Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общее психологическое влияние РСС на участников тренинга
Данное исследование проводилось в течение 1991-92 гг. в Уфе, Ярославле, Караганде во время обучающих тренингов по Свободному Дыханию.
Характеристика выборки. В исследовании приняло участие 61 человек, из них 35 женщин 26 мужчин, психически и физически здоровых, в основном с высшим образованием в возрасте от 20 до 45 лет. Методы исследования. Включенное наблюдение и тест САН в варианте В.А.Доскина, использующий 30 семибальных биполярных шкал, сгруппированных в 3 фактора (48, с.65).В качестве обобщенных факторов, характеризующих различные аспекты актуального состояния, в тесте САН используются самочувствие", в интегративной форме отражающее физиологическое состояние организма, "активность", характеризующая актуальный энергетический потенциал целостной (в том числе, психической) жизнедеятельности, и "настроение" - интегративный показатель отражаемого на эмоциональном уровне благополучия внутренних и внешних условий жизнедеятельности.
Процедура исследования. Тестовая карта САН предлагалась участникам тренинга в следующем порядке: 1 предъявление - до начала занятий в первый день тренинга. 2 предъявление - через 15 минут после процесса. 3 предъявление - до начала занятий в третий день. 4 предъявление - через 15 минут после 3 процесса. 5 предъявление - до начала занятий в четвертый день. 6 предъявление - через 15 минут после 5 процесса.
Результаты и обсуждение. Данные по тесту САН были сведены по группам предъявления и представлены в таблице 5. Нами были рассчитаны средние арифметические в каждом предъявлении по формуле
å Хi Хср = -------, N
где Хср - среднее арифметическое, Хi - тестовые значения в предьявлении, i - испытуемый по тесту, N - количество испытуемых, å - знак суммирования.
Таблица 5. Тестовые значения САН по группам предъявления.
Исследование показало, что по всем трем шкалам существуют значимые различия как в парах "до вхождения в РСС- после вхождения в РСС" во всех трех парах, так и общими значениями в начале и конце тренинга. Дополнительные исследования, проведенные 1995-96 гг., по методике САН в городах Минске, Ярославле, Владимире подтвердили данные этого исследования, а также показали статистическую значимость различий как в парах "до вхождения в РСС- после вхождения в РСС" во всех трех парах, так и общими значениями в начале и конце тренинга. На Владимирском тренинге (1996г. - В. Козлов, Е.Супрунова) параллельно с тестом САН был проведен тест “Самооценка состояния”. Это бланковая методика предложена для самооценки уровня бодрости, настроения, работоспособности и мотивации. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с одним из семи признаков. Данные заносились в бланк для ответов. Тест предлагался участникам тренинга в следующем порядке: 1 предъявление - до начала занятий во второй день тренинга; 2 предъявление - через 15 минут после первого процесса; 3 предъявление - до начала занятий в третий день тренинга; 4 предъявление - через 15 минут после второго процесса. В первый день тренинга сессия связного дыхания не проводилась. Опросы проводились до и после вхождения в процесс расширенного состояния сознания в одно и то же время суток. Данные о выборке. Группа была сформирована достаточно спонтанно. Участники были представителями различных социальных групп (студенты, преподаватели, безработные, пенсионеры и др.), в разном возрасте. Объем выборки - 19 человек, из них 8 мужчин (42.1%) и 11 женщин (57.9%). Выборка достаточно представительна в образовательном отношении: 12 чел. (63.1%) - высшее, 2 чел. (10.5%) - неполное высшее (студенты), 3 чел. (15.7%) - среднее техническое, 1 чел. (5.2%) - среднее специальное и 1 чел. (5.2%) - среднее. Основная масса участников тренинга взрослые (89.5%). Возрастная структура из себя представляет следующее: до 20 лет - 3 чел.(15.7%), 21-30 лет - 4 чел.(21.1%), 31-40 лет - 8 чел.(42.1%), 41 и выше - 4 чел.(21.1%).
Полученные результаты и их обработка. Математическая обработка тестов заключалась в нахождении средней арифметической, среднего квадратического отклонения по каждому предъявлению и коэффициента Стьюдента - критерия значимости изменений. Данные по тестам были сведены по группам предъявления (до и после вхождения в РСС).
Обработка результатов теста САН. На выборке были получены следующие усредненные тестовые значения средней арифметической: самочувствие - 5.7; активность - 4.9; настроение - 5.4. Величина среднего квадратического отклонения колебалась от 0.6 до 1.2, что не превышало нормы. Результаты подсчета значимости различий по критерию Стьюдента (t). Расчеты производились с помощью ЭВМ (программа "Стадия"). Самочувствие. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=1.71), значимость=9.31E-2, степ. своб.=1.34. Нулевая гипотеза может быть принята. б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.742), значимость=0.529, степ. своб.=1.28. Нулевая гипотеза может быть принята. в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.29), значимость=0.771, степ. своб.=1.29.Нулевая гипотеза может быть принята. Активность. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.176), значимость = 0.856, степ. своб.=1.34. Нулевая гипотеза может быть принята. б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=8.88E-2), значимость=0.927, степ. своб. =1.28. Нулевая гипотеза может быть принята. в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.116), значимость=0.905, степ.своб.=1.29. Нулевая гипотеза может быть принята. Настроение. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга:(t=0.614), значимость=0.55, степ. своб.=1.35. Нулевая гипотеза может быть принята. б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.329), значимость=0.743, степ.своб.=1.28. Нулевая гипотеза может быть принята. в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=5.36E-2), значимость=0.957, степ. своб.=1.29. Нулевая гипотеза может быть принята. Обработка результатов теста “Самооценка состояния”. Данные по тесту были сведены по группам предъявления. Нами были рассчитаны средние арифметические в каждом предъявлении. На нашей выборке были получены следующие усредненные тестовые значения: уровень бодрости - 3.8; настроение - 5; работоспособность - 4.6; мотивация — 4.8. Величина среднего квадратического отклонения была от 0.5 до 1.5. Результаты подсчета значимости различий по критерию Стьюдента (t).
Уровень бодрости. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.441), значимость=0.666, степ. своб.=1.31. Нулевая гипотеза может быть принята. б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=1.15), значимость=0.263, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята. в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.34), значимость=0.756, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята. Настроение. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=2.53), значимость=1.59E-, степ. своб.=1.31. Конкурирующая гипотеза может быть принята. б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=5.98E-2), значимость=0.952, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята. в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=9.7E-2), значимость=0.92, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята. Работоспособность. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.518), значимость=0.534, степ. своб.= 1.31. Нулевая гипотеза может быть принята. б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.751), значимость=0.534, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята. в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.299), значимость=0.764, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята. Мотивация. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=2.03), значимость=4.8E-2, степ. своб.=1.31. Конкурирующая гипотеза может быть принята. б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=1.46), значимость=0.154, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята. в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=2.8), значимость=9.5E-3, степ. своб.=1.25. Конкурируюшая гипотеза может быть принята.
Выводы. 1. Процесс вхождения в РСС приводит к улучшению общего состояния клиентов. 2. После вхождения в РСС улучшается самочувствие, активность и настроение клиентов. 3. Произошло улучшение уровня бодрости и работоспособности. Настроение значительно улучшилось после вхождения в РСС. Произошло снижение мотивации до безразличного отношения к работе и равнодушия к ней.
Date: 2015-05-22; view: 513; Нарушение авторских прав |