Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические и социально-психологические аспекты расширенных состояний сознания
Как показало включенное наблюдение во время обучающих семинаров, участником которых был автор настоящего исследования (ведущие - Фалу Эйр, Джордж Гамбер (США), Сергей Всехсвятский (Россия), Дэн Бруле (США)), вхождение в РСС при помощи связного осознанного дыхания оказывает психологическое воздействие на личность и группу. Исследование, проведенное нами в течение 1991-97 гг., было направлено на проверку нашей рабочей гипотезы: 1. РСС оказывает общее положительное психологическое влияние на человека. 2. РСС имеют избирательное воздействие на качества личности. 3. Групповое погружение в РСС оказывает положительное влияние на психологическую атмосферу группы и межличностные взаимоотношения. 4. РСС имеет специфическую феноменологию.
Проверка данной гипотезы происходила во время 200 тренингов, стержневым элементом которых явилось связное осознанное дыхание и погружения в РСС. Исследование проводилось поэтапно и на каждом этапе подбирался соответствующий инструментарий исследования. В силу ограниченности объема монографии мы приводим только часть наших исследований.
Для учета базовых характеристик тренинговой группы и общей динамики процессов РСС нами была разработана карта тренинга (См. Приложение 1). Базовые данные по каждому участнику, а также исследование основного мотива участия на тренинге и круга интересов клиента фиксировались в разработанной нами анкете (См. Приложение 2). Анкета участника тренинга включала также "Дневник тренинга", котором они в письменной форме описывали ощущения, эмоции, образы, символы, мысли, которые приходили в сознание при погружении в РСС. Основные данные, характеризующие выборку исследования, сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Общая характеристика генеральной выборки
В таблице приняты следующие обозначения: 1 - номер по порядку 2 - Место проведения 3 - количество тренингов, 4 - количество процессов, 5 - профессиональные тренинги, 6 - обучающие тренинги, 7 - модули холотропного дыхания, 8 - контекстуальные тренинги, 9 - общее количество участников, 10 - участников - мужчин 11 - участниц - женщин 12 - возраст от 17 до 21 лет 13 - возраст от 22 до 35 лет 14 - возраст от 35 до 60 лет 15 - среднее образование 16 - средне-техническое образование 17 - незаконченное высшее образование 18 - высшее образование 19 - имеющие ученую степень
Обобщенная характеристика по генеральной выборке сведена в таблицу 2. В ней приведены количественные показатели тренингов по всем 17 показателям. В генеральной совокупности приведены данные только по тренингам, в которых использовалось связное дыхание.
Таблица 2. Сводные данные по генеральной совокупности
Тренинги по связному дыханию проводились в групповой форме. В анализируемой генеральной выборке разные группы по источникам формирования. Некоторые формировались по профессиональному признаку (Уфимские, Барнаульские, Челябинские и Карагандинские тренинги), некоторые в соответствии с тем контингентом, которым занимались организаторы тренинга. Когда группу организовывал преподаватель - это студенты. В основном группы формировались достаточно случайно через рекламу. Это были люди из разных социальных групп, в разном возрасте. В одной и той же группе вместе могли заниматься профессор, студент, рабочий и директор крупной производственной ассоциации, учитель и старшеклассник. Выборка весьма представительна в образовательном отношении. 72,62% участников тренингов имели высшее образование, в основном гуманитарного профиля, из них 4,29% - научную степень, в том числе 12 человек - доктора наук (медицинских)(См.Таблицу 3).
Таблица 3 Образовательная характеристика выборки.
Основная масса участников тренингов взрослые (83,47%), из них: - первый период зрелого возраста (22-35 лет) - 56,01%, - второй период зрелого возраста (35-60 лет) - 27,46%. Возрастная группа второго периода юности составляет 16,53% от общей выборки. Большинство среди участников тренингов - женщины (62,33%) (См. Таблицу 4).
Таблица 4. Половозрастная дифференциация выборки.
Каждый этап исследования имел свою подвыборку в этой общей совокупности, но феноменология РСС исследовалась и ее картина дополнялась на всей совокупности. Каждый этап исследования имел свою подвыборку в этой генеральной выборке, но феноменология РСС исследовалась и ее картина дополнялась на всей выборке. Date: 2015-05-22; view: 465; Нарушение авторских прав |