Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вебер М. Теорияступеней и направлений религиозного неприятиямира// Вебер М. Избр. произв.: Пер. с нем. М., 1990. С. 307





9 Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. II. С. 245. 194

глубь фактов и выявляет логические связи понятий, лежащих в их ос­нове; но и слабости Гегеля отражаются на его взглядах: выбирается один из аспектов человеческой жизни (у Гегеля — политический, у Маркса — экономический), который якобы сам по себе наиболее полно воплощает ее разумность. Маркс, как и Гегель, настаивает на том, что человеческая история не некий набор различных и парал­лельных историй, историй политики, искусства, экономики, религии и т.д., но одна, единая история. Но опять же, как Гегель, Маркс мыслит это единство не как органическое, в котором каждый элемент про­цесса развития сохраняет свою непрерывность и вместе с тем тесную связь с другими, а как единство, в котором лишь один непрерывный элемент (у Гегеля — политическая история, у Маркса — экономичес­кая), в то время как другие факторы исторического процесса не имеют такой непрерывности...»10.

Именно этот непрерывный фактор и дает критерий сравнитель­ного исследования.

Но у концепций Гегеля и Маркса есть ряд принципиальных раз­личий (при этом мы специально не останавливаемся на различиях собственно философского характера):

• принципиально важно, что концепция Гегеля собственно исто­рическая, поскольку он не только выстраивает свою концепцию на основе накопленного к тому времени исторического знания, но и рассматривает исторический процесс как целое, имеющее свой логи­ческий конец здесь и сейчас;

• концепция Маркса имеет существенную прогностическую состав­ляющую, поэтому строится на основе выявления закономерностей;

• применяя сравнительный метод, Гегель выстраивает также ко-экзистенциальное целое, разделяя народы на две большие группы: неисторические народы и исторические, выделяемые по признаку создания государства;

• теория общественно-экономических формаций Маркса—Энгель­са — типичная стадиальная теория: каждый народ проходит одни и те же стадии развития;

• Гегель выстраивает эволюционное целое именно как целост­ность исторического процесса в границах выделенного им коэкзис-тенциального целого — тех народов, которые создали государство;

• теория Маркса как стадиальная теория не воссоздает целост­ность исторического процесса, потому что остается неясным, как народы, каждый из которых проходит в своем развитии одни и те же ступени, сосуществуют в коэкзистенциальном пространстве.

1(1 Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 118-119.

Обратим особое внимание на то, что мы здесь не рассматриваем такие вопросы, как, например, обращение Маркса к проблеме азиат­ского способа производства, что в принципе может привести к выст­раиванию коэкзистенциальной модели. Но напомним, что мы иссле­дуем не историю становления сравнительного метода, а рассматрива­ем основания современных подходов (современных не в смысле их качества, а в смысле распространенности в конце XX в.), из марксиз­ма же была усвоена (за пределами узкого круга академических уче­ных, занимающихся историей Востока) именно теория обществен­но-экономических формаций как стадиальная теория.

Гегель использует принцип сравнения по отношению к системо­образующему фактору — созданию и изменению государства как в коэкзистенциальном, так и в эволюционном целом. Таким образом, он фактически выстраивает свою историческую теорию, проводя срав­нение как в рамках коэкзистенциального, так и в рамках эволюцион­ного целого, что будет свойственно наиболее разработанным концеп­циям только в XX в.

XX в. поставил перед историческим знанием новые задачи, глав­ная из которых — реконструкция целостного исторического процес­са, выход за пределы национальных историописаний. Одним из мето­дов воссоздания историко-культурной целостности призван был стать сравнительно-исторический анализ, который непременно должен был разворачиваться и в эволюционном, и в коэкзистенциальном плане. Второй аспект этой проблемы следует выделить особо. Если марксизм, например, давал универсальный способ сравнительного исследова­ния в границах национальных историй путем сопоставления различ­ных этапов истории того или иного общества с формационной моде­лью, то теперь ощущалась потребность охвата мировой истории как совокупности различных культур. Очевидно, что в первом варианте сравнение нацелено на выявление общего у конкретной националь­ной истории с формационной моделью, во втором варианте предпо­лагается акцент на выявлении различий.

Наиболее тщательно метод сравнительного исследования и его место в построении целостной картины исторического процесса опи­сывает О. Шпенглер.

Мы не рассматривали специально философские основания исто­риософии Шпенглера, но теперь упомянем, что он разделял взгляды Ницше и считал, что исторический процесс нетелеологичен и беско­нечен. Это принципиально важно подчеркнуть в связи с исследуемой нами проблематикой. Логика здесь такова, если исторический про­цесс бесконечен, а «число форм всемирно-исторических явлений ограни­чено», то они неизбежно должны повторяться и аналогия — наиболее адекватный способ их исследования,

Во введении к своему труду Шпенглер сразу же определяется по отношению к оппозиции «номотетика — идиография»:







Date: 2015-04-23; view: 605; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию