![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Расчет прибыли
Эффект действия операционного рычага состоит в том, что выручка от реализации увеличилась на 9,1%, а прибыль — на 76,8%. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отноше-ние валовой маржи к прибыли. Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент. По данным нашего примера сила операционного рычага составляет: (11 000 руб. - 9300 руб.): 200 руб. = 8,5. Это означает, что при росте выручки на 9,1% прибыль возрастет на 77,3% (9,1% х 8,5). При снижении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 85% (10% х 8,5). Таким образом, задавая тот или иной темп прироста объема реализации, можно определить, в каких размерах возрастет сумма прибыли при сложившейся на предприятии силе операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте на предприятиях будут определяться различиями в соотношении постоянных и переменных затрат. Понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности текущей деятельности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия его политика должна быть нацелена на снижение силы операционного рычага за счет экономии постоянных затрат. При благоприятной конъюнктуре рынка и при наличии определенного запаса прочности экономия постоянных затрат может быть существенно ослаблена. В такие периоды предприятие может расширить объем реальных инвестиций, проводя модернизацию основных производственных фондов. Поскольку постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, предприятия, имеющие большую силу операционного рычага, теряют гибкость в управлении своими затратами. Основной принцип управления переменными затратами заключается в их постоянной экономии. Запас финансовой прочности — это уровень безопасности предприятия. Расчет этого показателя позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности. Запас финансовой прочности — это разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности измеряется либо в денежном выражении, либо в процентах к выручке от реализации продукции. По данным предыдущего примера порог рентабельности равен 9709 тыс. руб. [1500 руб.: (1700 руб.: 11 000 руб.)]. Запас финансовой прочности составляет 1291 тыс. руб. (11 000 руб. — 9709 руб.), или 12%. 12.3. Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов Сила операционного рычага зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия, обусловливая появление предпринимательского риска. Увеличение постоянных затрат за счет возрастания процентов по кредиту в структуре капитала способствует наращиванию эффекта финансового рычага. Одновременно операционный рычаг генерирует более сильный рост прибыли по сравнению с ростом объема реализации продукции (выручки), повышая величину прибыли на одну акцию и способствуя усилению действия силы финансового рычага. Таким образом, финансовый и операционный рычаги тесно связаны между собой, взаимно усиливая друг друга. Совокупное действие операционного и финансового рычагов выражается в сопряженном эффекте действия обоих рычагов при их взаимном умножении. Уровень сопряженного эффекта действия обоих рычагов свидетельствует об уровне совокупного риска предприятия и показывает, на сколько процентов изменяется прибыль на одну акцию при изменении выручки от реализации на 1%. Сочетание этих мощных рычагов может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый риски взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффекты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугубляет негативное воздействие сокращающейся выручки на величину чистой прибыли. Задача снижения совокупного риска предприятия сводится к выбору одного из трех вариантов: 1) сочетание высокого уровня эффекта финансового рычага со слабой силой воздействия операционного рычага; 2) сочетание низкого уровня эффекта финансового рычага с сильным операционным рычагом; 3) сочетание умеренных уровней эффектов финансового и операционного рычагов. В самом общем виде критерием выбора того или иного варианта служит максимально возможная курсовая стоимость акции предприятия при минимальном риске, что достигается за счет компромисса между риском и доходностью. Уровень сопряженного эффекта действия операционного и финансового рычагов позволяет делать плановые расчеты величины прибыли на одну акцию в зависимости от планируемого объема реализации (выручки), обеспечивая возможность реализации дивидендной политики предприятия.
Глава 13. Управление оборотными активами
Активы предприятия делятся на основные (фиксированные, постоянные — землю, здания, сооружения, оборудование, нематериальные активы, другие основные средства и вложения) и оборотные (текущие, т.е. все остальные активы баланса). Основные активы трудно реализуемы, поскольку требуется значительное время и даже дополнительные затраты для их реализации в случае необходимости. Оборотные активы в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продукции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторскую задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги). Часто используемое понятие «оборотные средства» означает обычно денежную стоимость оборотных активов. Сами же оборотные активы при своей классификации обладают натуральной формой выражения. Виды оборотных активов в зависимости от их физической природы классифицируются следующим образом: 1) запасы сырья, материалов и полуфабрикатов характеризуют объем входящих материальных потоков, обеспечивающих производственную деятельность предприятия; 2) запасы готовой продукции представляют текущий объем выходящих материальных потоков произведенной продукции, предназначенной для реализации; 3) дебиторская задолженность представляет сумму задолженности в пользу предприятия, оформленную как финансовые обязательства юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, авансы и т.п.; 4) денежные активы включают остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте, а также сумму краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов; 5) прочие виды оборотных активов включают оборотные активы, не перечисленные ранее, если они отражены в общей их сумме (расходы будущих периодов и т.п.). Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования. Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам. 1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. На первом этапе анализа рассматриваются динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием,— темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема и реализации продукции и средней суммы всех активов, динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия. На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов: запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов; рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого вида оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности. На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов; устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов. На четвертом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также модель Дюпона, которая для этого вида активов имеет вид: Роа = Ррп X Ооа, (89) где Роа — рентабельность оборотных активов; Ррп — рентабельность реализации продукции; Ооа — оборачиваемость оборотных активов. На пятом этапе анализа рассматриваются состав основных источников финансирования оборотных активов, динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, обусловленный структурой источников финансирования оборотных активов. Результаты анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его совершенствования в предстоящем периоде. 2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия. Эти принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, содействуют выбору политики их формирования. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия: консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах оборотных активов для реализации хозяйственной деятельности, но и создание увеличенных резервов в случае сложностей с обеспечением сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т.п. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов — оборачиваемости и уровне рентабельности. Умеренный подход направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов, создание нормальных страховых резервов в случае типичных сбоев в деятельности предприятия. При таком подходе достигается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнями риска и эффективности использования финансовых ресурсов. Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам оборотных активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования, однако любые сбои, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции. Избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия отражают различные соотношения уровня эффективности их использования и риска и определяют сумму и уровень этих активов по отношению к объему операционной деятельности. Как видно на рис. 9, при альтернативных подходах к формированию оборотных активов предприятия их сумма и уровень варьируют по отношению к объему операционной деятельности в широком диапазоне. 3. Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из принятого типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов состоит их трех основных этапов. На первом этапе с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по сокращению продолжительности операционного, производственного и финансового циклов предприятия. Сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции. Объем производства и реализации продукции Рис. 9. Зависимость суммы оборотных активов от альтернативных подходов формирования: 1 — при консервативном подходе; 2 — при умеренном подходе; 3 — при агрессивном подходе На втором этапе оптимизируются объем и уровень отдельных видов этих активов путем нормирования периода их оборота и суммы. На третьем этапе определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период: ОАП = ЗСП + ЗГП + ДЗП + ДАП+ ПП, (90) где ОАП — общий объем оборотных активов на конец предстоящего периода; ЗСП — сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода; ЗГП — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода с учетом пересчи- танного объема незавершенного производства; ДЗП — сумма дебиторской задолженности на конец предстоящего периода; ДАП — сумма денежных активов на конец предстоящего периода; ПП — сумма прочих видов оборотных активов на конец предстоящего периода. 4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно меняются в зависимости от сезонных особенностей операционной деятельности. Например, на предприятиях агропромышленного комплекса закупки сырья осуществляются лишь в течение определенных сезонов, что обусловливает повышенный размер оборотных активов в этот период. На предприятиях переработки сырья в течение определенного сезона и последующей равномерной реализации продукции отмечается повышенный размер оборотных активов в форме запасов готовой продукции. Колебания в размерах оборотных активов могут вызываться и сезонными особенностями спроса на продукцию предприятия. В связи с этим при управлении оборотными активами следует определять их сезонную или иную циклическую составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностями на протяжении года. Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов осуществляется в несколько этапов. На первом этапе по результатам анализа ежемесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота (или за ряд предшествующих лет) строится график средней сезонной волны на протяжении года (рис. 10).
Уровень оборотных активов в днях оборота
Рис.10. Динамика сезонной волны уровня оборотных активов На втором этапе по результатам графика сезонной волны рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню. На третьем этапе определяется сумма постоянной части оборотных активов: ОАпост = ОАп х Кмин, (91) где ОА пост – сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде; ОА п – средняя сумма оборотных активов в предстоящем периоде; Кмин – коэффициент минимального уровня оборотных активов. На четвертом этапе определяются максимальная и средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде: ОА п макс = ОА п х (К макс – Кмин); (92) ОА псред = [ОАп х (Кмакс – Кмин)]: 2 = (ОАп макс – ОА пост):2, (93) где ОА п макс – максимальная сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде; ОА пост – сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде; Кмакс – коэффициент максимального уровня оборотных активов; Кмин – коэффициент минимального уровня оборотных активов. Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников финансирования. 5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. 6. Повышение рентабельности оборотных активов. 7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования. Все виды оборотных активов подвержены риску потерь. Денежные активы в значительной мере подвержены риску инфляционных потерь: краткосрочные финансовые вложения — риску потерь части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка, а также риску потерь от инфляции; дебиторская задолженность — риску невозврата или несвоевременного возврата, а также риску потерь от инфляции; запасы товарно-материальных ценностей — риску потерь от естественной убыли и т.п. Поэтому политика управления оборотными активами должна быть направлена на минимизацию риска их потерь, особенно в условиях действия инфляционных факторов. 8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов. Исходя из общих принципов финансирования активов, определяющих формирование структуры и стоимости капитала, следует конкретизировать принципы финансирования отдельных видов и составных частей оборотных активов. В зависимости от финансового менталитета менеджеров сформированные принципы могут определять широкий диапазон подходов к финансированию оборотных активов — от крайне консервативного до крайне агрессивного. 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов. В соответствии с избранными принципами финансирования оборотных активов формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом продолжительности отдельных стадий финансового цикла и оценки стоимости привлечения капитала. Политика управления оборотными активами находит отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными нормативами являются: • норматив собственных оборотных активов предприятия; • система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом; • система коэффициентов ликвидности оборотных активов; • нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов. Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличия, поэтому на предприятиях с большим объемом оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами, например: • запасами товарно-материальных ценностей; • дебиторской задолженностью; • денежными активами. Для этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия. 13.2. Управление запасами Определение необходимого объема финансовых средств для формирования запасов товарно-материальных ценностей осуществляется путем выявления потребности в них, для чего их предварительно группируют как: • производственные запасы (запасы сырья и материалов); • запасы готовой продукции. Потребность каждого вида определяется раздельно как запасы: • текущего хранения (постоянно обновляемая часть запасов, равномерно потребляемых в производстве); • сезонного хранения (в связи с сезонными особенностями производства и закупки сырья, а также потребления готовой продукции); • целевого назначения (определены специфическими целями деятельности предприятия). Основное внимание уделяется определению потребности в запасах текущего хранения, так как на большинстве предприятий они представляют единственный вид запасов товарно-материальных ценностей. Необходимый объем финансовых средств, авансируемых на формирование запасов товарно-материальных ценностей, определяется по формуле ФСз = СР х Н3 - КЗ, (94) где ФСз — объем финансовых средств, авансируемых в запасы; СР — среднедневной объем расхода запасов в сумме; Н3 — норматив хранения запасов в днях (при отсутствии нормативов может быть использован показатель средней продолжительности оборота запасов в днях); КЗ —средняя сумма кредиторской задолженности за приобретенные товарно- материальные ценности (включается в расчет только по производственным запасам; при реализации продукции включается лишь при установившейся практике предоплаты). Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование результатов расчетов позволяет получить показатель общей потребности в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т.е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла. Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов представляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования. Для производственных запасов она состоит в определении оптимального размера партии поставляемого сырья и материалов. Чем выше размер партии, тем ниже размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке. Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса: если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер запаса составит 30 дней, а если размер партии сократить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер запаса составит 15 дней. В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению запасов. Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов, осуществляется по формуле, известной как модель Уилсона: Орпп = (2 х Зг х ТЗ,): Т32, (95) где ОРпп - оптимальный размер партии поставки; Зг — необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год(квартал); ТЗ, — размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на одну партию; Т32 — размер текущих затрат по хранению единицы запасов. Рассмотрим пример расчета оптимального размера партии поставки. Годовая потребность в определенном виде сырья, определяющая объем его закупки, составляет 1000 тыс. руб. Размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их хранению в расчете на одну поставляемую партию составляет 12 тыс. руб. Размер текущих затрат по хранению единицы запаса составляет 6 тыс. руб. в год. Согласно формуле (95):
ОПпп = √(2 х 1000 х 12): 6 = √4000 = 63 тыс.руб.
Следовательно, на протяжении года товар должен доставляться 16 раз (1000: 63), или каждые 22 дня (360: 16). При таких показателях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию товарных запасов будут минимальными. Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить определенный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприятия, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и т.п. Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслуживанию запасов готовой продукции также может быть осуществлена на основе модели Уилсона (с иным содержанием показателей ТЗ, и Т32). В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров используется планируемый объем производства или продажи готовой продукции. Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточнены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии определенного размера страхового запаса, альтернатив в выборе средств транспортирования и других условий. Своевременное вовлечение в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нормативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента (при нормализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при нормализации запасов готовой продукции). Основная цель этих мероприятий — высвобождение части финансовых средств, омертвленных в сверхнормативных запасах. Размер высвобождаемых финансовых средств в этом случае определяется по формуле ФСв = Зн - Зф = (ЗДн - ЗДф) х СР, (96) где ФСВ — сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе нормализации запасов; ЗДн — норматив запасов в днях; ЗД. — фактические запасы в днях; СР — среднедневной объем расходования запасов; Зн — норматив запасов; Зф — фактические затраты. В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO (последний пришел — первый ушел). В соответствии с ним запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление. В отличие от метода FIFO (первый пришел — первый ушел), когда использование запасов осуществляется по ценам их первоначального формирования, метод LIFO позволяет получить реальную оценку этих результатов в условиях инфляции и эффективней управлять стоимостной формой движения запасов. В практике зарубежных фирм при решении задач управления запасами используются логистические подходы. Построить управление предприятием в соответствии с моделью децентрализованной логистики можно путем использования программных продуктов; например LS LIPRO SYSTEMS, — интегрированного решения планирования ресурсов предприятия. Эта система представляет собой гибкое и масштабируемое решение для управления средними предприятиями, состоящее из сети модулей с различной функциональностью (для сбыта, закупок, основных производственных данных, централизованного управления материалами, управления складами, производственной логистики и др.), в которой осуществлены принципы децентрализованной логистики. С применением этой системы сложная деятельность предприятия разворачивается в простую структуру децентрализованных модулей производственной логистики (PL). Точное планирование и управление запасами подчиняется производящей структурной единице.Планирование изготовления, управление материалами с учетом брутто- и нетто-факторов, контроль наличия на складе и обратная связь находятся под контролем соответствующих модулей PL. Таким образом, модуль PL, являясь ядром системы точного управления, выполняет задачи планирования и точного управления заказом, материального менеджмента на складах, управления производственными данными и передачи данных потребности в материалах. Для дорогостоящих материалов при незначительной или редкой величине расхода применяется способ управления потребностями, при котором инициируются специфические заказ-требования на материалы для модуля закупок или для других Pi-сегментов. Для этого PL определяет индивидуальный для заказа объем потребности, гарантирующий реально необходимое количество и таким образом минимизирующий складские запасы. Модуль PL содержит обширный объем функций, предназначенных для управления складскими запасами отдельно в каждом сегменте. В результате постоянного отслеживания текущего объема запасов в любой момент времени можно получить реальные данные по запасам. Основными компонентами функций управления складскими запасами являются: • управление основными данными складских запасов; • управление местами складирования; • учет складских запасов и управление ими; • перемещение со склада на склад; • перманентная инвентаризация. 13.3. Управление дебиторской задолженностью Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг. На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы: • оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты; • контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности; • анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации. Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах: 1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции; 2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации. Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, — один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в табл. 10. Таблица 10 Оценка реального состояния дебиторской задолженности*
* Рассчитывается на основе экспертных оценок или по данным статистики предприятия. Как видно из данных табл. 10, предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях: 1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат; 2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок; 3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату. Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате. Проведем сравнительную оценку двух вариантов (табл. 11) краткосрочного финансирования предприятием-продавцом: 1) с предоставлением скидки для скорейшего покрытия потребности в ДС; 2) с получением кредита без предоставления скидки. Таблица 11
Date: 2015-04-23; view: 734; Нарушение авторских прав |