Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ розничного товарооборота
Анализ деятельности торговых предприятий начинается с товарооборота. Изучение реализации – важный элемент в работе предприятия. От объема товарооборота, ассортимента проданных товаров, качества обслуживания в торговле напрямую зависят издержки обращения, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность. Задачи анализа товарооборота: – оценка выполнения плана и динамики показателей товарооборота; – оценка товарной структуры и внутригруппового ассортимента; – оценка влияния различных факторов на изменение объема и структуры товарооборота; – оценка сезонности товарооборота; – определение внутрихозяйственных резервов для увеличения товарооборота и разработка мер по их использованию. Основой для изучения товарооборота служат аналитические показатели: относительные величины динамики товарооборота (его роста и прироста), удельные веса отдельных секторов торговли, доля отдельных групп товаров в общей сумме товарооборота, сумма оборота на единицу торговой площади и на одного торгового работника; уровень товарных запасов, оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы и т. д. Розничный товарооборот характеризуют следующие показатели: оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, поступление товаров. Главный и определяющий показатель – реализация товара. От нее зависят суммы поступления товаров, размер необходимых товарных запасов. Все показатели товарооборота находятся в балансовой увязке: запасы на начало (З1) + поступление (П) = реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из такого баланса можно рассчитать любой показатель товарооборота. В процессе торговли возникает необходимость снизить цены. Это происходит по разным причинам: например, из-за сокращения спроса (изменилась мода, конкуренты продают тот же товар по более низким ценам и т. д.). По некоторым продуктам (сахар, мясо, рыба, картофель, овощи, напитки в стеклянной таре) при перевозке, хранении и продаже образуется естественная убыль. В подобных случаях при составлении баланса товарооборота учитывается выбытие товаров (В) – то есть товар не продан, но его ресурсы уменьшились. В результате баланс товарооборота принимает вид: З1 + П = Р + В + З2 (1) В российской торговой практике цены на товары нередко повышают. Тогда в формулу балансовой увязки включают дополнительный элемент – увеличение стоимости товаров от их переоценки (Ппер.), то есть физический объем товара не прибавился, но его ресурсы возросли: З1 + П + Ппер.= Р + З2 (2) Если одновременно за отчетный период или в ближайшей перспективе происходят сразу и повышение, и снижение цены на товары, то формула балансовой увязки принимает развернутый вид: З1 + П + Ппер.= Р + В + З2 (3) Расширяя возможности применения данной формулы в анализе, общий товарооборот можно представить в виде следующих компонентов: товарооборот по продовольственным и непродовольственным товарам; товарооборот за наличный и безналичный расчет (по чекам, кредитным картам); оборот по продаже товаров населению и предприятиям (организациям); оборот по полной стоимости расчета за товары и по продаже в кредит. Анализ розничного товарооборота выполняют в каждом магазине, торговом объединении и в целом по отрасли. Его цель – выявить резервы развития товарооборота, увеличения доли предприятия на потребительском рынке. В аналитической работе все показатели товарооборота изучаются комплексно, поскольку тесно связаны между собой. Так, рост запасов может означать снижение суммы реализации товаров. Увеличение поступления может повлечь за собой рост продажи или же увеличение запасов товаров, что оценивается по-разному. В процессе анализа оценивают влияние на товарооборот изменений в материально-технической базе и конъюнктуре рынка, скорости обращения и ритмичности закупок (поступления) товаров, численности и составе работников. Анализ товарооборота выполняют в определенной последовательности. Вначале анализируется общий показатель товарооборота, затем – товарооборот в ассортименте. Заключительный этап – взаимная увязка результатов изучения всех показателей товарооборота на основе комплексного подхода. Конкретную схему анализа разрабатывают на каждом предприятии исходя из поставленной цели и наличия информации. В магазине для анализа показателей товарооборота используются товарно-денежные отчеты, инвентаризационные ведомости, маркетинговые обзоры. В торговом объединении анализ товарооборота производят на основе данных отчетности, конъюнктурных информаций, изучения состояния торговли в отдельных магазинах, различных материалов внутреннего нормативного характера. Для аналитической работы разрабатывают макеты таблиц, которые содержат необходимые фактические данные за ряд периодов, различные расчетные показатели и относительные величины аналитического характера. Для анализа общего объема товарооборота рассчитывают следующие показатели. 1 Темп роста товарооборота за отчетный период в текущих ценах и в сопоставимых ценах. Данный показатель в рыночных условиях, характеризующихся нестабильностью цен, не отражает изменение физической массы реализованных товаров. Для анализа динамики следует рассчитать сумму товарооборота за отчетный период в сопоставимых (неизменных) ценах, то есть в ценах предшествующего периода: сумму товарооборота за отчетный период корректируют на индекс цен. Чтобы установить, в какой мере торговое предприятие использовало возможности для развития товарооборота, целесообразно сравнить темпы его изменения за анализируемый период (в фактических ценах) с показателями динамики денежных доходов населения региона (по статистическим данным). 2 Опережающий рост денежных доходов населения по сравнению с ростом товарооборота свидетельствует о повышении предпринимательской активности конкурентов и усилении их влияния на потребительском рынке. Долю торгового предприятия в региональном товарообороте рассчитывают как отношение величины товарооборота фирмы к общей сумме товарооборота. Положительная динамика данного показателя говорит об усилении конкурентных позиций анализируемого предприятия. Напротив, уменьшение его величины свидетельствует, что торговое предприятие теряет позиции на рынке. Причинами сокращения доли могут быть: снижение реализации отдельных товаров (в частности, из-за низкого качества), неудовлетворительное обслуживание покупателей, необоснованный режим работы магазинов и т. д. 3 В ходе анализа торговли как отрасли определяют долю оборота предприятий общественного питания в розничном товарообороте региона. Рост реальных доходов населения способствует увеличению доли средств, направляемых на оплату внедомашнего питания. Поэтому увеличение удельного веса подобных фирм в розничном товарообороте региона оценивается положительно. 4 Процент выполнения установленного плана товарооборота. Данный показатель позволяет оценить обоснованность плана, выявить допущенные недостатки, а также определить меры по дальнейшему развитию товарооборота. Чтобы обеспечить сопоставимость фактического товарооборота с планом целесообразно произвести корректировку оборота с учетом планируемого и фактического индекса цен. При наличии соответствующей информации об изменении цен такую корректировку можно выполнять ежемесячно, ежеквартально или в целом за год. В процессе анализа выявляются конкретные причины невыполнения плана товарооборота. Анализ товарооборота за год следует дополнить изучением процесса реализации товаров по месяцам и кварталам, что позволяет выявить сезонные особенности в спросе покупателей. Целесообразно установить, насколько анализируемые показатели соответствуют внутригодовым колебаниям покупательной способности (денежных доходов) населения и сезонным особенностям в спросе покупателей. Анализ общего объема товарооборота дополняется также анализом товарооборота в ассортименте. В ходе последнего выявляют: – за счет каких товарных групп развивается товарооборот; – какие изменения произошли в структуре товарооборота; – как влияют различные факторы на изменение продаж отдельных групп товаров. Для такого анализа рассчитывают следующие показатели. 1 Динамика реализации основных групп товаров в фактических и сопоставимых ценах (с использованием индексов розничных цен по товарным группам). По отдельным товарам при наличии соответствующей информации возможен анализ на основе натуральных показателей: например, по продовольственным товарам, легковым автомобилям и т. д. 2 Средние цены по наиболее важным товарам. Сопоставление розничных цен разных торговых предприятий позволяет выявить конкурентоспособность товаров, внести коррективы в ценовую стратегию, направленные на повышение доли фирмы на рынке отдельных товаров. 3 Доля предприятия в обороте по реализации основных групп товаров по региону в целом. 4 Удельный вес продажи отдельных товаров в общей сумме товарооборота за ряд лет. Сопоставление таких показателей за несколько лет позволяет выявить тенденции в изменении спроса и учитывать их при формировании закупочной политики. 5 Эластичность оборото в по реализации отдельных товарных групп. Из экономической теории известно, что коэффициент эластичности спроса (товарооборота) имеет разное математическое выражение: – коэффициент эластичности больше единицы по тем товарным группам, по которым темпы роста продажи выше роста общего объема розничного товарооборота (удельный вес таких групп в товарообороте увеличивается); – коэффициент эластичности меньше единицы по тем группам, по которым темпы роста реализации ниже роста общего объема товарооборота (удельный вес таких групп в товарообороте уменьшается); – коэффициент эластичности принимает отрицательное выражение по тем товарам, реализация которых снижается. Коэффициенты эластичности – величины непостоянные. Они зависят от уровня цен и насыщенности рынка отдельными продуктами. В процессе анализа можно рассчитать показатель устойчивости товарного ассортимента – с учетом мнения покупателей и материалов ин имеют данные движения запасов отдельных товаров.
|