Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формулировка гипотезы и основных задач исследования
В качестве критерия изменения (критерия эффективности терапевтического процесса) мы решили использовать так называемый "внутренний" критерий, т.е. образ "Я". В методическом выражении таким критерием в нашем исследовании явились "реальное Я" и "идеальное Я" в диагностике межличностных отношений Тимоти Лири. Что касается обоснованности выбора этого критерия, то мы сочли выбрать его, поскольку он уже неоднократно и с успехом использовался в подобного рода исследованиях; к тому же понятие "образ Я", реальное "Я", идеальное "Я" являются центральными понятиями в гуманистическом направлении в психологии, из недр которого зародилось и вышло трансперсональное движение. Еще одним очевидным критерием в нашем исследовании явилась сохранность, устойчивость изменений образа "Я" во времени. Основными гипотезами нашего исследования были: - процесс терапии, основанной на эмпирических методах, приводит к изменениям в образе "Я", значимо отличающимся от изменений в образе "Я" у людей, не проходивших процесса эмпирической терапии; - изменения в образе "Я", связанные с процессом эмпирической терапии, устойчивы во времени. Основными задачами нашего исследования были: - выявить наиболее характерные изменения в образе "Я", связанные с процессом эмпирической терапии, - изучить характерные особенности факторов, влияющих на устойчивость изменений во времени после различных временных интервалов, прошедших после процесса эмпирической терапии, - специализировать концепцию жизненного цикла семьи и разработать модель опросника, позволяющего проверить гипотезу о переходе с одного этапа развития семьи как возможном критерии психотерапевтического процесса, а также важным критерием, отражающим личностные изменения не только "внутренние", но и "внешние", - выявить преобладающую проблематику и особенности психологических проблем у лиц, посещающих группы эмпирической терапии, - выявить влияние посещения группы эмпирической терапии на изменение семейной ситуации, разрешение семейных и личностных проблем и психологических трудностей.
Замысел эксперимента (построение схемы исследования). По нашему мнению, большое значение для понимания проделанной нами работы имеют следующие три аспекта нашего исследования: 1. Критерий, использованный нами при изучении психотерапии, не совпадающий с традиционным мнением о критериях в этой области. 2. Структура исследования, при разработке которой были бы преодолены некоторые трудности, стоявшие до этого на пути точных результатов. 3. Вероятность достигнуть прогресса в измерении неуловимых субъективных явлений объективным путем. Эти три элемента нашей программы могли быть использованы при любой попытке измерить личностное изменение. Поэтому они приложимы к любому виду психотерапии или к исследованию любого метода, используемого для измерения личности и поведения. Теперь о замысле исследования: нам очень хотелось построить наше исследование достаточно строго, так, чтобы при подтверждении или отклонении наших гипотез по возможности были установлены два момента: 1) что значимое изменение произошло или не произошло; 2) что такое изменение, если оно действительно произошло, обуславливалось психотерапией, а не каким-то другим фактором. В такой сложной области исследования, как психотерапия или тренинговые формы работы в практической психологии, не так то просто создать схему исследования, которая приведет к достижению этих целей. Поэтому мы обратились к опыту проведения подобных исследований, а именно к схеме эксперимента, проведенного в Консультационном центре Чикагского университета в 1950-1954 годах и посвященного исследованию эффективности центрированной на клиенте терапии. В экспериментальную (психотерапевтическую) группу входили люди, посетившие профессиональные семинары-тренинги по интегративным психотехнологиям, которые основаны на связном дыхании. Продолжительность семинаров составляла 7-9 дней. Перед началом и в конце семинара проводилось тестирование и опрос с помощью выбранных методических средств. Также в конце семинаров клиенту выдавался набор бланков методик для заполнения их и высылки в адрес экспериментаторов через 3 месяца. Такое число было выбрано как промежуточный контрольный этап проверки устойчивости результатов терапии во времени (запланировано тестирование через 6 и12 месяцев после терапии), а также исходя из плана выполнения данной исследовательской работы. Одновременно с экспериментальной группой набиралась и контрольная, эквивалентная первой по возрастным показателям, социоэкономическому статусу, соотношению мужчин и женщин, студентов и не студентов. В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа.
Описание методики. В нашем исследовании основной была Диагностика межличностных отношений (ДМО) Тимоти Лири. Обоснованность выбора данной методики заключается в том, что: 1) методика основана на оценке образа "Я"; 2) в связи с достаточной лаконичностью и простотой ДМО представляет собой удобный инструмент для изучения внутриличностной конгруэнтности индивида. Испытуемые заполняли бланки после стандартной инструкции:" Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специальной сетке (актуальное "Я") подчеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если "нет", то не делайте никаких пометок. После того, как Вы оцените себя по приведенным в опроснике характеристикам, сделайте то же самое в отношении образ "Я", к которому Вы стремитесь, т.е. опишите с помощью тех же характеристик "идеал" Вашего "Я" (идеальное "Я"). При этом не забудьте включить и те свойства, которыми Вы обладаете, если они не противоречат Вашему представлению об идеале. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования". Полученные данные обсчитывались и заносились в психограмму, после чего проводился анализ и обработка исполненных оценок испытуемым его актуального и идеального образа "Я" в соответствии с интерпретативной схемой.
Описание интерпретативной схемы. В связи с огромным массивом данных, которые дают возможность получить ДМО Т.Лири, мы сочли разумным и необходимым ограничиться принятыми гипотезами и основными задачами нашего исследования. В первую очередь нас интересовали изменения в структуре "Я", которые могли произойти после окончания процесса психотерапии, а также соотношение между "реальным Я" и "идеальным Я"; причем нас особенно интересовали изменения отдельных качеств личности. Во вторую очередь нас интересовала устойчивость таких изменений в образе "Я" во времени, а именно через 3 месяца после окончания процесса групповой психотерапии. Следующими важными данными, которые нас интересовали, были данные о соотношении изменений в экспериментальной и контрольной группах. Данные о выборке. Тестирование и сбор первичной эмпирической информации проводился на двух профессиональных семинарах-тренингах по интегративным психотехнологиям в октябре и ноябре 1995 года, на которых присутствовало 31 человек, которые и составили экспериментальную психотерапевтическую) группу. Одновременно с экспериментальной группой набиралась контрольная, эквивалентная первой по возрастным показателям, социоэкономическому статусу, соотношении мужчин и женщин, студентов и нестудентов. В соответствующие временные интервалы контрольная группа подвергалась такому же тестированию, как и экспериментальная группа. Общая выборка - 62 человека: - мужчин -32, женщин - 30; - возраст от 22 до 45 со средним 34 года. Уровень образования выборки: - высшее - 48 (в том числе высшее медицинское -22) человек; - незаконченное высшее (студенты) - 4 человека; - среднеспециальное - 10 человек. Профессиональный состав выборки: - врачи-психотерапевты - 10; - психологи - 20; - научные сотрудники - 8; - предприниматели - 10; - студенты -4; - прочие-10. Опыт участия в тренингах: - с использованием дыхательных техник -22; - без использования дыхательных техник - 28; - не участвовало вообще - 12.
Date: 2015-05-22; view: 572; Нарушение авторских прав |