Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формулировка гипотезы и основных задач исследования





В качестве критерия изменения (критерия эффективности терапевтического процесса) мы решили использовать так называемый "внутренний" критерий, т.е. образ "Я". В методическом выражении таким критерием в нашем исследовании явились "реальное Я" и "идеальное Я" в диагностике межличностных отношений Тимоти Лири. Что касается обоснованности выбора этого критерия, то мы сочли выбрать его, поскольку он уже неоднократно и с успехом использовался в подобного рода исследованиях; к тому же понятие "образ Я", реальное "Я", идеальное "Я" являются центральными понятиями в гуманистическом направлении в психологии, из недр которого зародилось и вышло трансперсональное движение. Еще одним очевидным критерием в нашем исследовании явилась сохранность, устойчивость изменений образа "Я" во времени.

Основными гипотезами нашего исследования были:

- процесс терапии, основанной на эмпирических методах, приводит к изменениям в образе "Я", значимо отличающимся от изменений в образе "Я" у людей, не проходивших процесса эмпирической терапии;

- изменения в образе "Я", связанные с процессом эмпирической терапии, устойчивы во времени.

Основными задачами нашего исследования были:

- выявить наиболее характерные изменения в образе "Я", связанные с процессом эмпирической терапии,

- изучить характерные особенности факторов, влияющих на устойчивость изменений во времени после различных временных интервалов, прошедших после процесса эмпирической терапии,

- специализировать концепцию жизненного цикла семьи и разработать модель опросника, позволяющего проверить гипотезу о переходе с одного этапа развития семьи как возможном критерии психотерапевтического процесса, а также важным критерием, отражающим личностные изменения не только "внутренние", но и "внешние",

- выявить преобладающую проблематику и особенности психологических проблем у лиц, посещающих группы эмпирической терапии,

- выявить влияние посещения группы эмпирической терапии на изменение семейной ситуации, разрешение семейных и личностных проблем и психологических трудностей.

 

Замысел эксперимента (построение схемы исследования).

По нашему мнению, большое значение для понимания проделанной нами работы имеют следующие три аспекта нашего исследования:

1. Критерий, использованный нами при изучении психотерапии, не совпадающий с традиционным мнением о критериях в этой области.

2. Структура исследования, при разработке которой были бы преодолены некоторые трудности, стоявшие до этого на пути точных результатов.

3. Вероятность достигнуть прогресса в измерении неуловимых субъективных явлений объективным путем.

Эти три элемента нашей программы могли быть использованы при любой попытке измерить личностное изменение. Поэтому они приложимы к любому виду психотерапии или к исследованию любого метода, используемого для измерения личности и поведения.

Теперь о замысле исследования: нам очень хотелось построить наше исследование достаточно строго, так, чтобы при подтверждении или отклонении наших гипотез по возможности были установлены два момента:

1) что значимое изменение произошло или не произошло;

2) что такое изменение, если оно действительно произошло, обуславливалось психотерапией, а не каким-то другим фактором.

В такой сложной области исследования, как психотерапия или тренинговые формы работы в практической психологии, не так то просто создать схему исследования, которая приведет к достижению этих целей. Поэтому мы обратились к опыту проведения подобных исследований, а именно к схеме эксперимента, проведенного в Консультационном центре Чикагского университета в 1950-1954 годах и посвященного исследованию эффективности центрированной на клиенте терапии.

В экспериментальную (психотерапевтическую) группу входили люди, посетившие профессиональные семинары-тренинги по интегративным психотехнологиям, которые основаны на связном дыхании. Продолжительность семинаров составляла 7-9 дней. Перед началом и в конце семинара проводилось тестирование и опрос с помощью выбранных методических средств. Также в конце семинаров клиенту выдавался набор бланков методик для заполнения их и высылки в адрес экспериментаторов через 3 месяца. Такое число было выбрано как промежуточный контрольный этап проверки устойчивости результатов терапии во времени (запланировано тестирование через 6 и12 месяцев после терапии), а также исходя из плана выполнения данной исследовательской работы.


Одновременно с экспериментальной группой набиралась и контрольная, эквивалентная первой по возрастным показателям, социоэкономическому статусу, соотношению мужчин и женщин, студентов и не студентов. В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа.

 

Описание методики.

В нашем исследовании основной была Диагностика межличностных отношений (ДМО) Тимоти Лири.

Обоснованность выбора данной методики заключается в том, что:

1) методика основана на оценке образа "Я";

2) в связи с достаточной лаконичностью и простотой ДМО представляет собой удобный инструмент для изучения внутриличностной конгруэнтности индивида.

Испытуемые заполняли бланки после стандартной инструкции:" Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специальной сетке (актуальное "Я") подчеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если "нет", то не делайте никаких пометок. После того, как Вы оцените себя по приведенным в опроснике характеристикам, сделайте то же самое в отношении образ "Я", к которому Вы стремитесь, т.е. опишите с помощью тех же характеристик "идеал" Вашего "Я" (идеальное "Я"). При этом не забудьте включить и те свойства, которыми Вы обладаете, если они не противоречат Вашему представлению об идеале. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования".

Полученные данные обсчитывались и заносились в психограмму, после чего проводился анализ и обработка исполненных оценок испытуемым его актуального и идеального образа "Я" в соответствии с интерпретативной схемой.

 

Описание интерпретативной схемы.

В связи с огромным массивом данных, которые дают возможность получить ДМО Т.Лири, мы сочли разумным и необходимым ограничиться принятыми гипотезами и основными задачами нашего исследования.

В первую очередь нас интересовали изменения в структуре "Я", которые могли произойти после окончания процесса психотерапии, а также соотношение между "реальным Я" и "идеальным Я"; причем нас особенно интересовали изменения отдельных качеств личности.

Во вторую очередь нас интересовала устойчивость таких изменений в образе "Я" во времени, а именно через 3 месяца после окончания процесса групповой психотерапии.

Следующими важными данными, которые нас интересовали, были данные о соотношении изменений в экспериментальной и контрольной группах.

Данные о выборке.

Тестирование и сбор первичной эмпирической информации проводился на двух профессиональных семинарах-тренингах по интегративным психотехнологиям в октябре и ноябре 1995 года, на которых присутствовало 31 человек, которые и составили экспериментальную психотерапевтическую) группу. Одновременно с экспериментальной группой набиралась контрольная, эквивалентная первой по возрастным показателям, социоэкономическому статусу, соотношении мужчин и женщин, студентов и нестудентов. В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа.

Общая выборка - 62 человека:

- мужчин -32, женщин - 30;

- возраст от 22 до 45 со средним 34 года.

Уровень образования выборки:

- высшее - 48 (в том числе высшее медицинское -22) человек;

- незаконченное высшее (студенты) - 4 человека;

- среднеспециальное - 10 человек.

Профессиональный состав выборки:

- врачи-психотерапевты - 10;

- психологи - 20;

- научные сотрудники - 8;

- предприниматели - 10;

- студенты -4;

- прочие-10.

Опыт участия в тренингах:

- с использованием дыхательных техник -22;

- без использования дыхательных техник - 28;

- не участвовало вообще - 12.

 







Date: 2015-05-22; view: 572; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию