Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полученные результаты и их обработка





В данном разделе приведены результаты подсчета значимости различий по критерию Стьюдента (t) по методике ДМО Т.Лири. Расчеты производились средствами ЭВМ (программа "Стадия").

Результаты и обработка результатов ДМО Т.Лири.

Для обработки результатов по этой методике использовались подсчитанные баллы реального и идеального "Я" по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия (в нашем случае - при изучении структуры "Я" с помощью ДМО):

1. Властно-лидирующий;

2. Независимый-доминирующий;

3. Прямолинейный-агрессивный;

4. Недоверчивый-скептический;

5. Покорно-застенчивый;

6. Зависимый-послушный;

7. Сотрудничающий-конвенциальный;

8. Ответственно-великодушный.

а) соотношение реального и идеального "Я" до и после процесс терапии: различия значимы (t= 2,63). Нулевая гипотеза может быть принята.

б) соотношение реального и идеального "Я" до процесса терапии и через 3 месяца: различия незначимы (t=0,618). Конкурирующая гипотеза может быть принята.

в)соотношение реального и идеального "Я" до процесса терапии и через 3 месяца: различия значимы (t=3,26). Нулевая гипотеза может быть принята.

г)соотношение реального "Я" до и после процесса терапии: значимость различий по следующим октантам - 1(t=1,34), 3(t=3,37), 7(t=1,92), 8(t=0,32). По 2,4,5,6 октантам различия оказались незначимыми.

Соотношение реального "Я" после процесса терапии и через 3 месяца: различия по октаннтам - 3(t=0,721), 7 (t=0,677), 8(t=0,694). По 1,2,4,5,6 октантам различия оказались значимыми.

Соотношение реального "Я" перед процессом терапии и через 3 месяца: значимость различий по следующим октантам - 3(t=2,21), 7(t=1,99), 8(t=2,78). По 1,2,4,5,6 октантам различия оказались незначимыми.

д)соотношение идеального "Я" до и после процесса терапии: значи-мость различий по следующим октантам - 1(t=1,48), 3(t=2,11), 7(t=3.02), 8(t=1,27). По 2,4,5,6 октантам различия оказались незначимыми.

Соотношение идеального "Я" после процесса терапии и через 3 месяца: различия незначимы по октантам - 3(t=06623), 7(t=0,68), 8(t=0,661). По 1,2,4,5,6 октантам различия оказались значимыми.

Соотношение идеального "Я" перед процессом терапии и через 3 месяца: значимость различий по следующим октантам - 3(t=1,97), 7(t=2.14), 8(t=2,53). По 1,2,4,5,6 октантам различия оказались незначимыми.

Вышеперечисленные результаты относятся к экспериментальной группе. Соответствующие замеры, произведенные в контрольной группе, показали отсутствие значимых различий во всех проведенных замерах.

 

Обсуждение полученных результатов и их интерпретация.

1) Экспериментальные тестовые замеры, произведенные в контрольной группе выборки, показали отсутствие значимых различий по всем параметрам, что можно объяснить определенной стабильностью образа "Я" и довольно-таки небольшим промежутком времени, в результате которого не могли произойти существенные изменения в структуре личности испытуемого. Последующие замеры (через 6 и 12 месяцев) позволят сделать более точные выводы по данному вопросу. Возможные изменения, которые могут произойти в структуре образа "Я" у испытуемых в контрольной группе, предположительно могут быть вызваны изменением в семейной или профессиональной ситуации.

2) Экспериментальные тестовые замеры, произведенные в психотерапевтической (экспериментальной) группе выявили множество интересных закономерностей.

Во-первых, выявлены значимые различия между соотношением реального и идеального образа "Я" до и после процесса групповой психотерапии. Это проявилось в "уменьшении" разрыва между реальным и идеальным в образе "Я" выборки. В данном случае возможно говорить об определенной стабилизации в образе "Я", приближении идеального "Я" к реальному "Я", или об определенной объективности в оценке своей субъективности, что можно отнести на счет влияния процесса групповой психотерапии.

Во-вторых, выявлены значимые различия в образе "Я" до и после процесса групповой психотерапии. Как и в образе "реального", так и "идеального Я" у испытуемых было обнаружено уменьшение показателей по 1 и 3 октантам, что соответствует субъективной оценке испытуемыми уменьшения у себя властно-лидирующих, прямолинейно-агрессивных, недружелюбных тенденций в структуре образа "Я". Вместе с этим было обнаружено увеличение показателей по 7 и 8 октантам, что соответствует субъективной оценке испытуемыми увеличения у себя готовности помогать и сочувствовать окружающим, стремлении к сотрудничеству с группой, дружелюбии. Данный факт заслуживает особенного внимания, так как увеличение и уменьшение строго определенных тенденций в структуре "Я" соотносится с атмосферой взаимной поддержки, дружелюбия, отсутствия конкуренции, духа партнерства и взаимоуважения, царящей и присутствующей на групповых семинарах-тренингах по интегративным психотехнологиям (по крайней мере на семинарах, на которых производилось тестирование).


В-третьих, отсутствие значимых различий в образе "Я" после процесса групповой психотерапии и спустя три месяца после нее по 3,7,8 октантам дают возможность с большой достоверностью утверждать, что эти изменения в образе "Я" оказались сохранными и стабильными во времени.

Что касается результатов по первому октанту, то они вернулись на уровень, который был получен при замере до процесса групповой терапии. Это можно объяснить тем, что через три месяца испытуемые вновь адаптировались к привычной жизни, в которой необходимо проявлять властно-лидирующие тенденции, которые становятся не нужны в искусственно создаваемом пространстве семинара-тренинга.

Хотя трудно учесть все факторы, влияющие на изменение структуры образа "Я", полученные результаты позволяют говорить с большой долей вероятности о том, что все (или большинство) описанных результатов, являющихся проявлением у испытуемых изменений в образе "Я", в преобладающем своем числе можно отнести к многообразным факторам влияния процесса групповой психотерапии.

 

Выводы по работе.

1) В нашей работе произведена попытка экспериментального исследования влияния тренинга с применением связного дыхания на личность.

2) Выдвинутые гипотезы подтвердились, а именно:

- процесс терапии, основанной на эмпирических методах, приводит к изменениям в образе "Я", значимо отличающимся от изменений в образе "Я" у людей, не проходивших процесса эмпирической терапии;

- изменения в образе "Я", вызванные тренингом с использованием связного дыхания (ИИПТ), устойчивы во времени.

3) Наиболее характерными и устойчивыми изменениями в образе "Я", связанными с тренингом ИИПТ явились следующие:

- уменьшение прямолинейно-агрессивных тенденций;

-увеличение ответственно-великодушных и сотрудничающе-конвенциальных тенденций;

За последние три года нами проведено большое количество исследований влияния ИИПТ на выборки разного возраста, начиная от младшего школьного и заканчивая юношеским. Некоторая часть из них изложена в в совместной монографии с Ириной Шемет (“Интегративные психотехнологии в социальной работе”. Ярославль, 1996 г.). Изучено влияние интегративных психотехнологий на успешность логопедической работы с детьми-дошкольниками (1996 г. - Протопопова О., Козлов В.)

После проведения занятий с использованием интегративных психотехнологий были выявлены следующие закономерности:

- не наблюдается динамика у детей с низким уровнем речевой активности (и до и после занятий эти дети не смогли назвать ни одного слова.

- возрастает общее количество употребляемых слов у всех других групп детей.

- возрастает количество детей с достаточно высокой речевой активностью (группа в)). В нашем исследовании на 15%.

- у 80% детей заметны изменения в речевой активности в сторону увеличения объема словарного запаса, уменьшения количества повторяющихся слов и аспонтанности. Появляются ассоциативные ряды, увеличивается работоспособность и уровень врабаываемости.

- чем выше результат до проведения занятий, тем выше он становится по качественным и количественным параметрам после применения интегративных психотехнологий

 







Date: 2015-05-22; view: 434; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию