Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 309





(11418—11465)

Васиштха сказал:

1. Итак, превосходный царь, тебе изложено учение Санкхьи.

Что такое веденье и неведенье, теперь узнай от меня по порядку.

2. Неведеньем называется непроявленная (природа),

которой свойственно произведенье и растворенье.

Знание, свободное от произведения и растворенья, есть

двадцать пятый (кшетраджна).

3. Последовательно, одно за другим, сынок, постигни

Полностью учение Санкхьи о познаванье, как риши его излагали.

4. Познавательные индрии считаются источником знания\

для действующих, индрий,

А вишеши (особые свойства) — источник для

познавательных индрий, так мы слыхали.

5. Источником знания манаса считаются вишеши

(особые свойства воспринимающих индрий) — так мудрые полагают:

Область познания манаса — пять сутей (бхутов), так говорится.

6. Область ведения основы личности\ (аханкара) есть пять сутей,

в этом нет сомненья.

Область ведения буддхи (сознания) есть аханкара (самосознанье).

7. Великая владычица Пракрити, непроявленное, о, муж превосходный,

Есть ведение\ таттв, так подобает знать; это — величайшее преданье\!

8. Ведением непроявленной (пракрити) именуется

Запредельный, Двадцать пятый;

Царь, ведение всего познаваемого есть всеведение, так говорится.

9. (Предмет) знания\ называется непроявленная (пракрити),

(обладатель) знания — Двадцать пятый.

Значит, предмет знания — непроявленное, а познающий — двадцать пятый.

10. Итак, исчерпывающе я сказал о веденье и неведенье.

Сказанное о непреходящем и преходящем от меня постигни.

11. Обоих непреходящими и обоих преходящими считают;

Причину этого я разъясню по сути, согласно знанью.

12. Оба они безначальны и бесконечны, оба мыслятся как владыки,

Обоих признают сутями (таттвами) размышляющие о знанье.

13. Непроявленная (пракрити), как обосновывающая произведение и

растворение, называется непреходящей\;

Для произрождения гун она действует снова и снова;

14. Основы\, Махан и прочие одна из другой возникают

Вследствие владычества (над полем), и того двадцать пятого называют полем\..

15. Если же сеть основ (гун) взять в той, которая не проявлена по сути,

То вместе с основами теми растворяется и двадцать пятый\.

16. Когда основы (гуны) входят в основы, то пребывает одна

(непроявленная) пракрити;

Когда же, сынок, познающий поле растворяется в поле,

17. Тогда пракрити, принявшая в себя основы (гуны), в непреходящее входит;

Она становится бескачественной, о, видехиец, пока не

возвратятся свойства (гуны)..

18. Подобно же и познающий поле, пока он не ищет познавания поля,

По природе своей бескачественен\; так мы слыхали.

19. Когда он, будучи преходящим\, признает пракрити,

Как единственную обладательницу качеств, себя же свободным от качеств,.

20. Он становится чистым и отвращается от природы (пракрити):

«Я — одно, это — другое», — так постигает пробуждённый.

21. Тогда он уходит в свою истинность\ и в смешанном не блуждает,

Иначе, владыка царей, он кажется смешанным с пракрита.

22. Когда он остерегается сетей гун,. происходящих из пракрити,

Он прозревает запредельного созерцателя и этого созерцателя не покидает.

23. «Что я наделал, столько времени оставаясь рождённым,

Как рыба в сетях, здесь запутался по незнанью!

24. Ибо «я», заблуждаясь из существа в существо, из одного в другое,

Как рыба в воде\, по незнанью продолжал крутиться.

25. Рыба по неведению разницы между водой (и собой) не замечает,

Так и я не постигал разницы между собой и другим — по незнанью.

26. Позор мне, неразумному, что, вновь погруженный (в самсару),

Я по заблуждению вращался от существа к существу, от одного к другому!

27. Да будет Он (Атман) мне союзником; мне возможно

Достичь тождества, равенства с ним, стать самим собою,

28. Уже здесь я вижу, что ему подобен;

Раз он незапятнанно (чист) — значит, и я такой же!

29. По незнанию, заблуждению в бессознательной (пракрити) я вращался,

С её привязанностями я, непривязанный, пребывал всё время.

30. Непробудившегося, (всё) это время она держала меня в своей власти;

Как мог я жить в ней, победительнице земли, поднебесья, неба\?

31. Как мог я здесь сожительствовать с ней, непотребной?

По непробуждённости я сходился, а ныне в том, что я есмь, я стоек.

32. Безобразный, я пребывал в образах, в телах — заблужденье то время,

Когда неизменный, ею, изменчивой, я был заморочен.

33. Но не она виновата, сам я виновен в этом;


С ней необдуманно сблизясь, я привязанным здесь оказался.

34. Безобразный, я пребывал в образах, в телах — бестелесный;

Бесплотного, меня самость удерживала в плотском.

35. Бессамостного, (меня удерживала) то в тех, то в иных лонах

Происходящая от пракрити самость; до тех или других (тел) какое мне дело,

36. Блуждающему из одного лона в другое, утратившему

знанье своей истинной сути?

С той, которую определяют как основу личности (аханкара), мне нечего делать.

37. Она меня привязывает вновь, себя размножив,

Но пробуждён я ныне, от самости, стяжания свободен;

38. Основой личности постоянно создаваемую самость

Я сбросил и, её отвергнув, к безболезненному обратился:

39. С ним, а не с той, бессознательной, хочу отождествиться,

С ним обрету покой, а с ней я не достиг единства;

40. Так, постигая Запредельное, пробуждается Двадцать пятый;

Покинув преходящее, он к непреходящему, болезненному стремится.

41. Кто считает, что бескачественное стать качественным способно,

а непроявленное способно к проявленью,

Постигший, что бескачественное изначально, становится

подобным ему, о, митхилиец.

42. Итак, учение о преходящем и непреходящем

Изложил я здесь, сообразно знанию и указаньям Шрути.

43. О несомненном, тонком, пробуждённом, непорочном

Тебе согласно Шрути возвещу; (это знанье) от меня постигни.

44. Согласно основоположениям обоих учений, я тебе

изложил Санкхью и Йогу,

Но, собственно, что изложено как учение Санкхьи, есть и в учении Йоги.

45. Ведущее к пробуждению учение санкхьев, земли владыка,

Ради блага учеников здесь изложено чётко.

46. «Это писанье могуче!» — так сведущие люди утверждают.

Но и для того учения Йоги также есть в Веде предтечи.

47. Нет таттвы выше двадцать пятой, так учат, владыка народа,

По (учению) санкхьев она считается высшей основой (таттвой);

48. Этот от непробуждённости пробуждаемый и есть воистину пробуждённый;

Пробудившиеся и пробуждающие проповедуют учение Йоги».

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 309 глава — Беседа Васиштхи и Караладжанаки.







Date: 2015-05-22; view: 399; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию