Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть. § 1. Отрасли публичного права





 

§ 1. Отрасли публичного права

 

Конституционное право

 

Основной закон - Конституция Демократической социалистической Республики Шри-Ланка исходит из того, что носителем суверенитета является народ, который пользуется им и осуществляет его следующим образом: законодательная власть осуществляется Парламентом, состоящим из избираемых представителей народа и народом путем референдума; исполнительная власть осуществляется избираемым народом Президентом Республики; судебная власть осуществляется Парламентом посредством судов, трибуналов и органов, создаваемых и учреждаемых Конституцией или создаваемых и учреждаемых на основании закона; основные провозглашенные и признанные Конституцией права соблюдаются, развиваются и защищаются всеми органами управления и не могут быть уменьшены, ограничены или запрещены, кроме как в порядке и объеме, установленном конституционно; избирательное право осуществляется путем выборов Президента Республики и членов Парламента, а также путем референдума.

В соответствии с гл. III основными конституционными правами признаны: свобода мысли, совести и вероисповедания (ст. 10); свобода от пыток (ст. 11), право на равенство, свобода от произвольного ареста, задержания и наказания, а также запрещение уголовного законодательства, имеющего обратную силу (ст. 13); свобода слова, собраний, объединений, передвижений (ст. 14) и др.

Президентом Республики Шри-Ланка на основании ст. 31 Конституции страны может быть выдвинут в качестве кандидата признанной политической партией любой гражданин, а также, в случае если он является избранным членом законодательного органа, - любой иной политической партией или избирателем. Ни одно лицо, избранное на должность Президента народом дважды, не может иметь права быть избранным на такую должность народом вновь. Права и обязанности Президента страны определены ст. 33 Конституции. Так, Президент Республики назначает с одобрения Парламента премьер-министра, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. Президенту Республики предоставлены иные широкие полномочия: право лично возглавлять Кабинет министров, распускать парламент и назначать новые выборы в любое время по истечении года работы высшего законодательного органа, вносить предложения об утверждении результатов всенародного референдума и др.

Парламент. Законодательным органом является Национальная Государственная Ассамблея - однопалатный Парламент, состоящий из 225 депутатов, избираемых сроком на шесть лет, но не обязательно в те же годы, что и Президент Республики. Все 225 парламентариев избираются от округов пропорционально численности населения.

Следует отметить, что на основании ст. 148 Конституции страны Парламент осуществляет полный контроль над государственным бюджетом: ни один налог или какой-либо иной сбор не может быть установлен каким-либо местным органом власти или каким-либо другим государственным органом власти, кроме как на основании или в силу закона, принятого Парламентом, или любого другого существующего закона. Все налоги, подать, местные налоги и обязательства, а также вся другая прибыль и получаемые финансовые средства Республики формируют единый Консолидированный Фонд.

Провинции. Шри-Ланка подразделяется на восемь административных провинций: Западную, Сабарагамува, Северо-Восточную, Северо-Западную, Ува, Северо-Центральную и Южную, и указанные провинции состоят из 23 округов. Провинциальные власти подотчетны выборным провинциальным советам.

Согласно гл. VIIA Конституции Шри-Ланки в каждой провинции учреждается Совет провинции и в каждой провинции страны учреждается должность губернатора, который назначается Президентом Республики посредством написанного от руки приказа и занимает свое место до тех пор, пока это не угодно Президенту. Совет провинции может с соблюдением Конституции представить Президенту заявление с рекомендацией смещения с должности губернатора на основании того, что он умышленно нарушил Конституцию, виновен в неправомерном поведении или коррупции, включая превышение своих полномочий или виновен во взяточничестве, преступлении, включающем в себя аморальные действия. Резолюция о представлении такого заявления должна быть принята не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета.

 

Уголовное право и процесс

 

Основным источником уголовного права на Шри-Ланке является индийский Уголовный кодекс (УК) (1860 г.), который был введен по указанию английских колониальных властей на смену римско-голландскому праву. Наряду с УК в Шри-Ланке действует ряд законодательных актов, изданных в дополнение к нему. В частности, в 1962 г. был издан Закон об уголовном праве, который предусмотрел новую редакцию специальные положения ст. 115 УК. В соответствии с указанной статьей каждый, кто готовится, покушается свергнуть законное Правительство Цейлона, подлежит смертной казни или тюремному заключению на срок от 10 до 20 лет с конфискацией имущества.

В связи с этим следует отметить, что среди видов наказания, предусмотренных УК, - смертная казнь, строгое заключение (с каторжными работами), простое заключение, порка плетьми, конфискация собственности и штраф. По УК Шри-Ланки смертная казнь как обязательная мера наказания предусматривается за убийство (разд. 296), доведение до самоубийства (разд. 299), дачу или фабрикацию ложного свидетельства, если оно повлекло осуждение и казнь невиновного лица (разд. 191). Кроме того, смертная казнь в качестве альтернативной меры наказания, предусматривается за попытку свержения правительства; покушение на убийство Президента Республики или члена Правительства, полицейского, военнослужащего или должностного лица государства (ст. 23 Правил о чрезвычайном положении); уничтожение имущества, если это повлекло или было направлено на лишение жизни, ограбление или злоупотребление (ст. 24 Правил о чрезвычайном положении); за незаконную перевозку или хранение опасного оружия или веществ (ст. 35 Правил о чрезвычайном положении). Законом о ядах, опиуме и опасных наркотиках в 1984 г. смертная казнь была установлена за хранение наркотиков или их изготовление.

УК Шри-Ланки в целом основан на английской модели, значительные отступления от демократических стандартов судопроизводства были сделаны в связи с активной террористической деятельностью тамильских сепаратистов. Еще в 1962 г. указанный Закон об уголовном праве предоставил генеральному инспектору полиции или любому уполномоченному им чиновнику право подвергать аресту без судебного приказа любое лицо, подозреваемое в подготовке или совершении любого преступления против государства, - такое лицо может содержаться под арестом в течение 60 дней.

В 1973 г. Парламент Республики принял Закон об отправлении правосудия, призванный заменить унаследованный от колониальных времен судебный процесс на более упрощенный и быстрый и отменивший 13 законов и ордонансов, включая Ордонанс о судах и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) (1898 г.), охватив судебную власть, уголовное, завещательное и апелляционное производство и аннулирование протоколов судебного заседания. Позднее две главы Закона об отправлении правосудия (об уголовном и апелляционном производстве) были заменены Законом об Уголовно-процессуальном кодексе (1979 г.), а третья (о судах) была существенно изменена действующей Конституцией.

В ст. 13 Конституции провозглашено запрещение уголовного законодательства, имеющего обратную силу, а также гарантируется в числе основных свобод личности свобода от произвольного ареста и задержания и наказания. Однако арест, содержание под стражей, задержание или иное лишение лица свободы, совершенное на основании судебного приказа о высылке из страны, или приказа о депортации, изданного на основании положений Акта об эмигрантах и иммигрантах, или Акта об Индо-Цейлонском соглашении (реализации) от 1967 г. N 14, не противоречат положениям указанной статьи. Согласно действующему законодательству задержанный и арестованный должны быть доставлены судье в течение 24 часов и имеет право на освобождение до суда под залог и во всех делах обвиняемый имеет право на помощь адвоката.

Большинство уголовных дел рассматривается судами магистратов, высокие суды слушают дела о преступлениях, влекущих заключение на срок более двух лет или штраф более 1500 рупий. Суд присяжных, состоящий из семи человек, предусмотрен только по наиболее серьезным делам: о преступлениях против государства, умышленных убийствах, изнасилованиях, он выносит обвинительный вердикт не менее чем пятью голосами. Следует отметить, что Закон о предупреждении терроризма (1979 г.) приостановил деятельность суда присяжных в отношении дел о тяжких преступлениях, совершенных на почве этнической розни. Обвинение поддерживается генеральным атторнеем, генеральным солиситором или государственным адвокатом. Основной апелляционной инстанцией является Апелляционный суд, решения которого могут быть обжалованы в Верховный суд Шри-Ланки только по существенным вопросам права.

Следует выделить, что гражданские и некоторые уголовные дела в Шри-Ланке должны сначала поступать в примирительное ведомство до передачи на судебное разбирательство.

 

§ 2. Отрасли частного права

 

Гражданское право

 

Шри-Ланка имеет несколько систем частного права, при действии которых римско-голландское право, измененное законами и по-новому (в английском духе) истолкованное судами, официально является основной, базовой частноправовой системой страны. Английское общее право применяется к торговым контрактам, торговой собственности и ко многим другим торговым и гражданско-правовым отношениям. Практически все статутное право основано на английских нормах, но римско-голландское право продолжает сохранять сильные позиции в сфере семейного права и права собственности. Из английского общего права заимствован институт траста. Некоммерческие контракты также в целом подчиняются римско-голландскому праву, но деликтное право имеет в зависимости от вида деликтов как римско-голландское, так и английское происхождение.

Тамилы в вопросах личного статуса и ряде других руководствуются своим персональным правом, основанным преимущественно на индуистских традициях. В отношении некоторых вопросов вещного права, к примеру сервитутов, оно является территориальным и применяется ко всем, кто владеет собственностью в северной провинции, где тамилы составляют большинство населения.

Кандийское и мусульманское право применяется соответственно к кандийским сингалам и мусульманам в вопросах личного статуса (брак, развод, наследование и др.). В 1995 г. был принят Закон о повышении минимального брачного возраста для женщин с 12 до 18 лет, однако это требование не распространяется на браки, заключаемые среди мусульман. У сингалов и особенно у тамилов сохраняются пережитки кастового строя, хотя закон признает полное равноправие всех каст. Общие правила наследования по закону кодифицированы в Ордонансе о брачных правах и наследовании (Matrimonial Rights and Inheritance Ordinance), изданном еще в колониальный период. Помимо этого, действуют специальные законы для лиц, подчиняющихся тамильскому, кандийскому и мусульманскому праву.

Денежная единица - рупия Шри-Ланки; основные статьи экспорта - текстиль, одежда, чай, драгоценные камни, каучук, кокосовые орехи. Коммерческое (торговое) право имеет почти целиком английское происхождение. Ордонанс об акционерных обществах (1961 г.) и Ордонанс о компаниях (1938 г.) были копиями соответствующего британского законодательства и действуют с незначительными изменениями. В настоящее время эта сфера регулируется Законом о компаниях (1982 г.), кооперативы действуют на основе Закона о кооперативных обществах (1972 г.). Принятый в колониальное время Ордонанс о векселях (Bills of Exchange Ordinance) основан на Английском законе о векселях (English Bills of Exchange Act). Вместе с тем вексельная правоспособность подчиняется римско-голландскому праву. Ланкийское законодательство о банкротстве основано на Английском законе о банкротстве (1849 г.).

Отношения интеллектуальной собственности регулируются основанным на английском праве Кодексом об интеллектуальной собственности (1979 г.), регулирующим промышленные образцы, патенты, торговые марки, авторское право, фирменные наименования и иные виды интеллектуальной собственности.

Действующая Конституция Шри-Ланки, следуя индийскому образцу, установила, что развитие страны должно осуществляться посредством публичной и частной экономической деятельности при их планировании и контроле. В период независимости приняты Закон о Национальном совете планирования (1956 г.), Закон о страховых корпорациях (1961 г.), национализировавший страховое дело, Закон о защите потребителей (1979 г.), Закон о Комиссии по ценным бумагам (1987 г.) и др.

Можно отметить, что Закон Шри-Ланки об аграрной реформе (1972 г.) установил максимальный размер собственности сельскохозяйственных земель в 50 акров.

С конца 1970-х гг. Шри-Ланка приступила к полномасштабным рыночным реформам, что способствовало расширению объема инвестиций в экономику страны. В 1978 г. был принят Закон об иностранных инвестициях, направленный на их привлечение. В настоящее время Шри-Ланка имеет шесть свободных экономических зон, именуемых также зонами экспортного производства или поощрения инвестиций. Следует отметить в связи с этим, что в 2010 г. ВВП Шри-Ланки достиг 106,50 млрд. долл., ВВП на душу населения - 1,1 тыс. долл. Уровень инфляции в 2010 г. составил 5,9% (3,4% в 2009 г.); уровень безработицы - 5,2% (5,8% в 2009 г.); уровень бедности - 7,6% (15% в 2007 г.). В 2010 г. объемы экспорта выросли на 13,3% и составили 8,029 млрд. долл., расходы на импорт выросли на 34,9% и составили 13,772 млрд. долл. <1>. Ключевыми статьями экспорта являются продукция швейной промышленности, чай, каучук, драгоценные камни, кокосовые орехи. Главные позиции импорта - высокотехнологичная продукция, промышленное и бытовое оборудование, продукция машиностроения, нефть и нефтепродукты, товары широкого потребления и продукты питания.

--------------------------------

<1> См.: Меламед И.И., Абрамов А.Л., Коржубаев А.Г. Указ. соч. С. 620.

 

Основными организационно-правовыми формами предприятий, регистрируемых в Шри-Ланке, являются: закрытая компания с ограниченной ответственностью, открытая компания с ограниченной ответственностью, народная компания, партнерство, совместное предприятие, оффшорная компания, холдинги, дочерние компании. Так, например, согласно требованиям Закона Шри-Ланки о компаниях оффшорная компания не имеет статуса юридического лица. Она выступает в качестве представительства, дочерней компании или филиала иностранной компании. Как правило, оффшорная компания занимается проверкой качества продукции, решает маркетинговые задачи, анализирует местный рынок, ищет и поддерживает связи с поставщиками и т.д.

Оффшорные компании освобождаются от налогообложения в Шри-Ланке, если весь бизнес ведется за пределами страны. Статус оффшорной компании может получить любое предприятие независимо от того, было ли оно учреждено на территории Шри-Ланки или за ее пределами. Такие компании должны быть зарегистрированы в Реестре. После уплаты требуемой суммы и предоставления свидетельства из банка о внесении на счет компании суммы в размере 100 тыс. долл., которая пойдет на оплату расходов предприятия, регистратор выдает ему свидетельство о регистрации. Оффшорные компании освобождаются от необходимости несения других расходов. Все предприятия, ведущие свою деятельность на территории Шри-Ланки, независимо от своей организационно-правовой формы, должны периодически подавать финансовые и иные отчеты, которые заверяются местными аудиторами.

Вопросы, связанные с иностранными инвестициями, находятся в компетенции Управления инвестициями Шри-Ланки. В целом для иностранных инвесторов нет ограничений на участие в местных предприятиях, за исключением некоторых видов деятельности, доля иностранного капитала в которых может быть лимитирована. Например, в банковских учреждениях доля иностранного капитала не может превышать 49%; в компаниях, которые осуществляют жилищное строительство и занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых, - не более 40%; в страховых компаниях допустимая доля иностранного капитала определяется в каждом конкретном случае Правительством страны. Управление инвестициями имеет полномочия определять для компаний с иностранными инвестициями различные налоговые льготы, а также освобождать их от таможенных пошлин и валютного контроля.

Кроме того, зарубежные инвесторы имеют право на свободный перевод прибыли в соответствии с требованиями Закона о контроле импорта и экспорта и на ряд иных преимуществ. После получения предприятием этих преимуществ они сохраняются на протяжении всего срока существования компании и не могут быть отменены даже последующими правительственными постановлениями. Налоговые и другие льготы предоставляются компаниям, которые работают в сфере высоких технологий, предприятиям, инвестирующим в строительство новых заводов, в средства производства и оборудование. Резидентные компании (т.е. те, которые были учреждены на территории Шри-Ланки или полностью контролируются офисом, который расположен на территории страны), а также иностранные компании, получающие доход из источников в Шри-Ланке, облагаются подоходным налогом по ставке 35% на чистую прибыль.

Кроме того, в стране взимается налог с денежных переводов. Он составляет 1/3 от общего объема переводов за границу или 1/9 налогооблагаемой прибыли компании в зависимости от размера суммы. Дивиденды до вычета налогов, получаемые акционерами-нерезидентами (физическими и юридическими лицами) от компаний-резидентов, облагаются налогом, который удерживается с источника выплат, в размере 15%. Размер налога на импорт товаров и услуг составляет 12,5%. Шри-Ланка подписала Соглашение об избежании двойного налогообложения с рядом государств, включая Россию. К примеру, Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 150-ФЗ ратифицировано Соглашение, заключенное между Правительством Российской Федерации и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и подписанное в г. Москве 2 марта 1999 г.

 

Трудовое право

 

Трудовое право Шри-Ланки не кодифицировано: в этой сфере действуют более 50 законодательных актов, в том числе Ордонанс о компенсациях трудящимся (1934 г.), Ордонанс о занятости женщин, молодежи и детей (1956 г.), а также Закон о праздничных днях (1959 г.) и др. За работниками законодательно закреплены и соблюдаются на практике права на объединение в профсоюзы, коллективные переговоры, забастовку. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка относится к странам со средним ИРЧП (0,658), занимая 91-е место в мире после Китая и Сальвадора, за ней следуют Таиланд и Габон <1>. По индексу качества жизни Шри-Ланка с показателем 53 на 121-м месте в мире после Белоруссии, России и Замбии <2>.

--------------------------------

<1> http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2010_RU

<2> http://www.linternationalliving.com/qofl2010

 

Date: 2016-02-19; view: 647; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию