Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ розничного товарооборота





 

Анализ деятельности торговых предприятий начинается с това­рооборота. Изучение реализации – важный элемент в работе пред­приятия. От объема товарооборота, ассортимента проданных това­ров, качества обслуживания в торговле напрямую зависят издержки обращения, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и ры­ночная активность.

Задачи анализа товарооборота:

– оценка выполнения плана и динамики показателей товарообо­рота;

– оценка товарной структуры и внутригруппового ассортимента;

– оценка влияния различных факторов на изменение объема и структуры товарооборота;

– оценка сезонности товарооборота;

– определение внутрихозяйственных резервов для увеличения то­варооборота и разработка мер по их использованию.

Основой для изучения товарооборота служат аналитические по­казатели: относительные величины динамики товарооборота (его роста и прироста), удельные веса отдельных секторов торговли, доля отдельных групп товаров в общей сумме товарооборота, сумма обо­рота на единицу торговой площади и на одного торгового работника; уровень товарных запасов, оборачиваемость средств, вложенных в то­варные запасы и т. д.

Розничный товарооборот характеризуют следующие показатели: оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, по­ступление товаров. Главный и определяющий показатель – реализа­ция товара. От нее зависят суммы поступления товаров, размер не­обходимых товарных запасов.

Все показатели товарооборота находятся в балансовой увязке:

запасы на начало (З1) + поступление (П) =

реализация (Р) + запасы на конец (З2).

Исходя из такого баланса можно рассчитать любой показатель то­варооборота.

В процессе торговли возникает необходимость снизить цены. Это происходит по разным причинам: например, из-за сокращения спроса (изменилась мода, конкуренты продают тот же товар по более низким ценам и т. д.). По некоторым продуктам (сахар, мясо, рыба, картофель, овощи, напитки в стеклянной таре) при перевозке, хра­нении и продаже образуется естественная убыль. В подобных слу­чаях при составлении баланса товарооборота учитывается выбытие товаров (В) – то есть товар не продан, но его ресурсы уменьшились. В результате баланс товарооборота принимает вид:

З1 + П = Р + В + З2 (1)

В российской торговой практике цены на товары нередко повы­шают. Тогда в формулу балансовой увязки включают дополнитель­ный элемент – увеличение стоимости товаров от их переоценки (Ппер.), то есть физический объем товара не прибавился, но его ресурсы воз­росли:

З1 + П + Ппер.= Р + З2 (2)

Если одновременно за отчетный период или в ближайшей пер­спективе происходят сразу и повышение, и снижение цены на товары, то формула балансовой увязки принимает развернутый вид:

З1 + П + Ппер.= Р + В + З2 (3)

Расширяя возможности применения данной формулы в анализе, общий товарооборот можно представить в виде следующих компо­нентов: товарооборот по продовольственным и непродовольствен­ным товарам; товарооборот за наличный и безналичный расчет (по чекам, кредитным картам); оборот по продаже товаров населению и предприятиям (организациям); оборот по полной стоимости расчета за товары и по продаже в кредит.

Анализ розничного товарооборота выполняют в каждом магази­не, торговом объединении и в целом по отрасли. Его цель – выявить резервы развития товарооборота, увеличения доли предприятия на потребительском рынке.

В аналитической работе все показатели товарооборота изучаются комплексно, поскольку тесно связаны между собой. Так, рост запасов может означать снижение суммы реализации товаров. Увеличение по­ступления может повлечь за собой рост продажи или же увеличение запасов товаров, что оценивается по-разному.

В процессе анализа оценивают влияние на товарооборот измене­ний в материально-технической базе и конъюнктуре рынка, скорости обращения и ритмичности закупок (поступления) товаров, численно­сти и составе работников.

Анализ товарооборота выполняют в определенной последова­тельности. Вначале анализируется общий показатель товарооборота, затем – товарооборот в ассортименте. Заключительный этап – взаим­ная увязка результатов изучения всех показателей товарооборота на основе комплексного подхода. Конкретную схему анализа разрабатывают на каждом предприя­тии исходя из поставленной цели и наличия информации.

В магазине для анализа показателей товарооборота используются товарно-денежные отчеты, инвентаризационные ведомости, марке­тинговые обзоры. В торговом объединении анализ товарооборота производят на основе данных отчетности, конъюнктурных информаций, изучения состояния торговли в отдельных магазинах, различных материалов внутреннего нормативного характера.

Для аналитической работы разрабатывают макеты таблиц, которые содержат необходимые фактические данные за ряд периодов, различ­ные расчетные показатели и относительные величины аналитическо­го характера.

Для анализа общего объема товарооборота рассчитывают следу­ющие показатели.

1 Темп роста товарооборота за отчетный период в текущих це­нах и в

сопоставимых ценах. Данный показатель в рыночных условиях, характеризующихся нестабильностью цен, не отражает изменение физической массы реа­лизованных товаров. Для анализа динамики следует рассчитать сумму товарооборота за отчетный период в сопоставимых (неизменных) це­нах, то есть в ценах предшествующего периода: сумму товарооборота за отчетный период корректируют на индекс цен.

Чтобы установить, в какой мере торговое предприятие использо­вало возможности для развития товарооборота, целесообразно срав­нить темпы его изменения за анализируемый период (в фактических ценах) с показателями динамики денежных доходов населения регио­на (по статистическим данным).

2 Опережающий рост денежных доходов населения по сравнению с ростом товарооборота свидетельствует о повышении предпринима­тельской активности конкурентов и усилении их влияния на потреби­тельском рынке.

Долю торгового предприятия в региональном товарообороте рас­считывают как отношение величины товарооборота фирмы к общей сумме товарооборота. Положительная динамика данного показателя говорит об усиле­нии конкурентных позиций анализируемого предприятия. Напротив, уменьшение его величины свидетельствует, что торговое предприятие теряет позиции на рынке. Причинами сокращения доли могут быть: снижение реализации отдельных товаров (в частности, из-за низкого качества), неудовлетворительное обслуживание покупателей, необо­снованный режим работы магазинов и т. д.

3 В ходе анализа торговли как отрасли определяют долю оборо­та предприятий общественного питания в розничном товарообороте региона. Рост реальных доходов населения способствует увеличению доли средств, направляемых на оплату внедомашнего питания. Поэто­му увеличение удельного веса подобных фирм в розничном товароо­бороте региона оценивается положительно.

4 Процент выполнения установленного плана товарооборота. Дан­ный показатель позволяет оценить обоснованность плана, выявить допу­щенные недостатки, а также определить меры по дальнейшему развитию товарооборота.

Чтобы обеспечить сопоставимость фактического товарооборота с планом целесообразно произвести корректировку оборота с учетом пла­нируемого и фактического индекса цен. При наличии соответствующей информации об изменении цен такую корректировку можно выполнять ежемесячно, ежеквартально или в целом за год.

В процессе анализа выявляются конкретные причины невыполне­ния плана товарооборота.

Анализ товарооборота за год следует дополнить изучением процес­са реализации товаров по месяцам и кварталам, что позволяет выявить сезонные особенности в спросе покупателей. Целесообразно установить, насколько анализируемые показатели соответствуют внутригодовым ко­лебаниям покупательной способности (денежных доходов) населения и сезонным особенностям в спросе покупателей.

Анализ общего объема товарооборота дополняется также анали­зом товарооборота в ассортименте. В ходе последнего выявляют:

– за счет каких товарных групп развивается товарооборот;

– какие изменения произошли в структуре товарооборота;

– как влияют различные факторы на изменение продаж отдель­ных групп товаров.

Для такого анализа рассчитывают следующие показатели.

1 Динамика реализации основных групп товаров в фактических и сопоставимых ценах (с использованием индексов розничных цен по товарным группам). По отдельным товарам при наличии соответ­ствующей информации возможен анализ на основе натуральных по­казателей: например, по продовольственным товарам, легковым авто­мобилям и т. д.

2 Средние цены по наиболее важным товарам. Сопоставление розничных цен разных торговых предприятий позволяет выявить конкурентоспособность товаров, внести коррективы в ценовую стра­тегию, направленные на повышение доли фирмы на рынке отдельных товаров.

3 Доля предприятия в обороте по реализации основных групп то­варов по региону в целом.

4 Удельный вес продажи отдельных товаров в общей сумме това­рооборота за ряд лет. Сопоставление таких показателей за несколько лет позволяет выявить тенденции в изменении спроса и учитывать их при формировании закупочной политики.

5 Эластичность оборото в по реализации отдельных товарных групп.

Из экономической теории известно, что коэффициент эластич­ности спроса (товарооборота) имеет разное математическое выраже­ние:

– коэффициент эластичности больше единицы по тем товарным группам, по которым темпы роста продажи выше роста общего объ­ема розничного товарооборота (удельный вес таких групп в товароо­бороте увеличивается);

– коэффициент эластичности меньше единицы по тем группам, по которым темпы роста реализации ниже роста общего объема това­рооборота (удельный вес таких групп в товарообороте уменьшается);

– коэффициент эластичности принимает отрицательное выраже­ние по тем товарам, реализация которых снижается.

Коэффициенты эластичности – величины непостоянные. Они зависят от уровня цен и насыщенности рынка отдельными продук­тами.

В процессе анализа можно рассчитать показатель устойчивости то­варного ассортимента – с учетом мнения покупателей и материалов ин­

имеют данные движения запасов отдельных товаров.

 

Date: 2015-05-23; view: 2661; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию