Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая часть





 

§ 1. Этапы формирования правовой системы

Китайской Народной Республики

 

Правовая система КНР в эпоху Мао Цзэдуна. Китайская Народная Республика является одним из наиболее успешно развивающихся государств современного мира. За прошедшие три с лишним десятилетия с начала осуществления Дэн Сяопином политики реформ и открытости (декабрь 1978 г.) китайское государство добилось значительных успехов в области экономического развития страны, повышения общего уровня благосостояния населения. Открытость внешнему миру и национально ориентированная политика руководства КНР способствовала возрождению и подъему экономики, масштабному притоку инвестиций из-за рубежа, укреплению социально-политической стабильности, повышению роли КНР на международной арене. Происходящие внутри Китая процессы с самого начала подкреплялись принятием целого ряда нормативных правовых актов, которые легли в основу зарождающейся правовой системы Китайского государства. Их исследование позволяет более полно понимать внутренние механизмы, которые ложатся в основу принятия тех или иных решений руководством КНР как внутри страны, так и на международной арене. Как справедливо отмечает авторитетный отечественный синолог Е.И. Кычанов, "чтобы узнать страну, надо знать ее право. Чтобы полнее изучить историю страны, надо изучить и историю ее права" <1>.

--------------------------------

<1> Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права (VII - XIII вв.). М., 1986. С. 3.

 

Правовая система КНР представляет собой уникальное правовое явление, включающее в себя характерные черты права стран социалистической системы, конфуцианские ценности, нормы традиционного (древнекитайского) права, а также принципы и нормы современного международного права. В своем развитии она прошла несколько основных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и характерными для соответствующего периода ее развития принимаемыми актами правотворчества.

На первом этапе (1949 - 1966 гг.) был заложен фундамент китайской государственности, и, как следствие, правовой системы нового Китая. Необходимо напомнить, что Китайская Народная Республика была образована 1 октября 1949 г. в результате длительного революционного процесса. В своей речи при открытии 1-й сессии Народного политического консультативного совета Китая (далее - НПКСК) (21 сентября 1949 г.) "великий кормчий" китайской революции Мао Цзэдун говорил: "За три с лишним года героическая Народно-освободительная армия Китая, армия, каких в мире немного, сокрушила наступление нескольких миллионов войск гоминьдановского реакционного правительства, получавшего помощь Соединенных Штатов Америки, а затем перешла в контрнаступление и в наступление" <1>.

--------------------------------

<1> Образование Китайской Народной Республики. Документы и материалы. М., 1950. С. 7.

 

Хотя не все районы Китая к этому времени были освобождены от войск гоминьдана (противоборствующая сторона в гражданской войне против коммунистической власти), тем не менее новые власти КНР сразу приступили к формированию основ правовой системы государства. "Фундамент новой китайской государственности закладывался на основе опыта административного управления и правосудия, а также законодательствования в освобожденных районах - главным образом сельских территориях, подконтрольных Компартии Китая и находившихся во враждебном окружении. Этот опыт имел большей частью локальный характер, к тому же на деятельность властей большое влияние оказывала военная обстановка" <1>.

--------------------------------

<1> Современное право КНР / Под общ. ред. Л.М. Гудошникова и Л. Кржижковского. М., 1985. С. 7.

 

Одним из первых китайские коммунистические власти отменили достаточно прогрессивное для того времени гоминьдановское законодательство: "Полная книга шести законов" (или шести отраслей права) ("Люфа цюаныпу") (в измененном виде до настоящего времени является стержнем правовой системы непризнанной большинством стран мира Китайской Республики на Тайване). В ней содержались законодательные нормы в сфере конституционного, гражданского, уголовного, административного (сюда включалось трудовое, финансовое, земельное право), материального и процессуального права. Отказ от гоминьдановского законодательства был вызван исключительно идеологическими причинами: оно признавалось реакционным, враждебным и даже не изучалось новыми властями. Взамен отмененного старого законодательства судам и правительственным органам было предложено руководствоваться установлениями, выраженными в программах, положениях, приказах, постановлениях и других документах, обнародованных народными правительствами и Народно-освободительной армией, а при их отсутствии - "политикой народной демократии". Несмотря на официальную отмену гоминьдановских законов, в практической деятельности работников старой юстиции до судебной реформы 1952 - 1953 гг. в некоторых судебных органах Китая их положения продолжали применяться.

Наряду с отменой "Полной книги шести законов" в основу формируемой правовой системы нового Китайского государства легло так называемое Законодательство освобожденных советских районов Китая, которое активно принималось коммунистами в период до образования КНР в районах, находящихся под их военным контролем <1>. Многими его современниками оно признавалось даже более прогрессивным, чем гоминьдановское. Так, например, впервые в тысячелетней истории Китая на законодательном уровне декларировалась свобода брака. Статья 1 Положения о браке в Китайской Советской Республике (вступило в силу 1 декабря 1931 г.) (первый нормативный акт освобожденных районов) устанавливала: "Заключение браков основано на принципе свободы; упраздняется вся феодальная система заключения брака по воле родителей, путем принуждения и купли-продажи; запрещается воспитание девочек в семье в качестве будущих жен сыновьям". Указанному положению вторит и ст. 4: "Заключение брака производится лишь с обоюдного согласия сторон, не допускается никакого принуждения одной из сторон или третьей стороны".

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Советские районы Китая. Законодательство 1931 - 1934. М., 1977.

 

Статья 9 нормативного документа впервые закрепила и свободу развода: "Устанавливается свобода развода; развод производится по обоюдному согласию мужа и жены, развод также производится и в случае категорического требования одной из сторон - мужчины или женщины". Однако уже на следующий год декларированная китайскими властями "свобода развода" претерпела "революционные" изменения. В ст. 11 Закона "О браке в Китайской Советской Республике" (обнародован 8 апреля 1932 г.) устанавливалось: "Жена бойца Красной армии, требующая развода, должна получить согласие своего мужа; однако, если на территории, где налажена связь, в течение двух лет не было никаких сведений о муже, то жена может обратиться в местное правительство с просьбой зарегистрировать развод; в местах, где переписка затруднена, жена может требовать развода, если в течение четырех лет она не имела никаких сведений о муже".

В основу зарождающейся правовой системы Китайского государства легли и положения многих других документов, принятых в советских районах. В первую очередь к ним относится Положение о выборах в Китайской Советской Республике (ноябрь 1931 г.), Положение о работе избирательных комиссий Китайской Советской Республики (декабрь 1931 г.), Закон "Об организации центральных органов Китайской Советской Республики" (февраль 1934 г.) и многие другие акты. Заложенные в них принципы плавно "перетекли" в акты правотворчества, принимаемые органами законодательной власти КНР в первые годы после образования государства. Так, согласно Положению о выборах в Китайской Советской Республике (1931 г.) целые категории граждан Китая были лишены избирательного права. К ним ст. 6 документа относила: 1) эксплуататоров чужого труда (включая кулаков); 2) лиц, живущих за счет доходов от земли и капитала и самих не работающих; 3) торговцев, капиталистов и их агентов, посредников и компрадоров; 4) религиозных проповедников, миссионеров, буддийских, даосских монахов, гадателей и всех, сделавших проповедование религии своим занятием; 5) полицейских, сыщиков, жандармов, чиновников, милитаристов гоминьдана и других реакционных правительств, а также членов реакционных группировок, выступающих против интересов рабочих и крестьян; 6) душевнобольных; 7) преступников, по решению суда отбывающих наказание; 8) членов семей категорий лиц, перечисленных в п. п. 1 - 5.

Уже после образования в 1949 г. КНР данные категории граждан также подпали под ограничения в пассивном и активном избирательном праве, что явилось следствием заложенных еще в 30-х и 40-х гг. принципов борьбы с противниками революционного режима.

Сразу после образования КНР новые власти приступили к активной правотворческой деятельности для создания основ правовой системы государства. Первыми законодательными актами того времени стали: Закон КНР "О браке", продолживший традиции семейного законодательства освобожденных районов (принят ЦНПС 13 апреля 1950 г.), Закон КНР "О земельной реформе" (принят ЦНПС 28 июня 1950 г.), Положение о наказаниях за контрреволюционную деятельность (утверждено ЦНПС 20 февраля 1951 г.), Временное положение "Об охране государственной тайны" (принято ГАС 1 июня 1951 г.), Положение "О наказаниях за коррупцию" (принято ЦНПС 18 апреля 1952 г.) и многие другие документы.

Как уже было отмечено выше, первым важным законом, принятым сразу после образования КНР, стал Закон "О браке" <1>. В гл. 1 "Общие положения" устанавливались его два основных принципа: 1) введение новой свободной системы брака ("уничтожается феодальная система брака, основывающаяся на произволе и насилии, господстве мужчины над женщиной и игнорировании интересов детей. Вводится в действие новая, демократическая система брака, основанная на свободном выборе вступающих в брак, единобрачии, равных правах мужчин и женщин и охране законных интересов женщин и детей") (ст. 1); 2) запрет на имеющие распространение в старом Китае брачные традиции ("запрещается двоеженство, взятие наложниц, принятие в семью девочек в качестве невест для сыновей, запрещается препятствовать вдовам свободно вступать в брак, запрещается также вымогательство денег или подарков в связи с вступлением в брак") (ст. 2).

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики Пер. с кит.; Под ред. Н.Г. Сударикова. М., 1955. С. 475 - 481.

 

Характерной особенностью Закона "О браке" является установление в его тексте уголовной ответственности за нарушение закрепленного в статье положения: "Если в результате нарушения свободы брака последовали смерть или увечье" (ч. 2 ст. 26). При отсутствии Уголовного кодекса в правовой системе КНР (вплоть до 1979 г.) к этому виду юридической ответственности привлекали согласно положениям разрозненных актов правотворчества. Так, согласно Положению о наказаниях за контрреволюционную деятельность "лица, поддерживающие связь с империалистами и предающие свою Родину, караются смертной казнью или пожизненным тюремным заключением" (ст. 3); "подлежат наказанию тюремным заключением на срок от 3 лет и выше, а при отягчающих обстоятельствах смертной казнью или пожизненным тюремным заключением лица, совершившие в контрреволюционных целях одно из нижеуказанных действий, направленных на подстрекательство и вызов недовольства:...3) контрреволюционная агитация, фабрикация и распространение ложных слухов" (ст. 10). В соответствии со ст. 3 Положения о наказаниях за коррупцию "лица, виновные в коррупции, подвергаются наказанию в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений согласно нижеуказанному порядку: 1) в случае, если присвоенная сумма превышает 100 млн. юаней, виновный приговаривается к лишению свободы сроком на 10 лет и выше или пожизненно, а в случае особо серьезных обстоятельств - к смертной казни".

Первым документом, имеющим для новообразованного Китайского государства характер Конституции, стала Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (далее - Общая программа НПКСК), принятая на его пленарной сессии 29 сентября 1949 г. Документ состоял из введения, семи глав, 60 статей. Эта "временная китайская Конституция" провозглашала общие принципы образованного государства (гл. 1), принципы организации государственной власти (гл. 2), особенности военной системы (гл. 3), основные направления экономической политики (гл. 4), политики в области культуры и просвещения (гл. 5), а также национальной (гл. 6) и внешней политики (гл. 7). Хотя документ был принят не законодательным органом власти (НПКСК - орган Единого народно-демократического фронта Китая) и имел политический характер, однако он являлся источником права КНР, так как играл роль Основного закона страны.

Общая программа НПКСК определяла КНР как государство новой демократии, осуществляющее под руководством рабочего класса демократическую диктатуру народа, основанную на союзе рабочих и крестьян и объединяющую все демократические классы и национальности Китая. В качестве политической основы КНР определялась система собраний народных представителей. До созыва первой сессии Всекитайского собрания народных представителей (далее - ВСНП) в 1954 г. некоторые его функции возлагались на сессии НПКСК, который одновременно являлся организационной формой Единого народно-демократического фронта. В Общей программе НПКСК провозглашались права, свободы и обязанности граждан, давалась характеристика новому экономическому строю, определялись задачи по повышению культурного уровня народа, постепенному введению системы всеобщего обучения и т.д. В Общей программе НПКСК провозглашался союз с СССР, странами народной демократии и угнетенными нациями.

Так, во введении Общей программы НПКСК провозглашалось, что "диктатура народной демократии в Китае является государственной властью Народного демократического единого фронта рабочего класса, крестьян, мелкой буржуазии, национальной буржуазии и прочих патриотических демократических элементов, основанной на союзе рабочих и крестьян и руководимой рабочим классом". К "общим принципам" новообразованного государства относилась обязательная "ликвидация всех особых прав и привилегий империалистических стран в Китае, конфискация бюрократического капитала с его передачей в собственность народного государства" (ст. 3). В ст. ст. 4, 5, 6 закреплялись гражданские права граждан КНР. Согласно ч. 1 ст. 12 устанавливался принцип народовластия в республике: "Государственная власть в КНР принадлежит народу. Органами осуществления народом государственной власти являются собрания народных представителей и народные правительства всех степеней". В качестве верховного органа государственной власти выступало ВСНП. Согласно ст. 49 "свобода передачи правдивой информации" защищается государством. "Запрещается использование печати для клеветы, подрыва интересов государства и народа и для подстрекательства к мировой войне". В заключительной статье Общей программы НПКСК закрепляется право КНР на предоставление "убежища иностранным гражданам, ищущим убежища в Китае в результате преследования со стороны правительств их собственных стран за поддержку народных интересов и за участие в борьбе в защиту мира и демократии".

20 сентября 1954 г., после пятилетнего существования нового Китайского государства, была принята первая Конституция КНР <1> . Работа над ее проектом велась специальной комиссией, созданной Центральным народным правительственным советом (ЦНПС). Хотя комиссию и возглавлял Мао Цзэдун, однако всей работой занимался Лю Шао-ци (председатель КНР в 1959 - 1968 гг., скончался от репрессий в годы "культурной революции") <2>. Основной закон состоял из введения, 4 глав, 106 статей. Принятие первой китайской Конституции явилось крупнейшим событием в государственно-правовой жизни страны, ее значение для правовой системы тогдашнего Китая трудно переоценить. Принятая Конституция 1954 г. своим содержанием очень походила на сталинскую Конституцию 1936 г. и устанавливала общие принципы деятельности государственных органов КНР (гл. 2), содержала перечень основных прав и обязанностей китайских граждан (гл. 3), закрепляла особенности государственной символики КНР (гл. 4). В ее основу также легла рассмотренная нами выше Общая программа НПКСК. В первой Конституции КНР широко используется и опыт международного конституционного строительства, в частности конституционного строительства социалистических стран.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики (1954 - 1958) / Пер. с кит.; Под ред. А.Г. Крымова и М.А. Шафира. М., 1959. С. 29 - 53.

<2> Более подробно см.: Лю Шао-ци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики. Конституция Китайской Народной Республики. Пекин, 1954.

 

Согласно ст. 1 Конституции КНР 1954 г. "Китайская Народная Республика есть государство народной демократии, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян". Таким образом, китайский законодатель закреплял руководящую роль рабочего класса в государстве совместно с крестьянами как основу народовластия. В ч. 1 ст. 2 закреплялся принцип принадлежности государственной власти народу в лице ВСНП и его местных собраний народных представителей (далее - СНП). В ст. 5 закреплялось право на существование следующих форм собственности: 1) государственная собственность, т.е. общенародная собственность; 2) кооперативная собственность, т.е. коллективная собственность трудящихся; 3) собственность капиталистов (в их отношении государство проводило политику "их использования, ограничения и преобразования" (ч. 2 ст. 10), при этом "государство запрещает любому лицу использовать частную собственность во вред общественным интересам" (ст. 14)).

Глава 2 Конституции была полностью посвящена вопросам государственной структуры КНР: ВСНП (разд. 1); Председатель КНР (разд. 2); Государственный совет (разд. 3); местные СНП и местные народные комитеты (разд. 4); органы самоуправления в районах национальной автономии (разд. 5); народный суд и народная прокуратура (разд. 6). Основные права и обязанности граждан КНР закреплялись в гл. 3 Конституции (ст. ст. 85 - 103). Так, в ст. 85 закреплялось равенство всех граждан КНР перед законом. Провозглашалась свобода слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций (ст. 87), свобода вероисповедания (ст. 88), неприкосновенность личности (ст. 89), неприкосновенность жилища и тайна переписки (ч. 1 ст. 90) и многие другие права. К основным обязанностям отнесено: 1) соблюдение Конституции и законов, дисциплины труда; общественного порядка, общественной морали (ст. 100); 2) плата налогов (ст. 102); 3) защита Отечества, военная служба (ст. 103).

Согласно Конституции 1954 г. ВСНП становилось единственным органом, осуществлявшим законодательную власть в стране. Значительные самостоятельные правотворческие полномочия были предоставлены Постоянному Комитету ВСНП (далее - ПК ВСНП). В систему высших органов власти Конституция ввела институт Председателя КНР, который представлял КНР в международных отношениях и возглавлял вооруженные силы, являясь председателем Государственного комитета обороны. В его функции входил также созыв Верховных государственных совещаний, вырабатывавших предложения "по важным государственным вопросам". Административный совет заменялся Государственным советом - центральным правительственным органом, ведавшим в полном объеме всеми сферами управления страной.

Конституция КНР 1954 г. явилась базой для последующего активного развития правовой системы страны. Вслед за первой китайской Конституцией на свет появились пять организационных законов КНР, устанавливающих принципы формирования и деятельности государственных органов КНР: Закон "Об организации Всекитайского собрания народных представителей" (принят 1-й сессией ВСНП 20 сентября 1954 г.); Закон "Об организации Государственного совета" (принят 1-й сессией ВСНП 1-го созыва 21 сентября 1954 г.); Закон "Об организации местных собраний народных представителей и местных народных комитетов" (принят 1-й сессией ВСНП 1-го созыва 21 сентября 1954 г.); Закон "Об организации народных судов" (принят 1-й сессией ВСНП 1-го созыва 21 сентября 1954 г.); Закон "Об организации народной прокуратуры" (принят 1-й сессией ВСНП 1-го созыва 21 сентября 1954 г.), а также важный Закон "О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей" (принят на 22-м заседании ЦНПС 11 февраля 1954 г.). Именно последним Законом устанавливаются категории граждан, лишенных законодателем пассивного и активного избирательного права (ст. 5): 1) помещичьи элементы, еще не изменившие по закону своей классовой принадлежности; 2) контрреволюционные элементы, лишенные по закону политических прав; 3) другие лица, по закону лишенные политических прав; 4) умалишенные.

В первое после образования КНР десятилетие (1949 - 1959 гг.) в стране было принято в общей сложности 114 правовых документов, среди которых 29 законов и постановлений, имеющих отношение к законам, принято Всекитайским собранием народных представителей за короткий период - с 1954 по 1959 г. (в среднем по 5,8 документа в год).

Важно отметить, что правовая система Китайского государства в рассматриваемый исторический период своего развития формировалась исключительно под влиянием советской юридической науки. Первая китайская Конституция, первые законы КНР - все разрабатывалось и принималось при непосредственном участии советских специалистов. Советский Союз первым среди государств мира признал новое народное правительство КНР и установил с ним дипломатические отношения (на второй день после официального образования КНР (2 октября 1949 г.)). 14 февраля 1950 г. между СССР и КНР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, а также Соглашение о Китайско-Чанчуньской железной дороге, Порт-Артуре и Дальнем Востоке, Соглашение о предоставлении КНР долгосрочного экономического кредита для оплаты поставок промышленного и железнодорожного оборудования из СССР.

Сразу после официального установления дипломатических отношений между двумя странами последовало командирование советских ученых-юристов в Китай для оказания помощи в формировании правовой системы страны. Не только законодательство, но сам фундамент юридической науки КНР был заложен советскими специалистами <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Чжунго жэньминь дасюе фасюеюань юань ши (История Института права Народного университета Китая) (1950 - 2010). Пекин, 2010. С. 33 - 40 (на китайском языке).

 

Во-первых, советские ученые-правоведы выступали в качестве юридических консультантов, а также читали лекции на юридических факультетах ведущих китайских вузов (Л.Д. Воеводин, К.К. Яичков, Н.Г. Судариков и др.).

Во-вторых, на стажировку в советские юридические институты были направлены китайские специалисты, которые проходили обучение в МГУ, МГИМО, Казанском государственном университете (юридические факультеты).

В-третьих, на китайский язык активно переводились советские законы и научные труды по юриспруденции.

И наконец, в-четвертых, система юридического образования была полностью скопирована со "старшего брата" Китая - СССР. Китайские ученые старшего поколения до сих пор благодарят нас за тот неоценимый вклад, который сделала Россия в первые годы становления правовой системы Китайского государства.

При Юридическом институте Народного университета Китая (аналог юридического факультета МГУ) создан единственный во всем Китае Музей китайско-советского сотрудничества в области юриспруденции, в котором представлены переведенные на китайский язык работы советских ученых, фотографии китайских студентов с советскими профессорами. На входе в Институт стоят кресла 60-х гг. прошлого столетия, на которых сидели выдающиеся советские ученые. Китайские ученые-правоведы тщательно оберегают добрую память о вкладе советских юристов в дело становления и развития правовой системы Китая.

Несмотря на активизацию правотворческого процесса после принятия первой китайской Конституции 1954 г., в стране так и не было принято ни единого кодифицированного акта правотворчества. Даже принятый для опытного применения в 1957 г. Уголовный кодекс нигде не публиковался и был лишь закрытой инструкцией для судебных и прокурорских работников <1>. Поэтому не существовало и сколько-нибудь целостной системы права, а сам процесс создания правовых основ государства был далек от своего завершения. Закрепленные в Конституции КНР права и свободы граждан не получали своей реализации на практике. Не было кодифицировано не только материальное, но и процессуальное право, что предоставляло широкие возможности китайскому правоприменителю по толкованию действующего законодательства в собственных интересах.

--------------------------------

<1> См.: Современное право КНР / Под ред. Л.М. Гудошникова и Л. Кржижковского. М., 1985. С. 27.

 

Ситуация в правовой системе КНР усугубилась в период так называемой "культурной революции" (1966 - 1976 гг.) (второй этап в истории формирования правовой системы КНР), когда в Китайском государстве были попраны все нормы закона, а право признано буржуазным пережитком. В этот период в Китае не было принято ни одного законодательного акта (принятая в 1975 г. новая Конституция КНР имела исключительно декларативный характер), фактически ликвидированной оказалась конституционная система государственных органов, уставные органы КПК и общественные организации. В основе "культурной революции" лежал тезис Мао Цзэдуна о том, что "без разрушения нет созидания. Разрушение - это критика, это революция" и его формула: "Только устроив великую смуту в Поднебесной, можно впоследствии создать там великий порядок" <1>.

--------------------------------

<1> Усов В.Н. Дэн Сяопин и его время. М., 2009. С. 447.

 

Согласно принятому ЦК КПК решению от 8 августа 1966 г. "революционные учащиеся" ("хунвэйбины") заранее освобождались от ответственности за совершенные в ходе кампании преступления. Первой известной жертвой пекинских "хунвэйбинов" стал писатель Лао Шэ (1899 - 1966 гг.), автор романов "Рикша", "Развод", "Записки о Кошачьем городе". Во время "культурной революции" закрепилась практика расправ на "судах масс" с участием десятков тысяч зрителей. Для подобных судилищ было характерно отсутствие процесса и закона. Многочисленные толпы "обвинителей" подвергали своих жертв издевательствам и глумлениям, обряжая их в колпаки, надевая на них различные надписи, и в таком виде водили по улицам городов и деревень. В помещениях учебных заведений и предприятий создавались самодеятельные тюрьмы, где незаконно содержались десятки тысяч заключенных, многие из которых погибали. В стране царил хаос и беспорядок, а уже разрушенные органы государственной власти не были способны взять под контроль создавшуюся ситуацию. Повсюду в общественных местах были вывешены сфабрикованные "обвинительные заключения" - так называемые дацзыбао (рукописная стенгазета), в которых содержались обвинения в ревизионизме и контрреволюции по отношению к различным категориям граждан.

В то время писали: "Все чисто юридические предосторожности и излишние церемонии, связывающие массы и не соответствующие революционной борьбе, надо без малейшего сожаления отбросить. Надо ясно представлять, что все необходимые нормативные установления, процедурные порядки предназначены для борьбы с врагами, а не для того, чтобы связывать нас самих. Мы должны применять революционную точку зрения классовой борьбы, а не метафизически относиться к различным установлениям закона" <1>. Главный идеолог "культурной революции" супруга Мао Цзэдуна Цзян Цин, выступая перед "красной молодежью", заявляла, что "войска общественной безопасности, прокуратура, Верховный народный суд - все это органы, пришедшие к нам от капиталистических государств. Они стоят над партией, над правительством; все они в конечном счете устанавливают надзор над нами, поставляют о нас черные материалы, все они являются бюрократическими органами" <2>.

--------------------------------

<1> Цзи Цюн. Цзин и бу икао жэньминь цюнчжун гунгу юй цзяцян жэньминь миньчжу чжуанчжэн (Опираясь на народные массы, укреплять и усиливать народно-демократическую диктатуру) // Политико-юридические исследования. 1965. N 1. С. 19 (на китайском языке).

<2> Гудошников Л.М. Произвол и насилие - основа политики маоистов // Проблемы Дальнего Востока. 1974. N 3. С. 70.

 

В эти годы произвола и беззакония погибло множество невинных граждан, а еще большее число было репрессировано. Как справедливо отметил видный отечественный исследователь Э.З. Имамов, в этот период "...невозможно говорить о существовании и действии в Китае права" <1>. Об этом свидетельствует и авторитетный исследователь китайского права профессор японец Инако Цунэо, который писал: "...в период "культурной революции" из центра поступало множество указаний, уведомлений, сообщений, которые содержали выражения "карается законом", "строго карается законом государства", "строго карается законоположениями государства". Однако и в данный период право существовало лишь в этих узких пределах. Упоминаемый в документах "закон" относился лишь к сфере уголовного права, направленного на поддержание порядка. Ничего конкретного о том, какие это "законы", не говорилось. Более того, сам факт неоднократного издания директивных документов свидетельствовал о том, что подобное "право" не восполняло действия подлинного права" <2>.

--------------------------------

<1> Имамов Э.З. Уголовное право Китайской Народной Республики. Теоретические вопросы общей части. М., 1990. С. 18.

<2> Инако Цунэо. Право и политика современного Китая. 1949 - 1975 гг. / Под ред. Л.М. Гудошникова и В.И. Прокопова. М., 1978. С. 208.

 

Перед самым окончанием "культурной революции" в стране была принята вторая Конституция КНР (17 января 1975 г.), которая упразднила пост Председателя КНР (главой государства становится Постоянный комитет ВСНП), значительно ограничила полномочия высшего и местных органов законодательной власти (ВСНП и местных СНП), закрепила за революционными комитетами статус постоянно действующих органов местных СНП и вместе с тем местных народных правительств. Конституция КНР 1975 г. по своей структуре была одинакова с предыдущей Конституцией 1954 г., однако число ее статей было значительно сокращено: со 106 до 30. Сокращениям подверглись основные главы Конституции: "Государственная структура" (гл. 2) и "Основные права и обязанности граждан" (гл. 3). Так, в гл. 3 китайский законодатель оставил лишь четыре статьи против ранее 19, были исключены многие основные права граждан. Оставлено право избирать и/или быть избранным, однако с указанием на существующие в стране ограничения в отношении установленных законом категорий лиц (ч. 1 ст. 27). Конституция 1975 г. содержит положение о борьбе с предательством и контрреволюционной деятельностью, о наказании лиц, ее совершающих (ч. 1 ст. 14), а также о лишении политических прав помещиков, кулаков, реакционных капиталистов и других вредных элементов (ч. 2 ст. 14).

Одним из главных отличий новой Конституции 1975 г. стало исключение из ее текста положений о советско-китайской дружбе и дружбе с другими странами социалистического лагеря. В годы "культурной революции" в среде китайских "хунвэйбинов" был в ходу лозунг об "освобождении Москвы" от реакционных и враждебных мировому коммунизму сил, поколение китайских ученых, с любовью относившихся к СССР, было подвергнуто жесточайшим репрессиям, которые коснулись и юридической науки КНР.

В результате "культурной революции" погибли сотни тысяч человек (по некоторым оценкам, несколько миллионов человек), миллионы были репрессированы. По признанию экспертов, 1966 - 1976 гг. стали для Китая потерянным десятилетием, которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха. В этот период было закрыто большинство учебных заведений, был дискредитирован профессорско-преподавательский состав. Был полностью разгромлен партийно-административный аппарат, дезорганизован производственный сектор экономики. Юридическая наука, правотворческая деятельность оказались разрушены. За годы "культурной революции" в Китае не вышло ни одной работы по юриспруденции, юридические факультеты были упразднены, интерес к праву был на нуле. Профессорско-преподавательский состав юридических факультетов в массовом порядке отправлялся в деревни на "перевоспитание" либо уничтожался как реакционный класс.

Правовые реформы КНР на рубеже XX и XXI столетий. После окончания "культурной революции", смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) и ареста основных ее руководителей ("банды четырех") правовая система КНР вступила в третий этап своего формирования и развития (1976 - 2001 гг.). Более точно можно сказать, что начался этап восстановления некогда порушенной в годы "культурной революции" правовой системы страны. В конце 70-х гг. прошлого столетия в КНР возобновилась правотворческая деятельность, прерванная "культурной революцией". Именно с этого времени принято говорить об уникальном опыте правового строительства Китайского государства. В общей сложности в 70-е гг. прошлого столетия было принято 23 правовых документа, среди которых два - в 1975 г., семь - в 1978 г., 14 - в 1979 г. (из них 12 законов). В сам же период "культурной революции" на свет появилось только три закона (1966 - 1976 гг.).

Главный идеолог реформ Дэн Сяопин провозгласил курс на осуществление модернизационного развития страны. Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 1970-х гг. курс "четырех модернизаций", , поставивший целью преобразования в нескольких областях: промышленности, сельском хозяйстве, армии, науке и технике. Была принята программа осуществления "политики реформ и открытости", которая положила начало бурному экономическому развитию Китая. Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как "вторая революция" после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле "революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования".

Наряду с проведением экономической реформы изменениям подверглась и политическая система Китая. Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами.

На 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва, который прошел в Пекине с 18 по 22 декабря 1978 г., было подчеркнуто, что "социалистическая модернизация нуждается в строгом соблюдении закона и дисциплины... Необходимо добиться, чтобы у нас были законы, на которые можно положиться; исполнение законов должно быть строгим, нарушение законов должно расследоваться и пресекаться" <1>. Также "При осуществлении четырех модернизаций, обязательно необходимо действовать двумя руками, действовать только одной рукой недопустимо. Под двумя руками понимается: одна рука отвечает за строительство, вторая - за право" <2>.

--------------------------------

<1> Жэньминь жибао. 24.12.1978. На китайском языке.

<2> Дэн Сяопин. "Построение социализма с китайской спецификой". Пекин, 1999. С. 130 (на китайском языке).

 

Современный облик китайское право стало приобретать, начиная с конца 1978 г., когда Китай встал на путь широких экономических и политических преобразований. Как отмечал один из руководителей Китайского государства Цзян Цзэминь, "после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва наша партия и народ, вооруженные теорией товарища Дэн Сяопина о построении социализма с китайской спецификой, задались целью провести реформу и основательно взялись за дело. Жизнь по всей стране забила ключом, на китайской земле произошли великие исторические перемены" <1>.

--------------------------------

<1> Доклад на 14 Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая // Цзян Цзэминь. Реформа. Развитие. Стабильность. Статьи и выступления. М., 1996. С. 180.

 

В первое десятилетие после начала осуществления политики реформ и открытости (1980 - 1989 гг.) в КНР было принято 84 закона, 64 постановления, имеющих отношения к законам, что в среднем составило 14,8 правовых документа в год. В период с 1990 по 1999 г. в правовой системе Китая появилось 138 законов, 81 постановление, одно толкование к закону; в среднем китайский правотворец в этот период принимал по 22 правовых документа в год. С 2000 по 2009 г. было принято 140 законов, 40 постановлений, 11 толкований, что в общем составило около 19,1 правовых документа в год.

Восстановление правовой системы КНР после "культурной революции" связано, прежде всего, с введением в действие Конституции КНР 1978 г., ставшей первоначальной базой этого процесса (принята 5 марта 1978 г.) <1>. Конституция 1978 г. имела компромиссный характер, выражавшийся, в частности, включением в нее некоторых лозунгов и институтов "культурной революции" (например, § 3 гл. 2 "Местные собрания народных представителей различных уровней и местные революционные комитеты различных уровней"). Тем не менее эта Конституция стала начальной базой правовосстановительного процесса в КНР.

--------------------------------

<1> Подробнее о Конституции 1978 г. см.: Гудошников Л.М. Третья Конституция КНР // Советское государство и право. 1979. N 1. С. 34 - 39.

 

Основной закон страны был освобожден от некоторых наиболее одиозных формулировок (исключена известная Конституции 1975 г. формула о подготовке к войне), отсутствовал тезис "внести сравнительно большой вклад в дело человечества", замененный на борьбу "за дело прогресса и освобождения человечества". Значительно расширены положения гл. 3 "Основные права и обязанности граждан", общее количество статей Конституции составило 60. В общем плане в Конституции 1978 г. была законодательно оформлена политика руководства страны, направленная на восстановление страны после долгого разрушительного периода "культурной революции". И хотя данная Конституция просуществовала совсем недолго (до 1982 г.), однако она явилась основой зарождающегося правотворческого процесса в масштабах всего Китая.

В год принятия Конституции 1978 г. на состоявшемся Всекитайском совещании по вопросам законодательного строительства в форме доклада политико-юридической группы ЦК КПК была обнародована программа принятия или восстановления наиболее важных для страны законодательных актов: 1) в хозяйственной сфере (в целях восстановления порушенного экономического порядка, скорейшего привлечения зарубежных инвестиций); 2) в природоохранительной сфере (требование экономического развития); 3) в сфере охраны общественного порядка (восстановление разрушенных правоохранительных органов); 4) в сфере организации государственных органов (восстановление разрушенных органов государства) <1>.

--------------------------------

<1> Жэньминь жибао. 28.10.1978. На китайском языке.

 

В масштабах всего Китая начинает бурлить "юридическая жизнь". Открываются юридические факультеты в ведущих университетах страны, китайские студенты и преподаватели начинают выезжать за рубеж для получения юридического образования и повышения квалификации (в основном в США и страны Западной Европы). На свет появляется юридическая литература, содержащая широкий плюрализм мнений по многим дискуссионным вопросам права.

Китайский правотворец приступает к принятию основополагающих правовых документов, без которых невозможно успешное реформирование государства. 70% принимаемых законов и подзаконных нормативных правовых актов было направлено на регулирование экономической сферы. Появляются Положение КНР о поощрении выпуска продукции высшего качества (30 июня 1979 г.), Закон КНР "Об эксплуатации смешанных предприятий, основанных на китайском и иностранном капитале" (1 июля 1979 г.), Положение об особых экономических зонах провинции Гуандун (26 августа 1980 г.), Временное положение о постоянных представительствах иностранных предприятий в КНР (30 октября 1980 г.), Закон КНР о хозяйственном договоре (13 декабря 1981 г.), Положение о регистрации промышленных и торговых предприятий (7 июля 1982 г.), Закон КНР о товарных знаках (23 августа 1982 г.) и многие другие акты.

Необходимо отметить, что первыми после 15-летнего перерыва опубликованными правовыми актами явились Положение КНР об арестах и задержаниях (23 февраля 1979 г.) (основывалось на аналогичном акте 1954 г., восстанавливая роль уничтоженных в "культурную революцию" органов правопорядка) и экспериментальный (т.е. вводимый в опытном порядке) Лесной кодекс КНР (в некоторых русскоязычных источник - Закон КНР о лесе) (25 февраля 1979 г.). Первый был направлен против распространившихся в период "культурной революции" явлений произвола и беззакония в уголовной и уголовно-процессуальной сферах; второй пытался поставить преграду на пути хищнической вырубки лесов, которая оказывала влияние на климатические условия и сельскохозяйственное производство в ряде районов страны.

Наряду с принятием актов правотворчества экономической направленности, высший законодательный орган Китая впервые с момента образования в 1949 г. КНР принимает Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (1 июля 1979 г.), а также Закон "Об организации народных судов", Закон "Об организации народной прокуратуры" (1 июля 1979 г.) и впервые Временное положение об адвокатуре (26 августа 1980 г.). 13 апреля 1982 г. появляется Закон КНР "О нотариате".

В первый период восстановления законодательной системы Китая (1978 - 1982 гг.) в стране было принято семь законов конституционного характера (включая Конституцию 1978 г.), три закона в гражданско-правовой сфере, шесть административных законов, два экономических, два в социальной сфере, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы <1>. Наряду с законами в КНР в этот период в стране широко принимаются различные положения, уведомления, инструкции, правила, зачастую по своему характеру заменяющие законодательные акты.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Синь Чжунго фачжи цзяныпэ юй фасюе фачжань 60 нянь (60-летие построения правовой системы нового Китая и развития юридической науки) / Под ред. Ли Линя. Пекин, 2010. С. 11 (на китайском языке).

 

Важно подчеркнуть, что первоначальный этап восстановления некогда порушенной правовой системы КНР характеризуется принятием временных либо экспериментальных актов правотворчества, что свидетельствует об очень осторожном подходе китайского законодателя к вопросам правового регулирования существующих общественных отношений. Китайский правотворец не побежал сломя голову принимать необходимые для страны правовые документы, а предпочел медленный, но выверенный путь для достижения поставленных в законодательной сфере целей. С течением времени принятые в экспериментальном порядке нормативные правовые документы приобретали постоянный характер.

4 декабря 1982 г. на 5-й сессии ВСНП 9-го созыва была принята действующая Конституция КНР после более чем двухлетней подготовки <1>. В отличие от Конституций 1975 г. и 1978 г., ныне действующая Конституция КНР прошла стадию всенародного обсуждения. При этом ее проект был опубликован практически за полгода до официального принятия (28 апреля 1982 г.), что позволило до ноября проводить работу по доработке текста Основного закона с учетом замечаний граждан. 26 ноября 1982 г. на 5-й сессии ВСНП 9-го созыва с докладом о проекте доработанной Конституции выступил заместитель председателя специальной конституционной комиссии. 4 декабря 1982 г. Конституция КНР была утверждена высшим органом законодательной власти Китая. На следующий день, 5 декабря 1982 г., текст Конституции КНР был опубликован в официальной печати страны.

--------------------------------

<1> См.: Современное законодательство Китайской Народной Республики: Сборник нормативных актов / Сост., ред. и автор предисловия Л.М. Гудошников. М., 2004. С. 24 - 55.

 

Действующая Конституция КНР состоит из введения, четырех глав и 138 статей. Из нее китайским законодателем были изъяты все формулировки, свойственные периоду "культурной революции". По отношению к регулированию организации и деятельности государственных органов КНР Основной закон почти полностью повторяет первую китайскую Конституцию 1954 г., при этом восстанавливается пост Председателя КНР.

По мере государственно-правового развития страны в действующую китайскую Конституцию вносились различные изменения и поправки, сыгравшие важную роль в деле успешного построения правовой системы КНР. В общей сложности действующая Конституция КНР подвергалась поправкам 4 раза <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Синь Чжунго сяньфа фачжань 60 нянь (60 лет развития Конституции нового Китая) / Под ред. Хань Даюаня. Гуанчжоу, 2009 (на китайском языке).

 

На 1-й сессии ВСНП 7-го созыва 12 апреля 1988 г. были внесены изменения в ст. 11 и ч. 4 ст. 10 Конституции, легализующие частные хозяйства и устанавливающие возможность передачи права землепользования (1-я и 2-я поправки).

На 1-й сессии ВСНП 8-го созыва 29 марта 1993 г. была принята целая серия поправок в Конституцию (3-я - 11-я поправки), касающихся вопросов вынесения на конституционный уровень задачи претворения в жизнь "четырех модернизаций", многопартийного сотрудничества под руководством КПК, построения социалистической рыночной экономики и др. Важным в поправках стало преобразование государственного сектора экономики в сектор экономики, основанный на государственной собственности, означавшее переход владения государственной собственностью к самостоятельным хозяйственным организациям.

На 2-й сессии ВСНП 9-го созыва 15 марта 1999 г. в Конституцию КНР были внесены революционные с точки зрения правового строительства поправки (12 - 17 поправки): от изменения некоторого содержания текста введения Конституции (упомянута "теория Дэн Сяопина", выдвинута задача "развивать социалистическую рыночную экономику") до исключения из текста Конституции формулировки "государство... подавляет предательскую и прочую контрреволюционную деятельность...".

Наиболее важной, по нашему мнению, является 13-я поправка, которая впервые в истории КНР на конституционном уровне вводит понятие "социалистическое правовое государство". В ней устанавливается: "Китайская Народная Республика управляется согласно закону и становится социалистическим правовым государством". Лозунг становления КНР как социалистического правового государства нельзя отнести к нововведениям <1>, однако впервые в китайской истории он получил конституционное закрепление, что является ярким подтверждением приверженности руководства страны правовому пути развития государства. Вместе с тем следует согласиться с мнением отечественных ученых, которые считают, что термин "правовое государство" в отношении Китая не следует трактовать в том смысле, в котором данный термин имеет свое широкое распространение в западной юридической науке. Справедливо отмечено, что "использование в Конституции КНР термина "правовое государство" не должно, по нашему мнению, трактоваться как признак развития китайской правовой системы по западной модели, поскольку из истории известны примеры употребления данного термина в отличном от принятого в настоящее время смысле (например, у Г. Кельзена). Правильнее говорить именно о специфической модели правового государства" <2>, поскольку Китайскому государству всегда был свойствен свой особый "национально окрашенный" подход ко многим фундаментальным институтам государства и права, устойчивые определения и понимание которых уже сформировались в западной науке.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Фали Сюе. Теория права / Гл. ред. Чжан Вэньсяна. Пекин, 1997. С. 245 - 250 (на китайском языке). Хотя сама идея правового государства в ее современном виде пришла в Китай с Запада лишь в XX в., тем не менее предпосылки для ее возникновения на китайской почве были заложены еще в далеком XII в. Более подробно см.: Максимов Д.А. Идея правового государства в Китае в начале XX века // Китай, Россия, страны ATP и перспективы межцивилизационных отношений в XXI веке. Тезисы докладов 12 Международной научной конференции "Китай, китайская цивилизация и мир. Истрия, современность, перспективы". Москва, 25 - 27 сентября 2001 г. Ч. 2. М., 2001. С. 144 - 148.

<2> Туганов Ю.Н., Дробышевский В.С., Гуменюк О.П. Теория права Китая: Традиции и новации. Иркутск - Чита, 2005. С. 177.

 

На 2-й сессии ВСНП 10-го созыва 14 марта 2004 г. были приняты четыре по счету поправки (18-я - 31-я), которые также существенно дополнили действующую Конституцию КНР. Так, в ст. 33 Основного закона было добавлено важное по содержанию установление, ставшее ч. 3 указанной статьи: "Государство уважает и охраняет права человека". Данная конституционная поправка была с одобрением воспринята китайским обществом и международным экспертным сообществом, основанием к ее принятию послужила, в том числе и необходимость учета мнения зарубежных партнеров по международным организациям, требующих конституционного закрепления государственных гарантий института прав человека в КНР.

Еще в октябре 1997 г. китайское правительство подписало Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.), а в феврале 2001 г. ПК ВСНП его ратифицировало. В октябре 1998 г. Правительство КНР подписало и Международный пакт о гражданских и политических правах (также принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.), который до сих пор так и не ратифицирован ВСНП. Международный документ предполагает обязательную отмену действующей в стране - участнице этого международного договора смертной казни. Признавая полезность для Китая существования высшей меры наказания, китайские власти все же пошли на некоторое смягчение института уголовной ответственности и наказания, уменьшив количество составов преступлений, за которые Уголовным кодексом КНР (УК КНР) устанавливается смертная казнь, с 68 до 55. Большинство составов преступлений, за совершение которых ранее предусматривалась высшая мера наказания, имеют экономический характер.

Кроме того, учитывая общественные ожидания относительно конституционного закрепления защиты со стороны государства прав частной собственности, высший орган законодательной власти КНР изменил и ч. 2 ст. 11 Конституции КНР, которая в новой редакции гласит: "Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств необщественного сектора экономики. Государство поощряет, поддерживает и оказывает направляющее воздействие на развитие необщественных хозяйств, в соответствии с законом осуществляет в отношении необщественного сектора экономики контроль и регулирование". В дополнение к этому китайский законодатель изменил и содержание ст. 13 Конституции на следующее содержание: "Законная частная собственность граждан неприкосновенна (ч. 1). Государство в соответствии с законом защищает права граждан на частную собственность и ее наследование (ч. 2). Государство в общественных интересах может в соответствии с положениями закона экспроприировать либо реквизировать частную собственность граждан с выплатой компенсации (ч. 3)".

Приведенные выше поправки в действующую Конституцию КНР свидетельствуют о том, что китайский законодатель стал принимать во внимание важность соответствия внутреннего законодательства общемировой практике, чему, несомненно, способствовало присоединение страны к ВТО и некоторым другим международным организациям, договорам и соглашениям.

После принятия в 1982 г. новой Конституции правовая система КНР продолжила поступательное развитие в направлении постепенного принятия необходимых для стимулирования экономического развития страны правовых документов. Основной упор в правотворческой деятельности был сделан на разработку нормативных правовых актов в экономической сфере, при этом достаточно активно развивалось процессуальное право Китая. С течением времени в правовой системе Китая появляются важные акты правотворчества, к некоторым из которых относятся: Закон КНР "О статистике" (1983 г.); Закон КНР "О патентах" (1984 г.); Закон КНР "О наследстве" (1985 г.); в апреле 1986 г. были приняты Общие положения гражданского права КНР (ОПГП КНР) (аналог части первой Гражданского кодекса РФ). Характерная особенность ОПГП КНР заключается в том, что они по своему содержанию схожи с традиционно понимаемой Общей частью Гражданского кодекса, хотя и немного шире ее; Таможенный кодекс КНР (1987 г.); Закон КНР "О совместных предприятиях с китайским и иностранным участием (1988 г.); Административно-процессуальный кодекс КНР (1989 г.); Закон КНР "Об авторском праве" (1990 г.); Гражданско-процессуальный кодекс (1991 г.); Закон КНР "О регулировании налогообложения" (1992 г.); Закон КНР "О научно-техническом прогрессе" (1993 г.).

Именно в этом году в правовой системе КНР было принято наибольшее количество законодательных актов в сравнении с предыдущим периодом (всего 20); Закон КНР "О защите инвестиций тайваньских соотечественников" (1994 г.); Закон КНР "О страховании" (1995 г.); Закон КНР "Об аукционах" (1996 г.); Закон КНР "О ценах" (1997 г.); Закон КНР "О высшем образовании" (1998 г.); Закон КНР "О договоре" (1999 г.); Закон КНР "О правотворчестве" (2000 г.) и многие другие нормативные правовые акты.

Вступление в декабре 2001 г. КНР в ВТО ознаменовало собой новый этап в деле формирования социалистической правовой системы Китайского государства (четвертый этап (2001 - 2010 гг.)), послужило толчком к глубоким изменениям не только в социально-экономической, но и в законодательной сфере страны. Неслучайно, что руководством Китайского государства вступление в ВТО было признано "...главным событием в проведении реформ и обозначило начало нового исторического этапа в процессе открытия Китая миру" <1>. В течение 10 лет с момента вступления в ВТО в правовой системе Китая появился целый ряд новых правовых актов, а многие ранее принятые законы подверглись существенным изменениям и/или дополнениям. В первую очередь это касается законов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, в инвестиционной и налоговой, банковской и предпринимательской сферах, в сфере борьбы с отмыванием денег и др. Существенным изменениям подверглось не только материальное, но и процессуальное право Китая.

--------------------------------

<1> http://news.xinhuanet.com/fortime/2011-12/11/с111234873.htm (на китайском языке).

 

Вместе с изменением либо отменой не соответствующего требованиям ВТО общегосударственного законодательства в Китае была развернута широкомасштабная компания по принятию, изменению либо отмене местных актов правотворчества. Во всех китайских провинциях и крупных городах местными органами законодательной власти осуществлялась "чистка" действующих нормативных правовых документов, не соответствующих общим принципам международного права. Общее количество подвергнутых изменениям, дополнениям либо отмене местных актов правотворчества превысило 190 тыс. <1>. Особое место в этом ряду занимали приморские города, в которых основной упор был сделан на изменение внешнеторгового и инвестиционного законодательства.

--------------------------------

<1> http://www.npc.gov.cn/npc/zgrdzz/2012-02/10/content_1687754.htm (на китайском языке).

 

Экономическое развитие Китая, его открытость внешнему миру, процесс интеграции в глобализационное пространство - все это потребовало от руководства страны учета принципов международного права при осуществлении правотворческой деятельности. Вследствие этого в правовой системе КНР стали появляться законодательные акты, положения которых были напрямую заимствованы из международных правовых документов. Так, для вступления КНР в FATF (межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма) с 1 января 2007 г. на территории Китая вступил в силу Закон КНР "О борьбе с отмыванием денег".

Однако наиболее важным с точки зрения процесса становления правовой системы современного Китайского государства стала поставленная на XV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) задача формирования социалистической правовой системы Китая к 2010 г. Не секрет, что официальные заявления партийного и государственного руководства являются обязательными к исполнению соответствующими ответственными государственными служащими Китая, играют важную роль в деле формирования правовой системы страны. После поставленной задачи китайский законодатель стал принимать Планы правотворческой работы на предстоящие годы с прицелом на 2010 г., в результате чего на свет ежегодно появлялось необходимое число актов правотворчества.

Согласно официальному заявлению Председателя ПК ВСНП У Банго, сделанного им 10 марта 2011 г. в докладе перед делегатами 4-й сессии ВСНП 11-го созыва, "...социалистическая правовая система с китайской спецификой уже сформирована" <1>. По состоянию на конец 2009 г. в стране действовало 232 закона, среди них: 39 законов конституционного характера (включая Конституцию КНР) (17%); административного характера - 79 (34%); уголовного - 1; гражданского - 33 (14%); экономического - 55 (14%); социального - 16 (7%); процедурного - 9 (4%) <2>. К концу 2010 г. в правовой системе Китая действовало 236 законов, 690 административных актов и более 8600 местных актов правотворчества. К концу августа 2011 г. в КНР действовало 240 законов, 706 административных актов, более 8600 местных актов правотворчества <3>.

--------------------------------

<1> См.: Цзинцзи жибао. 11.03.2011. На китайском языке.

<2> Более подробно см.: Чжунхуа жэньминь гунхэго лифа тунцзи (Статистика правотворчества КНР). Пекин, 2008.

<3> См.: Чжунго тэсэ шэхуэй чжуи фалюй тиси (Социалистическая правовая система с китайской спецификой). Издание канцелярии Государственного совета КНР по информации // Жэньминь чубаньше. 2011. N 10. С. 9 (на китайском языке).

 

При этом китайский законодатель, как и прежде, не спешил с принятием некоторых важных для правовой системы государства кодифицированных актов правотворчества (в КНР до настоящего времени не приняты Гражданский, Административный, Налоговый кодексы), предпочитая регулировать существующие и возникающие общественные отношения путем принятия разрозненных локальных актов правотворчества. Кроме этого, несмотря на непрекращающееся давление международного сообщества на Китай с требованием имплементации норм международного права в национальную законодательную систему КНР, власти страны все равно не пошли по пути их повсеместного включения в положения действующих законов, руководствуясь особенностями существующих в Китае правовых отношений, специфики правовой культуры и правосознания обычных китайцев.

В настоящее время правовая система Китайского государства переживает пятый этап своего развития (с 2011 г. по настоящее время). Одной из приоритетных задач, стоящих перед китайским законодателем, становится "превращение" подзаконных актов в законы, принятие единого кодифицированного акта правотворчества в гражданско-правовой сфере, а также внесение необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты. В 2011 г. в КНР были приняты Закон "О нематериальном культурном наследии", Закон "О налоге на транспортные средства и суда", внесены 8-е по счету поправки в Уголовный кодекс (все указанные законы приняты 25 февраля 2011 г.). В апреле 2011 г. В КНР внесены изменения в Закон "Об угольной промышленности", в Закон "О безопасности дорожного движения, в Закон "О строительстве". В июне 2011 г. принят Закон "Об административном принуждении", внесены изменения в Закон "О личном подоходном налоге", в Закон "О военной службе". В самом конце 2011 г. изменениям подвергся Закон "Об удостоверениях личности граждан", Закон "О профилактике и лечении профессиональных заболеваний". В первой половине текущего года ВСНП и его Постоянный комитет приняли Закон КНР "О стимулировании чистых производств" (новая редакция) (29 февраля 2012 г.). Внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс КНР (14 марта 2012 г.), принят Закон КНР "О страховании военнослужащих" (27 апреля 2012 г.).

Все вышеуказанное свидетельствует о поступательном развитии правовой системы КНР, ориентированной на постепенное создание необходимого для стабильного социально-политического и экономического развития страны правового климата с учетом собственной национальной специфики. Китайское государство не считает для себя полезным привносить существующие международные правовые институты, принципы и нормы в свою правовую систему без учета особенностей правосознания и правовой культуры Китая. Такой опыт, несомненно, представляет большой интерес.

 

§ 2. Источники и структурное построение права КНР

 

По мнению видных китайских теоретиков права, к источникам современного социалистического права Китая относятся <1>:

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Фалисюе. Теория права / Под ред. Сунь Гохуа и Чжу Цзиньвэня. 3-е изд. Пекин, 2010. С. 231 - 234 (на китайском языке). Профессоры Сунь Гохуа и Чжу Цзиньвэнь являются одними из наиболее авторитетных представителей китайской юридической науки, под их руководством и до настоящего времени разрабаты

Date: 2016-02-19; view: 902; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию