Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 4. Иудейская традиция права 1 page





 

Иудейская традиция права существует более 33 веков.

Ее первые заповеди были высечены на каменных скрижалях, хранившихся в Ковчеге завета, в котором, кроме скрижалей, ничего не было.

Другой святыней была Книга завета - законов, полученных Моисеем от Бога. Как и Ковчег, она хранилась в Иерусалимском храме. И не было в Храме других святынь.

Такого поклонения праву в истории больше не было. Впрочем, не было и другого права, которое оказывало бы столь мощное воздействие на ход истории. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что именно иудейская традиция права была положена в основу еще двух сообществ права - христианского и исламского.

В наши дни она живет в правовой системе Израиля, а также в обычаях еврейских общин, рассеянных по всему миру.

 

Введение

 

§ 1. Легенды Ветхого Завета

 

А началась ее история тогда, когда Моисей повел за собой из Египта разрозненные толпы рабов, чтобы в новой земле они обрели свободу, став "царством священнослужителей и народом святым" <1>. Эти события известны читателям христианского мира в основном по страницам Ветхого Завета, составленного по александрийской кодификации Священных книг. И хотя она не утвердилась в иудаизме <2>, историю становления иудейского права мы проследим по Ветхому Завету, а не по тексту Торы. Такой выбор объясняется одним: Ветхий Завет не противоречит Торе и вместе с тем сохраняет привычные для читателей имена и названия библейских мест.

--------------------------------

<1> Тора. Шемот. Йитро. 19 (в синодальном переводе Ветхого Завета вместо словосочетания "царство священнослужителей" употреблено словосочетание "царство священников", имеющее иное звучание). См.: Библия. Исход. Глава 19. Стих 6.

<2> Основной считается вавилонская кодификация Священных книг, второй по значимости - иерусалимская. Об этом подробно - ниже.

 

Сделав это необходимое пояснение, перейдем к рассказу о первых заповедях, которые Моисей получил от Бога на горе Синай <1>.

--------------------------------

<1> См.: Исход. Глава 19. Стихи 2 - 3.

 

Они затрагивали самые важные стороны бытия.

Главной заповедью было единобожие. Она требовала: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Раскрывая ее содержание, следующая заповедь учила: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им".

Народ Моисея должен был свято хранить имя Господа. Поэтому третья заповедь указывала: "Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно".

Первые три заповеди были увековечены четвертой. Она установила, что один день недели - суббота - полностью принадлежал Богу: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; А день седьмый суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его".

Народ скрепляла не только единая вера, но и прочная связь поколений. Поэтому пятая заповедь гласила: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе".

Следующие заповеди установили запреты, хранившие внутриобщинный мир:

"Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 20. Стихи 1 - 17.

 

Заповеди были начертаны перстом Божиим <1> на двух каменных скрижалях откровения <2>. Прижимая их к груди, Моисей спустился с горы Синай. 40 дней и 40 ночей не было его в стане народа Израиля. Он был убежден, что его ждут. Ведь на горе Синай он беседовал с Богом. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что о нем забыли, его не ждут, многие безумно пляшут вокруг сделанного ими тельца. В гневе Моисей разбил скрижали, бросив их на землю <3>, и, встав в воротах стана, воскликнул: "Кто Господень - ко мне!" И собрались к нему все левиты - служители Бога. И, мечами прокладывая путь, они вырвались за пределы стана. И пало в тот день около 3000 человек.


--------------------------------

<1> Там же. Глава 31. Стих 18.

<2> Там же. Глава 32. Стихи 15.

<3> См.: Исход. Глава 32. Стих 19.

 

После тех кровавых событий Моисей поставил свой шатер вдали от всех и назвал его скинею собрания, чтобы каждый ищущий Господа мог прийти туда и молиться Ему <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 33. Стихи 7, 8.

 

Некоторое время спустя Господь приказал Моисею вытесать новые скрижали. А когда они были готовы, опять призвал на гору Синай <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 34. Стихи 1, 2.

 

Там, на вершине горы, Господь повелел высечь на скрижалях прежние заповеди и заключил с ним Завет служения Богу. Исполняя его, народ Моисея не должен был вступать в союзы с жителями обетованной земли, но должен был разрушить их жертвенники, сокрушить их идолов, вырубить их священные рощи.

Народ Моисея должен был служить только Господу. Завет запрещал им поклоняться другим богам, делать себе литых богов, а также брать жен из других народов, чтобы они не ввергли сынов Израиля в соблазн идолослужения. Они должны были соблюдать религиозные обряды и праздники и посвящать Господу первые плоды земли, перворожденных детей мужского пола и первый приплод домашнего скота.

В дополнение к первым десяти заповедям (Декалогу) Завет служения ввел новые нормы. В частности, он требовал предоставления отдыха не только в дни субботние, но и во время посева и жатвы. И устанавливал пронзительную по силе воздействия заповедь: "Не вари козленка в молоке матери его" <1>. Такие нормы должны были стереть с людских душ коросту цинизма и жестокости.

--------------------------------

<1> Там же. Стих 26.

 

В течение многих дней Моисей возвращался на гору Синай, где записывал новые законы и заповеди. Вместе с Декалогом и Заветом служения они составили первый свод законов - Книгу завета <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 24. Стих 7.

 

Для той эпохи это был удивительный по содержанию документ, который исходил из двух основных идей: справедливости и внутриобщинного мира.

Первая редакция Книги завета включала в себя следующие группы норм.

Первая регулировала отношения, связанные с рабством.

Если в рабство попадал еврей, он должен был отработать только шесть лет, а в седьмой год должен был выйти на свободу без выкупа. Вместе с ним свободу обретала его рабыня-жена <1>.

--------------------------------

<1> См.: Исход. Глава 21. Стихи 2, 3.

 

Книга завета запрещала продавать на чужбину иудеек, оказавшихся в рабстве. Их не могли лишать пищи, одежды, права на супружескую жизнь. Если не исполнялось хотя бы одно из этих требований, рабынь отпускали на волю <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Вторая группа норм описывала насильственные преступления - убийства и причинение вреда здоровью, которые карались по принципу зеркально отраженного действия:

"Если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб" <1>.


--------------------------------

<1> Там же. Стихи 23 - 25.

 

В основном эти правила применялись в тех случаях, когда жертвой преступления становился свободный человек. В отношении рабов они не действовали. Но отметим, что в Книге завета были другие нормы, направленные на их защиту. Так, раб должен был обрести свободу, если во время расправы хозяин выбивал ему глаз или зуб <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 26, 27.

 

Третья группа норм определяла ответственность владельцев домашних животных <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 28 - 36.

 

Четвертая группа норм установила составы имущественных нарушений - хищений, поджога виноградников и полей, неисполнения обязательств хранения и т.д. <1>. При этом Книга завета подчеркивала: имущественные споры должны решаться только судом: "О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 22. Стихи 1 - 15.

<2> Там же. Стих 9.

 

Пятая группа норм определила ответственность за нарушения нравственно-религиозных норм: обольщение девиц, ворожбу, скотоложство, поклонение другим богам <1>.

--------------------------------

<1> Исход. Стихи 16 - 20.

 

Шестая группа норм закрепила гарантии прав наиболее слабых слоев общества:

"Пришельца не притесняй и не угнетай его; ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами. Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него; она одеяние тела его: в чем будет он спать? Итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу; ибо Я милосерд" <1>.

--------------------------------

<1> Исход. Глава 22. Стихи 21 - 27.

 

Седьмая группа норм касалась судоустройства. Этой теме посвящены многие нормы Книги завета. С одной стороны, она требовала уважения к суду, обращаясь к каждому члену общины: "Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стих 28.

 

С другой стороны, она призывала к подлинному правосудию, устанавливая нормы, которые не утратили значения и в наши дни:


"Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. И бедному не потворствуй в тяжбе его... Не суди превратно тяжбы бедного твоего. Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 23. Стихи 1 - 3, 6 - 8.

 

Закрепляя общий принцип судебного рассмотрения споров, Книга завета вместе с тем требовала хранить добрососедские отношения со всеми: "Если найдешь вола врага своего или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 4, 5.

 

Восьмая группа норм определяла основы ведения хозяйства. "Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее; а в седьмый оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиной твоею.

Шесть дней делай дела твои, а в седьмый день покойся, чтоб отдохнул вол твой и осел твой, и успокоился сын рабы твоей и пришлец" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 10 - 12.

 

И наконец, девятая группа норм была посвящена основам религии: утверждению единобожия, религиозным праздникам, духовному единению народа <1>.

--------------------------------

<1> См.: Исход. Глава 23. Стихи 13 - 19. Подробнее см. также: Левит.

 

По повелению Моисея для хранения каменных скрижалей был сделан Ковчег откровения. Вместе с Книгой завета он хранился в скинии собрания, которая стала местом пребывания Господа среди сынов Израиля <1>. Когда от нее поднималось облако, они отправлялись в путь, следуя за облачным столбом днем и за столбом огненным ночью <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 29. Стихи 43 - 45.

<2> Там же. Глава 14. Стихи 21 - 2.

 

Они часто возвращались к горе Синай, на которой Моисей получал новые заповеди. В основном они были направлены на укрепление нравственных устоев общества.

"Будьте предо Мною святы, - учил Господь, - ибо Я свят" <1>. Святость запрещала обнажаться перед родными по плоти и крови, прелюбодействовать, совершать иные оскверняющие землю деяния - мужеложство и совокупление с животными <2>. "Земля, - предупреждал Моисей, - низвергает с себя тех, кто совершает их, а Господь истребляет их души" <3>.

--------------------------------

<1> Левит. Глава 20. Стих 26.

<2> Там же. Глава 18. Стихи 6 - 24.

<3> Там же. Стихи 28, 29.

 

Многие нормы были направлены на пробуждение сострадания к ближнему.

"Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской. Он должен быть у тебя как наемник, как поселенец... Потому что они - Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской; не должно продавать их, как продают рабов. Не господствуй над ними с жестокостию, и бойся Бога твоего" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 25. Стихи 39 - 43.

 

Книга завета требовала поддерживать нищих и обездоленных. При этом не допускалось давать под проценты деньги и иные ценности: "Если брат твой обеднеет, - учила она, - то поддержи его, чтобы он жил с тобою, не бери от него роста и прибыли" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 35, 36.

 

Цель таких заповедей была предельно ясной. Они должны были создать нравственно здоровое общество, основанное на началах справедливости и милосердия. Книга завета требовала: "Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга... Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого, и пред слепым не кради ничего, чтобы преткнуться ему... Не восставай на жизнь ближнего твоего... Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя... Не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении... Будьте предо Мною святы, ибо Я свят" <1>.

--------------------------------

<1> Левит. Глава 19. Стихи 11, 13 - 18, 35.

 

Защищая нравственные устои общества, Книга завета ставила еще одну цель - сохранение божественного порядка вещей. Она запрещала ворожить и заниматься гаданием, делать надрезы на теле, вызывать мертвых <1>. Среди этих норм особого внимания заслуживает одно положение, не утратившее своего значения и в наши дни: "Скота твоего не своди с иною породою, поля твоего не засевай двумя родами семян" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Стихи 26, 28, 31; Глава 20. Стих 26.

<2> Там же. Глава 19. Стих 19.

 

Там же, на горе Синай, в Книгу завета были внесены нормы, посвященные имущественным, главным образом земельным, отношениям.

Центральное место в их ряду занимало следующее положение: "Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля, вы пришельцы и поселенцы у Меня" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 25. Стих 23.

 

В развитие этой нормы было установлено: прежний собственник либо его ближний родственник может в любое время выкупить землю, проданную за долги. Было установлено несколько исключений из этого правила, в частности в отношении жилых домов, построенных в городе, обнесенных стеной. Их можно было выкупить в течение года. По истечении этого срока дома переходили в постоянное владение новых собственников.

Особые положения были предписаны в отношении левитов. Принадлежавшие им земли не подлежали продаже. Это было их вечное владение. В отличие от других собственников, они сохраняли бессрочное право на выкуп жилых домов, построенных в городе.

Кроме того, Книга завета требовала исполнения заповедей обетованной земли о посвящении Богу каждого седьмого года. Тогда нельзя было засевать поля, обрезать виноградные лозы, собирать урожаи, потому что плоды земли в тот год принадлежали всем.

А через семь субботних лет, в десятый день седьмого месяца, в день очищения, наступал благословенный юбилейный пятидесятый год, когда все жители Израиля обретали свободу. В тот день каждый должен был вернуться в свой дом и вернуть утраченные владения. И в тот год никто не мог заниматься полевыми работами. И каждый мог питаться плодами земли <1>.

--------------------------------

<1> См.: Левит. Глава 25. Стихи 8 - 13.

 

Народ Израиля шел в обетованную землю, обещанную Господом. Укрепляя его дух, Моисей говорил: "Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед; в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо и из гор которой будешь высекать медь" <1>.

--------------------------------

<1> Второзаконие. Глава 8. Стихи 7 - 9.

 

Народ слушал Моисея, но не верил, знал, но не исполнял заповеди, обретенные на горе Синай. Он желал жить, не подчиняясь чьей-либо воле. Начинались волнения. Нередко они переходили в жестокие бунты, которые столь же жестоко подавлялись.

За это народ Израиля должен был понести наказание. "Никто из людей сего злого рода, - повторял Моисей слова Бога, - не увидит доброй земли". И только их сыновьям, еще не познавшим добро и зло, было суждено овладеть обетованной землей <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 1. Стихи 34, 35, 39.

 

40 лет длилось странствие народа Израиля по пустыне. Законы, обретенные на горе Синай, постепенно меняли его. Менялась и Книга завета. В ее текст вносились новые положения, которые развивали прежние либо закрепляли новые заповеди.

Одним из самых сложных был вопрос о разделе земли. Книга завета установила общий принцип его решения: земельные угодья должны распределяться по жребию между 11 коленами соразмерно с численность каждого из них. Более многочисленное колено Израиля получало больший удел <1>.

--------------------------------

<1> См.: Числа. Глава 26. Стихи 52 - 55.

 

И только левиты как служители Бога не участвовали в разделе земли. Но все другие колена были обязаны отдавать им десятую часть своих доходов <1>. Помимо этого, в обетованной земле они должны были получить 48 городов с прилегающими полями <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 18. Стих 24.

<2> Там же. Глава 35. Стихи 7.

 

Был определен также порядок наследования земельной собственности. Она передавалась сыновьям. Если их не было, земля переходила к дочерям. Если же не было и дочерей, земля передавалась в следующей очередности: к братьям, братьям отца, иным близким родственникам из колена наследодателя <1>.

--------------------------------

<1> См.: Числа. Глава 27. Стихи 8 - 11.

 

Кроме того, Книга завета содержала нормы, призванные увековечить принадлежность земельных владений. В частности, она установила: "Каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих. И всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 36. Стихи 7, 8.

 

Развивая прежние заповеди, Книга завета подчеркивала недопустимость пролития крови. "Кровь оскверняет землю, - было записано в ней, - земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровию пролившего ее" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 35. Стих 33.

 

За убийство было одно наказание - смерть - не только по суду, но и по праву кровной мести: "Мститель за кровь сам может умертвить убийцу; лишь только встретит его, сам может умертвить его" <1>. Возможность спасения была оставлена только тем, кто совершил убийство непреднамеренно. Они могли получить убежище в одном из городов, выделенных левитам в обетованной земле <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Стих 19.

<2> Там же. Стихи 6, 11.

 

Вместе с тем был вновь подтвержден общий принцип единообразного применения законов: "Для вас, общество Господне, и для пришельца, живущего у вас, устав один, устав вечный в роды ваши... Закон один и одни права да будут для вас и для пришельца, живущего у вас" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 15. Стихи 15, 16.

 

Долгое странствие подходило к концу. 40 лет прошло с его начала. Народ Израиля искупил свою вину и мог войти в обетованную Землю. Но там его ждали новые испытания. Поэтому Моисей дополняет Книгу завета, уточняя ее содержание, восполняя пробелы, формулируя более совершенные нормы. Эти новеллы вошли в ее текст под названием "Второзаконие" <1>.

--------------------------------

<1> Существует другая, достаточно распространенная точка зрения, что Второзаконие было создано уже после смерти Моисея и действовало после раскола Израиля в Северном царстве. Однако есть много фактов, опровергающих подобную трактовку Второзакония. Как отмечал Александр Мень, "с исторической и психологической точек зрения нет оснований сомневаться в том, что такое "повторение Закона" имело место". См.: Александр Мень. На пороге Нового Завета. М., 2004. С. 367. Такой вывод подтверждают и структурный анализ, и особенности юридико-технического оформления Второзакония.

 

Новые заповеди начинались с напутствий Моисея к народу:

"Итак, Израиль, слушай постановления и законы... соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего... Храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь... И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей..." <1>.

--------------------------------

<1> Второзаконие. Глава 4. Стихи 1, 2, 6 - 8.

 

Как и в первой редакции Книги завета, начальные заповеди посвящались Богу и призывали крепить веру в Него.

Моисей писал: "Помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом, и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек... Итак, храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 8. Стихи 2 - 6.

 

Главной заповедью была любовь к Богу: "Люби Господа, Бога твоего, - учил Моисей, - всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии... в сердце твоем" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 6. Стихи 5 - 9.

 

Эта любовь должна была проявляться в добрых и справедливых поступках. И Второзаконие учило: "Делай справедливое и доброе пред очами Господа" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 6. Стих 18.

 

Прежде всего оно призывало к милосердию. "Не будьте впредь жестоковыйны" <1>, - наставлял закон. "Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим. Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается" <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 10. Стих 16.

<2> Там же. Глава 15. Стихи 7, 8.

 

Развивая прежнюю норму об освобождении евреев из рабства, Второзаконие обязывало хозяев не только отпускать их на волю по истечении шести лет, но и снабжать их от стад и иного имущества тем, чем благословил их Господь. Назидая, закон учил: "Не считай этого для себя тяжким, что ты должен отпустить его от себя на свободу; ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника" <1>.

--------------------------------

<1> Второзаконие. Глава 15. Стихи 12 - 14, 18.

 

Второзаконие установило много других норм, направленных на то, чтобы защитить обездоленных. Оно позволяло им входить в чужие виноградники и есть досыта ягоды, но не брать их с собой. Разрешалось также заходить на чужие поля и срывать колосья руками, но нельзя было срезать их серпом <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 23. Стихи 24, 25.

 

Не допускалось брать в залог верхние и нижние жернова, чтобы не обречь бедных людей на голодную смерть. Подкрепляя эту норму, закон указывал: тот, кто нарушает такой запрет, берет в залог душу <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 24. Стих 6.

 

Было запрещено забирать у вдовы одежду <1>. Было установлено также, что наемный работник должен получать плату за свой труд в тот же день, до захода солнца, чтобы он не воззвал к Господу и не было на работодателе греха <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Стих 17.

<2> Там же. Стих 15.

 

Второзаконие призывало быть милосердными ко всем живым существам. Так, оно наставляло: "Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми. Мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 22. Стихи 6, 7.

 

Оно запрещало заграждать рот волу, когда он молотит <1>, и уничтожать во время войны плодовые деревья на чужой земле <2>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 25. Стих 4.

<2> Там же. Глава 20. Стихи 19, 20.

 

Но милосердие Второзакония имело пределы. Милосердие не распространялось на народы, которые поклонялись другим богам. Подтверждая прежние заповеди, Второзаконие указывало: "Не вступай с ними в союз и не щади их. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам... Но поступайте с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканы их сожгите огнем. Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Глава 7. Стихи 2 - 6.

 

Милосердие не распространялось также на тех, кто нарушал нравственные устои общества, угрожал его существованию или покою. Так, они предписывали: если сын буйный и непокорный не повинуется голосу отца своего и голосу матери своей, то они должны взять его и привести к старейшинам города и сказать им, что их сын буен и непокорен и не слушает их слов; тогда все жители города должны были побить его камнями до смерти, истребляя зло из своей среды <1>.







Date: 2016-02-19; view: 569; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию