Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние РСС на личностные характеристики





участников тренинга.

 

При обсуждении возможностей РСС особое значение придается трансформации личности и личностных смыслов занимающихся. Операционально определяя, что за этим стоит, можно сказать, что трансформация личности - это изменение устойчивых констелляций личностных черт, определяющих отношение к себе, к другим людям, к миру, изменение способов взаимодействия с миром. Изменение личностных смыслов в определенной степени означает преобразование ведущих мотивов, отражающих социогенные и психогенные потребности личности, изменение потребностного профиля личности.

Исходя из этого предметом исследования было влияние тренинга на динамику характерологических черт и мотивационно-потребностную сферу личности. Нас интересовало, какие личностные особенности являются наиболее чувствительными к психологическому воздействию тренинга. Косвенным образом это свидетельствовало бы и об эффективности тренинга. Изучались переменны самоотношения:

- уверенность в себе, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самообвинение, внутренняя конфликтность, самопривязанность, внутренняя честность, локус контроля;

- тревожность (ситуативная, личностная, экзаменационная),

- мотивация, потребности в достижениях, доминировании, аффилиации, познании, одобрении.

В качестве методов использовались стандартизированные отечественные и зарубежные психодиагностические опросники: Марлоу-Крауна, Столина, батарея тестов Орлова, шкалы Спилбергера, анкета Маудели. Опросы проводились до и после тренинга.

Влияние тренинга определялось следующим образом: если лица, прошедшие тренинг, обнаруживали более высокий балл по какой-либо переменной по сравнению с фоновыми показателями, считалось, что тренинг оказывает влияние на данную переменную. Сравнивалось распределение численности участников по трем уровням переменной (низкий, средний, высокий) до и после тренинга с помощью критерия Хи-квадрат Пирсона.

Исследование проводилось в 1992 г. Объем выборки 67 человек, из них 20 мужчин и 47 женщин.

Приведем групповой психологический портрет участников семинара, составленный по результатам предварительного обследования. В данном портрете приводятся данные о неблагоприятных показателях, поскольку именно они выступают предметом коррекции в тренинге.

Для большей части группы (75,76%) характерна зависимость от благоприятных оценок со стороны других людей, ранимость, чувствительность к межличностным влияниям и влияниям среды, высокая потребность в одобрении их поведения и деятельности со стороны других людей, сдерживание агрессивных реакций, повышенная потребность в общении (шкала мотивации одобрения).

65% участников обнаружили неудовлетворенность собой, своими возможностями, сомнения в способности вызвать уважение (шкала самоуверенности).

У 69,5% выявлено наличие внутренних конфликтов, сопровождаемых высокой тревожностью (шкала внутренней конфликтности).

У значительной части (68,8%) выявлена повышенная тенденция к интрапунитивным реакциям, готовность поставить себе в вину свои промахи и недостатки, негативные реакции в свой адрес даже несмотря на высокую оценку своих достижений и качеств (шкала самообвинения).

Приблизительно 40% участников характеризуется низким уровнем самоценности, то есть недооценкой своего духовного "Я", сомнениями в ценности своей личности. При этом отмечается ригидность "Я - концепции", привязанность к неадекватному Я-образу (шкал самоценности и самопривязанности).

У 33% выявлен низкий уровень интернальности, плохая саморегуляция, неспособность противостоять обстоятельствам, слабое развитие "Я" как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего личность и деятельность (шкала локус контроля).

31% характеризуются низким уровнем принятия самих себя такими, какие они есть, что является симптомом внутренней дезадаптации (шкала самопринятия).

До тренинга 70,3 % участников показали средний уровень внутренней честности, то есть тенденцию к закрытости, неспособность или нежелание осознать значимую неприятную информацию о себе, неглубокой осознанности "Я", кроме того 7,3% показали высокий уровень внутренней нечестности. 18,3% участников обнаружили глубокую осознанность "Я", повышенную рефлексивность.

Относительно мотивации получены следующие данные: у 55% участников наблюдается высокая потребность в аффилиации, то есть стремление находиться рядом с другими людьми, устанавливать и поддерживать дружеские отношения и тенденции рассматривать других как похожих, подобных себе. У 25% наблюдается средний уровень потребности в аффилиации, у 20% низкий уровень, то есть независимость, ощущение комфорта в одиночестве.


У подавляющего большинства участников (78%) имеет место средний уровень потребности в достижениях, то есть стремление к независимости деятельности, развитию и упражнению своих способностей и таланта, к достижению уникального результата, в целом - к успеху. Высокий уровень данной потребности наблюдался у 15% участников, низкий - 7%.

Результаты психологического обследования участников, полученные после окончания тренинга таковы.

Среди исследуемых психологических параметров можно выделить группу свойств, чувствительных к данному психологическому воздействию.

Самые значительные наблюдения наблюдаются на уровне тревожности, которая снизилась практически у всех испытуемых (97%).

Среди характеристик самоотношения в первую очередь наблюдаются позитивные изменения в уровне самоценности. Самоценность как заинтересованность в собственном "Я", безусловная любовь к себе, ощущение ценности собственной личности, предполагаемая ценность своей личности для других людей, возросла на 38%.

Уверенность в себе возросла на 35%. Среди прошедших тренинг 70% (по сравнению с 35% до занятий) обнаружили высокий уровень уверенности в своих возможностях, удовлетворенность собой, отсутствие внутренней напряженности. Существенно снизилась внутренняя конфликтность - на 34%. 64,5% участников (в отличие от 30,5% до тренинга) показали адекватный образ "Я", отсутствие вытеснения, высокий уровень рефлексивности, осознание своих трудностей. Существенно уменьшилась тенденция к самообвинению 35,8%. Только 33% в отличие от 68,8% до тренинга показали высокий уровень интрапунитивных реакций. Повысилась флексибильность личности, то есть снизился уровень самопривязанности на 24%. 64% участников (в отличие от 40% до тренинга) обнаружили желание и готовность к самоизменению. Другие характеристики самоотношения существенно не изменились.

Относительно мотивации отмечается следующее. Потребность в аффилиации осталась на высоком уровне, имеет место небольшие сдвиги в сторону среднего и низкого уровня, но они не являются существенными. Небольшое смещение данных в сторону снижения потребности можно объяснить снижением тревожности, которая является часто "активатором" потребности в аффилиации.

Определенные изменения претерпевает потребность в достижении. Если до тренинга преобладающим был средний уровень потребности в достижениях - 78% участников, то после тренинга численность участников со средним уровнем снизилась - на 40,5% (до 37,5%) при одновременном увеличении как группы с низкой потребностью (на 17,5%), так и группы с высокой потребностью (на 23%). Таким образом наблюдают две основные тенденции: увеличились консистентность данной мотивации и группа с высокой потребностью в достижениях.

Анализ показывает, что характеристиками, чувствительными к влиянию тренинга являются:

- тревожность

- самоценность

- уверенность в себе

- внутренняя конфликтность

- самообвинение

- консистентность потребности в достижении

- потребность в достижениях.


Нечувствительны к влиянию погружений в РСС:

- локус контроля

- отраженное самоотношение

- самопринятие

- потребность в аффилиации.

Основываясь на результатах исследования можно сделать следующие выводы:

1. РСС избирательно влияет на ряд параметров самоотношения.

2. РСС изменяет некоторые динамические мотивационные характеристики, например консистентность мотивации достижения.

3. РСС снижает личностную и специфическую тревожность.

 

В 1995-96 гг. мы (В. Козлов, М. Лобас) провели исследование, которое имело следующие цели:

1. Исследование влияния погружений в РСС на самооценку личности.

2. Изучение динамики изменения эталонных идеальных черт человека.

В качестве объекта исследования нами были избраны тренинговые группы: 1-2 модуль "Дерево Жизни", "Инсайт" и "Танец Духа" (руководитель Владимир Козлов).

Исследование проводилось двумя методиками: "Хочу познать себя", "Будасси".

Объем выборки - 32 человека, из них 13 мужчин (40,6%) и 19 женщин (59,4%). Образовательная характеристика: 17 чел. (53%) - высшее, 6 чел. (18,75%) - неполное высшее, 6 чел. (18,75%) - среднеспециальное и 3 чел. (9,37%) - среднее.

Для удобства анализа результаты были разделены на две группы. Это обусловлено спецификой тренингов. В 1-ю группу вошли 2 профессиональных тренинга, восьмидневных, во 2-ю группу включен двухдневный тренинг личностного роста.

Различия между ними состоят в уровне сплоченности группы, глубине доверия между участниками, количеством упражнений и погружением в РСС и т.д.

Математическая обработка теста "Хочу познать Себя" заключалась в нахождении средней арифметической по каждому предъявлению в 2-х группах и в определении t Стьюдента - критерия значимости изменений.

Влияние погружений определялось таким образом: если лица, прошедшие тренинг, обнаруживали более высокий балл по какой-либо переменной по сравнению с 1 -ми и 2 -ми предъявлениями, то считалось, что тренинг оказывает влияние на данную переменную.

Обработка результатов методикой Будасси заключалась не в нахождении коэффициента, а в описании изменений, выраженных в 4-х степенях. Отмечаются появления и исчезновения черты из области Реалов и Идеалов.

Первая степень означает наибольшее количество переходов черты, 4-я - наименьшее.

Проведенное исследование позволило сделать следующие предварительные заключения:

1.В зависимости от половозрастных и образовательных характеристик людей индивидуальные изменения в самооценки имеют различную динамику:

а)лица, имеющие среднее и среднетехническое образование обнаруживают высокую динамику изменения самооценки от колеблющейся до резко повышенной;

б)у лиц с высшим образованием обнаруживается плавное повышение самооценки;

в)малая динамика изменений видна у большинства мужчин.

2. Относительно общего повышения самооценки по всем параметрам (качествам) нужно сказать, что:

а)значимые изменения по параметру "принципиальность" существуют во II -й группе между 2-м и 3-м предъявлениями;

б)по всем остальным параметрам между 1-м, 2-м, 3-м предъявлениями в обоих группах значимых изменений нет;

в)средние арифметические всех качеств показывают наглядно изменения самооценок группы в сторону их повышения.

3. Наиболее чувствительными к влиянию тренинга являются такие этические эталоны: сострадательность, беспечность, вдумчивость, увлекаемость.

4. Под влиянием тренинга (погружений в РСС) у участников изменяются представления о идеальных эталонных качествах человека, а также представления о себе.

 







Date: 2015-05-22; view: 581; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию