Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И местных поездов. Обработка пригородных составов
Примерный график операций по отправлению дальнего поезда приведен на рис. 32.8. Состав подают к перрону за 30—40 мин до отправления. Здесь оператор технической конторы проверяет состав с натуры; выполняют поверочный технический осмотр, прицепляют багажный и почтовый вагоны и догружают багаж. Начало посадки
Рис. 32.8. Примерный график операций по отправлению дальнего поезда
х-моторВаюнный поезд; 1-презй с локомотивом Рис. 32.9. Примерный график обработки пршородною поезда без передачи в технический парк от момента прибышя до отправления поезда пассажиров объявляют при помощи громкоговорящей установки. Для местных поездов время операций может быть сокращено. Полное время нахождения состава на конечной станции от прибытия до отправления складывается из затраш времени на операции: приема поезда, нахождения состава в техническом парке (или на пассажирской технической станции) и отправления. Кроме того, сюда необходимо добавить время на передачу состава с путей приема в технический парк и обратно на путь отправления. На рис. 32.9 приведен примерный график операций по прибытии и отправлению пригородных поездов с моторвагонной и локомотивной тягой, когда состав в перерыве между прибытием и отправлением не убирается в технический парк. Один раз в сутки состав подвергают влажной уборке в электродепо или техническом парке, на что затрачивается около 1 ч. После остальных рейсов делают сухую уборку — подметают полы, протирают сиденья. При моторвагонной тяге время оборота состава (электросекции) на станции значительно меньше, чем при локомотивной. 32.6. СУТОЧНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК И РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ СТАНЦИИ Для пассажирских и технических станций разрабатывают суточные планы-графики работы на весь период действия расписания, являющиеся составной частью технологического процесса. В плане-графике (рис. 32.10) указывают работу, выполняемую с каждым
Ш И А Ж Ш к I У 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 2и 24 Часы суток Рис. 32 10. Суточный план-график работы пассажирской станции и пункта 1ех- нического осмотра поездом и составом. Отдельно на нем должна быть показана работа каждого локомотива. На крупных пассажирских станциях оперативное руководство выполнением плана-графика и дополнительных заданий на формирование и отправление поездов, прицепку вагонов и др. осуществляет станционный диспетчер Поскольку большинство производственных операций ежедневно повторяется, то их заранее наносят на бланк графика, который ведет диспетчер, и последний показывает на нем только отклонения от предусмотренной системы работы или дополнительные операции, выполняемые в порядке оперативного планирования. 32.7. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ ВОКЗАЛА1 Культурное обслуживание пассажиров на вокзалах предполагает правильную организацию работы билетных и багажных касс, справочной службы, камер хранения и бюро обслуживания (носиль- 1 Более подробно изложен в курсе «Организация пассажирских перевозок». шиков), предупредительность, внимание и вежливость работников вокзата к пассажирам, а также надлежащее оборудование вокзальных помещений, поддержание их в чистоте и порядке, наличие специальных учреждений, таких как парикмахерские, мастерские для мелкого ремонта обуви и одежды и др. Технологический процесс работы вокзала должен обеспечивать культурное обслуживание пассажиров во время их пребывания на вокзале и сокращение до минимума сроков выполнения различных операиий, связанных с отправлением и прибытием пассажиров. Технологический процесс предусматривает: увязку рабош каждого подразделения вокзала с графиком движения поездов, пропускной способное 1ыо отдельных элементов вокзала и работой городского транспорта; специализацию вокзальных помещений и устройств для рациональной последовательности операций и минимальной затраты времени па их выполнение; организацию пассажиропотоков на перронах, платформах, в помещениях вокзала и на привокзальной площади; порядок рабош билетных и багажных касс, справочного бюро, камер хранения и всех других вокзальных >чреждений, обслуживающих пассажиров; организацию труда персонала вокзала на основе широкого внедрения передовых методов обслуживания пассажиров и нормирование времени, затрачиваемого работниками вокзала на производственные операции; совмещение профессий отдельных категорий работников; порядок уборки помещений вокзала, перронов и площадей; максимальную механизацию и автоматизацию различных операций. Объем работы вокзала для составления технологического процесса определяется графиком накопления пассажиров в вокзале в зависимости от расписания движения поездов. Типовой технологический процесс работы вокзала включает следующие разделы: краткую производственную и техническую характеристику вокзала (план помещений и их назначение, схемы направления пассажиропотоков, характеристику технических средств и др.); технологию обслуживания отправляющихся, прибывающих и транзитных пассажиров, т. е. организацию пассажиропотоков, билетных и багажных операций, работы камеры хранения ручного багажа и информационно-справочной работы, порядок обслуживания пригородных пассажиров; организацию бытового обслуживания пассажиров, а также уборки вокзала; планирование работы вокзала. Технологические процессы вокзала и станции должны быть взаимосвязаны. При организации работы вокзала особое внимание нужно обратить на следующее. Обеспечение поточности движения пассажиров, т. е. сокращение до минимума всякого рода встречных передвижений. Это достигается последовательным расположением необходимых устройств для обслуживания пассажиров в соответствии с маршрутами их следования по территории вокзала. Схема поточности основных операций показана на рис. 32.11. Поток прибывающих пассажиров отделяется от потока отправляющихся. Нельзя допускать и иных встречных и пересекающихся потоков. Вместе с тем пути следова- кия пассажиров должны быть разделены с направлениями транспортировки багажа. Поточность должна быть обеспечена как в самом здании вокзала, так и на платформах и привокзальной площади. Правильная постановка справочной работы, сводящая до минимума всякие лишние передвижения пассажиров для выяснения того или иного вопроса. Справочная работа организуется: путем установки разного рода указателей, плакатов и объявлений; при помощи информации по громкоговорящей сети по заранее записанным текстам и расписанию передач; путем выдачи справок автоматическими справочными установками и через справочное бюро. В помещениях вокзалов должны быть вывешены для сведения пассажиров расписания отправления и прибытия пассажирских поездов, таблицы стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, объявления о времени открытия билетных и багажных касс, табло наличия свободных мест в поездах и указатели размещения вокзальных помещений. Информацию об отправляющихся поездах помещают на указателях, расположенных у соответствующих платформ. Распространены электромеханические указатели с дистанционным управлением с пульта, устанавливаемого в дикторской или на центральном посту станции. Возможно и автоматическое управление указателями при помощи программного устройства, связанного с часами. Применяются установка справочной оперативной информации о времени и пути отправления ближайшего пригородного поезда, табло наличия свободных мест в поездах и другие полуавтоматические и автоматические справочные установки, в том числе различные установки по принципу самообслуживания. Заслуживает внимания опыт ленинградских вокзалов — организация объединенного узлового справочного телефонного бюро, Киевского вокзала, где справочная информация сконцентрирована в зале справок, применение светящихся указателей типа Визинформ на Ленинградском вокзале в Москве и Московском в Ленинграде и др. Предотвращение скопления пассажиров в вокзале. Для этого нужно иметь достаточное количество касс, оснащенных необходи-
Рис. 32.11. Схема поточности основных операций на вокзале: я — прибытие пассажиров, 6 — отправление пассажиров мым оборудованием; следует открывать дополнительные кассы в часы увеличения потока пассажиров. Организация посадки пассажиров на поезда, которая начинается с оповещения пассажиров в залах ожидания перед выходом на перрон. Пассажиропотоки надо регулировать также на пассажирских платформах и при посадке в вагоны (с участием проводников вагонов). Внимание к нуждам пассажиров, заказ и получение транзитными пассажирами прямой плацкарты в поезде через механика-бригадира, доставка билетов на дом по заказам, предварительный прием багажа и его доставка на дом и другие передовые приемы труда должны стать нормой для пассажирских работников. Многие работники вокзалов овладели двумя-тремя специальностями, %го позволило уплотнить рабочий день и повысить производительность труда. Билетные кассы подразделяююя на кассы предварительной продажи билетов, которые для удобства населения могут быть открыты в юроде (городские станции), на крупных предприятиях, на курортах, в пригородной зоне или на вокзалах. Предварительная продажа билетов начинается по заявкам организаций не менее чем за 12 суток, при приобретении билетов непосредственно в кассах— за 2—10 суток и прекращается за 24 ч до отправления поезда. Эти кассы, кроме продажи на месте, доставляют билеты на дом гак по личным заявкам пассажиров в бюро заказов, так и по заявкам, полученным по телефону или присланным по почте за 6— 11 суток до отъезда. Осуществляется также предварительная продажа билетов на обратный проезд (в прямом сообщении за 15—■ 45 суток до отправления поезда из пункта обратного выезда пассажира); кассы дальнего следования (суточные и транзитные) для продажи на вокзалах билетов пассажирам в день отъезда. Преимуществом получения билетов в этих кассах пользуются транзитные пассажиры. Суточные кассы открывают за 24 ч, а закрывают за 3—5 мин до отхода поезда; кассы продажи билетов на пригородные поезда. Количество билетных касс можно приближенно рассчитать по формуле В = Лп., (32.1) где /4сут— суточное число обслуживаемых пассажиров; й — среднее количество билетов и проездных документов, . 60 'бил /бил— средняя норма времени на продажу одного билета; I— время работы кассы за сутки, ч; а—коэффициент (~0,85), учитывающий затраты времени кассиром на подготовку рабочего места, подсчет и сдачу денег, составление отчета и пр.; при автоматических системах типа «Экспресс» а->\. «7 При этом учитывают, что часть касс работает круглосуточно, а часть — в две смены в зависимости от расписания поездов. Так как пассажирские поезда отправляются неравномерно, то следует определить потребность в кассах и в отдельные периоды суток. Такой более точный расчет выполняют на основе графика почасового подхода пассажиров и норм времени на продажу одного билета. Если, например, в период с 17 до 24 ч в среднем нужно обслужить 450 пассажиров в 1 ч (рис. 32.12) при норме на продажу одного билета 1,7 мин (35 билетов в 1 ч), то в этот период должно быть открыто не менее 450: 35^13 касс. Примерные нормы времени на продажу билетов согласно типовому технологическому процессу работы вокзала составляют: прямого сообщения 1,5—2,0 мин, пригородного — 0,15—0,20 мин, выдачи квитанции на багаж — 1,0 мин. Это время значительно сокращает применение билетно-кассовых машин и автоматов. Если часть билетов продается автоматами без участия кассиров, то /4сут в формуле (32.1) нужно уменьшить на количество пассажиров, приобретающих билеты вне касс. Для сокращения затраты пассажирами времени на получение билетов и более производительного использования труда кассиров на вокзалах введено централизованное (диспетчерское) руководство продажей билетов. Старший билетный кассир (диспетчер) имеет прямую телефонную связь со всеми кассами вокзала, а в ряде случаев и других станций. Он распределяет места на поезда между кассами, пользуясь специальными таблицами-схемами составов поездов, в которых указаны номера вагонов и мест. Диспетчерское руководство продажей билетов подготовило условия для внедрения единой технологии оформления проездных документов, учета и распределения мест на целых железнодорожных направлениях. С этой целью на отделениях дорог организованы бюро по распределению и использованию мест в пассажирских
О 1 2 3 Ь 5 6 7 8 9 10 11 12 13 П 15 15 17 18 19 20 21 22 23 Рис. 32.12. Графический расчет количества билетных касс поездах (ЛБК), а при управлениях дорог — объединенные дорожные бюро (ОДБ). В Москве, Ленинграде и Киеве созданы Центральные железнодорожные бюро обслуживания пассажиров (ЦЖБ), которые наряду с централизованной предварительной продажей билетов выделяют (по специальным каналам связи) прямые плацкарты для других дорог сети. 11ЖБ, дорожные и отделенческие бюро связаны между собой в с билетными кассами предварительной и суточной продажи билетов телеграфной (телетайпной) или телефонной связью. Сведения об освобождающихся местах передает механик-бригадир поезда по прибытии на установленные станции или по радиосвязи в ЛБК. На станциях по пути следования поезда для продажи билетов используется информация о свободных и освобождающихся местах, получаемая от ЛБК и механиков-бригадиров. Это позволяет многократно использовать места в поездах на основе заблаговременной передачи данных о высадке пассажиров и наличии свободных мест от ЛБК к ЛБК по маршруту следования поезда. Связь дает возможность широко применить продажу в пунктах отправления билетов с прямыми плацкартами (до станции назначения), что избавляет пассажиров от необходимости обращаться в билетные кассы в пунктах пересадки. Прямая плацкарта оформляется в кассе предварительной продажи на станции отправления пассажиров (или в поезде через механика-бригадира). Получив заказы на прямую плацкарту, станция передает их в ЛБК, которое, обобщив заказы со всех станций отделения, передает в ОДБ, а последнее — в ЦЖБ. Выполненные заказы по обратной цепочке передаются через ОДБ и ЛБК на станции. Вследствие сложности такой передачи целесообразно предоставлять некоторым дорогам определенное количество мест (целые вагоны), чтобы ОДБ этих дорог могли оформлять прямые плацкарты, не обращаясь в ЦЖБ. Аналогично может быть организована продажа билетов в смешанных сообщениях. Лучшая форма обслуживания пассажиров — выдача им еще в пункте отправления плацкарт на транспорт из пункта пересадки (на весь путь следования). На проходных станциях билетные кассы открывают по получении сообщения от ЛБК или механика-бригадира (начальника поезда) о наличии свободных мест, но не позже чем за 1 ч до прибытия поезда. Предварительная подача телеграмм о наличии мест дает возможность пассажирам приобретать билеты заблаговременно. Пригородные кассы, в том числе дополнительные на периоды массового отправления пассажиров, должны быть рассчитаны так, чтобы при самом большом скоплении пассажиров время на получение билета не превышало, как правило, 5 мин. Трудоемкость операций, связанных с оформлением и продажей билетов, а также учетом и составлением отчетности, потребовала механизации и автоматизации этих операций. Эта задача решается применением билеюпечатающих машин, билетно-кассовых автоматов, использующих электронные приборы и выдающих вместе с би- 15 За*. 2222 ' 449 летом учетные сведения в закодированном виде. Для печатания и выдачи пригородных билетов на вокзалах получили широкое распространение билетно-кассовые машины типа КЖ, повышающие производительность труда билетных кассиров на 25—50%, а также различные автоматы, не требующие участия кассира. Машина КЖ-2 на 18 зон учитывает нарастающим итогом денежные суммы, печатает билет, печатает на контрольной ленте порядковый номер и вид билета, номер зоны (пояса назначения), стоимость билета; производит подачу и отрезание билета, а также учитывает количество проданных билетов по зонам, видам («гуда» и «туда и обратно») и общее количество. Применяются билетопечатающие автоматы типов: АБ-2-295 и АБЗ-1495 для продажи пригородных билетов («туда» и «туда и обратно») на одну из первых шести зон АБ6М-56.349 — для продажи пригородных билетов в пределах от нулевой до 13-й зоны и другие. Автоматы принимают монеты, контролируя их по физическим свойствам, печатают и выдают билеты, суммируют денежные поступления, печатают контрольную ленгу и т. д., а при неисправности автоматически выключаются. За последние 10 лет вокзалы железных дорог получили более 1500 билетопечатающих автоматов, 11 000 машин КЖ, 15 000 блоков автоматических камер хранения, более 22 000 электрических компостеров, 1100 разменных автоматов и 200 билеюпечатающих машин «Волхов-2». Машина «Волхов-2» (рис. 32.13) для касс дальнего и местного сообщений не только печатает билеты, учитывает кассовые операции, но и одновременно выдает на перфорированной бумажной телеграфной ленте первичные сведения (номера клише), позволяющие автоматизировать составление отчетности о продаже билетов и пассажирскчх перевозках. Перфорированную ленту вводят в ЭВМ, которая по заданной программе группирует учетные данные об отдельных билетах в предусмотренном порядке, выполняет необходимые арифметические и логические действия и печатает результат в форме отчетного бланка. ЭВМ находится в дорожном вычислительном центре, куда перфорированную ленту доставляют почтой, а при необходимости передают по специальной телеграфной связи. Логическим развитием диспетчеризации и централизованного управления продажей билетов является автоматизация билетно-кассовых операций. Устройство для дистанционного автоматического распределения мест (АРМ) состоит из центрального блока с запоминающими платами и оборудования касс. Кассир на манипуляторе набирает данные по запросу пассажира о требуемых местах, которые соответственно гасятся в центральном блоке, и печатает посадочные талоны; данные о проданных местах фиксируются на контрольной ленте. АРМ заменяет диспетчера касс, повышая вместе с тем производительность труда билетных кассиров, ускоряя оформление проездных документов и исключая случаи ошибочной продажи двух билетов на одно место. Для создания максимальных удобств пассажирам, повышения производительности труда работников пассажирской службы и улуч-450 шения использования вагонов
включающего три взаимозаменяемые электронные вычислительные' машины с запоминающими устройствами большой емкости, аппаратуры передачи данных и терминалов (манипуляторов) с билетопечатающими устройствами в кассах (рис. 32.14), а также табло для оповещения пассажиров о наличии свободных мест в поездах. Система автоматически
определяет стоимость проезда, учитывает имеющиеся в и проданные места па заданное количество суток (продажу билетов за 10 суток), оформляет проездные документы в кассах по машинному запросу кассира, информирует о ходе продажи мест в поездах, может передавать данные о наличии свободных мест на станции по пути следования поездов; составляет отчетность о пассажирских перевозках и суммах провозных плат. Для оформления билета кассир при помощи электрического карандаша набирает на манипуляторе запрос о необхоаимом месте, который посылается по каналу связи в центральный вычислительный комплекс. Если имеется нужное место в вагоне, то устройство в кассе по сигналам, поступающим из центра, печатает билет; если заказ удовлетворить нельзя — пассажир и кассир выбирают новый вариант заказа билета. Система «Экспресс» эксплуатируется на вокзалах Московского железнодорожного узла, где в нее включено более 550 касс. Система может обработать до 200 000 заказов в сутки, причем производительность труда кассиров повышается в 2—2,5 раза. ЭВМ системы «Экспресс» используется также для обработки запросов из других городов на прямые плацкарты. Следующий этап автоматизации продажи билетов — оборудо Ленинградского и Киевского узлов, а в дальнейшем и ряда других с объединением их в единую систему для в*.ей железнодорожной сети Производительность комплекса «Экс-пресс-2» в несколько раз превысит производительность системы, действующей сейчас с Московском узле. Каждый комплекс «Экспресс-2» позволит обслуживать до 500 поездов, резервируя до 450 000 мест в сугки, обслуживать до 2000 касс, увеличить период резервирования мест до 63 дней.
Создание общесетевой системы позволит кардинально уп-росгить получение прямых плацкарт, так как вследствие взаимодействия вычислительных комплексов можно будет на станции отправления сразу запросить и получить билет на весь путь следования пассажира. На дорогах Японии применяют систему резервирования мест МАРС, включающую несколько ЭВМ, установленную в Токио После постепенного наращивания мощности система ежесуточно резервирует и продает билеты в среднем на 700 тыс вдест в сутки через 1400 подключенных к ней касс, расположенных в различных частях страны Отдельная установка ЭВМ (МАРС 201) резервирует места при групповых поездках на срок до пяти месяцев Производительность всей системы — 50 заказов в 1 с Автоматизацию резервирования мест в пассажирских поездах применяют также во Франции, Испании, Канаде, США и других странах Багажные кассы специализируют по прибытии и отправлении поездов, а также по приему багажа на поезда дальнего, местного и пригородного сообщения. Хранение, прием и выдачу багажа производят в специальных складах. Для улучшения обслуживания пассажиров багаж принимают к отправлению на городских станциях и квартирах и доставляют прибывший на дом Транзитный багаж в железнодорожных узлах целесообразно перевозить между вокзалами автомобильным транспортом (транспортно экспедиционных кон гор) по графику. Число окон, необходимое для приема и выдачи багажа, а также окон камеры хранения ручного багажа можно определить по периодам суток аналогично расчету количества билетных касс. На рис. 32 15 показан расчет необходимого числа окон камеры хранения в зависимости от графика почасового подхода пассажиров и пропускной способности одного окна, равной 60 пассажирам в час. Уборка вокзалов разделяется на суточную, периодическую и генеральную. Передвижные телескопические (раздвижные) вышки 4.1» Расписание отправления поездод
Рис 32 15 Расчет числа окон камеры хранения ручного багажа для очистки стен и потолков, универсальные уборочные машины для платформ (сколка льда и посыпка песком зимой, подметание, поливка летом), моечные электрические машины для мытья полов, пылесосы, машины для натирания паркетных полов и др. механизируют труд уборщиков. Составная часть технологического процесса работы вокзала — суточный план-график (рис. 32 16). Для разработки его рекомендуется предварительно составлять графики продолжительности обслуживания одного отправляющегося 'и прибывающего поезда каждой категории. Наложением операций обслуживания каждого поезда на общий планшет получают суточный пиан-график. График позволяет выявить устройства, ограничивающие пропускную способность вокзала, и принять организационные и технические меры к их разгрузке Все нормы должны основываться на детальном изучении передового опыта работников вокзалов. Затрата времени на посадку определяется по наиболее населенному вагону из расчета примерно 0,25 мин на одного пассажира с добавлением времени на проход из вокзала к вагонам. Еще лучше выявлять взаимозависимость операций и меры для их рационализации и ускорения построением сетевых графиков, принципы разработки которых изложены в п. 10.3 Гакие графики применяют также для организации уборки вокзалов и др.
информация
Носильщики ХТХ Операции 6 сВязи с дополнительным поездам Рис. 32 16. Часть суточного плана-графина работы вокзала Ситочное и сменное планирование работы вокзала заключается в установлении, на основе данных о наличии пассажиров, плана их отправления, распределения мест в поездах для продажи билетными кассирами, порядка отправления грузов пассажирской скоростью и мер обеспечения нормальной работы всех помещений, обслуживающих пассажиров. Оперативный анализ работы вокзала делают за сутки и смену. Высокие результаты организации пассажирских перевозок достигаются при комплексном подходе (опыт Прибалтийской дороги), т. е. при слаженной работе всех служб по обеспечению высококачественной подготовки составов в рейс, строгого выполнения графика пассажирских поездов всех наименований, всестороннего и заботливого обслуживания пассажиров, образцового содержания вокзальных помещений, использования современных технических средств (например, телевидение для контроля за накоплением пассажиров у касс и на пригородных платформах). 451 РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ Date: 2015-05-19; view: 749; Нарушение авторских прав |