Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчёт финансового результата





 

Показатель Предоставление скидки Кредит
Индекс цен Коэффициент дисконтирования Потери от скидки с каждой 1000 руб. 1,02   0,98   1,02   0,98   -
Потери от инфляции с каждой 1000 руб. Доход от альтернативных вложений капитала, руб. Оплата процентов, руб. Финансовый результат, руб. -   (1000 – 30) х 0,1 х 0,98 = =95,06 - 95,06 – 30 = 65,06 1000 – (1000 х 0,98) = 20   (1000 х 0,1) х 0,98 = 98   1000 х 0,4 : 12 = 20 98 – 20 – 33,33 = 44,67

Исходные данные для расчета таковы:

• инфляционный рост цен — 2% в месяц;

• договорный срок оплаты — 1 месяц;

• скидка при оплате по факту отгрузки в начале месяца — 3%;

• банковская ставка по краткосрочному кредиту — 40% годовых;

• рентабельность альтернативных вложений капитала — 10% го­довых.

Сравнение показывает, что при предоставлении скидки предпри­ятие получает доход больший, чем при использовании кредита.

Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение оптимального соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо оценивать не только условия своего кредитования покупателей, но и условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьше­ния затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием. Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо от­срочку платежа на 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения предприятия, использующего для досрочной оплаты кредит под 40 % годовых (таб.12).

Таблица 12

Расчёт финансового результата ( на каждую 1000 руб.)

 

Показатель Со скидкой Без скидки
Оплата за сырье, руб. Расходы по оплате процентов, руб. 950 х 0,4 х 45 : 360 = 47,5 -
Итого 997,5

 

Предприятию выгодно использовать скидки и производить досрочную оплату, однако 5%- ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что показывают следующие расчеты:



 

Минимально допустимый

уровень скидки = 40% : 360 х 45 = 5%

 

Максимально допустимая

величина скидки = 1000 х 5% = 50 руб. с каждой 1000 руб.

Таким образом, система скидок способствует защите предприя­тия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополне­нию оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

Управление дебиторской задолженностью в западных фирмах прежде всего относится к компетенции финансового менеджмента. Тем не менее реализация стратегии в отношении дебиторской задол­женности, которая в среднем составляет около 1/3 величины текущих активов, зависит от главного бухгалтера предприятия.

Для управления дебиторской задолженностью необходимо сле­дующее.

1. Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его срока и системы скидок.

2. Определение гарантий предоставления кредита. Самый про­стой способ продажи товаров — это открытый счет, когда в соответ­ствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи. В балансе такая дебиторская задолженность объединяется
в строке «Счета к получению».

Более сложный, но более надежный способ, — получение письмен­ного обязательства клиента заплатить деньги, т.е. получение векселя. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной фор­ме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Ком­мерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедлен­ная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский пе­реводный вексель, в других случаях — переводный вексель на срок, который акцептируется либо покупателем, либо его банком.

Существует также безотзывный аккредитив, часто используемый в США (основан на взаимоотношениях продавца, покупателя и их банков); условная продажа, широко распространенная в Европе (право собственности остается за продавцом до времени оплаты товара), и др.

3. Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распростра­ненные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.

4.Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты) основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возмож­ности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.

5. Определение политики сбора дебиторской задолженности, фирма за определенную плату передает право на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Последняя может обеспечить сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности либо оказать помощь по ее взысканию и страхова­нию сомнительных долгов. Существует возможность получения кре­дитной страховки при необходимости защиты от безнадежных дол­гов. Эти операции известны как факторинг, а сами фирмы — как факторинговые.



Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предла­гать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорис­ковым клиентам при наличии надежного механизма получения де­биторской задолженности.

13.4. Управление денежными активами

Определение минимально необходимой потребности в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности направлено на установление нижнего предела остатка необходимых денежных средств в национальной и иностранной валютах (в про­цессе расчетов иностранная валюта пересчитывается по установлен­ному курсу в национальную).

Расчет минимально необходимой суммы денежных активов (без учета их резерва в форме краткосрочных финансовых вложений) основывается на планируемом денежном потоке по текущим хозяй­ственным операциям, в частности, на объеме их расходования в пред­стоящем периоде.

Минимально необходимая потребность в денежных активах для осуществления текущей хозяйственной деятельности в предстоящем периоде (ДАmin) может быть определена по формуле

ДАmin = ПРда : Ода , (97)

где ПРда – планируемый объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в предстоящем периоде (в соответствии с планом поступления и расходования денежных средств предприятия);

Ода — оборачиваемость денежных активов в отчетном периоде (может быть скорректирована с учетом планируемых мероприятий по ускорению оборота денежных активов).

Рассмотрим пример расчета такой минимально необходимой потребности.

В соответствии с планом поступления и расходования денежных средств на предстоящий год объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям предусмотрен в размере 30 млн руб. Обо­рачиваемость остатков денежных активов в отчетном году составила 24 раза. Таким образом, согласно формуле (97) получим:

Дmin = 30 : 24 = 1,25 млн руб.

этот расчет может быть осуществлен и по другой формуле:

ДАmin = ДАК + (ПРда - ФРда) : Ода , (98)

где ДАК - остаток денежных активов на конец отчетного периода;

ФРда — фактический объем платежного оборота по текущим хозяйствен­ным операциям в отчетном периоде.

Дополним предыдущий пример следующими показателями: оста­ток денежных активов на конец отчетного года составил 1,1 млн руб., фактический объем платежного оборота по текущим хозяйственным операциям в отчетном году равен 26,2 млн руб. Тогда согласно фор­муле (98) получим:

ДАmin = 1,1 + (30 - 26,2) : 24 = 1,1 + 0,16 = 1,26 млн руб.

Дифференциация минимально необходимой потребности в де­нежных активах по основным видам текущих хозяйственных опера­ций осуществляется на тех предприятиях, которые ведут внешнеэконо­мическую деятельность. Цель такой дифференциации заключается в том, чтобы из общей минимальной потребности в денежных активах выделить валютную часть для формирования необходимых предприя­тию валютных фондов. Основой такой дифференциации является планируемый объем расходования денежных активов по внутренним и внешнеэкономическим операциям. В процессе расчетов использу­ются формулы (97) и (98).

Выявление диапазона колебаний остатка денежных активов на отдельных этапах предстоящего периода основывается на итого­вых показателях плана поступления и расходования денежных средств в отдельных месяцах (по годовому плану) или декадах (по квартальному плану). Диапазон колебаний остатка денежных активов опреде­ляется относительно минимального и среднего показателей в пред­стоящем периоде (табл. 13).

Таблица 13

Диапазон колебаний остатка денежных активов в предстоящем периоде исходя из плана поступ-ления и расходования денежных средств

Месяцы Остаток денежных активов на конец месяца, млн. руб. Отклонение месячного показателя от среднего Отклонение месячного показателя от минимального
млн. руб. (+, -) % (+, -) млн. руб. %
1,30 -0,16 -10,9 0,05 4,0
1,25 (min) -0,21 -14,4
1,34 -0,12 -8,2 0,09 7,2
1,42 -0,04 -2,7 0,17 13,6
1,51 +0,05 +3,4 0,26 20,8
1,48 +0,02 +1,4 0,23 18,4
1,44 -0,02 -1,4 0,19 15,2
1,52 +0,06 +4,1 0,27 21,6
1,54 +0,08 +5,5 0,29 23,2
1,56 +0,10 +6,8 0,31 24,8
1,53 +0,07 +4,8 0,28 22,4
1,58 (max) +0,12 +8,2 0,33 26,4
В среднем за месяц 1,46 - -

При выявлении диапазона колебаний остатка денежных активов определяют:

• минимальный остаток (1,25 млн руб.);

• максимальный остаток (1,58 млн руб.);

• средний остаток (1,46 млн руб.).

В практике зарубежного финансового менеджмента применяют и более сложные модели определения минимального, оптимального, Максимального и среднего остатков денежных активов. Они используются в условиях неопределенности предстоящих платежей, когда план поступления и расходования денежных средств не может быть разработан помесячно или подекадно.

В соответствии с моделью Баумоля определяются:

• минимальный остаток денежных активов (принимается ну­левым);

• оптимальный (максимальный) остаток денежных активов по формуле

ДАmax = (2 х Рк х Ода) : СПкфв , (99)

где ДАmax — оптимальный остаток денежных активов в планируемом периоде;

Рк — средняя сумма расходов по обслуживанию одной операции с краткосрочными финансовыми вложениями;

Ода — общий расход денежных активов в предстоящем периоде;

СПкфв — банковская ставка по краткосрочным финансовым вложениям в планируемом периоде в дробном выражении;

• средний остаток денежных активов в соответствии с этой моделью планируется как половина оптимального (максимального) их остатка.

В соответствии с моделью Миллера — Орра определяются:

• минимальный остаток денежных активов в размере минималь­ного резерва в отчетом периоде (должен быть выше нуля);

• оптимальный остаток денежных активов по формуле

ДАОПТ = (3 х Рк х ОТда) : (4 х СПкфв), (100)

где ОТда — сумма максимального отклонения денежных активов от среднего в отчетном периоде;

• максимальный остаток денежных активов принимается в трех­ кратном размере ДА0ПТ в связи с необходимостью трансформации из­ лишних денежных активов в краткосрочные финансовые вложения;

• средний остаток денежных активов в этом случае рассчитывается по формуле

ДАСР = ДАMIN + ДАmax : 2, (101)

где ДАСР – средний остаток денежных активов в планируемом периоде.

Корректировка потока платежей с целью уменьшения максималь­ной и средней потребности в остатках денежных активов осуществ­ляется путем оперативного регулирования — переноса срока отдель­ных платежей по согласованию с контрагентами.

На первом этапе регулируются декадные сроки расходования (поступления) денежных средств, что позволяет минимизировать их остатки в рамках каждого месяца (квартала). Критерием оптимальности регулирования потока платежей выступает минимальный раз­мер среднеквадратического отклонения остатка денежных активов от среднего их значения.

На втором этапе размер среднего остатка денежных активов опти­мизируется с учетом их резервного запаса. Сначала определяется максимальный остаток денежных активов с учетом неравномерности платежей и резервного запаса, затем — средний остаток (половина суммы минимального и максимального остатков денежных активов).

Высвобожденная в процессе корректировки потока платежей сумма денежных активов реинвестируется в краткосрочные финан­совые вложения или другие виды активов.

Ускорение оборота денежных активов осуществляется за счет:

• ускорения инкассации денежных средств для минимизации их остатка в кассе;

• сокращения расчетов наличными деньгами с целью увеличения срока пользования собственными денежными активами в про­цессе прохождения платежных документов поставщиков;

• сокращения объема расчетов аккредитивами и чеками, так как они отвлекают на продолжительный период денежные активы из оборота в связи с необходимостью предварительного резервирования в банках.

Эффективное использование временно свободного остатка де­нежных активов может быть осуществлено за счет:

• согласования с банком условий текущего хранения остатка денежных средств с выплатой процентов по депозитам (например, пу­тем открытия контокоррентного счета в банке);

• использования краткосрочных денежных инструментов (в пер­вую очередь депозитных вкладов в банках) для временного хранения свободных денежных активов;

• использования высокодоходных краткосрочных фондовых инструментов путем размещения резерва денежных активов в кратко­срочные депозитные сертификаты, облигации, казначейские обязатель­ства, векселя и т.п. при условии их ликвидности на фондовом рынке.

Минимизация потерь денежных активов от инфляции осуществ­ляется раздельно по денежным средствам в национальной и ино­странной валютах.

Противоинфляционная защита национальной валюты обеспе­чивается, если норма рентабельности временно свободного остатка не ниже темпов инфляции.

Противоинфляционная защита денежных активов в иностранной валюте обеспечивается выбором устойчивой валюты.

 

Глава 14.Управление финансированием

текущей деятельности предприятия

14.1.Текущие финансовые потребности

и оперативное управление их финансированием

Текущая деятельность — это совокупность разновидностей про­изводственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприя­тия, которая не носит капитального и иного долгосрочного характера. Финансирование текущей деятельности предприятия осуществляет­ся путем обеспечения его текущих финансовых потребностей (ТФП). Существование таких потребностей для работающего предприятия носит постоянный характер.

Объем ТФП, измеряемый в рублях, меняется и имеет устойчи­вую тенденцию к возрастанию. Характер ТФП определяется внут­ренними и внешними факторами: особенностями и результатами производственной и финансовой деятельности предприятия, нали­чием сезонных потребностей, текущих кассовых разрывов в поступле­нии и расходовании денежных средств, ценами, расчетно-кассовым обслуживанием, платежной дисциплиной, организацией поставок и продаж, валютным курсом рубля, инфляцией и т.п. Последние два фактора выступают в качестве основных причин непрерывного об­щего возрастания денежных затрат на финансирование текущих финансовых потребностей.

Возникновение, изменение и финансирование ТФП органиче­ски связано с производством и ведением бизнеса. Формирование текущих финансовых потребностей и их финансирование осуществ­ляются в процессе оборота и кругооборота денежных средств. ТФП выступают как потребности предприятия в краткосрочных финансовых и кредитных ресурсах. Внешним проявлением формирования, распределения и использования финансово-кредитных ресурсов являются безналичный и налично-денежный обороты предприятия. Денежные средства и формы их проявления — финансово-кредитные ресурсы и денежные фонды аккумулируются предприятием и расходуются на финансирование текущих финансовых потребностей. Это покрытие денежных расходов выступает как целевое финан­сирование производства за счет источников финансирования теку­щей деятельности, включая временно свободные остатки денежных фондов и амортизацию. При этом финансирование ТФП осуществ­ляется в порядке авансирования денежной формы стоимости в про­изводство или иные виды деятельности.

Финансирование (покрытие) текущих финансовых потребностей может быть полным и частичным. Размер ТФП и степень полноты их покрытия источниками финансирования не могут быть установ­лены по данным баланса, поскольку он не является оперативным документом, отражающим ТФП предприятия. Баланс не содержит данных о нормативной основе текущего движения денежных средств, а также о потребности в финансировании оборотных средств по вновь введенной производственной мощности, построенного и готового к запуску цеха, технологической линии и т.п. За пределами баланса находятся истинные размеры и колебания наличных финансовых ресурсов и других денежных поступлений. Баланс как итоговый и важнейший отчетный документ бухгалтерского учета показывает не финансовые потребности, а сальдовые остатки по оборотам счетов учета источников и их размещения на отчетную дату. Баланс не дает полного представления обо всех составляющих текущей деятельно­сти предприятия, например об операциях по формированию и фи­нансированию текущих затрат на производство и реализацию про­дукции. ТФП находят полное сущностное и точное количественное проявление лишь при разработке и непрерывном уточнении прогноз­ных значений показателей текущих и оперативных финансовых пла­нов предприятия.

Для полного покрытия ТФП необходимы адекватные оборотные средства. Текущие финансовые потребности отражают только потреб­ности предприятия в собственных и заемных оборотных средствах. Для финансирования текущей деятельности. Отметим, что не ТФП выступают экономической и финансовой категорией, а оборотные средства (оборотный капитал). Правильное понимание ТФП непо­средственно связано с денежным оборотом и природой функциони­рования двух родственных финансовых категорий — оборотного ка­питала и оборотных средств.

Текущие финансовые потребности предприятия определяются денежными расходами, минимально необходимыми для осуществле­ния непрерывной финансово-хозяйственной деятельности. Обеспечение текущих финансовых нужд предприятия есть финансирование его минимальной (в пределах совокупного норматива) и дополни­тельной потребности в оборотных средствах. Финансирование до­полнительной финансовой потребности может осуществляться пу­тем денежного авансирования в сверхнормативные запасы, а также на покрытие ненормируемых текущих потребностей, связанных с мобилизацией денежных средств и нахождением части их в расчетах Минимальная потребность в собственных оборотных средствах (обо­ротном капитале) не равна текущей финансовой потребности в них, последняя всегда больше.

Для обеспечения дополнительного финансирования оборотных средств предприятия привлекают краткосрочные банковские креди­ты и другие заемные источники. В результате сложения собственных и приравненных к ним оборотных средств предприятие получает приращение в размере суммы основного долга до срока его возврата. В качестве источника дополнительного финансирования текущих потребностей могут выступать долгосрочные банковские кредиты и займы, если они не связаны с финансированием капитальных вложе­ний и иных долгосрочных инвестиций. В упрощенном виде текущие финансовые потребности предприятия могут быть представлены как потребности в собственных и приравненных к ним оборотных сред­ствах или в чистом оборотном капитале (оборотных активах без те­кущих обязательств) для непрерывного финансирования текущей финансово-хозяйственной деятельности.

Финансирование ТФП — это финансирование нужд предприя­тия, связанных с формированием: производственных запасов; фон­дов обращения в виде запасов готовой продукции на складе и средств в расчетах (дебиторской задолженности); накоплений денежных средств для авансирования в хозяйственный оборот; краткосрочных финансовых вложений. Совокупность этих вложений (размещений средств), произведенных за счет всех источников, и предстает перед финансовым менеджером в качестве текущих активов. Таким обра­зом, финансирование ТФП предприятия может трактоваться как финансирование (формирование) его текущих или краткосрочных активов. На финансирование таких активов привлекаются текущие пассивы, состоящие из источников формирования собственных и приравненных к ним оборотных средств (оборотного капитала) и заемных краткосрочных источников. Финансирование текущих ак­тивов вовсе не означает, что текущие финансовые потребности предприятия это его текущие активы. ТФП охватывают, например, бюд­жетные и внебюджетные платежи, которые часто не входят в деби­торскую задолженность. Уплата таких платежей может осуществляться в порядке непрерывного общего денежного кругооборота средств предприятия.

Наличие и потребность в денежных средствах, в том числе во временно свободных, включая остатки на расчетном счете (после поступления выручки и ее последующего авансирования для возоб­новления производственного цикла), есть важный компонент ТФП предприятия и основа их реального финансирования. Достаточно ли имеющихся на счетах предприятия денежных средств для предстоя­щего финансирования расходов и могут ли они удовлетворить име­ющиеся минимально постоянные и возникшие дополнительные финансовые потребности? Существует ли необходимость изыскания дополнительных источников финансово-кредитных ресурсов на фи­нансирование и кредитование текущей деятельности? Эти вопросы составляют основу комплексного оперативного управления финан­сированием текущей деятельности предприятия.

В связи с этим перед финансовым менеджером встают две про­блемы: определение в оперативном плане величины превышения текущих расходов над поступлениями денежных средств и выбор источников покрытия той части ТФП, которая оказалась не обеспе­ченной деньгами. Первая проблема разрешается на основе система­тического составления, корректировки и контроля за исполнением платежного календаря, вторая — на основе сочетания собственных и заемных средств, краткосрочных и долгосрочных источников финан­сирования.

Таким образом, текущие финансовые потребности управляемы и подлежат определению, регулированию, планированию и контролю со стороны финансовых служб. Особое значение в управлении ТФП имеет уровень организации финансовой работы на предприятии. Он определяется состоянием планово-прогнозной и контрольно-анали­тической работы, регулярным составлением, уточнением и контро­лем за выполнением текущего и оперативных финансовых планов.

Методология управления и финансирования ТФП отлична от методологии баланса. Финансирование текущей деятельности за счет собственных оборотных средств регулируется расходными статьями годового (с разбивкой по кварталам) или квартального (с разбивкой по месяцам) финансового плана — баланса доходов и расходов предприятия. Этот баланс выступает планово-прогнозной базой комп­лексного управления финансами предприятия, его активами и пас­сивами, основными и оборотными средствами (капиталом). Доход­ные и расходные статьи финансового плана предприятия отличны от балансовых и не повторяются в оперативных финансовых планах-прогнозах. Последние подкрепляют исполнение текущего баланса доходов и расходов более детальной оперативной финансовой рабо­той по выявлению и обеспечению финансирования всех текущих расходов.

Определение и последующее финансирование текущих финан­совых потребностей в месячном (подекадном, пятидневном, еже­дневном) периоде осуществляется на основе составления и исполне­ния платежного календаря.. При этом потребность в дополнительных источниках финансирования ТФП может определяться на любую календарную дату исходя из входных остатков денежных средств и их движения (поступления и расходования) за принятый период. Полу­ченное выходное сальдо (остаток) сопоставляется с принятым на предприятии постоянным минимальным остатком свободных денеж­ных средств, который должен находиться на его операционных сче­тах. Нехватка денежных средств по представленной методологии рас­чета показывает текущую потребность предприятия, не покрытую собственными и заемными источниками. Она выступает как потреб­ность в дополнительном краткосрочном финансировании и опреде­ляется путем сопоставления всех видов текущих поступлений денеж­ных средств и всех направлений их расходования за планируемый период. Поступление денежных средств на финансирование текущей деятельности предприятия отражается дебетовыми оборотами по рас­четным, валютным и другим счетам и кредитовыми оборотами по счетам учета источников поступления денежных средств. Направле­ние источников на финансирование текущей деятельности сопро­вождается обратным отражением кредитовых и дебетовых оборотов по рассматриваемым балансовым счетам.

Эффективность управления текущими активами и пассивами во многом зависит от организации оборотных средств предприятий. Для этого финансовый менеджер занимается оптимизацией матери­ально-производственных запасов и остатков готовой продукции на складе, решает задачи ликвидации отвлечений оборотных средств в просроченную дебиторскую задолженность и сверхнормативные за­пасы, а также реализации излишних и ненужных товарно-материальных ценностей, неходовых и залежалых товаров. Особенно акту­альным является увеличение скорости оборачиваемости оборотных средств в днях. В основе длительности оборота оборотных средств лежит продолжительность производственного цикла, т.е. периода между оплатой запасов сырья и материалов и их получением на склад, а также нахождением оборотных средств в виде дебиторской задолжен­ности. Ускорение оборачиваемости позволяет относительно меньшими оборотными средствами обслуживать непрерывность производства в возрастающих масштабах. В результате ускорения оборачиваемости оборотных средств происходит вовлечение высвобожденных финан­совых ресурсов в хозяйственный оборот. Таким путем часто дости­гаются лучшие финансовые результаты за счет увеличения оборота по продажам, чем при получении максимальной рентабельности про­даж за счет ценового фактора.

Высвобождение части оборотных средств из хозяйственного обо­рота за счет ускорения их оборачиваемости способствует снижению кредиторской задолженности предприятия и часто сопровождается сокращением дебиторской задолженности. В связи с замедлением оборачиваемости происходит дополнительное привлечение финан­сово-кредитных ресурсов в хозяйственный оборот. В этих условиях предприятие может задерживать платежи поставщикам, бюджетам, внебюджетным фондам и банкам, поскольку часть оборотных средств предприятия оказывается отвлеченной в сверхнормативные остатки товарно-материальных ценностей, возросшую дебиторскую задолжен­ность, потери от порчи и т.п. В результате эта омертвленная часть оборотных средств не возмещается за счет выручки и проедается предприятием, что сопровождается увеличением недостатка собствен­ных оборотных средств. Это прямой путь к сокращению объемов производства, продаж продукции и ухудшению финансовых резуль­татов. Чтобы не допустить этого, финансовый менеджер обеспечива­ет привлечение заемных финансово-кредитных ресурсов в хозяйствен­ный оборот. Суммы вовлечения (+) и привлечения (—) финансовых ресурсов в хозяйственный оборот в результате изменения скорости оборачиваемости оборотных средств предприятия могут быть рассчи­таны по формуле

Исо = (СОб х Дб) : Рб – (СОт х Дт) : Рт, (102)

где Исо – изменение скорости оборачиваемости активов в днях («+» - ускорение, «-»- замедление);

СОб и СОт – средние остатки производственных запасов и готовой продукции в базовом и текущем периодах (тыс.руб.);

Рб и Рт - полная себестоимость реализованной товарной продукции (объема продаж) в базовом и текущем периодах (тыс.руб);

Дб и Дт – длительность базового и текущего периодов в днях.

Сумма вовлечения (+) и привлечения (-) финансовых ресурсов в хозяйственный оборот (АФР) составит:

DФР = ИСО ´ ООТ , (103)

где ИСО — изменение скорости оборачиваемости оборотных активов в днях («+» — ускорение, «-» — замедление);

ООТ — однодневный оборот в текущем периоде, исчисленный по пол­ной себестоимости реализованной товарной продукции (тыс. руб.).

Эффективность комплексного управления текущими активами и пассивами может быть повышена за счет использования спонтан­ного финансирования, факторинга, учета векселей и других меро­приятий, что позволит финансовому менеджеру оптимизировать расчеты и размер оборотных активов, ускорить оборачиваемость оборотных средств предприятия.

Управление финансированием текущих финансовых потребно­стей предприятия зависит от стратегии покрытия потребности в обо­ротных средствах (оборотном капитале). Характер перспективного изменения текущей потребности в оборотном капитале для развива­ющихся предприятий представлен на рис. 11.

 

 

Время, лет

Рис.11. Изменение текущей потребности в оборотном капителе для развивающихся предприятий


Волнообразная кривая 2 представляет колебания потребности предприятия в оборотном капитале при ее нарастании. Когда потреб­ность не покрывается долгосрочным финансированием, предприятие привлекает короткие деньги (прямая 3), выступая заемщиком. Если потребность в оборотном капитале покрывается мобилизованными долгосрочными источниками с избытком, то в краткосрочном плане предприятие становится кредитором (прямая 1). Прямая 2 отражает оптимальное состояние ресурсов, а кривая 2 — ситуацию, когда пред­приятие в текущей деятельности выступает то как заемщик (ниже прямой 2), то как кредитор (выше прямой 2). Объем долгосрочного финансирования при нарастающей потребности предприятия в обо­ротном капитале определяет, кем оно выступает в текущем плане — заемщиком или кредитором. Потребность в краткосрочном финанси­ровании может быть представлена как отрицательная разница между объемом располагаемого долгосрочного финансирования и нарастаю­щей потребностью предприятия в оборотном капитале.

Финансовому менеджеру рекомендуется соблюдать фундамен­тальный принцип соответствия сроков функционирования активов и источников их финансирования. Постоянная минимальная потреб­ность в оборотных средствах финансируется за счет собственного капитала, а сезонная и другая дополнительная потребность — за счет краткосрочных заемных (кредитных) источников.

Анализ рис. 11 показывает, что увеличение оборотных средств и оборотного капитала стратегически возможно проводить также за счет долгосрочных источников в результате превышения общего объема долгосрочного финансирования над нарастающей потребностью в оборотном капитале (прямая 1). Экономической основой такого по­ложения выступает принципиально иной, чем в отечественной эко­номике, состав опорных долгосрочных источников финансирования. К источникам финансирования в зарубежных странах относится не только долгосрочный кредит, но в первую очередь выпуск и первич­ное размещение акций и облигаций предприятия (фирмы, компа­нии). В случае устойчивой и прибыльной работы предприятия ры­ночные котировки его акций имеют тенденцию к повышению вместе с возможностями пополнения собственного капитала за счет быст­рого размещения дополнительно выпущенных акций. Одновременно укрепляется доверие инвесторов, и они готовы финансировать предприятие путем покупки его облигаций. Все это создает возможности долгосрочного финансирования текущих потребностей предприятия.

Большая часть отечественных предприятий лишена такой возможности и проводит стратегию в соответствии с прямой 3 на рис. 11.

14.2. Комплексное управление денежным оборотом и финансовая политика нормирования

Финансовому менеджеру важно определить степень объектив­ности оборота денежных средств на предприятии и выявить имею­щиеся резервы ускорения их оборачиваемости. Резервы ускорения одного оборота оборотных средств предприятия должны быть вскры­ты по стадиям их прохождения в процессе кругооборота. Для эффек­тивного управления денежными потоками финансовый менеджер должен обеспечить эффективное функционирование современной системы денежного оборота на предприятии.

Комплексное управление денежным оборотом на предприятии представляет процесс, основанный на нормах, нормативах и лими­тах, автоматизированной системе учета, получения и обработки фи­нансово-экономической информации, финансового анализа и рас­четов, вариантном финансовом прогнозировании и краткосрочном финансовом планировании, реализующийся в оптимизации денеж­ного оборота и высвобождении дополнительных денежных и мате­риальных ресурсов. Важнейшими финансовыми блоками системы управления длительностью и эффективностью денежного оборота предприятия выступают:

• система осуществления затрат на производство и реализацию продукции и ее нормативная база управления (финансовая политика предприятия по управлению издержками производства);

• система нормированного авансирования денежных средств на создание и поддержание минимально необходимого уровня производственных запасов материальных ценностей и готовой продукции (политика нормирования собственных оборотных средств);

• система мониторинга сбора и взыскания авансированных де­нежных средств в расчеты, т.е. в дебиторскую задолженность (кре­дитная политика предприятия);

• система авансирования временно свободных денежных средств предприятия (управление свободным остатком денежных средств);

• система финансовой сигнализации об отклонениях параметров протекания процессов в блоках (внутренний контроль за оборотом денежных средств).

Важное место в системе управления финансированием текущей деятельности предприятия занимает политика нормирования. Она включает: нормирование собственных оборотных и приравненных к ним средств; нормы амортизации; сдельные и повременные став­ки, нормы и нормативы оплаты труда; нормативы образования де­нежных фондов и резервов; нормирование дивидендов; сметные нор­мы и расценки для капитального строительства; нормы и нормативы расходов для содержания объектов непроизводственной сферы; нор­мативы уровня материальных затрат на один рубль товарной продук­ции; базовые цены по номенклатуре выпускаемой продукции; выбор исчисления норм прибыльности (доходности); нормирование ски­док и надбавок к отпускным ценам на продукцию; нормы эффектив­ности размещения временно свободных денежных средств; предель­ные процентные ставки по привлеченным заемным средствам.

Для проверки финансово-экономических расчетов финансовый менеджер постоянно контролирует: плановые нормы использования производственных мощностей, нормативы фондоотдачи, производи­тельности и фондовооруженности труда; нормы отпуска материаль­ных ресурсов со складов в производство; нормативы потерь от брака и возвратных отходов; лимиты потребления топливно-энергетических ресурсов для нужд производства и непроизводственных целей; нормы отпуска бензина и дизельного топлива для автотранспорта, строи­тельных машин и механизмов. В зависимости от сроков установле­ния норм и нормативов финансовая политика нормирования на пред­приятии может быть краткосрочной и долгосрочной.

Для эффективного краткосрочного финансового управления материально-производственными запасами финансовый менеджер использует методологические основы их оценки и отражения в ба­лансе. Материально-производственные запасы могут находиться на предприятии на праве собственности, хозяйственного ведения, а так­же оперативного управления. Оценка материально-производствен­ных запасов выступает важным элементом системы нормативного регулирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Материально-производственные запасы представляют собой часть имущества предприятия, которая используется им при произ­водстве продукции, а также для управленческих нужд. Срок исполь­зования такого имущества ограничен 12 месяцами или операцион­ным циклом, если он превышает 12 месяцев. Важнейшая составная часть материально-производственных запасов — нормируемые оборотные средства предприятия. Материально-производственные за­пасы оцениваются по сумме фактических затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и других возме­щаемых налогов, т.е. по фактической себестоимости.

Финансовый менеджер отслеживает фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов, в состав ко­торых входят: суммы, уплачиваемые продавцу по договору поставки; вознаграждения посреднической организации, участвующей в про­цессе приобретения запасов; оплата информационных и консульта­ционных услуг в отношении приобретения запасов; таможенные пошлины; невозмещаемые налоги, уплачиваемые покупателем отдель­но в связи с приобретением запасов; затраты по их заготовке и до­ставке до места использования, включая расходы по страхованию; другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов. В фактические затраты на приобретение материально-производствен­ных запасов не включаются: затраты по доработке и улучшению тех­нических характеристик запасов, не связанные с производством про­дукции; расходы, непосредственно не связанные с приобретением запасов. В тех случаях, когда материально-производственные запасы не покупаются, а изготавливаются силами предприятия, их факти­ческая себестоимость определяется исходя из фактических затрат на производство в порядке, установленном для определения себестои­мости соответствующих видов продукции.

При формировании уставного фонда (капитала) предприятия фактическая себестоимость материально-производственных запасов, вносимых в счет вклада учредителями, устанавливается исходя из согласованной ими в пределах действующего законодательства денеж­ной оценки. В тех случаях, когда предприятие получает материально-производственные запасы безвозмездно, их оценивают по рыночной стоимости на момент получения. Другой метод оценки характерен для отношений мены имущества без опосредования деньгами: получен­ные материально-производственные запасы оцениваются по стоимо­сти приобретенного имущества на балансе контрагента. Оценка за­пасов, стоимость которых при приобретении определена в иностран­ной валюте, производится в рублях путем пересчета валюты по курсу Банка России, действующему на момент принятия предприятием запасов по договору. В торговых организациях оптовой и розничной торговли товары, приобретенные для продажи, подлежат оценке по фактической стоимости их приобретения. Однако организации, осуществляющие розничную торговлю, могут оценивать указанные то­вары по розничным или продажным ценам с отдельным учетом на­ценок (скидок). Оценка стоимости материально-производственных запасов на балансе предприятия не подлежит изменению, кроме сле­дующих случаев:

• объявления о переоценке запасов в порядке и в сроки, установ­ленные специальными решениями Правительства РФ и Минфина России;

• снижения цен на материально-производственные запасы в те­чение года или частичной потери первоначальных качеств (кроме запасов оборудования к установке и малоценных и быстроизнашива­ющихся предметов). В этих случаях производится переоценка (уцен­ка) запасов по состоянию на конец года по цене их возможной реа­лизации, если она меньше первоначальных фактических затрат на приобретение. Возникающая разница в ценах относится на уменьшение финансовых результатов.

14.3. Оптимизация остатка денежных средств

Управление остатком денежных средств — малая часть в общем управлении денежным оборотом предприятия. В зависимости от фор­мы остатка различается управление налично-денежным и безналично-денежным остатком средств. Эти две формы часто объединяют в по­нятие управления наличностью. Однако каждая из форм управления остатком денежных средств имеет специфические особенности.

В основе управления остатком наличных денежных средств на промышленном предприятии лежит контроль за налично-денежными потоками, осуществляемый с помощью следующих документов: чековой книжки предприятия на снятие наличных денег с расчетно­го счета, карточек с образцами подписей должностных лиц предпри­ятия, приходных и расходных ордеров по денежным потокам кассы, утвержденного лимита кассы, объявлений на взнос наличными, утвержденного перечня товаров, подлежащих реализации за налич­ный расчет, кассового плана, дебетовых и кредитовых оборотов по счету кассы в главной книге и книге учета кассовых операций. На предприятиях розничной торговли и в коммерческих банках, осу­ществляющих операции в рублях и валюте, к числу специфических факторов управления налично-денежным оборотом относится си­стематическая инкассация наличных денежных средств с отнесением расходов по инкассации на издержки обращения или операционные расходы.

Эти налично-денежные обороты, так же как и снятие наличных денег со счетов, учитываются финансовым менеджером при управле­нии безналичным остатком денежных средств предприятия. Цент­ральная проблема управления — оптимальный размер остатков без­наличных денежных средств. С одной стороны, если не размещать большие остатки средств, то и не получать дополнительных доходов по возможным краткосрочным инвестициям, например, в ценные бумаги. С другой стороны, размещать остатки денежных средств — значит, рисковать и притом с высокой вероятностью занимать.

Решение этих проблем зависит от многих факторов, в числе которых соотношение затрат на владение остатками (упущенная выгода от неразмещения средств) и затрат по возможному займу средств (оплата процентов за краткосрочный кредит), степень не­определенности ожидаемых притока и оттока средств предприятия, целевые установки на максимальную концентрацию средств на сче­тах или дополнительное зарабатывание денег. В тех случаях, когда финансовый менеджер уверен в будущих денежных потоках пред­приятия и прогнозирует превышение упущенной выгоды над стои­мостью краткосрочного кредита, он может смело работать со всем остатком денежных средств на расчетном счете. Для этого важно грамотно закрыть операционный день предприятия, рассчитав сво­бодный остаток денежных средств к размещению на финансовых рынках, однако простота подсчета остатка средств не совпадает с реальной трудностью точного закрытия операционного дня.

Большинство предприятий исходит из того, что деньги должны работать. Задача финансового менеджера — избежать значительного сокращения операционной активности предприятия: картотеки, штрафов, подмыва репутации. При наличии у предприятия филиа­лов управление остатком денежных средств усложняется, включается механизм внутрисистемного перераспределения свободных денежных средств. Грамотное управление остатками денежных средств голов­ного предприятия и филиалов превращается в крупную финансово-экономическую задачу, имеющую большое значение в достижении финансового успеха всей производственно-коммерческой деятельно­сти. Главным недостатком управления остатком денежных средств филиалов являются перебросы денежных средств между филиалами и предприятием на ликвидацию финансовых прорывов. Финансовый менеджер головного предприятия должен четко рассчитывать, когда, какой продолжительности и почему у подведомственных фи­лиалов возникают кассовые разрывы. Для филиалов должны быть разработаны положения о финансово-хозяйственной деятельности и установлены лимиты остатков денежных средств на счетах, которые они вправе использовать на инвестиции по своему усмотрению.

Финансовый менеджер должен учитывать, что банку иногда тре­буется часть временно свободных денежных средств в полное распо­ряжение. Финансовый менеджер может управлять остатком денеж­ных средств, лишь точно представляя формы банковских расчетов, а также порядок и сроки прохождения платежных документов от банка покупателя до банка, обслуживающего предприятие. Формы банков­ских расчетов предполагают нахождение части платежей в пути. В связи с этим финансовый менеджер должен разграничивать до­ступный остаток денежных средств, реальный доступный остаток де­нежных средств, колебание доступности, чистый остаток денежных средств в пути.

Предположим, что на счете предприятия по данным банковской выписки кредитовый остаток составляет 1500 тыс. руб. Это доступ­ный остаток денежных средств, он соответствует дебетовому остатку на расчетном счете предприятия по данным бухгалтерского учета с учетом непроведенных приходно-расходных документов, получен­ных одновременно с выпиской банка. Платежи поставщикам пред­приятия в пути составляют 300 тыс. руб., ожидаемые предприятием платежи от покупателей, также находящиеся в пути,— 200 тыс. руб. Чистый остаток средств в пути (сальдо платежей) будет равен: +200 — - 300 = —100 тыс. руб. Тогда реальный доступный остаток денежных средств будет равен: 1500 - 100 = 1400 тыс. руб. Платеж в пути пред­приятию в сумме 200 тыс. руб. представляет собой колебание доступ­ности. Для финансового менеджера очень важно контролировать не учетные проводки бухгалтерии, а изменение реального доступного остатка денежных средств. При этом он проводит политику увеличе­ния реального доступного остатка и положительного сальдо чистого остатка денежных средств в пути, замедляя расчеты с поставщиками при одновременном ускорении расчетов с покупателями продукции предприятия.

 






Date: 2015-04-23; view: 1332; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию