Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 4. Иудейская традиция права 3 page





--------------------------------

<1> Там же. Стих 10.

<2> Псалтирь. Псалом 100. Стихи 2 - 8.

 

При Давиде положение Израиля упрочилось. Но подлинный расцвет наступил позже, при его преемнике Соломоне. Впрочем, сам Давид многое для этого сделал.

Зная, насколько шатким становится престол после смерти правителя, он еще при жизни отдал власть Соломону <1>. А до того в течение многих лет готовил его на царство. Так, он учил его: "Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Третья книга царств. Глава 1. Стихи 30 - 46.

<2> Вторая книга царств. Глава 23. Стих 3.

 

И перед смертью он наставлял его: "Я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен. И храни завет Господа, Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься" <1>.

--------------------------------

<1> Третья книга царств. Глава 2. Стихи 2, 3.

 

Следуя этим заповедям, Соломон сумел многого добиться. Он превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари стремились увидеть его, чтобы услышать наставления, которые Бог вложил в его сердце <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 10. Стихи 23, 24.

 

Ветхий Завет не сохранил учения Соломона об искусстве правления. Тем не менее отдельные его фрагменты можно восстановить на основе тех высказываний, которые дошли до наших дней.

Ветхий Завет не сохранил учения Соломона об искусстве правления. Тем не менее отдельные его фрагменты можно восстановить на основе тех высказываний, которые дошли до наших дней.

Мудрый правитель должен был трепетно верить в Бога. Соломон учил: "Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои" <1>. "Страх перед Богом, - продолжал он, - ведет к жизни, помогая уклоняться от зла" <2>. В нем - начало мудрости <3>, которая позволяет царям царствовать, и повелителям узаконивать правду, и начальникам управлять <4>.

--------------------------------

<1> Притчи. Глава 3. Стихи 5, 6.

<2> Там же. Стих 7.

<3> Там же. Глава 1. Стих 7.

<4> Там же. Глава 8. Стихи 15, 16.

 

Мудрость, в частности, требовала, чтобы цари заботились об увеличении численности своих подданных, ибо "во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 14. Стих 28.

 

Она же повелевала не допускать обнищания и чрезмерного обогащения подданных. Поэтому Соломон призывал: "Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Дабы пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 30. Стихи 8,9.

 

Мудрость учила правителей не обременять народ мелочной опекой. "Пойди к муравью, - учил Соломон, - посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою" <1>. Более того, он был убежден в том, что много начальников появляется лишь в той стране, которая отступает от закона <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 6. Стихи 6 - 8.

<2> Там же. Глава 28. Стих 2.

 

Мудрость вела царя по пути правды <1>, учила его быть милостивым, не слушать ложные речи, чтобы ни он сам, ни его слуги не стали нечестивыми <2>. Ведь "когда господствует нечестивый, народ стенает" <3>. Но он радуется, когда им правит праведный царь, ибо его благоволение - "как облако с поздним дождем" <4> и "как роса на траву" <5>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 8. Стих 20.

<2> Там же. Глава 29. Стих 12.

<3> Там же. Стих 2.

<4> Там же. Глава 16. Стих 15.

<5> Там же. Глава 19. Стих 12.

 

Царь должен был проявлять мудрость не только в делах правления, но и в правосудии, разгоняя все злое <1> и тщательно исследуя каждое дело <2>. Ведь "соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва" <3>.


--------------------------------

<1> См.: Притчи. Глава 20. Стих 8.

<2> Там же. Глава 25. Стих 2.

<3> Там же. Глава 21. Стих 3.

 

Соблюсти эти заповеди было непросто. Не удалось это и Соломону. В конце его царствования начались войны и внутренние волнения. Они еще более усилились, когда на престол вступил его сын Ровоам.

Царство распалось на две неравные части. Иудея, охватывающая Иерусалим и его окрестности, осталась за потомками Давида. А Северное царство перешло к враждебной династии.

Правителями двух царств в основным были мелочные, завистливые, недалекие люди. Нередко они лишались трона в результате дворцовых переворотов и бунтов, как это было с царицей Гофолией. Она была свергнута первосвященником Иодаем, заключившим новый завет между народом и царем, "чтобы быть им народом Господним" <1>.

--------------------------------

<1> Вторая книга Паралипоменон. Глава 23. Стих 16.

 

Праведные правители появлялись редко.

Таким был царь Иудеи Аса, который "делал угодное пред очами Господа", отвергая идолов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Третья книга царств. Глава 15. Стих 11.

 

Праведным царем был Езекия, при котором над Иудеей "была рука Божия", даровавшая народу "единое сердце, чтоб исполнить повеление царя и князей, по слову Господню" <1>.

--------------------------------

<1> Вторая книга Паралипоменон. Глава 30. Стих 12.

 

Праведным было и правление царя Иосии, который заключил с народом "завет пред лицем Господа - последовать Господу и соблюдать заповеди Его, и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 34. Стих 31.

 

Но плоды праведного правления хранились недолго. Они разрушались под натиском пороков, страстей, языческих традиций. Так было, например, во время правления царя Седекии. Он заключил завет свободы с народом Иерусалима, "чтобы каждый отпустил на волю раба своего и рабыню свою... чтобы никто из них не держал в рабстве Иудея, брата своего". Послушались все князья и весь народ. Вступая в завет, они отпускали на волю всех, но, вскоре раздумав, стали брать назад рабов и рабынь, которых отпустили на волю <1>.

--------------------------------

<1> См.: Книга пророка Иеремии. Глава 34. Стихи 8 - 11.

 

Ветхий Завет описывает много бедствий, постигших Иудею и Северное царство: бесконечные войны, внутренние раздоры, распад общественных устоев.

Главными виновниками этих бедствий были правители. Они, как писал пророк Исаия, ввели народ в заблуждение и испортили путь стезей его <1>, постановляя несправедливые законы и вынося жестокие решения, "чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных... чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Книга пророка Исаии. Глава 3. Стих 12.

<2> Там же. Глава 10. Стихи 1, 2.


 

Все они, продолжал пророк Иеремия, от малого до большого, были преданы корысти и все, от пророка до священника, действовали лживо <1>. Они испортили виноградник Бога, истоптали ногами и сделали его пустынею, и в запустении он плачет перед Богом <2>.

--------------------------------

<1> См.: Книга пророка Иеремии. Глава 6. Стих 13.

<2> Там же. Глава 12. Стихи 10, 11.

 

Описывая эту пустыню, пророк Иезекииль называл ее землей неочищенной, не орошаемой дождем в день гнева. Священники ее нарушают закон Бога и оскверняют Его святыни. "Князья у нее как волки, похищающие добычу; проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: "так говорит Господь Бог", тогда как не говорил Господь. А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иезекииля. Глава 22. Стихи 24 - 30.

 

Пророки не только обличали, но и пытались остановить зло, проникшее в этот мир. Так, Исаия призывал: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Исаии. Глава 1. Стихи 16, 17.

 

С такими же словами обращался к правителям Иезекииль: "Довольно вам, князья Израилевы! Отложите обиды и угнетения и творите суд и правду, перестаньте вытеснять народ Мой из владения его" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иезекииля. Глава 45. Стих 9.

 

Но правители не прислушивались к призывам пророков, продолжая замышлять беззаконие и придумывать злодеяния, потому что в их руке была сила <1>.

--------------------------------

<1> См.: Книга пророка Михея. Глава 2. Стихи 1, 2.

 

С тоской Иезекииль вспоминал времена Моисея и говорил: "Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих... а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иезекииля. Глава 34. Стихи 1 - 5.

 

Расплата была страшной. Сперва пало Северное царство, а вслед за ним - Иудея. Народ был рассеян либо уведен в вавилонское рабство. И все же он выжил. Выжил, потому что верил, что придет время, когда на руинах Иудеи и Северного царства будет построено новое государство, в котором "царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей" <1>.


--------------------------------

<1> Книга пророка Исаии. Глава 32. Стихи 1, 2.

 

§ 3. Дорога к спасению

(этико-правовые ценности иудейского права)

 

Особое место в иудейской традиции права занимает идея спасения, что неслучайно, если вспомнить те испытания, которые выпали на долю народа Израиля.

В Ветхом Завете много стихов, которые освещают дорогу к вечности. Ее воспевал царь Давид: "Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться, и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло" <1>.

--------------------------------

<1> Псалтирь. Псалом 36. Стихи 1 - 8.

 

Та же тема звучала во многих других псалмах, призывавших хранить законы и откровения Господа и всем сердцем искать Его.

О дороге праведных повествует Книга притчей Соломоновых: "Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его" <1>.

--------------------------------

<1> Притчи. Глава 3. Стихи 27 - 31.

 

Призывая к милосердию, Соломон призывал: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою... и Господь воздаст тебе" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 25. Стихи 21, 22.

 

Столетия спустя о дороге к вечности будут рассказывать пророки. Пророк Исаия возвещал праведным, что они увидят Всевышнего и землю отдаленную, где они будут обитать на высотах и где им будет дан хлеб, и вода у них не иссякнет, и сердце их будет только вспоминать об ужасах прошлого. Но, чтобы дойти до той земли, необходимо было ходить в правде и говорить истину, презирать корысть, удерживать руки свои от взяток, затыкать уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывать глаза свои, чтобы не видеть зла <1>.

--------------------------------

<1> См.: Книга пророка Исаии. Глава 33. Стихи 15 - 17.

 

Спасение, утверждал пророк Иезекииль, ждет лишь тех, кто поступает по заповедям и искренне соблюдает постановления Бога, "кто праведен и творит суд и правду... никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою, в рост не отдает и лихвы не берет, от неправды удерживает руку свою, суд человеку с человеком производит правильный" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иезекииля. Глава 18. Стихи 5 - 9.

 

Приблизьтесь к Богу, призывал пророк Иеремия, ибо проклят тот человек, "который надеется на человека и плоть делает своею опорою" и чье сердце удаляется от Господа. Он "будет, как вереск в пустыне... в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой". И напротив, благословен тот человек, который надеется на Господа, "ибо он будет, как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иеремии. Глава 17. Стихи 5 - 8.

 

Пророки предвещали спасение тем, кто изберет путь праведности, путь святых. Но, чтобы встать на этот путь, необходимо было отвергнуть грехи и сотворить в себе "новое сердце и новый дух" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иезекииля. Глава 18. Стих 31.

 

Только так можно было заслужить спасение, сняв с себя тяжесть ранее совершенных грехов. "Душа согрешающая, она умрет", и беззаконие беззаконного при нем и останется. Но если стоящий вне закона отвратится от всех грехов своих и будет соблюдать все уставы Бога и поступать законно и праведно, он не умрет. Все преступления, какие делал он, ему не припомнятся; "в правде своей, которую будет делать, он жив будет" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иезекииля. Глава 18. Стихи 20 - 22.

 

Путь праведности был трудным. С него легко можно было сорваться, не только совершив греховный, пусть необдуманный, поступок, но и оставаясь равнодушным к тем, кто обрекал себя на смерть.

На этот счет наставления Всевышнего были ясными: необходимо остерегать "беззаконника от беззаконного пути его, чтоб он жив был". Иначе его кровь будет взыскана с того, кто, погубив свою душу, не пытался его вразумить <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 3. Стихи 18 - 20.

 

Праведность вела к спасению не только в вечной, но и в земной жизни.

Так, в одном из псалмов царь Давид учил: "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир. А беззаконники все истребятся... От Господа спасение праведникам: Он защита их во время скорби. И поможет им Господь и избавит их; избавит их от нечестивых и спасет их, ибо они на Него уповают" <1>. И взойдет над ними солнце правды, и в его лучах получат они исцеление <2>.

--------------------------------

<1> Псалтирь. Псалом 36. Стихи 37 - 40.

<2> См.: Книга пророка Малахии. Глава 4. Стих 2.

 

Впрочем, земные судьбы каждого были неразрывно связаны с общей судьбой народа. Поэтому пророки так часто обращались к нему. Так, пророк Иеремия в попытке вразумить народ призывал его следовать заветам Бога: "верно производить суд между человеком и соперником его", не притеснять иноземца, сироты и вдовы, не проливать невинной крови и не идти "во след иных богов на беду себе". Только исполнив эти заповеди, народ мог сохранить землю своих отцов <1> и сделать ее счастливой. Ибо Господь обещал: "Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее: излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод" <2>. И мир их будет, как река, и правда, как волны морские <3>.

--------------------------------

<1> См.: Книга пророка Иеремии. Глава 7. Стихи 5 - 7.

<2> Книга пророка Исаии. Глава 44. Стихи 3, 4.

<3> Там же. Глава 48. Стих 18.

 

Достижению этой цели угрожало многое.

В молитве Моисея есть такие стихи: "Ты как наводнением уносишь их; они, как сон, - как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает. Ибо мы исчезаем от гнева Твоего, и от ярости Твоей мы в смятении... Мы теряем лета наши, как звук. Дней наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим" <1>.

--------------------------------

<1> Псалтирь. Псалом 89. Стихи 6 - 10.

 

Тема скоротечности и хрупкости мира часто звучала в псалмах <1> и в писаниях пророков. Так, Исаия отмечал: "Всякая плоть - трава, и вся красота ее, как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Псалом 102. Стих 15; см. также: Псалом 143. Стих 4.

<2> Книга пророка Исаии. Глава 40. Стихи 6, 7.

 

Поэтому Священные писания призывали бережно относиться к жизни, своей и чужой.

Они не допускали убийств, потому что человек был создан по образу Божию <1> и пролитая кровь вопиет к Богу от земли <2>.

--------------------------------

<1> Бытие. Глава 9. Стих 6.

<2> Там же. Глава 4. Стих 10.

 

Они требовали отказа от суетной жизни, потому что человек, живущий в суете, подобен призраку <1> и легче пустоты <2>.

--------------------------------

<1> См.: Псалтирь. Псалом 38. Стихи 6, 7.

<2> Там же. Псалом 61. Стих 10.

 

В суетной жизни все непостоянно и шатко, в том числе царская власть. "Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения, - призывал Ветхий Завет. - Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Псалом 145. Стихи 3, 4.

 

Оставалось одно: уповать на Господа, ибо все в Его власти <1>: Он "умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Псалом 117. Стих 8.

<2> Первая книга царств. Глава 2. Стихи 6 - 8.

 

Впрочем, предупреждал Ветхий Завет, жизнь человека зависит не только от воли Божией, но и от того, какую дорогу - добра или зла - он изберет.

О том, насколько мучительным был этот выбор, повествует история Иова.

Его жизнь Ветхий Завет описывает скупо. Это был непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла человек <1>, который имел все: богатство, любящую жену, красивых и умных детей. Но пришла беда. Он лишился всего: детей, семьи, имущества. Такие удары могли сломить любого. Но не его. Он хранил веру в Бога, сказав о своих бедствиях только одно: "Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Книга Иова. Глава 1. Стих 8.

<2> Книга Иова. Глава 1. Стих 21.

 

Но ему было уготовано еще много других несчастий. И когда они наступили, отчаяние охватило его. И проклял он тот день, когда родился, и ту ночь, в которую был зачат. И возжелал он смерти, и позавидовал тем, кто был уже мертв:

"Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно... Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего. На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад... На что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода. Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 3. Стихи 13 - 25.

 

Его друзья пытались его успокоить, призывая обратиться к Богу и утверждая, что таков удел всех людей. Ведь "человек рождается на страдание, как искры, чтоб устремляться вверх" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 5. Стих 7.

 

В спорах с ними Иов обвинял Бога и тут же каялся. Он призывал Бога на суд, чтобы его обвинили в совершенных грехах. Но вскоре, опомнившись, признавал: "Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень, и не останавливается". Все греховны, потому что от нечистого никто не рождается чистым <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 14. Стих 1, 2, 4.

 

Он с содроганием смотрел на себя и сетовал: "Почему беззаконные живут, достигают старости да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них" <1>. А он должен испытывать все бедствия, хотя раньше никогда не уклонялся от пути Господа и не отступал от заповеди уст Его <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 21. Стихи 7 - 9.

<2> Там же. Глава 23. Стих 12.

 

После долгой борьбы с самим с собой, преодолев отчаяние, в прахе и пепле, Иов отрекся от безумных слов <1>. И за это Господь воздал ему, исцелив от болезней и дав ему детей столько же, сколько было раньше, а имущество - вдвое больше того, что он потерял.

--------------------------------

<1> См.: Книга Иова. Глава 42. Стих 6.

 

Главный урок истории Иова заключался в одном: человек должен хранить безграничную веру в Бога вопреки любым ударам судьбы.

Эта тема звучит и в поучениях Екклесиаста, одного из самых сложных образов Ветхого Завета.

С первых же слов он повергал в смятение: "Суета сует, - все суета. Что пользы человеку от всех трудов его" <1>. Чтобы он ни делал, все остается, как прежде. "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" <2>, потому что "все - суета и томление духа" <3>.

--------------------------------

<1> Екклесиаст. Глава 1. Стихи 2 - 4.

<2> Там же. Стих 9.

<3> Там же. Стих 14.

 

"И что бы ни делалось, - с тоской продолжал он, - все забудется - дела царей и простолюдинов, сильных и слабых, глупых и мудрых". "Мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 2. Стих 16.

 

И возненавидел Екклесиаст жизнь, потому что она была суетной <1>. И возненавидел он труд, потому что после смерти плодами труда пользуются другие <2>, и потому что дни полны скорби, а труды - беспокойства <3>, и потому что труд и успехи в делах порождают зависть между людьми <4>.

--------------------------------

<1> Там же. Стих 17.

<2> Там же. Стихи 18, 19.

<3> Там же. Стих 23.

<4> Там же. Глава 4. Стих 4.

 

Но всему свое время <1>. И Екклесиаст начал собирать камни <2>, познавая смысл жизни. И убедился в том, что каждый должен делать доброе в жизни своей <3> и наслаждаться делами своими, потому что это - удел любого человека <4>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 3. Стих 1.

<2> Там же. Стих 5.

<3> Там же. Стих 12.

<4> Там же. Стих 22.

 

Заключая, Екклесиаст призывал: Бойся Бога и соблюдай Его заповеди, потому все дела, хорошие и дурные, тайные и явные, будут выведены Богом на суд <1>. В этом - сущность всего <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 12. Стихи 13, 14.

<2> Там же. Стих 13.

 

Увы, проникновенные слова псалмов, страстные призывы пророков, мудрые притчи и назидания услышаны не были.

Они были гласом вопиющего в пустыне <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Исаии. Глава 40. Стих 3.

 

И там, где Господь ждал правосудия, проливалась кровь, а там, где Он жаждал правды, раздавались вопли отчаяния <1>. И никто не возвышал голоса за правду, и никто не вступался за истину, но все надеялись на пустое и говорили ложь, замышляли зло и рождали злодейство <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 5. Стих 7.

<2> Там же. Глава 59. Стих 4.

 

О том, каким стал народ Израиля, пророк Иеремия писал с тоской: "Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное: они отступили и пошли. И не сказали в сердце своем: "Убоимся Господа, Бога нашего, который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы". Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе. Ибо между народом Моим находятся нечестивые; сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; чрез это они и возвысились и разбогатели. Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иеремии. Глава 5. Стихи 22 - 31.

 

Поэтому в устах пророков все чаще звучало слово "горе".

"Горе тем, - предупреждал Исаия, - которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдают виновного и правых лишают законного" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Исаии. Глава 5. Стихи 20 - 23.

 

"Горе тому, - продолжал пророк Аввакум, - кто жаждет неправедных приобретений... Горе строющему город на крови и созидающему крепости неправдою" <1>.







Date: 2016-02-19; view: 464; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.061 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию