Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 3. Коррекционно-образовательныецели





Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с су­ществительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). Совер­шенствование навыка чтения слогов и слов. Развитие синтакси­ческой стороны речи (закрепление понятия предложение).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, связной речи, фонематических представлений, навыков фонема­тического анализа, зрительного внимания и восприятия, артикуля­ционной, тонкой и общей моторики. Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами, предметы со звуками [в] и [в'] в названиях, мяч, контейнер с белой фасолью; пластмассовые снежинки с закрепленными на них предметными картинками, карточка с изображением частей снеговика, конвер­ты с плоскостными частями снеговика для магнитной доски, игра «Кормушка», карточки для игры «Снегопад», бумажные снежин­ки, половинки кругов с напечатанными на них слогами.

Предварительная работа. Составление плана рассказа о зиму­ющей птице.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Волшебные снежин­ки». [Развитие тонкой моторики. Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом.]

Логопед встречает детей у дверей кабинета, здоровается с ни­ми, приглашает их пройти к столику, на котором стоит контейнер с белой фасолью, среди фасоли спрятаны пластмассовые снежинки с Предметными картинками.

Логопед. Я наполнила этот контейнер маленькими волшеб­ными снежками, а среди них спрятала волшебные снежинки. Опустите руки в бассейн, найдите по одной волшебной снежинке.

Дети опускают руки в бассейн, достают и рассматривают сне­жинки.

Логопед. Вспомните, как произносится звук [ж]. Он есть в названии каждой картинки. Постарайтесь произнести его пра­вильно. Назовите картинки.

1-й ребенок. Жаба.

2-й ребенок. Жук.

3-й ребенок. Ежи.

4-й ребенок. Желудь.

Логопед убирает контейнер, помещает снежинки на наборное полотно.

Логопед. Садитесь. Вы правильно назвали картинки. А те­перь давайте повторим их названия все вместе.

Дети. Жук, жаба, ежи, желудь.

Логопед. Хорошо. Вы отлично справились с первым задани­ем. Сегодня мы продолжим разговор о зиме и зимующих птицах.

2. Упражнение «Узнай по частям». [Развитие зрительного вни­мания и восприятия. Работа над слоговой структурой слова (трех­сложное слово с одним закрытым слогом).]

Логопед помещает на наборное полотно картонку с изображением частей снеговика (рис. 21).

Логопед. Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

Дети. Снеговик.

Логопед. Почему вы так думаете?

 

 

Рис. 21

Дети дают объяснение. Логопед убирает карточку.

Логопед. Давайте еще раз четко произнесем это слово по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог мы еще и топнем ногой.

Дети. Сне-го-вик.

Логопед. Молодцы! Верно! Пройдите к магнитной доске, возьмите по одному конверту с частями и попробуйте сделать каж­дый своего снеговика.

Дети собирают снеговиков. Они отличаются друг от друга размерами.

Логопед. У вас получились одинаковые снеговики.

Дети. Нет. Разные. Два снеговика большие и два маленькие.

3. Упражнение «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагатель­ных и существительных с уменьшительными суффиксами).]

Дети стоят напротив магнитной доски или садятся на стуль­чики.

Логопед. Я буду говорить, что есть у больших снеговиков, а вы будете говорить про эти же части у маленьких снеговиков, называя их ласково. Например, у больших снеговиков красные но­сы, а у маленьких снеговиков красненькие носики. У больших сне­говиков черные глаза.

Д е т и. У маленьких снеговиков черненькие глазки.

Логопед. У больших снеговиков лохматые метлы.

Дети. У маленьких снеговиков лохматенъкие метелочки.

Аналогично логопед дает еще два-три задания по образованию словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных.

Логопед. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Думаю, что вы хорошо рассмотрели снеговиков. Давайте погово­рим о них в игре с мячом.

4. Игра с мячом «Скажи наоборот». [Развитие лексического со­става языка (употребление антонимов).]

Дети проходят на коврик и по просьбе логопеда образуют круг. Логопед берет в руки мяч.

Логопед. Я буду говорить о части большого снеговика, какая она, а вы будете подбирать слово-«наоборот» про такую же часть маленького снеговика. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу мяч. Длинный нос.

1–й ребенок. Короткий нос.

Логопед. Широкий шарф.

2-й ребенок. Узкий шарф.

Логопед. Большое ведро.

3-й ребенок. Маленькое ведро.

Логопед. Высокий снеговик.

4-й ребенок. Низкий снеговик.

5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. (Повторение. см. Занятие 2. Тема «Зима. Зимующие птицы».)]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сде­лать пальчиковую гимнастику.

6. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (дифференциация звуков [в] —[в'] в словах), навыков фоне­матического анализа, тонкой моторики.]

Логопед вновь приглашает детей к столику, раздает им тетра­ди, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежат закладки. По­смотрите на картинки в верхней части страницы. Что вы видите?

Дети. Ведро и ватрушку.

Логопед. Подумайте, какое слово начинается со звука [в], и обведите соответствующую картинку синим карандашом.

Дети обводят синим карандашом ватрушку.

Логопед. Хорошо. Раскрасьте ватрушку и объясните, поче­му вы ее так раскрашиваете.

Дети выполняют задание, объясняя при этом, почему они раскра­шивают ватрушку именно так.

Логопед. Какие слова со звуком [в] вы можете вспомнить?

Дети называют по несколько слов.

Логопед. А каким карандашом вы обведете ведро и по­чему?

Дети. Зеленым, потому что слово ведро начинается с мягкого согласного [в'].

Логопед. Обведите ведро и раскрасьте его.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какие слова со звуком [в'] вы можете вспомнить?

Дети называют по одному - два слова. Для того чтобы облег­чить выполнение задания, можно заранее расставить или разло­жить в разных пастях кабинета предметы, в названиях которых есть звуки [в] и [в'): совок, вазу, игрушку-корову, игрушку-волка, полчок, веревку, венок, весы, муляжи вишни, винограда и т. п.

Логопед. А теперь скажите, как называется дерево, изобра­женное в нижней части страницы.

Дети. Это ива.

Логопед. Прочитайте слово под картинкой.

Дети. Ива.

Логопед. Хорошо. Какой первый звук в этом слове?

Дети. [И].

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Красным.

Логопед. Почему?

Дети. Потому что он гласный.

Логопед. Верно. Раскрасьте первый кружок под картинкой красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой звук второй в этом слове?

Дети. [В].

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Синим.

Логопед. Почему?

Дети. Потому что он согласный.

Логопед. Верно. Раскрасьте второй кружок под картинкой.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какой звук последний?

Дети. [А]

Логопед. Каким цветом мы его обозначим?

Дети. Красным.

Логопед. Почему?

Дети. Потому что он гласный.

Логопед. Верно. Раскрасьте третий кружок под картинкой.

Дети выполняют задание.

Логопед. Сколько всего звуков в слове ива!

Дети. В этом слове три звука.

Логопед. Сколько из них гласных?

Дети. Два.

Логопед. Сколько согласных?

Дети. Один.

Логопед. Вы правильно ответили на мои вопросы и хорошо выполнили трудное задание. Я горжусь вами. А теперь закройте тетради.

Логопед убирает тетради и контейнер.

7. Игра «У кормушки»1. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов). [Развитие зрительного вни­мания, восприятия, памяти.]

Логопед помещает на коврограф плоскостное изображение кор­мушки и части ствола дерева, а перед детьми раскладывает плос­костные изображения зимующих птиц.

Логопед. Давайте поиграем в игру «У кормушки». Рассмот­рите изображения птиц, которые лежат перед вами. Выберите и назовите по одной птице.

1 - й ребенок. Дятел.

2-й ребенок. Синица.

3-й ребенок. Клест.

4-й ребенок. Воробей.

Логопед. Теперь поместите свою птицу в кормушку или рядом с ней и расскажите о том, что делает птица.

1-й р е б е н о к. Дятел сидит на дереве.

2-й ребенок. Синица сидит на кормушке.

3-й ребенок. Клест летит к кормушке.

4-й ребенок. Воробей сидит в кормушке.

Логопед. Теперь снимите изображения своих птиц с коврографа и поменяйтесь ими.

Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. Поместите каждую птицу туда, где она была. Про­верьте, не допущены ли ошибки.

Дети выполняют задание и, если это необходимо, исправляют ошибки друг друга. Логопед убирает пособия с коврографа.

8. Упражнение «Снегопад». [Развитие мышления (классифика­ция по функциональным признакам).]

Логопед раздает детям карточки. Каждая карточка разделена пи девять равных квадратов. В каждом квадрате нарисован пред­мет. Например: лыжи, велосипед, снегирь, резиновые сапоги, шуба, летнее детское платье, валенки, елочная игрушка, мяч. На каж­дой из карточек обязательно изображена одна зимующая птица (рис. 22). На стол логопед ставит контейнер со снежинками из плотной бумаги.

Логопед. А теперь игра «Снегопад». Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками все картинки, не име­ющие отношения к зиме.

Дети выполняют задание логопеда и по его просьбе по ходу вы­полнения делают комментарии.

 

 

1 Альбом «В мире живой природы». - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

 

 

 

Логопед. Замечательно! Вы справились и с этим заданием. Теперь обратите внимание на то, что на ваших карточках нарисованы зимующие птицы. Давайте составим рассказы о них. А для того что­бы вас не отвлекали другие картинки, закройте их снежинками тоже.

Дети закрывают картинки снежинками, оставив только изоб­ражения птиц.

9. Составление описательных рассказов о птицах по коллективно составленному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед убирает контейнер со снежинками.

Логопед. Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на индивидуальном занятии. С чего вы начнете рас­сказ?

Дети. Мы назовем птицу и скажем, что она зимующая.

Логопед. О чем расскажете потом?

Дети. Потом скажем, какая она по размеру и окраске.

Логопед. Затем что опишете?

Дети. Мы опишем части тела птицы и расскажем о ее особен­ностях.

Логопед. Чем закончите рассказ?

Д е т и. В конце нужно рассказать, чем питается птица.

Логопед. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди.

1-й ребенок. Это снегирь. Снегирь — зимующая птица. Он небольшой. У него красная грудка, черные голова, крылья и хвост. На крыльях у снегиря белые полоски. А на спине у него темно-серые перья. У снегиря широкий клюв и короткий хвост. Снегирь любит лакомиться рябиной.

Аналогично рассказы составляют все дети. Логопед предлагает им выбрать лучший рассказ и награждает победителя наклейкой. Затем логопед собирает карточки в контейнер.

10. Упражнение «Снежки». [Совершенствование навыка чтения.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которую при­крепляет половинки бумажных кружков с напечатанными на них слогами: ва, та, ва, гон, Ви, ка, Во, еа.

Логопед. Вот какие у меня есть снежки, но они разломились ил половинки. Вы должны собрать снежки так, чтобы на них по­лучились слова, и прочитать их.

Дети складывают «снежки» и читают получившиеся слова: Вика, Вова, вата, вагой. Логопед убирает «снежки».

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, назвать понравившиеся игры и задания. Затем он оцени­вает работу каждого ребенка и вручает детям наклейки на тетради за старание.

Date: 2015-05-19; view: 725; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию