Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ динамики и структуры товарооборота





 

Анализ динамики товарооборота, как правило, осуществляется методом сравнения его объемов, соответствующих нескольким отчетным периодам. Такие сравнение целесообразно организовать на основе индексного метода определения влияния факторов на результативный показатель. При этом труднопреодолимым препятствием могут оказаться постоянно меняющиеся цены на товары (работы, услуги).

Определенный интерес для исследователей может представлять анализ динамики розничного товарооборота в натуральных показателях, например, в соответствии с показателями «продовольственной корзины» (набору ограниченного числа жизненно необходимых пищевых продуктов) или по наиболее значимым товарам культурно-бытового назначения (стиральным машинам, холодильникам, телевизорам, газовым плитам, мебели, предметам рационального личного гардероба и т.п.).

Анализ структуры товарооборота отличается особой актуальностью для торговых фирм, реализующих относительно широкий ассортимент товаров.

Под ассортиментом товаров понимается их группировка по тесноте связи между ними или по характеру функционирования, а также в силу того, что эти товары продаются одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или же в рамках одного и того же диапазона цен.

В некоторых случаях для анализа используется понятие группового ассортимента товаров, т.е. такого перечня укрупненных товарных групп, на которые разбивается вся номенклатура товаров, обычно реализуемых в розничной торговой сети.

Под товарной структурой товарооборота понимается соотношение между отдельными товарами и товарными группами в общем объеме товарооборота хозяйствующего субъекта. Товарная структура товарооборота отражает место каждого вида или сорта товара (товарной группы) в общем объеме продаж с помощью относительного показателя, характеризующего весовую долю данного вида или сорта товара (товарной группы):

; (32)

, (33)

где - доля товара или товарной группы –го вида

или сорта в общем объеме товарооборота;



- цена товара или средняя цена товарной группы

–го вида или сорта, руб./ед.;

- общий объем продаж товаров или товарных групп

–го вида или сорта, ед.;

- номенклатура товаров данного ассортимента.

Оптимизация структуры товарооборота может быть осуществлена с помощью методов линейного или динамического программирования.

Расчет показателей скорости товарооборота и времени обращения товаров производится по формулам (8) – (11).

Как отмечалось выше, инвестированный в торговлю капитал отличается сравнительно высокой оборачиваемостью товарных запасов, поэтому уровень скорости товарооборота относится к важнейшим характеристикам деятельности коммерческих фирм и должен находиться под постоянным управленческим контролем.

Как видно из формулы (8), на скорость товарооборота оказывают влияние факторы объема товарооборота и средней величины товарных запасов. Отсюда вытекает важность правильного исчисления суммы среднего товарного запаса.

Уровень товарных запасов в абсолютном выражении характеризуется показателем товарных остатков фирмы на определенный момент времени (в отчетности – на конец месяца, квартала, года). При этом для оценки уровня товарных запасов нельзя использовать данные об остатках товаров на какую-то одну определенную дату, так как в процессе коммерческой деятельности происходит движение огромных товарных потоков с варьируемой интенсивностью, и на какой-либо определенный момент времени уровень текущих запасов также может варьировать в относительно широких пределах. Для объективной оценки товарных запасов требуется исчислять некоторые средние показатели.

Исчисление среднего товарного запаса за отчетный период времени обычно производится одним из двух способов:

· по формуле среднего арифметического по остаткам товаров на начало и на конец рассматриваемого периода;

· по формуле средней хронологической одномоментного ряда.

Формула среднего арифметического для расчета среднего товарного запаса имеет следующий вид:

, (34)

где - остаток товаров на начало периода, руб.;

- остаток товаров на конец периода, руб.

Формула средней хронологической одномоментного ряда для расчета среднего товарного запаса имеет такой вид:

, (35)

где - остатки товаров на конец

соответствующего месяца или квартала

отчетного года, руб.;

- количество рассматриваемых месяцев

в квартале или в отчетном году.

При расчете среднего товарного запаса в пределах календарного года формула (35) будет иметь такой вид:

. (36)

При этом количество рассматриваемых месяцев составляет = 13, так как кроме остатков товаров на конец каждого месяца отчетного года, еще учитываются остатки товаров на начало первого месяца отчетного года.

Соответственно при расчете среднего товарного запаса в пределах какого-либо квартала формула (35) будет иметь вид

. (37)

В целях оперативного управления товарными запасами величина товарных запасов рассчитывается не только в денежных или весовых единицах, но и в сутках. Так, объем запаса какого-либо товара, указанный в сутках, показывает продолжительность времени работы фирмы, в течение которого эта фирма сможет обеспечить бесперебойный торговый процесс без дополнительных поставок этого товара.



В анализе скорости товарооборота, кроме объемов товарных запасов, необходимо учитывать влияние свойств товаров, сложность товарного ассортимента, комплектность и ряд других факторов. Особенности некоторых товаров существенно влияют как на режим торговли, так и на скорость оборота. Так, например, в анализе товарооборота хлебобулочных изделий следует учитывать разумные сроки их реализации (как правило, они должны быть реализованы в день их завоза). При этом задержка реализации такого товара неизбежно приведет к понижению его качества.

Структура товарного ассортимента также заметно влияет на скорость товарооборота. Чем сложнее ассортимент товарной группы, тем относительно медленнее процесс обращения. Товарные группы сложного ассортимента представляют собой специфические комплексы различных товаров, в которые наряду с товарами постоянного спроса часто включаются и товары редкого спроса.

Замедление скорости оборота товаров сложноассортиментных групп может быть вызвано необходимостью обеспечения так называемого представительского набора для более полного удовлетворения потребностей покупателей. Так, типичной группой товаров сложного ассортимента считаются галантерейные товары, а также ювелирные изделия, мебель, книги, некоторые виды культтоваров. Некомплектность товаров сложного ассортимента также существенно влияет на скорость их оборота.

При изучении скорости товарооборота отдельных товарных групп следует учитывать перечисленные особенности, чтобы обеспечить объективный анализ причин отклонений от установленных нормативных или плановых показателей деятельности.

Объектами оперативного анализа товарооборота в условиях оптовых и розничных предприятий являются объем и структура товарооборота, поступление товаров на склад организации и покупательский спрос.

Объем розничного товарооборота определяется за рабочий день (или за смену) и выражается, главным образом, в денежной выручке, размер которой определяется показателями кассовых счетчиков или на основе отчетов материально-ответственных лиц.

Суммы денежной выручки заносятся в регистры, позволяющие отслеживать ежедневную реализацию товаров и ритм торгового процесса. При этом анализ товарооборота проводится методом сравнения фактических и плановых величин. Плановые объемы розничного товарооборота, как правило, определяются из опыта работы фирмы (магазина). Причем такое сравнение целесообразно проводить не только ежедневно, но и еженедельно, по пятидневкам и декадам отчетного месяца.

Границы оперативного анализа объемов товарооборота можно значительно расширить, если использовать планово-рас­четные данные. Плановый однодневный товарооборот рассчитывается, как правило, делением месячного или квартального планового товарооборота на число рабочих дней в периоде:

; (38)

, (39)

где - однодневный товарооборот, руб./день;

и - соответственно квартальный и месячный

объемы планового товарооборота, руб.;

и - число рабочих дней соответственно в квартале

и месяце, дней.

Оперативное ежедневное сравнение фактического товарооборота с плановым оборотом проводится с целью выявления отклонений от плана. Для этого исчисляется процент выполнения плана и отклонения от него нарастающим итогом в пределах пятидневок, недели, декады, месяца и т.д. Также при этом рассчитывается удельный вес товарооборота за день (пятидневку, декаду) в месячном товарообороте. Расчет удельного веса товарооборота позволяет расширить информационные и аналитические возможности хозяйствующих субъектов для принятия оперативных управленческих решений.

Представляется весьма важным моментом организация оперативного анализа и контроля структуры товарооборота (по возможности, в наиболее подробном ассортименте). Однако для оперативного контроля над продажей товаров по ассортименту требуются соответствующие носители информации.

На практике в этих целях могут использоваться агрегированные многосчетчиковые кассовые машины со специальными приставками. На таких машинах, одновременно с выдачей чеков, с помощью приставок ведется синхронная кодовая запись данных на магнитную ленту, перфоленту или непосредственно на контрольно-кассовую ленту. Емкость указанных носителей информации обеспечивает хозяйствующему субъекту достаточно широкую и полную материально-вещественную характеристику реализованных товаров.

Снятие таких данных и их обработка в нужных аналитических аспектах проводятся на ЭВМ. Таким образом, для целей оперативного управления можно получить не просто необходимую информацию, но и альтернативы решений некоторых коммерческих задач, модели которых будут заложены в программу ЭВМ.

Такие математические модели могут предусматривать взаимоувязанные показатели реализации и поступления товаров, товарных запасов, как в целом, так и в расширенном ассортименте, так и за определенный день или иной период времени. Таким образом, возможна ежедневное составление товарного баланса и автоматическая нормализация его элементов, оперативный анализ зависимости объемов товарооборота от трудовых факторов, оперативное устранение отрицательных явлений и тенденций.

Такая постановка задачи отвечает принципам проектирования автоматизированных систем управления коммерческими процессами при наличии обоснованных нормативов по всем показателям и факторам деятельности. Система нормативов позволяет применять широко известный метод управления по отклонениям, в рамках которого основное внимание управленческого звена направлено на отклонениях от норм, нарушениях планов.

Оперативный анализ коммерческой деятельности предполагает проведение оценки и анализа степени ритмичности реализации товаров за определенный период времени. Требование соблюдения ритмичности товарооборота обусловлено непрерывностью процессов производства и потребления, что особенно четко проявляется в торговле продовольственными товарами.

Оценка и анализ ритмичности товарооборота фирмы проводится на основе плановых и фактических данных ежедневного товарооборота. Нормально функционирующие предприятия, как правило, имеют относительно постоянную величину товарооборота по дням недели. Существенное снижение товарооборота в отдельные дни позволяет сделать вывод о неудовлетворенном спросе, что может быть обусловлено перебоями в поставках товаров, неполадками организационного характера и т.п.

Важным показателем ритмичности товарооборота фирмы является коэффициент ритмичности :

, (40)

где - плановый товарооборот за -й день, руб.;

- фактический товарооборот (не превышающий

планового показателя) на -й день, руб.;

- количество дней в анализируемом периоде.

В качестве примера оценки ритмичности товарооборота рассмотрим ежедневные показатели деятельности некоторого хозяйствующего субъекта за 10 дней (табл. 3).

Расчет коэффициента ритмичности товарооборота для данной фирмы рассчитывается по формуле (40):

= 28500 + 28500 + 28500 + 29000 + 29000 +

+ 29000 + 29500 + 29500 + 31000 + 31000 =

= 293500 руб.;

= 21250 + 23470 + 22720 + 24930 + 25170 +

+ 29000 + 29500 + 29500 + 30210 + 30140 =

= 265890 руб.;

.

Таблица 3

Показатели товарооборота торговой фирмы

  Номер дня Оборот плановый , руб. Оборот фактический , руб.   Выполнение, %
74,56
82,35
79,72
85,97
86,79
102,62
110,17
117,83
97,45
97,23

 

Вообще, коэффициент ритмичности товарооборота фирмы колеблется в пределах от 0 до 1. При этом, чем ближе значение этого коэффициента к 0, тем менее ритмично осуществляется реализация товаров. А чем ближе значение коэффициента ритмичности к 1, тем более ритмичен товарооборот фирмы.

Анализ ритмичности реализации товаров удобно проводить с использованием графиков изменения среднедневного товарооборота по дням. В таких графиках также выводятся кривые по интервальному ряду и кривые по ряду нарастающих итогов.

Наряду с анализом ритмичности товарооборота коммерческих фирм на практике широко распространены исследования, связанные с анализом сезонной колеблемости месячного товарооборота. При этом следует иметь в виду, что анализ ритмичности торговли продовольственными товарами, как правило, предполагает исчисление коэффициента ритмичности, а анализ торговли непродовольственными товарами, как правило, предполагает определение сезонной волны.

Анализ сезонности опирается на измерение явлений сезонности эмпирическими данными и ведется двумя методами:

  1. Предварительное определение общей тенденции развития рынка товаров.
  2. Выявление сезонных колебаний.

Общая тенденция развития рынка товаров выявляется одним из двух способов:

· методом аналитического выравнивания по уравнениям прямой или параболы второго порядка;

· способом скользящей средней.

После определения общей тенденции развития рынка отчетливо проступают сезонные колебания, которые могут происходить под действием как постоянных, так и случайных факторов. В процессе анализа сезонных колебаний общая тенденция рынка должна быть исключена простым вычитанием из эмпирических данных или установлением соотношения эмпирических данных к их выравненным значениям.

Если аналитическое выравнивание производится по уравнению прямой, то выравненные значения динамического ряда ( ) вычисляются по следующим формулам:

; (41)

;

; (42)

, (43)

где - эмпирическое значение розничного товарооборота

в -м месяце или квартале;

- количество месяцев или кварталов в анализируемом

периоде.

Далее на основе исчисленных выравненных значений определяются коэффициенты сезонной волны , которые представляют собой соотношение эмпирических данных и их выравненных значений:

, (44)

где - коэффициент сезонной волны в -м месяце

или квартале, %.

Алгоритм анализа сезонной волны предполагает использование следующей последовательности действий:

  1. Характеристика входной информации.
  2. Решение задачи «Анализ сезонной волны», включающей 11 основных этапов.

3. Анализ выходной информации.

Характеристика входной информации включает последовательный ряд показателей фактического объема товарооборота по месяцам за несколько лет – , где - это порядковый номер месяца.

Алгоритм решения задачи анализа сезонной волны включает следующие этапы вычислений.

Этап 1. Вычисляются суммы и по формулам

; (45)

. (46)

Этап 2. Вычисляются параметры и для прямой:

; (47)

. (48)

Этап 3. Вычисляются выравненные значения динамического ряда, выравнивание осуществляется по прямой, соответствующей формуле (41).

Этап 4. Вычисляются коэффициенты сезонной волны по формуле (44).

Этап 5. Вычисляется коэффициент вариации , для чего сначала проводятся следующие предварительные вычисления для определения величины :

, (49)

.

Далее определяется сумма этих величин :

. (50)

И, наконец, определяется коэффициент вариации:

. (51)

Этап 6. Рассчитываются коэффициенты средней сезонной волны, для чего выбираются значения одноименных месяцев по годам, формируя, таким образом, массив . Далее определяется сумма элементов этого массива по :

; (52)

;

,

где - количество лет, принятых для анализа.

В свою очередь

. (53)

Этап 7. Проводится проверка : если > 4, то осуществляется переход к следующему этапу 8, если 4, то выполняется переход к этапу 11.

Этап 8. Проводится ранжирование элементов массивов по степени их возрастания для каждого в отдельности. Минимальное и максимальное значения в каждом месяце отбрасываются. Далее из оставшихся в каждом месяце элементов ( , а ) рассчитываются коэффициенты невыправленной средней сезонной волны:

. (54)

Этап 9. Определяется сумма коэффициентов невыправленной средней сезонной волны:

. (55)

Этап 10. Рассчитываются коэффициенты выправленной средней сезонной волны (или индекс сезонности ):

; (56)

.

Этап 11. Выдаются на печать результаты расчетов:

.

Анализ выходной информации сводится к оценке коэффициента вариации , на основе которой делается вывод о степени сезонных колебаний. По данным индексов сезонности строится график сезонной волны.

 

 






Date: 2015-05-23; view: 752; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию