Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 4. Иудейская традиция права 5 page





--------------------------------

<1> Издание на русском языке см.: Ганцфрид С. Кицур Шульхан Арух. М., 2006.

 

Наряду с кодифицированными сводами широкое распространение получила справочная литература, в которой в форме вопросов и ответов разбирались разные юридические казусы. По некоторым оценкам, в общей сложности их было более 300 тыс. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Менахем Элон. Еврейское право. СПб., 2002. С. 140.

 

Необходимо отметить важный фактор воздействия кодификаций еврейского права. Они были одним из основных связующих начал еврейской нации. Обращаясь к этой теме, Менахем Элон писал: "Еврейский народ во всех диаспорах рассматривал еврейское право как свое национальное достояние и как главную и существенную часть своей культуры. И так как еврейский народ, находясь на чужбине, в изгнании, продолжал существовать как нация, а не как религиозная секта, он нуждался в постоянном и непрерывном развитии своего права - важной национальной ценности, в которой ярко проявлялась его сущность. И это право непрерывно обогащалось и совершенствовалось усилиями сынов еврейского народа, гениями Галахи и еврейской юридической мысли" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 39.

 

Кодификации стали теми источниками, которые не позволили иссякнуть реке иудейского права и подготовили ее возвращение в единое русло во вновь обретенной Земле.

 

§ 5. Песни изгнания

 

Песни "Вавилонского пленения" и первых столетий изгнания. Начиная с эпохи "Вавилонского пленения" одной из основных тем псалмов, философских и поэтических произведений стало возвращение народа Израиля в Обетованную Землю.

И чем более несбыточной казалась эта мечта, тем сильнее она звучала.

В ряду самых ранних поэтических произведений этого жанра выделяются следующие стихи, которые были созданы в Вавилонском плену:

"При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе,

На вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

Там пленившие нас требовали от нас слов песней,

И притеснители наши - веселья, пропойте нам из песней Сионских.

Как нам петь песнь Господню на земле чужой..." <1>.

--------------------------------

<1> Тридцать три века еврейской поэзии / Сост. и ред. Я.Л. Либерман, ил. И.Б. Вишни. Екатеринбург; Каменск-Уральский, 1997. С. 57.

 

В молитве "Шмоне эсре" есть такие строки:

"Благословен Ты, Господь, годы благословляющий!

Протруби в большой шофар, возвещая о свободе нашей,

И подними знамя, под которым соберется народ наш, по свету рассеянный,

И собери нас, всех вместе, с четырех сторон света в земле нашей.

Благословен Ты, Господь, собирающий народ Свой, Израиль, по свету рассеянный!

Снова поставь над нами судей, как во времена прежние,

И наставников, как когда-то было.

И избавь нас от скорби и печали,

И Сам царствуй над нами, Господь, справедливо и правосудно, с любовью и милосердием...

И в Иерусалим, город Твой,

По милосердию Своему возвратись.

И обитай в нем, как обещал Ты.

И престол раба Твоего Давида поскорее утверди в нем.

И отстрой Иерусалим как можно скорее, в наши дни, навечно.

Благословен Ты, Господь, Иерусалима строитель" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 94, 95.

 

Пройдет еще несколько столетий, и зазвучат новые песни изгнания, в которых все сильнее будут слышны стенания и стоны лишенных Отчизны людей.

Пронзительно ярко звучат строки Соломона ибн Габироля (1021 - 1058 гг.):

"Жизнь влачим мы в униженьи, в нищете, в цепях презренья.

Наши дни - мрак и тленье, искры света не видать.

Раб повелевает нами, и рабы давно мы сами -

Бедной пленнице в изгнаньи Бог судил служанкой стать.

Дней былых уже нет в помине, но Его она доныне Ждет в обличии рабыни, умоляя зло унять.

Есть предел всему на свете, нет конца лишь мукам этим.

Все сильней удары плети, нечем раны исцелять.

Волны рвут ладью на части, весла сломаны ненастьем,

И останется несчастным смерть в пучине вод снискать.

Под плевками мы страдаем, под ярмом изнемогаем.

В прах затоптаны, стенаем. Долго ль желчь обид глотать?

Лев нам тело разрывает, коршун в сердце клюв вонзает

Лишь один нас оставляет, тут как тут другой опять.

Но я верю без сомненья - дня Святого Искупления,

От оков освобожденья не придется долго ждать.

Глас Господний раздается, трубный звук с вершин несется.


Он раскатом отзовется, обращая реки вспять.

И явится Избавитель, Страж Сиона, Повелитель,

Наш Защитник и Спаситель свет свободы даровать" <1>.

--------------------------------

<1> Тридцать три века еврейской поэзии. С. 134, 135.

 

Вместе с тем, нарастая, звучал и другой мотив песен изгнания - призывы к возвращению в Землю Обетованную. В Средние века одним из первых к этой теме обратился Дунаш Бен Лабрат, живший в X в. в Испании. В одном из стихов, отвечая на призывы наслаждаться жизнью, он писал:

"Срам тому, кто пьян лежит

Когда земля отцов врагу принадлежит!

Глупы твои слова, и что с тебя возьмешь:

Слепы твои глаза и мыслей ни на грош.

Закон, что Богом дан, тобою позабыт,

Ты счастлив, а Сион лишь лисами разрыт.

И как нам пить вино, и как глаза поднять,

Когда нам негде жить и негде умирать!" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 120.

 

Но наиболее мощно эта тема была раскрыта в стихах великого поэта Иегуды Галеви (1075 - 1141 гг.):

"Нигде, ни к Востоку, ни к Западу пристанища не сыскать,

Где обрели б мы покой и радость смогли вкушать" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 152.

 

По убеждению поэта, избавление можно было найти только в Земле обетованной. Ее он постоянно воспевал:

"О радость мира, жемчужина стран, мечтой о тебе зачарован.

К тебе на Восток рвется сердце мое, но к Западу я прикован.

Никто не измерит скорби моей о прежнем твоем величьи.

Скорби о том, что быльем поросло и скрылось под мертвым обличьем.

Мне бы пуститься в орлиный полет, твой прах оросить слезами,

Где скорпионы и змеи кишат вместо живого бальзама.

Мне бы поцелуем прижаться к камням, пламенем битв опаленных.

Сладок, как мед, был бы мне аромат развалин твоих запыленных!" <1>.

--------------------------------

<1> Тридцать три века еврейской поэзии. С. 153.

 

Поэт воспевал Землю обетованную, в которой каждый камень хранил память о прошлом, и мечтал о том дне, когда его народ вновь ее обретет:

"Сион, неужто ты не спросишь

О судьбах узников твоих,

Которых вечно в сердце носишь

Среди просторов мировых?

Во всех концах чужого света

Ночами чудишься мне ты

Прими из дальних мест приветы

И мир от пленника мечты,

Чьи слезы горькие врастают

В твои зеленые холмы

Росой Хермона и блистают,

Тоскою сладкою полны.

Я над твоею головою

Шакалом жалуюсь судьбе,

Но верю я, что за мечтою

Вернутся узники к тебе.

Когда они заплачут, босы,

На землю падая твою...

Я все отдал бы, чтоб до срока

Узнать желанием томим,

Места, где Бог своим пророкам

Открыл себя среди вершин.

Где для полета взять мне крылья,

Какая из дорог верней? -

Дай задохнуться сладкой пылью

Твоих рассыпанных камней.

Дай мне добраться до Хеврона

И там, у памятных гробниц,

Войти в отеческое лоно

Без расстояний и границ...

Я Богу любящему внемлю -

И вижу избранных твоих,

Как счастлив тот, кто эту землю

Для жизни выбрал из других.

Как счастлив тот, кто ждет и верит

В твой наступающий рассвет,

Как счастлив тот, кто в этот берег

Навек впечатает свой след.

И кто, ведомый древним кличем.

Узрит добытые в бою,

Твое забытое величье

И юность древнюю твою".


Шли годы, но молитвы и мечты об обретении земли отцов не исполнялись. И в стихах Иегуды Галеви все чаще бурным потоком изливаются слезы тоски:

"Прости, о Гренада, прости край чужбины,

Сиона я жажду увидеть руины.

Испания! Блеск твой и шум отвергаю,

К отчизне стремлюсь я, к далекому краю.

Под небом отчизны я дух успокою,

Священные камни слезами омою.

Забуду о милых, с друзьями порву я,

Лишь странника посох отныне люблю я!

Чрез море направлюсь, достигну пустыни,

Где солнце сжигает остатки святыни.

Там рыщут гиены, насытившись кровью Но я, точно братьев, их встречу с любовью.

Там совы рыдают, и стонут вампиры,

Мне стон этот слаще бряцание лиры.

И в львином рыканьи мне будет отрада,

Как в звоне вечернем далекого стада.

Чрез горы и бездны пройду я повсюду,

Обет я исполню, в Сионе я буду!

Увижу гробницы, услышу потоки,

Чьим волнам внимали цари и пророки.

Абарим цветуший! Высоты Синая!

Я плачу от счастья, о них вспоминая!

Пусть жжет меня солнце - я рад буду зною!

То - родины солнце над степью родною!

Пусть в прах среди камней свалюсь я усталый,

То - прах Иудеи, то - родины скалы!

Умру ли в дороге, не жаль мне и жизни -

Умру среди предков, истлею в отчизне!" <1>.

--------------------------------

<1> Тридцать три века еврейской поэзии. С. 154, 155.

 

Согласно преданию, мечты и предчувствие поэта исполнились. Иегуда Галеви уехал из Испании и добрался до Иерусалима. И там был убит арабским воином тогда, когда, преклонив колени, вознес молитву перед руинами Иерусалимского храма.

Песни нового времени. Пройдут столетия, и слова Иегуды Галеви вновь зазвучат в поэтических строках новых песен изгнания. Одной из самых страстных была песнь Шауля Черниховского (1875 - 1943 гг.) "Откуда ты, странник?":

"Откуда ты, странник?"

С Востока. Я был в Ханаане, там горы

Все плачут, и слезы алмазным потоком

Бегут в Иордана холодное лоно.

Я громко воззвал... Оглашая просторы,

Шакал мне ответил на кряже высоком,

Звучавшем напевами дщери Сиона.

"А наши твердыни?"

Их мощные стены - лишь груда развалин,

Обломки камней на родимых могилах;

Средь них не гнездятся напевы преданий,

Их дух омрачен и безмерно печален,

И сохнут под солнцем на нивах унылых

Кровавые реки, пролитые в брани.

"А память зелотов?"

Спроси у орлов, им глаза расклевавших,

У псов, что их кости глодали с рычаньем,

У ветра, разнесшего прах по пустыне.

У мудрых не спрашивай! Что им до павших?

Их книги обходят героев молчаньем,

В их сердце нет места борцам за святыни.

"Так что же осталось?"

Пещеры в горах для отважных и сильных,

Расселины скал для взыскующих мести,

Поля, где немало прольется народом

И пота, и крови потоков обильных,

Когда на родном и утраченном месте

Он вновь заживет под родным небосводом" <1>.


--------------------------------

<1> Тридцать три века еврейской поэзии. С. 224, 225.

 

Песни изгнания наряду с пророчествами Торы стали одним из основных источников идеологии сионизма - движения, направленного на возвращение еврейского народа на его историческую родину - в Эрец-Исраэль <1>.

--------------------------------

<1> Термин "сионизм" впервые появился в 1890 г. на страницах журнала "Зельбст-эмансипацион" (с мая 1893 г. выходил с подзаголовком "Орган сионистов").

 

Возвращение на родину имело название "алия" (буквально - "восхождение" или "возвышение"). В ней было несколько "волн", вызванных не только стремлением избежать погромов и гонений в тех странах Европы и Азии, в которых осели евреи, но и мечтами об обретении Святой земли.

Еще в Средние века крупные еврейские общины были основаны в таких городах Эрец-Исраэля, как Иерусалим, Тверия, Цфат и Хеврон. С особой силой волны алии поднимаются со второй половины XIX в. В первое время их целью в основном было создание сельскохозяйственных поселений. В дальнейшем на первый план выдвигаются политические задачи возрождения еврейской государственности. Наиболее полно они были сформулированы Т. Герцлем в книге "Еврейское государство" (1904). В ней были очерчены основные принципы его организации: демократия, равенство и социальная справедливость. Возрождение Еврейского государства должно было осуществляться под покровительством мировых держав того времени.

Сионистское движение развивалось во многом под влиянием социал-демократических идей. Их отражением, в частности, стала идея организации кибуцев - сельскохозяйственных общин, основанных на общности средств производства, иных объектов имущества, а также равенства членов кибуца в труде, потреблении и социальных услугах. Первый кибуц Дгания был образован в 1909 г. В дальнейшем он служил образцом для других подобных учреждений по всему Эрец-Исраэлю.

Какого-либо заметного успеха усилия сионистского движения долгое время не имели. Перелом наступил в ходе Первой мировой войны. Турция, владевшая Эрец-Исраэлем, выступила на стороне Германии, что вызвало появление планов раздела ее территории. В одном из них - Декларации Дж. Бальфура, министра иностранных дел Великобритании (2 ноября 1917 г.), впервые была озвучена идея создания в Палестине национального очага для еврейского народа, в котором будут созданы все условия для соблюдения гражданских и религиозных прав нееврейских общин. В июле 1922 г. Декларация Бальфура была инкорпорирована в текст британского мандата на управление Палестиной, утвержденного Лигой Наций. Однако ни еврейской автономии, ни тем более независимого государства на подмандатной территории Палестины создано не было.

После Второй мировой войны вопрос о судьбе еврейской государственности был передан на решение Организации Объединенных Наций. Была создана Специальная комиссия по Палестине, которая рекомендовала разделить ее территорию на еврейское и арабское государства, за исключением Иерусалима и Вифлеема, которые должны были остаться под опекой ООН. Эти рекомендации были утверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 г.

Но желанного мира это решение не принесло. Начались столкновения между еврейским и арабским населением Палестины, которые вскоре переросли в крупномасштабные военные действия. В этих условиях, не дожидаясь решения ООН, лидеры сионистского движения провозгласили 14 мая 1948 г. Декларацию независимости Израиля.

В этом документе слились воедино библейские пророчества и песни изгнания, заповеди Торы и принципы современного конституционного и международного права.

"В Эрец-Исраэль возник еврейский народ, - чеканили строки авторы Декларации независимости. - Здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и дал миру в наследие нетленную Книгу книг.

Насильно изгнанный со своей родины, народ остался верен ей во всех странах рассеяния, не переставал надеяться и уповать на возвращение на родную землю и возрождение в ней своей политической независимости.

Преисполненные сознания этой исторической связи, евреи из поколения в поколение пытались вновь обосноваться на своей древней Родине...

Постигшая в недавнее время еврейский народ катастрофа, жертвами которой были миллионы евреев в Европе, вновь непреложно доказала необходимость разрешить проблему еврейского народа, лишенного родины и независимости, путем восстановления Еврейского государства в Эрец-Исраэль - государства, которое распахнуло бы врата отечества перед каждым евреем и обеспечило бы еврейскому народу статус равноправной нации в семье народов мира...

Государство Израиль будет открыто для репатриации и объединения в нем рассеянных по свету евреев; оно приложит все усилия к развитию страны на благо всех ее жителей. Оно будет зиждиться на основах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков. Оно осуществит полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии Организации Объединенных Наций..." <1>.

--------------------------------

<1> Декларация независимости Израиля // Электронная еврейская энциклопедия // http://www.eleven.co.il/article/11392.

 







Date: 2016-02-19; view: 575; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию