Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ оптового товарооборота
Задачи анализа оптового товарооборота: – контроль над выполнением плана товарооборота по общему объему и по товарным группам; – изучение динамики товарооборота; – оценка ассортиментной структуры; – оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота; – выявление и изучение причин невыполнения плана товаро-оборота; – выявление внутренних резервов и разработка мер по их использованию. Для анализа оптового товарооборота используют данные о социально-экономических показателях региона деятельности предприятий, плановые показатели и результаты бухгалтерской, статической, оперативной отчетности, первичные документы, товарно-денежные отчеты и учетные регистры, отражающие движение товаров, а также инвентаризационные описи и т. д. При анализе оптового товарооборота применяют следующие методы: сравнение, индексный метод, относительные и средние величины, способ цепных подстановок, балансовую увязку и другие методы. К показателям, характеризующим товарооборот оптового предприятия, относятся: – объем товарооборота в текущих и сопоставимых ценах; – структура товарооборота по товарным группам; – дневной оборот по реализации; – объем товарооборота в расчете на одного работника и на 1 м2; – скорость товарооборота. При анализе динамики товарооборота используют систему индексов: индекс физического объема товарооборота (Iф), цен (Iц) и товарооборота в фактических ценах (It). Индекс физического объема характеризует динамику товарооборота, а также влияние изменений количества и структуры реализованных товаров. Индекс цен показывает изменение общей стоимости определенного количества товаров в течение анализируемого периода. Индекс товарооборота в фактических ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за рассматриваемый период. Отношение индексов выражено формулой: It = Iц х Iф. (4) Используя взаимосвязь индексов, можно рассчитать влияние на изменение товарооборота таких факторов, как количество проданных товаров и динамика цен. Анализ объема и структуры оптового товарооборота проводится в следующем порядке: 1 Определение общего объема товарооборота за отчетный период и оценки выполнения плана продаж. Результаты анализа используют, чтобы оценить качество планирования, учесть изменения во внешней среде предприятия и чувствительность к изменению объемов реализации. 2 Изучение динамики общего товарооборота. Необходимо построить динамический ряд товарооборота в сопоставимых ценах. Торговые площади и длительность работы сопоставляют методом прямого счета, цены реализации сравнивают с помощью индекса цен: Т об. соп. = Тф / Iц, (5) где: Т об. соп. – товарооборот в сопоставимых ценах; Тф – товарооборот в фактических (действующих) ценах; Iц – средний индекс изменения цен. На данном этапе анализа рассчитывают абсолютные изменения в объеме реализации товаров, темпы роста и прироста, средние темпы изменения товарооборота. 3 Анализ структуры товарооборота за отчетный период и в динамике, выявление тенденций объемов продаж по отдельным группам товаров. Здесь также вычисляют темпы роста и прироста, абсолютные отклонения продаж по отдельным товарам и группам; рассчитываются удельные веса реализации товаров и групп в общем обороте. Изучение структуры ассортимента позволяет ранжировать товарные группы по степени их вклада в общий товарооборот. 4 Анализ состава товарооборота в зависимости от форм и сроков расчета, характера товаров, организационных форм и методов торговли. Исследование проводится за отчетный период и в динамике: рассчитывают и сравнивают объемы продаж по отдельным видам товарооборота, темпам их изменения, исследуют изменения удельных весов в общем товарообороте. 5 Анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров. Для характеристики ритмичности рассчитывается среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота и коэффициент вариации. Среднеквадратическое отклонение показывает диапазон колебания продаж товаров, то есть минимальный и максимальный товарооборот в среднем за анализируемый период. Коэффициент вариации характеризует равномерность реализации товаров в течение исследуемого периода. 6 Определение запаса финансовой прочности предприятия. В ходе анализа определяется возможное падение товарооборота в абсолютном и относительном выражении. Допустимая граница снижения товарооборота показывает порог безопасности предприятия (ПБт.о) и запас финансовой прочности (ЗФПто), которые рассчитываются так: ПБт.о = Тф – Тб.уб., (6) ЗФПто = Тф / Тб.уб., (7) где: Тф – фактический объем товарооборота; Тб.уб – объем товарооборота, обеспечивающий безубыточную работу. Чем выше порог безопасности и запас финансовой прочности, тем более эффективно управление товарооборотом, его структурой и скоростью Планирование товарооборота В планировании товарооборота используют два метода: индуктивный и дедуктивный. Первый из них предполагает прогноз товарооборота как суммы продаж по отдельным товарным группам. В основе расчетов лежат материалы маркетинговых исследований, анализ товарооборота за предыдущие периоды, данные о перспективах развития других секторов экономики, изменениях в численности населения, покупательском спросе, перспективы развития торговой сети. При составлении прогноза товарооборота учитывают следующие факторы: 1) Сложившийся уровень потребления и уровень продаж по отдельным товарным группам, влияние на них покупательных фондов. Покупательные фонды населения представляют собой сумму денежных средств, направляемых населением на покупку товаров, и тесно связаны с емкостью рынка потребительских товаров. Данный показатель отражает возможный объем реализации через торговую сеть конкретного региона. Емкость рынка, как важный показатель в маркетинговых исследованиях, определяют отдельные хозяйствующие субъекты, и в планировании товарооборота его можно с некоторой долей погрешности принимать за покупательные фонды населения. Из величины рассчитанной емкости рынка следует вычесть инорегиональный спрос, а также покупку товаров предприятиями и организациями. По тем товарам, на которые спрос потребителей удовлетворяется полностью, фактическая продажа характеризует платежеспособность. 2 Соотношение товарного и нетоварного потребления. По ряду товаров потребление осуществляется за счет нерыночных источников: например, из личного подсобного хозяйства. При планировании продаж по таким товарам следует учитывать сложившиеся тенденции развития подсобных хозяйств, а также намечаемые правительством мероприятия по развитию данного сектора экономики. 3 Нормы потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Следует сравнить фактическое потребление товаров в проблемы, связанные с устареванием норм потребления по отдельным товарам, разработанных еще в дореформенный период. 4 Изменения условий ипотечного кредитования. Снижение процентных ставок, упрощение выдачи ссуд на жилье непосредственно отражаются на спросе на строительные и отделочные материалы, мебель, бытовую технику и т. д. 5 Динамика производства отдельных товаров, изменение объема и структуры ресурсов на их производство. Особенности ресурсной базы потребления по отдельным товарам определяют и методику прогнозирования продаж по ним. Здесь можно выделить следующие группы товаров: – продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за счет личного подсобного хозяйства и сельскохозяйственного рынка (картофель, овощи, молоко, творог, мясо и т. д.); – продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется за счет покупок на предприятиях торговли (кондитерские изделия, чай, кофе, колбасные изделия и т. д.); – непродовольственные товары (одежда, обувь и т. д.); – товары длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. д.). По каждой товарной группе составляют дифференцированные расчеты плана продаж с учетом решающих факторов. При наличии информации об эластичности спроса по отдельным товарам в прогнозировании объемов продаж используют математические модели. Их основу составляют функциональные зависимости спроса от цены и неценовых факторов. План товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что имеет оперативное значение. Прогноз продаж по периодам обеспечивает ритмичность в деятельности торгового предприятия и в удовлетворении покупательского спроса, способствует нормализации денежного обращения. Для такого прогноза учитывают, в свою очередь, следующие факторы: – Особенности спроса в разные периоды: весенне-летний и осенне-зимний, предновогодние и предпасхальные дни, в период подготовки к новому учебному году и т. д. – Изменения в денежных доходах населения в планируемом периоде. – Равномерность завоза товаров по периодам. Дедуктивный подход при планировании товарооборота заключается в том, что сначала определяют общую величину продаж на прогнозируемый период в стоимостном выражении. Затем рассчитывается точка безубыточности, которую сопоставляют с прогнозной величиной товарооборота. Если план продаж больше безубыточного объема реализации, то при прочих равных условиях его следует принять за основу. В оптовой торговле общий объем товарооборота рассчитывается на основе заключенных с покупателями договоров на прогнозируемый период. В розничной торговле в качестве общей величины продаж может служить товарооборот за предыдущий период, скорректированный на величину возможных конъюнктурных изменений. Следует отметить, что существуют некоторые различия между стоимостным и количественным подходами к определению безубыточного объема продаж. Во-первых, при стоимостном подходе объем реализации определяется не количеством реализованных единиц товара, а выручкой. Во-вторых, переменные издержки на единицу товара выражаются как часть цены. Параметр Дпер.изд. как отношение переменных издержек к выручке можно рассчитать делением совокупных переменных издержек обращения на выручку или делением средних переменных издержек на цену. Чтобы определить, какой товарооборот должен быть у торговой фирмы для безубыточной работы в прогнозируемом периоде, воспользуемся формулой: Т = (Ипост. + 0 ) / (1– Дпер.изд), (8) где: Т – товарооборот в стоимостном выражении; Ипост. – издержки обращения постоянные; за «0» принимается прибыль. Чтобы определить объем товарооборота в прогнозируемом периоде при запланированной величине прибыли, используют формулу: Т = (Пр + Ипост.) / (1– Дпер.изд), (9) где Пр – прибыль. Соответствующие значения прибыли, постоянных и переменных издержек можно получить из прогнозного отчета о прибылях и убытках. В оптовой торговле после определения прогнозируемых валовых объемов продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот). Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов: конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя, уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки и т. д. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия служит величина прибыльности проводимых оптовых операций в целом. На следующем этапе планируют структуру оптовых продаж. Следует отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие.
Оценка качества плана товарооборота
Оценка плана товарооборота начинается с проверки цели планирования. Основной целью может быть максимизация продаж. При оптимизации плана продаж возможны и другие задачи: максимизация загрузки торговой площади или лучшее использование мощностей предприятия. Кроме того, в плане должны быть определены сопутствующие экономические показатели: потребность в ресурсах, размер необходимых инвестиций и другие. В плане предусматриваются ограничения, их как минимум четыре группы: спрос на товары народного потребления по ассортименту, варианты реализации товаров, размер ограничений на ресурсы, специальные ограничения на возможные сочетания вариантов реализации. Чтобы определить качество планирования, необходимы критерии оптимальности. Таковыми выступают прибыль от продаж, маржинальный доход, доля на рынке, деловая репутация и другие. Оценка качества планирования основана на анализе плана. Во-первых, в ходе анализа выявляют факторы, определившие выбор того или иного варианта плана. К подобным факторам относятся ограничения по спросу на товары в целом и по товарным группам, ограниченность ресурсов. Во-вторых, анализ выбранного плана связан также с изменением критерия оптимальности плана. Например, в качестве критерия оптимальности плана продаж берут не максимум маржинального дохода, а максимум продаж. В-третьих, в ходе анализа следует изучить влияние изменений норм потребления, нормативов товарных запасов и т. д. Если такое влияние существенно, то его целесообразно количественно проанализировать. С технической точки зрения выполнение анализа плана заключается в множестве расчетов для различных значений и сочетаний исходных данных. В результате накапливается статистика, позволяющая судить об устойчивости полученного оптимального плана. Для анализа влияния внешней среды на результаты прогнозирования разрабатывают возможные сценарии: наиболее вероятный, оптимистический и пессимистический. По каждому сценарию задают свои параметры внешней среды (спроса, цены, предложения товаров) и рассчитывают план продаж. Полученные в результате анализа решения можно разбить на три группы. Первая группа решений включает в себя устойчивую часть плана. Вторая группа объединяет совокупность вариантов, которые никогда или почти никогда не будут включены в план. Третья группа представляет собой неустойчивую часть плана. При каких-то изменениях условий и факторов варианты данной группы попадают в оптимальный план, а при каких-то – нет. Именно последняя группа решений требует особого изучения, поскольку они позволяют при определенных обстоятельствах улучшить план. На окончательные решения по плану товарооборота оказывают влияние и другие факторы: необходимость поддерживать в торговом предприятии ассортиментный перечень (для предприятий розничной торговли), загружать складские площади (что особенно важно для оптовой торговли), максимально загружать персонал в части реализации и подготовки товаров к продаже, поддерживать долговременные связи с поставщиками (производителями).
|