Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 309
(11418—11465) Васиштха сказал: 1. Итак, превосходный царь, тебе изложено учение Санкхьи. Что такое веденье и неведенье, теперь узнай от меня по порядку. 2. Неведеньем называется непроявленная (природа), которой свойственно произведенье и растворенье. Знание, свободное от произведения и растворенья, есть двадцать пятый (кшетраджна). 3. Последовательно, одно за другим, сынок, постигни Полностью учение Санкхьи о познаванье, как риши его излагали. 4. Познавательные индрии считаются источником знания\ для действующих, индрий, А вишеши (особые свойства) — источник для познавательных индрий, так мы слыхали. 5. Источником знания манаса считаются вишеши (особые свойства воспринимающих индрий) — так мудрые полагают: Область познания манаса — пять сутей (бхутов), так говорится. 6. Область ведения основы личности\ (аханкара) есть пять сутей, в этом нет сомненья. Область ведения буддхи (сознания) есть аханкара (самосознанье). 7. Великая владычица Пракрити, непроявленное, о, муж превосходный, Есть ведение\ таттв, так подобает знать; это — величайшее преданье\! 8. Ведением непроявленной (пракрити) именуется Запредельный, Двадцать пятый; Царь, ведение всего познаваемого есть всеведение, так говорится. 9. (Предмет) знания\ называется непроявленная (пракрити), (обладатель) знания — Двадцать пятый. Значит, предмет знания — непроявленное, а познающий — двадцать пятый. 10. Итак, исчерпывающе я сказал о веденье и неведенье. Сказанное о непреходящем и преходящем от меня постигни. 11. Обоих непреходящими и обоих преходящими считают; Причину этого я разъясню по сути, согласно знанью. 12. Оба они безначальны и бесконечны, оба мыслятся как владыки, Обоих признают сутями (таттвами) размышляющие о знанье. 13. Непроявленная (пракрити), как обосновывающая произведение и растворение, называется непреходящей\; Для произрождения гун она действует снова и снова; 14. Основы\, Махан и прочие одна из другой возникают Вследствие владычества (над полем), и того двадцать пятого называют полем\.. 15. Если же сеть основ (гун) взять в той, которая не проявлена по сути, То вместе с основами теми растворяется и двадцать пятый\. 16. Когда основы (гуны) входят в основы, то пребывает одна (непроявленная) пракрити; Когда же, сынок, познающий поле растворяется в поле, 17. Тогда пракрити, принявшая в себя основы (гуны), в непреходящее входит; Она становится бескачественной, о, видехиец, пока не возвратятся свойства (гуны).. 18. Подобно же и познающий поле, пока он не ищет познавания поля, По природе своей бескачественен\; так мы слыхали. 19. Когда он, будучи преходящим\, признает пракрити, Как единственную обладательницу качеств, себя же свободным от качеств,. 20. Он становится чистым и отвращается от природы (пракрити): «Я — одно, это — другое», — так постигает пробуждённый. 21. Тогда он уходит в свою истинность\ и в смешанном не блуждает, Иначе, владыка царей, он кажется смешанным с пракрита. 22. Когда он остерегается сетей гун,. происходящих из пракрити, Он прозревает запредельного созерцателя и этого созерцателя не покидает. 23. «Что я наделал, столько времени оставаясь рождённым, Как рыба в сетях, здесь запутался по незнанью! 24. Ибо «я», заблуждаясь из существа в существо, из одного в другое, Как рыба в воде\, по незнанью продолжал крутиться. 25. Рыба по неведению разницы между водой (и собой) не замечает, Так и я не постигал разницы между собой и другим — по незнанью. 26. Позор мне, неразумному, что, вновь погруженный (в самсару), Я по заблуждению вращался от существа к существу, от одного к другому! 27. Да будет Он (Атман) мне союзником; мне возможно Достичь тождества, равенства с ним, стать самим собою, 28. Уже здесь я вижу, что ему подобен; Раз он незапятнанно (чист) — значит, и я такой же! 29. По незнанию, заблуждению в бессознательной (пракрити) я вращался, С её привязанностями я, непривязанный, пребывал всё время. 30. Непробудившегося, (всё) это время она держала меня в своей власти; Как мог я жить в ней, победительнице земли, поднебесья, неба\? 31. Как мог я здесь сожительствовать с ней, непотребной? По непробуждённости я сходился, а ныне в том, что я есмь, я стоек. 32. Безобразный, я пребывал в образах, в телах — заблужденье то время, Когда неизменный, ею, изменчивой, я был заморочен. 33. Но не она виновата, сам я виновен в этом; С ней необдуманно сблизясь, я привязанным здесь оказался. 34. Безобразный, я пребывал в образах, в телах — бестелесный; Бесплотного, меня самость удерживала в плотском. 35. Бессамостного, (меня удерживала) то в тех, то в иных лонах Происходящая от пракрити самость; до тех или других (тел) какое мне дело, 36. Блуждающему из одного лона в другое, утратившему знанье своей истинной сути? С той, которую определяют как основу личности (аханкара), мне нечего делать. 37. Она меня привязывает вновь, себя размножив, Но пробуждён я ныне, от самости, стяжания свободен; 38. Основой личности постоянно создаваемую самость Я сбросил и, её отвергнув, к безболезненному обратился: 39. С ним, а не с той, бессознательной, хочу отождествиться, С ним обрету покой, а с ней я не достиг единства; 40. Так, постигая Запредельное, пробуждается Двадцать пятый; Покинув преходящее, он к непреходящему, болезненному стремится. 41. Кто считает, что бескачественное стать качественным способно, а непроявленное способно к проявленью, Постигший, что бескачественное изначально, становится подобным ему, о, митхилиец. 42. Итак, учение о преходящем и непреходящем Изложил я здесь, сообразно знанию и указаньям Шрути. 43. О несомненном, тонком, пробуждённом, непорочном Тебе согласно Шрути возвещу; (это знанье) от меня постигни. 44. Согласно основоположениям обоих учений, я тебе изложил Санкхью и Йогу, Но, собственно, что изложено как учение Санкхьи, есть и в учении Йоги. 45. Ведущее к пробуждению учение санкхьев, земли владыка, Ради блага учеников здесь изложено чётко. 46. «Это писанье могуче!» — так сведущие люди утверждают. Но и для того учения Йоги также есть в Веде предтечи. 47. Нет таттвы выше двадцать пятой, так учат, владыка народа, По (учению) санкхьев она считается высшей основой (таттвой); 48. Этот от непробуждённости пробуждаемый и есть воистину пробуждённый; Пробудившиеся и пробуждающие проповедуют учение Йоги». Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 309 глава — Беседа Васиштхи и Караладжанаки. Date: 2015-05-22; view: 399; Нарушение авторских прав |