Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Сравнительно-исторического исследования. Как уже подчеркивалось, XX в





Как уже подчеркивалось, XX в. с его мировыми войнами, револю­циями, развитием средств массовой коммуникации показал челове­честву его тотальную взаимозависимость. В силу интеграционных про­цессов в развитии общества в новейшее время и историческая наука начинает преодолевать национальные границы ее объектом стано­вится «всеединое человечество». Отсюда одним из основных понятий в концепции А.С. Лаппо-Данилевского является «мировое целое».

Понимание исторического процесса как процесса культурного обосновывается ученым при определении объекта исторического по­знания, в качестве которого выступает человечество как часть миро­вого целого. Понятие «мировое целое» — одно из основных понятий в концепции Лаппо-Данилевского — не конструируется как эпистемо­логическая категория (например, как понятие общественно-эконо­мической формации в марксизме). Лаппо-Данилевский констатирует восприятие человеческим сознанием «мирового целого» как факт: «»с-торих представляет действительность в виде единого целого». Следова­тельно, речь идет об анализе восприятия действительности субъектом

познания:

«[Человеческому сознанию] ...только мировое целое, единое и еди­ничное представляется в полной мере действительностью, каждая из частей которой лишь искусственно может быть извлекаема из реаль­ного единства для научного ее рассмотрения»".

Таким образом, понятие мирового целого — это предельное по­нятие. Историк вычленяет объект своего исследования — человече­ство как часть мирового целого, наделенную сознанием и в качестве таковой воздействующую на мировое целое.

Кроме понятия «мировое целое», Лаппо-Данилевский вводит по­нятие «эволюционное целое», как часть которого рассматривается от­дельный факт культуры (исторический факт). Поскольку факты куль­туры мыслятся как уникальные, неповторяющиеся во времени, «.по­ложение таких фактов в данном эволюционном целом... может быть только одно». Выстраивая «эволюционное целое», исследователь, оста­ваясь на позициях идиографии, должен иметь в виду не изменения, повторяющиеся в действительности (поскольку признание устойчи­вой повторяемости ведет к фиксации закономерности, что свойственно номотетике), а единичный процесс изменения, как таковой, взятый как целое.



Лаппо-Данилевский, отталкиваясь от современного ему деления наук на номотетические и идиографические, синтезирует эти поня­тия, рассматривая их как два подхода к единому объекту истории. Он пишет:

«С номотетической точки зрения историк изучает то, что есть общего между изменениями, с идиографической — то, что характеризует данное изменение, отличает его от других и, таким образом, придает ему индивидуальное значение в данном процессе»25.

Необходимость сочетания номотетического и идиографического подходов в исследовании объекта культуры при ведущей роли идио-графического вытекает из самой природы идиографии. Интересуясь каждым единичным уникальным фактом, исследователь вынужден выбирать из них факты с историческим значением. При номотетичес-ком подходе критерием такого отбора выступает типичность, при идиографическом — ценность, определяемая в том числе и по силе воздействия на «эволюционное целое». Таким образом, Лаппо-Данилев­ский, синтезируя номотетический и идиографический подходы, по­казывает, что отличие выявляется на фоне сходства, а сходство в свою очередь выявляется при элиминировании различий.

24 Лаппо-Данилевский А. С.Методология истории. СПб., 1910-1913. Вып. 1-2 С. 332.








Date: 2015-04-23; view: 280; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию