручительством, залогом, авторским правом и т.д.

В целом раввинам принадлежала огромная роль в общественной жизни страны. Они ревностно следили за соблюдением религиозных канонов и активно вмешивались в действия не только местных и центральных властей, но и простых граждан (в частности, запрещая вступать на Храмовую гору Иерусалима, пользоваться муниципальными парковками в субботние дни).

Иудейское право является одним из основных источников светского права Израиля. Так, в законопроекте о наследовании, опубликованном Министерством юстиции в 1952 г., указывалось, что он базируется, во-первых, на правовом и фактическом состоянии страны, во-вторых, на иудейском праве, которое является одним из ценнейших достояний национальной культуры и которое необходимо возобновлять и развивать, в третьих, на законах других стран Запада и Востока <1>.

--------------------------------

<1> Менахем Элон. Указ. соч. С. 39.

 

В обоснование позиции Министерства юстиции был приведен довод о том, что иудейское право <1> - это "первоисточник, но не единственный и не обязывающий". Примечательна в связи с этим позиция Министерства в отношении законодательства зарубежных государств. Оно рассматривалось исключительно как "вспомогательный источник для разъяснения и инструктажа" <2>.

--------------------------------

<1> В целях унификации терминологии словосочетание "еврейское право", использованное в переводе книги М. Элона, заменено на словосочетание "иудейское право" как производное от слова "иудаизм" и отражающее его неразрывную связь с иудейской религией. В обоснование этой позиции подробнее см.: Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001. С. 311.

<2> Там же. С. 111.

 

Такой подход определял развитие законодательства Израиля на протяжении последних пяти десятилетий. Прежде всего учитывалось фактическое состояние социально-экономической, политической и правовой жизни страны. Оно обусловливало задачи, стоявшие перед законодателем. В поиске решений этих задач законодатель обращался в первую очередь к иудейскому праву и только потом к законам других государств, в том числе к актам, действовавшим на территории Израиля во время турецкого владычества и британского мандата.

Впрочем, преувеличивать влияние иудейского права нельзя. Обращаясь к этой теме, заместитель председателя Верховного суда Израиля М. Элон писал: "Изучая законодательную практику Кнессета на протяжении десятилетий, приходишь к выводу, что те, кто заняты законодательной деятельностью, не уяснили для себя самих, какова мера предпочтения, которой должны пользоваться основы иудейского права. Отсутствие ясности в этом вопросе привело к тому, что, с одной стороны, известное число действующих законов базируется на принципах иудейского права, а с другой стороны, "урожай" их невелик, скромен и много беднее того, каким он мог бы быть. И есть у нас, к тому же, законы, которые противоречат, без всякой надобности, основам иудейского права" <1>.

--------------------------------

<1> Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. С. 111.

 

В числе актов, испытавших заметное воздействие иудейского права, Законы: о запрещении задержек заработной платы (1958 г.), о компенсации при увольнении работников (1962 г.), об ответственности за нарушения договоров хранения (1967 г.), об этническом понятии евреев (поправка 1970 г. к Закону о возвращении) и т.д. Наиболее полно влияние иудейского права ощущалось в законодательстве по брачно-семейным и наследственным делам.

Вместе с тем значительное число актов противоречило иудейскому праву, в частности Закон о поручительстве (1967 г.), Закон о дарении (1968 г.).

Критикуя недостаточное внимание законодателей к правовому наследию Израиля, М. Элон указывал: "Право - это продукт национального и культурного творчества, в который народ вкладывает свое понимание справедливости, свою мораль, свои духовные силы". Поэтому он призывал законодателей не только использовать нормы иудейского права, но и заботиться о том, чтобы его принципы разъяснялись в духе тех правовых еврейских источников, из которых они выросли. "В каждом таком законе, - продолжал он, - должен быть специальный параграф, который направлял бы внимание судов на соответствующий источник иудейского права. Но и этого недостаточно. Мы должны снова серьезно и углубленно рассмотреть предложение Ф. Дайкана, сделанное им еще до провозглашения государства (впоследствии это предложение много кратно повторялось другими юристами в разной форме), о том, чтобы издать закон... который обязывал бы, в случае обнаружения пробелов в законодательстве, обращаться только к принципам иудейского права" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 127, 128.

 

Иудейское право влияло на правовую систему Израиля и через практику светских судов. По утверждению М. Элона, инкорпорация иудейского права с помощью судебных решений "имеет исключительное значение, т.к. в этих решениях различные юридические проблемы успешно формулируются и решаются с помощью современной юридической терминологии". По его утверждению, в этом направлении была проделана огромная новаторская работа. "В десятках решений Верховного суда (в тех случаях, когда их выносили судьи, компетентные в иудейском праве) были затронуты самые разнообразные юридические проблемы иудейского права. В иных случаях наблюдалось совпадение или удивительное сходство иудейского права и права, действующего в передовых странах. Иногда иудейское право привлекалось для комментирования современных юридических понятий, терминов и определений. Нередки и такие случаи, когда иудейское право было главным источником судебного решения Верховного суда даже в таких делах, когда в законе нет прямых указаний или ссылок на иудейское право" <1>.

--------------------------------

<1> Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. С. 122.

 

Но, с другой стороны, многие суды отказывали в его признании, что объяснялось не только стремлением судей развивать светское право, но и противоречиями и пробелами в самом иудейском праве (например, в вопросе о содержании жен, оставленных мужьями без развода). По мнению М. Элона, подобные противоречия и пробелы необходимо было устранить посредством принятия поправок и дополнений к Галахе. Но высшие религиозные инстанции Израиля эту задачу так и не смогли решить <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 123.

 

В целом следует отметить заметное влияние иудейского права на развитие современного права Израиля.

 

§ 2. Основные черты современного права Израиля

 

Влияние иудейского права обусловливает особые черты правовой системы Израиля, которые отличают ее от иных правовых систем современного мира.

Речь идет об особых источниках права, о своеобразной терминологии, об уникальных правовых принципах, о специфических конструкциях и правовых решениях.

В правовую систему Израиля входят традиционные источники иудейского права, в ряду которых центральное место принадлежит письменной Торе. Оценивая ее значение, Менахем Элон отмечает: "Письменная Тора - это главная законодательная инстанция Галахи; постановления и указы мудрецов Галахи и других авторитетных инстанций - это второстепенное законодательство. Основное законодательство - это постоянная и вечная Конституция. Она не изменится и не закончится" <1>.

--------------------------------

<1> Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. С. 352, 353.

 

Конечно, в современном праве Израиля письменная Тора, иные традиционные источники иудейского права уже не играют той роли, которая принадлежала им в прошлом. Тем не менее умалять их значение нельзя, поскольку они непосредственно применяются не только в раввинских, но, как было отмечено выше, и в светских судах.

Юридическая терминология правовой системы Израиля берет начало в основном в иудейском праве, придающем ей особое содержание, несвойственное другим правовым системам. Прежде всего речь идет о его многозначности. Так, термин "хазака" используется в иудейском праве по меньшей мере в четырех значениях: приобретения имущества, юридического предположения, использования имущества, а также права на имущество, в отношении которого прежние владельцы не требуют возврата. Термин "киньян" обозначает покупку, приобретение имущества и владение им <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 135.

 

В современной правовой системе Израиля утвердились принципы, не имеющие аналогов в других правовых системах. В частности, речь идет о принципе "не по букве закона", который применяется в тех случаях, когда закон противоречит религиозно-нравственным установкам, в том числе критериям справедливости. Утвердившийся еще в талмудическую эпоху, этот принцип применяется на протяжении многих веков. Так, рабби Иегошуа Валк Кац утверждал: "Судить истинно, добиваясь абсолютной правды, вовсе не значит судить по букве закона. Всегда следует учитывать обстоятельства времени и места, и тогда суд не по букве закона можно будет считать истинным и справедливым. Недаром наши блаженной памяти мудрецы утверждали, что Иерусалим был разрушен лишь потому, что в нем судили в строгом соответствии со словами Торы, не отступая от буквы закона..." <1>.

--------------------------------

<1> Менахем Элон. Указ. соч. С. 178.

 

Этот принцип широко применяется и в современной правоприменительной практике, в том числе Верховного суда Израиля. Обосновывая его применение, М. Элон указывает: "Тора предоставила право нашим мудрецам время от времени, исходя из меняющихся обстоятельств, устанавливать законы, целенаправленность которых - творить добро и справедливость. Иногда наши мудрецы придавали им силу законченной правовой нормы, иногда же они носили характер рекомендации, дабы идти по стезям праведным. И те и другие - неотъемлемая часть Устного учения, и потому судья и правовед в своих решениях прибегают во имя справедливости к нормам морально-религиозным, когда в данном конкретном деле неприменима норма юридическая. В Верховном суде неоднократно рассматривались дела, в которых была подтверждена важность принципа "не по букве закона" <1>.

--------------------------------

<1> Менахем Элон. Указ. соч. С. 179.

 

В современном праве Израиля действует множество юридических конструкций, унаследованных от иудейского права. Одна из них - "том лев" (чистосердечие). Раскрывая содержание этой конструкции, Верховный суд указал: "Основной элемент понятия "том лев" (в иудейском праве) - честность, безупречность поведения. Это существенный принцип мира Галахи, нашедший свое выражение в словах "и делай справедливое и угодное в очах Господа"... Он стал руководящим принципом, своего рода царским вердиктом в мире Галахи, и осуществлялся двумя путями - или в качестве морально-религиозного требования, которое никто не вправе навязывать силой, или в качестве полноправного юридического постулата. Во втором случае на этом основании в зависимости от обстоятельств создавались новые законы о праве бар мицра" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 194.

 

Этот принцип, в частности, обосновывает преимущественное право соседей на покупку земельного участка, прилегающего к их владениям. Содержание этой юридической конструкции было определено еще Маймонидом:

"Если кто-то продал свою землю, владелец соседнего участка имеет право вернуть покупателю заплаченную им сумму из своих денег и забрать землю себе... Не имеет значения, продал хозяин сам или через своего представителя, или продажу совершил суд. Во всех этих случаях действует закон бар мицра... И это потому, что сказано: "Делай справедливое и доброе" <1>.

--------------------------------

<1> Маймонид. Мишне Тора. Книга двенадцатая. Раздел 3 "О соседях".

 

Иудейское право сохраняет значительную роль в развитии правовой системы Израиля, в отличие от права Оттоманской империи или англосаксонского (общего) права, унаследованных от прежних эпох. Так, турецкий кодекс "Маджалла", регламентировавший вопросы собственности, сохранял силу только до 1980 г., когда он был полностью вытеснен гражданским законодательством Израиля. Практически полностью прекратили свое действие и британские законодательные акты, действовавшие в Палестине с тех пор, когда она была подмандатной территорией Великобритании.

В целом процесс замещения инородных законодательных актов практически завершен. Правовая система Израиля развивается самостоятельно. Ведущая роль в этом процессе принадлежит законодательству, которое отличается достаточно высокой степенью систематизации в основном в рамках отдельных институтов, а не отраслей права.

Так, в сфере коммерческого (торгового) права действуют Законы: о договорах (общая часть) (1973 г.); о договорах (ответственности при нарушении договоров) (1970 г.); о дарении (1968 г.); о купле-продаже (1968 г.); о стандартных договорах (1982 г.) и т.д.

Законодательство в сфере интеллектуальной собственности включает, в частности, Законы: об авторских правах (2007 г.), о патентах (1967 г.), о правах селекционеров растений (1973 г.).

Самостоятельно развивается и судебная практика. Во многом этому способствовал Закон об основах правах 1980 г. В нем, в частности, был установлен следующий принцип: если вопрос не может быть разрешен на основе законов, прецедентов или аналогии права, суды должны решать его "в свете принципов свободы, справедливости, равенства и мира, являющихся наследием Израиля" <1>.

--------------------------------

<1> Конституции государств Азии: В 3 т. М., 2010. Т. 1.

 

Роль прецедентов английских общего права неуклонно падает. Они уже не имеют какого-либо определяющего значения для развития судебной практики Израиля. За ними не признается обязательная сила. Израильские суды все реже к ним обращаются, предпочитая более широкий подход с опорой на судебную практику разных государств, в том числе США, Франции, ФРГ. При этом все большее значение приобретают прецеденты, сложившиеся в судебной системе Израиля на основе положений ст. 20 Основного закона о порядке судопроизводства:

"(a) Правило, установленное судом, обязывает любой нижестоящий суд.

(b) Правило, установленное Верховным судом, обязывает любой суд, кроме Верховного суда".

Основной закон закрепляет принцип верховенства светских судов. Верховный суд имеет право давать указания религиозным судам рассматривать дела, воздерживаться от рассмотрения, а также прерывать рассмотрение дел, если они неправильно возбуждены, либо приостанавливать исполнение решений, если они неправильно приняты (ст. 15) <1>. Но, как показывает анализ судебной практики, светские суды крайне редко вмешиваются в дела религиозных судов.

--------------------------------

<1> См.: Конституции государств Азии: В 3 т. М., 2010. Т. 1.

 

В правовой системе Израиля, помимо законодательства и судебной практики, заметная роль принадлежит обычаям (минхаг), которые признаются источником права при условии соответствия трем критериям: всеобщности действия в рамках всей страны, отдельной местности либо отдельного коллектива; постоянства действия; ясности и определенности.

В заключение необходимо подчеркнуть не только самобытность, но и самостоятельность развития правовой системы Израиля, что исключает ее отнесение к какому-либо иному сообществу или семье права.

 

Date: 2016-02-19; view: 648; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию