Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993. С. 90. 46 Там же. С. 98
Не останавливаясь здесь на весьма любопытном анализе понятия «социальная группа», который дает Карсавин47, отметим лишь, что социальную группу он понимает как «историческую коллективную индивидуальность», рассматривая связанные с ней явления в качестве наиболее типичных для исторической науки. При этом он подчеркивает, что эти явления нельзя трактовать «как общие всем членам данной группы, класса, народа». И здесь несомненно созвучие идее Лаппо-Данилевского о коллективном индивидууме. К этой же сфере Карсавин относит «конструируемые историками системы мировоззрения, системы этических, эстетических норм и т.п.». Отметим, однако, что он оговаривается (в духе Лаппо-Данилевского), что не признает термин «конструировать» удачным, поскольку историк выстраивает эти системы «вовсе не произвольно», а на основе научного метода48. Подчеркивая, что для историка существенны главным образом «психические факты», Карсавин резко отрицает правомерность такого понятия, как «история материального быта». Отмечая рост интереса к этим сюжетам, он пишет со свойственным ему сарказмом: В Петербурге даже образовали особую "Академию Материальной культуры", трогательно именуемую "Маткульт"»49. И констатируя, при каких условиях правомочно существование «истории костюма», «истории материального быта», отмечает: Материальное само по себе, то есть в оторванности своей не важно. Оно всегда символично и в качестве такового необходимо для историка во всей своей материальности. Оно всегда выражает, индивидуализирует и нравственное состояние общества, и его религиозные или эстетические взгляды, и его социально-экономический строй»50. Для советской исторической науки идеалистическая концепция Лаппо-Данилевского была абсолютно неприемлема. В какой-то мере удавалось сохранять и передавать его идеи в практике преподавания источниковедения, дипломатики, вспомогательных наук истории в Историко-архивном институте. Дело в том, что если идеологизированной советской исторической науке высокий профессионализм был не нужен и даже опасен, то архивное дело как отрасль государственного управления без него не могло обойтись. Поэтому Историко-ар-хивный институт, основанный в 1930 г. и долгое время существовавший в системе НКВД, постепенно превращается в своего рода убежище профессионализма в исторической науке. В 30—40-е годы здесь 47 Карсавин Л. П. Указ. соч. С. 90-95. 48 Там же. С. 99. «Тамже. С. 100. 50Тамже. С. 101. получили редкую возможность преподавать лучшие научные силы: Ю. В. Готье, С. Б. Веселовский, В. И. Пичета, П. П. Смирнов, В. К. Лукомс-кий, И. Ф. Колесников, М. Н. Тихомиров, С. А. Никитин, И. И. Полосин, А. Н. Сперанский, Н. В. Устюгов и другие ученые и среди них ученик и последователь А. С. Лаппо-Данидевского А. И. Андреев. Но и в самом Историко-архивном институте (правда, не без вмешательства вышестоящих партийных инстанций) разыгрались баталии вокруг наследия Лаппо-Данилевского, особенно острые в период идеологических кампаний второй половины 40-х годов. Что же конкретно отличает источниковедческую школу, восходящую к наследию Лаппо-Данилевского, которой удалось сформироваться в условиях, во-первых, сильнейшего давления со стороны идеологизированного преподавания истории и, во-вторых, постоянного вытеснения гуманитарных дисциплин так называемыми «архивными», основное содержание которых составляла технология архивной работы. Остановимся лишь на трех принципиальных моментах: определение понятия «исторический источник» (предмет исследования), структура источниковедческого анализа (метод исследования), роль сознания исследователя в процессе исторического познания (методология). Системообразующее значение для любой научной дисциплины имеет определение ее предмета, понимание природы которого во многом обусловливает и метод исследования. Если в советской исторической науке господствовало (да и во многом продолжает удерживать позиции) определение: исторический источник — это все, откуда можно получить информацию о развитии человеческого общества, — то в рамках данной парадигмы исторический источник рассматривается как произведение, созданное человеком в его деятельности, как продукт культуры (в широком понимании). Различия этих двух подходов к определению предмета источниковедения вполне очевидны. В рамках первого из них не определяется природа исторического источника, его субстанция, а лишь обозначается функция (служить в историческом познании) некого неизвестного предмета или явления. В рамках второго акцент делается на понимание психологической и социальной природы исторического источника, которая и обусловливает его пригодность «для изучения фактов с историческим значением». Обозначенные различия имеют глубокую методологическую основу, поскольку в конечном счете обусловлены разным пониманием объекта исторического познания. Первое определение исходит из посылки инвариантности исторического прошлого, его осуществлен-ности в определенных формах, что заставляет сделать это прошлое объектом исторического познания, а генеральным методом такого познания — все более и более точное моделирование этого единственно возможного прошлого. Если же историческое прошлое понимается как реконструкция историка, в основе которой лежит диалог его сознания (и психики в целом) с сознанием (и психикой) людей, прежде живших, то такой диалог начинается с понимания «Другого» (человека прошлого), объективную (овеществленную) основу для чего и дает «реализованный продукт человеческой психики» — исторический источник, который позволяет в ходе интерпретации перевоспроизвести «одушевленность» (психику, индивидуальность) своего творца. Разное понимание предмета источниковедения ведет к различиям в понимании и его метода. Лаппо-Данилевский, определяя исторический источник как «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением», стремился путем интерпретации исторического источника понять его автора — человека прошлого и дальше на этой основе осуществлять историческое построение, т.е. осмысливать исторический факт в системе не только коэкзистенциального (сосуществующего), но и в первую очередь эволюционного целого, т.е. по сути с позиций современности выявить ценность и действенность факта и приписать ему историческое значение. Причемдля понимания концепции Лаппо-Данилевского важно постоянно помнить, что он разделял источниковедческое исследование и историческое построение только аналитически, прекрасно понимая неразделенность этих составляющих в процессе исследования. В рамках долгое время господствовавшей (по сути позитивистской) парадигмы исторический источник рассматривается лишь как хранилище нужных историку для выстраивания (реконструкции) инвариантного прошлого фактов. Именно из-за этого в господствовавшей как в науке, так и в преподавании парадигме источниковедческий метод часто подменялся техникой добывания «достоверной» информации. При этом метод собственно источниковедческого исследования исчезал. Признание единства метода источниковедческого исследования в источниковедческой школе Историке-архивного института ведет к целостному пониманию источниковедческого анализа, рассматриваемого как система исследовательских процедур, ни один из элементов которой не может быть опущен без ущерба для корректности конечного результата. В этой системе первостепенное внимание уделяется характеристике автора, обстоятельствам создания исторического источника, его значению в контексте породившей его действительности. И только исследование всего комплекса проблем, связанных с происхождением источника и его функционированием в породившую его эпоху, позволяет перейти (еще раз подчеркнем: в аналитическом, а не во временном смысле) к интерпретации содержания и оценке информации. Отличительная черта источниковедческой парадигмы, восходящей к наследию Лаппо-Данилевского, в том, что в ней рассматривается не только соотношение источника и действительности, но и взаимодействие познающего субъекта и источника, при взаимосвязанном анализе этих аспектов. Особое внимание уделяется различению взглядов автора исторического источника, воззрений, сложившихся в ис- ториографии на разных этапах ее развития, и собственной точки зрения исследователя, без чего невозможен самостоятельный исторический синтез, но существует опасность неосознанного восприятия точки зрения, оценок, сложившихся в историографии в иную эпоху, в контексте другого эволюционного целого. Начинающий исследователь постоянно учился анализировать содержание собственного сознания, выявлять происхождение и структуру тех исторических представлений, которые у него складывались при знакомстве с историографией и в процессе собственной исследовательской работы. Как уже было сказано, в основе научно-педагогической школы лежит эпистемологическая концепция Лаппо-Данилевского. Но является ли методологическая школа Историко-архивного института лишь хранительницей традиции или все же, несмотря на идеологическое давление и иные сложности существования в жестких рамках «единственно верного» учения, ученые, принадлежащие к данному направлению, смогли достичь нового уровня исторических исследований? По-видимому, к существенным достижениям последних десятилетий следует отнести последовательную разработку видовой структуры корпуса исторических источников российской истории. Еще в конце 1930-х годов в учебниках, подготовленных на кафедре вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института М. Н. Тихомировым и С. А. Никитиным, начинает реализовываться идея видового структурирования корпуса исторических источников и разработки видовых методик. В 1950—1960-х годах создается серия учебных программ, структурированных по видам исторических источников, и учебных пособий, обозревающих отдельные виды и рассматривающих видовую методику источниковедческого исследования51. Теоретическая разработка феноменологической парадигмы гуманитарного знания, осмысление эпистемологической концепции А. С. Лаппо-Данилевского в соотнесении с современными проблемами гуманитарного познания ведется в последние десятилетия О. М. Медушевской. Проведенные исследования логической структуры феноменологической парадигмы гуманитарного знания, теоретических основ источниковедения, видовой структуры корпуса исторических источников и отдельных видов исторических источников российской истории позволяют, на наш взгляд, сформулировать на основе эпистемологической концепции Лаппо-Данилевского и в рамках источниковедческого подхода критерий сравнительно-исторического исследования. Как было показано, методологическая концепция Лаппо-Данилевского, являясь по своим основаниям идиографической, рассматривает исторический факт не изолированно, а в контексте коэкзис-тенциального и эволюционного целого, что позволяет синтезировать Sl См.: Медушевская О. М. Источниковедение в России XX в.: Научная мысль и социальная реальность//Советская историография. М., 1996. С. 42-77. радиографический и номотетический подходы. Иными словами, историк преимущественно изучает индивидуальное воздействие индивидуума на среду с идиографической точки зрения, но для объяснения этого воздействия должен учесть воздействие среды на индивидуума с номотетической точки зрения, с которой он изучает действие Среды на индивидуумов в ея уравнительном значении, т.е. в той мере, в какой она производит такие изменения в психике индивидуумов (а значит и в их действиях, и в их продуктах), благодаря которым они делаются сходными в некоторых отношениях...». Это уравнительное, типизирующее влияние социальной среды (коллективного индивидуума) на индивидуальность, а значит, и особенности самой этой среды наиболее последовательно проявляются на уровне основной классификационной единицы источниковедения — вида исторических источников. Именно под влиянием унифицирующего воздействия социальной среды индивидуальные результаты реализации человеческой психики (продукты культуры) приобретают общие черты и могут быть названы собирательно: мемуары, периодическая печать и т.д. Итак, вид исторических источников репрезентирует формы человеческой деятельности, совокупность которых и составляет историю общества в определенный период. Именно поэтому эволюция видов исторических источников может выступать как критерий в сравнительно-исторических исследованиях. Подведем итоги: • осознание истории как целостного процесса в сочетании с наблюдениями над другими культурами, известными европейцам со времени Великих географических открытий, привело к построению стадиальных теорий исторического процесса, воплощающихся в виде образов «ступеней исторической лестницы» и «возрастов человечества»; • основная цель сравнительно-исторического исследования в этом случае — изучить иные социокультурные общности, как сосуществующие одновременно с проводящим исследование историком и доступные этнографическому описанию, так и уже исчезнувшие и доступные только историческому изучению, и на этой основе реконструировать начальные периоды собственной истории; ш такой подход разрушает единое историческое пространство, поскольку оставляет другие, неевропейские, народы как бы в ином коэкзистенциальном пространстве (на более низкой ступени исторического развития); • Гегель использует принцип сравнения по отношению к системообразующему фактору — созданию и изменению государства как в коэкзистенциальном, так и в историческом пространстве. Таким об- разом, он фактически выстраивает свою историческую теорию, проводя сравнение как в рамках коэкзистенциального, так и в рамках исторического целого, что будет свойственно наиболее разработанным концепциям только в XX в.; • теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса как классическая стадиальная теория предполагает использование метода аналогий, но в этом сравнение опосредуется знанием законов общественного развития, социальной модели, которая и служит образцом для сравнений; • в конце XIX в. была осмыслена методологическая оппозиция «номотетика — идиография»; номотетические подходы как типизирующие нацелены в первую очередь на выявление общего, а идиогра-фические как индивидуализирующие — на выявление особенного; • в концепции Н. И. Кареева осмысление оппозиции помологических и идиографических подходов привело к разграничению сравнительно-социологического и сравнительно-исторического исследования; • социальные изменения начала XX в. ведут к принципиальным изменениям целей исторического познания; в силу интеграционных процессов в развитии общества в новейшее время и историческая наука начинает преодолевать национальные границы; ее объектом становится «всеединое человечество»; системное постижение целого невозможно без компаративного анализа его составляющих, что обусловливает значение сравнительно-исторического метода в построении исторического метанарратива; • теоретике-познавательная концепция А. С. Лаппо- Данилевского, интегрирующая идиографический и номотетический подходы в историческом познании, позволяет предложить метод сравнительно-исторического исследования, основанный на сопоставлении корпуса исторических источников, порожденных разными культурами. Литература Настоятельно рекомендуемая Кареев Н. И. Историка (Теория исторического знания). Пг., 1916. 231 с. Февр Л. От Шпенглера к Тойнби//Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С. 72-96. Date: 2015-04-23; view: 569; Нарушение авторских прав |