Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3. Буддистская традиция права 3 page





--------------------------------

<1> Семека Е.С. История буддизма на Цейлоне (Сангха в древности и в Средние века). С. 85.

 

Продолжая, Е.С. Семека отмечает, что на всем протяжении древнего и средневекового периодов сингальской истории в обязанности царя входило постоянно "заботиться о чистоте буддийского учения" и в случае появления каких-либо толков, искажающих догматы веры, "очищать доктрину", преследуя и наказывая "еретиков".

С согласия, под покровительством и при участии царя Ватагамани примерно в 80 г. до н.э. была проведена работа по записи палийского канона Трипитаки. Священные тексты были записаны на пальмовых листьях и сложены в три корзины: одна - для текстов Винайи, которые регулировали жизнь сангхи; вторая - для текстов Сутр, в которых были отражены высказывания Будды и его ближайших учеников, а также истории их жизни; третья - для текстов Абхидхармы, философских трактатов, в которых систематизировалось учение Будды.

Запись и систематизация священных текстов позволили сохранить их, но не предотвратили расколы внутри самой сангхи, несмотря на все усилия таких великих теологов, как Буддхагхоса (примерно 370 - 450 гг.), и таких мудрых правителей, как Датусена (459 - 477 гг.), Могаллана I (491 - 508 гг.), Аггабодхи V (718 - 724 гг.), Махинда II (777 - 799 гг.), Виджайябаху (1055 - 1110 гг.) и др.

Расколы сотрясали не только сангху, разделенную на три основных течения, но и государство. Летописи Ланки сохранили много свидетельств междоусобных войн, дворцовых переворотов и народных волнений, а также ярких картин произвола властителей. Так, они рассказывают о том, как после смерти Могаллана I "королевские чиновники и сановники думали только о взятках, а сильные этой земли притесняли слабых" <1>.

--------------------------------

<1> Culavamsa. Op. cit. Chapter XLI.

 

Но наиболее страшные бедствия наступили во время нашествия чолов, захвативших Ланку в 1017 - 1070 гг. и разрушивших устои государства и общества. "Чулавамса" так описывает злодеяния правителей того времени: "Живущие обманом... они отнимали силой имущество добропорядочных людей даже без предъявления обвинений в соответствующих преступлениях. Ненасытные и жаждующие денег, они выжимали посредством чрезмерных налогов из народа все средства, подобно тому как из сахарного тростника под прессом выжимают сахар... Как жадные арендаторы, которые берут на время в свое управление деревни, полностью и навечно лишенные какого-либо достоинства, полностью лишенные королевской гордости, превратно понимающие благополучие, как собственное так и чужое, не встречая каких-либо препятствий в своих действиях, так жили все эти правители, забывшие пути добра и древних обычаев" <1>.

--------------------------------

<1> Culavamsa. Op. cit. Chapter LXI.

 

Восстановить устои государства и общества было суждено королю Параккамабаху I (1123 - 1186 гг.). Примечательны следующие его слова: "Прежние глупые короли, не знавшие правильное ведение дел государства, причиняли из своих прихотей много вреда народу и сангхе... Если мне удастся объединить Ланку под единым покровом моей власти, я постараюсь вновь возродить сангху и народ" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. Chapter LXIX.

 

Эту идею он последовательно проводил и в дальнейшем. Позже, добившись власти над значительной частью страны, он провозгласил: "Цари прошлого, которые отвернулись от забот о процветании мирян и сангхи, которые из-за страсти, ненависти, страха и заблуждений потеряли дорогу, причиняли огромное зло народу, притесняя его бесчисленными налогами и совершая иные подобные поступки. Но теперь люди пусть впредь будут счастливы, и пусть сангха Великого Мудреца, отравленная смесью сотен еретических учений, разобщенная тремя братствами и наводненная многочисленными бессовестными бхиккху, которые только и думают о том, как бы набить свое брюхо, находящаяся, хотя не прошло еще пяти тысяч лет, в состоянии упадка, пусть эта сангха снова обретет прочность. Тем людям благородного происхождения, которые повсеместно угнетались, я с радостью верну положение, принадлежащее им по праву, и стану для них защитником, как того требует традиция. Для тех, кто ищет помощи, я с радостью предоставлю помощь, и как облако, которое проливает благодатный дождь во всех четырех частях земли, так и я буду постоянно проливать для них дождь даров" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. Chapter LXXIII.

 

Параккамабаху I объединял царство не только силой, но и милосердием. Так, направив войска против враждебного царства, он требовал: "Отныне мы должны предоставлять тем врагам, кто сдается, свободу от наказаний и нашу защиту" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. Chapter LXXV.

 

Была реформирована система налогообложения. Налоги были снижены, с тем чтобы их бремя не было чрезмерным. И вместе с тем были предприняты меры, исключавшие хищения собранных средств. Наведение порядка в государственных финансах позволило осуществить широкую программу строительных и ирригационных работ, организацию больниц и приютов для престарелых и сирот. Царь Параккамбаху I требовал проявлять милосердие не только к людям, но и ко всем живым существам. С этой целью были установлены дни, когда запрещались охота и рыбная ловля и каждому существу гарантировалось сохранение жизни.

Но "золотой век" буддийского царства Параккамабаху был недолгим. Вскоре после его смерти началась борьба за трон, которая расколола государство.

Тибетские цари Дхармы. Согласно преданиям, записанным в тибетском "Светлом зерцале царских родословных" <1>, буддизм стал утверждаться в Стране вечных снегов в правление Сонгцен Гампо (Сронцангамбо) <2>.

--------------------------------

<1> Автором "Зерцала" считается Сакья Сонам Гьялцэн, живший в 1312 - 1375 гг.

<2> Предположительно правил в 617 - 650 гг.

 

Его жены - дочь царя Непала и дочь императора Китая - были ревностными приверженцами буддизма. Они убедили Сонгцен Гампо принять новую религию.

В страну были приглашены буддийские священники, которые создали новый тибетский алфавит и осуществили перевод многих священных книг. Началось строительство буддийских храмов.

Царь, как повествует "Светлое зерцало", распространял "совершенное учение" Будды, заставляя ленивых трудиться и приобщая нерадивых к вере. Он был покровителем всех живых существ, и "законы его были в соответствии с верой" <1>.

--------------------------------

<1> Светлое зерцало царских родословных. Л., 1961. С. 23.

 

Известно, что Сонгцен Гампо составил три кодекса законов, основанных на принципах и дисциплине буддизма <1>. По оценке буддийского историка XVIII в. Сумба-Кхамбо Ешей Балдора, это были "действительные законы высшего учения" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Тулку Тхондуп Ринпоче. Развитие буддизма в Тибете (http://dazan.spb.ru/buddhism/countries/tibet).

<2> Сумба-Кханбо Ешей Балдор. Пагсам-Джонсан (История и хронология Тибета). Новосибирск, 1991. С. 19.

 

К сожалению, летописи сохранили только отдельные фрагменты текстов первых буддийских законов. В частности, упоминаются четыре основных закона, запрещавших убийство, воровство, прелюбодеяние и лжесвидетельство. Остались свидетельства о законах, устанавливающих 10 недобродетельных действий и 16 нравственных принципов <1>.

--------------------------------

<1> См.: French R.R. The Golden Yoke. The Legal Cosmology iof Buddhist Tibet. N.Y. 2002. P. 41,42.

 

Буддизм позволил укрепить царство Сонгцен Гампо. Как отмечал Л.Н. Гумилев, буддийские монахи не были связаны с крамольными вельможами, а их опыт и знания, несомненно, использовались для налаживания более совершенных форм правления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гумилев Л.Н. Легенда и действительность в древней истории Тибета (http://lib.riis.ec/b/162846/read#r28).

 

Летописи не сохранили свидетельств о формах правления, установленных Сонгцен Гампо. Но некоторое представление о них можно составить по тексту присяги, которую приносили подданные его царства:

"Никогда мы не будем неверными царю Сонгцен Гампо, его сыновьям и потомкам!

Никогда и ни каким-либо образом мы не проявим неверность царю и его детям!

Никогда мы не будем искать себе других повелителей!

Никогда мы не подмешаем яд им в пищу!

Никогда мы первыми не обратимся к царю!

Если кто-либо из наших детей, сыновей или дочерей проявит неверность, мы никогда не скажем, что они проявляют верность!

Никогда наши сыновья не будут вступать в дружбу с теми, кто проявляет неверность!

Если мы узнаем, что кто-либо проявляет неверность царю, мы никогда не будем скрывать это!

Никогда мы не будем высказывать клевету либо проявлять зависть в отношении наших товарищей, которые не поступают неправильно!

Если нас назначат чиновниками, никогда мы не будем поступать несправедливо по отношению к тем, кто будет подчинен нам!

Никогда мы не будем проявлять неповиновения приказам царя, какими бы они ни были" <1>.

--------------------------------

<1> Dunhuang chronicle // David Snellgrove & Hugh Richardson. P. 27, 28.

 

После смерти Сонгцен Гампо буддизм был вытеснен языческой религией бон, которая до этого господствовала в Тибете в течение многих столетий.

Буддизм в Тибете был возрожден вторым царем Дхармы Трисонг Деценом (Тисрондэцаном) <1>, пригласившим в Тибет великих индийских гуру Шантаракшиту и Падмасамбхаву. Вскоре сформировалась первая сангха Тибета, центром которой стал знаменитый монастырь Самье. В нем был создан первый буддийский университет Тибета и осуществлен перевод с санскрита многих священных текстов Учения Будды. Там же произошла знаменитая двухлетняя дискуссия между китайским монахом Хошаном и индийским учителем тантрического буддизма Камалшилой. Царь Трисонг Децен принял сторону последнего, и с тех пор на Тибете установился тантрический буддизм.

--------------------------------

<1> Предположительно правил в 755 - 797 гг.

 

В "Светлом зерцале" описан интересный эпизод, касающийся истории законодательства. Приглашенный в Тибет знаменитый гуру Ачарья Бодисатва обвинил царя в том, что он принимает несправедливые законы: "Сначала Вы создаете законы для могущественных людей... Потом Вы создаете законы для всех остальных". Поэтому, как утверждал гуру, они "очень быстро теряли свою силу" <1>.

--------------------------------

<1> Светлое зерцало царских родословных. Л., С. 31.

 

Судя по всему, он противопоставлял светские законы и духовные заповеди буддизма. Ведь первые не были нужны, когда в жизни утверждались вторые. И неслучайно "Светлое зерцало" не упоминает законов царя Трисонг Децена, но особо подчеркивает, что в его правление "подданные Тибета подчинились десяти нравственным законам буддизма и стали жить счастливо" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 44.

 

Реформы Трисонг Децена продолжил его сын Мунэцанбо. В память об отце он установил обряд почитания книг канона Трипитаки и принял несколько законов, которые должны были окончательно утвердить буддизм в стране. С этой целью он обратился к своим подданным с требованием отдать принадлежавшее им "золото, серебро, бирюзу, жемчуг и тому подобное имущество, какое есть, исключая скот и оружие". Это имущество он предполагал разделить между всеми подданными поровну. Цель этой реформы царь сформулировал так: "Между моими подданными, между людьми не должно быть разделения на богатых и бедных" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 46.

 

Но его воля осталась неисполненной. Три раза он предпринимал попытки проведения уравнительной реформы, но безуспешно. Как повествует летопись, "богатые были, как и прежде, богаты, а бедные были, как и прежде, бедны". Сломить несправедливый социальный строй царь так и не смог. А вскоре он был убит, процарствовав на троне только год и девять месяцев <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 46, 47.

 

Новый расцвет буддизма наступил в правление царя Ралпачана (815 - 838 гг.). Он назначил настоятеля монастыря Самье главой государственного совета и издал несколько эдиктов, укреплявших положение сангхи. В частности, было установлено, что каждые семь семей Тибета должны были содержать одного монаха. В его правление была проведена большая работа по систематизации священных текстов.

Оценивая его правление, "Светлое зерцало" отмечало: "Могущественный царь Ралпачан, заботясь о великом, драгоценном учении Будды, наделил монашество властью. Законы духовные и законы светские находились в соответствии с учением Будды. Он оказал почитание монастырям, воздвигнутым его предками в Лхасе, Самье, Карчуне. Подданные подчинились десяти нравственным законам. Повсеместно перестали люди воровать, грабить, обманывать и т.п. Все сановники и подданные, которым не нравилась вера, оказались сильно стесненными в своих действиях" <1>.

--------------------------------

<1> Светлое зерцало царских родословных. Л., С. 53, 54.

 

Был составлен заговор. И великий царь Дхармы был убит. После его смерти начались гонения на буддистов. Лишенная нравственных начал, Тибетская империя ослабла, а вскоре прекратила свое существование, расколовшись на множество соперничавших между собою княжеств.

Описывая эти события, автор "Светлого зерцала" писал: "После него (Ралпачана. - В.Л.) могущество правителей прекратилось подобно дождю. Царские законы, основанные на десяти нравственных принципах, были подобны потухшей связке хвороста, а добродетели подданных Тибета были подобны лампаде, в которой совсем кончилось масло. Счастье, которое сопутствовало государственной власти, исчезло, словно радуга на небе. Стали происходить дьявольские деяния, подобные преступлениям, которые бывают в плохих странах. Умные, творящие добро люди были забыты, как забываются сны. Не оказывали уважения ученым и священнослужителям, и они удалились в другие страны. Переводчики буддийских книг бежали, а сановники и подданные, которым нравилась вера, подвергались тяжелому угнетению, так что не оставалось у них никакого выхода..." <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 55.

 

Эти события привели к распаду Тибетской империи. Она раскололась на несколько враждующих между собой княжеств, которые вскоре попали в вассальную зависимость от Китая.

И только через несколько столетий буддизм вновь возвращает утраченные позиции, опираясь на собственные силы, а не на светскую власть.

В 1260 г. внук Чингисхана Хубилай провозгласил своего буддийского учителя Пагба-ламу "наставником государства" и дал ему титул Далай-ламы. Через несколько веков, в 1642 г., Далай-лама V при помощи монгольских войск распространил свою власть на весь Тибет. Была установлена теократическая форма правления, центром которой стала Лхаса. Она существовала до 1959 г., когда Тибет был захвачен Китаем.

 

§ 3. Буддийское право и современность

 

Пути развития буддийского права. Буддизм, вытесненный из Индии индуизмом, остановленный на Западе исламом и христианством, широкими волнами распространялся на Юг, Север и Восток. На Юге, помимо Ланки, он утвердился на многих островах Индийского океана. На Севере он завоевал Тибет, а вслед за ним Монголию и земли некоторых других народов. Еще более успешным было продвижение буддизма на Восток. Он стал религией значительной части населения Китая, Кореи, Японии. Практически полностью он покорил страны Юго-Восточной Азии: Бирму, Лаос, Таиланд, Камбоджу и Вьетнам.

Буддизм укоренялся в различных по уровню экономического развития странах, которые имели особые уклады жизни, свои обычаи и традиции. И буддизм приспосабливался к меняющимся обстоятельствам, приобретая разные черты и оттенки. Соответственно, менялось и буддийское право.

Одним из самых ярких его памятников стал Великий семнадцатистатейный закон наследника Сётоку ("Конституция" Сётоку), принятый в 604 г., через 10 лет после признания буддизма государственной религией Японии.

Этот акт представляет особый интерес. Поэтому его текст будет представлен полностью. Но, прежде чем обратиться к нему, я должен сделать два замечания. Во-первых, отметим, что в этом акте наряду с ценностями буддизма отражены многие традиционные верования синтоизма, наставления конфуцианства, а также уроки предшествующего государственного и правового развития Японии <1>. Во-вторых, обращает внимание отсутствие в нем привычных для нас норм права, что неслучайно, поскольку его основной целью, в точном соответствии с идеологией буддизма, было стремление убедить, а не принудить к исполнению его велений. Сделав эти необходимые замечания, я оставляю читателей наедине с этим актом:

--------------------------------

<1> Семь статей акта - 4, 8, 9, 11, 13, 15 и 16 отражают иные, в основном конфуцианские представления об искусстве управления.

 

"Двенадцатый год Суйко, лето; в четвертой луне, в день тигра, в новолуние, в день дракона наследник престола лично впервые составил закон из семнадцати статей.

Статья первая гласит: Цените согласие, ведь основа всего - дух несопротивления. Все люди входят в группировки, наносящие вред государству, а мудрых мало. Поэтому некоторые не повинуются ни отцу, ни государю, а также враждуют с людьми из соседних селений. Напротив, при согласии в верхах и дружелюбии в низах, при согласованности в обсуждениях дела пойдут естественным порядком, и какие тогда дела не осуществятся?

Статья вторая гласит: Ревностно почитайте три сокровища; эти три сокровища суть: Будда, дхарма и сангха. Они - последнее прибежище созданий четырех рождений и наивысшие объекты поклонения во всех странах. Все миры, все люди почитают дхарму. Мало людей очень плохих; если их наставлять хорошо, то они последуют по истинному пути. Исправить их можно только с помощью этих трех сокровищ.

Статья третья гласит: Почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их. Государь - это небо; вассалы - земля. Небо покрывает землю, а земля поддерживает небо. И тогда четыре времени года сменяют друг друга и все в природе идет своим чередом. Когда же земля возжелает покрыть небо, то это приведет к разрушению. Поэтому если государь изрекает, то вассалы должны внимать. Если высшие приказывают, то низшие должны подчиняться. Поэтому, почтительно воспринимая государевы указы, обязательно соблюдайте их. Несоблюдение указов, естественно, поведет к общему упадку.

Статья четвертая гласит: Сановники и чиновники! В основу своей деятельности положите ритуал. Основа управления народом, безусловно, в соблюдении ритуала. Если высшие не соблюдают ритуала, то среди низших нет порядка. Если низшие не соблюдают ритуала, то непременно возникают преступления. Поэтому если сановники и вассалы соблюдают ритуал, то положение рангов не нарушается. Если простой народ соблюдает ритуал, то и государство управляется естественно.

Статья пятая гласит: Избавьтесь от чревоугодия, откажитесь от жадности и справедливо разбирайте поступающие жалобы. Ведь жалоб простого народа за один день накапливается до тысячи. Если даже за один день столько жалоб, то сколько их наберется за годы. В последнее время лица, разбирающие жалобы, сделали обычаем извлекать из этого личную выгоду и выслушивать заявления после получения взятки. Поэтому-то жалоба имущего человека подобна камню, брошенному в воду, а жалоба бедняка подобна воде, политой на камень. Из-за этого бедный народ не знает пристанища. Именно в этом есть нарушение истинного пути наших вассалов.

Статья шестая гласит: Наказание зла и поощрение добра - хорошее древнее правило. Поэтому не скрывайте добра людей, а заметив зло, обязательно исправляйте его. Льстецы и обманщики - острое орудие для подрыва государства; они - остроконечный меч, разящий народ. Подхалимы весьма охотно говорят высшим об ошибках низших, а при низших злословят об ошибках высших. Подобные люди всегда неверны государю и немилосердны к народу, а это является источником больших неурядиц.

Статья седьмая гласит: Каждый человек должен иметь свои обязанности, и дела управления должны быть разграничены. Когда умного человека назначают на должность, тотчас же слышатся похвалы. Когда же беспринципный человек занимает должность, то многочисленны беспорядки. В мире мало мудрецов, мудрость есть следствие глубоких размышлений. Нет больших и малых дел; все дела непременно будут улажены, если на должности будут приняты способные люди. И тогда не будет срочного и несрочного. При умных людях все естественно улаживается. Таким образом, государство будет вечным, и страна будет в безопасности. Поэтому-то в древности мудрые государи искали способных людей на посты, а не искали постов для людей.

Статья восьмая гласит: Сановники и чиновники! Приходите раньше на службу и позднее уходите. Государственные дела не допускают нерадивости. Даже за весь день трудно их завершить. Если будете приходить поздно на службу, не управитесь со срочными делами. Если же будете уходить рано, безусловно, не завершите всех дел.

Статья девятая гласит: Доверие есть основа справедливости. В каждом деле должно быть доверие. Добро и зло, успех и неуспех, безусловно, зиждутся на доверии. Если сановники и вассалы будут доверять друг другу, то любые дела осуществятся. Если сановники и вассалы не будут доверять друг другу, то все разрушится.

Статья десятая гласит: Избавьтесь от гнева, отбросьте негодование и не сердитесь на других за то, что они не такие, как вы. У каждого человека есть сердце, а у каждого сердца есть свои наклонности. Если он прав, то я неправ. Если я прав, то он неправ. Я не обязательно мудрец, а он не обязательно глупец. Оба мы только обыкновенные люди. Кто может точно определить меру правильного и неправильного? Оба мы вместе и умны и глупы, подобно кольцу без концов. Поэтому если даже он и сердится на меня, то я сам, напротив, должен опасаться сделать ошибку. Хотя, возможно, я один и прав, но должен следовать за всеми и действовать одинаково с ними.

Статья одиннадцатая гласит: Справедливо оценивайте заслуги и провинности, обязательно награждайте и, соответственно, наказывайте. Временами награды дают не по заслугам, а наказания - не по вине. Сановники, ведающие государственными делами! Выявляйте заслуживающих как награды, так и наказания.

Статья двенадцатая гласит: Государевы контролеры провинций и наместники провинций! Не облагайте простой народ излишними налогами. В стране нет двух государей, у народа нет двух господ. Государь есть господин народа всей страны. Назначенные им чиновники все суть вассалы государя; почему же они, наряду с казной, осмеливаются незаконно облагать своими налогами простой народ?

Статья тринадцатая гласит: Все назначенные государем чиновники должны одинаково хорошо исполнять свои служебные обязанности. Не заниматься служебными делами разрешается только в связи с болезнью или с отъездом по государеву поручению. Однако, когда вы сможете исполнять свои обязанности, то действуйте, как и прежде, в духе согласия. Чиновники! Не задерживайте государственные дела под предлогом того, что они к вам не относятся.

Статья четырнадцатая гласит: Сановники и вассалы! Не будьте завистливы! Если мы завидуем другим, то и другие завидуют нам. Беды от зависти не имеют своего предела. По этой причине если кто-либо превосходит нас по уму, то мы не радуемся; если кто-либо превосходит нас по способностям, то мы завидуем ему. Поэтому умного встречаешь только раз в пятьсот лет, а одного мудреца трудно найти и раз в тысячу лет. Однако как будет управляться страна без умных людей и мудрецов?

Статья пятнадцатая гласит: Отвернуться от личного и повернуться к государственному есть истинный путь вассалов. Если человеком овладевает личное, то им обязательно овладевает злоба; а если человеком овладевает злоба, то у него обязательно будут разногласия с другими людьми. При разногласиях его личное вредит государственному. Когда возникает злоба, то она направляется против порядка и нарушает законы. Поэтому, как сказано в статье первой, взаимное согласие высших и низших есть дух и данной статьи.

Статья шестнадцатая гласит: Привлекать народ к выполнению трудовой повинности в соответствующее время года есть древнее хорошее правило, поэтому народ должно использовать в зимние месяцы, когда у него свободное время. С весны до осени, в сезон обработки полей и шелковицы, народ трогать нельзя. Если не обрабатывать полей, то чем же питаться? Если не обрабатывать шелковицу, то во что же одеваться?

Статья семнадцатая гласит: Важные дела нельзя решать одному, их обязательно нужно обсуждать со всеми. С малыми делами проще, обсуждать их со всеми не обязательно. Если же рассматривать важные дела единолично, то допустимы сомнения в наличии ошибки, а при согласовании со всеми ваши суждения могут получить надежное обоснование" <1>.

--------------------------------

<1> Попов К. Законодательные акты средневековой Японии. М., 1984. С. 23 - 26.

 

Буддийские ценности права, провозглашенные великим реформатором Сётоку, реализованы не были. А вскоре многие из них были забыты либо подвергнуты значительным изменениям. В ходе дальнейших реформ правители Японии ориентировались в основном на опыт Китая, заимствуя те модели правления, которые были обоснованы Шань Яном <1> и нашли отражение в китайском законодательстве. В частности, было осуществлено подчинение сангхи государству. Правители Японии назначали настоятелей монастырей и других иерархов буддийской церкви, превратив ее в инструмент государственного управления. Это обстоятельство стало одним из главных факторов длительного сохранения буддизма как государственной религии Японии.

--------------------------------

<1> См. ниже в разделе по конфуцианскому праву.

 

Иным образом его судьба складывалась в Китае и Корее - странах, через которые буддизм проник на Японские острова.

В Китае буддизм был провозглашен государственной религией в правление императора У-ди династии Лян (502 - 549 гг.). По его повелению были отменены многие обряды конфуцианства и даосизма. Были приняты новые законы, основанные на идеалах буддизма. В частности, запрещены жертвоприношения животных и ограничено применение смертной казни для людей Но статус государственной религии сохранялся непродолжительное время. Три века спустя, в правление императора У-цзуна, начались гонения на буддизм, которые подорвали политическое и экономическое положение китайской сангхи.

Во многом аналогичным образом ситуация сложилась и в Корее. Статус государственной религии был придан буддизму правителями эпохи Корё (X - XIV вв.). Под его влиянием в законодательство вносятся существенные изменения. В частности, в 958 г. отменяется рабство. Однако это положение сохранялось недолго. Уже к середине XIII в. буддизм сдает позиции конфуцианству. А с 1392 г., с приходом к власти династии Лу, утрачивает силу. Собственность буддийских монастырей была передана государству. Численность монашеского корпуса ограничена. Строительство новых монастырей запрещено.

Буддизм не смог сохранить господствующее положение и в ряде других государств, например в империи Шриваджайи (VII - XIII в.), центром которой был остров Суматра. На ее руинах утвердился ислам.

Более устойчиво буддизм развивался в странах Юго-Восточной Азии, создавших несколько ярких памятников буддийского правотворчества. Так, в одном из первых буддийских государств - Пагане, основанном в середине IX в. на территории современной Мьянмы (Бирмы), был принят ряд законов, которые тщательно сверялись на предмет их соответствия палийскому канону Тхеравады. А с тем чтобы население их не забывало, было принято решение высекать законы в камне. В частности, в эдикте о краже была следующая норма: "Должно быть сделано четыреста сорок четыре камня с текстом эдикта... В каждой деревне, имеющей более пятидесяти домов, должен быть установлен такой камень. В дни полнолуния все жители деревни должны собираться вокруг него с музыкой и подношениями даров. И глава деревни, облаченный в церемониальные одежды, должен громко зачитать текст камня перед всем собранием" <1>.

--------------------------------

<1> Thai Law: Buddhist Law. Essays on the Legal History of Thailand, Laos and Burma. Edited by A. Huxley. Chatuchak. 1996. P. 9.

 

В Пагане были созданы несколько комментированных сборников буддийских законов - дхамататов (dhammathats). Самый древний из них был составлен в 1084 г. в поэтической форме. В 1174 г. появился более полный свод, написанный в прозе. В дальнейшем, после распада государства Паган (в период между 1274 - 1315 гг.), именно они служили образцами буддийского правотворчества Юго-Восточной Азии <1>.

Date: 2016-02-19; view: 902; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию