Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел VII





ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 15. Оценка и прогнозирование инвестиционного рынка

15.1. Понятие и основные элементы инвестиционного рынка

Инвестиционный рынок следует рассматривать как сово­купность отдельных рынков объектов реального и финансового ин­вестирования.

Рынок объектов реального инвестирования объединяет рынки прямых капитальных вложений, приватизируемых объектов и объек­тов недвижимости.

Рынок капитальных вложений является одним из наиболее зна­чимых сегментов отечественного инвестиционного рынка. Формой инвестирования на этом рынке выступают капитальные вложения в новое строительство, на реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий.

Рынок приватизируемых объектов получил широкое развитие в связи с процессами приватизации государственных предприятий. Предметом реального инвестирования на этом рынке являются пред­приятия, которые продаются на аукционах или полностью выкупа­ются трудовыми коллективами.

Рынок недвижимости является самостоятельным элементом ин­вестиционного рынка в связи с его спецификой и существенными перспективами развития и расширения.

Рынок объектов финансового инвестирования включает фондо­вый рынок (рынок ценных бумаг), рынок объектов тезаврации и денежный рынок.

Основная функция фондового рынка состоит в мобилизации средств с помощью ценных бумаг для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности реального сектора эко­номики. Кроме того, фондовый рынок выполняет важнейшую ин­формационную функцию, так как ситуация на нем информирует инвесторов об экономической конъюнктуре и дает ориентиры для размещения капиталов. Состояние фондового рынка имеет важное значение для стабильного развития экономики; крах фондового рынка может вызвать кризис в экономике.

Рынок объектов тезаврации, служащий для совершения операций по инвестированию в драгоценные металлы, предметы коллекцио­нирования и другие ценности, пока не играет заметной роли в эко­номике нашей страны.

Денежный рынок справедливо включен в состав инвестицион­ного рынка самостоятельным сегментом, поскольку часть его фор­мируется с помощью таких объектов финансового инвестирования, как банковские депозитные вклады и иностранная валюта.

Состояние инвестиционного рынка характеризуют такие элемен­ты, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение этих элементов рынка постоянно меняется под влиянием множества раз­личных факторов как общеэкономического, так и внутрирыночного характера. Каждый инвестор должен знать состояние рынка, правиль­но оценивать его, уметь прогнозировать изменение ситуации, чтобы выживать и развиваться в условиях рынка. В принятии грамотных, экономически обоснованных инвестиционных решений ключевыми факторами являются финансы предприятия и его менеджмент, кото­рый невозможен без знания особенностей инвестиционного рынка. Именно эти знания ложатся в основу разработки эффективной инве­стиционной стратегии бизнеса и формирования инвестиционного портфеля. Ошибки и просчеты инвестора в оценке инвестиционного рынка могут повлечь снижение уровня доходов, увеличить риск пол­ной потери капитала.

Степень активности инвестиционного рынка, соотношение от­дельных его элементов определяются путем изучения рыночной конъ­юнктуры, определяющей соотношение спроса, предложения, цен и уровня конкуренции.

Конъюнктура инвестиционного рынка характеризуется циклич­ностью. Обычно выделяют четыре основные стадии изменения ры­ночной конъюнктуры: подъем, бум, ослабление и спад.

Подъем конъюнктуры связан с оживлением экономики в целом. Характерными для него являются рост объема спроса на объекты Инвестирования, повышение уровня цен на них, развитие конкурен­ции среди инвестиционных посредников.

Конъюнктурный бум характеризуется резким возрастанием спро­са на все объекты инвестирования. При этом спрос не полностью удовлетворен предложением, имеющимся на рынке, растут цены на объекты инвестирования, повышаются доходы инвесторов и посред­ников.

Ослабление конъюнктуры связано со снижением инвестицион­ной активности в результате спада в экономике в целом. Происходит практически полное насыщение спроса на объекты инвестирования с некоторым избытком их предложения. Сначала стабилизируется уровень цен на большинство объектов инвестирования, затем они медленно снижаются вместе с доходами инвесторов и инвестицион­ных посредников.

Признаком конъюнктурного спада инвестиционного рынка явля­ется низкий уровень спроса и предложения объектов инвестирования, хотя уровень предложения превышает спрос. При этом существенно снижаются цены на объекты инвестирования, доходы участников рынка падают до самого низкого уровня, возможны даже убытки в отдельных сферах инвестиционной деятельности.


Изучение конъюнктуры инвестиционного рынка включает мо­ниторинг, анализ и прогнозирование конъюнктуры.

Мониторинг предусматривает текущее наблюдение за инвести­ционной активностью. Основное внимание уделяется тем сегментам рынка, в которых осуществляется инвестиционная деятельность. В основе мониторинга лежит постоянное наблюдение за изменением системы показателей, характеризующих спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, результаты которого отражаются на графиках, в таблицах, диаграммах и других формах наблюдений.

Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка обеспе­чивает выявление тенденций ее развития на основе исследования особенностей отдельных сегментов и тех изменений, которые проис­ходят на рынке по сравнению с предшествующим периодом. Анализ текущей конъюнктуры рынка предполагает расчет аналитических показателей, характеризующих текущую конъюнктуру на основе ин­формации, собранной в процессе мониторинга, а затем определение предпосылок к изменению текущего конъюнктурного цикла.

Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка необхо­димо для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности и формирования инвестиционного портфеля. Основ­ная цель прогноза состоит в определении факторов, в перспективе определяющих конъюнктуру рынка. Для составления прогноза необ­ходимо определить горизонт прогнозирования, выбрать методы и провести прогнозные расчеты.

Горизонт прогнозирования может быть долгосрочным, средне­срочным и краткосрочным. Долгосрочный прогноз связан с выра­боткой инвестиционной стратегии и формированием инвестицион­ного портфеля, включающего крупномасштабные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Долгосрочный прогноз может разрабатываться на срок свыше трех лет. Среднесрочный прогноз необходим для корректировки инвестиционной стратегии предприя­тия, формирования инвестиционного портфеля за счет отдельных не слишком капиталоемких реальных инвестиционных проектов, дол­госрочных финансовых инструментов, реинвестирования капитала, вложенного в неэффективные проекты. Среднесрочный прогноз раз­рабатывается на срок от одного года до трех лет. Краткосрочный прогноз необходим для выработки тактики инвестирования и фор­мирования инвестиционного портфеля за счет различных кратко­срочных финансовых инструментов. Такой прогноз составляется на основе учета влияния на конъюнктуру инвестиционного рынка фак­торов, имеющих кратковременный, случайный характер. Период составления краткосрочного прогноза не превышает одного года.

В современных условиях прогнозирование конъюнктуры инве­стиционного рынка осуществляется двумя методами: фундаменталь­ным и техническим. Фундаментальный метод основан на изучении общеэкономических и внутрирыночных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и уровень конкуренции, и определении возможного изменения этих факторов в прогнозируемом периоде. Технический метод основан на распространении выявленной конъ­юнктурной тенденции на прогнозируемый период. Фундаменталь­ный метод в большей степени используется для долгосрочного и среднесрочного прогнозирования, технический — для краткосроч­ных прогнозов. Часто эти методы дополняются методом экспертных оценок.


Процесс изучения инвестиционного рынка осуществляется по­следовательно, как правило, сверху вниз. Сначала осуществляется оценка и прогнозирование макроэкономических показателей разви­тия инвестиционного рынка, затем дается оценка и прогноз инве­стиционной привлекательности отраслей, подотраслей экономики и отдельных регионов. С учетом макроэкономических, отраслевых

и региональных прогнозов оценивается инвестиционная привлека­тельность предприятий.

15.2. Макроэкономические показатели развития инвестиционного рынка

Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка позволяют определить инвестици­онный климат в стране и эффективность инвестиционной деятель­ности на отдельных этапах экономического развития.

Изучение макроэкономических показателей развития инвестици­онного рынка начинается с формирования круга первичных показа­телей, отражающих состояние инвестиционного климата и текущей конъюнктуры. Эти показатели встраиваются в систему мониторинга инвестиционного рынка и охватывают основные параметры, опреде­ляющие его макроэкономическое развитие в целом: основные пока­затели развития рынка капитальных вложений, показатели развития рынка недвижимости и приватизируемых объектов, а также фондового и денежного рынков. Основной информационной базой для осуще­ствления системы мониторинга являются статистические данные. Периодичность построения системы мониторинга зависит от сроков представления и публикации статистической отчетности: один раз в квартал, а по важнейшим показателям — ежемесячно. Результаты организованного постоянного мониторинга накапливаются в таблич­ной или графической форме.

На основе накопленной первичной информации проводится анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка. С учетом целей и направлений инвестиционной деятельности инвестор строит систему аналитических показателей, характеризующих рынок, опре­деляет показатели динамики, индексы, коэффициенты соотношения и эластичности.

При анализе текущей конъюнктуры инвестиционного рынка важным является выявление общей тенденции динамики и ее связи с фазами экономического развития страны. Известно, что наиболее существенные изменения конъюнктуры происходят при смене фаз циклического развития экономики. Экономический цикл развития включает фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. Характер этих фаз определяет длительные колебания конъюнктуры инвести­ционного рынка. Так, фаза кризиса в первую очередь затрагивает инвестиционную сферу и в наибольшей степени проявляется в ней, так как сжатие объемов производства приводит к резкому сокраще­нию объемов инвестиций. Эта фаза вызывает ослабление конъюнк­туры инвестиционного рынка.


Депрессия является нижней точкой кризиса и означает застой в экономике, снижение производства многих видов продукции, оста­новку отдельных производств, банкротство предприятий. Для этой фазы характерен резкий конъюнктурный спад на инвестиционном рынке.

Фаза оживления начинается с увеличения спроса на инвестици­онные товары, постепенного обновления основного капитала и рос­та реальных капитальных вложений. В результате восстанавливается докризисный объем инвестиционной деятельности и начинается подъем конъюнктуры инвестиционного рынка.

Подъем экономики как наиболее благоприятная фаза экономи­ческого цикла развития характеризуется масштабным обновлением основного капитала, резким увеличением активной части основных производственных фондов, что вызывает значительное увеличение объема инвестиционной деятельности. С началом подъема в эконо­мике наступает конъюнктурный бум на инвестиционном рынке.

Фазы, характеризующие состояние экономики и уровень инве­стиционной привлекательности, имеют различную продолжительность. В странах с развитой рыночной экономикой продолжительность эко­номических циклов постоянно снижается и в настоящее время до­стигает 4—5 лет. В России в связи с крайне низкими темпами науч­но-технического прогресса, неэффективной структурой производства, обвалом инвестиционной сферы, ограниченностью инвестиционных ресурсов продолжительность фаз циклического развития экономики значительно больше.

Завершает процесс изучения макроэкономических показателей инвестиционного рынка разработка прогноза развития на основе предстоящих изменений условий, влияющих на его деятельность. Информационной базой таких исследований могут являться различ­ные государственные программы развития экономики страны в це­лом и отдельных сфер экономической деятельности.

Среди факторов и условий, влияющих на развитие инвестици­онного рынка, отмечаются: прогнозируемая динамика валового внут­реннего продукта, национального дохода и объема производства про­дукции; изменение доли национального дохода, расходуемого на накопление; изменение налогового регулирования инвестиционной и других видов предпринимательской деятельности; изменение став­ки рефинансирования Банка России; развитие приватизационных процессов; развитие фондового рынка; изменение условий получе­ния кредитов; изменения на денежном рынке и т.д.

Оценка и прогнозирование макроэкономических показателей развития инвестиционного рынка являются основой для формирова­ния инвестиционной привлекательности отраслей и подотраслей экономики, а также отдельных регионов.

15.3. Инвестиционная привлекательность отраслей экономики и регионов

Основная цель изучения инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов состоит в обеспечении диверсифи­кации их деятельности, особенно в сфере реального инвестирования. Для инвестора, принимающего инвестиционное решение, важно определить, в какой отрасли и в экономическом регионе с наиболь­шей эффективностью может быть осуществлен конкретный инве­стиционный проект, какие направления инвестиций будут иметь наилучшие перспективы и обеспечат высокий доход на вложенный капитал.

Оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов осуществляются теми же методами и в той же последовательности, что и на макроэкономическом уров­не (мониторинг системы информативных показателей; построение системы аналитических показателей, их анализ и оценка; прогнози­рование инвестиционной привлекательности).

При оценке и прогнозировании инвестиционной привлекатель­ности отраслей экономики важно учитывать роль отдельных отрас­лей в экономике страны, перспективность и эффективность их раз­вития, степень государственной поддержки этого развития, уровень инвестиционных рисков, характерных для различных отраслей, и другие синтетические (обобщающие) показатели. Каждый из синте­тических показателей оценивается по совокупности входящих в него аналитических составляющих, расчет которых основан на статисти­ческих данных и прогнозных оценках.

При оценке уровня эффективности деятельности отрасли в ка­честве аналитического показателя может быть принят уровень прибыльности используемых активов. Он рассчитывается как отно­шение прибыли от реализации продукции (или балансовой прибы­ли) к общей сумме используемых активов. Кроме того, должны учи­тываться фактор инфляции, политика налогообложения продукции и прибыли, уровень затрат, отпускные цены на продукцию и другие факторы.

Перспективность развития отрасли как один из важнейших кри­териев оценки инвестиционной привлекательности изучается на осно­ве показателей доходности и риска, направлений, темпов и форм приватизации, оценки уровня экспортного потенциала продукции и уровня ее ценовой защищенности от импорта, инфляционной защи­щенности производимой продукции и т.д. Оценка уровня перспек­тивности развития отрасли ведется по следующим аналитическим показателям: значимость отрасли в экономике (фактическая и прог­нозируемая доли продукции в валовом внутреннем продукте с учетом структурной перестройки экономики); устойчивость отрасли к эко­номическому спаду в экономике в целом (показатели соотношения динамики объема производства отрасли и ВВП страны); социальная значимость отрасли (показатель численности занятых работников); обеспеченность перспектив роста собственными финансовыми ре­сурсами (объем и удельный вес капитальных вложений за счет соб­ственных средств отрасли, доля собственного капитала в используе­мых активах).

Степень государственной поддержки развития отрасли характе­ризуется такими аналитическими показателями, как объемы государ­ственных капитальных вложений и государственного кредитования, налоговые льготы и т.п.

Аналитическими показателями оценки уровня инвестиционных рисков отрасли являются: уровень внутренней конкуренции (общее число предприятий, в том числе занимающих монопольное поло­жение на рынке); уровень инфляционной устойчивости продукции (показатель соотношения динамики уровня цен на основную про­дукцию и индекса оптовых цен по стране); уровень социальной на­пряженности (показатель среднего уровня заработной платы работни­ков в сопоставлении с реальным уровнем прожиточного минимума в стране) и др.

В процессе оценки и прогнозирования инвестиционной привле­кательности отраслей важно учитывать их жизненный цикл, состоя­ний из фаз рождения, роста, расширения, зрелости и спада.

Фаза рождения характеризует разработку и внедрение принци­пиально новых видов товаров и услуг, потребность в которых вызы­вает строительство новых предприятий, составляющих в дальнейшем самостоятельную подотрасль, а затем и отрасль. Для данной фазы характерны значительные объемы инвестиций, минимальная прибыль и отсутствие дивидендных выплат по акциям.

Фаза роста связана с признанием потребителями новых видов товаров, быстрым ростом спроса на них. На этой фазе инвестирова­ние ведется высокими темпами, растут прибыли предприятия, осу­ществляются выпуски акций, а дивиденды зачастую выплачиваются в виде дополнительных акций.

Фаза расширения является периодом между высокими темпами роста числа новых предприятий в отрасли и стабилизацией этого роста. На этой стадии продолжается инвестирование в новое строи­тельство, но основной объем инвестиций направляется на расшире­ние имеющихся производственных объектов, стабилизируется рост числа новых предприятий, продолжается эмиссия новых выпусков акций, начинается выплата дивидендов наличными деньгами. Одна­ко основное направление в дивидендной политике в этот период предполагает выплату дивидендов в виде дополнительных акций и дробление уже имеющихся акций.

Фаза зрелости определяет период наибольшего объема спроса на товары отрасли, совершенствования качественных характеристик выпускаемой продукции. Основной объем инвестиций направляется на модернизацию оборудования и техническое перевооружение про­изводства. Это одна из самых продолжительных стадий жизненного цикла отрасли. Для товаров постоянного спроса, не подверженных влиянию научно-технического прогресса, фаза зрелости является по­следней в жизненном цикле (например, отрасли сельскохозяйственного производства, сырьевой промышленности и т.п.). Предприятия отрас­лей, находящихся в фазе зрелости, получают максимальные размеры прибыли, выплачивают высокие дивиденды наличными деньгами.

Фаза спада завершает жизненный цикл отрасли и характеризует период резкого уменьшения спроса на продукцию в связи с развити­ем новых отраслей, товары которых заменяют устаревшие. Обычно эта стадия характерна для отраслей, продукция которых в значитель­ной степени подвержена влиянию научно-технического прогресса.

Смена стадий жизненного цикла отраслей связана главным об­разом с политикой структурной перестройки экономики, направленной на внедрение новейших достижений науки и техники, обеспече­ние конкурентоспособности собственного производства на мировом рынке, повышение сбалансированности экономики, ускоренное раз­витие отраслей, увеличивающих экспортный потенциал, повышение социальной ориентации производства, уменьшение энергоемкости, развитие межотраслевой кооперации и т.п.

При оценке и прогнозировании инвестиционной привлекатель­ности регионов должны учитываться особенности государственной региональной политики, обеспечивающие эффективное развитие отдельных регионов на базе рационального использования разнооб­разных экономических возможностей каждого региона, оптимальной их интеграции, разделения труда и взаимной кооперации.

Каждый из регионов имеет ряд специфических особенностей, влияющих на инвестиционную привлекательность. К важнейшим характеристикам, определяющим решение инвестора о вложении капитала, относятся: наличие квалифицированных кадров; развитие транспортной, информационной и эффективной управленческой инфраструктуры в регионе; уровень рентабельности капитала, сло­жившийся в регионе по различным направлениям инвестиционной деятельности, и уровень рисков, связанных с ней.

Существующие риски делятся на две группы. Первая группа свя­зана с производственно-маркетинговой цепочкой, вторая — с уров­нем криминогенной ситуации, эффективностью сопровождения ин­вестиционного проекта, управленческой инфраструктурой региона.

Синтетическими (обобщенными) показателями оценки инве­стиционной привлекательности регионов могут являться: уровень их общеэкономического развития; степень развития инвестиционной инфраструктуры; демографическая характеристика; уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры; степень экологических, криминогенных и других видов рисков.

При оценке уровня общеэкономического развития региона изу­чаются потенциальная потребность в объемах инвестирования, воз­можность формирования инвестиционных ресурсов за счет собствен­ных источников, емкость регионального рынка, рентабельность Капитала по различным направлениям инвестиционной деятельности. В состав аналитических показателей, используемых для такой оцен­ки, могут входить, например: удельный вес региона в ВВП; объем промышленной продукции на душу населения; средний уровень за­работной платы работников; объем и динамика капитальных вложений на одного жителя; число предприятий всех форм собственности; удельный вес убыточных предприятий в общем количестве работаю­щих предприятий; уровень самообеспеченности основными продук­тами питания; объем производства отдельных видов сельскохозяй­ственной продукции на душу населения и др.

При оценке уровня развития инвестиционной инфраструктуры региона исследуются возможности быстрой реализации инвестици­онных проектов. При этом могут рассматриваться такие показатели, как число подрядных строительных предприятий всех форм собствен­ности, объемы местного производства основных видов строительных материалов, производство энергетических ресурсов на душу населе­ния, плотность железнодорожных путей сообщения, плотность авто­мобильных дорог с твердым покрытием и др.

В основе оценки демографической характеристики региона лежат изучение потенциального объема спроса населения на потребитель­ские товары и услуги, возможности привлечения квалифицирован­ной рабочей силы в инвестируемые производства. К числу анали­зируемых показателей относятся: удельный вес населения региона в общей численности жителей страны (республики); соотношение городских и сельских жителей; удельный вес населения, занятого на предприятиях всех форм собственности; уровень квалификации ра­ботников, занятых в общественном производстве, и др.

Уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфра­структуры региона оценивается на основе реальных процессов, веду­щих к развитию рыночных реформ и созданию предприниматель­ского климата, а также отношения органов самоуправления к этим процессам. Для такой оценки могут использоваться удельный вес приватизированных предприятий в общем числе, удельный вес пред­приятий негосударственной формы собственности в общем количестве, количество совместных с зарубежными партнерами предприятий, чис­ло банковских учреждений, страховых компаний, бирж и др.

При оценке уровня экологических, криминогенных и прочих рисков изучается степень безопасности инвестиционной деятельно­сти в регионе. В этих целях анализируются: удельный вес предприя­тий с вредными выбросами, превышающими предельно допустимые нормы, в общем количестве промышленных предприятий в регионе; средний радиационный фон в городах; уровень экономических пре­ступлений в расчете на 100 тыс. жителей; удельный вес незавершен­ных строительных объектов в общем количестве начатых и др.

Конечным результатом оценки и прогнозирования инвестицион­ной привлекательности отраслей и регионов являются группировка и ранжирование соответствующих отраслей и регионов по степени их привлекательности.

Ранжирование осуществляется на основе количественной оцен­ки синтетических (обобщенных) показателей. Формирование каждо­го синтетического показателя по отдельным отраслям и регионам производится по совокупности входящих в их состав аналитических показателей. При этом должна учитываться различная степень зна­чимости отдельных аналитических показателей, которая устанавли­вается экспертным путем. На основе количественной оценки групп синтетических показателей рассчитывается интегральный показатель инвестиционной привлекательности отраслей и регионов. Посколь­ку отдельные синтетические показатели играют разную роль в при­нятии инвестиционных решений, интегральный показатель оценки рассчитывается путем суммирования произведений рангового значе­ния каждого синтетического показателя на его значимость в приня­тии инвестиционных решений (в процентах).

По значениям рассчитанного интегрального показателя может быть определено место отрасли или региона в экономике в зависи­мости от уровня инвестиционной привлекательности. С этой целью отрасли и регионы могут ранжироваться по группам: сверхпривлека­тельные; с достаточно высокой инвестиционной привлекательностью; среднепривлекательные; малопривлекательные.

15.4. Инвестиционная привлекательность предприятий

Заключительным этапом изучения инвестиционного рынка яв­ляются анализ и оценка инвестиционной привлекательности пред­приятий как потенциальных объектов инвестирования. Такая оценка проводится инвестором для определения целесообразности капиталь­ных вложений в новое строительство, расширение, реконструкцию или техническое перевооружение действующих предприятий, выбора альтернативных объектов приватизации, поиска приемлемых ин­вестиционных проектов в сфере недвижимости, покупки акций отдельных предприятий и т.п.

Развитие предприятия происходит последовательно во времени, в комбинации циклов различных продуктов его деятельности. Этот можно разделить на периоды с разными оборотами и прибылью: детство (небольшой рост оборота, отрицательные финансовые результаты); юность (быстрый рост оборота, первая прибыль); зре­лость (замедление роста оборота, максимальная прибыль); старость (оборот и прибыль падают). Общий период жизненного цикла пред­приятия определяется примерно в 20—25 лет, после чего оно прекра­щает свое существование или возрождается на новой основе с новым составом владельцев и менеджеров.

Понятие цикла жизни предприятия позволяет определить раз­личные проблемы, которые возникают при его развитии, и оценить его инвестиционную привлекательность.

В период детства предприятие сталкивается главным образом с проблемами выживания в виде трудностей с денежными средствами, когда нужно найти краткосрочные средства финансирования, а так­же источники инвестиций для будущего развития. В период юности первая прибыль позволяет предприятию переориентироваться с рен­табельности на экономический рост. Теперь для поддержания эконо­мического роста ему необходимы среднесрочные и долгосрочные источники. В период зрелости предприятие старается извлечь макси­мум прибыли из производственного, технического и коммерческого потенциалов. Способность к самофинансированию при этом довольно значительна. Учитывая старение товаров, менеджеры предприятия должны найти новые возможности развития путем осуществления промышленных инвестиций или финансового участия, например в деятельности другого предприятия. В этом случае происходит посте­пенное преобразование предприятия в холдинг, т.е. в финансовое предприятие, занимающееся управлением портфелем ценных бумаг.

Наиболее инвестиционно привлекательными считаются предпри­ятия, находящиеся в процессе роста на первых двух стадиях жизнен­ного цикла. Предприятия в стадии зрелости также являются инве­стиционно привлекательными в ранних периодах, пока не достигнута наивысшая точка экономического роста. В дальнейшем инвестирова­ние целесообразно, если продукция предприятия имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в модер­низацию и техническое перевооружение относительно невелик и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии старости инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исклю­чением случаев, когда намечается масштабная диверсификация продукции, перепрофилирование предприятия. При этом возможна некоторая экономия инвестиционных ресурсов по сравнению с новым строительством.

Определение стадии жизненного цикла предприятия осуществ­ляется в результате динамического анализа показателей объема про­дукции, общей суммы активов, размера собственного капитала и прибыли за ряд последних лет. По темпам их изменения можно су­дить о стадии жизненного цикла предприятия. Наиболее высокие темпы прироста показателей характерны для стадий юности и ран­ней зрелости. Стабилизация показателей происходит на стадии окон­чательной зрелости, а снижение — на стадии старости.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятий пред­полагает также проведение финансового анализа их деятельности. Его цель состоит в оценке ожидаемой доходности инвестируемых средств, сроков их возврата, а также в выявлении наиболее значимых по финансовым последствиям инвестиционных рисков.

Оценка финансовой деятельности предприятия производится в процессе анализа системы взаимосвязанных показателей, характе­ризующих эффективность финансовой деятельности с точки зрения соответствия стратегическим целям бизнеса, в том числе инвестици­онным. Важнейшие результаты, характеризующие единство такти­ческих и стратегических целей развития предприятия, выявляются при анализе оборачиваемости активов, прибыльности капитала, финан­совой устойчивости и ликвидности активов.

Эффективность инвестирования в значительной степени опре­деляется тем, насколько быстро вложенные средства оборачиваются в процессе деятельности предприятия. Хотя на длительность оборота используемых активов оказывают влияние многочисленные внешние факторы, показатель оборачиваемости активов в значительной сте­пени определяется внутренними условиями деятельности предприя­тия — эффективностью маркетинговой, производственной и финан­совой стратегии и тактики.

Для анализа и оценки оборачиваемости активов применяются следующие показатели.

1. Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов (КОа) рассчитывают как соотношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости используемых активов. Сред­няя стоимость используемых активов рассчитывается за тот же период, что и объем реализации продукции (по средней арифметической или средней арифметической взвешенной).

2. Коэффициент оборачиваемости текущих активов (КОта) рассчитывают как соотношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости текущих активов.

3. Продолжительность оборота используемых активов (ПОа) рас­считывают как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости всех используемых активов (число дней в периоде берется равным 360 в году или 90 в квартале).

4. Продолжительность оборота текущих активов (ПОта) рассчитывают как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости текущих активов (число дней в периоде берется рав­ным 90).

Снижение в динамике коэффициента оборачиваемости активов (или рост продолжительности их оборота) свидетельствует о негатив­ных тенденциях в развитии предприятия, так как вызывает необходи­мость дополнительного привлечения средств для текущей деятельно­сти. Объем дополнительно инвестируемых средств (ОИ) рассчиты­вают как произведение объема реализации продукции на разницу между продолжительностью оборота активов в отчетном и предше­ствующем периодах, деленное на число дней в периоде.

Одной из главных целей инвестирования является получение максимальной прибыли при использовании вложенных средств. Для выявления потенциальных возможностей формирования прибыли в сопоставлении с вложенным капиталом используют ряд показателей.

1. Прибыльность всех используемых активов (Па) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли (после уплаты налогов) к средней сумме используемых активов.

2. Прибыльность текущих активов (Пта) рассчитывают как соот­ношение суммы чистой прибыли к средней сумме текущих активов.

3. Рентабельность основных фондов (Роф) рассчитывают как со­отношение суммы чистой прибыли к средней стоимости основных фондов.

4. Прибыльность реализации продукции (ПР) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли к объему реализованной про­дукции.

5.Показатель прибыльности (П) рассчитывают как соотношение суммы валовой (балансовой) прибыли (до уплаты налогов и про­центов за кредит) к разнице между средней суммой используемых активов и суммой нематериальных активов. Показатель прибыльности используется для сравнения инвестиционных объектов с различным уровнем налогообложения прибыли (доходов).

6. Рентабельность собственного капитала (Рск) рассчитывают как соотношение суммы чистой прибыли к сумме собственного капита­ла. Показатель рентабельности собственного капитала характеризует эффективность его использования в составе совокупных активов предприятия.

Анализ финансовой устойчивости дает возможность оценить инвестиционный риск, связанный со структурой формирования ин­вестиционных ресурсов предприятия, и обеспечить оптимальность источников финансирования текущей производственной деятельно­сти. Для оценки финансовой устойчивости предприятия используют ряд показателей.

1. Коэффициент автономии (КА) рассчитывают как соотноше­ние суммы собственного капитала к сумме всех используемых акти­вов. Коэффициент автономии показывает, в какой степени исполь­зуемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала.

2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (КС) рассчитывают как соотношение суммы используемых заемных средств к сумме собственных активов.

3. Коэффициент долгосрочной задолженности (КД) рассчитывают как соотношение суммы долгосрочной задолженности (свыше одного года) к сумме всех используемых активов.

Оценка ликвидности позволяет определить способность пред­приятия платить по краткосрочным обязательствам текущими актива­ми, предотвращая возможное банкротство. Состояние ликвидности активов характеризует уровень инвестиционных рисков в кратко­срочном периоде. В качестве базового показателя можно использо­вать коэффициент текущей ликвидности (КТЛ), который рассчиты­вается как соотношение суммы текущих активов к сумме текущей (краткосрочной) задолженности.

Для анализа ликвидности активов используют ряд показателей.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ) определяется как соотношение суммы денежных средств и краткосрочных финан­совых вложений к сумме текущей (краткосрочной) задолженности.

2. Коэффициент срочной ликвидности (КСЛ) определяется как соотношение сумм денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к сумме текущей (кратко­срочной) задолженности.

3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (К) определяется как соотношение объема реализации продукции с последующей оплатой к средней сумме дебиторской задолженности.

4. Период оборота дебиторской задолженности (Под) определя­ется как соотношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности.

Глава 16. Понятие и этапы формирования

инвестиционной стратегии предприятия

16.1. Понятие инвестиционной стратегии и ее факторов

Инвестиционная стратегия — это комплекс долгосрочных целей в области капиталовложений и вложений в финансовые активы, раз­вития производства, формирования оптимальной структуры инве­стирования, а также совокупность действий по их достижению. В общем виде инвестиционная стратегия реализуется в разработке плана и программы его осуществления на данном этапе развития предприятия. Инвестиционная стратегия предприятия формируется с учетом существующих источников и форм инвестирования, их до­ступности и потенциальной эффективности использования.

Предпосылкой формирования инвестиционной стратегии явля­ется общая стратегия экономического развития предприятия, по от­ношению к которой инвестиционная стратегия носит подчиненный характер. Управление инвестиционной деятельностью осуществляется в процессе формирования инвестиционного портфеля. Это формиро­вание относится к среднесрочному управлению, которое завершается реализацией отдельных инвестиционных программ и проектов.

Инвестиционная стратегия предусматривает достижение следу­ющих целей:

• максимизации прибыли от инвестиционной деятельности;

• минимизации инвестиционных рисков.
Для этого необходимо организовать:

• исследование внешней инвестиционной среды и прогнозиро­вание конъюнктуры инвестиционного рынка;

• технические и маркетинговые исследования;

• поиск новых, более прибыльных инвестиционных возможно­стей;

• оценку привлекательности инвестиционных проектов и финан­совых инструментов с отбором наиболее эффективных из них;

• разработку капитального бюджета;

• формирование оптимальной структуры инвестирования.

На выбор инвестиционной стратегии предприятия влияет ряд факторов. К их числу относится общая стратегия развития, которая предусматривает:

• проникновение на рынок и обеспечение выживаемости при убыточной деятельности;

• закрепление на рынке и обеспечение безубыточной деятельности;

• существенное расширение своего сегмента на рынке и обеспе­чение систематического роста прибыли с выходом на оптимальный уровень;

• диверсификация деятельности и обеспечение сбалансирован­ного роста прибыли на оптимальном уровне;

• обеспечение стабилизации объема деятельности путем сохра­нения прибыли, платежеспособности и финансовой устойчивости;

• обновление форм и направлений деятельности, обеспечение условий для высоких темпов роста прибыли.

Финансовое состояние предприятия, уровень технического и организационного потенциала определяют его конкурентную пози­цию на рынке сбыта. Наличие временно свободных денежных средств позволяет предприятию инвестировать их в долгосрочные, средне­срочные и краткосрочные реальные и финансовые активы.

Таким образом, разработка инвестиционной стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с раз­витием предприятия в условиях изменения внешних и внутренних факторов.

16.2. Этапы формирования инвестиционной стратегии предприятия

Разработка инвестиционной стратегии предприятия предусмат­ривает следующие этапы:

1) определение периода формирования инвестиционной стра­тегии;

2) выбор стратегических целей инвестиционной деятельности;

3) определение направлений инвестирования и источников фи­нансирования;

4) конкретизацию инвестиционных программ и сроков;

5) оценку разработанной инвестиционной стратегии;

6) пересмотр стратегии в зависимости от изменения внешних условий и состояния предприятия.

Продолжительность первого этапа зависит от общего состояния экономики и развития рынка. В условиях нестабильной экономики прогнозы развития предприятий не превышают 3—5 лет. В странах с развитой экономикой крупнейшие компании прогнозируют свою деятельность на 10—15 лет. Сроки разработки инвестиционной стра­тегии не должны выходить за рамки периода общей стратегии. От­раслевая принадлежность также влияет на период инвестиционной стратегии: наибольший срок характерен для институциональных инвесторов (5—10 лет), наименьший — для предприятий сферы про­изводства потребительских товаров, розничной торговли и услуг (3— 5 лет). Крупные компании прогнозируют результаты своей деятель­ности на более длительный срок, чем небольшие.

В самом общем виде определение инвестиционных целей пред­приятия (второй этап процесса) направлено на увеличение капитала, повышение текущего дохода, обеспечение ликвидности и сохранно­сти капитала, возможный контроль над предприятием-эмитентом.

Увеличение капитала в долгосрочной перспективе осуществляется путем инвестирования в реальные проекты и финансовые инструмен­ты, стоимость которых в будущем возрастет, в результате чего инве­стор получит дополнительные средства.

При формировании инвестиционной программы в нее следует включать проекты с высокой текущей доходностью, обеспечиваю­щие поддержание постоянной платежеспособности предприятия. Кроме того, часть текущих доходов может быть капитализирована для сохранения оптимальной структуры инвестиционного портфеля. При этом необходимо четко определить минимум прибыли, которую инвестор хотел бы получить.

Для сохранения капитала при инвестировании средств необхо­димо минимизировать риск потери доходов, который приходится постоянно контролировать. Для обеспечения управляемости инве­стиций, возможности быстрого реинвестирования капитала в более выгодные проекты инвестиционный портфель должен иметь высоколиквидный характер, при необходимости быстро и с минимальны­ми потерями превращаясь в деньги. Уровень ликвидности инвести­ций зависит от экономического климата в государстве, конъюнктуры инвестиционного рынка и специфики инвестиционной деятельно­сти предприятия.

Учитывая альтернативность некоторых целей инвестирования, предприятие-инвестор определяет их приоритеты, руководствуясь общими стратегическими целями своего развития.

Основные цели инвестиционной стратегической политики долж­ны отражаться в соответствующих критериальных показателях: норма­тивных значениях минимальных темпов роста капитала, минимальном уровне текущей доходности, максимальном уровне инвестиционного риска, минимальной по капиталоемкости доле высоколиквидных проектов и др. Эти показатели в дальнейшем используют при фор­мировании инвестиционного портфеля и отборе конкретных проек­тов и финансовых инструментов.

Третий этап включает определение направлений инвестицион­ной деятельности и формирование источников инвестиционных ре­сурсов.

Разработка направлений инвестиционной деятельности осуществ­ляется путем выбора соотношения различных форм инвестирования на разных этапах деятельности, определения отраслевой и региональ­ной направленности вложений.

На соотношение форм инвестирования влияют различные фак­торы, среди которых отметим:

• общее состояние экономики и конъюнктуры инвестиционного рынка. В условиях нестабильной рыночной экономики инвесторы предпочитают вкладывать ресурсы в финансовые активы, особенно в краткосрочные;

• функциональную направленность предприятия. Институцио­нальные инвесторы работают преимущественно на фондовом рынке и вкладывают ресурсы в фондовые инструменты. Предприятия про­изводственной сферы инвестируют в производственные активы;

• зависимость от жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях развития инвестирование имеет преимущественно производ­ственный характер, на стадиях зрелости — финансовый;

• размер предприятия: малые и средние предприятия инвестиру­ет в основном в реальные активы, крупные — в финансовые.

Определение отраслевой направленности инвестиций предпо­лагает оценку различных вариантов вложения средств. Отраслевой вариант концентрации инвестиционной деятельности позволяет пред. приятию контролировать большие сегменты рынка и быстро дости­гать успеха, но он связан с высоким уровнем риска. Диверсификационный вариант предполагает размещение вложений в рамках одной отрасли или группы взаимосвязанных отраслей (например, в сель­ское хозяйство, легкую и пищевую промышленность). Это позволяет существенно расширить контролируемый сегмент рынка и снизить риск вложения капиталов. Возможна диверсификация вложений и в не связанные между собой отрасли производства. В результате вы­бора отраслей с разными стадиями жизненного цикла и значитель­ными колебаниями конъюнктуры на продукцию заметно снижается уровень инвестиционных рисков.

Определение региональной направленности инвестиционной деятельности связано с размером и продолжительностью деятельно­сти предприятия. Малые и средние предприятия действуют в преде­лах своего региона. Межрегиональную диверсификацию инвестици­онной деятельности может позволить только крупное предприятие.

Формирование инвестиционных ресурсов осуществляется путем прогнозирования их общей потребности, определения источников и методов финансирования отдельных программ и проектов, оптими­зации структуры источников.

Прогнозирование общей потребности в инвестиционных ресур­сах заключается в определении объема реальных (производственных) и финансовых инвестиций.

Источники формирования инвестиционных ресурсов могут быть собственными, заемными и привлеченными. К собственным источ­никам относятся прибыль и амортизационные отчисления. Среди заемных источников важную роль играют кредиты банков, выпуск облигаций, а также использование лизинга.

К привлеченным источникам относятся средства от размещения акций и дополнительные паевые взносы в уставный фонд предпри­ятия.

Методы финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов включают: полное самофинансирование (для небольших проектов и финансовых инвестиций); акционирование (для крупных проектов или региональной диверсификации инвестиционной деятель­ности); кредитование (для проектов с высокой нормой прибыли);

лизинг (для проектов с небольшим периодом эксплуатации или быстро меняемой технологией); смешанное соотношение всех источников.

Оптимизация источников формирования инвестиционных ресур­сов заключается в установлении оптимальных пропорций внутрен­них (собственных) и внешних (заемных и привлеченных) источни­ков финансирования с целью высокой финансовой устойчивости предприятия и максимизации прибыли.

Четвертый этап — конкретизация инвестиционных программ и сроков предусматривает наличие средств и готовность предприятия к осуществлению проекта.

Инвестиционная программа корректируется с учетом этих фак­торов и обеспечивает согласованность реализации отдельных проек­тов и формирование финансовых ресурсов.

Оценка разработанной инвестиционной стратегии на пятом эта­пе осуществляется на основе ряда критериев. К ним относятся:

• согласованность с общей стратегией развития предприятия по целям, этапам и срокам реализации;

• внутренняя сбалансированность целей, направлений и после­довательности осуществления инвестиционной политики;

• согласованность с внешней средой (развитием страны, инве­стиционным климатом);

• реализуемость с учетом имеющихся ресурсов (финансовых, кадровых, сырьевых и технологических);

• приемлемость уровня инвестиционных рисков;

• финансовая, производственная и социальная результативность.
Пересмотр и корректировка стратегии (шестой этап) ведутся на основе мониторинга за отдельными направлениями инвестиционной политики и постоянно меняющимися внутренними и внешними условиями деятельности.

 

Глава 17. Бизнес-план инвестиционного проекта

17.1. Прединвестиционные исследования

Под инвестиционным проектированием понимается комплекс работ, целью которого является эффективное вложение финансовых и материальных ресурсов в объекты предпринимательской или иной деятельности. Вложение ресурсов в капитальное строительство относится к реальным инвестициям. Они осуществляются на основе комплексного плана мероприятий — инвестиционного проекта, направленного на создание нового и модернизацию действующего производства товаров и услуг. Инвестиционный проект содержит обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимую проектно-сметную документацию, разработанную и утвержденную в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятыми стандартами (нормами и правилами).

Развитие инвестиционного проекта от первоначальной идеи до реализации называется циклом инвестиционного проекта. В соответствии с международной практикой инвестиционный цикл делят на ряд фаз и стадий, что позволяет последовательно наращивать усилия, заранее исключать неэффективные идеи и экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В современных условиях цикл инвестиционного проекта включает три фазы:

1) прединвестиционная;

2) инвестиционная;

3) эксплуатационная (операционная).
Прединвестиционная фаза содержит следующие стадии:

• анализ возможностей (поиск инвестиционной концепции);

• подготовка обоснования проекта (предварительного и окончательного);

• оценка проекта и принятие решения об инвестировании.
Инвестиционная фаза состоит из следующих стадий:

• определение юридической, финансовой и организационных основ проекта;

• приобретение и передача технологии;

• детальное проектирование, контрактация;

• строительство;

• предпроизводственный маркетинг;

• набор и обучение персонала;

• ввод объекта в эксплуатацию.

Отличительной особенностью инвестиционной фазы является то, что она требует больших затрат, вместе с тем проект еще не может развиваться за счет собственных поступлений, ему необходимо внешнее финансирование.

Эксплуатационная фаза, называемая производственной или операционной, включает собственно производство продукции и услуг с операционными издержками, а также поступлением выручки.

Из выручки возмещаются текущие затраты и формируется прибыль. Чистая прибыль и амортизационные отчисления представляют собой реальные деньги, за счет которых осуществляется возмещение инвестиционных затрат и формирование прибыли на вложенный капитал. На эксплуатационной фазе возникают проблемы, связанные с применением технологии, работой оборудования или недостаточной производительностью труда из-за нехватки квалифицированного персонала. С целью устранения этих недостатков и привлечения дополнительных капиталов должен быть разработан проект реабилитации, который включает:

• стадию диагностирования;

• краткосрочные мероприятия по реабилитации, не требующие больших затрат;

• долгосрочные мероприятия, требующие больших затрат;

• оценку проекта реабилитации и увеличение финансирования;

• реабилитационную деятельность.

Прединвестиционная фаза составляет основу инвестиционной и эксплуатационной фаз. Чем детальнее проведены прединвестиционные исследования, тем реже возникает необходимость пересматривать и уточнять последующие действия. Пересмотр же принятых решений ведет к задержкам в осуществлении проекта, увеличению затрат и снижению его рентабельности. Должный уровень проведения прединвестиционных исследований, отсутствие ошибок и срывов в инвестиционной фазе определяют успех или неудачу в третьей фазе — производственной.

В прединвестиционной фазе качество обоснования проекта играет большую роль, чем фактор времени. На прединвестиционной фазе закладываются основы для успешного осуществления следующих фаз инвестиционного цикла. По данным различных источников стоимость этой фазы может составлять от 1 до 3% стоимости объекта для крупных проектов и до 5% для средних и мелких проектов.

Рассмотрим подробно содержание стадий прединвестиционной фазы.

Стадию анализа возможностей (поиска инвестиционной концепции) можно разбить на следующие этапы:

• определение инвестиционных возможностей;

• анализ общих возможностей;

• анализ возможностей конкретного проекта.

Определение инвестиционных возможностей связано с поиском направления инвестирования. С этой целью в международной практике используются рекомендации ЮНИДО, содержащие классификацию исходных посылок для поиска инвестиционных концепций предприятиями самого разного профиля:

• наличие полезных ископаемых или иных природных ресурсов, пригодных для переработки и производственного использования;

• возможности и традиции существующего сельскохозяйственного производства, определяющие потенциал его развития и круг проектов, которые могут быть реализованы на предприятиях агропромышленного комплекса;

• оценки возможных сдвигов в величине и структуре спроса под влиянием демографических или социально-экономических факторов или в результате появления на рынке новых типов товаров;

• структура и объем импорта, которые могут стать толчком для рождения проектов, направленных на создание импортозамещающих производств;

• опыт и тенденции развития структуры производства в других странах, особенно со сходными уровнями социально-экономического развития и аналогичными ресурсами;

• потребности отраслей в рамках отечественной или мировой экономики;

• информация о планах увеличения производства в отраслях или растущем спросе на мировом рынке на производимую продукцию;

• возможности диверсификации производства на единой сырьевой базе;

• увеличение масштабов производства для экономии издержек при массовом выпуске изделий;

• общеэкономические условия (создание правительством особо благоприятного климата, улучшение возможностей для экспорта в результате изменения обменных курсов национальных валют и др.).

На такой основе можно сформулировать лишь очень укрупненную идею инвестиционного проекта. Для анализа направления используются укрупненные данные с использованием государственной статистики или общедоступной информации. Если концепция проекта будет одобрена, можно тратить средства на сбор и подготовку более детальной информации.

Определив направления инвестирования, переходят к более углубленному анализу общих возможностей, который включает:

• региональный анализ (исследование инвестиционных возможностей в конкретном районе);

• отраслевой анализ (исследование инвестиционных возможно стей в данной отрасли);

• ресурсный анализ (выявление возможностей использования природных ресурсов).

Определение инвестиционных направлений и анализ возможностей носят общий характер и основаны главным образом на обобщенных оценках. Данные о затратах и доходах обычно берутся из аналогичных существующих проектов. Цель таких исследований не только в определении направлений инвестирования, но и в привлечении внимания потенциальных инвесторов к конкретным инвестиционным предложениям.

На базе проведенного исследования формируется конкретное инвестиционное предложение, которое трансформируется в инвестиционный проект. Информация о нем должна содержать следующие сведения:

• цель проекта;

• характер производства, общие сведения о применяемой технологии, виде производимой продукции (работ, услуг);

• период начала и завершения реализации проекта, продолжительность расчетного периода;

• сведения об экономической ситуации (прогнозируемый индекс инфляции и изменения цен на ресурсы и продукт, прогноз изменения курса валют, сведения о налогообложении);

• продолжительность строительства;

• объем капиталовложений;

• выручка от реализации продукции по годам осуществления проекта.

Все данные могут приводиться в текущих ценах и определяться экспертно или по аналогам. Основная цель анализа проекта — выявление потенциальных выгод от его осуществления. На этапе анализа конкретного проекта осуществляются:

• инновационный, патентный и экологический анализы техниеских решений;

• проверка необходимости выполнения сертификационных требований;

• предварительное согласование инвестиционного замысла с феде ральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

• предварительный отбор потенциальных участников реализации проекта.

Стадия анализа возможностей заканчивается общим собранием участников проекта, на котором осуществляются:

• подписание предварительного соглашения (протокола о намерениях) о создании компании (консорциума и др.) для осуществления проекта;

• принятие решения о составлении инвестиционного бизнес-плана;

• составление и подписание плана подготовки и финансирования обоснования проекта.

Вторая стадия прединвестиционной фазы — подготовка обоснования проекта включает три этапа:

1) предварительное обоснование;

2) вспомогательные исследования;

3) составление бизнес-плана.

Предварительное обоснование проекта необходимо для крупномасштабных и сложных проектов, решения по которым не могут быть приняты на стадии предварительного исследования. На второй стадии исследования должны использоваться реальные исходные данные, в том числе по схемам финансирования. Структура предварительного инвестиционного бизнес-плана должна совпадать со структурой подробного бизнес-плана. На стадии предварительного обоснования обязательно производится обзор имеющихся альтернатив и главных составляющих исследования. Предварительный бизнес-план следует рассматривать как промежуточный этап между исследованием благоприятствующих проекту факторов и детальным бизнесом.

Именно на стадии предварительного обоснования определяют достаточность информации для принятия решения по инвестициям или необходимость проведения вспомогательных исследований.

Вспомогательные исследования проводят по следующим вопросам:

• дополнительное изучение рынка сырья, материалов и продукции;

• лабораторные и экспериментальные испытания;

• изучение мест размещения (в частности, анализ транспортных расходов);

• анализ техногенного и экономического воздействия на окружающую среду;

• исследование оптимальности масштабов производства;

• выбор оборудования и др.

Каждый из этапов — предварительное обоснование и вспомогательные исследования — также завершаются общим собранием участников проекта, где принимаются решения о продолжении или прекращении работ над проектом.

Завершающим этапом является разработка окончательного обоснования в форме развернутого инвестиционного бизнес-плана, в котором определяются и анализируются все важнейшие аспекты, связанные с будущим производством, а также рассматриваются альтернативные варианты. Этап разработки бизнес-плана заканчивается общим собранием участников проекта, на котором:

• утверждается (или отвергается) бизнес-план проекта;

• принимается решение о финансировании проекта и привлечении внешних инвесторов;

• подписываются документы об организации совместной компании;

• • выбирается учреждение для независимой оценки проекта.

Последняя стадия прединвестиционной фазы — оценка проекта и принятие решения об инвестировании состоит из этапов составления оценочного отчета и поддержки инвестиционного проекта.

Оценка проекта проводится отечественной, зарубежной или международной финансовой организаций, выбранной в качестве внешнего инвестора. Эта организация анализирует технический, рыночный, управленческий, организационный, финансовый и другие аспекты проекта. Чем выше качество бизнес-плана, тем проще работа по оценке проекта.

В случае положительной оценки подписывается финансовое соглашение между инвесторами и участниками проекта. Проект поддерживается его участниками: инвесторами, спонсорами, кредиторами, страховщиками, поставщиками сырья, консультантами при помощи презентации на отечественных и международных выставках, переговоров, распространения информации о проекте в средствах массовой информации.

17.2. Инвестиционный бизнес-план

Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования. Необходимость разработки инвестиционного бизнес-плана Российскими предприятиями вызвана рядом причин:

• адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям с обязательной типизацией методологии и документов, используемых в области бизнеса.

• необходимостью программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов;

• оценкой бизнес-плана участниками проекта с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли.

Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать последовательность действий для его успешного воплощения. От правильности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта.

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов — центральный этап инвестиционного планирования, включающий следующие виды работ:

• развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания проекта;

• установление деловых контактов и изучение целей участников;

• структурное планирование;

• организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;

• получение одобрения на продолжение работ.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе.

Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модернизацию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах.

Венчурные предприятия, выпускающие продукцию при повышенном риске, систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, современных технологий и т.п.

Если предприятие, наметив рост производства продукции или освоение новой техники, не имеет для этого достаточных мощностей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капитальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением.

Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени своей заинтересованности в нем. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности предприятия. Он должен быть написан просто и ясно и иметь четкую структуру, например такую, какую рекомендует Мин­экономразвития России.

1. Вводная часть.

2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

3. Описание проекта.

4. Производственный план.

5. План маркетинга и сбыта продукции.

6. Организационный план реализации проекта.

7. Финансовый план реализации проекта.

8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляе­мых в ходе реализации проекта.

Рассмотрим подробнее содержание каждого раздела.

Раздел 1. Вводная часть бизнес-плана включает:

• титульный лист;

• резюме;

• меморандум о конфиденциальности.

На титульном листе помещаются название предприятия — инициатора проекта, наименование проекта, место и время его разработки.

Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно составляется в последнюю очередь, так как суммирует всю информацию, содержащуюся в проекте. В резюме излагаются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта.

Меморандум составляется с целью предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий берет на себя ответственность и гарантирует неразглашение содержащейся в бизнес-плане информации без предварительного согласия автора. Меморандум может содержать требование о возврате бизнес-плана и запрет на копирование материала.

Раздел 2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие, призван определить:

• состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;

• прогноз объема производства продукции (услуг), которую может выпускать (оказывать) пр







Date: 2015-04-23; view: 629; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.139 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию