Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 4. Иудейская традиция права 2 page





--------------------------------

<1> См.: Второзаконие. Глава 21. Стихи 18 - 21.

 

Вместе с тем Второзаконие установило общий принцип личной ответственности: смертной казни не должны были подвергаться отцы за детей и дети за отцов; каждый нес ответственность только за свое деяние <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 24. Стих 16.

 

Особое место в тексте Второзакония занимали заповеди проклятия и благословения. Они были высечены на камнях, обмазанных известью:

"Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир... проклят злословящий отца своего и матерь свою... проклят нарушающий межи ближнего своего... проклят, кто слепого сбивает с пути... проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову... проклят, кто ляжет с женою отца своего... проклят, кто ляжет с каким-либо скотом... проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей... проклят, кто ляжет с тещею своею... проклят, кто тайно убивает ближнего своего... проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную... проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 27. Стихи 15 - 26.

 

Неисполнение этих заповедей должно было повлечь суровые кары: "Пошлет на тебя Господь проклятие, смятение и нечестие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать..." <1>. "И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание душ" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 28. Стихи 16 - 20.

<2> Там же. Стихи 64 - 66.

 

И напротив, благословение ждало народ в случае исполнения заповедей Господа: "Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих... Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями его..." <1>.

--------------------------------

<1> Второзаконие. Глава 28. Стихи 8 - 12.

 

Второзаконие завершал страстный призыв Моисея слушать Господа, соблюдать Его законы, обращаться к Нему всем сердцем и всею душою <1>, "ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 30. Стих 10.

<2> Там же. Стихи 12 - 16.

 

Этими словами Моисей закончил Книгу завета. После этого он отдал ее левитам и повелел положить ее рядом, одесную ковчега завета <1>. И завещал им Моисей раз в семь лет, в год отпущения, в праздник кущей, собирать весь народ Израиля и читать им вслух все законы Книги завета, чтобы они слушали и учились, и старались исполнять все слова закона <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 31. Стих 26.

<2> Там же. Стихи 9 - 12.

 

40 лет писал Моисей Книгу завета. Он верил, что она поможет его народу выжить и обрести счастье в той обетованной земле, "где течет молоко и мед". И, прощаясь с Книгой и с собственной жизнью, он вознес к небу, возможно, свою последнюю песнь:

"Внимай небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих. Польется, как дождь, учение мое, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву. Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня: совершенны дела Его и все пути Его праведны... и нет неправды в Нем..." <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 32. Стихи 1 - 4.

 

Так был зажжен "огнь закона" <1>, освещающий мир уже более трех тысячелетий.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 33. Стих 2.

 

§ 2. В поисках форм организации власти

 

В образе Моисея, первого правителя народа Израиля, поражает многое.

Он был вождем, который вывел из Египта толпы бывших рабов. И они не трепетали от страха, но шли с поднятою головою <1>. Чтобы научить их свободе и сплотить в единый народ, он водил их по пустыне 40 лет, смиряя бушующие страсти, уча заповедям Господа, испытывая в вере <2>.

--------------------------------


<1> Левит. Глава 26. Стих 13.

<2> Второзаконие. Глава 8. Стих 2.

 

Он был пророком, который беседовал с Богом устами к устам, видя образ Его явно, а не в видениях и во снах <1>. Он получал от Него наставления и учил свой народ идти путем Господним, творя правду и суд <2>.

--------------------------------

<1> См.: Числа. Глава 12. Стихи 6 - 8.

<2> Бытие. Глава 18. Стих 19.

 

Он был законодателем, который открывал своему народу Божественные законы, верховным судьей, который вершил Божий суд, и верховным жрецом.

Созданная Моисеем форма правления отличалась от всех форм власти, которые когда-либо существовали в истории. Она не имела ничего общего с монархиями. Столь же далека она была от родоплеменных форм демократии.

В этой форме правления все исходило от Бога.

Убеждая народ принять ее, Моисей говорил: "Ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" <1>.

--------------------------------

<1> Второзаконие. Глава 14. Стих 2.

 

"Ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его" <1>.

--------------------------------

<1> Исход. Глава 15. Стих 26.

 

А когда эти увещевания не помогали, он применял силу. Так было в тот день, когда он в гневе на своих соплеменников разбил первые скрижали откровения. В ярости он призывал: "Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 32. Стих 27.

 

Позже, узнав о том, что в его народе поклоняются языческому богу Ваалу, он приказал судьям израилевым убить каждого, кто поклонялся другим богам <1>.

--------------------------------

<1> Числа. Глава 25. Стих 5.

 

Ветхий Завет сохранил много таких историй. И тем не менее он описывает Моисея как человека кротчайшего из всех людей на земле <1>. Впрочем, в этом не было противоречия, поскольку сила применялась только тогда, когда народ Израиля был близок к самоуничтожению. Чтобы остановить его, Моисей производил Божий суд, истребляя "разжиревших и буйных овец" своего стада.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 12. Стих 3.

 

Миссия, возложенная на Моисея, была невероятно тяжелой. Однажды, не выдержав, он воззвал к Богу в отчаянной мольбе освободить его:

"Разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую ты с клятвою обещал отцам его... Я один не могу нести всего народа сего; потому что он тяжел для меня" <1>.

--------------------------------

<1> Числа. Глава 11. Стихи 12 - 15.

 

Тогда Господь сказал Моисею, чтобы он выбрал семьдесят мужей из старейшин Израилевых и привел их к скинии собрания, обещая, что там снизойдет на них Дух, который был на Моисее, чтобы они разделили с ним бремя народа.

Моисей поступил так, как велел ему Господь: выбрал семьдесят старейшин из всех колен Израиля и привел их к скинии собрания. И там почил на них Дух, и они стали пророчествовать <1>. Однако этот дар они сохраняли недолго. И в дальнейшем их роль была незаметной.


--------------------------------

<1> Там же. Стих 25.

 

Значительно более крупной предстает роль Иисуса Навина, ближайшего помощника Моисея, который должен был стать его преемником, чтобы "не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря" <1>.

--------------------------------

<1> Глава 27. Стих 17.

 

Часть пастырских функций Моисей передал ему еще при своей жизни. Эти события Ветхий Завет описывал так: "И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых... И сделал Моисей, как повелел ему Господь, и взял Иисуса и поставил его пред Елиазаром священником и пред всем обществом. И возложил на него руки свои, и дал ему наставление" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 18 - 23.

 

Текст этого наставления Ветхий Завет не сохранил. Но, возможно, он был созвучен тем словам, которые оставил несколько столетий спустя пророк Иезекииль:

"Так говорит Господь... Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов и соберу их из стран, и приведу их в землю их и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли... Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде" <1>.

--------------------------------

<1> Книга пророка Иезекииля. Глава 34. Стихи 10 - 13, 15, 16.

 

Моисей закрепил и принцип преемственности пастырской власти: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой", - Его слушайте, ибо он будет говорить все, что Господь ему повелит <1>.

--------------------------------

<1> См.: Второзаконие. Глава 18. Стихи 15, 18.

 

Возможно, Моисей понимал шаткость созданной им пастырской формы правления. Несмотря на все его усилия, народ не принял душою веру в единого Бога. Кроме него и Иисуса Навина, в народе не было других пророков. И он не был уверен в том, что они появятся вновь.

В отсутствие боговдохновенных пророков утверждение монархической формы правления представлялось неизбежным. Поэтому Моисей дал заповеди, которые должны были в будущем ограничить власть царей: "Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя... Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет... и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. Но когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов; и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и... чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля" <1>.


--------------------------------

<1> Там же. Глава 17. Стихи 14 - 20.

 

В этих заповедях можно выделить шесть требований, которые следовало исполнить при утверждении царской власти.

Во-первых, было установлено требование, чтобы царь избирался Господом. Его волю должны были возвещать пророки Израиля. Такой порядок исключал передачу трона в порядке наследования либо избрания, в том числе по решению князей, старейшин и народа Израиля в целом.

Во-вторых, не дозволялось, чтобы царем был избран иноземец. Право быть избранным сохранялось только за сынами Израиля, поскольку им было предназначено хранить заповеди Господа и быть уделом Его.

В-третьих, запрещалось возвращать народ Израиля в рабство.

В-четвертых, вводились меры, препятствующие чрезмерному накоплению богатств, ибо они развращали сердца не только царей, но и подданных.

В-пятых, подчеркивалось, что цари должны неукоснительно соблюдать законы Израиля. Для этого они должны были всегда держать при себе и читать каждый день свиток, списанный с Книги завета.

И наконец, эти заповеди призывали царей бояться Бога.

Впрочем, они были востребованы нескоро.

После смерти Моисея пастырем стал Иисус Навин. Под его началом народ Израиля неудержимым потоком устремился за Иордан, сокрушая все на своем пути. И не было для него преград. Перед ним расступились воды Иордана и рухнули стены Иерихона. Бежали и были повержены в прах войска враждебных царств. Отныне Земля обетованная принадлежала ему.

Но правление Иисуса Навина было недолгим. Вскоре он умер, не оставив преемника. Так закончилась эпоха пастырей. И началась эпоха судей.

Такая перемена в форме правления не была случайной, поскольку в созданной Моисеем форме правления суды занимали особое место.

Интересна история становления судебной власти. В первое время после исхода Моисей осуществлял ее сам. Он выходил к народу и вершил открыто Божий суд, выслушивая жалобы, разрешая споры, наказывая за преступления.

Однажды тесть Моисея, увидев множество людей, которые стояли перед ним с утра до ночи, сказал: "Ты поступаешь плохо, так как ни один человек не может взять на себя все дела управления". И дал ему совет: быть посредником между Богом и людьми, учить Его уставам и законам, а также указывать народу путь, по которому он должен идти, и дела, которые он должен делать. Для остальных дел управления необходимо было выбрать людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставить их во главе тысяч, сотен, полусотен и десятков. Они должны были судить народ во всякое время и о всяком важном деле доносить ему, разделяя с ним бремя правления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Исход. Глава 18. Стихи 21, 22.

 

Моисей последовал этому совету, избрав судей. "И судили они народ во всякое время: о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 25, 26.

 

Рассмотрение всех споров передавалось в суд. "Если будет тяжба между людьми, - учил Моисей, - то пусть приведут их в суд и рассудят их: правого пусть оправдают, а виновного осудят" <1>. В том случае, если судьи не могли вынести решение, дело передавалось священникам левитам, которые вместе с судьями рассматривали его в святилище. Их решение было окончательным. Оно должно было беспрекословно исполняться: "Поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь, и постарайся исполнить все, чему они научат тебя. По закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе. А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, - и так истреби зло от Израиля" <2>.

--------------------------------

<1> Второзаконие. Глава 25. Стих 1.

<2> Там же. Глава 17. Стихи 10 - 13.

 

Судебное рассмотрение споров и правонарушений было одним из самых действенных средств по укреплению общества при условии, что суд был справедливым и праведным. Чтобы не извратить его суть, судьи должны были твердо следовать наказу: не делать неправды на суде, не угождать нищему и великому и по правде судить ближнего своего <1>, ибо суд - дело Божие <2>.

--------------------------------

<1> См.: Левит. Глава 19. Стих 15.

<2> Второзаконие. Глава 1. Стихи 16, 17.

 

Общие начала правосудия были подкреплены процессуальными нормами.

Так, законы Моисея устанавливали: недостаточно одного свидетеля для обвинения в каком-либо преступлении или грехе. Дело должно рассматриваться только на основании показаний двух или трех свидетелей. Свидетели должны говорить только правду. А чтобы не допустить лжесвидетельствование, Книга завета требовала: "Судьи должны хорошо исследовать, и, если свидетель... ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя. И прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 19. Стихи 18 - 20.

 

Законы Моисея требовали смертной казни за многие преступления. Это объяснялось одним обстоятельством: общество было слишком хрупким, поэтому требовались самые решительные меры для его сохранения.

И только по малозначительным преступлениям, не угрожавшим основам общества, Моисей допускал снисхождение. Так, если виновный был достоин только побоев, судья мог назначить не более 40 ударов. При этом он должен был присутствовать при наказании, чтобы убедиться в том, что виновный не будет обезображен и не получит ударов сверх того, что было назначено по приговору суда <1>.

--------------------------------

<1> См.: Второзаконие. Глава 25. Стихи 2, 3.

 

В Ветхом Завете нормы, посвященные судоустройству, не обособлены. Они входят в общий текст. Вместе с тем можно предположить, что во времена Моисея существовал отдельный сводный акт, в котором были собраны нормы, обращенные непосредственно к судьям. Такое предположение основывается на нескольких местах Ветхого Завета. Так, обращаясь к народу, Моисей напоминал ему: "Дал я повеление судьям вашим в то время... повеления обо всем, что надлежит вам делать" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 1. Стихи 16 - 18.

 

Впрочем, наверное, не столь важно, каким актом - отдельным или общим - регулировались вопросы судоустройства. Важнее другое: подчеркнуть прочность тех основ судоустройства, которые были заложены в первые годы после исхода и которые не были сломлены даже в годы самых тяжких испытаний. А они наступили вскоре после завоевания обетованной земли.

После смерти Моисея и Иисуса Навина народ Израиля утратил веру и вместе с верой лишился сил. За это он поплатился сполна. Чего бы он ни делал, все было ему во зло <1>. Многие общественные институты распались. А сам он пал жертвою соседних воинственных народов.

--------------------------------

<1> См.: Книга судей. Глава 2. Стих 15.

 

Тогда задачу спасения народа Израиля от полного оскудения и деградации взяли на себя суды. Наступил новый этап в истории, который Ветхий Завет назовет эпохой судей.

Как сказано в Ветхом Завете, "Господь воздвигал им судей... и спасал их от врагов... ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стих 18.

 

Судьями были не только мужчины, но и женщины. Самой известной была Девора, судья, пророчица и воительница, под началом которой народ Израиля одержал много побед над окружавшими враждебными народами.

Власть судей, по сути, была безграничной, поскольку библейский народ верил, что она исходит от Бога и в судебных решениях проявляется божественная воля. В подтверждение можно привести слова судьи Гедеона: "Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 8. Стих 23.

 

Это было правление, основанное на безграничной вере в святость судей. В песне Деворы механизм его действия раскрывается так: "Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало... доколе не восстала я, мать в Израиле... Немногим из сильных подчинил Он народ; Господь подчинил мне храбрых" <1>.

--------------------------------

<1> Книга судей. Глава 5. Стихи 7, 13.

 

Конечно, так было не всегда. Многие судьи не были наделены той нравственной силой, которой обладали Гофониил, Девора, Гедеон, Иеффай, и не могли удержать в повиновении народ. И тогда "каждый делал то, что ему казалось справедливым" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 17. Стих 6.

 

Ветхий Завет создает удивительные образы судей. Они плоть от плоти своего народа. В них было все: добродетели и пороки, сила и слабость, что подтверждает история жизни Самсона, который был судьей Израиля 20 лет.

Эпоха, когда управляли судьи <1>, длилась от трех до четырех столетий. В истории народа Израиля это было время взлетов и падений, которые чередовались в зависимости от того, насколько укреплялась либо, напротив, ослабевала вера. Самые большие бедствия наступали тогда, когда сыны Израиля, не слушая судей, "ходили блудно вслед других богов и поклонялись им" <2>.

--------------------------------

<1> Книга Руфь. Глава 1. Стих 1.

<2> Книга судей. Глава 2. Стих 17.

 

Так было и в годы последнего из судей - Самуила. В течение многих лет он обходил города Израиля и вершил там суд <1>. А когда состарился, то вместо себя судьями поставил своих сыновей. Но они "не ходили путями его, а уклонялись в корысть, и брали подарки, и судили превратно". Тогда собрались старейшины Израиля в Раме, в городе, где жил Самуил, и сказали ему: "Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак, поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов" <2>.

--------------------------------

<1> Первая книга царств. Глава 7. Стихи 15 - 17.

<2> Там же. Глава 8. Стихи 3 - 5.

 

Долго отговаривал их Самуил, убеждая, что царская власть принесет Израилю много бедствий, лишив его свободы. В пророческом озарении он описывал страшные картины бесправия:

"Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его.

И поставит их у себя... чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничий прибор его.

И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанья и пекли хлебы.

И поля ваши, и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть, и отдаст евнухам своим и слугам своим.

И рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет и употребит на свои дела. От мелкого скота вашего возьмет десятую часть; и сами вы будете ему рабами.

И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда" <1>.

--------------------------------

<1> Первая книга царств. Глава 8. Стихи 11 - 18.

 

Но народ не слушал его, говоря: "Пусть царь будет над нами. И мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 19 - 29.

 

И сказал тогда Господь Самуилу: "Послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними... Итак, послушай голоса их: только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 7 - 9.

 

Так Самуил и поступил. Он не только помазал Саула на царство как правителя наследия Господа <1>, но и изложил народу права царства и написал в книгу <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 10. Стих 1.

<2> Там же. Стих 25.

 

Ветхий Завет умалчивает о том, что было в Книге прав царства. Несомненно, Самуил должен был включить в ее текст те заповеди, которые оставил для будущих царей Моисей. Возможно, в ней были и другие нормы, которые определяли, в частности, вопросы организации и содержания царского двора <1>.

--------------------------------

<1> Интересная попытка реконструкции Книги прав царства была предпринята замечательным российским ученым П.Д. Баренбоймом в кн.: Баренбойм П.Д. Первая конституция мира. Библейские корни независимости суда. М., 1997. С. 91 - 96.

 

Некоторое время спустя Самуил созвал народ Израиля в Галгале, чтобы обновить там царство <1>.

--------------------------------

<1> Первая книга царств. Глава 11. Стихи 14, 15.

 

Он вновь представил Саула народу и дал ему последние наставления:

"Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали; вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа, и служить Ему, и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, то будете и вы, и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего.

А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших.

Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими.

Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя. И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила.

И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом, Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя" <1>.

--------------------------------

<1> Первая книга царств. Глава 12. Стихи 13 - 19.

 

Самуил был вынужден уступить. И только об одном он просил народ: не делать зла <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стих 25.

 

Эти призывы не были услышаны. Зло совершали и народ Израиля, и его первый царь Саул.

Чувствуя приближение беды, Самуил встретился с Саулом и, обвинив его в том, что тот нарушил слово Господа, предупредил, что Господь отверг его и отторгнет от него царство <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 15. Стихи 23, 28.

 

А некоторое время спустя, следуя повелению Господа, Самуил нашел в Вифлееме Давида и тайно помазал его на царство. С тех пор Дух Господень почивал на нем <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 16. Стихи 13, 14.

 

Впрочем, путь Давида к царству был долгим. О том времени, полном тревог и печалей, Давид сложил следующий псалом: "Объяли меня воды смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облекли меня, и сети смерти опутали меня. Но в тесноте моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его... Простер Он руку с высоты, и взял меня, и извлек меня из вод многих; избавил меня от врага моего сильного, от ненавидящих меня, которые были сильнее меня... Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня. Ибо я хранил пути Господа и не был нечестивым пред Богом моим" <1>.

--------------------------------

<1> Вторая книга царств. Глава 22. Стихи 5 - 7, 17, 18, 21, 22.

 

После смерти Саула Давид был вторично помазан на царство в Хевроне. Там он заключил с народом новый завет и царствовал в Иерусалиме 33 года <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вторая книга царств. Глава 5. Стихи 3 - 5.

 

Первые годы царствия Давида были благополучными. Как сказано в Ветхом Завете, он преуспевал и возвышался <1> во многом благодаря стремлению самого Давида быть праведным. В одном из псалмов он так определил стоявшие перед ним задачи: "Буду размышлять о пути непорочном: "когда Ты придешь ко мне?", буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего. Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу; не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю. Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; к то ходит путем непорочности, тот будет служить мне. Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех, делающих беззаконие" <2>.







Date: 2016-02-19; view: 486; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.057 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию