Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Там же. С. 296
Понятие «эволюционное целое» необходимо предполагает изменение как результат взаимодействия между средой и индивидуумом. Исследователь «...изучает влияние среды на индивидуума или индивидуальности на среду, главным образом, в той мере, в какой подобного рода взаимодействие вызвало соответствующие перемены в душевной жизни данной личности, или целого общества, или даже всего человечества, а значит и соответствующие перемены в продуктах их культуры». Исходя из принципа идиографии, Лаппо-Данилевский понимает под историческим фактом «результат воздействия индивидуальности на среду», но признает и «...необходимость номотетического изучения влияния среды на индивидуумов в ея уравнительном значении, то есть в той мере, в какой она производит такия изменения в психике индивидуумов (а значит и в их действиях, и в их продуктах), благодаря которым они делаются сходными в некоторых отношениях...»26. Итак, историк выстраивает «индивидуальную конкретно данную действительность» из фактов воздействия индивидуальности на среду, но объясняет действительность при помощи обобщений, полученных номотетическим методом, поскольку нельзя построить исторический процесс только из фактов воздействия индивидуальности на среду, так как, не учитывая воздействие среды, историк «не объяснит влияния, оказанного на деятеля данным состоянием культуры и, значит, не усмотрит непрерывности изучаемого им исторического процесса»27. Факт взаимодействия индивидуальности и среды, влекущий изменения в «душевной жизни», недоступен прямому наблюдению и может быть воспроизведен в сознании исследователя на основе принципа «признания чужой одушевленности» при обращении к объективированным продуктам душевной жизни — историческим источникам. Методология источниковедения занимает в эпистемологической концепции Лаппо-Данилевского особое место. Ученый впервые рассматривает источниковедение в качестве самостоятельной научной дисциплины со своим предметом и методом. Определяя предмет источниковедения — исторический источник — как «реализованный продукт человеческой психики», Лаппо-Данилевский исследует методы его интерпретации, целью которой и является понимание индивидуума прошлого — творца произведения культуры (исторического источника). 26 Лаппо-Данилевский А. С. Указ. соч. С. 320. 27 Там же. С. 328-329. Источниковедческое учение Лаппо-Данилевского, в своих философских основах связанное с психологической концепцией Дильтея, органично соотнесено с пониманием объекта исторического познания и исторического факта: Понятие о результате некоего действия, характеризующем изменение или, точнее, перемену, не само воздействие человеческого сознания на среду, а продукты такого воздействия и могут быть преимущественно названы историческими фактами». Лаппо-Данилевский и подчеркивает, что воздействие индивидуальности на среду «доступно чужому наблюдению только в его результатах»2*. Поскольку человеческая мысль доступна для восприятия, если она реализована, «выражена в каких-либо действиях или в их результатах, т.е. если она обнаружена и запечатлена в каком-либо материальном образе»29, постольку именно исторический источник в качестве объективированного проявления человеческой психики позволяет исследователю в ходе его интерпретации «перевоспроизвести в себе то именно состояние сознания, которое ему нужно для научного объяснения изучаемого им объекта». Лаппо-Данилевский особо подчеркивает, что представление об источнике познания в сфере идиографических наук должно включать понятие, во-первых, о «реальности данного объекта» и, во-вторых, о его «пригодности для познания другого объекта»™. Ученый подробно обосновывает понимание исторического источника как продукта культуры (в отличие от продукта природы). Историк признает исторический источник Психическим продуктом, т.е. продуктом человеческого творчества в широком смысле слова; с такой точки зрения, например, он различает какой-либо ludus naturae от каменной поделки, в которой запечатлелось хотя бы слабое проявление человеческого творчества, или бессмысленные знаки — от начертаний первобытной письменности и т.п.»31. Лаппо-Данилевский категорически возражает против включения в понятие источников исторического познания природных явлений, тем самым подчеркивая различия мира природы и сферы культуры. Исторический источник — это только произведение человека или такой «...объект, значение которого объясняется лишь при помощи предпосылки чужой одушевленности, обнаружившейся в его осо-
!S Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. С. 325. 29 Там же. С. 373. 30 Там же. С. 366. 31 Там же. С. 356. Date: 2015-04-23; view: 717; Нарушение авторских прав |