Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел VII
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Глава 15. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка 15.1. Понятие и основные элементы инвестиционного рынка Инвестиционный рынок следует рассматривать как совокупность отдельных рынков объектов реального и финансового инвестирования. Рынок объектов реального инвестирования объединяет рынки прямых капитальных вложений, приватизируемых объектов и объектов недвижимости. Рынок капитальных вложений является одним из наиболее значимых сегментов отечественного инвестиционного рынка. Формой инвестирования на этом рынке выступают капитальные вложения в новое строительство, на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий. Рынок приватизируемых объектов получил широкое развитие в связи с процессами приватизации государственных предприятий. Предметом реального инвестирования на этом рынке являются предприятия, которые продаются на аукционах или полностью выкупаются трудовыми коллективами. Рынок недвижимости является самостоятельным элементом инвестиционного рынка в связи с его спецификой и существенными перспективами развития и расширения. Рынок объектов финансового инвестирования включает фондовый рынок (рынок ценных бумаг), рынок объектов тезаврации и денежный рынок. Основная функция фондового рынка состоит в мобилизации средств с помощью ценных бумаг для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности реального сектора экономики. Кроме того, фондовый рынок выполняет важнейшую информационную функцию, так как ситуация на нем информирует инвесторов об экономической конъюнктуре и дает ориентиры для размещения капиталов. Состояние фондового рынка имеет важное значение для стабильного развития экономики; крах фондового рынка может вызвать кризис в экономике. Рынок объектов тезаврации, служащий для совершения операций по инвестированию в драгоценные металлы, предметы коллекционирования и другие ценности, пока не играет заметной роли в экономике нашей страны. Денежный рынок справедливо включен в состав инвестиционного рынка самостоятельным сегментом, поскольку часть его формируется с помощью таких объектов финансового инвестирования, как банковские депозитные вклады и иностранная валюта. Состояние инвестиционного рынка характеризуют такие элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов рынка постоянно меняется под влиянием множества различных факторов как общеэкономического, так и внутрирыночного характера. Каждый инвестор должен знать состояние рынка, правильно оценивать его, уметь прогнозировать изменение ситуации, чтобы выживать и развиваться в условиях рынка. В принятии грамотных, экономически обоснованных инвестиционных решений ключевыми факторами являются финансы предприятия и его менеджмент, который невозможен без знания особенностей инвестиционного рынка. Именно эти знания ложатся в основу разработки эффективной инвестиционной стратегии бизнеса и формирования инвестиционного портфеля. Ошибки и просчеты инвестора в оценке инвестиционного рынка могут повлечь снижение уровня доходов, увеличить риск полной потери капитала. Степень активности инвестиционного рынка, соотношение отдельных его элементов определяются путем изучения рыночной конъюнктуры, определяющей соотношение спроса, предложения, цен и уровня конкуренции. Конъюнктура инвестиционного рынка характеризуется цикличностью. Обычно выделяют четыре основные стадии изменения рыночной конъюнктуры: подъем, бум, ослабление и спад. Подъем конъюнктуры связан с оживлением экономики в целом. Характерными для него являются рост объема спроса на объекты Инвестирования, повышение уровня цен на них, развитие конкуренции среди инвестиционных посредников. Конъюнктурный бум характеризуется резким возрастанием спроса на все объекты инвестирования. При этом спрос не полностью удовлетворен предложением, имеющимся на рынке, растут цены на объекты инвестирования, повышаются доходы инвесторов и посредников. Ослабление конъюнктуры связано со снижением инвестиционной активности в результате спада в экономике в целом. Происходит практически полное насыщение спроса на объекты инвестирования с некоторым избытком их предложения. Сначала стабилизируется уровень цен на большинство объектов инвестирования, затем они медленно снижаются вместе с доходами инвесторов и инвестиционных посредников. Признаком конъюнктурного спада инвестиционного рынка является низкий уровень спроса и предложения объектов инвестирования, хотя уровень предложения превышает спрос. При этом существенно снижаются цены на объекты инвестирования, доходы участников рынка падают до самого низкого уровня, возможны даже убытки в отдельных сферах инвестиционной деятельности. Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает мониторинг, анализ и прогнозирование конъюнктуры. Мониторинг предусматривает текущее наблюдение за инвестиционной активностью. Основное внимание уделяется тем сегментам рынка, в которых осуществляется инвестиционная деятельность. В основе мониторинга лежит постоянное наблюдение за изменением системы показателей, характеризующих спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, результаты которого отражаются на графиках, в таблицах, диаграммах и других формах наблюдений. Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка обеспечивает выявление тенденций ее развития на основе исследования особенностей отдельных сегментов и тех изменений, которые происходят на рынке по сравнению с предшествующим периодом. Анализ текущей конъюнктуры рынка предполагает расчет аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру на основе информации, собранной в процессе мониторинга, а затем определение предпосылок к изменению текущего конъюнктурного цикла. Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка необходимо для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционного портфеля. Основная цель прогноза состоит в определении факторов, в перспективе определяющих конъюнктуру рынка. Для составления прогноза необходимо определить горизонт прогнозирования, выбрать методы и провести прогнозные расчеты. Горизонт прогнозирования может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Долгосрочный прогноз связан с выработкой инвестиционной стратегии и формированием инвестиционного портфеля, включающего крупномасштабные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Долгосрочный прогноз может разрабатываться на срок свыше трех лет. Среднесрочный прогноз необходим для корректировки инвестиционной стратегии предприятия, формирования инвестиционного портфеля за счет отдельных не слишком капиталоемких реальных инвестиционных проектов, долгосрочных финансовых инструментов, реинвестирования капитала, вложенного в неэффективные проекты. Среднесрочный прогноз разрабатывается на срок от одного года до трех лет. Краткосрочный прогноз необходим для выработки тактики инвестирования и формирования инвестиционного портфеля за счет различных краткосрочных финансовых инструментов. Такой прогноз составляется на основе учета влияния на конъюнктуру инвестиционного рынка факторов, имеющих кратковременный, случайный характер. Период составления краткосрочного прогноза не превышает одного года. В современных условиях прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка осуществляется двумя методами: фундаментальным и техническим. Фундаментальный метод основан на изучении общеэкономических и внутрирыночных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, и определении возможного изменения этих факторов в прогнозируемом периоде. Технический метод основан на распространении выявленной конъюнктурной тенденции на прогнозируемый период. Фундаментальный метод в большей степени используется для долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, технический — для краткосрочных прогнозов. Часто эти методы дополняются методом экспертных оценок. Процесс изучения инвестиционного рынка осуществляется последовательно, как правило, сверху вниз. Сначала осуществляется оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка, затем дается оценка и прогноз инвестиционной привлекательности отраслей, подотраслей экономики и отдельных регионов. С учетом макроэкономических, отраслевых и региональных прогнозов оценивается инвестиционная привлекательность предприятий. 15.2. Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка позволяют определить инвестиционный климат в стране и эффективность инвестиционной деятельности на отдельных этапах экономического развития. Изучение макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка начинается с формирования круга первичных показателей, отражающих состояние инвестиционного климата и текущей конъюнктуры. Эти показатели встраиваются в систему мониторинга инвестиционного рынка и охватывают основные параметры, определяющие его макроэкономическое развитие в целом: основные показатели развития рынка капитальных вложений, показатели развития рынка недвижимости и приватизируемых объектов, а также фондового и денежного рынков. Основной информационной базой для осуществления системы мониторинга являются статистические данные. Периодичность построения системы мониторинга зависит от сроков представления и публикации статистической отчетности: один раз в квартал, а по важнейшим показателям — ежемесячно. Результаты организованного постоянного мониторинга накапливаются в табличной или графической форме. На основе накопленной первичной информации проводится анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка. С учетом целей и направлений инвестиционной деятельности инвестор строит систему аналитических показателей, характеризующих рынок, определяет показатели динамики, индексы, коэффициенты соотношения и эластичности. При анализе текущей конъюнктуры инвестиционного рынка важным является выявление общей тенденции динамики и ее связи с фазами экономического развития страны. Известно, что наиболее существенные изменения конъюнктуры происходят при смене фаз циклического развития экономики. Экономический цикл развития включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Характер этих фаз определяет длительные колебания конъюнктуры инвестиционного рынка. Так, фаза кризиса в первую очередь затрагивает инвестиционную сферу и в наибольшей степени проявляется в ней, так как сжатие объемов производства приводит к резкому сокращению объемов инвестиций. Эта фаза вызывает ослабление конъюнктуры инвестиционного рынка. Депрессия является нижней точкой кризиса и означает застой в экономике, снижение производства многих видов продукции, остановку отдельных производств, банкротство предприятий. Для этой фазы характерен резкий конъюнктурный спад на инвестиционном рынке. Фаза оживления начинается с увеличения спроса на инвестиционные товары, постепенного обновления основного капитала и роста реальных капитальных вложений. В результате восстанавливается докризисный объем инвестиционной деятельности и начинается подъем конъюнктуры инвестиционного рынка. Подъем экономики как наиболее благоприятная фаза экономического цикла развития характеризуется масштабным обновлением основного капитала, резким увеличением активной части основных производственных фондов, что вызывает значительное увеличение объема инвестиционной деятельности. С началом подъема в экономике наступает конъюнктурный бум на инвестиционном рынке. Фазы, характеризующие состояние экономики и уровень инвестиционной привлекательности, имеют различную продолжительность. В странах с развитой рыночной экономикой продолжительность экономических циклов постоянно снижается и в настоящее время достигает 4—5 лет. В России в связи с крайне низкими темпами научно-технического прогресса, неэффективной структурой производства, обвалом инвестиционной сферы, ограниченностью инвестиционных ресурсов продолжительность фаз циклического развития экономики значительно больше. Завершает процесс изучения макроэкономических показателей инвестиционного рынка разработка прогноза развития на основе предстоящих изменений условий, влияющих на его деятельность. Информационной базой таких исследований могут являться различные государственные программы развития экономики страны в целом и отдельных сфер экономической деятельности. Среди факторов и условий, влияющих на развитие инвестиционного рынка, отмечаются: прогнозируемая динамика валового внутреннего продукта, национального дохода и объема производства продукции; изменение доли национального дохода, расходуемого на накопление; изменение налогового регулирования инвестиционной и других видов предпринимательской деятельности; изменение ставки рефинансирования Банка России; развитие приватизационных процессов; развитие фондового рынка; изменение условий получения кредитов; изменения на денежном рынке и т.д. Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка являются основой для формирования инвестиционной привлекательности отраслей и подотраслей экономики, а также отдельных регионов. 15.3. Инвестиционная привлекательность отраслей экономики и регионов Основная цель изучения инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов состоит в обеспечении диверсификации их деятельности, особенно в сфере реального инвестирования. Для инвестора, принимающего инвестиционное решение, важно определить, в какой отрасли и в экономическом регионе с наибольшей эффективностью может быть осуществлен конкретный инвестиционный проект, какие направления инвестиций будут иметь наилучшие перспективы и обеспечат высокий доход на вложенный капитал. Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов осуществляются теми же методами и в той же последовательности, что и на макроэкономическом уровне (мониторинг системы информативных показателей; построение системы аналитических показателей, их анализ и оценка; прогнозирование инвестиционной привлекательности). При оценке и прогнозировании инвестиционной привлекательности отраслей экономики важно учитывать роль отдельных отраслей в экономике страны, перспективность и эффективность их развития, степень государственной поддержки этого развития, уровень инвестиционных рисков, характерных для различных отраслей, и другие синтетические (обобщающие) показатели. Каждый из синтетических показателей оценивается по совокупности входящих в него аналитических составляющих, расчет которых основан на статистических данных и прогнозных оценках. При оценке уровня эффективности деятельности отрасли в качестве аналитического показателя может быть принят уровень прибыльности используемых активов. Он рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (или балансовой прибыли) к общей сумме используемых активов. Кроме того, должны учитываться фактор инфляции, политика налогообложения продукции и прибыли, уровень затрат, отпускные цены на продукцию и другие факторы. Перспективность развития отрасли как один из важнейших критериев оценки инвестиционной привлекательности изучается на основе показателей доходности и риска, направлений, темпов и форм приватизации, оценки уровня экспортного потенциала продукции и уровня ее ценовой защищенности от импорта, инфляционной защищенности производимой продукции и т.д. Оценка уровня перспективности развития отрасли ведется по следующим аналитическим показателям: значимость отрасли в экономике (фактическая и прогнозируемая доли продукции в валовом внутреннем продукте с учетом структурной перестройки экономики); устойчивость отрасли к экономическому спаду в экономике в целом (показатели соотношения динамики объема производства отрасли и ВВП страны); социальная значимость отрасли (показатель численности занятых работников); обеспеченность перспектив роста собственными финансовыми ресурсами (объем и удельный вес капитальных вложений за счет собственных средств отрасли, доля собственного капитала в используемых активах). Степень государственной поддержки развития отрасли характеризуется такими аналитическими показателями, как объемы государственных капитальных вложений и государственного кредитования, налоговые льготы и т.п. Аналитическими показателями оценки уровня инвестиционных рисков отрасли являются: уровень внутренней конкуренции (общее число предприятий, в том числе занимающих монопольное положение на рынке); уровень инфляционной устойчивости продукции (показатель соотношения динамики уровня цен на основную продукцию и индекса оптовых цен по стране); уровень социальной напряженности (показатель среднего уровня заработной платы работников в сопоставлении с реальным уровнем прожиточного минимума в стране) и др. В процессе оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности отраслей важно учитывать их жизненный цикл, состояний из фаз рождения, роста, расширения, зрелости и спада. Фаза рождения характеризует разработку и внедрение принципиально новых видов товаров и услуг, потребность в которых вызывает строительство новых предприятий, составляющих в дальнейшем самостоятельную подотрасль, а затем и отрасль. Для данной фазы характерны значительные объемы инвестиций, минимальная прибыль и отсутствие дивидендных выплат по акциям. Фаза роста связана с признанием потребителями новых видов товаров, быстрым ростом спроса на них. На этой фазе инвестирование ведется высокими темпами, растут прибыли предприятия, осуществляются выпуски акций, а дивиденды зачастую выплачиваются в виде дополнительных акций. Фаза расширения является периодом между высокими темпами роста числа новых предприятий в отрасли и стабилизацией этого роста. На этой стадии продолжается инвестирование в новое строительство, но основной объем инвестиций направляется на расширение имеющихся производственных объектов, стабилизируется рост числа новых предприятий, продолжается эмиссия новых выпусков акций, начинается выплата дивидендов наличными деньгами. Однако основное направление в дивидендной политике в этот период предполагает выплату дивидендов в виде дополнительных акций и дробление уже имеющихся акций. Фаза зрелости определяет период наибольшего объема спроса на товары отрасли, совершенствования качественных характеристик выпускаемой продукции. Основной объем инвестиций направляется на модернизацию оборудования и техническое перевооружение производства. Это одна из самых продолжительных стадий жизненного цикла отрасли. Для товаров постоянного спроса, не подверженных влиянию научно-технического прогресса, фаза зрелости является последней в жизненном цикле (например, отрасли сельскохозяйственного производства, сырьевой промышленности и т.п.). Предприятия отраслей, находящихся в фазе зрелости, получают максимальные размеры прибыли, выплачивают высокие дивиденды наличными деньгами. Фаза спада завершает жизненный цикл отрасли и характеризует период резкого уменьшения спроса на продукцию в связи с развитием новых отраслей, товары которых заменяют устаревшие. Обычно эта стадия характерна для отраслей, продукция которых в значительной степени подвержена влиянию научно-технического прогресса. Смена стадий жизненного цикла отраслей связана главным образом с политикой структурной перестройки экономики, направленной на внедрение новейших достижений науки и техники, обеспечение конкурентоспособности собственного производства на мировом рынке, повышение сбалансированности экономики, ускоренное развитие отраслей, увеличивающих экспортный потенциал, повышение социальной ориентации производства, уменьшение энергоемкости, развитие межотраслевой кооперации и т.п. При оценке и прогнозировании инвестиционной привлекательности регионов должны учитываться особенности государственной региональной политики, обеспечивающие эффективное развитие отдельных регионов на базе рационального использования разнообразных экономических возможностей каждого региона, оптимальной их интеграции, разделения труда и взаимной кооперации. Каждый из регионов имеет ряд специфических особенностей, влияющих на инвестиционную привлекательность. К важнейшим характеристикам, определяющим решение инвестора о вложении капитала, относятся: наличие квалифицированных кадров; развитие транспортной, информационной и эффективной управленческой инфраструктуры в регионе; уровень рентабельности капитала, сложившийся в регионе по различным направлениям инвестиционной деятельности, и уровень рисков, связанных с ней. Существующие риски делятся на две группы. Первая группа связана с производственно-маркетинговой цепочкой, вторая — с уровнем криминогенной ситуации, эффективностью сопровождения инвестиционного проекта, управленческой инфраструктурой региона. Синтетическими (обобщенными) показателями оценки инвестиционной привлекательности регионов могут являться: уровень их общеэкономического развития; степень развития инвестиционной инфраструктуры; демографическая характеристика; уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры; степень экологических, криминогенных и других видов рисков. При оценке уровня общеэкономического развития региона изучаются потенциальная потребность в объемах инвестирования, возможность формирования инвестиционных ресурсов за счет собственных источников, емкость регионального рынка, рентабельность Капитала по различным направлениям инвестиционной деятельности. В состав аналитических показателей, используемых для такой оценки, могут входить, например: удельный вес региона в ВВП; объем промышленной продукции на душу населения; средний уровень заработной платы работников; объем и динамика капитальных вложений на одного жителя; число предприятий всех форм собственности; удельный вес убыточных предприятий в общем количестве работающих предприятий; уровень самообеспеченности основными продуктами питания; объем производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения и др. При оценке уровня развития инвестиционной инфраструктуры региона исследуются возможности быстрой реализации инвестиционных проектов. При этом могут рассматриваться такие показатели, как число подрядных строительных предприятий всех форм собственности, объемы местного производства основных видов строительных материалов, производство энергетических ресурсов на душу населения, плотность железнодорожных путей сообщения, плотность автомобильных дорог с твердым покрытием и др. В основе оценки демографической характеристики региона лежат изучение потенциального объема спроса населения на потребительские товары и услуги, возможности привлечения квалифицированной рабочей силы в инвестируемые производства. К числу анализируемых показателей относятся: удельный вес населения региона в общей численности жителей страны (республики); соотношение городских и сельских жителей; удельный вес населения, занятого на предприятиях всех форм собственности; уровень квалификации работников, занятых в общественном производстве, и др. Уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры региона оценивается на основе реальных процессов, ведущих к развитию рыночных реформ и созданию предпринимательского климата, а также отношения органов самоуправления к этим процессам. Для такой оценки могут использоваться удельный вес приватизированных предприятий в общем числе, удельный вес предприятий негосударственной формы собственности в общем количестве, количество совместных с зарубежными партнерами предприятий, число банковских учреждений, страховых компаний, бирж и др. При оценке уровня экологических, криминогенных и прочих рисков изучается степень безопасности инвестиционной деятельности в регионе. В этих целях анализируются: удельный вес предприятий с вредными выбросами, превышающими предельно допустимые нормы, в общем количестве промышленных предприятий в регионе; средний радиационный фон в городах; уровень экономических преступлений в расчете на 100 тыс. жителей; удельный вес незавершенных строительных объектов в общем количестве начатых и др. Конечным результатом оценки и прогнозирования инвестиционной привлекательности отраслей и регионов являются группировка и ранжирование соответствующих отраслей и регионов по степени их привлекательности. Ранжирование осуществляется на основе количественной оценки синтетических (обобщенных) показателей. Формирование каждого синтетического показателя по отдельным отраслям и регионам производится по совокупности входящих в их состав аналитических показателей. При этом должна учитываться различная степень значимости отдельных аналитических показателей, которая устанавливается экспертным путем. На основе количественной оценки групп синтетических показателей рассчитывается интегральный показатель инвестиционной привлекательности отраслей и регионов. Поскольку отдельные синтетические показатели играют разную роль в принятии инвестиционных решений, интегральный показатель оценки рассчитывается путем суммирования произведений рангового значения каждого синтетического показателя на его значимость в принятии инвестиционных решений (в процентах). По значениям рассчитанного интегрального показателя может быть определено место отрасли или региона в экономике в зависимости от уровня инвестиционной привлекательности. С этой целью отрасли и регионы могут ранжироваться по группам: сверхпривлекательные; с достаточно высокой инвестиционной привлекательностью; среднепривлекательные; малопривлекательные. 15.4. Инвестиционная привлекательность предприятий Заключительным этапом изучения инвестиционного рынка являются анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприятий как потенциальных объектов инвестирования. Такая оценка проводится инвестором для определения целесообразности капитальных вложений в новое строительство, расширение, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий, выбора альтернативных объектов приватизации, поиска приемлемых инвестиционных проектов в сфере недвижимости, покупки акций отдельных предприятий и т.п. Развитие предприятия происходит последовательно во времени, в комбинации циклов различных продуктов его деятельности. Этот можно разделить на периоды с разными оборотами и прибылью: детство (небольшой рост оборота, отрицательные финансовые результаты); юность (быстрый рост оборота, первая прибыль); зрелость (замедление роста оборота, максимальная прибыль); старость (оборот и прибыль падают). Общий период жизненного цикла предприятия определяется примерно в 20—25 лет, после чего оно прекращает свое существование или возрождается на новой основе с новым составом владельцев и менеджеров. Понятие цикла жизни предприятия позволяет определить различные проблемы, которые возникают при его развитии, и оценить его инвестиционную привлекательность. В период детства предприятие сталкивается главным образом с проблемами выживания в виде трудностей с денежными средствами, когда нужно найти краткосрочные средства финансирования, а также источники инвестиций для будущего развития. В период юности первая прибыль позволяет предприятию переориентироваться с рентабельности на экономический рост. Теперь для поддержания экономического роста ему необходимы среднесрочные и долгосрочные источники. В период зрелости предприятие старается извлечь максимум прибыли из производственного, технического и коммерческого потенциалов. Способность к самофинансированию при этом довольно значительна. Учитывая старение товаров, менеджеры предприятия должны найти новые возможности развития путем осуществления промышленных инвестиций или финансового участия, например в деятельности другого предприятия. В этом случае происходит постепенное преобразование предприятия в холдинг, т.е. в финансовое предприятие, занимающееся управлением портфелем ценных бумаг. Наиболее инвестиционно привлекательными считаются предприятия, находящиеся в процессе роста на первых двух стадиях жизненного цикла. Предприятия в стадии зрелости также являются инвестиционно привлекательными в ранних периодах, пока не достигнута наивысшая точка экономического роста. В дальнейшем инвестирование целесообразно, если продукция предприятия имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение относительно невелик и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии старости инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исключением случаев, когда намечается масштабная диверсификация продукции, перепрофилирование предприятия. При этом возможна некоторая экономия инвестиционных ресурсов по сравнению с новым строительством. Определение стадии жизненного цикла предприятия осуществляется в результате динамического анализа показателей объема продукции, общей суммы активов, размера собственного капитала и прибыли за ряд последних лет. По темпам их изменения можно судить о стадии жизненного цикла предприятия. Наиболее высокие темпы прироста показателей характерны для стадий юности и ранней зрелости. Стабилизация показателей происходит на стадии окончательной зрелости, а снижение — на стадии старости. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий предполагает также проведение финансового анализа их деятельности. Его цель состоит в оценке ожидаемой доходности инвестируемых средств, сроков их возврата, а также в выявлении наиболее значимых по финансовым последствиям инвестиционных рисков. Оценка финансовой деятельности предприятия производится в процессе анализа системы взаимосвязанных показателей, характеризующих эффективность финансовой деятельности с точки зрения соответствия стратегическим целям бизнеса, в том числе инвестиционным. Важнейшие результаты, характеризующие единство тактических и стратегических целей развития предприятия, выявляются при анализе оборачиваемости активов, прибыльности капитала, финансовой устойчивости и ликвидности активов. Эффективность инвестирования в значительной степени определяется тем, насколько быстро вложенные средства оборачиваются в процессе деятельности предприятия. Хотя на длительность оборота используемых активов оказывают влияние многочисленные внешние факторы, показатель оборачиваемости активов в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия — эффективностью маркетинговой, производственной и финансовой стратегии и тактики. Для анализа и оценки оборачиваемости активов применяются следующие показатели. 1. Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов (КОа) рассчитывают как соотношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости используемых активов. Средняя стоимость используемых активов рассчитывается за тот же период, что и объем реализации продукции (по средней арифметической или средней арифметической взвешенной). 2. Коэффициент оборачиваемости текущих активов (КОта) рассчитывают как соотношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости текущих активов. 3. Продолжительность оборота используемых активов (ПОа) рассчитывают как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости всех используемых активов (число дней в периоде берется равным 360 в году или 90 в квартале). 4. Продолжительность оборота текущих активов (ПОта) рассчитывают как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости текущих активов (число дней в периоде берется равным 90). Снижение в динамике коэффициента оборачиваемости активов (или рост продолжительности их оборота) свидетельствует о негативных тенденциях в развитии предприятия, так как вызывает необходимость дополнительного привлечения средств для текущей деятельности. Объем дополнительно инвестируемых средств (ОИ) рассчитывают как произведение объема реализации продукции на разницу между продолжительностью оборота активов в отчетном и предшествующем периодах, деленное на число дней в периоде. Одной из главных целей инвестирования является получение максимальной прибыли при использовании вложенных средств. Для выявления потенциальных возможностей формирования прибыли в сопоставлении с вложенным капиталом используют ряд показателей. 1. Прибыльность всех используемых активов (Па) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли (после уплаты налогов) к средней сумме используемых активов. 2. Прибыльность текущих активов (Пта) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли к средней сумме текущих активов. 3. Рентабельность основных фондов (Роф) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли к средней стоимости основных фондов. 4. Прибыльность реализации продукции (ПР) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли к объему реализованной продукции. 5.Показатель прибыльности (П) рассчитывают как соотношение суммы валовой (балансовой) прибыли (до уплаты налогов и процентов за кредит) к разнице между средней суммой используемых активов и суммой нематериальных активов. Показатель прибыльности используется для сравнения инвестиционных объектов с различным уровнем налогообложения прибыли (доходов). 6. Рентабельность собственного капитала (Рск) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала. Показатель рентабельности собственного капитала характеризует эффективность его использования в составе совокупных активов предприятия. Анализ финансовой устойчивости дает возможность оценить инвестиционный риск, связанный со структурой формирования инвестиционных ресурсов предприятия, и обеспечить оптимальность источников финансирования текущей производственной деятельности. Для оценки финансовой устойчивости предприятия используют ряд показателей. 1. Коэффициент автономии (КА) рассчитывают как соотношение суммы собственного капитала к сумме всех используемых активов. Коэффициент автономии показывает, в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала. 2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (КС) рассчитывают как соотношение суммы используемых заемных средств к сумме собственных активов. 3. Коэффициент долгосрочной задолженности (КД) рассчитывают как соотношение суммы долгосрочной задолженности (свыше одного года) к сумме всех используемых активов. Оценка ликвидности позволяет определить способность предприятия платить по краткосрочным обязательствам текущими активами, предотвращая возможное банкротство. Состояние ликвидности активов характеризует уровень инвестиционных рисков в краткосрочном периоде. В качестве базового показателя можно использовать коэффициент текущей ликвидности (КТЛ), который рассчитывается как соотношение суммы текущих активов к сумме текущей (краткосрочной) задолженности. Для анализа ликвидности активов используют ряд показателей. 1. Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ) определяется как соотношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к сумме текущей (краткосрочной) задолженности. 2. Коэффициент срочной ликвидности (КСЛ) определяется как соотношение сумм денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к сумме текущей (краткосрочной) задолженности. 3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (К) определяется как соотношение объема реализации продукции с последующей оплатой к средней сумме дебиторской задолженности. 4. Период оборота дебиторской задолженности (Под) определяется как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности. Глава 16. Понятие и этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия 16.1. Понятие инвестиционной стратегии и ее факторов Инвестиционная стратегия — это комплекс долгосрочных целей в области капиталовложений и вложений в финансовые активы, развития производства, формирования оптимальной структуры инвестирования, а также совокупность действий по их достижению. В общем виде инвестиционная стратегия реализуется в разработке плана и программы его осуществления на данном этапе развития предприятия. Инвестиционная стратегия предприятия формируется с учетом существующих источников и форм инвестирования, их доступности и потенциальной эффективности использования. Предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия, по отношению к которой инвестиционная стратегия носит подчиненный характер. Управление инвестиционной деятельностью осуществляется в процессе формирования инвестиционного портфеля. Это формирование относится к среднесрочному управлению, которое завершается реализацией отдельных инвестиционных программ и проектов. Инвестиционная стратегия предусматривает достижение следующих целей: • максимизации прибыли от инвестиционной деятельности; • минимизации инвестиционных рисков. • исследование внешней инвестиционной среды и прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка; • технические и маркетинговые исследования; • поиск новых, более прибыльных инвестиционных возможностей; • оценку привлекательности инвестиционных проектов и финансовых инструментов с отбором наиболее эффективных из них; • разработку капитального бюджета; • формирование оптимальной структуры инвестирования. На выбор инвестиционной стратегии предприятия влияет ряд факторов. К их числу относится общая стратегия развития, которая предусматривает: • проникновение на рынок и обеспечение выживаемости при убыточной деятельности; • закрепление на рынке и обеспечение безубыточной деятельности; • существенное расширение своего сегмента на рынке и обеспечение систематического роста прибыли с выходом на оптимальный уровень; • диверсификация деятельности и обеспечение сбалансированного роста прибыли на оптимальном уровне; • обеспечение стабилизации объема деятельности путем сохранения прибыли, платежеспособности и финансовой устойчивости; • обновление форм и направлений деятельности, обеспечение условий для высоких темпов роста прибыли. Финансовое состояние предприятия, уровень технического и организационного потенциала определяют его конкурентную позицию на рынке сбыта. Наличие временно свободных денежных средств позволяет предприятию инвестировать их в долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные реальные и финансовые активы. Таким образом, разработка инвестиционной стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием предприятия в условиях изменения внешних и внутренних факторов. 16.2. Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия Разработка инвестиционной стратегии предприятия предусматривает следующие этапы: 1) определение периода формирования инвестиционной стратегии; 2) выбор стратегических целей инвестиционной деятельности; 3) определение направлений инвестирования и источников финансирования; 4) конкретизацию инвестиционных программ и сроков; 5) оценку разработанной инвестиционной стратегии; 6) пересмотр стратегии в зависимости от изменения внешних условий и состояния предприятия. Продолжительность первого этапа зависит от общего состояния экономики и развития рынка. В условиях нестабильной экономики прогнозы развития предприятий не превышают 3—5 лет. В странах с развитой экономикой крупнейшие компании прогнозируют свою деятельность на 10—15 лет. Сроки разработки инвестиционной стратегии не должны выходить за рамки периода общей стратегии. Отраслевая принадлежность также влияет на период инвестиционной стратегии: наибольший срок характерен для институциональных инвесторов (5—10 лет), наименьший — для предприятий сферы производства потребительских товаров, розничной торговли и услуг (3— 5 лет). Крупные компании прогнозируют результаты своей деятельности на более длительный срок, чем небольшие. В самом общем виде определение инвестиционных целей предприятия (второй этап процесса) направлено на увеличение капитала, повышение текущего дохода, обеспечение ликвидности и сохранности капитала, возможный контроль над предприятием-эмитентом. Увеличение капитала в долгосрочной перспективе осуществляется путем инвестирования в реальные проекты и финансовые инструменты, стоимость которых в будущем возрастет, в результате чего инвестор получит дополнительные средства. При формировании инвестиционной программы в нее следует включать проекты с высокой текущей доходностью, обеспечивающие поддержание постоянной платежеспособности предприятия. Кроме того, часть текущих доходов может быть капитализирована для сохранения оптимальной структуры инвестиционного портфеля. При этом необходимо четко определить минимум прибыли, которую инвестор хотел бы получить. Для сохранения капитала при инвестировании средств необходимо минимизировать риск потери доходов, который приходится постоянно контролировать. Для обеспечения управляемости инвестиций, возможности быстрого реинвестирования капитала в более выгодные проекты инвестиционный портфель должен иметь высоколиквидный характер, при необходимости быстро и с минимальными потерями превращаясь в деньги. Уровень ликвидности инвестиций зависит от экономического климата в государстве, конъюнктуры инвестиционного рынка и специфики инвестиционной деятельности предприятия. Учитывая альтернативность некоторых целей инвестирования, предприятие-инвестор определяет их приоритеты, руководствуясь общими стратегическими целями своего развития. Основные цели инвестиционной стратегической политики должны отражаться в соответствующих критериальных показателях: нормативных значениях минимальных темпов роста капитала, минимальном уровне текущей доходности, максимальном уровне инвестиционного риска, минимальной по капиталоемкости доле высоколиквидных проектов и др. Эти показатели в дальнейшем используют при формировании инвестиционного портфеля и отборе конкретных проектов и финансовых инструментов. Третий этап включает определение направлений инвестиционной деятельности и формирование источников инвестиционных ресурсов. Разработка направлений инвестиционной деятельности осуществляется путем выбора соотношения различных форм инвестирования на разных этапах деятельности, определения отраслевой и региональной направленности вложений. На соотношение форм инвестирования влияют различные факторы, среди которых отметим: • общее состояние экономики и конъюнктуры инвестиционного рынка. В условиях нестабильной рыночной экономики инвесторы предпочитают вкладывать ресурсы в финансовые активы, особенно в краткосрочные; • функциональную направленность предприятия. Институциональные инвесторы работают преимущественно на фондовом рынке и вкладывают ресурсы в фондовые инструменты. Предприятия производственной сферы инвестируют в производственные активы; • зависимость от жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях развития инвестирование имеет преимущественно производственный характер, на стадиях зрелости — финансовый; • размер предприятия: малые и средние предприятия инвестирует в основном в реальные активы, крупные — в финансовые. Определение отраслевой направленности инвестиций предполагает оценку различных вариантов вложения средств. Отраслевой вариант концентрации инвестиционной деятельности позволяет пред. приятию контролировать большие сегменты рынка и быстро достигать успеха, но он связан с высоким уровнем риска. Диверсификационный вариант предполагает размещение вложений в рамках одной отрасли или группы взаимосвязанных отраслей (например, в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность). Это позволяет существенно расширить контролируемый сегмент рынка и снизить риск вложения капиталов. Возможна диверсификация вложений и в не связанные между собой отрасли производства. В результате выбора отраслей с разными стадиями жизненного цикла и значительными колебаниями конъюнктуры на продукцию заметно снижается уровень инвестиционных рисков. Определение региональной направленности инвестиционной деятельности связано с размером и продолжительностью деятельности предприятия. Малые и средние предприятия действуют в пределах своего региона. Межрегиональную диверсификацию инвестиционной деятельности может позволить только крупное предприятие. Формирование инвестиционных ресурсов осуществляется путем прогнозирования их общей потребности, определения источников и методов финансирования отдельных программ и проектов, оптимизации структуры источников. Прогнозирование общей потребности в инвестиционных ресурсах заключается в определении объема реальных (производственных) и финансовых инвестиций. Источники формирования инвестиционных ресурсов могут быть собственными, заемными и привлеченными. К собственным источникам относятся прибыль и амортизационные отчисления. Среди заемных источников важную роль играют кредиты банков, выпуск облигаций, а также использование лизинга. К привлеченным источникам относятся средства от размещения акций и дополнительные паевые взносы в уставный фонд предприятия. Методы финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов включают: полное самофинансирование (для небольших проектов и финансовых инвестиций); акционирование (для крупных проектов или региональной диверсификации инвестиционной деятельности); кредитование (для проектов с высокой нормой прибыли); лизинг (для проектов с небольшим периодом эксплуатации или быстро меняемой технологией); смешанное соотношение всех источников. Оптимизация источников формирования инвестиционных ресурсов заключается в установлении оптимальных пропорций внутренних (собственных) и внешних (заемных и привлеченных) источников финансирования с целью высокой финансовой устойчивости предприятия и максимизации прибыли. Четвертый этап — конкретизация инвестиционных программ и сроков предусматривает наличие средств и готовность предприятия к осуществлению проекта. Инвестиционная программа корректируется с учетом этих факторов и обеспечивает согласованность реализации отдельных проектов и формирование финансовых ресурсов. Оценка разработанной инвестиционной стратегии на пятом этапе осуществляется на основе ряда критериев. К ним относятся: • согласованность с общей стратегией развития предприятия по целям, этапам и срокам реализации; • внутренняя сбалансированность целей, направлений и последовательности осуществления инвестиционной политики; • согласованность с внешней средой (развитием страны, инвестиционным климатом); • реализуемость с учетом имеющихся ресурсов (финансовых, кадровых, сырьевых и технологических); • приемлемость уровня инвестиционных рисков; • финансовая, производственная и социальная результативность.
Глава 17. Бизнес-план инвестиционного проекта 17.1. Прединвестиционные исследования Под инвестиционным проектированием понимается комплекс работ, целью которого является эффективное вложение финансовых и материальных ресурсов в объекты предпринимательской или иной деятельности. Вложение ресурсов в капитальное строительство относится к реальным инвестициям. Они осуществляются на основе комплексного плана мероприятий — инвестиционного проекта, направленного на создание нового и модернизацию действующего производства товаров и услуг. Инвестиционный проект содержит обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную и утвержденную в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятыми стандартами (нормами и правилами). Развитие инвестиционного проекта от первоначальной идеи до реализации называется циклом инвестиционного проекта. В соответствии с международной практикой инвестиционный цикл делят на ряд фаз и стадий, что позволяет последовательно наращивать усилия, заранее исключать неэффективные идеи и экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы. В современных условиях цикл инвестиционного проекта включает три фазы: 1) прединвестиционная; 2) инвестиционная; 3) эксплуатационная (операционная). • анализ возможностей (поиск инвестиционной концепции); • подготовка обоснования проекта (предварительного и окончательного); • оценка проекта и принятие решения об инвестировании. • определение юридической, финансовой и организационных основ проекта; • приобретение и передача технологии; • детальное проектирование, контрактация; • строительство; • предпроизводственный маркетинг; • набор и обучение персонала; • ввод объекта в эксплуатацию. Отличительной особенностью инвестиционной фазы является то, что она требует больших затрат, вместе с тем проект еще не может развиваться за счет собственных поступлений, ему необходимо внешнее финансирование. Эксплуатационная фаза, называемая производственной или операционной, включает собственно производство продукции и услуг с операционными издержками, а также поступлением выручки. Из выручки возмещаются текущие затраты и формируется прибыль. Чистая прибыль и амортизационные отчисления представляют собой реальные деньги, за счет которых осуществляется возмещение инвестиционных затрат и формирование прибыли на вложенный капитал. На эксплуатационной фазе возникают проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. С целью устранения этих недостатков и привлечения дополнительных капиталов должен быть разработан проект реабилитации, который включает: • стадию диагностирования; • краткосрочные мероприятия по реабилитации, не требующие больших затрат; • долгосрочные мероприятия, требующие больших затрат; • оценку проекта реабилитации и увеличение финансирования; • реабилитационную деятельность. Прединвестиционная фаза составляет основу инвестиционной и эксплуатационной фаз. Чем детальнее проведены прединвестиционные исследования, тем реже возникает необходимость пересматривать и уточнять последующие действия. Пересмотр же принятых решений ведет к задержкам в осуществлении проекта, увеличению затрат и снижению его рентабельности. Должный уровень проведения прединвестиционных исследований, отсутствие ошибок и срывов в инвестиционной фазе определяют успех или неудачу в третьей фазе — производственной. В прединвестиционной фазе качество обоснования проекта играет большую роль, чем фактор времени. На прединвестиционной фазе закладываются основы для успешного осуществления следующих фаз инвестиционного цикла. По данным различных источников стоимость этой фазы может составлять от 1 до 3% стоимости объекта для крупных проектов и до 5% для средних и мелких проектов. Рассмотрим подробно содержание стадий прединвестиционной фазы. Стадию анализа возможностей (поиска инвестиционной концепции) можно разбить на следующие этапы: • определение инвестиционных возможностей; • анализ общих возможностей; • анализ возможностей конкретного проекта. Определение инвестиционных возможностей связано с поиском направления инвестирования. С этой целью в международной практике используются рекомендации ЮНИДО, содержащие классификацию исходных посылок для поиска инвестиционных концепций предприятиями самого разного профиля: • наличие полезных ископаемых или иных природных ресурсов, пригодных для переработки и производственного использования; • возможности и традиции существующего сельскохозяйственного производства, определяющие потенциал его развития и круг проектов, которые могут быть реализованы на предприятиях агропромышленного комплекса; • оценки возможных сдвигов в величине и структуре спроса под влиянием демографических или социально-экономических факторов или в результате появления на рынке новых типов товаров; • структура и объем импорта, которые могут стать толчком для рождения проектов, направленных на создание импортозамещающих производств; • опыт и тенденции развития структуры производства в других странах, особенно со сходными уровнями социально-экономического развития и аналогичными ресурсами; • потребности отраслей в рамках отечественной или мировой экономики; • информация о планах увеличения производства в отраслях или растущем спросе на мировом рынке на производимую продукцию; • возможности диверсификации производства на единой сырьевой базе; • увеличение масштабов производства для экономии издержек при массовом выпуске изделий; • общеэкономические условия (создание правительством особо благоприятного климата, улучшение возможностей для экспорта в результате изменения обменных курсов национальных валют и др.). На такой основе можно сформулировать лишь очень укрупненную идею инвестиционного проекта. Для анализа направления используются укрупненные данные с использованием государственной статистики или общедоступной информации. Если концепция проекта будет одобрена, можно тратить средства на сбор и подготовку более детальной информации. Определив направления инвестирования, переходят к более углубленному анализу общих возможностей, который включает: • региональный анализ (исследование инвестиционных возможностей в конкретном районе); • отраслевой анализ (исследование инвестиционных возможно стей в данной отрасли); • ресурсный анализ (выявление возможностей использования природных ресурсов). Определение инвестиционных направлений и анализ возможностей носят общий характер и основаны главным образом на обобщенных оценках. Данные о затратах и доходах обычно берутся из аналогичных существующих проектов. Цель таких исследований не только в определении направлений инвестирования, но и в привлечении внимания потенциальных инвесторов к конкретным инвестиционным предложениям. На базе проведенного исследования формируется конкретное инвестиционное предложение, которое трансформируется в инвестиционный проект. Информация о нем должна содержать следующие сведения: • цель проекта; • характер производства, общие сведения о применяемой технологии, виде производимой продукции (работ, услуг); • период начала и завершения реализации проекта, продолжительность расчетного периода; • сведения об экономической ситуации (прогнозируемый индекс инфляции и изменения цен на ресурсы и продукт, прогноз изменения курса валют, сведения о налогообложении); • продолжительность строительства; • объем капиталовложений; • выручка от реализации продукции по годам осуществления проекта. Все данные могут приводиться в текущих ценах и определяться экспертно или по аналогам. Основная цель анализа проекта — выявление потенциальных выгод от его осуществления. На этапе анализа конкретного проекта осуществляются: • инновационный, патентный и экологический анализы техниеских решений; • проверка необходимости выполнения сертификационных требований; • предварительное согласование инвестиционного замысла с феде ральными, региональными и отраслевыми приоритетами; • предварительный отбор потенциальных участников реализации проекта. Стадия анализа возможностей заканчивается общим собранием участников проекта, на котором осуществляются: • подписание предварительного соглашения (протокола о намерениях) о создании компании (консорциума и др.) для осуществления проекта; • принятие решения о составлении инвестиционного бизнес-плана; • составление и подписание плана подготовки и финансирования обоснования проекта. Вторая стадия прединвестиционной фазы — подготовка обоснования проекта включает три этапа: 1) предварительное обоснование; 2) вспомогательные исследования; 3) составление бизнес-плана. Предварительное обоснование проекта необходимо для крупномасштабных и сложных проектов, решения по которым не могут быть приняты на стадии предварительного исследования. На второй стадии исследования должны использоваться реальные исходные данные, в том числе по схемам финансирования. Структура предварительного инвестиционного бизнес-плана должна совпадать со структурой подробного бизнес-плана. На стадии предварительного обоснования обязательно производится обзор имеющихся альтернатив и главных составляющих исследования. Предварительный бизнес-план следует рассматривать как промежуточный этап между исследованием благоприятствующих проекту факторов и детальным бизнесом. Именно на стадии предварительного обоснования определяют достаточность информации для принятия решения по инвестициям или необходимость проведения вспомогательных исследований. Вспомогательные исследования проводят по следующим вопросам: • дополнительное изучение рынка сырья, материалов и продукции; • лабораторные и экспериментальные испытания; • изучение мест размещения (в частности, анализ транспортных расходов); • анализ техногенного и экономического воздействия на окружающую среду; • исследование оптимальности масштабов производства; • выбор оборудования и др. Каждый из этапов — предварительное обоснование и вспомогательные исследования — также завершаются общим собранием участников проекта, где принимаются решения о продолжении или прекращении работ над проектом. Завершающим этапом является разработка окончательного обоснования в форме развернутого инвестиционного бизнес-плана, в котором определяются и анализируются все важнейшие аспекты, связанные с будущим производством, а также рассматриваются альтернативные варианты. Этап разработки бизнес-плана заканчивается общим собранием участников проекта, на котором: • утверждается (или отвергается) бизнес-план проекта; • принимается решение о финансировании проекта и привлечении внешних инвесторов; • подписываются документы об организации совместной компании; • • выбирается учреждение для независимой оценки проекта. Последняя стадия прединвестиционной фазы — оценка проекта и принятие решения об инвестировании состоит из этапов составления оценочного отчета и поддержки инвестиционного проекта. Оценка проекта проводится отечественной, зарубежной или международной финансовой организаций, выбранной в качестве внешнего инвестора. Эта организация анализирует технический, рыночный, управленческий, организационный, финансовый и другие аспекты проекта. Чем выше качество бизнес-плана, тем проще работа по оценке проекта. В случае положительной оценки подписывается финансовое соглашение между инвесторами и участниками проекта. Проект поддерживается его участниками: инвесторами, спонсорами, кредиторами, страховщиками, поставщиками сырья, консультантами при помощи презентации на отечественных и международных выставках, переговоров, распространения информации о проекте в средствах массовой информации. 17.2. Инвестиционный бизнес-план Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования. Необходимость разработки инвестиционного бизнес-плана Российскими предприятиями вызвана рядом причин: • адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям с обязательной типизацией методологии и документов, используемых в области бизнеса. • необходимостью программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов; • оценкой бизнес-плана участниками проекта с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли. Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать последовательность действий для его успешного воплощения. От правильности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта. Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов — центральный этап инвестиционного планирования, включающий следующие виды работ: • развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания проекта; • установление деловых контактов и изучение целей участников; • структурное планирование; • организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями; • получение одобрения на продолжение работ. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе. Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план. Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модернизацию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах. Венчурные предприятия, выпускающие продукцию при повышенном риске, систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, современных технологий и т.п. Если предприятие, наметив рост производства продукции или освоение новой техники, не имеет для этого достаточных мощностей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капитальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением. Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своей заинтересованности в нем. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности предприятия. Он должен быть написан просто и ясно и иметь четкую структуру, например такую, какую рекомендует Минэкономразвития России. 1. Вводная часть. 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие. 3. Описание проекта. 4. Производственный план. 5. План маркетинга и сбыта продукции. 6. Организационный план реализации проекта. 7. Финансовый план реализации проекта. 8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта. Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела. Раздел 1. Вводная часть бизнес-плана включает: • титульный лист; • резюме; • меморандум о конфиденциальности. На титульном листе помещаются название предприятия — инициатора проекта, наименование проекта, место и время его разработки. Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно составляется в последнюю очередь, так как суммирует всю информацию, содержащуюся в проекте. В резюме излагаются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта. Меморандум составляется с целью предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий берет на себя ответственность и гарантирует неразглашение содержащейся в бизнес-плане информации без предварительного согласия автора. Меморандум может содержать требование о возврате бизнес-плана и запрет на копирование материала. Раздел 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие, призван определить: • состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования; • прогноз объема производства продукции (услуг), которую может выпускать (оказывать) пр Date: 2015-04-23; view: 629; Нарушение авторских прав |