Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Психологические и социально-психологические аспекты расширенных состояний сознания





Как показало включенное наблюдение во время обучающих семинаров, участником которых был автор настоящего исследования (ведущие - Фалу Эйр, Джордж Гамбер (США), Сергей Всехсвятский (Россия), Дэн Бруле (США)), вхождение в РСС при помощи связного осознанного дыхания оказывает психологическое воздействие на личность и группу.

Исследование, проведенное нами в течение 1991-97 гг., было направлено на проверку нашей рабочей гипотезы:

1. РСС оказывает общее положительное психологическое влияние на человека.

2. РСС имеют избирательное воздействие на качества личности.

3. Групповое погружение в РСС оказывает положительное влияние на психологическую атмосферу группы и межличностные взаимоотношения.

4. РСС имеет специфическую феноменологию.

 

Проверка данной гипотезы происходила во время 200 тренингов, стержневым элементом которых явилось связное осознанное дыхание и погружения в РСС. Исследование проводилось поэтапно и на каждом этапе подбирался соответствующий инструментарий исследования. В силу ограниченности объема монографии мы приводим только часть наших исследований.

 

 

Для учета базовых характеристик тренинговой группы и общей динамики процессов РСС нами была разработана карта тренинга (См. Приложение 1). Базовые данные по каждому участнику, а также исследование основного мотива участия на тренинге и круга интересов клиента фиксировались в разработанной нами анкете (См. Приложение 2). Анкета участника тренинга включала также "Дневник тренинга", котором они в письменной форме описывали ощущения, эмоции, образы, символы, мысли, которые приходили в сознание при погружении в РСС.

Основные данные, характеризующие выборку исследования, сведены в таблицу 1.

 

Таблица 1.

Общая характеристика генеральной выборки

 

1.   2.     3. 4.   5.   6. 7.   8.   9.                                                               Москва С-Петербург Уфа Борисоглеб Пер.За лесск Сибай. Иркут ск Рыбинск Караганда Кострома Ярославль Рига   Кисловодск Таганрог Новочерк. Ангарск Кр-к Новосибирск Минск   Тутаев   Ростов Н.Д. Екатеринбург   Шарья   Н.Новгород   Тарасовское   Челябинск Чебоксары Барнаул   Казань   Владимир     Воркута   Оль-хон   Калининград   Омск                                                                                                                                                                                     -                                                               -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
                                       

 





В таблице приняты следующие обозначения:

1 - номер по порядку

2 - Место проведения

3 - количество тренингов,

4 - количество процессов,

5 - профессиональные тренинги,

6 - обучающие тренинги,

7 - модули холотропного дыхания,

8 - контекстуальные тренинги,

9 - общее количество участников,

10 - участников - мужчин

11 - участниц - женщин

12 - возраст от 17 до 21 лет

13 - возраст от 22 до 35 лет

14 - возраст от 35 до 60 лет

15 - среднее образование

16 - средне-техническое образование

17 - незаконченное высшее образование

18 - высшее образование

19 - имеющие ученую степень

 

Обобщенная характеристика по генеральной выборке сведена в таблицу 2. В ней приведены количественные показатели тренингов по всем 17 показателям. В генеральной совокупности приведены данные только по тренингам, в которых использовалось связное дыхание .

 

Таблица 2.

Сводные данные по генеральной совокупности

 

 

N п\п Параметр Кол-во
1. Количество тренингов
2. Количество процессов
3. Профессиональные тренинги
4. Обучающие тренинги,
5. Модули холотропного дыхания,
6. Контекстуальные тренинги,
7. Общее количество участников,
8. Участников - мужчин
9. Участниц - женщин
10. Возраст от 17 до 21 лет
11. Возраст от 22 до 35 лет
12. Возраст от 35 до 60 лет
13. Среднее образование
14. Средне-техническое образование
15. Незаконченное высшее образование
16. Высшее образование
17. Имеющие ученую степень

 

Тренинги по связному дыханию проводились в групповой форме. В анализируемой генеральной выборке разные группы по источникам формирования. Некоторые формировались по профессиональному признаку (Уфимские, Барнаульские, Челябинские и Карагандинские тренинги), некоторые в соответствии с тем контингентом, которым занимались организаторы тренинга. Когда группу организовывал преподаватель - это студенты. В основном группы формировались достаточно случайно через рекламу. Это были люди из разных социальных групп, в разном возрасте. В одной и той же группе вместе могли заниматься профессор, студент, рабочий и директор крупной производственной ассоциации, учитель и старшеклассник.

Выборка весьма представительна в образовательном отношении. 72,62% участников тренингов имели высшее образование, в основном гуманитарного профиля, из них 4,29% - научную степень, в том числе 12 человек - доктора наук (медицинских)(См.Таблицу 3).

 

Таблица 3

Образовательная характеристика выборки.

 

NN пп Уровень образования Количество участников %/к общ.кол-ву участников
1. Среднее 9,18
2. Средне-техническое 9,07
3. Незаконченное высшее 9,12
4. Высшее 68,34
5. Кандидаты наук 3,95
6. Доктора наук 0,34
  Всего

 

 

Основная масса участников тренингов взрослые (83,47%), из них:

- первый период зрелого возраста (22-35 лет) - 56,01%,

- второй период зрелого возраста (35-60 лет) - 27,46%.

Возрастная группа второго периода юности составляет 16,53% от общей

выборки. Большинство среди участников тренингов - женщины (62,33%) (См. Таблицу 4).

 

Таблица 4.

Половозрастная дифференциация выборки.

 

NN пп Параметры Количество участников %/ к общ. кол участников
1. Возраст от 17 до 21 лет 16,53
2. Возраст от 22 до 35 лет 56,01
3. Возраст от 35 до 60 лет 27,46
4. Мужчин 37,67
5. Женщин 62,33
  Всего

 

Каждый этап исследования имел свою подвыборку в этой общей совокупности, но феноменология РСС исследовалась и ее картина дополнялась на всей совокупности.

Каждый этап исследования имел свою подвыборку в этой генеральной выборке, но феноменология РСС исследовалась и ее картина дополнялась на всей выборке.








Date: 2015-05-22; view: 320; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2022 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию