Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть 2 page. Государственное устройство КНР характеризуется и наличием в нем специальных экономических районов (зон)





Государственное устройство КНР характеризуется и наличием в нем специальных экономических районов (зон) , создание которых было обусловлено необходимостью привлечения крупных зарубежных инвестиций в развитие промышленного, научно-технического, инновационного сектора Китая. Сразу после начала осуществления "политики реформ и открытости" (конец 1978 г.) руководство Китайского государства приняло решение о создании особых зон индустриального и научно-технического развития страны. В них устанавливались особые льготные налоговые режимы, принимались меры по защите инвестиций, осуществлялась особая политика привлечения лучших китайских и зарубежных специалистов на работу в специальные экономические районы, повсеместно создавались совместные с иностранным капиталом и основанные на иностранном капитале предприятия.

В мае 1980 г. по решению Центрального комитета Коммунистической партии Китая (далее - ЦК КПК) и Государственного совета КНР статус особой экономической зоны был присвоен городам Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу (провинция Гуадун) и Сямэнь (провинция Фуцзянь). В апреле 1988 г. по решению ВСНП остров Хайнань также стал особой экономической зоной КНР. Основными задачами создаваемых особых экономических районов являются: 1) увеличение объемов внешней торговли; 2) привлечение инвестиций, в том числе и со стороны китайских "хуацяо" (соотечественников, проживающих за рубежом); 3) заимствование современных передовых инновационных зарубежных технологий с их внедрением на китайских предприятиях; 4) повышение уровня трудоустройства проживающего на территории особого экономического района населения; 5) стимулирование экономического развития региона; 6) повышение ценности используемых в обороте земельных и трудовых ресурсов.

Особый статус в рамках специальных экономических районов был придан предприятиям, основанным на иностранном капитале, капитале "хуацяо" и капитале жителей ОАР Гонконга и Макао. Местные органы власти своими решениями освобождали их от многих видов налогов, предоставляли всяческую политическую и экономическую поддержку. В настоящее время особые экономические зоны действуют практически во всех крупных регионах Китая. Работающим на их территории предприятиям предоставляются широкие налоговые и иные льготы <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно см.: Севальнев В.В. Правовое регулирование налогообложения инновационного сектора КНР: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2012.

 

В соответствии с положениями ст. 30 Конституции КНР Китайское государство имеет следующее административно-территориальное деление: 1) вся страна делится на провинции, автономные районы и города центрального подчинения; 2) провинции, автономные районы делятся на автономные округа, уезды, автономные уезды и города; 3) уезды, автономные уезды делятся на волости, национальные волости и поселки; 4) города центрального подчинения и сравнительно крупные города делятся на районы и уезды; 5) автономные округа делятся на уезды, автономные уезды и города; 6) автономные районы, автономные округа и автономные уезды являются районами национальной автономии.

Современный Китай с населением около 1 млрд. 400 млн. человек состоит из 23 провинций (включая Тайвань), пяти автономных районов (Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский автономный район, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, Синьцзян-Уйгурский автономный район), четырех городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин), двух особых административных районов (Гонконг и Макао). По площади территории и численности населения между административно-территориальными единицами существует большая разница. Так, среди провинций, автономных районов и городов центрального подчинения площадь Синь-цзян-Уйгурского автономного района достигает 1,6 млн. кв. км, а площадь г. Шанхай составляет всего лишь 6,2 тыс. кв. км. По численности населения провинция Хэнань занимает первое место в КНР (около 100 млн.), а самое низкое число граждан проживает в Тибетском автономном округе (около 3 млн.).

На территории КНР проживают представители 56 официально признанных национальностей. Среди них наиболее многочисленной национальностью являются "ханьцы" (китайцы) , которые составляют более 90% населения страны. По причине того, что "ханьцы" составляют подавляющее большинство от общей численности проживающих в Китае граждан, представителей других 55 национальностей принято называть национальными меньшинствами .


Согласно ст. 4 Конституции КНР:

1) "Все национальности в Китайской Народной Республике равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности и взаимопомощи всех национальностей. Запрещаются дискриминация и гнет в отношении любой национальности, запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями и их раскол" (ч. 1). Власти КНР достаточно жестко борются с любыми проявлениями сепаратизма, в особенности в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где активно действуют эмиссары запрещенных террористических организаций: Исламское движение Восточный Туркестан, Исламская освободительная организация Восточного Туркестана, Всемирный конгресс уйгурской молодежи, Информационный центр Восточного Туркестана. Согласно действующему уголовному законодательству КНР за "активное участие в террористической организации лицо подлежит лишению свободы на срок от 3 до 10 лет", а в случаях совершения преступлений - по совокупности преступлений на основании положений соответствующих статей УК КНР (ст. 120 УК КНР), вплоть до приговора к смертной казни;

2) "Государство, учитывая особенности и нужды национальных меньшинств, помогает районам национальных меньшинств в ускорении темпов экономического и культурного развития". Так, за последние годы в Тибетский автономный район в виде капиталовложений и финансовой помощи были вложены значительные денежные средства, Центральным правительством КНР предоставлен ряд серьезных льгот, способствующих социально-экономическому развитию региона;

3) "В районах компактного проживания национальных меньшинств осуществляется национальная автономия. Создаются органы самоуправления, осуществляются автономные права. Районы национальной автономии являются неотъемлемой частью Китайской Народной Республики". Важно подчеркнуть, что советский принцип "самоопределения народов" китайской Конституции неизвестен, что, по мнению юристов КНР, уберегает страну от распада. Приведенной конституционной норме вторит и ч. 3 ст. 2 Закона КНР "О национальной районной автономии" (принят на 2-й сессии ВСНП 6-го созыва 31 мая 1984 г., с изменениями от 28 февраля 2001 г.), которая гласит: "Все территории национальных автономий являются неотделимой частью Китайской Народной Республики". Сами же районы национальной автономии КНР делятся на три типа: 1) районы, где основную массу населения составляют представители одной национальности (например, Тибетский автономный район); 2) районы, где основную часть населения составляют представители одной национальности и компактно проживают представители другой или нескольких национальностей (например, Гуанси-Чжуанский автономный район, включающий 10 автономных уездов других национальных меньшинств); 3) районы компактного проживания больше двух национальных меньшинств (например, Монголо-тибетско-казахский автономный округ, созданный в западной части провинции Цихай). Органами самоуправления в районах национальной автономии являются собрания народных представителей (СНП) и народные правительства автономных областей, автономных округов и автономных уездов (ст. 112 Конституции КНР). В состав СНП автономных территориальных единиц наряду с депутатами от национальности, осуществляющей районную автономию, должны входить и депутаты от других национальностей, проживающих в данной местности (ст. 113 Конституции КНР);


4) "Каждая национальность пользуется свободой использования и развития своего языка и письменности, свободой сохранения или изменения своих нравов и обычаев". Китайский язык является одним из самых сложных в мире, в нем присутствует особая фонетическая структура и трудное для европейского восприятия иероглифическое письмо. Кроме этого, практически в каждом регионе Китая существует местная диалектная группа, которая вызывает сложности в понимании даже у неместного китайца. У каждой национальности Китая свой язык, поэтому власти КНР пошли на законодательное закрепление участия национальных меньшинств в судопроизводстве на языке своей национальности. Так, согласно положениям ст. 9 УПК КНР "в районах компактного проживания национальных меньшинств либо в районах проживания многих национальностей судопроизводство должно вестись на общепринятом в данной местности языке, приговоры, объявления и другие документы должны быть составлены на общепринятом в данной местности языке" (ч. 2). Аналогичное положение содержится и в ч. 2 ст. 11 ГПК КНР, ч. 2 ст. 8 АПК КНР.

Конституционный механизм политической власти КНР. Высшим органом государственной власти (ст. 57 Конституции КНР), осуществляющим законодательную власть в КНР (ст. 58 Конституции КНР), является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) .

Постоянно действующим органом ВСНП является Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП). ВСНП стоит во главе всей системы собраний народных представителей, составляющей политическую основу Китайского государства <1>. ВСНП представляет собой однопалатный высший законодательный орган страны, состоящий из представителей, избранных от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, особых административных районов и вооруженных сил (ч. 1 ст. 59 Конституции КНР). При этом "все национальные меньшинства должны иметь соответствующее число представителей". Срок полномочий ВСНП составляет пять лет. За два месяца до истечения срока полномочий ВСНП его Постоянный комитет проводит выборы во ВСНП следующего созыва. При чрезвычайных ситуациях, когда проведение выборов не представляется возможным, допускается отсрочка проведения выборов и продление срока полномочий ВСНП по решению не менее 2/3 делегатов ПК ВСНП. Выборы во ВСНП следующего созыва должны быть проведены в течение года после прекращения чрезвычайной ситуации (ч. 2 ст. 60 Конституции КНР).

--------------------------------

<1> Более подробно о представительной системе Китайского государства см.: Егоров К.А. Представительная система Китая: История и современность / Под ред. и с предисл. Л.М. Гудошникова. М., 1998.


 

Основными законодательными актами, регламентирующими порядок формирования ВСНП, местных СНП, их деятельности и полномочий являются:

1) Закон КНР "Об организации Всекитайского собрания народных представителей" (принят на 5-й сессии ВСНП 5-го созыва 10 декабря 1982 г.);

2) Закон КНР "О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней" (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 г., с последующими изменениями от 10 декабря 1982 г., от 2 декабря 1986 г., от 28 февраля 1995 г., от 27 октября 2004 г., от 14 марта 2010 г.);

3) Закон КНР "Об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств различных ступеней" (принят на 2-й сессии ВСНП 5-го созыва 1 июля 1979 г., с последующими изменениями от 10 декабря 1982 г., от 2 декабря 1986 г., от 28 февраля 1995 г., 27 октября 2004 г.);

4) Закон КНР "О контроле Постоянных комитетов собраний народных представителей всех уровней" (принят на 23-м заседании ПК ВСНП 10-го созыва 27 августа 2006 г.);

5) Закон КНР "О депутатах Всекитайского собрания народных представителей и местных собраний народных представителей различных ступеней" (принят на 5-й сессии ВСНП 7-го созыва 3 апреля 1992 г., с последующими изменениями от 27 августа 2009 г. и от 28 октября 2010 г.);

6) Регламент Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики (принят на 2-й сессии ВСНП 7-го созыва 4 апреля 1989 г.);

7) Регламент Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики (принят на 23-м заседании ПК ВСНП 6-го созыва 24 ноября 1987 г., с последующими изменениями от 24 апреля 2009 г.).

Существующий в современном Китайском государстве институт собраний народных представителей включает в себя ВСНП и местные СНП. Согласно ч. 1 ст. 2 Конституции КНР "вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу", который "осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней" (ч. 2). Местные СНП существуют на уровне провинций (провинция, автономный район, город центрального подчинения), округов и городов, уездов, волостей. Начиная с ВСНП 6-го созыва установленное число делегатов ВСНП каждого созыва не должно превышать 3000 человек. Их количество определяется согласно пропорции численности населения различных районов. Провинции и автономные районы с малочисленным населением должны иметь не менее 15 делегатов. При распределении установленного числа делегатов во внимание принимается их национальность, социальное происхождение. В результате этого китайские рабочие, крестьяне, интеллигенция, кадровые работники, "хуацяо", члены демократических партий имеют своих представителей во ВСНП. Активным и пассивным избирательным правом пользуются все граждане КНР, достигшие 18 лет, за исключением лишенных политических прав лиц (п. 2 ч. 1 ст. 34 УК КНР). Выборами во ВСНП руководит его Постоянный комитет (ч. 2 ст. 59 Конституции КНР). Избирательная система Китая характеризуется сочетанием прямых и многостепенных выборов.

Особое место в системе выборов делегатов ВСНП занимает институт досрочного отзыва депутата его избирателями. В ст. 77 Конституции КНР устанавливается: "Депутаты Всекитайского собрания народных представителей подконтрольны органам, которые их избрали. Органы, избравшие депутатов, имеют право в порядке, установленным законом, отозвать избранных ими депутатов". Часть 2 ст. 102 Конституции КНР гласит: "Органы, избравшие депутатов в местные собрания народных представителей, и избиратели имеют право в порядке, установленном законом, отзывать избранных ими депутатов". Статья 45 Закона КНР "Об организации Всекитайского собрания народных представителей" устанавливает процедуру отзыва депутата: она производится простым большинством голосов всех депутатов избравшего органа. Право отзыва отдельных депутатов ВСНП в период между сессиями также имеют постоянные комитеты провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.

В соответствии со ст. 46 Закона КНР "О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей" различных ступеней депутаты ВСНП, местных СНП всех уровней находятся под контролем со стороны своих избирателей либо органов, их избравших. Избиратели вправе отозвать избранных ими депутатов. Для отзыва депутатов СНП уездного уровня требуются подписи на письменном требовании об отзыве, предоставляемого в ПК СНП уездного уровня, не менее 50 человек от района, откуда депутат избирался, а для отзыва депутата сельского уровня - не менее 30-и подписей (ч. 1 ст. 47). Согласно ч. 2 ст. 47 требование об отзыве провинившегося депутата должно содержать причину отзыва. Сам же депутат обладает правом выступить со словами в свою защиту на собрании своих избирателей или изложить свою позицию в письменном виде. В обязанность ПК СНП уездного уровня вменяется опубликование для избирателей требования об отзыве депутата и его аргументов в свою защиту (ч. 3 ст. 47).

Действующая конституционная процедура отзыва депутата применяется в Китае крайне редко и является "чрезвычайным происшествием". Один из первых в КНР случаев обращения населения к властям с требованием отзыва избранного ими депутата датируется 2 февраля 2003 г. <1>. Тогда 33 избирателя района Наныпань г. Шэньчжэня (юг Китая) обратились в ПК СНП своего района с требованием об отзыве депутата Чэнь Хуэйбиня. Причину его отзыва избиратели объяснили тем, что их народный избранник не обращал внимания на существующие серьезные угрозы безопасности их жизни и имуществу, не предпринимал меры их устранения. Несмотря на то что районным СНП требование избирателей об отзыве депутаты было отклонено, все же оно послужило толчком к последующим обращениям китайских граждан к властям страны для практической реализации закрепленного в Конституции КНР права на отзыв народного избранника.

--------------------------------

<1> См.: Сяньфасюе юаньли юй аньли цзяочэн (Учебный курс по основным положениям конституционного права и практические примеры) / Под ред. Ху Цзиньгуан. Пекин, 2006. С. 242 (на китайском языке).

 

Сессии собраний народных представителей, как правило, проводятся один раз в год. По предложению свыше 1/5 делегатов можно созвать временную сессию СНП различной категории. Сессии ВСНП и местных СНП на уровне уезда и выше созываются их постоянными комитетами. В последние годы ежегодная сессия ВСНП проходит в начале марта, срок ее работы - около двух недель (последняя 5-я сессия ВСНП 11-го созыва работала с 5 по 14 марта 2012 г. в Пекине, на ней присутствовало 2872 делегата). Сессии местных СНП различных ступеней обычно также проходят до и после марта. Заседание ПК ВСНП обычно проходит один раз в два месяца, продолжительностью около недели. В особых случаях созывается временное заседание. ПК ВСНП принимает большинство законодательных актов, кроме тех, принятие которых отнесено к исключительной компетенции ВСНП. ПК ВСНП каждого созыва в последнее время включает около 160 депутатов (устанавливается сессией ВСНП). Должность Председателя ПК ВСНП занимает видный политический деятель, член высшего руководства Коммунистической партии Китая. В настоящее время им является член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК У Банго (второе лицо в КПК).

К основным полномочиям ВСНП относится (ст. 62 Конституции КНР): 1) внесение изменений в Конституцию КНР, осуществление контроля за ее исполнением; 2) принятие и изменение уголовного, гражданского законодательства, законодательства о государственной структуре, других "основных законов"; 3) по представлению Председателя КНР утверждение кандидатуры Премьера Государственного совета; 4) по представлению Премьера Государственного совета утверждение кандидатуры его заместителей, членов, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата; 5) избрание председателя Центрального военного совета, а по его представлению - утверждение кандидатур других членов ЦВС; 6) избрание Председателя Верховного народного суда КНР, генерального прокурора Верховной народной прокуратуры КНР; 7) рассмотрение и утверждение планов экономического и социального развития, отчетов об их выполнении; 8) рассмотрение и утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении; 9) изменение или отмена ненадлежащих постановлений ПК ВСНП; 10) утверждение образования провинций, автономных областей и городов центрального подчинения, утверждение создания особых административных районов и их режимов; 11) решение вопросов войны и мира; 12) осуществление иных полномочий.

ПК ВСНП осуществляет следующие основные полномочия (ст. 67 Конституции КНР): 1) дает толкование Конституции и законам КНР, осуществляет контроль за исполнением Основного закона страны; 2) принимает законы, вносит в них изменения, за исключением тех, которые должны приниматься ВСНП; 3) отменяет правотворческие акты местных органов государственной власти в случае их противоречия Конституции и законам страны; 4) осуществляет контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; 5) в период между сессиями ВСНП по представлению Премьера Государственного совета принимает решения о назначении и смещении министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата; в период между сессиями ВСНП по представлению председателя ЦВС принимает решения о назначении и смещении членов ЦВС; 6) по предложению председателя Верховного народного суда назначает и смещает его заместителей, судей и членов судебного комитета, председателей военных судов; по предложению генерального прокурора Верховной народной прокуратуры назначает и смещает его заместителей, прокуроров и членов коллегии, главных прокуроров военных прокуратур, а также утверждает назначения и смещения главных прокуроров народных прокуратур провинций, автономных областей и городов центрального подчинения; 7) принимает решения о назначении и об отзыве полномочных представителей в иностранных государствах, о ратификации и денонсации договоров и важных соглашений, заключенных с иностранными государствами; 8) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; учреждает государственные ордена и награждает ими, устанавливает государственные почетные звания и присваивает их; 9) принимает решения о помиловании; 10) принимает решения о всеобщей или частичной мобилизации, о введении режима чрезвычайного положения, в период между сессиями ВСНП принимает решение об объявлении войны; 11) выполняет другие функции, возлагаемые на него ВСНП.

Таким образом, основные полномочия собраний народных представителей (ВСНП - 15 видов; ПК ВСНП - 21 вид; местные СНП выше уездного уровня - 15 видов; ПК СНП выше уездного уровня - 14 видов; СНП волостного уровня - 13 видов) можно разделить на несколько групп: 1) законодательные полномочия; 2) полномочия в решении важных государственных вопросов; 3) полномочия в назначении и смещении должностных лиц; 4) контрольные полномочия. Согласно поправкам в ст. 98 Конституции КНР от 15 апреля 2004 г. "срок полномочий каждого созыва местных собраний народных представителей всех ступеней составляет 5 лет". Ранее срок полномочий СНП волостей, национальных волостей, поселков составлял три года.

В современной политической и социально-экономической жизни КНР ВСНП и его Постоянный комитет играют чрезвычайно важную роль. Являясь высшим органом государственной власти, ВСНП определяет основные направления развития Китайского государства. По принимаемым им и его ПК решениям можно судить об избранном политическом и экономическом курсе страны.

Согласно положениям разд. 2 гл. 3 Конституции КНР (ст. ст. 79 - 84) Председатель и заместитель Председателя КНР избираются Всекитайским собранием народных представителей. Высшим должностным лицом государства (его заместителем) может стать любой гражданин КНР, достигший возраста 45 лет и имеющий право избирать и быть избранным. Срок полномочий Председателя (заместителя Председателя) КНР составляет пять лет. "Председатель и заместитель Председателя Китайской Народной Республики может занимать эти должности не более чем два срока подряд" (ч. 3 ст. 79 Конституции КНР). Порядок избрания Председателя (заместителя Председателя) КНР следующий: 1) Президиум ВСНП предлагает кандидатуры на пост главы государства и его заместителя; 2) список кандидатур отдается на обсуждение всех представительств ВСНП; 3) Президиум на основании мнения большинства делегатов ВСНП утверждает список кандидатов и печатает бюллетени для голосования; 4) сессия ВСНП проводит выборы путем тайного голосования; 5) Председателем (заместителем Председателя) КНР становится тот, чья кандидатура получила более половины голосов всех делегатов. При этом в КНР отсутствует законодательно закрепленный обычай принесения присяги Председателем КНР.

Впервые в истории Китая пост Председателя КНР и его заместителя был введен Конституцией 1954 г. В то время возраст кандидата на пост Председателя КНР устанавливался в 35 лет, срок полномочий - четыре года (ст. 39). Пост Председателя КНР (заместителя Председателя) был фактически упразднен во время "культурной революции". В Конституциях КНР 1975 г. и 1978 г. пост Председателя КНР (заместителя Председателя) не предусматривался. В качестве главы государства выступал Председатель ПК ВСНП. С принятием Конституции КНР 1982 г. пост Председателя КНР (заместителя Председателя) был восстановлен.

Согласно мнению разработчиков китайской Конституции пост главы государства коллегиальный и состоит из Председателя КНР и ПК ВСНП. "Главой государства может быть либо одно лицо, либо коллегиальный орган. В Советском Союзе Президиум Верховного Совета СССР является коллегиальным главой государства... Институт главы государства в нашей стране по своему типу аналогичен советскому, но в силу практических условий нашей страны и нашего революционного опыта функции главы государства у нас осуществляются не одним Председателем Китайской Народной Республики или Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, а совместно Председателем Китайской Народной Республики и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. Такая форма института коллегиального главы государства является особенностью нашего государства" <1>. "Функции главы государства в нашей стране исполняются совместно Постоянным Комитетом Всекитайского собрания народных представителей и Председателем Китайской Народной Республики... Таким образом, глава государства в нашей стране коллегиальный" <2>.

--------------------------------

<1> Чжоу Фан. Государственные органы Китайской Народной Республики / Пер. с кит. Л.М. Гудошникова и Г.С. Остроумова / Под ред. М.А. Шафира. М., 1958. С. 104.

<2> Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник / Отв. ред. Б.А. Страшун. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008. С. 795. См. также: Лю Шао-ци. О проекте Конституции Китайской Народной Республики // Конституция Китайской Народной Республики. Пекин, 1954. С. 46.

 

Председатель КНР (заместитель Председателя) поставлен Конституцией КНР под контроль ВСНП, а его деятельность должна вестись в соответствии с принятыми ВСНП и ПК ВСНП законами. Как уже было отмечено выше, Председатель КНР (заместитель Председателя) избирается ВСНП (ч. 1 ст. 79; п. 4 ст. 62 Конституции КНР); ВСНП также вправе освободить от должности Председателя КНР (заместитель Председателя) (п. 1 ст. 63) (предложение об освобождении от должности Председателя и заместителя Председателя КНР могут вносить не менее трех делегаций или не менее 1/5 от общего числа депутатов ВСНП. Решение принимается простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Основная функция заместителя Председателя КНР заключается в оказании помощи в работе Председателю КНР (ч. 1 ст. 82 Конституции КНР). В политической жизни Китая во время отпуска или отсутствия Председателя КНР его заместитель принимает зарубежных гостей, ведет с ними переговоры, принимает верительные грамоты дипломатических представителей иностранных государств.

В истории нового Китая пост Председателя КНР занимали следующие видные политические деятели: 1) 1949 - 1959 гг. - Мао Цзэдун; 2) 1959 - 1966 гг. - Лю Шао-ци; 3) май 1981 г. - Сун Цинлин (женщина; была почетным Председателем КНР, вдова Сунь Ятсена); 4) 1983 - 1988 гг. - Ли Сяньнянь; 5) 1988 - 1993 гг. - Ян Шанкунь; 6) 1993 - 2003 гг. - Цзян Цзэминь; 7) 2003 - 2013 - Ху Цзиньтао; 8) 2013 - по настоящее время - Си Цзиньпин.

Основные функции Председателя КНР состоят в следующем (поправки N 27 и N 28 в Конституцию КНР от 14 марта 2004 г.) (ст. 80 и ст. 81 Конституции КНР): на основании решений ВСНП и ПК ВСНП Председатель КНР как коллегиальный глава государства: 1) обнародует законы (принятый высшим представительным органом КНР закон вступает в силу лишь после его подписания Председателем КНР); 2) назначает и смещает Премьера и заместителя Премьера Государственного совета КНР; 3) назначает и смещает министров, председателей комитетов, Главного ревизора, начальника секретариата; 4) награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания; 5) издает указы о помиловании; 6) издает указы о введении чрезвычайного положения; 7) издает указы о мобилизации; 8) объявляет о состоянии войны; 9) ратифицирует и денонсирует договора и важные соглашения, заключенные с иностранными государствами; 10) представляет КНР, принимает иностранных дипломатических представителей.

Должность Председателя КНР является одной из ключевых в современном Китайском государстве. Внешняя и внутренняя политика Китая во многом определяется тем лицом, которое занимает пост Председателя КНР. Как правило, лицо, занимающее пост Председателя КНР, также является Генеральным секретарем ЦК КПК и Председателем Центрального военного совета КНР (но не возглавляет вооруженные силы страны). Ныне действующим Председателем КНР является избранный 14 марта 2013 г. депутатами 1-й сессии ВСНП 12-го созыва товарищ Си Цзиньпин .







Date: 2016-02-19; view: 740; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию