Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
работоспособности человека
Цель. Определить и оценить параметры биологических ритмов и свой хронотип для выбора рационального режима труда, физической нагрузки и отдыха. Хронодиагностика - это определение хронотипа человека и хронолабильности. Под первым понимают определение характера суточного ритма бодрствования и сна ("жаворонки", "совы", "голуби"), под вторым - устойчивость, прочность биоритмической структуры. Тип суточного ритма у человека является постоянным, его практически нельзя изменить (с возрастом он может сам несколько меняться). Для сохранения здоровья остается только подчинить этому ритму свою жизнь. С суточным ритмом синхронизировано около трехсот физиологических функций.
1. Ответьте на вопросы анкеты. 1.1. Трудно ли вам вставать рано утром:
1.2. В какое время вы предпочли бы ложиться спать:
1.3. Вы недавно проснулись. Какой завтрак вам больше по душе:
1.4. Вспомните ваши недавние конфликты. Когда они обычнопроисходят:
1.5. От чего вам легче отказаться:
1.6. Легко ли вам переменить свои привычки, связанные с едой:
1.7. Утром вас ждут важные дела. Насколько раньше обычного вы ляжете спать:
1.8. Насколько точны ваши внутренние часы? Засеките время, и когда по вашему мнению пройдет минута, снова посмотрите на часы:
Подсчитайте количество баллов. Оцените полученный результат, учитывая следующее: если в сумме вы набрали от 0 до 7 баллов, то относитесь к «жаворонкам»; если от 8 до 13, то к аритмикам - «голубь»; если от 14 до 21, то вы - «сова». Сделайте вывод о присущем вам хронотипе работоспособности. Для грамотной организации труда и отдыха важно знать промежутки высокой и низкой работоспособности в коротких жизненных циклах. Работоспособность человека в течение недели имеет двугорбый характер (вторник, среда и пятница). Аналогичная кривая работоспособности характерна для суточного ритма: первый пик – 10-12 ч, второй - 15-18ч. Восстановление суточного ритма после его нарушения может происходить в разных режимах: у одних людей - быстро, у других - медленно и часто не в полной мере. О последних говорят, что у них высокая хронолабильность, и это свидетельствует о слабости механизмов работы "биологических часов". У таких людей чаще наблюдаются нарушения регуляции функций, легче возникают болезни. При рассмотрении биоритмологических аспектов оздоровления выделяются два момента: 1) влияние оздоровления на собственные ритмы организма; 2) влияние фаз собственных биоритмов на чувствительность к оздоровительным воздействиям. На максимуме - наиболее эффективны расслабляющие, успокаивающие процедуры, а на минимуме - активизирующие. Учет биоритмов позволяет получать максимальный оздоровительный эффект при значительно меньшей силе воздействий. Определите свои биологические ритмы, подсчитав общее число прожитыхдней (Z) со дня рождения до данной даты. Для этого: а) определите количество дней, прожитых со дня рождения до последнего дня рождения (X) по следующей формуле: б) определите с помощью календаря количество дней, прожитых с последнего дня рождения до расчетной даты по формуле:
,
где Z - общее число прожитых дней, X - количество дней, прожитых со дня рождения до последнего дня рождения, Y - количество дней, прожитых с последнего дня рождения до расчетной даты. Для определения критических дней необходимо количество прожитых разделить на период исследуемого биоритма. Длительность биологических циклов, (дней): физический - 23,688; эмоциональный - 28,426; интеллектуальный - 33,163. Целое число соответствует количеству полных периодов данного биоритма, а остаток - количеству дней от начала последнего периода до заданной даты. Отсюда первый критический день биоритма находится в результате прибавления к заданной дате разницы между периодом биоритма и остатком. Например, человек прожил к 15 ноября 1998 года 6300 дней. Рассчитываем очередной критический день физического биоритма. Вначале находим разницу между периодом биоритма и остатком: 6300/23,688, остаток равен 9 дням, а разность (23 - 9) = 14 дням. Тогда очередной критический день физического биоритма приходится на (15 + 14) = 29 ноября. Последующие дни легко найти, прибавляя к найденной дате один, два и т.д. периода. Аналогично рассчитывается эмоциональный и интеллектуальный биоритмы: 6300/28,426, остаток равен 6 дням, а разность (28 - 6) = 22 дням, значит, очередной критический день эмоционального биоритма приходится на (15 + 22) = 7 декабря, а интеллектуального - 6300/33,163, разность равна (33-9) = 24 дням. Тогда очередной критический день интеллектуального биоритма приходится на (15 + 24) = 9 декабря. Считается, что в течение первой половины периода (для физического 11,5 дня, эмоционального - 14, интеллектуального - 16,5) находится положительная фаза, во второй - отрицательная. На основании расчетных данных строится график своих биоритмов.
Проверьте ваше самочувствие в соответствии с расчетными биоритмами и сделайте вывод, учитывая следующие рекомендации. Согласно теории биоритмов в дни, соответствующие положительно фазе физического биоритма, человек испытывает подъем работоспособности, ощущает прилив силы и бодрости, проявляет устойчивость к отрицательным воздействиям. Любая деятельность, связанная с затратами физических сил, реализуется успешно. В отрицательной фазе происходит снижение выносливости организма, наступает быстрая утомляемость при объемной или скоростной физической работе, нарушается координация движений. Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека (творчество, сообразительность, память, логика), так как обусловлен деятельностью головного мозга. Положительная фаза характеризует повышенную способность к усвоению информации, анализу и активизации творческого мышления. В отрицательной фазе происходит спад творческих сил. Эмоциональный биоритм характеризует содержание и качество эмоций и чувств человека (настроение, стресс, интуиция, энергетическая мобилизация). В положительной фазе отмечается хорошее настроение, бодрость, «мышечная радость» при большой физической нагрузке с подъемом способностей проявить волевые качества к достижению цели. В отрицательной фазе проявляются отрицательные эмоции: плохое настроение, пессимизм, апатия, гнев, страх, раздражительность, нередки паника, эмоциональные и психические срывы. Человек подвержен влиянию космических ритмов (лунный, солнечный цикл, циклы движения планет). Накладываясь друг на друга, они формируют критические точки, моменты, когда стабильность человека как системы снижается, он становится более чувствительным к трансформационным влияниям. Уровень здоровья при этом нередко снижается. Речь идет о критических периодах в жизни человека, некоторые из которых мы назовем. Это возраст 7, 14 лет, 21 года, 29-30 лет, 36, 42, 59-60, 63, 84 лет. Знание этого простого правила помогает управлять своим здоровьем и деятельностью. Очень важно учитывать критические дни особенно тем, кто имеет метеолабильную зависимость. Когда в одной точке на суточной оси пересекаются две или три синусоиды, то это считается особо критическим днем. Необходимо быть очень внимательным и осторожным за рулем, при посадке в транспорт, при катании на лыжах, санях, велосипеде. Старайтесь экономно расходовать физические силы и энергию, не давать волю отрицательным эмоциям. При назначении оздоровительных воздействий желательно учитывать время года, фазу лунного цикла и время суток. В течение суток функция органов (следовательно, и активность соответствующих энергетических меридианов) меняется, и это отражено в китайской системе У-СИН. Используя эти знания, можно существенно повысить эффективность оздоровления. Рассогласование индивидуальных биоритмов с ритмами природы получило название асинхронозов, или десинхронозов. Асинхроноз является частым проявлением "третьего состояния" и касается в основном нарушения ритма бодрствования и сна. Причины асинхронозов следующие: частая смена светового пояса, сменная работа, чрезмерная интеллектуальная активность перед сном, гиподинамия, монотония. Профилактика асинхроноза зависит от его вида и заключается в соблюдении ритмической согласованности своей жизни с жизнью природы, правильной подготовке (с расслаблением) ко сну, физической нагрузке достаточной интенсивности, водных и термических процедурах, демонотонизирующих мероприятиях (музыка, паузы в работе через 1,5-2 ч, частый прием пищи и т. д.).
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое биологические ритмы человека? 2. Чем отличается рабочий ритм у «совы» и у «жаворонка»? 3. Какие профилактические мероприятия необходимо соблюдать в критические отрицательные фазы биологических ритмов? 4. Как объяснить появление десинхронозов? 5. Составьте индивидуальную модель здорового образа жизни?
Рекомендуемая литература
1. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь / Под ред. А.С. Батуева. - СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 256 с, ил. 2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская Валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с. 3. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. — М.: ФиС, 1988. 4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни \ Предисл. В.Н. Мошков. - М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999.- 560 с: ил 5. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 208 с, ил. 6. Ковалев Н.К. Плавание для студентов специального учебного отделения. — М.: Изд-во МГУ, 1995. 7. Купер К. Новая аэробика. — М.: ФиС, 1976. Физическая культура студентов. — М.: Гардарики, 1999. 8. Лечебная физическая культура: Справочник. — М.: Медицина, 1988. 9. Московченко О.Н. Практикум по основам валеологии: Учебное пособие. Красноярск: КГТУ, 1999. 228 с. 10. Подоляк Н.М. Физическая культура для студентов коммерческих вузов: учеб. пособие / Н.М. Подоляк, Н.В. Мезенцева, А.С. Третьяков.- Красноярск: СИБУП, 2008. 11. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 128 сил. 12. Спортивна медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304 с, ил. 13. Сулейманов И.И., Михалев В.И., Шнайдер В.Х., Сёмина А.Б., Пуусепп И.П. Общее физкультурное образование: Учебник. Т1. – Омск: СибГАФК, 1998. 14. Телль Л.З. Валеология: Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3 т. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Астрель», 2001. 15. Физиология человека / 4-е изд. Под общей редакцией профессора, д.м.н. Н.В. Зимкина - М.: изд-во «Физкультура и спорт». 1970. -534 с: ил. 16. Физиология человека: Учеб. пособие по факультатив, курсу для учащихся IX - X Кл. / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов, В.С.Миронов, И.Н. Шепило. - 3-е изд.- М.: Просвещение, 1982.-160 с, ил. 17. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 1999. 18. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. -М.: Просвещение, 1990. - 319 с: ил. Оглавление
Date: 2015-04-23; view: 734; Нарушение авторских прав |