Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Конфуцианская традиция права 4 page





Были внесены существенные изменения и в законодательство. В частности, по настоянию Дун Чжуншу вводились нормы, которые культивировали через систему воспитания и применение мер поощрения хорошие человеческие качества и пресекали с помощью мер наказания дурные поступки человека. Эта концепция "параллельности воспитания и наказания" долгое время определяла развитие права <1>. Заметно ее влияние и на создание уголовного законодательства эпохи династии Тан.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Рыбаков В.М. Введение // Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан Люй Шу И). СПб., 1999. С. 15.

 

Реформа уголовного права была начата в 618 г. при первом императоре династии Тан Гао-Цзу, который повелел отменить все одиозные законы предшествующей династии. А завершилась она в 653 г., когда на утверждение императора был представлен проект кодекса "Тан Люй Шу И" - кодекса "Уголовных установлений Тан с разъяснениями".

Структурно кодекс был разделен на 12 разделов.

1. Наказания и нормы их применения.

2. Охрана и обеспечение запретов.

3. Служебные обязанности и порядок их исполнения.

4. Семья и брак.

5. Государственные конюшни и хранилища.

6. Самовластные мобилизационные действия.

7. Разбой и хищения.

8. Драки и тяжбы.

9. Мошенничество и подлоги.

10. Разнородные уголовные установления.

11. Задержание и побеги.

12. Судопроизводство и тюремное содержание.

В общей сложности текст включал в себя 502 статьи, к каждой из которых были даны комментарии и разъяснения.

Кодекс использовал очень своеобразную технику оформления законодательных норм. Так, ст. 6 раздела 1, раскрывавшая понятие "Десяти зол", начиналась с текста разъяснений:

"Среди преступлений, наказуемых пятью видами наказаний, Десять зол (ши э) являются наиболее предосудительными. Они сводят на нет нравственно укрепляющее влияние и разрушают упорядоченность. Они специально расположены в начале раздела, чтобы быть ясным предостережением. Множество деяний, которые могут быть определены как предельное зло, сгруппированы в десять родов (лэй) преступлений. Поэтому на них указывается как на Десять зол" <1>.

--------------------------------

<1> С небольшой стилистической правкой цит. по: Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан Люй Шу И). СПб., 1999. С. 80.

 

В число этих "Десяти зол" Кодекс включил следующие преступления:

"Первое называется Умыслом Восстания против моу фань. Имеется в виду умысел повредить Алтарям Земли и Зерна...

Второе называется Умыслом Великой строптивости (моу да ни). Имеется в виду умысел разрушить Императорский Храм предков, императорские усыпальницы и дворцы...

Третье называется Умыслом Измены (моу пань). Имеется в виду умысел отвернуться от страны (го) или стать соучастником самозванцев...

Четвертое называется Злостной строптивостью (э ни). Имеется в виду нанесение побоев деду или бабке по мужской линии, или отцу, или матери либо умысел убить кого-либо из них или же убийство кого-либо из старших и младших братьев отца и их жен, либо старших или младших сестер отца, либо собственных старших братьев и сестер, либо деда или бабки по женской линии, либо мужа, либо деда или бабки мужа по мужской линии, либо его отца или матери...

Пятое называется Извращением (будао). Имеется в виду убийство трех человек в одной семье, ни один из которых не совершил наказуемого смертью преступления, а также расчленение людей, изготовление и хранение ядов, ворожба или колдовство...

Шестое называется Великой непочтительностью (да бу цзин). Имеется в виду хищение предметов, на которых во время Больших жертвоприношений пребывают духи или же державных вещей, относящихся к платью или выезду Того, кто в паланкине <1>, хищение или поддельное изготовление державных печатей, ошибочное составление державного лекарства несоответственно правильному способу или ошибка в сопроводительном предписании, а также ошибочное нарушение кулинарных запретов при изготовлении державной пищи, ошибочное изготовление непрочными державных судов счастья, непочтительные высказывания о Том, кто в паланкине, когда побуждения и соображения исключительно вредоносны, а также неподчинение и сопротивление указным посланцам, и поведение, не соответствующее моральным устоям Ли подданного...

--------------------------------

<1> То есть императора Китая.

 

Седьмое называется Сыновней непочтительностью (бу сяо). Имеется в виду устный донос, заклятья или брань на деда или бабку по мужской линии, на отца или мать или же отдельная регистрация в подворных списках либо отделение имущества при жизни деда или бабки по мужской линии, отца или матери, а также недостаточное их обеспечение, лично сговоренная своя свадьба, а также музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости во время траура по отцу или матери, сокрытие известия о кончине деда или бабки по мужской линии, отца или матери и неизъявление скорби о них или же ложное заявление о смерти деда или бабки по мужской линии, отца или матери...

Восьмое называется Враждой (бу му). Имеется в виду умысел убить или продажа родственника близости сыма или ближе, а также нанесение побоев мужу, либо старшему родственнику близости дагун и ближе, либо родственнику старшего поколения близости сяогун или же донос на кого-либо из них...

Девятое называется Нарушением долга (бу и). Имеется в виду убийство своего главы учреждения, своего начальника округа, своего начальника уезда или своего наставника в образовании, убийство мелким гражданским или военным служащим своего начальника, имеющего пятый ранг или выше, а также сокрытие известия о кончине мужа и неизъявление скорби о нем, музицирование либо смена траурного одеяния на одежду радости во время траура по мужу или новое замужество до истечения этого траура...

Десятое называется Внутренним Хаосом (пэй луань). Имеется в виду вовлечение в развратные сношения родственницы близости сяогун и ближе, а также наложницы отца или деда по мужской линии, в том числе по обоюдному согласию" <1>.

--------------------------------

<1> С сокращениями цит. по: Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан Люй Шу И). СПб., 1999. С. 80 - 99.

 

За преступления "Десяти зол" назначались самые суровые наказания к виновным. Кроме виновных к ответственности по ряду преступлений привлекались члены их семей (общесемейная ответственность), хотя и в меньшей мере <1>.

--------------------------------

<1> Общесемейная ответственность применялась при раскрытии преступлений первого, второго, третьего и пятого Зол // См.: Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан Люй Шу И). СПб., 1999. С. 42, 134.

 

Впрочем, ответственность наступала не для всех и не в равном объеме. Учитывались "Восемь причин для обсуждения", которые в определенных обстоятельствах могли служить основанием для освобождения от ответственности либо смягчения наказаний. Такими привилегиями обладали родственники императора; его приближенные; "достойные люди и благородные мужи"; талантливые люди; воины и чиновники, имеющие большие заслуги; высшие сановники, занимающие должности не менее третьего ранга; высшие военные и гражданские руководители, "занимающие свои должности с благоговением, дни и ночи отдающие общественным делам, или же те, кто, будучи отправлен на службу вдаль, на окраины, перенес опасности и тяготы", а также потомки прежних династий <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 100 - 103.

 

Некоторые послабления мер ответственности предусматривались также для лиц, находившихся "в тени" своих высокопоставленных родственников или покровителей <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 58 - 65.

 

Такое отступление от принципа равенства перед законом кодекс обосновывал, в частности, следующим образом: "Моральный долг и внутри состоит в поддержании дружбы среди девяти поколений, а вовне - в приведении к состоянию гармонии всех краев, излияния на них милостей, словно дождя и росы, и верности принципу родственной любви" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 100, 101.

 

Конфуцианские ценности были последовательно воплощены и в другом великом памятнике законотворчества Китая - "Своде законов великой династии Мин". Он стал создаваться еще до падения монгольской Юаньской династии по повелению одного из вождей восстания Чжу Юаньчжана и основателя новой династии Мин. Первый Свод законов был принят к моменту провозглашения новой Империи в 1368 г. Он включал в себя 606 статей, разбитых на 30 глав. Но в полной мере этот акт потребностей государственного управления не удовлетворил. Поэтому работа по совершенствованию и систематизации законодательства была продолжена. Новый Свод законов появился в 1397 г., за год до смерти Чжу Юаньчжана. В отличие от предшествующей редакции, нормативный материал был разделен на шесть разделов - по числу основных ведомств императорского двора: чинов, финансов, церемоний, военных дел, наказаний и общественных работ. В "Свод законов" были включены также важнейшие "Поучения" Чжу Юаньчжана <1>.

--------------------------------

<1> См.: Свистунова Н.П. Материалы из "Свода законов династии Мин" о социально-экономических отношениях в Китае XIV - XVII веков // Народы Азии и Африки. 1962. N 3 // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XIV/1360-1380/Svod_zakonov_Min/Zakony_o_dvorah/frametext.htm.

 

Законодательство закрепляло многие конфуцианские ценности. В частности, предусматривались особые меры по содержанию сирот и престарелых. Одна из его статей указывала: "Всем вдовцам, вдовам, сиротам и бездетным старикам, а также больным неизлечимыми болезнями, беднякам, которые не в состоянии прокормить себя, местные чиновники должны выдавать на пропитание. Непроявление заботы о них карается 60 ударами палки. За уменьшение следуемого для выдачи количества одежды и зерна чиновники наказываются в соответствии с законом о краже сторожем вверенного ему имущества <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Многие нормы были направлены на пресечение произвола чиновников. Примечательна одна из них, не утратившая своей актуальности и в наши дни: "Всех ныне находящихся на должности чиновников, в действительности не имеющих достижений в делах управления, самовольно устанавливающих стелы и строящих храмы, наказывать 100 толстыми батогами. Тех, кто посылает людей ложно превозносить их достоинства и ходатайствовать перед императором об установке стелы или постройке храма, наказывать 80 толстыми батогами, посланных наказывать одной степенью легче" <1>.

--------------------------------

<1> Свистунова Н.П. Принцип ли в Минском законодательстве // Народы Азии и Африки. 1983. N 4. С. 108.

 

Свод законов закреплял множество конфуцианских норм поведения (ли), но в преломленном, часто искаженном виде. Обращаясь к этой теме, Н.П. Свистунова отмечала, что к моменту создания Свода конфуцианская доктрина в значительной мере утратила свою гуманистическую направленность и на передний план выдвинулись "ее консервативно-конформистские стороны во главе с идеей покорности и послушания". И если при жизни Конфуция следование правилам ли "одновременно означало и принятие указанных ценностей, то впоследствии соблюдение ли во многом осуществлялось механически, напоказ, а само оно все более превращалось в одну из охранительных мер существующего порядка вещей" <1>.

--------------------------------

<1> Свистунова Н.П. Принцип ли в Минском законодательстве // Народы Азии и Африки. 1983. N 4. С. 105.

 

О том, какое значение придавалось соблюдению установленных церемоний, можно судить по тексту статьи "Свода", посвященной нарушению установленных образцов в одежде и жилищах:

"Всегда должно иметься различие между домами, экипажами, одеждой, утварью и т.д. чиновников и простолюдинов. В случае несоблюдения установленных образцов и пользования не по праву упомянутыми вещами, чиновников наказывать 100 толстыми батогами, отрешать от должности и не аттестовывать, не чиновников наказывать 50 тонкими батогами и наказание налагать на главу семьи. Ремесленников, изготовивших неположенные вещи, во всех случаях наказывать 50 тонкими батогами.

В случае использования не по праву вопреки запретам узоров из драконов и фениксов и чиновников, и простолюдинов - всех наказывать 100 толстыми батогами и трехгодичной высылкой, ремесленников наказывать 100 толстыми батогами и вместе с домочадцами, женой и детьми отправлять в столицу и приписывать к различным мастерским в качестве ремесленников. Вещи, нарушающие запреты, во всех случаях конфисковывать в казну.

Доносчикам выдавать вознаграждение в 50 лян серебра.

В случае если ремесленник, изготовивший запрещенные вещи, сам сможет прийти с доносом, освобождать его от наказания и наравне с другими лицами выдавать ему вознаграждение" <1>.

--------------------------------

<1> Кроме того, чиновникам, воинам и простолюдинам запрещалось использовать в своей одежде черный, желтый и фиолетовый цвета, а также изображать на них драконов, летающих рыб и рогатых драконов. См.: Свистунова Н.П. Принцип ли в Минском законодательстве // Народы Азии и Африки. 1983. N 4. С. 108 - 110.

 

Требования правил ли должны были распространяться на всех подданных Империи, в том числе на представителей буддийской и даосской веры. Утверждая этот принцип, "Свод законов" устанавливал: "Всем буддийским и даосским монахам и монахиням требуется посещать родителей, приносить жертвы предкам и соблюдать различия в траурных платьях наравне с мирянами. За нарушение указанных предписаний наказывать 100 толстыми батогами и лишать монашеского сана.

Что касается одежды буддийских и даосских монахов, то им разрешается использовать для нее лишь люстрин и полотно и не разрешается использовать шелковое полотно и тафту. Нарушителей наказывать 50 тонкими батогами, возвращать в мир, а платье конфисковывать в казну. Вышеуказанные ограничения не распространяются на официально утвержденные соответствующие категории буддийских хитонов и даосских одежд" <1>.

--------------------------------

<1> Свистунова Н.П. Принцип ли в Минском законодательстве // Народы Азии и Африки. 1983. N 4. С. 110.

 

По замыслу Чжу Юаньчжана, его "Свод законов" должен был действовать вечно. Не допускалось вносить в его текст поправки. Поэтому необходимые дополнения и изменения оформлялись в виде дополнительных постановлений. Кроме того, "Свод" предусматривал ряд особых мер, направленных на сохранение его действия. В частности, он предусматривал:

"Законы и декреты опубликованы и введены в действие в Поднебесной для вечного соблюдения. Чиновникам и делопроизводителям всех государственных органов необходимо знать наизусть их текст и ясно толковать смысл законов, чтобы дифференцированно выносить приговоры по делам. В конце каждого года в столице - Палате контроля, на периферии - региональным цензорам в резиденциях чиновников провинциальных судебных управлений проводить проверку знания законов чиновниками. Тех, кто не может растолковать или не понимает смысла законов, на первый раз наказать удержанием денежного штрафа из жалованья за один месяц, на второй раз - 40 тонкими батогами и записать их провинность, на третий раз соответственно понизить в должности и использовать на службе в своих присутствиях...

Чиновников и делопроизводителей, злонамеренно искажающих принцип справедливости, сумасбродно выдвигающих собственное толкование, самовольно заменяющих следуемую статью другой и тем самым приводящих в хаотическое состояние установленные законы, обезглавливать" <1>.

--------------------------------

<1> Свистунова Н.П. Минское законодательство о государственном аппарате // Народы Азии и Африки. 1984. N 6. С. 104, 105.

 

Конфуцианские ценности и нормы были восприняты и следующей манчжурской династией, пришедшей к власти в 1644 г. В предисловии к своему "Своду законов" император Канси (1654 - 1722 гг.) писал <1>: "Рассматривая писания древние, не могу я о благоразумии царей и владык первых веков сомневаться; они правили благочинно, повеления к подданным издавали, согласуя всегда с волею высочайшего Неба и с пользою, следовательно, общественною, а при том устанавливая для правильного следования и исправления дел образцы поведения и законы... Со вступления моего на родительский наследственный престол, чему уже тридцать лет, опасаюсь я и страшусь во дни и ночи, как бы мысленно шествуя по следам благоразумнейших предков моих, не оступиться... Стараюсь я прилежно, чтобы каждое дело решено было и каждый закон издан был, не в противоречие преданиям древним и в соответствии с желанием народным...".

--------------------------------

<1> "Свод законов Канси" дается в переводе первого отечественного исследователя Китая А. Леонтиева, опубликованном в 1781 г. В текст перевода внесены небольшие стилистические изменения, облегчающие восприятие для современного читателя его.

 

В книге Шицзин есть стих: "Спасительные мне в жизни пути - суть древние законы; я по ним следую, не забывая их и почитая". Еще сказано в книге Шицзин: "Учителями да будут обычаи и законы". А мы ныне можем говорить так: "Нашего правительства законы и образцы поведения полнотой и ясностью законы и образцы поведения многих веков превосходят... Поэтому от почитания и исполнения написанных в сей книге благоразумных и спасительных установлений исправятся все начальства, исправится и весь народ; и пребудет тишина и благоденствие во всем государстве..." <1>.

--------------------------------

<1> Тайцин Гурун и Ухери Коли, то есть Все законы и установления Китайского (а ныне Манчжурского) правительства. Т. 1. СПб., 1781. С. VII - XV.

 

Законы императора Канси заимствовали многое из предшествующих кодификаций - "Уголовных установлений Тан" и Свода законов великой династии Мин, что подтверждал и сам Канси <1>. Вместе с тем в них было большое количество новых положений и норм.

--------------------------------

<1> Там же. С. X.

 

Одна из новелл - введение принципа паритетного представительства манчжуров и китайцев на многих государственных постах. В частности, в составе "самонужнейшего, секретнейшего и важнейшего" ведомства государственных дел (дорги ямунь) <1> должности "дянь дзи" (ведущие записи законов) занимали два манчжура, два монгола и два китайца <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 22.

<2> Там же. С. 53.

 

Вводились дополнительные меры по поддержанию нравственности. В частности, Законы требовали: "Не допускать людей Царской крови предаваться играм и веселию постыдным, ездить в дома непотребные, слушать пение от певунов детских и ездить за город на гульбы, где забавляются рыбной ловлей и где пускают на ловлю хищных птиц люди низких чинов; и еще не допускать их ко всяким шалостям и упражнениям подлым. Присмотр такой возлагается со строгостью на тех начальников, которые называются начальниками стройности, чтобы они к таким играм и веселиям увещеваниями не допускали их" <1>.

--------------------------------

<1> Тайцин Гурун и Ухери Коли, то есть Все законы и установления Китайского (а ныне Манчжурского) правительства. Т. 1. СПб., 1781. С. 14, 15.

 

Такие же требования предъявлялись и к царским чиновникам. Им запрещалось: проводить время с бездельниками, гадателями, комедиантами, людьми, играющими в азартные игры; устраивать пиршества, гуляния и потехи <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 175, 176, 178, 179.

 

Законы Канси усиливали меры социальной поддержки. В частности, они устанавливали: "Милосердное правительство в случае повреждений посевов и неурожаев за важный долг для себя почитает изыскивать для избавления достойных жалости крестьян надежные способы". С этой целью крестьяне получали льготы либо освобождение от налогов, производились раздачи хлеба, принимались "такие законы, которые основаны на сострадании к крестьянам и на щедрости великой, так чтобы они и в случае голодных годов своей жизни не лишались" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 282, 283.

 

Следующая новелла Законов Канси - подробнейшая регламентация организации и порядка деятельности государственных ведомств. Определялись условия набора и численность чиновников по каждому ведомству. Описывались их задачи и обязанности, процедуры ведения дел, взаимоотношения между чиновниками. Была создана очень мощная бюрократическая машина, содержание которой тяжелым бременем легло на государство, и которая в конечном счете разрушила его.

Образы конфуцианского права в произведениях китайской литературы. Утверждение конфуцианства во многом было обусловлено усилиями великих писателей древности и безымянных авторов народных песен и легенд. Они описывали подлинные конфуцианские добродетели, обосновывали необходимость обустройства жизни семьи, общества и государства в соответствии с канонами учения Конфуция.

В ряду литературных памятников конфуцианской мысли первое место по праву занимает книга "Го Юй" ("Речи царств"). Она была написана после смерти Конфуция с целью раскрыть содержание его идей. С этой целью в общую канву реальных исторических событий вплетались события вымышленные, а в уста правителей прошлого вкладывались речи, которые могли бы принадлежать Конфуцию либо его ученикам.

Как и Конфуций, автор "Го Юй" призывал правителей следовать во всем за праведными правителями прошлого. В прошлом, как сказано в рассказе о царе Чжоуской династии Му-ване (947 - 928 гг. до н.э.), правители "стремились повысить добродетели народа и облагородить его характер, умножить источники приобретения богатства и сделать более эффективными оружие и сельскохозяйственные орудия. Они показывали, что выгодно и что вредно, и совершенствовали народ на основе правил поведения. Они стремились заставить народ заниматься полезным и избегать вредного, с любовью думать о добродетели и страшиться насилия" <1>.

--------------------------------

<1> Го Юй (Речи царств). М., 1987. Речи царства Чжоу. Раздел 1. С. 24.

 

Это позволяло правителям древности сохранять свои царства, умножая их величие. Призывая соблюдать преемственность в соблюдении конфуцианских добродетелей, автор "Го Юй" вложил в уста советника царства Ци Гуань-цзы следующие слова: "В прошлом наши покойные ваны Чжао-ван и Му-ван неизменно подражали давно минувшим славным делам Вэнь-вана и У-вана и этим прославили свои имена. Они собирали старцев, вместе с которыми сравнивали и испытывали людей из народа, обладавших добродетелями; вывешивали на воротах дворца тексты законов, которые служили правилами для народа; пользовались властью справедливо и стремились, чтобы издаваемые распоряжения соответствовали обстановке; учитывали численность населения и соединяли его в поселения на основании законов; сначала устанавливали порядок в главном, а затем выправляли второстепенное; убеждали народ с помощью наград и пожалований; исправляли с помощью наказаний и штрафов; расставляли людей в должном порядке в зависимости от цвета волос, и все это служило основой для управления народом" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Речи владения Ци. С. 111, 112.

 

Автор "Го Юй" рассказывал о правильных и неправильных деяниях правителей прошлого и на их основе делал выводы, соответствовавшие его представлению о канонах учения Конфуция. Иногда они расходились с общепринятыми представлениями. Так, он утверждал: "Богатства - это то, что порождается всем сущим, то, что создается Небом и Землей, и если кто-нибудь присваивает их себе, вред от этого огромен. Все сущее, созданное Небом и Землей, должно использоваться всеми, разве можно заниматься личным присвоением? Это лишь вызывает у многих гнев и не способствует подготовке на случай больших бед. Если так наставлять вана, разве ван сможет долго удержаться на престоле? Правящий людьми должен указывать пути к богатству и распределять его между высшими и низшими с тем, чтобы духи, народ и все сущее получали по справедливости; при этом он каждый день должен испытывать страх из-за боязни вызвать недовольство" <1>.

--------------------------------

<1> Го Юй (Речи царств). М., 1987. Речи царства Чжоу. Разд. 1. С. 28.

 

Не соответствовали общим представлениям и суждения о низвержении неправедных правителей с трона. Так, книга "Го Юй" утверждала: "Управление на основе правил поведения - основной закон владения. Нарушение основного закона лишает возможности занимать престол" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Речи владения Цзинь. Разд. 4. С. 167, 168.

 

Впрочем, автор "Го Юй" в основном следовал в русле традиционных конфуцианских представлений, ограничиваясь только раскрытием их содержания. Основное внимание было обращено на искусство управления подданными. При этом утверждалось, что они остаются неизменными, поскольку в них отражена воля Неба.

В речи Фу Чэня, советника царства Чжоу, жившего в середине VII в. до н.э., конфуцианские уроки государственного управления отражены в следующих словах: "Если уважать знатных, прославлять мудрых, использовать заслуженных, почитать старых, любить родственников, соблюдать правила поведения в отношении вновь прибывших и по-родственному относиться к тем, кто давно рядом с вами, тогда весь народ станет проверять и укреплять свои духовные и физические силы для выполнения приказов правителя; чиновникам не придется менять методы управления; в богатствах не появится недостатка; все требуемое будет доставляться; каждое дело будет сопровождаться успехом; все чиновники, мириады людей и каждый отдельный человек обеими руками станут подносить получаемые ими выгоды правителю. В этом случае выгода приносится в дом. Если же перечисленные семь добродетелей нарушаются, народ станет двуличным; каждый, стремясь к личной выгоде, будет уходить от правителя, а требуемое правителем не будет доставляться. В этом случае выгода уходит на сторону" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Речи царства Чжоу. Разд. 2. С. 42.

 

Правители должны были прислушиваться к мнению своих советников и внимательно следить за тем, что думает о них народ. С тем чтобы не впасть в заблуждение, "Гой Юй" предлагала последовать примеру правителей древности, которые "приказывали слепым музыкантам декламировать при дворе увещевания, а имеющим служебный ранг подносить стихи. Они прислушивались к пересудам на рынках, выделяли злое и доброе в народных песнях, обсуждали при дворе поступки чиновников, спрашивали на дорогах, порицают или хвалят их действия, а затем исправляли все дурное, что было допущено. В этом и состояло искусство, позволявшее достигнуть высшей осмотрительности. Прежние ваны следовали этому пути и ненавидели заносчивость" <1>.

--------------------------------

<1> Го Юй (Речи царств). Разд. 6. С. 196.

 

В современную либо близкую для автора "Го Юй" эпоху особой похвалы заслужил царь династии Цинь Дао-гун (490 - 477 гг. до н.э.), который установил правильный порядок ведения дел, отбирал на службу только "мудрых и добронравных", поощрял отличившихся по службе, "закончил рассмотрение старых судебных дел, помиловал находящихся в заключении, освободил от наказания лиц, вина которых вызывала сомнения, выдвинул лиц, совершивших многочисленные добродетельные поступки, распространил милости на вдов и вдовцов, возвысил давно отстраненных от должностей, поддержал старых и малых, оказал помощь сиротам и калекам". Дао-гун лично встречался со старцами в возрасте старше семидесяти лет и, обращаясь к ним, называл их отцами. Представив такой образ Дао-гуна, автор "Го Юй" восклицал: "Разве после этого можно было не подчиняться его приказам?!" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. Разд. 7. С. 206.

 

Героями книги "Го Юй" были не только правители, но и преданные им советники, которые в своей жизни следовали конфуцианским заповедям и неустанно учили этому других. Идеальный их образ представлен в следующей речи: "Служащие своему господину должны увещевать его при ошибках и хвалить за добрые дела, советовать то, что нужно, и отвергать то, что не следует делать, отдавать службе все свои силы и выдвигать мудрых, выбирать способных и рекомендовать их на службу, с утра до вечера говорить о том, что хорошо и что плохо, и докладывать об этом господину. Они должны руководить господином, следуя гражданским добродетелям, направлять его действия, соблюдая смирение, служить ему, отдавая все силы, жертвовать за него своею жизнью. Если господин слушает их, они являются к нему, а если не слушает, уходят от него... Хорошие слуги... обязаны поступать так до самой смерти" <1>.

Date: 2016-02-19; view: 789; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию