Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 4. Иудейская традиция права 5 page
-------------------------------- <1> Издание на русском языке см.: Ганцфрид С. Кицур Шульхан Арух. М., 2006.
Наряду с кодифицированными сводами широкое распространение получила справочная литература, в которой в форме вопросов и ответов разбирались разные юридические казусы. По некоторым оценкам, в общей сложности их было более 300 тыс. <1>. -------------------------------- <1> См.: Менахем Элон. Еврейское право. СПб., 2002. С. 140.
Необходимо отметить важный фактор воздействия кодификаций еврейского права. Они были одним из основных связующих начал еврейской нации. Обращаясь к этой теме, Менахем Элон писал: "Еврейский народ во всех диаспорах рассматривал еврейское право как свое национальное достояние и как главную и существенную часть своей культуры. И так как еврейский народ, находясь на чужбине, в изгнании, продолжал существовать как нация, а не как религиозная секта, он нуждался в постоянном и непрерывном развитии своего права - важной национальной ценности, в которой ярко проявлялась его сущность. И это право непрерывно обогащалось и совершенствовалось усилиями сынов еврейского народа, гениями Галахи и еврейской юридической мысли" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 39.
Кодификации стали теми источниками, которые не позволили иссякнуть реке иудейского права и подготовили ее возвращение в единое русло во вновь обретенной Земле.
§ 5. Песни изгнания
Песни "Вавилонского пленения" и первых столетий изгнания. Начиная с эпохи "Вавилонского пленения" одной из основных тем псалмов, философских и поэтических произведений стало возвращение народа Израиля в Обетованную Землю. И чем более несбыточной казалась эта мечта, тем сильнее она звучала. В ряду самых ранних поэтических произведений этого жанра выделяются следующие стихи, которые были созданы в Вавилонском плену: "При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе, На вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, И притеснители наши - веселья, пропойте нам из песней Сионских. Как нам петь песнь Господню на земле чужой..." <1>. -------------------------------- <1> Тридцать три века еврейской поэзии / Сост. и ред. Я.Л. Либерман, ил. И.Б. Вишни. Екатеринбург; Каменск-Уральский, 1997. С. 57.
В молитве "Шмоне эсре" есть такие строки: "Благословен Ты, Господь, годы благословляющий! Протруби в большой шофар, возвещая о свободе нашей, И подними знамя, под которым соберется народ наш, по свету рассеянный, И собери нас, всех вместе, с четырех сторон света в земле нашей. Благословен Ты, Господь, собирающий народ Свой, Израиль, по свету рассеянный! Снова поставь над нами судей, как во времена прежние, И наставников, как когда-то было. И избавь нас от скорби и печали, И Сам царствуй над нами, Господь, справедливо и правосудно, с любовью и милосердием... И в Иерусалим, город Твой, По милосердию Своему возвратись. И обитай в нем, как обещал Ты. И престол раба Твоего Давида поскорее утверди в нем. И отстрой Иерусалим как можно скорее, в наши дни, навечно. Благословен Ты, Господь, Иерусалима строитель" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 94, 95.
Пройдет еще несколько столетий, и зазвучат новые песни изгнания, в которых все сильнее будут слышны стенания и стоны лишенных Отчизны людей. Пронзительно ярко звучат строки Соломона ибн Габироля (1021 - 1058 гг.): "Жизнь влачим мы в униженьи, в нищете, в цепях презренья. Наши дни - мрак и тленье, искры света не видать. Раб повелевает нами, и рабы давно мы сами - Бедной пленнице в изгнаньи Бог судил служанкой стать. Дней былых уже нет в помине, но Его она доныне Ждет в обличии рабыни, умоляя зло унять. Есть предел всему на свете, нет конца лишь мукам этим. Все сильней удары плети, нечем раны исцелять. Волны рвут ладью на части, весла сломаны ненастьем, И останется несчастным смерть в пучине вод снискать. Под плевками мы страдаем, под ярмом изнемогаем. В прах затоптаны, стенаем. Долго ль желчь обид глотать? Лев нам тело разрывает, коршун в сердце клюв вонзает Лишь один нас оставляет, тут как тут другой опять. Но я верю без сомненья - дня Святого Искупления, От оков освобожденья не придется долго ждать. Глас Господний раздается, трубный звук с вершин несется. Он раскатом отзовется, обращая реки вспять. И явится Избавитель, Страж Сиона, Повелитель, Наш Защитник и Спаситель свет свободы даровать" <1>. -------------------------------- <1> Тридцать три века еврейской поэзии. С. 134, 135.
Вместе с тем, нарастая, звучал и другой мотив песен изгнания - призывы к возвращению в Землю Обетованную. В Средние века одним из первых к этой теме обратился Дунаш Бен Лабрат, живший в X в. в Испании. В одном из стихов, отвечая на призывы наслаждаться жизнью, он писал: "Срам тому, кто пьян лежит Когда земля отцов врагу принадлежит! Глупы твои слова, и что с тебя возьмешь: Слепы твои глаза и мыслей ни на грош. Закон, что Богом дан, тобою позабыт, Ты счастлив, а Сион лишь лисами разрыт. И как нам пить вино, и как глаза поднять, Когда нам негде жить и негде умирать!" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 120.
Но наиболее мощно эта тема была раскрыта в стихах великого поэта Иегуды Галеви (1075 - 1141 гг.): "Нигде, ни к Востоку, ни к Западу пристанища не сыскать, Где обрели б мы покой и радость смогли вкушать" <1>. -------------------------------- <1> Там же. С. 152.
По убеждению поэта, избавление можно было найти только в Земле обетованной. Ее он постоянно воспевал: "О радость мира, жемчужина стран, мечтой о тебе зачарован. К тебе на Восток рвется сердце мое, но к Западу я прикован. Никто не измерит скорби моей о прежнем твоем величьи. Скорби о том, что быльем поросло и скрылось под мертвым обличьем. Мне бы пуститься в орлиный полет, твой прах оросить слезами, Где скорпионы и змеи кишат вместо живого бальзама. Мне бы поцелуем прижаться к камням, пламенем битв опаленных. Сладок, как мед, был бы мне аромат развалин твоих запыленных!" <1>. -------------------------------- <1> Тридцать три века еврейской поэзии. С. 153.
Поэт воспевал Землю обетованную, в которой каждый камень хранил память о прошлом, и мечтал о том дне, когда его народ вновь ее обретет: "Сион, неужто ты не спросишь О судьбах узников твоих, Которых вечно в сердце носишь Среди просторов мировых? Во всех концах чужого света Ночами чудишься мне ты Прими из дальних мест приветы И мир от пленника мечты, Чьи слезы горькие врастают В твои зеленые холмы Росой Хермона и блистают, Тоскою сладкою полны. Я над твоею головою Шакалом жалуюсь судьбе, Но верю я, что за мечтою Вернутся узники к тебе. Когда они заплачут, босы, На землю падая твою... Я все отдал бы, чтоб до срока Узнать желанием томим, Места, где Бог своим пророкам Открыл себя среди вершин. Где для полета взять мне крылья, Какая из дорог верней? - Дай задохнуться сладкой пылью Твоих рассыпанных камней. Дай мне добраться до Хеврона И там, у памятных гробниц, Войти в отеческое лоно Без расстояний и границ... Я Богу любящему внемлю - И вижу избранных твоих, Как счастлив тот, кто эту землю Для жизни выбрал из других. Как счастлив тот, кто ждет и верит В твой наступающий рассвет, Как счастлив тот, кто в этот берег Навек впечатает свой след. И кто, ведомый древним кличем. Узрит добытые в бою, Твое забытое величье И юность древнюю твою". Шли годы, но молитвы и мечты об обретении земли отцов не исполнялись. И в стихах Иегуды Галеви все чаще бурным потоком изливаются слезы тоски: "Прости, о Гренада, прости край чужбины, Сиона я жажду увидеть руины. Испания! Блеск твой и шум отвергаю, К отчизне стремлюсь я, к далекому краю. Под небом отчизны я дух успокою, Священные камни слезами омою. Забуду о милых, с друзьями порву я, Лишь странника посох отныне люблю я! Чрез море направлюсь, достигну пустыни, Где солнце сжигает остатки святыни. Там рыщут гиены, насытившись кровью Но я, точно братьев, их встречу с любовью. Там совы рыдают, и стонут вампиры, Мне стон этот слаще бряцание лиры. И в львином рыканьи мне будет отрада, Как в звоне вечернем далекого стада. Чрез горы и бездны пройду я повсюду, Обет я исполню, в Сионе я буду! Увижу гробницы, услышу потоки, Чьим волнам внимали цари и пророки. Абарим цветуший! Высоты Синая! Я плачу от счастья, о них вспоминая! Пусть жжет меня солнце - я рад буду зною! То - родины солнце над степью родною! Пусть в прах среди камней свалюсь я усталый, То - прах Иудеи, то - родины скалы! Умру ли в дороге, не жаль мне и жизни - Умру среди предков, истлею в отчизне!" <1>. -------------------------------- <1> Тридцать три века еврейской поэзии. С. 154, 155.
Согласно преданию, мечты и предчувствие поэта исполнились. Иегуда Галеви уехал из Испании и добрался до Иерусалима. И там был убит арабским воином тогда, когда, преклонив колени, вознес молитву перед руинами Иерусалимского храма. Песни нового времени. Пройдут столетия, и слова Иегуды Галеви вновь зазвучат в поэтических строках новых песен изгнания. Одной из самых страстных была песнь Шауля Черниховского (1875 - 1943 гг.) "Откуда ты, странник?": "Откуда ты, странник?" С Востока. Я был в Ханаане, там горы Все плачут, и слезы алмазным потоком Бегут в Иордана холодное лоно. Я громко воззвал... Оглашая просторы, Шакал мне ответил на кряже высоком, Звучавшем напевами дщери Сиона. "А наши твердыни?" Их мощные стены - лишь груда развалин, Обломки камней на родимых могилах; Средь них не гнездятся напевы преданий, Их дух омрачен и безмерно печален, И сохнут под солнцем на нивах унылых Кровавые реки, пролитые в брани. "А память зелотов?" Спроси у орлов, им глаза расклевавших, У псов, что их кости глодали с рычаньем, У ветра, разнесшего прах по пустыне. У мудрых не спрашивай! Что им до павших? Их книги обходят героев молчаньем, В их сердце нет места борцам за святыни. "Так что же осталось?" Пещеры в горах для отважных и сильных, Расселины скал для взыскующих мести, Поля, где немало прольется народом И пота, и крови потоков обильных, Когда на родном и утраченном месте Он вновь заживет под родным небосводом" <1>. -------------------------------- <1> Тридцать три века еврейской поэзии. С. 224, 225.
Песни изгнания наряду с пророчествами Торы стали одним из основных источников идеологии сионизма - движения, направленного на возвращение еврейского народа на его историческую родину - в Эрец-Исраэль <1>. -------------------------------- <1> Термин "сионизм" впервые появился в 1890 г. на страницах журнала "Зельбст-эмансипацион" (с мая 1893 г. выходил с подзаголовком "Орган сионистов").
Возвращение на родину имело название "алия" (буквально - "восхождение" или "возвышение"). В ней было несколько "волн", вызванных не только стремлением избежать погромов и гонений в тех странах Европы и Азии, в которых осели евреи, но и мечтами об обретении Святой земли. Еще в Средние века крупные еврейские общины были основаны в таких городах Эрец-Исраэля, как Иерусалим, Тверия, Цфат и Хеврон. С особой силой волны алии поднимаются со второй половины XIX в. В первое время их целью в основном было создание сельскохозяйственных поселений. В дальнейшем на первый план выдвигаются политические задачи возрождения еврейской государственности. Наиболее полно они были сформулированы Т. Герцлем в книге "Еврейское государство" (1904). В ней были очерчены основные принципы его организации: демократия, равенство и социальная справедливость. Возрождение Еврейского государства должно было осуществляться под покровительством мировых держав того времени. Сионистское движение развивалось во многом под влиянием социал-демократических идей. Их отражением, в частности, стала идея организации кибуцев - сельскохозяйственных общин, основанных на общности средств производства, иных объектов имущества, а также равенства членов кибуца в труде, потреблении и социальных услугах. Первый кибуц Дгания был образован в 1909 г. В дальнейшем он служил образцом для других подобных учреждений по всему Эрец-Исраэлю. Какого-либо заметного успеха усилия сионистского движения долгое время не имели. Перелом наступил в ходе Первой мировой войны. Турция, владевшая Эрец-Исраэлем, выступила на стороне Германии, что вызвало появление планов раздела ее территории. В одном из них - Декларации Дж. Бальфура, министра иностранных дел Великобритании (2 ноября 1917 г.), впервые была озвучена идея создания в Палестине национального очага для еврейского народа, в котором будут созданы все условия для соблюдения гражданских и религиозных прав нееврейских общин. В июле 1922 г. Декларация Бальфура была инкорпорирована в текст британского мандата на управление Палестиной, утвержденного Лигой Наций. Однако ни еврейской автономии, ни тем более независимого государства на подмандатной территории Палестины создано не было. После Второй мировой войны вопрос о судьбе еврейской государственности был передан на решение Организации Объединенных Наций. Была создана Специальная комиссия по Палестине, которая рекомендовала разделить ее территорию на еврейское и арабское государства, за исключением Иерусалима и Вифлеема, которые должны были остаться под опекой ООН. Эти рекомендации были утверждены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 г. Но желанного мира это решение не принесло. Начались столкновения между еврейским и арабским населением Палестины, которые вскоре переросли в крупномасштабные военные действия. В этих условиях, не дожидаясь решения ООН, лидеры сионистского движения провозгласили 14 мая 1948 г. Декларацию независимости Израиля. В этом документе слились воедино библейские пророчества и песни изгнания, заповеди Торы и принципы современного конституционного и международного права. "В Эрец-Исраэль возник еврейский народ, - чеканили строки авторы Декларации независимости. - Здесь сложился его духовный, религиозный и политический облик. Здесь он жил в своем суверенном государстве, здесь создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и дал миру в наследие нетленную Книгу книг. Насильно изгнанный со своей родины, народ остался верен ей во всех странах рассеяния, не переставал надеяться и уповать на возвращение на родную землю и возрождение в ней своей политической независимости. Преисполненные сознания этой исторической связи, евреи из поколения в поколение пытались вновь обосноваться на своей древней Родине... Постигшая в недавнее время еврейский народ катастрофа, жертвами которой были миллионы евреев в Европе, вновь непреложно доказала необходимость разрешить проблему еврейского народа, лишенного родины и независимости, путем восстановления Еврейского государства в Эрец-Исраэль - государства, которое распахнуло бы врата отечества перед каждым евреем и обеспечило бы еврейскому народу статус равноправной нации в семье народов мира... Государство Израиль будет открыто для репатриации и объединения в нем рассеянных по свету евреев; оно приложит все усилия к развитию страны на благо всех ее жителей. Оно будет зиждиться на основах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков. Оно осуществит полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии Организации Объединенных Наций..." <1>. -------------------------------- <1> Декларация независимости Израиля // Электронная еврейская энциклопедия // http://www.eleven.co.il/article/11392.
Date: 2016-02-19; view: 575; Нарушение авторских прав |