Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цель, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
Цель анализа – нахождение путей оптимизации объема, ассортимента и качества выпускаемой продукции (работ, услуг) с учетом требований рынка и возможностей малого предприятия. В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи: § Оценка динамики основных показателей объема производства и продажи продукции (работ, услуг) в целом и по отдельным видам и группам товаров. § Оценка структуры продукции по различным критериям. § Оценка спроса на продукцию (услуги, работы) малого предприятия. § Оценка производственных возможностей малого предприятия по обеспечению спроса покупателей на продукцию предприятия. § Оценка качественных характеристик продукции (работ, услуг) и выявление причин отклонения от образца, выбранного за основу. § Выявление потерь малого предприятия от снижения качества продукции (работ, услуг), брака, нарушения ритмичности работы малого предприятия. В дальнейшем мы будем использовать только термин "продукция", имея в виду все формы выражения производственных результатов деятельности малого предприятия. Производство продукции измеряется в натуральных, условно– натуральных показателях, в единицах трудоемкости и по стоимости. Анализ будет проводиться, прежде всего, с использованием стоимостных измерителей. Способами выражения результатов производственной деятельности малого предприятия по стоимости являются валовая, товарная, проданная (реализованная), чистая и условно-чистая продукция. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска – товарной продукцией, объем реализации – проданной продукцией. Стоимость продукции может быть выражена в фактически действующих ценах, в плановых ценах и в ценах базового периода (сопоставимых) ценах. Объекты анализа: · Объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту; · Качество продукции; · Структура производства и реализации продукции; · Ритмичность производства и реализации продукции. Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: - бизнес–план малого предприятия, - оперативные планы–графики, - отчетность ф.№ 1–п (годовая) "Отчет по продукции", - ф. № 2 "Отчет о прибылях и убытках (отчет о финансовых результатах)", - ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др. 7.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно– натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих малого предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных малого предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно– натуральные измерители. Анализ динамики и структуры продукции можно проводить с использованием любого выражения результатов производственной деятельности малого предприятия в отдельности и путем их сопоставления. Анализ динамики может осуществляться не только по годам, но и путем сравнения фактических объемов с плановыми, а также данных за прошлый год, по плану и фактически. В последнем случае мы получаем данные о темпах изменения фактического объема производства по сравнению и с прошлым годом, и с планом. Анализ структуры продукции может осуществляться также на основе классификации спроса на нее со стороны различных групп покупателей; на основе показателей рентабельности отдельных групп и видов продукции; на основе трудоемкости, материалоемкости; на основе показателей обеспеченности производственными мощностями и др. Оценка спроса на продукцию осуществляется маркетинговой службой малого предприятия. Результаты анализа спроса (методику этого анализа студенты изучают в курсе маркетинга) используются в оценке факторов внешней среды, влияющих на объем производства продукции. Маркетинговая служба малого предприятия анализирует также рынки сбыта, цены и конкурентоспособность продукции. Поскольку малое предприятие может производить не любую продукцию и не любой её объем, необходим анализ его производственных мощностей и возможностей их увеличения. Оцениваются не только общая производственная мощность малого предприятия, но и возможности малого предприятия в производстве отдельных групп и видов продукции по профилю малого предприятия, а также возможности расширения номенклатуры продукции с целью диверсификации производства. Анализ продукции с точки зрения этапа её жизненного цикла позволяет решить вопрос о необходимости замены продукции, т.е. её обновлении. Анализ обновления продукции проводится по стадиям обновления и степени новизны. Различают три степени новизны продукции: § принципиально новая, не имеющая аналогов в мировой практике продукция; § продукция, впервые осваиваемая в нашей стране, но имеющая зарубежные аналоги; § продукция, впервые осваиваемая данным предприятием, имеющая отечественные аналоги. На основе данных о степени новизны продукции рассматриваются показатели обновления: доля продукции каждой степени новизны в общем объеме новой продукции малого предприятия. В процессе своего освоения продукция проходит три стадии обновления: стадия опытного образца, стадия создания установочной партии, стадия первой промышленной партии. Можно определить структуру новой продукции по стадиям обновления. В этом случае в расчете используются натуральные измерители. Продукция может подвергаться модернизации, т.е. улучшению технико-экономических показателей, изменению материальной основы и дизайна. Показатель общего уровня обновления продукции рассчитывается по формуле: Кобн. = (ВПнов. + ВПмод.)/ ВПобщ. (7.1) где ВПнов. – объем производства новой продукции, руб. ВПмод. – объем производства модернизированной продукции, руб. ВПобщ. – общий объем производства продукции на предприятии, руб. Разница (Побщ. – Пнов. – Пмод.) характеризует объем производства сравнимой продукции. Используя эти данные можно рассчитать удельный вес новой, модернизированной и сравнимой продукции в общем объеме производства. Оценка целесообразности роста удельного веса новой и модернизированной продукции осуществляется с учетом анализа спроса и стадий жизненного цикла сравнимой продукции. Анализ структуры продукции можно проводить с учетом срока её производства малое предприятием (до 1 года, до 3 лет, до 5 лет и т.д.) Дополнительно можно рассчитать средний возраст выпускаемой продукции и определить удельный вес продукции, имеющей возраст больше или меньше среднего. Средний возраст продукции определяется по формуле: Тср = Qt * Tt/ t (7.2) где Тср – средний возраст продукции, лет, Qt – объем производства продукции в t-м году с начала выпуска, Tt – число лет в t-ом году, прошедших с начала освоения выпускаемой продукции, t – число лет, за которое определяет средний возраст продукции. Можно сопоставить удельные веса вновь освоенной и снятой с производства продукции, оценив интенсивность процесса сменяемости продукции. Анализ структуры продукции можно провести путем выявления удельного веса продукции, обеспеченной и необеспеченной договорами поставки. Дополнением к нему может быть анализ выполнения обязательств, т.к. от этого зависит репутация малого предприятия у покупателей в будущем. Все вышеперечисленные направления анализа дополняются оценкой влияния факторов на динамику и структуру продукции. Можно также оценить влияние изменения структуры продукции и её сортности на изменение выпуска продукции и прибыли. Date: 2015-05-23; view: 1698; Нарушение авторских прав |