Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 1. Конфуцианская традиция права 6 page
-------------------------------- <1> Переломов Л.С. Указ. соч. С. 59.
Эти перемены были закреплены в ныне действующей Конституции Китая 1982 г. Как и предшествующие конституции, она твердо проводит линию на закрепление идеалов социализма. Так, ст. 1 провозглашает: "Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики" <1>. -------------------------------- <1> Современное законодательство Китайской Народной Республики. М., 2004. С. 24 - 55.
Вместе с тем в ней появились отдельные нормы, свидетельствующие о стремлении к возрождению наследия Конфуция. В частности, ст. 22 устанавливает обязанность государства охранять историческое и культурное наследие. Конфуцианским духом пропитана ст. 24, которая обязывает государство усиливать "строительство социалистической духовной культуры путем широкого распространения высоких идеалов, нравственного и культурного воспитания, воспитания в духе соблюдения дисциплины и законности, разработки и осуществления всевозможных правил и памяток для разных категорий населения города и деревни". В Конституции появляется новый "сплав" социалистических и конфуцианских ценностей, которые хорошо иллюстрируется следующей нормой ст. 24: "Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму". Конституция исполняет и завет Конфуция о поддержке малых, прежде всего земледельческих, хозяйств. Так, ст. 8 указывает, что "сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд" и закрепляет право работающих в них лиц "хозяйствовать на приусадебных земельных участках и выделенных в личное пользование горных участках, а также заниматься домашним промыслом и разводить собственный скот". Впервые в конституционной истории Китайской Народной Республики индивидуальные и частные хозяйства были признаны "важной составляющей социалистической рыночной экономики" (ст. 11). Конституция 1982 г. определила новые контуры правовой системы Китайской Народной Республики, в которой все более отчетливо проявляются конфуцианские черты. Так, Закон Китая от 15 марта 1999 г. "О договорах" указывает, что при заключении и исполнении договоров стороны должны соблюдать не только требования законодательства и административных актов, но и нормы общественной морали (ст. 7) <1>. По своей сути это конфуцианский подход к регламентации договорных отношений. -------------------------------- <1> См.: Закон Китайской Народной Республики "О договорах" // Современное законодательство Китайской Народной Республики. М., 2004. С. 198.
Конфуцианство оказало заметное влияние и на Гражданский процессуальный кодекс КНР. Наряду с привычными для таких актов задачами в его текст введены конфуцианские по своей природе установки о "разделении правды и неправды" и примирении сторон (ст. 2). Примечательны следующие положения Кодекса о примирении сторон: "Статья 85. Народные суды при рассмотрении гражданских дел на основе принципа добровольности сторон, исходя из установленных фактов, разделяя правду и неправду, производят примирение сторон... Статья 87. Народный суд, производя примирение, может пригласить соответствующие организации и частных лиц для оказания содействия. Приглашенные организации и частные лица должны оказывать народному суду содействие по примирению сторон" <1>. -------------------------------- <1> Гражданский процессуальный кодекс Китайской Народной Республики // Там же. С. 275.
Конфуцианское содержание вложено во многие нормы "Общих положений гражданского права Китайской Народной Республики" 1986 г. Так, ст. 7 указывает, что в гражданско-правовой деятельности лица должны выполнять общественный и гражданский долг и не могут наносить ущерб общественным интересам. А ст. 83 устанавливает следующие нормы: "Все соседи по недвижимому имуществу должны в духе содействия производству и улучшению жизни, взаимной помощи, справедливости и разумности поддерживать правильные взаимоотношения друг с другом в таких вопросах, как распределение воды, проход через соседскую территорию, пользование освещением и т.д. В случае создания препятствий или причинения кому-либо вреда следует прекратить ущемление его прав, устранить препятствия, возместить убытки" <1>. -------------------------------- <1> Общие положения гражданского права Китайской Народной Республики // Современное законодательство Китайской Народной Республики. М., 2004. С. 185.
Достаточно полно конфуцианские ценности отражены во "Временном положении о государственных служащих" (1993 г.). В частности, акт устанавливает, что отбор сотрудников административных органов должен осуществляться на основе проведения "открытых экзаменов, строгой проверки, соответствия критериям сочетания моральных качеств и деловых способностей" (ст. 13) <1>. Помимо этого должны постоянно проводиться "всесторонние проверки государственных служащих по их моральным качествам, способностям, прилежанию, заслугам". При этом главное внимание должно обращаться на проверку практических успехов в работе (ст. 20). -------------------------------- <1> См.: Временное положение о государственных служащих 1993 г. // Там же. С. 109.
Те же критерии используются в регламентации вопросов о правах и обязанностях, поощрении и наказании государственных служащих (ст. ст. 6, 7, 28, 31). Но, безусловно, конфуцианские ценности наиболее широко проявляются в правоприменительной практике - в церемониях и обычаях, стереотипах поведения и моделях общения.
Date: 2016-02-19; view: 735; Нарушение авторских прав |