Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные психологические технологии управления оперативным персоналом





В соответствии с п. 1.7 ПТЭ лица, поступающие на железнодорожный транспорт на работу, связанную с движением поездов, должны пройти не только профессиональное обучение, но и профессиональный отбор с целью опре­деления уровня их пригодности к выполнению соответствующих должност­ных обязанностей.

Требования к профессиональному отбору дежурных по станциям, диспет­черского персонала всех уровней управления, локомотивных бригад и т.д. ус­танавливает МПС России.

Необходимость проведения профессионального психологического отбора таких специалистов, как дежурные по станции и диспетчера, включенные в



управление перевозочным процессом, объясняется спецификой их деятельнос­ти. Их работа связана с большой ответственностью при постоянно возни­кающих нестандартных ситуациях, когда требуется мгновенная оператив­ность в принятии решений. Эти специалисты непосредственно причастны к обеспечению надежности и безопасности движения, и недаром они включе­ны в так называемую «группу риска», потенциально несущую в своей де­ятельности цену ошибочных решений и действий. Поэтому наличие только профессиональных знаний совершенно недостаточно для выработки умений управлять коллективом в экстремальных ситуациях. Здесь необходим опреде­ленный уровень развития психологических качеств командира среднего звена.

Актуальность профессионального психологического отбора оперативных ра­ботников все более возрастает в связи с жесткими экономическими условия­ми, необходимостью применения информационных ресурсосберегающих технологий, с введением новой структуры диспетчерского управления на се­ти железных дорог.

Подбор, расстановка и использование оперативного персонала выходит в современных условиях на одно из важнейших мест в эксплуатационной рабо­те сети.

Важным и действенным инструментом совершенствования системы подбо­ра и подготовки оперативных работников является автоматизированная сис­тема, разработанная Отраслевым центром психологических исследований.

Научно-исследовательский психологический центр, созданный на базе Пе­тербургского государственного университета путей сообщения (ПГУПСа), является крупнейшей психологической организацией МПС России. Он осу­ществляет свою деятельность на основе разработанной и принятой в минис­терстве «Комплексной программы внедрения на железных дорогах сети сис­темы профотбора на ведущие профессии хозяйства перевозок».

Определились главные направления в работе центра, в связи с чем сложи­лась его структура. Специалистами Департамента кадров и учебных заведе­ний МПС России (рук. Н.М. Бурносов) и Отраслевого центра психологиче­ских исследований (рук. С.С. Сергеев) продолжаются разработка и совер­шенствование системы психологической оценки и подбора персонала для выдвижения в резерв высшего и среднего командного звена с учетом психо­логических характеристик и управленческого потенциала людей. В ПГУПСе разработаны важнейшие принципы системы работы с кадрами: изданы мето­дические рекомендации по использованию автоматизированной системы отбо­ра оперативного персонала с использованием компьютерных тестов. Автома­тизированная методика обеспечивает стандартность условий проведения тес­тирования, надежность результатов прогноза и удобство для пользователя.

Особое значение проблема профессионального психологического отбора приобретает с переходом на ряде направлений на скоростное и высокоскоро­стное движение. Для этих условий готовится специальная программа.

Процедура профессионального психологического отбора проводится спе­циалистами-психологами регионов сети железных дорог, назначенными для выполнения этих обязанностей руководством региона.


Специалист-психолог должен пройти соответствующую подготовку в На­учно-исследовательском психологическом центре ПГУПСа и получить сви­детельство.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору опера­тивного персонала могут проводиться только с использованием автоматизи­рованной системы в соответствии с методикой, утвержденной МПС России.

Служебные материалы по отбору и результатам психологических обследо­ваний могут быть переданы только учреждениям, организациям и лицам, пе­речисленным в данном документе, и не подлежат разглашению и использова­нию в неоговоренных целях. Они хранятся в базе данных автоматизирован­ной системы, доступ к которой разрешен лишь специалисту-психологу.

Общий контроль за внедрением и проведением профессионального пси­хологического отбора оперативных работников на сети железных дорог осу­ществляет Департамент управления перевозками МПС России.


Организация, контроль за правильностью проведения процедуры отбора, анализ, обобщение и систематизация результатов на сети железных дорог воз­ложены на Научно-исследовательский психологический центр ПГУПСа.

В настоящее время для решения актуальных задач работы с кадрами на сети железных дорог проводится научно-исследовательская работа в пер­спективных направлениях.


1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ



1.1. Основные принципы организации движения.

Документы, регламентирующие деятельность

железнодорожного транспорта

Важнейшими принципами организации движения на сети железных дорог являются:

полное обеспечение потребностей населения в транспортном обслуживании
при безусловном выполнении безопасности
движения поездов, безопасности
пассажиров, сохранности перевозимых грузов, багажа и грузобагажа;

выполнение заявок грузоотправителей на перевозки грузов;

тесное взаимодействие всех подразделений, обеспечивающих перевозоч­ный процесс: станций, вокзалов, участков, направлений, локомотивных и вагонных депо, ПТО и ПКО, которые строят свою работу на основе раз­работанных технологических процессов при строгом соблюдении без­опасности движения, принципов параллельности операций, ритмичнос­ти и равномерности;

организация вагонопотоков в поезда в соответствии с планом формирования,
повышение транзитное™ и скорости продвижения по направлениям;

продвижение поездов по участкам строго по графику, выполнение которого
обязательно для всех служб и подразделений железнодорожного транс­
порта;

установление технических норм для станций, отделений и железных дорог;

организация оперативного планирования и диспетчерского руководства на сети.
Эти принципы реализуются при широком внедрении средств автоматики,

телемеханики, комплексных автоматизированных систем и оптимизации мо­дели управления перевозочным процессом.

Нормативно-правовая база деятельности железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также правоотношения железных дорог с грузовла­дельцами регламентируются следующими документами:

■ Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской
Федерации»;

■ Основными направлениями развития и социально-экономической поли­
тики железнодорожного транспорта на период до 2005 года;

■ Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте,
утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
№384 от 18 мая 2001 г.;


■ Федеральным законом «Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации».

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте Российской Федера­ции» определяет экономические, правовые и организационные основы де­ятельности железнодорожного транспорта, его роль и место в экономике и социальной сфере страны. Он регламентирует отношения железнодорожного транспорта с органами государственной власти, другими видами транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объек­тов железнодорожного транспорта, а также с пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа.


«Основные направления развития и социально-экономической политики же­лезнодорожного транспорта на период до 2005года» являются документом, оп­ределяющим важнейшие задачи отрасли по обеспечению транспортных по­требностей государства в условиях развития реформ, улучшению его взаимо­действия со всеми субъектами рынка, техническому прогрессу, а также росту благосостояния железнодорожников.

Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации регулирует отношения между железными дорогами и грузоотправителями, грузополуча­телями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами транспорта и определяет их права, обязанности и от­ветственность.

В связи с проводимой структурной реформой по разделению функций уп­равления (отделению государственных функций от производственных) гото­вится Положение об основах государственного регулирования на Федераль­ном железнодорожном транспорте.

Трудовые отношения на железнодорожном транспорте, в частности, от­ношения между работодателями и работниками, регулируются Трудовым ко­дексом Российской Федерации, а также отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами на железных дорогах и отделениях.

Внешнеэкономическая деятельность железнодорожного транспорта в со­ответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте Россий­ской Федерации» определяется договорами, а внутриэкономическая — прави­лами.

Такими документами, регламентирующими перевозочный процесс, явля­ются:

■ Сборник правил перевозки грузов на железнодорожном транспорте;

■ Правила перевозки опасных грузов по железным дорогам;

■ Технические условия погрузки и крепления грузов.

Безопасность работы железнодорожной сети регламентируется Правила­ми технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструк­цией по движению поездов и маневровой работе и Инструкцией по сигнализации.

Основой текущей работы всех подразделений транспорта является план перевозок, по данным которого составляется план формирования поездов, распределяющий сортировочную работу между станциями.


       
 
   
 


Для обеспечения выполнения плана перевозок осуществляется техниче­ское нормирование, предусматривающее распределение вагонного и локомо­тивного парков между дорогами и отделениями в соответствии с их потреб­ностями, наилучшее использование подвижного состава и пропускной спо­собности линий.

Документом, объединяющим деятельность всех подразделений железно­дорожного транспорта, обеспечивающим слаженность в их работе, является график движения поездов.

На основе графика и плана формирования поездов разрабатываются тех­нологические процессы, обеспечивающие четкое взаимодействие парков и районов станций.

Текущая техническая работа подразделений сети железных дорог осу­ществляется при обязательном выполнении приказов и инструктивных ука­заний МПС России.


1.2. Понятие о поезде. Классификация, нумерация и индексация грузовых поездов

Поездом называется сформированный в соответствии с ПТЭ и планом фор­мирования сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, имеющий установленные сигналы.

В качестве поездов рассматриваются также локомотивы без вагонов, мо­торные вагоны и специальный самоходный подвижной состав, отправляе­мый на перегон.

Грузовой поезд сопровождают следующие документы:

натурный лист, содержащий общие данные о составе поезда, о каждом ва­
гоне в порядке их размещения в составе и следующий с поездом до стан­
ции расформирования;

на каждый груженый вагон — перевозочные документы, следующие с ним
до станции назначения, или пересылочные ведомости на специализирован­
ные порожние
вагоны.

На сети железных дорог страны установлена классификация поездов по следующим признакам. Скорости движения:

 

ускоренные уменьшена масса, увеличена скорость (рефрижераторные, молочные, овощные, контейнерные и др.)
обычной скорости обычные поезда
Число групп:
одногрушшые,, из вагонов, следующих на одну станцию расформирования или выгрузки
групповые подобранные в поезде группы назначением на две или более станций

Состояние:

 

груженые из груженых вагонов
порожние из порожних вагонов
комбинированные из груженых и порожних вагонов

Условия формирования:

 

отправительские организованы с мест погрузки с обязательным проследованием без переработки до станции назначения
технические формируются на технических и грузовых станциях без участия грузоотправителей

Назначение:

 

прямые из вагонов назначением на одну станцию в адрес одного получателя
в распыление из вагонов на станцию распыления по плану формирования

Условия обращения:

 

маршруты кольцевые курсирующие с постоянным составом вагонов между станциями погрузки и выгрузки
маршруты технические обрашаюшиеся по установленным «ниткам» графика между предприятиями-отправителями и получателями с технологическими процессами, требующими ритмичной доставки грузов
сквозные проходят без переработки одну или более технических станций
участковые проходят без изменения состава в пределах одного участка
сборные развозят и собирают вагоны по промежуточным станциям участка
сборные удлиненные работают на опорных промежуточных станциях нескольких участков
участково-сборные (зонные) часть участка проследуют без работы
вывозные отправляются с технических станций на часть участка с возвращением обратно
передаточные курсируют между станциями одного узла
хозяйственные отправляются на перегон для выполнения хозяйственных и ремонтно-восстановительных работ

Каждому сформированному поезду присваивается определенный номер и индекс для указания направления его следования (нечетное, четное), рода, категории, кодов станций формирования и расформирования.

Поездам, следующим с севера на юг и с востока на запад, присваиваются нечетные номера, а обратно - четные.

В графиках движения 2001- 2002 гт. принята следующая нумерация грузо­вых поездов:

сквозные ускоренные 1001- 1598

сквозные 2001- 2998

участковые 3001-3398

сборные (сборные удлиненные, участково-с борные) 3401- 3498

вывозные 3501-3598

передаточные 3601—3698

диспетчерские локомотивы 3801—3898

локомотивы-толкачи 4001-4098

резервные локомотивы 4301— 4398

хозяйственные 5001- 5398

снегоочистители 7001- 7098

восстановительные и пожарные поезда 8001- 8098

Кроме номера поезду присваивается индекс, который заносится в натур­ный лист. Он состоит из 10 знаков (первые четыре цифры - код станции формирования, последние четыре - код станции расформирования, средние две - порядковый номер сформированного состава; отсчет ведется от 01 до 99, далее начинается опять с 01). На станциях с машинной обработкой натурных листов индекс поезда одиннадцатизначный. Индекс поезда сохраняется на всем пути следования до станции расформирования.

1.3. Принцип построения системы

оперативного управления перевозочным процессом

на железных дорогах России

Вводимая система управления перевозками строится на основе трехуров­невой вертикали в цепочке: сеть - дорога - линейный район.

Управление перевозочным процессом реализуется в рамках следующих территориальных объединений:

сеть железных дорог РФ - сетевой центр управления перевозками (ЦУП); • железная дорога — единый центр диспетчерского управления (ЕЦДУ) в границах существующих дорог с переходами в перспективе при соответ­ствующем укрупнении железных дорог к региональным центрам управле­ния.

Деление сети на регионы будет осуществляется по технологическому прин­ципу с включением в регион полигонов, в пределах которых 70- 80 % пе-


ревозок грузов завершает свой цикл. В регион войдут укрупненные участки, гарантийные участки пунктов технического обслуживания (ПТО), участ­ки работы локомотивов и локомотивных бригад;

опорный центр управления (ОЦ) эксплуатационной работой линейных
районов по развозу и сборке местных вагонов, организации погрузки и
выгрузки грузов, распределению и использованию маневровых локомо­
тивов, оформлению перевозочных документов на вагоны, поезда и все
информационное обеспечение.

■ Сеть центров управления перевозками представлена на рис. 1.1.
Центральным органом оперативно-диспетчерского управления в общей

автоматизированной системе является центр управления перевозками МГТС
России (ЦУП МПС России). -,

ЦУП МПС России - организационно-технологическая структура в Де­партаменте перевозок МПС России.

ЦУП работает в оперативном режиме и обеспечивает управление перево­зочным процессом в пределах сети железных дорог. Он управляет грузопото­ками и вагонопотоками от пунктов зарождения до пунктов погашения их, осуществляет связь с представительствами других видов транспорта, крупными


           
 
 
   
   
 

СЕТЬ

Планирование и организация перевозки массовых грузов. Планирование и организация управления погрузочными ресурсами. Организация управления вагоно- и поездопотоками. Планирование и организация управления тяговыми ресурсами

ДОРОГА

Оперативное и текущее планирование поездной и грузовой работы. Планирование и организация управления погрузочными ресурсами в пределах дороги.

Обеспечение выполнения сетевых регулировочных заданий и плано­
мерного прикрепления вагонов к заявкам отправителей.
Управление тяговыми ресурсами__________________________________


Оц


линейный район

Отправление поездов в соответствии с графиком и планом формиро­вания.

Выполнение указаний ЦУПа и ЕЦДУ по оперативным заданиям. Переработка транзитного вагонопотока, смена локомотивов, бригад, осмотр транзитных поездов в соответствии с единой сквозной техно­логией. Передача грузов между государствами и другими видами транспорта


 


Рис. 1.1. Схема сети центров управления перевозками



клиентами, портами, пограничными станциями, операторскими компания­ми, с зарубежными потребителями транспортных услуг, транспортным отде­лом Правительства Российской Федерации, с другими департаментами МПС, Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) и т.д.

В диспетчерский аппарат ЦУПа входят главный диспетчер МПС России (ЦДГПС), в функции которого включено оперативное планирование и обес­печение перевозок на сети, диспетчеры по направлениям и диспетчер-ваго-нораспределитель, занимающийся обеспечением перевозок вагонами по за­явкам ЦФТО, регулированием порожних вагонов, вопросами прогнозирова­ния выгрузки, анализом использования вагонного парка.

Контроль за работой припортовых станций, продвижением поездов на­значением в порты с учетом прибытия судов, взаимодействием с таможенны­ми и пограничными органами осуществляет диспетчер по работе с речным и морскими портами.

Кроме того, в составе ЦУПа есть диспетчеры локомотивные, пассажир­ские, по грузовой работе и по другим хозяйствам технического обеспечения.

Для организации и контроля за перевозками особо важных грузов в со­став диспетчерского аппарата включены диспетчеры по перевозке продо­вольственных грузов, зерна, нефтехимических, строительных и лесных, руд-но-металлургических грузов и т.д.

На ЕЦДУ возлагаются функции управления перевозочным процессом в пре­делах дороги. Он осуществляет оперативное и текущее планирование перево­зок с экономической оценкой вариантов решений, организует поездную ра­боту, обеспечивает распределение вагонов по заявкам грузоотправителей, вы­полнение регулировочных заданий по сдаче порожних вагонов и содержанию вагонных парков, управление локомотивными парками и бригадами и т.д.

В составе диспетчерского аппарата ЕЦДУ работают старший диспетчер (руководитель смены), диспетчеры по районам управления дороги, по пере­возкам выделенных грузов, планированию «окон» в графике движения и от­раслевым хозяйствам (вагонному, путевому, электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи и т.д.).

Структурная схема единого центра управления перевозками представлена на рис. 1.2.

Опорный центр управления перевозками (ОЦ) является подразделением в единой организационно-технологической системе управления (ЦУП -ЕЦДУ- ОЦ).

ОЦ входит в ЕЦДУ в качестве структурного подразделения и осуществля­ет оперативное руководство работой линейного района.

ОЦ объединены по территориальному принципу и принципу завершен­ности технологического цикла организации местной работы.

В состав ОЦ могут входить сортировочная, участковая, грузовые и много­численные промежуточные станции. Например, опорный центр Муром Горьковской железной дороги включает в себя 2 участковых, 2 грузовых и 24 промежуточных станций.


 

 

 

 

  нз по перевозкам
      >    
  Д  
/      
ди Д3 1  

       
   
 

ДЗ тех.

ДЗ АСУ

[Тех, отдел]


Отделы

 

        _,  
». ■& пл.    
ере та о. и. экс рс. з/г
с »о   о _
сц. а. **> X с о. I
с та   с а.
и а. с     н

 

 

 

 

  Нач.] ЕЦДУ  
Зам. нач.
                   
раб.     о. о с . оке _        
о. п       Си Си   2:  
с   с ВЫф плаь          
  11 1     Отдел учета
т эк               и анализа
       

                Ст. ЕШСП.          
            (рук . СМ.)    
          Д И С П Е Т Ч Е Р Ы  
                      н н    
& о. •е- '"окна" лок. уголь налип рудн. строит. лес удобр. спец. жспорт. импорт х X X  
                          п  

Опорные центры, линейные предприятия

Рис. 1.2. Принципиальная структурная схема единого центра диспетчерского управления перевозками на дороге

В ОЦ реализуются не только функции организации и управления перево­зочным процессом (прежде всего местной работой), но и сами технологиче­ские операции этого процесса (прием груза к перевозке, погрузка, выгрузка, формирование поездов и т.д.).

Возглавляет работу опорного центра (ОЦ) начальник, который имеет за­местителей по оперативной и грузовой работе.

Начальник ОЦ осуществляет руководство на основе единоначалия. Его права и обязанности определены Положением об опорном центре управле­ния перевозками, утвержденным МПС России.

ОЦ имеет диспетчерский персонал, обеспечивающий оперативное руко­водство сменно-суточной работой района на основе единой технологии по­ездной и маневровой работы. Диспетчерский аппарат оперативно руководит также работой подразделений, непосредственно участвующих в перевозоч-


ном процессе (парков, сортировочных горок, локомотивных депо, ПТО, ПКО, дистанции пути и т.д.)- Все подразделения должны быть оснащены со­ответствующими АРМами.

В своей деятельности ОЦ руководствуется законодательством Россий­ской Федерации, указаниями, инструкциями и другими нормативными доку­ментами, актами ЦУПа, ЕЦДУ и Положением об опорном центре управле­ния перевозками.

Единый технологический процесс работы опорного центра включает:

■ технологические процессы работы станций;

■ план формирования поездов всех категорий;

■ нормативный график отправления поездов, обслуживающих местную работу;

■ план-график местной работы линейного района;

■ нормативный график оборота маневровых, вывозных, передаточных и
диспетчерских локомотивов;

• календарный план погрузки и выгрузки грузов, согласованный с агентст­вами фирменного транспортного обслуживания.

ОЦ осуществляет взаимодействие с грузоотправителями и грузополучате­лями, обеспечивает заявки на перевозки грузов нужным подвижным соста­вом, планирование и выполнение планов грузовой работы.

Кивиярви экс Вяртсиля Светогорск Бусловская
Нарва
Дмитров (искл) рославль Гл (искл)
Печеры Псковские
Управление из ЕЦДУ Горьковскойж д

Савелово (вкл) Поворово I (вкл)

Пыталово*

С предприятием пассажирского хозяйства ОЦ взаимодействует в части орга­низации подачи, уборки, ремонта и экипировки составов пассажирских поездов. Примерные перспективные схемы регионов сети железных дорог России представлены на рис. 1.З.- 1.9.

Рис. 1.3. Северо-Западный регион (примерная схема)


Савелово

Калининград Черняховск

Второво вдимир (искл.) Кропачево

Готня


Касторная- Курская (искл) \-1иски

Данилов (искл.)


Рис. 1.4. Центральный регион (примерная схема)


\Чагр
Аксарайская 2

Успенская

/

Самур

Благодатка (искл.)

Ильмень (искл.)

 

Дуплятка | (искл.)


Громове (искл)


Чагра (искл.)


Александров Гай

Новоперелюбская (вкл.)


 


Рис. 1.5. Южный регион (примерная схема)




Владимир (искл.)

Управление из ЕДЦУ в Самаре

Новообразцовое (искл.) / Новоперелюбская" (искл.)

Рудный клад

Никель-Тау

 


Рис. 1.6. Уральский регион (примерная схема)


Ачинск Иланская

Артышта Аскиз (искл.)

Межлуреченск Ъискамжа / Абакан

Вагай

(искл.)


Омск


. Новосибирск

Татарская I ___ _____ I Тайга


 


Мариинск (вкл)

Управление из ЕДЦУ Красноярской ж. д.


 



Рис. 1.7. Западно-Сибирский регион (примерная схема)


Карымская

Тайга


Управление из ЕДЦУ в Новосибирске

4 Управление из ЕДЦУ в Красноярске


Хани (искл.)

Ерофей Павлович (вкл.)

Управление из ЕДЦУ Забайкальской ж. д.


Рис. 1.8. Восточно-Сибирский регион (примерная схема)

. Сахалин



„,, Комсомольск-НовыйУргал на.А

Хани (вкл.)

Ванино

Владивосток

Карымская

 


 


Управление из ЕДЦУ Забайкальской ж. л.

Рис. 1.9. Дальневосточный регион (примерная схема)



2. УПРАВЛЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ СТАНЦИЙ

2.1. Классификация и назначение станций

На сети железных дорог СНГ и Балтии насчитывается более 11 тысяч станций, из которых около 7 тысяч открытых для грузовых операций.

Станции являются важнейшими линейными производственно-хозяйст­венными организациями, на которых осуществляется непосредственная связь железной дороги с населенными пунктами, промышленными пред­приятиями и агропромышленными комплексами.

На станциях начинается и заканчивается перевозочный процесс. Качество их работы определяет надежность и безопасность всей транспортной систе­мы. Станциям принадлежит важная роль и в организации информацион­но-управляющего обеспечения всего перевозочного процесса.

Станцией называется раздельный пункт с путевым развитием и устройст­вами, позволяющими выполнять операции по приему, отправлению, скрещению и обгону, а при развитых путевых устройствах — формированию и расформирова­нию поездов, а также по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов, багажа, грузобагажа и по обслуживанию пассажиров.

На станциях выполняются многочисленные технические, коммерческие, грузовые и пассажирские операции.

В зависимости от функционального назначения станции подразделяются на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские.

Промежуточные станции. Назначение - пропуск, скрещение, обгон по­ездов, производство маневров со сборными поездами (прицепка, отцепка, подача и уборка вагонов), грузовые операции, посадка и высадка пассажи­ров, прием, выдача, погрузка и выгрузка багажа, почтовые операции, в неко­торых случаях погрузка и формирование отправительских маршрутов.

Для выполнения всех указанных операций на станциях предусматривают­ся соответствующие устройства (рис. 2.1).

Промежуточная станция обслуживает, как правило, определенный эко­номический район. Станции, на которых сконцентрирована значительная грузовая работа, называются опорными промежуточными. На них предусмат­ривается усиление путевого развития и грузовых устройств.

Участковые станции. Основное их назначение - обработка транзитных поездов, смена локомотивов и локомотивных бригад, формирование и рас-


осей

осей

/ОССЧ

\ оссн

8 \ СОСНЕ


/ |"РОСО\

\ /

А. нэоо.

1-000


/ \


\ в /

Рис. 2.1. Схема промежуточной станции продольного типа:

I, II — главные пути; 3, 4— приемо-отправочные пути; 5— выставочный путь; 6— погрузочно-разгрузочный путь; 7, 8— вытяжные пути; (Т) — пассажирское здание; (2) — пассажирские плат­формы; (3) — крытый склад, (4) — платформа под навесом; (5) — навалочная площадка

формирование участковых и сборных поездов, выполнение пассажирских, грузовых и коммерческих операций. Схема узловой участковой станции представлена на рис. 2.2.

Сортировочные станции. Они располагаются в пунктах слияния не­скольких железнодорожных направлений, в крупных промышленных цент­рах, в районах массовой погрузки и выгрузки грузов (вблизи речных и мор­ских портов, добывающих бассейнов) и предназначены для массовой сорти­ровки вагонов в прибывающих составах путем расформирования и формиро­вания сквозных, участковых, сборных, участково-сборных, вывозных и

В

Рис. 2.2. Схема узловой участковой станции

ф — пассажирское здание; (2) — пассажирские платформы с переходом; (3) — сортиро­вочная горка малой мощности; (4) —локомотивный тупик; (5) — вытяжные пути; Тр1 — нечетный транзитный парк; Тр2 — четный транзитный парк; С — сортировочный парк; ЛХ, ВХ — локомотивное и вагонное хозяйства, ГД — грузовой двор; ПП — подъездной путь



 


Рис. 2.3. Схема односторонней сортировочной станции

П — парк прибытия; Г — сортировочная горка; С — сортировочный парк; О — парк отправ­ления; Тр1 — нечетный транзитный парк; Тр2 — четный транзитный парк; ЛХ — локомотивное хозяйство; ВХ — вагонное хозяйство; ГД — грузовой двор; (Т) — центральный пост управления станцией; @ — компрессорная с мастерскими; (3) — приемный пункт пневмопочты; 0 — пост дежурного и составителей парка формирования; (|) — пост дежурного по отправлению

передаточных поездов в соответствии с планом формирования. Доля тран­зитного вагонопотока обычно составляет до 30 % из общего объема.

Сортировочные станции на сети железнодорожных дорог являются ре­шающими опорными пунктами в организации вагонопотоков и в выполне­нии важнейших показателей перевозочной работы.

Схема односторонней сортировочной станции дана на рис. 2.3.

Грузовые станции. Основными операциями на них являются грузовые. Эти станции предназначены для приема к перевозке, взвешивания, кратко­временного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов; приема, расформирования, форми­рования и отправления грузовых поездов, передач вагонов; производства ма­невров по подаче и уборке вагонов, обслуживания подъездных путей и орга­низации транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей.



ПП1

 


 


               
   
   
 
 
 
   


ПП2

 


Рис. 2.4. Схема грузовой станции, обслуживающей подъездные пути

ПО1 — приемо-отправочиый парк ПП1; ПО2 — приемо-отправочный парк (вт.ч. маршрутов ПП2); С — сортировочный парк; ПС — приемо-сдаточный парк групп вагонов ППЗ; ГР — грузовой район


и и |Ш11Щ|1!И11ИШ1Ш!

Схема грузовой станции, обслуживающей примыкающие подъездные пу­ти, приведена на рис. 2.4.

Грузовые станции подразделяются на:

■ станции общего пользования;

■ станции примыкания подъездных путей;

■ портовые;,(%1,

■ перегрузочные.

Разновидностями грузовых специализированных станций являются угле­погрузочные, нефтеналивные, лесопогрузочные, зерновые.

В районах расположения крупных станций налива обычно сооружаются промывочно-пропарочные станции.

В соответствии с Основными положениями работы железнодорожной станции (№ ЦД-811 от 26.03.2001 г.) в зависимости от объема грузовых, пасса­жирских, технических операций и сложности работы станции делятся на внеклассные и I, II, III, IV, V классов. Классность станции определяется на основании Инструкции МПС по сумме баллов за выполненную работу.

Отнесение станций к классам для установления разрядов оплаты труда руководящих и инженерно-технических работников производится:

■ внеклассных, I, II и III классов — начальниками железных дорог;

■ IV и V классов — начальниками отделений железных дорог (при безотде­
ленческой структуре — начальниками служб перевозок железных дорог).
Открытие и закрытие станций для выполнения всех или некоторых опе­
раций производит МПС России в порядке, предусмотренном Федеральным
законом — «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Станции имеют штемпель, а станции внеклассные, I, II и III классов — круглую печать с обозначением своего наименования.

2.2. Основные законодательные документы, регламентирующие работу станции

Работа станции организуется на основе следующих законодательных до­кументов:

■ Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской
Федерации»;

■ Основных положений работы железнодорожной станции;

■ Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Феде­
рации;

■ Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных до­
рогах Российской Федерации;

■ Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Феде­
рации;

■ плана формирования и графика движения поездов;

■ техническо-распорядительного акта (ТРА) станции;

■ технологического процесса работы станции;

■ местных инструкций по безопасности движения и технике безопасности.


Основные положения работы железнодорожной станции определяют общие задачи, возлагаемые на нее. Они содержат разделы, в которых приводятся на­значение и классификация станций, порядок их открытия и закрытия, опи­сание производственно-хозяйственной деятельности, распределение между подразделениями разных служб обязанностей по обслуживанию и ремонту устройств на станции, порядок финансирования, права, обязанности и от­ветственность начальника станции.

Техническо-распорядительный акт станции (ТРА) - это документ, характе­ризующий ее техническое оснащение, устанавливающий порядок использова­ния технических средств станции, обеспечивающих безопасность при прие­ме, отправлении и пропуске поездов, производстве маневровой работы. ТРА разрабатывается в соответствии с Инструкцией ЦД-682 от 20 августа 1999 г.

Технологический процесс работы станции определяет рациональную науч­но обоснованную систему организации работы. В нем излагаются порядок и нормы времени на выполнение операций.

Правила технической эксплуатации, Инструкция по движению поездов и
маневровой работе, Инструкция по сигнализации на железных дорогах Россий­
ской Федерации
определяют и конкретизируют правила организации перево­
зочной работы на станциях и прилегающих участках. *

План формирования поездов устанавливает порядок составообразования на станциях при обеспечении минимальных простоев, затрат маневровых средств, правильного использования технической оснащенности станций, что ведет к снижению себестоимости перевозок и повышению экономичнос­ти перевозочного процесса.

Местные инструкции по технике безопасности работников станции явля­ются приложением к ТРА и разрабатываются для крупных технических стан­ций. Они конкретизируют положения, изложенные в Правилах техники без­опасности и производственной санитарии применительно к условиям дан­ной станции.

Сборник «Правила перевозки грузов на железнодорожном транспорте» - это нормативный акт, содержащий обязательные для железных дорог, грузоотп­равителей и грузополучателей условия перевозок грузов с учетом их особен­ностей в целях обеспечения безопасности движения, сохранности грузов и подвижного состава, а также экологической безопасности.

Кроме того, станции руководствуются в своей работе Правилами перевозки опасных грузов и Техническими условиями погрузки и крепления грузов.

Основными требованиями при организации производственно-хозяйст­венной деятельности станции являются:

■ безаварийный и беспрепятственный пропуск поездов в заданном объеме
в соответствии с графиком движения поездов;

■ безопасные маневры с соблюдением правил личной безопасности работ­
ников станции и пассажиров;

■ погрузка и выгрузка грузов с минимальными простоями вагонов под гру­
зовыми и техническими операциями при обеспечении ритмичной и по­
точной технологии;


рациональное взаимодействие с грузоотправителями и грузополучателями; организация сервиса и культурного обслуживания пассажиров; высокая экономическая эффективность производства при выполнении государственных заказов по перевозкам и договорных обязательств.







Date: 2015-05-19; view: 1852; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.109 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию