Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее психологическое влияние РСС на участников тренинга





Данное исследование проводилось в течение 1991-92 гг. в Уфе, Ярославле, Караганде во время обучающих тренингов по Свободному Дыханию.

 

Характеристика выборки.

В исследовании приняло участие 61 человек, из них 35 женщин 26 мужчин, психически и физически здоровых, в основном с высшим образованием в возрасте от 20 до 45 лет.

Методы исследования.

Включенное наблюдение и тест САН в варианте В.А.Доскина, использующий 30 семибальных биполярных шкал, сгруппированных в 3 фактора (48, с.65).В качестве обобщенных факторов, характеризующих различные аспекты актуального состояния, в тесте САН используются самочувствие", в интегративной форме отражающее физиологическое состояние организма, "активность", характеризующая актуальный энергетический потенциал целостной (в том числе, психической) жизнедеятельности, и "настроение" - интегративный показатель отражаемого на эмоциональном уровне благополучия внутренних и внешних условий жизнедеятельности.

 

Процедура исследования.

Тестовая карта САН предлагалась участникам тренинга в следующем порядке:

1 предъявление - до начала занятий в первый день тренинга.

2 предъявление - через 15 минут после процесса.

3 предъявление - до начала занятий в третий день.

4 предъявление - через 15 минут после 3 процесса.

5 предъявление - до начала занятий в четвертый день.

6 предъявление - через 15 минут после 5 процесса.

 

Результаты и обсуждение. Данные по тесту САН были сведены по группам предъявления и представлены в таблице 5.

Нами были рассчитаны средние арифметические в каждом предъявлении по формуле

 

å Хi

Хср = -------,

N

 

 

где Хср - среднее арифметическое,

Хi - тестовые значения в предьявлении,

i - испытуемый по тесту,

N - количество испытуемых,

å - знак суммирования.

 

 

Таблица 5.

Тестовые значения САН по группам предъявления.

 

Шкала 1 предьявление 2 предьявление 3 предьявление 4 предьявление 5 предьявление 6 предьявление
Самочувствие 4,7 5,3 5,1 5,6 5,3 5,6
Активность 4,4 4,9 4,6 5,2 4,9 5,3
Настроение 4,6 4,8 4,8 5,3 5,1 5,5

 

Исследование показало, что по всем трем шкалам существуют значимые различия как в парах "до вхождения в РСС- после вхождения в РСС" во всех трех парах, так и общими значениями в начале и конце тренинга.

Дополнительные исследования, проведенные 1995-96 гг., по методике САН в городах Минске, Ярославле, Владимире подтвердили данные этого исследования, а также показали статистическую значимость различий как в парах "до вхождения в РСС- после вхождения в РСС" во всех трех парах, так и общими значениями в начале и конце тренинга.

На Владимирском тренинге (1996г. - В. Козлов, Е.Супрунова) параллельно с тестом САН был проведен тест “Самооценка состояния”. Это бланковая методика предложена для самооценки уровня бодрости, настроения, работоспособности и мотивации. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с одним из семи признаков. Данные заносились в бланк для ответов.

Тест предлагался участникам тренинга в следующем порядке:

1 предъявление - до начала занятий во второй день тренинга;

2 предъявление - через 15 минут после первого процесса;

3 предъявление - до начала занятий в третий день тренинга;

4 предъявление - через 15 минут после второго процесса.

В первый день тренинга сессия связного дыхания не проводилась.

Опросы проводились до и после вхождения в процесс расширенного состояния сознания в одно и то же время суток.

Данные о выборке.

Группа была сформирована достаточно спонтанно. Участники были представителями различных социальных групп (студенты, преподаватели, безработные, пенсионеры и др.), в разном возрасте.

Объем выборки - 19 человек, из них 8 мужчин (42.1%) и 11 женщин (57.9%).

Выборка достаточно представительна в образовательном отношении:

12 чел. (63.1%) - высшее, 2 чел. (10.5%) - неполное высшее (студенты), 3 чел. (15.7%) - среднее техническое, 1 чел. (5.2%) - среднее специальное и 1 чел. (5.2%) - среднее.

Основная масса участников тренинга взрослые (89.5%). Возрастная структура из себя представляет следующее: до 20 лет - 3 чел.(15.7%), 21-30 лет - 4 чел.(21.1%), 31-40 лет - 8 чел.(42.1%), 41 и выше - 4 чел.(21.1%).

 

Полученные результаты и их обработка.

Математическая обработка тестов заключалась в нахождении средней арифметической, среднего квадратического отклонения по каждому предъявлению и коэффициента Стьюдента - критерия значимости изменений.


Данные по тестам были сведены по группам предъявления (до и после вхождения в РСС).

 

Обработка результатов теста САН.

На выборке были получены следующие усредненные тестовые значения средней арифметической: самочувствие - 5.7; активность - 4.9; настроение - 5.4.

Величина среднего квадратического отклонения колебалась от 0.6 до 1.2, что не превышало нормы.

Результаты подсчета значимости различий по критерию Стьюдента (t). Расчеты производились с помощью ЭВМ (программа "Стадия").

Самочувствие.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=1.71), значимость=9.31E-2, степ. своб.=1.34. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.742), значимость=0.529, степ. своб.=1.28. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.29), значимость=0.771, степ. своб.=1.29.Нулевая гипотеза может быть принята.

Активность. а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.176), значимость = 0.856, степ. своб.=1.34. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=8.88E-2), значимость=0.927, степ. своб. =1.28. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.116), значимость=0.905, степ.своб.=1.29. Нулевая гипотеза может быть принята.

Настроение.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга:(t=0.614), значимость=0.55, степ. своб.=1.35. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.329), значимость=0.743, степ.своб.=1.28. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=5.36E-2), значимость=0.957, степ. своб.=1.29. Нулевая гипотеза может быть принята.

Обработка результатов теста “Самооценка состояния”.

Данные по тесту были сведены по группам предъявления. Нами были рассчитаны средние арифметические в каждом предъявлении. На нашей выборке были получены следующие усредненные тестовые значения: уровень бодрости - 3.8; настроение - 5; работоспособность - 4.6; мотивация — 4.8.

Величина среднего квадратического отклонения была от 0.5 до 1.5.

Результаты подсчета значимости различий по критерию Стьюдента (t).

 

Уровень бодрости.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.441), значимость=0.666, степ. своб.=1.31. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=1.15), значимость=0.263, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.34), значимость=0.756, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята.

Настроение.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=2.53), значимость=1.59E-, степ. своб.=1.31. Конкурирующая гипотеза может быть принята.


б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=5.98E-2), значимость=0.952, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=9.7E-2), значимость=0.92, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята.

Работоспособность.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=0.518), значимость=0.534, степ. своб.= 1.31. Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=0.751), значимость=0.534, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=0.299), значимость=0.764, степ. своб.=1.25. Нулевая гипотеза может быть принята.

Мотивация.

а) соотношение результатов до и после процесса РСС во второй день тренинга: (t=2.03), значимость=4.8E-2, степ. своб.=1.31. Конкурирующая гипотеза может быть принята.

б) соотношение результатов до и после процесса РСС в третий день тренинга: (t=1.46), значимость=0.154, степ. своб.=1.23. Нулевая гипотеза может быть принята.

в) соотношение первоначальных результатов и результатов после тренинга: (t=2.8), значимость=9.5E-3, степ. своб.=1.25. Конкурируюшая гипотеза может быть принята.

 

Выводы.

1. Процесс вхождения в РСС приводит к улучшению общего состояния клиентов.

2. После вхождения в РСС улучшается самочувствие, активность и настроение клиентов.

3. Произошло улучшение уровня бодрости и работоспособности. Настроение значительно улучшилось после вхождения в РСС. Произошло снижение мотивации до безразличного отношения к работе и равнодушия к ней.

 

 







Date: 2015-05-22; view: 513; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию