Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Конфуцианская традиция права 5 page





--------------------------------

<1> Там же. Разд. 9. С. 234.

 

Конфуцианство оказало заметное влияние на развитие не только художественно-исторических повестей и рассказов, таких как "Го Юй", но и произведений других видов литературного творчества, прежде всего поэтического.

Так, великий поэт Цао Джи (192 - 232 гг.) посвятил Конфуцию следующие строки:

Награждать за добро, сострадать не внимающим долгу -

Так мудрейший из мудрых поступил в стародавние дни;

Все, кто сердцем добры, будут здравствовать долго-предолго,

Потому что о людях неустанно пекутся они" <1>.

--------------------------------

<1> Цао Чжи. Три стихотворения на мотив "Желаю отправиться к южным горам" // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977. С. 208.

 

Шли десятилетия, а за ними - века, но цели, поставленные Конфуцием, достигнуты не были. Это стало одной из основных тем печальных стихов поэтов Китая. Они все чаще писали о тщетности усилий по преобразованию устоев государства и общества и призывали к уходу от участия в делах государства, что противоречило основным принципам конфуцианства.

Отражая эти настроения, крупнейший поэт Танской эпохи Ван Вэй (701 - 771 гг.) писал:

"Только покой ценю на закате лет,

Тысячи дел уже не владеют мной.

В сердце давно обширных замыслов нет.

Знаю одно: вернуться к роще родной" <1>.

--------------------------------

<1> Ван Вэй. Отвечаю чиновнику Чжану // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977. С. 250.

 

Продолжая эту тему, Ван Вэй воспевал радости простой жизни, утверждая, что именно в этом заключается "истины суть":

"К срединным годам возлюбил я истины суть.

Близ Южной горы поселился в пору седин.

Радость вкусив, всегда гуляю один,

К лучшим местам наилучший ведаю путь.

К началу ручья дойду дорогой прямой,

Присяду, смотрю, как встают облака над горой,

Старик-дровосек навстречу выйдет порой:

Смех, болтовня, - забываем, что время домой" <1>.

--------------------------------

<1> Цао Чжи. Дом в горах Чжуннань // Там же. С. 248.

 

Неверие в возможность воплощения в жизни конфуцианских ценностей стало основной темой других стихов, в которых обличались порядки, установившиеся в Поднебесной. Наиболее ярко она представлена в творчестве другого, возможно, самого яркого поэта Китая Танской эпохи Ду Фу (712 - 770 гг.). Примечательны следующие его стихи:

"...Во дворце я непригоден,

И надо мне безропотно уйти.

Умру - поймут, что о простом народе

Всегда я думал, до конца пути.

И сердца жар, бредя тропой земною,

Я отдавал народу всей душой.

Пусть господа смеются надо мною,

Но в громких песнях слышен голос мой.

Не то чтоб не хотел уйти от шума

И жить, не зная горя и тревог, -

Но с государем, что подобен Шуню,

Расстаться добровольно я не мог.

Не смею утверждать что ныне нету

Людей, способных управлять страной,

Но, как подсолнечник стремится к свету,

Так я стремился верным быть слугой.

Я думаю о стае муравьиной,

Что прячется в тиши спокойных нор.

А я хотел, как истинный мужчина,

На океанский вырваться простор.

Для этого и жить на свете стоит,

А не искать вниманья у вельмож.

Пусть пыль забвения меня покроет,

Но на льстецов не буду я похож...

Моей семьи давно уж нет со мною,

И снег, и ветер разделили нас.

Я должен снова встретиться с семьею,

И вот ее увижу я сейчас.

Вхожу во двор - там стоны и рыданья:

От голода погиб сынишка мой.

И мне ль, отцу, скрывать свое страданье,

Когда соседи плачут за стеной?

И мне ль, отцу не зарыдать от боли,

Что голод сына моего убил,

Когда все злаки созревали в поле,

А этот дом пустым и нищим был?

Всю жизнь я был свободен от налогов,

Меня не слали в воинский поход.

И если так горька моя дорога,

То как же бедствовал простой народ?

Когда о нем помыслю поневоле

И о солдатах, павших на войне, -

Предела нет моей жестокой боли,

Ее вовеки не измерить мне!" <1>.

--------------------------------

<1> Ду Фу. Стихи в пятьсот слов о том, что у меня было на душе, когда я из столицы направился в Фэнсян // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977. С. 280 - 282.

 

Одной из самых больших бед конфуцианства стало то, что в нем форма часто преобладала над содержанием. А за строгим исполнением церемоний и ритуалов зачастую скрывались низменные интересы и порочные страсти. Об этом писал поэт и драматург Ма Чжи Юань (1321 - 1324 гг.) в пьесе "Осень в Ханьском дворце". В ней предстают яркие образы продажных и трусливых министров и советников царя, которым всегда "исправно служили... коварство и лесть". Многие из них могли про себя сказать:

"Ненависть - высокое чувство, достойного мужа удел. Настоящий мужчина без яду не свершает великих дел" <1>.

--------------------------------

<1> Ма Чжи Юань. Осень в Ханьском дворце // Классическая драма Востока. М., 1976. С. 311 - 312.

 

Такие министры и советники не могут быть опорой царю. В минуту опасности они тут же предают его. И все, что ему остается, это сетовать на свою судьбу, в которой виновны не только вскормленные им предатели, но и он сам:

"Высоким постом и заслугами, трусость свою тая,

Кичились вы во времена мирного житья,

А свалилась беда - от вас ничего не слышно кроме нытья...

Думал я, что чиновники мне верны, что крепок мой трон.

Что полководцами ратный строй вокруг меня сплочен.

А они в это время ждали чинов и считали ворон,

"Тысяча лет государю" - неслось с разных сторон,

Летела пыль от того, что вы за поклоном били поклон,

Расшибали лбы, величали меня тысячью пышных имен...

Ныне настал ужасный час, чреват опасностью он,

В схватке сошлись не на жизнь, а на смерть тигр и дракон..." <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 324, 327.

 

Все чаще предметом сомнений становились и основные каноны конфуцианства. Так, в одной из пьес неизвестного автора XIV в. есть следующие строки:

"Есть закон, не дающий нам совершать

"Десять зол" и "Пять преступлений".

Не осмелюсь... я нарушать

Брата старшего строгих велений...

Брат и старше меня и сильнее -

Утверждает он право свое кулаком,

И перечить ему я не смею" <1>.

--------------------------------

<1> Ма Чжи Юань. Осень в Ханьском дворце // Классическая драма Востока. М., 1976. С. 311, 312. См. также: Неизвестный автор. Убить собаку, чтобы образумить мужа // Там же. С. 421.

 

Извращение конфуцианских идеалов, падение нравов, произвол чиновников стали основными темами многих литературных произведений, предвещая Китаю бурные перемены и тяжелые испытания.

 

§ 3. Конфуцианство в XX веке

 

Конфуцианство в первых конституциях Китая. История Китая в течение многих столетий развивалась под сенью имени Конфуция. При династии Тан (618 - 907 гг.) Конфуций почитался как "первый святой". Позже он был удостоен титула "наставник государства". При династии Мин (1368 - 1644 гг.) ему поклонялись как "совершеннейшему, мудрейшему, прозорливейшему, доблестнейшему учителю". В 1906 г. вдовствующая императрица Циси издала указ, согласно которому "средние жертвоприношения" в честь Конфуция заменялись "великими жертвоприношениями", при которых присутствие императора было обязательным <1>. По официальной статистике, в то время в Китае было 1560 храмов, посвященных Конфуцию, в которых не только совершались жертвоприношения в честь великого Учителя, но и проходили экзамены на право прохождения государственной службы <2>.

--------------------------------

<1> См.: Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. М., 1987. С. 130, 131.

<2> Там же. С. 132.

 

Обряд почитания совершался дважды в год, весной и осенью, в пекинском храме Конфуция. В описании В.Я. Сидихменова он выглядел так: "В течение нескольких дней перед церемонией император и сановники, принимавшие участие в чествовании, соблюдали строгий пост. В день церемонии они приходили в храм, совершали омовение, облачались в жертвенные одежды и затем приносили жертвы, произнося восхваления: "Ты велик, о совершеннейший мудрец! Твоя добродетель беспредельна; твое учение совершенно. Среди смертных тебе не было равных. Все правители тебя почитают. Твои изречения и узаконения со славой признаются. Ты - образец служения императору. Жертвенные сосуды благоговейно выставлены. Проникнутые почтением, мы бьем в гонги и колокола" <1>.

--------------------------------

<1> Сидихменов В.Я. Указ. соч. С. 131.

 

Учение Конфуция было основным в общих программах обучения не только подданных, но и правителей Китая. По воспоминаниям Пу И, последнего императора Китая, "главными учебниками" были 13 книг конфуцианского канона (Тринадцатикнижие). В качестве "дополнительных материалов изучались "своды семейных укладов", описания подвигов предков, а также история основания империи Цинь. Кроме того, Пу И изучал конфуцианское Четверокнижие на английском языке <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пу И. Первая половина моей жизни. Воспоминания Пу И - последнего императора Китая. М., 1968. С. 86, 87.

 

Но предотвратить разложение и в конечном счете гибель государства культ и учение Конфуция не смогли. В 1911 г. в результате синьхайской революции династия Цинь была низвергнута. Образованная на руинах империи Китайская Республика строилась на началах национализма, демократии и народного благосостояния. Выдвинутые Сунь Ятсеном (1866 - 1925 гг.), идеологом демократического движения и основателем партии Гоминьдан, эти принципы были закреплены в первом Основном законе Китая - Временной конституции 1912 г. В основном она следовала в русле западных конституционных ценностей народного суверенитета, республиканской формы правления, защиты прав и свобод, парламентаризма, независимости судебной власти. Конфуцианские ценности в ней не упоминались. Однако полностью отрицать их влияние нельзя. Оно прослеживается, в частности, в нормах о праве граждан подавать прошения должностным лицам (ст. 8) и участвовать в экзаменах на право замещения государственных должностей (ст. II) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Provisional Constitution of 11 March 1912 // Constitutions That Made History. N.Y., 1988. P. 277, 278.

 

Временная конституция действовала недолго. Через два года она была отменена в результате военного переворота Юань Ши-Кая. Следующие десятилетия были наполнены многими драматическими событиями, о которых свидетельствует длинная череда конституционных актов. После Временной конституции 1912 г. вступило в силу Конституционное соглашение 1914 г. В 1916 г. была вновь введена в действие Временная конституция 1912 г. Но в 1919 г. ее действие было приостановлено, на этот раз окончательно. В 1923 г. вступила в силу новая Конституция. Но и она действовала недолго. Ее сменил Указ о верховной власти 1924 г., действовавший до 1926 г.

В 1924 г. Сунь Ятсен выступил с новой программой конституционных преобразований. Основные ее контуры были определены в статье "Программа государственного переустройства", опубликованной 1 апреля 1924 г. и определявшей в течение следующих двух десятилетий дальнейший путь конституционного развития Китая.

Программа Сунь Ятсена основывалась на идеях "трех народных принципов" и "конституции пяти властей" <1>.

--------------------------------

<1> Текст "Программы государственного переустройства" цит. по: Конституции буржуазных стран. Т. 3. М., 1936. С. 87 - 91.

 

Раскрывая содержание "народных принципов" - благосостояния народа, демократии и учета национальных интересов, - Сунь Ятсен отмечал, что "первым и самым важным элементом в деле переустройства является народное благосостояние". С этой целью правительство должно было "сотрудничать с народом" в деле развития сельского хозяйства, текстильной промышленности, строительства жилья, каналов и дорог.

Вторым элементом переустройства должна была стать демократизация. Для укоренения демократии правительство должно было развивать систему образования и "руководить" народом так, чтобы он знал, как осуществлять свои права на участие в выборах и референдуме, в отзыве должностных лиц и в выдвижении законодательных инициатив.

Третий элемент переустройства государства - учет национальных интересов, который требовал обеспечения национальной независимости и равноправия Китая в международных делах. Провозглашалось также право национальных меньшинств (манчжуров, монголов, тибетцев и других) на самоопределение и самоуправление, а также на сопротивление иностранному притеснению и вторжению.

Переустройство должно было осуществляться в три этапа. На первом этапе военной власти необходимо было обеспечить единство страны и утверждение тех принципов партии Гоминьдан, "которые просветят народ". В период политической опеки правительство должно было посылать в различные округа образованных и выдержавших экзамены должностных лиц, чтобы они "помогли народу подготовиться к местному самоуправлению". Установление местного самоуправления зависело от завершения переписи населения, оценки земель округа, создания надежных полицейских сил, постройки дорог. Кроме того, писал Сунь Ятсен, "народ должен быть способен выполнять гражданские обязанности, осуществляя четыре упомянутых выше права, и научиться применять революционные принципы, прежде чем быть допущенным к избранию руководящего округом должностного лица и законодательствующих депутатов. С этого времени округ будет считаться пригодным для полной автономии".

Важной составляющей "полной автономии" было обеспечение экономической и финансовой самодостаточности округов. С этой целью предлагалось закрепить за ними доходы от земель, лесов, недр, рисовых полей. Полученные при этом средства должны были направляться на "развитие промышленности, на оказание помощи бедным детям и старикам, на заботы о больных и удовлетворение других общественных нужд", а также на содержание центрального правительства в размере от 10 до 50% от средств, поступивших в окружной бюджет.

После того как "полная автономия" будет установлена во всех округах провинции, в ней должен был начаться "период конституционализма", при котором выборные представительные органы избирают губернаторов для надзора за автономным управлением провинции. При этом Сунь Ятсен подчеркивал, что в делах национального управления губернатор должен повиноваться приказам центрального правительства.

Такая форма государственного устройства, как писал Сунь Ятсен, "не будет ни системой централизации, ни системой децентрализации". Ее основу должен был составить самоуправляющийся округ. Роль провинций была ограниченной. Она сводилась в основном к объединению округов и обеспечению сотрудничества между центральным правительством и местными окружными правительствами.

Центральное правительство периода конституционного правления необходимо было разделить на пять юаней (советов или коллегий), осуществляющих пять властей: исполнительную, законодательную, судебную, экзаменационную и контрольную.

До принятия Конституции состав юаней должен был формироваться президентом Республики. Предполагалось, что Конституция будет принята национальным конгрессом после того, как более половины провинций страны вступят в период конституционного правления.

Многие принципы, сформулированные Сунь Ятсеном, несли на себя ярко выраженный отпечаток конфуцианства. Возвращение к его ценностям было провозглашено еще в период диктатуры Юань Ши-Кая. На их сохранении настаивали многие лидеры Гоминьдана. Не учитывать эти настроения, отражавшие многовековые традиции, Сунь Ятсен не мог. Поэтому в его проекте многие конституционные модели трансформировались либо приспосабливались под требования конфуцианства. Так, в триаду разделенных властей была включена власть экзаменационная. Ее предназначение Сунь Ятсен видел в следующем: "Все должностные лица, избираемые или назначаемые на местах или центральным правительством, должны подвергаться производимым центральным правительством экзаменам, прежде чем получить возможность занять свою должность". В конфуцианском духе "срединного пути" ("ни система централизации, ни система децентрализации") должны были строиться отношения между центральным правительством и местными властями. Многие элементы экономической программы Сунь Ятсена воспроизводили конфуцианские требования об обеспечении народного благосостояния, удовлетворении общественных нужд, поддержке бедных и больных. Да и сама концепция "политической опеки" очень многое восприняла из конфуцианского наследия.

После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. контроль над партией Гоминьдан постепенно перешел к представителю ее правого крыла Чан Кайши. В 1928 г. после завоевания Пекина он объявил о завершении первого этапа программы преобразований Сунь Ятсена - этапа военной власти. Начался второй этап, основные контуры которого были закреплены во Временной конституции Китайской Республики периода политической опеки, принятой 1 июня 1931 г.

В преамбуле этого акта ее цели были сформулированы так: "Национальное правительство, обеспечивая переустройство Китайской Республики на основе "трех народных принципов" и "конституции пяти властей", составляющих закон революции, вышедшей уже из военного периода и вступившей в период политической опеки, считает необходимым обнародовать Временную конституцию, которой все должны повиноваться в целях скорейшего установления конституционного правления и передачи политической власти избранному народом правительству, а также в целях выполнения завещания нашего покойного вождя" <1>.

--------------------------------

<1> С небольшой стилистической правкой цит. по: Конституции буржуазных стран. Т. 3. М., 1936. С. 92.

 

В этом акте не только воспроизводились, но и конкретизировались многие положения Программы Сунь Ятсена. В частности, в целях обеспечения народного благосостояния предусматривались меры по поощрению производственных предприятий населения, распашке пустующих земель, развитию системы ирригации, созданию общественных продовольственных фондов, совершенствованию образования, строительству дорог, разработке природных ресурсов, ограничению ростовщичества, обеспечению свободы договоров (ст. 33 - 46). Особое внимание обращалось на единение труда и капитала в соответствии с принципами сотрудничества и взаимной выгоды.

Однако демократический дух программы Сунь Ятсена во Временной конституции 1931 г. не был сохранен. Постепенно складывалась диктатура Чан Кайши, которая отвергала любые ограничения ее власти.

Эту тенденцию отразила Конституция Китая 1936 г. Были учреждены новые органы власти. Высшим представительным органом стал Народный Конгресс, который избирал президента и вице-президента и формировал законодательный юань. Самые широкие полномочия были предоставлены президенту, который сосредоточил в своих руках функции главы государства и главнокомандующего.

Провозглашая приверженность идеям Сунь Ятсена, Конституция 1936 г. возрождала многие традиции конфуцианства. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 131, в которой была закреплена следующая норма: "Целью Китайской Республики в области образования будет развитие национального духа, укрепление национальной морали, воспитание народа для самоуправления и повышение его способности зарабатывать себе на жизнь и тем самым создание здоровой и сильной в своем единстве нации" <1>.

--------------------------------

<1> С небольшой стилистической правкой цит. по: Конституции буржуазных стран. Т. 3. М., 1936. С. 381.

 

Синтез двух философских систем был сохранен и в следующей Конституции Китайской Республики 1946 г.

Перелом в политическом развитии Китая наступил в 1949 г. с приходом к власти Коммунистической партии. Ее политические противники были разгромлены. Результатом этой победы стало формирование нового государства - Китайской Народной Республики. И только отдельные территории остались вне пределов ее юрисдикции. Чан Кайши и партия Гоминьдан сохранили контроль над Тайванем и прилегающими к нему островами. Там продолжала действовать Конституция Китайской Республики 1946 г. До конца XX в. две территории оставались под колониальным правлением Великобритании (Гонконг - до 1997 г.) и Португалии (Макао - до 1999 г.).

Конфуцианство в современном праве Китая. Основные конституционные принципы Китайской Народной Республики были определены Общей программой, принятой в 1949 г. Народным политическим консультативным советом - органом новой власти, созванным Коммунистической партией.

Общая программа действовала в течение пяти лет - до 1954 г., когда была принята первая Конституция Китайской Народной Республики. В основном она отражала социалистические конституционные ценности, воспринятые из Конституции СССР 1936 г.

Связь с конфуцианским наследием была утрачена, хотя многие коммунисты того времени считали возможным использование идей Конфуция. Они оказали заметное влияние и на политические взгляды Председателя Коммунистической партии и лидера Китая Мао Цзэдуна (1893 - 1976 гг.). Многие его статьи и речи были составлены в конфуцианском духе, в частности посвященные принципу "датун" ("Великого единения"). Так, он указывал: "Единство государства, сплоченность народа и сплоченность всех национальностей внутри страны - такова основная гарантия непременной победы нашего дела" <1>.

--------------------------------

<1> Мао Цзэдун. "О правильном разрешении противоречий внутри народа" от 27 февраля 1957 г. // Избранные произведения. Т. IV. Пекин, 1966.

 

Несомненно, конфуцианским по форме и по содержанию был следующий его призыв: "Нам необходимо учиться у всех знатоков (кто бы они ни были) работе в области экономики. Мы должны просить их быть нашими учителями, добросовестно учиться у них, относясь к ним с почтением и уважением. Если не знаешь - так значит не знаешь, и не делай вид, что знаешь" <1>.

--------------------------------

<1> Мао Цзедун. "О демократической диктатуре народа" от 30 июня 1949 г. // Там же. С. 518.

 

Конфуцианским духом терпимости пронизаны и слова Мао Цзэдуна, посвященные курсу Коммунистической партии Китая по преодолению наследия сталинизма. Он проводился под лозунгами "Пусть расцветают сто цветов!" и "Пусть соперничают сто школ!" Объясняя их значение, он отмечал: "В искусстве могут свободно развиваться разные формы и жанры, в науке могут свободно соперничать разные школы. Мы считаем, что принудительное распространение одного жанра, одной школы и запрещение другого жанра, другой школы силой административной власти несет вред развитию искусства и науки. Вопрос о правде и неправде в искусстве и науке должен разрешаться путем свободной дискуссии в кругах работников искусства и науки и в ходе практики в искусстве и науке, упрощенческие методы здесь недопустимы" <1>.

--------------------------------

<1> Мао Цзедун. "О правильном разрешении противоречий внутри народа" от 27 февраля 1957 г. // Там же.

 

Как и Конфуций, Мао Дзэдун ставил цель процветания Китая. Только средства достижения этой цели были разными. В Китае, возглавляемом Мао Дзэдуном, был взят курс на построение социализма. Эта цель была закреплена Конституцией 1954 г. Ставилась задача постепенной трансформации общественного устройства Китая. Но долгий путь к социализму не устроил Мао Дзэдуна. И, чтобы ускорить его, он объявил программу "Большого скачка", в рамках которой в 1958 - 1960 гг. были проведены крупномасштабные мероприятия по развитию промышленных предприятий, коллективизации сельского хозяйства, созданию коммун как новой формы социальной организации. Но программа "Большого скачка" провалилась.

Не приносили успеха и другие умозрительные и плохо просчитанные планы социалистического строительства. Виновниками провала были объявлены не только классовая борьба, не только враги в рядах самой Коммунистической партии, но и традиционные учения, обычаи и социальные связи Китая. Искоренить их должна была новая кампания, проводившаяся под лозунгом "культурной революции" (1966 - 1976 гг.). В Постановлении Центрального Комитета Коммунистической партии Китая от 8 августа 1966 г. "О Великой пролетарской культурной революции" ее задачи были определены так: "Хотя буржуазия уже свергнута, она, тем не менее, пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели - осуществлению реставрации. В противовес буржуазии пролетариат на любой ее вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества. Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных "авторитетов" в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя".

Одной из главных задач "Великой пролетарской культурной революции" провозглашалось преобразование просвещения. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии требовало: "Преобразовать старую систему просвещения, старый курс и старые методы обучения - такова одна из крайне важных задач нынешней великой пролетарской культурной революции.

В ходе этой культурной революции необходимо полностью покончить с таким явлением, как господство буржуазной интеллигенции в высших учебных заведениях.

В учебных заведениях всех типов необходимо последовательно претворять в жизнь выдвинутый товарищем Мао Цзэдуном курс: образование - на службу пролетарской политике, сочетать обучение с производительным трудом, с тем чтобы получающие образование могли развиваться нравственно, умственно и физически и стали культурными трудящимися, обладающими социалистической сознательностью.

Срок обучения нужно сократить. Нужно уплотнить учебный план и учебную программу. Учебные пособия нужно полностью переделать, причем некоторые нужно прежде всего освободить от всяких нагромождений. Учащиеся должны совмещать свою главную задачу - учиться - с другим, т.е. не только заниматься своей учебой, но и приобщаться к промышленному, сельскохозяйственному труду, военному делу; должны также в любое время участвовать в такой борьбе, как культурная революция, подвергающая критике буржуазию".

Нетрудно заметить, что основной мишенью "культурной революции" (1966 - 1976 гг.) было конфуцианство. Учение Конфуция было объявлено реакционным. Его последователи были репрессированы. Гонениям были подвергнуты многие члены Коммунистической партии, обвиненные в его поддержке. В опровержение конфуцианства было издано множество книг, брошюр, статей. Так, в 1974 г. партийный журнал "Хунци" призывал: "В настоящее время на плечах наших рабочих, крестьян и солдат лежит весьма тяжкое бремя критики Линь Бяо и Конфуция. Освободив идеологию от пут и покончив с суевериями, мы должны и впредь развивать пролетарский дух бесстрашия и, вооружившись марксизмом-ленинизмом и идеями Мао Цзэдуна, в пух и прах раскритиковать учение Конфуция и Мэн-Цзы, как крысу, перебегающую улицу, когда каждый кричит: "Бей ее!" <1>.

--------------------------------

<1> Переломов Л.С. Указ. соч. С. 55.

 

В 1975 г. была принята новая Конституция, которая должна была закрепить итоги "культурной революции", нанесшей колоссальный урон стране. Но действовала она недолго. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и разгрома левацких группировок лидерство в Коммунистической партии перешло к умеренным политикам во главе с Дэн Сяопином (1904 - 1997 гг.). Первые итоги проведенных ими реформ были закреплены в Конституции 1978 г.

Дэн Сяопин и другие лидеры Коммунистической партии Китая все чаще обращаются к наследию Конфуция, выявляя в нем те идеи, которые могли бы способствовать развитию страны. Одной из таких идей стал принцип "сяокан" - достижения средней зажиточности. Для его реализации были сняты многие ограничения на занятия предпринимательской деятельностью. В национальную экономику стали широко привлекаться иностранные инвестиции. Были предприняты комплексные меры по стимулированию малого и среднего бизнеса, а также по поддержке программ по выводу китайских товаров на внешние рынки. Оценивая эти преобразования, Л.С. Переломов писал: "Провозгласив сяокан символом построения "социализма с китайской спецификой", Дэн Сяопин способствовал высвобождению энергии всего общества и нацелил его на новый курс - модернизацию страны" <1>.

Date: 2016-02-19; view: 1046; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию